Развитие эмоциональной сферы ребенка в совместной деятельности

Светлана Завьялова
Развитие эмоциональной сферы дошкольников в совместной с педагогом деятельности

II. Технология опыта.

Работа с детьми.

Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Работая с детьми не один год,общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходить в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.

Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку,чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников таких авторов как А. Д. Кошелев, Н. Л. Кряжева, В. М. Минаева, за основу своей работы я взяла принципы, предложенные педагогом из города Новосибирска Н.Головкиной:

Я не всезнайка. Поэтому я не буду стараться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.

Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.

Я – единственная, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.

Я чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

Чтобы работа с детьми носила целенаправленный характер, решила определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. За основу взяла диагностику, разработанную Л. П. Стрелковой,выделяя следующие параметры:

адекватная реакция на различные явления окружающей действительности,

адекватная реакция на эмоциональное состояние других людей,

широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,

адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

На основе результатов диагностики был составлен тематический план работы с детьми.

В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и другие мероприятия, на которых использую элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций.

Дети охотно играют в «Поварята», «Дотронься до…», «На что похоже настроение». Снизить уровень агрессивности у детей стараюсь в играх, в которых можно драться, например «Бой подушками» и т. д. Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т. д.).

Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, я провожу целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных произведений.

Ценность такой работы заключается в следующем:

расширяется круг понимаемых детьми эмоций,

дети начинают лучше понимать себя и других,

у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

В результате работы по эмоциональному воспитанию детей, в группе сложились определённые традиции. Мы завели «Дневник настроений». Утром, придя в группу, дети ставят свои фотографии с той пиктограммой, с каким настроением они пришли, а если оно меняется в течение дня, то они переставляют свою фотографию. Дневник концентрирует внимание детей на своих эмоциях и на эмоциях окружающих.

Весело и душевно у нас проходят сладкие вечера, дни рождения детей. Стало традицией пить чай с разными вкусностями. Такие вечера снимают психоэмоциональное напряжение.

Педагогическую работу я строю с учётом следующих положений:

Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.

Опора на возрастные возможности дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т. д.).

Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.

В своей работе я использую следующие формы организации работы с детьми:

утренние и вечерние круги,

работа во время организованной образовательной деятельности в малых группах, при этом состав группы не постоянный – в течение учебного года у каждого ребёнка появляется возможность поработать со своими сверстниками,

организация взаимодействия малых групп между собой,

обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен боятся высказывать свою точку зрения,

отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников,

построение партнёрских взаимоотношений между детьми и педагогами,

просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и других технических средств обучения,

экскурсии, целевые прогулки,

тематические вечера.

Раскрою задачи и варианты для каждой возрастной группы.

Вторая младшая группа.

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

– побуждение детей к эмоциональному реагированию,

– поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые).

Для реализации этих задач я применяла сенсорные игры, игры с водой (пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластиковые ёмкости и т. д.). Параллельно с сенсорными играми я проводила игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего по жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой для таких игр выступали произведения детских писателей, фольклор.

Во второй младшей группе знакомила детей с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, веселье, злость, испуг, печаль. Основную роль в решении этих задач выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы я акцентировала внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно, я демонстрировала проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждала детей к определению эмоциональных состояний.

Дети этого возраста должны научиться видеть и воспроизводить характерные особенности эмоциональных состояний. Для этого я использовала иллюстративный материал, театрализованную деятельность. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображением героя в разных эмоциональных состояниях, я предлагала детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.

Средняя группа.

На этом этапе решалось больше задач, связанных с эмоциональным состоянием детей. Это, прежде всего, расширение опыта эмоционального реагирования. Для этого я использовала сенсорные игры.

В среднем возрасте я пополняла «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т. д., учила подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т. д.); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарём, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов я обращалась к литературе, использовала наглядный материал. Я старалась учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении. Для решения этих задач я проводила беседы с использованием пиктограмм.

Старший дошкольный возраст.

К задачам этого возрастного этапа относятся следующее:

– совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,

– стимулирование самобытности эмоционального реагирования.

Для решения этих задач я использовала серию эмоционально-экспрессивных игр.Я старалась подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.

Поддерживая в ребёнке радостное настроение, я стараюсь укрепить его психическое здоровье.

Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребёнок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться любить – этому научиться сложно.

Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким, насыщенным,что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

Работа с родителями.

Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 26 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего 5. По результатам анкетирования я составила план работы с родителями.

На первом этапе работы я познакомила родителей с формами и особенностями игр по эмоциональному развитию детей, а также старалась подключить к процессу развития эмоциональных способностей и навыков детей.

