Развитие эмоциональной сферы ребенка в школе

насретдинова надежда
Консультация «Эмоциональное развитие ребенка школьника»

Автореферат (материал для защиты реферата)

Выполнила учитель начальных классов Насретдинова Н. Г.

ПЕДАГОГИКА Ш.АМОНАШВИЛИ:

“Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”. (На доске)

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Однако, как справедливо указывал, Л. С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем (интеллекта и эмоций, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

В последнее время, время Интернета и телевизора, дети на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень важна.

Существует и другая важная проблема: в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.

Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки.

Эмоциональное развитие ребенка-школьника помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Вот поэтому мною была взята для исследования проблема развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.

Во-первых, я поработала с самим понятием «эмоции». Мы нередко считаем, что эмоции и чувства – это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». Существуют различные классификации эмоций. Я остановилась на классификации учёного-психолога К. Е. Изарда. В своих исследованиях К. Е. Изард выделил следующие основные, или, как он их называл, «фундаментальные», эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. В первой главе реферата дана характеристика каждой из эмоций и особенности эмоций у детей младшего школьного возраста.

Первым в названной выше классификации идёт Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям,они объясняли: «С ними было интересно!».

В таком же плане рассматривается каждая из эмоций, а затем обобщённая характеристика эмоциональной сферы младших школьников

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности, склонностью к кратковременным и бурным аффектам.

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

В ГЛАВЕ 2 рассматривается роль эмоций в педагогическом процессе.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Опираясь на многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (очень много материала об этом у Ш. А. Амонашвили, можно сделать вывод, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.

На этом этапе очень важно следить за развитием эмоционального состояния ребёнка. Начнем с потребности в признании. Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению самооценки детей. «Я нехороший. Я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи».

Систематические ситуации неуспеха приводят к появлению у детей тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, формированию других негативных личностных новообразований. Ребенку очень важно хотя бы в чем-то, в каких-то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях, учёба вызывает положительные эмоции.

В ГЛАВЕ 3 содержится ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ из опыта работы: что я делаю для создания положительного эмоционального фона на уроках.

В учебной деятельности учащихся большую роль играют эмоции.

Эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников.

Об одном из таких учителей рассказал А. С. Макаренко в очерке «Преподаватель словесности»:

«…В его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы не способны были оторваться от его лица.

Читал он просто, без приёмов декламаторских, но он умел незаметно вложить в каждое слово столь чувства, такую убеждённость, что древнее слово неожиданно хватало за сердце…»

Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные предметы не содержат такого эмоционального заряда, и учитель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути.

«Ботанике… необходим восторг»,- писал Тарас Шевченко. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»,- утверждал А. С. Пушкин.

Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока и существует на всем его протяжении. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Пример создания положительного эмоционального фона на уроках русского языка в 1-м классе по теме «Написание заглавной буквы С».

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех – переживание состояния радости, удовлетворения учащегося и учителя от результата своей деятельности. Приемы создания ситуации успеха на отдельных этапах урока.

1)С целью создания положительного настроения на работу урок начинается с картинки-заставки «Звонок»

2)Перед основной работы выбираем настроение –«мордашки»: «унылый», «Обида, недовольство», «Удивление», «радость», «Скука»,

Читайте также:  Развитие ребенка в условиях гипоопеки

«злость», «восторг»

3)Снятие страха. Интересно работать в парах.Работать вместе с товарищами не страшно: обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.

4)Заключительная оценка

Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей.

Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Использую готовую печатную продукцию (карточки с картинками):

«Умница!», «Старался!», «Молодец!», «Отлично!»,

«Ты сегодня отличился!» и т. д.

Из всего сказанного следует вывод: если мы хотим видеть успешного ученика, необходимо, чтобы весь комплекс школьной жизни: требования учителя, воспитательные беседы, положительное влияние детского коллектива, умелое руководство со стороны школы, воспитание в семье, положительно влиял на эмоциональную сферу младшего школьника.

Методом наблюдений было выявлено, что в 1-м, во 2-м классе общий эмоциональный тонус 81% учащихся характеризуется жизнерадостностью, бодростью, оживлением. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 23%. 42% учащихся испытывают страх, тревожность и неуверенность в своих силах. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 20%.

Одна из важнейших задач школы и учителя – воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими эмоциями, подчинять их разуму и воле.

P.S.( post scriptum)

Думается, что успех в решении любой педагогической задачи возможен только при соблюдении замечательных «Педагогических заповедей» Шалвы Александровича Амонашвили.

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАПОВЕДЯХ

“Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.

“Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом”.

“Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”.

“Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам”.

“Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая “искра Божия”.