На следующем этапе я подключила родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

Источник

Тезисы «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности со взрослым»

            В последние годы в системе дошкольного воспитания на первое место вышло интеллектуальное развитие ребёнка. В детском саду дошкольникам даётся прочная система ЗУН, необходимых для обучения в школе. Эмоциональной же сфере уделяется недостаточное внимание. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности ребёнка.

           По данным исследований современных исследователей В.П. Зинченко, А.Б. Орлова, С.Д. Смирнова, В.И. Слободчикова выделяются следующие проблемы, связанные с развитием эмоций дошкольников.

1.Дети не знают и не понимают эмоции человека.

2.Не умеют их контролировать.

3.Не сопереживают друг другу.

            Взрослые предъявляют много запретов в выражении эмоций детей. Это и запрет на слёзы (для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии и т.п. Контроль со стороны взрослых, конечно, нужен, но он не должен преследовать исключительно интересы воспитателей, родителей. В условиях детского сада мы часто забываем, что эти запреты влекут за собой ограничение жизненности, обаяния, т.е. потерю той природной естественности, которой обладает ребёнок.

              Однако в последнем документе ФГТ, утверждённом приказом Министерства образования и науки в ноябре 2009 года, наметилась тенденция к уделению должного внимания развитию личности ребёнка, его эмоционального благополучия. Безусловно, никто не забывает о системе ЗУН, которую необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, но теперь эти же знания выступают не как результат всей работы в ДОУ, а как необходимое средство, без которого не решить самую главную цель воспитательно-образовательной работы.

Если обратиться к последней примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (2011 года), то в разделе планируемые промежуточные результаты освоения программы, мы увидим качества, которыми должен овладеть дошкольник на каждом возрастном этапе. Авторами выделяется такое качество личности ребёнка как эмоционально отзывчивый. Рассмотрю данное качество на примере старшей группы, поскольку именно в этом возрасте дети уже готовы понять эмоции человека, установить причинно-следственные связи и зависимости, могут осмыслить те события, которых не было в их личном опыте.

          К концу года ребёнок шестого года жизни должен: эмоционально тонко чувствовать переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Дошкольник может проявлять эмоциональное отношение к литературным произведением, выражать свое отношение к конкретному поступку литературного персонажа. Должен проявлять эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству и некоторые другие.

Стоит также отметить, что наибольшее развитие эмоциональной сферы ребёнок получает в процессе общения со сверстниками. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Столь сильная эмоциональная насыщенность общения детей, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-х лет, сверстник становится более предпочтительным и привлекательным партнёром по общению. В связи с этим и возникла идея развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях детского коллектива.

Все мы знаем, что ведущая деятельность дошкольников – игровая. Поэтому всю свою работу я строю на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания детей в группе.

          Основной целью своей работы ставлю развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Данную цель решаю через следующие задачи.

1.Познакомить детей с эмоциями людей, формировать умение понимать их.

2.Развивать способность к эмпатии, сопереживанию.

3.Сформировать чувство принадлежности к группе.

4.Научить контролировать свои эмоции в определённых ситуациях.

          Всю свою работу осуществляю в процессе НОД, в игровой деятельности (настольные, словесные, познавательные ролевые, психологические и другие игры), в совместной деятельности с детьми. С успехом использую произведения народного фольклора: сказки, игры, потешки, загадки.

Из вышесказанного следует, что вся система воспитательно-образовательной работы не должна сводиться к передаче ЗУН. В работе с дошкольниками нужно ориентироваться на развитие личности детей и обеспечение их эмоционального благополучия. В детском саду необходимо создавать специальные условия для развития эмоциональной сферы детей. В ходе совместной деятельности следует организовывать такие игры и этюды, которые помогли бы познакомить дошкольников с эмоциями, научили бы их контролировать. Целесообразно в комплексе применять различные методы и приёмы работы по развитию эмоциональной сферы детей (использование музыкальных игр, элементов сказкотерапии и др).

Литература:

1.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических  работников дошкольных учреждений.  — М.: АРКТИ,   1999. — 48 с.

2.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 304 с.

Источник

юлия костюченко
Развитие эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста через совместную с педагогом деятельность.

1 слайд: Визитная карточка.

Я, Костюченко Юлия Николаевна. Имею соответствие занимаемой должности. У меня среднее – специальное образование. Стаж педагогической работы 14 лет, в 2014 году прошла курсы повышения квалификации на базе НИРО по теме «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО». Я и мои воспитанники активные участники городских мероприятий,таких как городской конкурс новогодних елочных игрушек «Нарядим самую большую елку вместе», городские выставки Эколого-биологического центра («Весенние фантазии», «Осенний калейдоскоп», «Волшебница зима, В 2014 году я приняла участие в городском смотре- конкурсе профессионального мастерства воспитателей «Лучшая группа ДОУ».

Мой девиз: «Учить чувствовать – это самое трудное.»

2 слайд. Тема презентации.

«Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.

…Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь»

В. А. Сухомлинский.

Из книги «Сердце отдаю детям»

В последние годы в системе дошкольного образования стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы уделяется все меньше и меньше внимания.

Однако, уже с первых дней жизни ребенок получает определенные эмоции от окружающего мира. Эти первые улыбки, смех, радость в глазах родителей определяют дальнейшее здоровое развитие малыша. Положительные эмоции помогают развивать память, речь, движения. В ответ вы получаете от ребенка улыбку, крик, понимая, что таким образом ваш малыш общается с вами. Очень важным является проявление именно положительных эмоций для дальнейшего нормального развития ребенка.

Окружающий мир постигается ребенком через четкие формы и яркие образы, особенности вещей, что вокруг. Если взрослым кажется все понятным и обычным, то некоторые свойства и явления производят на мир ребенка яркое впечатление.

Есть ли эффективный способ влияния на эмоциональное развитие ребенка? Да, есть. И этот способ-взаимодействие взрослого и ребенка.

3 слайд: Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования.

В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей.

Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность.

У детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний,сколько в становлении базовых свойств его личности: эмоциональной сферы.

4 слайд: Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Работая с детьми,я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.

Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

5 слайд: Теоретическое обоснование личного вклада педагога.

Изучив психолого-педагогическую литературу, мы выяснили, что проблема развития эмоциональной сферы у детей изучали многие ученые.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлёта и падений. Ещё в XIX веке психиатр И. А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок, и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни».

В 1914 году психолог Н. Н. Ланге считает, что эмоции незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» – мышления и воли. Возможно, причиной такого отношения к эмоциям явились трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.

В 1924 году в книге «Психология детства» психолог и педагог В. В. Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребёнка. Примерно в тоже время, в 1926 году, психолог А. С. Выготский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать.

Лишь в последнее время проблема эмоционального благополучия детей становится предметом серьёзных теоретических обсуждений (В. П. Зинченко, А. Б. Орлов, В. И. Слободчиков).

6 слайд: Цель и задачи педагогической деятельности.

Учитывая актуальность выбранной темы, проанализировав методическую литературу, программные требования, а также требования, выдвигаемые современным обществом, нами были сформулированы цель и задачи работы.

Цели и задачи вы можете видеть на слайде.

7 слайд: Ведущая педагогическая идея.

Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый, неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.

Мой опыт направлен на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

8- 14 слайд: Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования.

Развитие эмоциональной сферы проходит в разных формах взаимодействия.Это: совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность детей,взаимодействие с родителями.

Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Работая с детьми не один год,общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходит в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.

Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку,чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом (добрая приветливая улыбка, одобряющий взгляд, обнять, приласкать, приободрить, пожалеть, внимательно выслушать, заинтересовать ребенка, отвлечь от неприятных мыслей и т. д.) Деятельность по развитию эмоциональной сферыв детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться в НОД, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Продукты деятельности (инсценировки, драматизации, концерты и др.) Могут вноситься в содержание праздников, развлечений.

В моей группе дети очень малы, поэтому начала свою работу с обыгрывания потешек, песенок. Первый раз внесла в группу новую игрушку Мишку и обыграла перед детьми песенку «Мишка косолапый». Дети затаив дыхание смотрели на игрушку, вдруг ожившую в моих руках. А потом все повторяли отдельные фразы. В дальнейшем мы разучили много потешек и песенок. Всегда стараюсь привлекать детей, предлагаю им подержать игрушку в руках, научить ее чему-нибудь или показать что-то. Дети всегда с удовольствием и интересом и даже с некоторой осторожностью берут игрушку, т. к. верят что она живая. Малыши с моей помощью обыгрывали небольшие сказки, стихи таких авторов как С. Я. Маршак и А. Л. Барто. С помощью шапочек –масок,костюмов, театральных игрушек играли в подвижные игры («Кот и мыши», «У медведя во бору», «Солнышко и дождик») отгадывали загадки, передавая характер и движения персонажей. Сначала дети стеснялись изображать, а потом втянулись, полюбили эти занятия. («Лисичка- сестричка», «Зайчишка- трусишка», «Мишка косолапый» и др.)