У Амонашвили, конечно же, педагога от Бога, есть замечательная притча о педагогике.

Педагогика джунглей

Шёл Мудрец через деревню на Восток. Люди окружили его.

– Скажи, правильно ли мы воспитываем наших детей?

Тогда он ответил им:

– Послушайте притчу.

Царь джунглей Великий Лев объявил конкурс на лучший учебник по воспитанию детей, чтобы заменить им старый. Конкурсанты прибежали сразу.Сказал им Царь:

– Мне нужно знать об основной идее, о цели и о методах воспитания, которые вы утверждаете в ваших учебниках.

Первым предстал Осёл. Он привёз свой учебник воспитания во вьюке;бросил его у ног Царя и уверенно прокричал:

–Главная идея: «Безропотно таскай груз своего повелителя, но крепко стой на своём, если даже попадёшь ему в пасть». Цель воспитания личности ослёнка – упрямство. Методы воспитания – ослиные крики, прутья, испытания в выносливости, многократное, до отупения, повторение одного и того же.

Сделала шаг вперёд Обезьяна. Она держала свой учебник подмышкой.Бросила его у ног Царя и произнесла праздно и с кривляньем:

–Основа моего учебника: «Смеши своего повелителя, подразнивая его, чтобы тот забыл, какие у него были намерения по отношению к тебе». Цель воспитания личности маленькой обезьянки – искусное гримасничанье, а методы – жеманство, кривлянье, подсказки, зубрёжки.

Выступила Лиса. Она держала свой учебник в зубах. Бросила его у ног Царя и, прищурив глаза и изображая наивность,пропела:

–Вот идея моего учебника по воспитанию: «Хитростью и ловкостью, – чтобы всегда выходить из воды сухим, – присваивай чужое, и львиную долю своей добычи преподноси своему повелителю и всячески ему угождай». Цель воспитания личности лисёнка – это коварство, а методы – притворство, надувательство, тесты, проверки, экзамены.

Предстал козёл. Его учебник был написан на двух листах виноградной лозы, нанизанных на рога. Козёл бросил два листа у ног Царя и замекал:

–Вот какая у меня идея: «Живи как попало и не горюй ни о чём, если даже угодишь в пасть своего повелителя». Цель воспитания личности козлёнка – беспечность, а методы – меканье, боданье, технологии глупостей.

Царь джунглей внимательно выслушал всех участников конкурса и грустно произнёс: «Мдаа!» Потом, недолго думая,объявил:

– Оставляю в силе старый учебник по воспитанию, написанный Человеком, ибо в нём лучше, чем в ваших, обобщаются все педагогические идеи джунглей.

Мудрец умолк.

Люди осмыслили притчу и ужаснулись: в педагогике джунглей они узнали свой опыт воспитания детей.

Божественная Педагогика

Люди опять обратились к Мудрецу:

– Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.

Сказал Мудрец:

– Послушайте тогда другую притчу.

Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох.Сказал им Царь царей:

– Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.

Сказал Марк Фабий Квинтилиан:

– О, Царь царей!Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же – развитие души, ибо она у нас небесного происхождения.Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.

Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:

– Истинно, это есть Божественная Педагогика!

Предстал перед ним Ян Амос Коменский.

– О, Царь царей!Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты есть микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания Ребёнка – воспитание в нём разума. Методы же – природосообразность и мудрость.

Восхитился Царь царей:

– Истинно, тоже Божественная Педагогика!

Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:

– Послушай, о, Царь,главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, ноги – ходить, а руки – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в Ребёнке ум, сердце и руки в их единстве.Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.

Царь царей зааплодировал:

– Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!

Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс:

–В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои – народность, общественное воспитание, жизнь и устремленность.

Царь царей торжественно произнёс:

– Признаю твою Педагогику Божественной!

Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:

–Вот вам моя вера: «Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя – воспитание радостного человека.Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.

Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:

– Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!

Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:

–Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере Ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь – это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого.Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.

Читайте также:  Центр развития ребенка в городе старом осколе

Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Выслушав всех,он провозгласил:

– О достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподнесённая вами, Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!

Мудрец умолк.

Молчание людей затянулось.

Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О, человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в Ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, Ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».

Притча Ш. А. Амонашвили

Источник

«Развитие эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста в процессе обучения»

  Эмоции являются важнейшей составляющей жизнедеятельности человека.          

   Эмоциями мы называем переживания человека, сопровождаемые чувствами приятного и неприятного, удовольствия и неудовольствия, а также их разнообразными оттенками и сочетаниями. Природа самих эмоций различна. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью – положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.). Удовольствие и неудовольствие – это простейшие эмоции. Более сложные их варианты представлены такими чувствами, как радость, печаль, грусть, страх, гнев. 