Чтобы ярче раскрыть свои возможности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Например, в образовательной деятельности «Художественная литература» знакомим детей с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников и самостоятельной театрализованной деятельности.

В образовательной деятельности «Художественная творчество» знакомим с иллюстрациями, рисуем разными материалами персонажей той или иной сказки, делаем аппликации, лепим. Я обратила внимание что когда дети рисуют или лепят они стараются отобразить настроение персонажа (Солнышко улыбается, тучка грустит, Колобок испугался и т. д.)

В области «Познание» знакомим детей с предметами ближайшего окружения, культурой, повадками животных, природными явлениями, бытом и традицией народов, что послужит в дальнейшем материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли («Мы такие разные», «Кто о нас заботится», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Домашние любимцы» и т. д.)

«Музыка» -знакомство с музыкальными произведениями, определение характера музыки, способствующее более полной передаче образов.

«Физическая культура»– в этой области используем подвижно-сюжетные игры: «У медведя во бору», «Собачка-жучка», «Курочка и цыплята», «Зайка-беленький сидит» и т. д.

«Социализация» -использование дидактических игр. («Театр настроения», «Наши чувства и эмоции», «Ко-ко-ко» и др.)

Здоровье сберегающие технологии используемые в работе:

-пальчиковые игры со словами(«Семья», «Вышел дождик на прогулку», «Осенние листья» и т. д.)

-физкультминутка, динамические паузы. («Умывалочка», «Листья», «За грибами» и др.)

Такие занятия выполняют одновременно познавательную,воспитательную и развивающую функцию. Поэтому через их содержание,форму и методы я стремилась к достижению основных целей:

-созданию атмосферы творчества;

-социально-эмоциональному развитию детей.

Содержанием моих занятий являлось не только знакомство с текстом,но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлось практическое действие каждого ребенка.

Я пыталась выразить искренность и неподдельность эмоций и чувств, но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, не подавить робкого ребенка.

В течение всего дня я не оставляю эту работу. Во время прогулки наблюдая за животными можно предложить детям изобразить как рычит собачка, как боится котенок, как радуется воробышек и т. д. Можно предложить без слов показать кого дети видели по дороге в детский сад. Подвижные игры с сюжетом.

Утром дети любят упражнения на мимику. Необыкновенный восторг вызывает драматизация. Особенно любим инсценировать А. Барто «Игрушки» и сказку «Теремок». При этом каждый раз персонажи получаются новые,не такие как были в предыдущий раз.

Вечером читаем и делимся впечатлениями от прочитанного. Читая сказки и рассказы, я акцентирую внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно я демонстрирую проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждаю детей к определению эмоциональных состояний.

Использую дидактические игры и иллюстративный материал. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображениями героя в разных эмоциональных состояниях, я предлагаю детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя. А так же использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда….».

Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики «Соленый чай», «Ем лимон», «Сердитый мальчик», «Лампочка потухла, зажглась», «Обиделась», «Грязная бумажка» и др.

Исходя из задач по эмоциональному развитию мы создали предметно- развивающую среду в группе. Мы оборудовали зону театрализованной деятельности и «тихий» уголок, где ребенок может побыть один, поиграть в дидактическую игру, прорепетировать роль.

В зоне театральной деятельности мы разместили разные виды кукольного театра (плоскостной театр, пальчиковый театр, театр на ложках, театр на палочках, театр игрушек, театр би-ба-бо).В этой зоне у нас есть ширма для показа кукольного театра (удобная, с занавесом для смены декорации.)

Оборудован уголок ряжения, в котором есть различные костюмы, маски, атрибуты для сказочных персонажей.

Дополнили дидактическими играми и пособиями. Создали уголок настроений, где дети могут как бы «примерить» выражение эмоции.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребенка.

Основными направлениями работы с детьми по ООП являются:

-Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

-Развивать умение имитировать характерные действия персонажей, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой,позой, жестом, движением).

-Вызывать желание действовать с элементами костюмов и атрибутами как внешними символами роли.

-Создавать условия для формирования доброжелательности, доброты, дружелюбия.

-Поощрять попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь.

-Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим.

-Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и родителями.

-Вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин, предметов, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, после просмотра спектаклей, мультфильмов.

-Развивать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием, действия, сопереживать героям произведения.

Мы понимали,что добиться успеха в нашей работе можно только в контакте с родителями. Для достижения эффективной работы по эмоциональному развитию детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.В установлении взаимодействия и проявления заинте