    Как известно, ребенок, с рождения получавший мало эмоций, родительской любви и заботы, развивается намного хуже своих сверстников, даже при равном исходном состоянии здоровья. Врачи объясняют это состояние эмоциональным голодом, так именно эмоции поставляют человеческому организму энергию, направляющую его развитие.

     Учащиеся с умственной отсталостью характеризуются бедностью эмоциональных состояний, отсутствием оттенков эмоций.

      Перечислим особенности эмоциональной сферы учащихся, воспитывающихся в интернатных учреждениях:

  • неадекватность эмоции тем стимулам, которыми они вызваны, на похвалу и замечания
  • частая смена настроения
  • повышенная тревожность, склонность к страхам
  • нестабильность эмоциональных контактов
  • чрезмерная импульсивность в виде гнева или подчёркнутого упрямства, обиды, ревности: друг к другу, к любимому учителю, воспитателю

      Поэтому у  умственно отсталых детей роль чувств особенно высока, т.к. даже процесс обучения строится не на знаниях, а на способе их преподнесения. Обучение и воспитание должны опираться на чувства, только тогда они достигнут цели.

     Поэтому перед педагогами коррекционных школ восьмого вида стоит непростая задача – не только обучить умственно отсталых детей, но и осуществить коррекцию эмоциональной сферы учащихся.

Рассмотрим процесс эмоционального взаимодействия  в системе «учитель – ученик».

    Ученик приходит в школу уже со своим эмоциональным багажом. По этому признаку учитель в большинстве случаев может безошибочно определить, из благополучной или неблагополучной семьи пришел ребенок. При этом понятие «благополучие» напрямую связано с эмоциональной атмосферой, царящей в семье, а не с материальным благосостоянием. Ребенок, имеющий багаж отрицательных эмоций (энергий), интуитивно будет стараться от них избавиться. При этом он может передавать эти эмоции, как своим одноклассникам, так и учителю или любому участнику образовательного процесса, провоцируя различного рода конфликты. Возможно, данный ребенок будет болезненным. Это происходит в тех случаях, когда ребенок загоняет полученные отрицательные эмоции внутрь, т.е. не дает им выхода. Реакция будет различаться в зависимости от рода полученной энергии.

    Учитель приходит в школу тоже со своим эмоциональным багажом, немалый вклад в который вносит социальная неуверенность, незащищенность. Чтобы обеспечить себе прожиточный уровень, учитель вынужден давать по пять – шесть уроков ежедневно, а это эмоциональное и психологическое взаимодействие с большим количеством учащихся. Получая в какие- либо моменты отрицательные эмоции, учитель из за своей социальной роли не имеет права их выплеснуть, т.е. в большинстве случаев эмоция загоняется внутрь организма, где и продолжает свою разрушительную работу. Любой человек обладает эмоциями двух разных уровней. Первый уровень – тот, который видят окружающие, второй – внутренний, это тот, который не замечает никто, но именно за счет энергии этих внутренних эмоций и происходят функциональные изменения в организме.

   Рассматривая взаимодействие в системе «учитель – ученик», нельзя не учитывать эти факторы. Современные требования к организации учебного процесса направлены на организацию личностно ориентированного обучения. Первый практический шаг в этом направлении можно сделать, если, учитель будет рассматривать взаимодействие с учеником с точки зрения эмоционального энергообмена. При этом важно иметь в виду следующее.

  1. Иметь информацию об эмоциональной атмосфере, царящей в семье. Знания об этом вряд ли могут быть полными, но даже самые незначительные моменты общения с родителями, учеником уже дают информацию о том, каков основной эмоциональный фон этой семьи. Хорошо бы, конечно, эту работу вести профессиональному психологу, но таких в школе катастрофически не хватает.
  2. Учитель в общении с учащимися в первую очередь должен продумывать, какую эмоциональную реакцию вызывает его воздействие. К сожалению, одна из самых распространенных эмоций, которую учитель вызывает у ученика – это эмоция страха. Учитель зачастую заставляет ученика изменить свое поведение, изменить свое отношение к учебе, действуя нотациями, жалобами родителям, разного рода угрозами (например, угрозой поставить неудовлетворительную оценку, оставить на второй год и т.п.). При этом зачастую не реализуется главная цель обучения – обеспечить позитивное развитие ученика.
  3. Эмоция страха относится к отрицательным эмоциям, вызывающим неприятные ощущения и негативные физиологические изменения. Рассмотрим ситуацию, когда ребенок под действием угрозы изменил свое поведение. Причина изменения заключается в том, что ребенок не желает испытывать заново эти ощущения. Далее возможны несколько вариантов развития событий в зависимости от воспитания и уровня культуры. Стремясь избавиться от отрицательной энергии, ребенок может совершать акты агрессии или подобные им, может изменить свое отношение  данному событию, заменив эмоциональное отношение и используя свое мышление, или загнать эмоцию внутрь и постараться забыть о ней, но эмоциональная энергия, загнанная внутрь, продолжает работать, производя негативные физиологические изменения. Нельзя сказать, что данная эмоция не нужна человеку. Именно страх удерживает нас от многих необдуманных поступков. Но  в большинстве случаев у человека есть выбор: избежать эту ситуацию, быть предельно осторожным или подавить это чувство. У ребенка такого выбора зачастую нет. Если взаимоотношения с учителем, классным руководителем, одноклассниками вызывают у ребенка неприятные ощущения, зачастую он вынужден подавлять это чувство.
  4. Диалог учителя с родителями должен быть конструктивен по своей сути. Когда учитель жалуется на поведение ученика, это однозначно вызывает у родителей отрицательные эмоции, т.е. неприятные физиологические ощущения. Хорошо если родители смогут справиться с той ситуацией, с которой не может справиться учитель; в противном случае, если родители не обладают специальными знаниями, педагогическим чутьем, они начинают просто избегать школу, чтобы избежать неприятных ощущений. Сообщая родителям неприятные новости, учитель должен сразу же вместе с родителями искать пути изменения ситуации.

    Эмоции умственно отсталых учащихся можно и нужно развивать на любом уроке или занятии, некоторые из них такие как ИЗО, музыка, чтение, физическая культура, ритмика имеют для этого большие возможности.

       Ведущим методом коррекции эмоциональных нарушений  в школьном  возрасте является имитация детьми различных эмоциональных состояний.

 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ РИТМИКИ

Ритмика способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально-ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения.

Читайте также:  Социально коммуникативное развитие ребенка 6 лет

   Для эмоционального развития детей используется цикл уроков. Содержание игр, упражнений, этюдов, используемых на уроках, их организация и методика проведения направлены на преодоление замкнутости, скованности, нерешительности, развитие языка жестов, мимики, пантомимики, понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. Дети учатся осознавать свои эмоции, распознавать эмоциональные реакции других людей. Формируется умение адекватно выражать свои эмоции, используя при этом вербальные и невербальные средства.

Структура урока состоит из четырёх этапов:
• приветствие
• разминка
• основная часть
• заключительная часть

Приветствие представляет собой ритуал начала  урока. Здесь используется художественное слово, различные формы приветствия, улыбка, поклон закрепляется умение устанавливать зрительный контакт с собеседником. Приветствие вызывает у детей положительное эмоциональное состояние, настраивает на доброжелательное отношение друг к другу.

Разминка. В этой части урока используются: ритмико-гимнастические упражнения (с предметами и без них), направленные на преодоление пассивности, скованности, на развитие мелкой и общей моторики, внимания; проводится подготовка к основной части урока. Элементы танцевальной терапии, а так же упражнения,  задействующие воображение, фантазию школьника.

В основной части урока используются:
– обучение детей танцам и пляскам
– музыкотерапия (упражнения с детскими музыкальными инструментами, прослушивание музыки, инсценирование песен, музыкальных сказок)
– игровая терапия (игры развивающие эмоциональную сферу, мимические и пантомимические этюды,  игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций)При обучение детей танцам и пляскам средствами музыки и ритмических движений,   я на уроках  посвящаю  исследованию раскрытия одной новой для детей  эмоции.
Например: каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и эмоционального образа в танце. Навыки музыкального восприятия  помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и  чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Музыкотерапия –  это особая форма работы  с использованием музыки в любом виде (прослушивание записей, игра на музыкальных инструментах, инсценирование песен, музыкальных сказок) – направлены на решение не только музыкальных задач, но и  значимых для развития ребенка эмоциональных проблем. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
    Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей посредством музыки. Мне близок музыкальный фольклор: чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, ребенок должен сам активно действовать (играть на доступном музыкальном инструменте, говорить о народной музыке и воплощать ее в движениях). Сущность музыкального фольклора заключается в том, чтобы вызывать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают положительное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

     Например: РАДОСТЬ.
1. Прослушивание пьесы П.И.Чайковского «Новая кукла».
Вопросы к детям:
– О чем вы думали, когда слушали музыку?
 – Что чувствовали?
– Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное прослушивание музыкального произведения.
Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.
3. Беседа.
Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события.

   Так же в инсценирование музыкальных сказок осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, музыка в сказке является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Игровая терапия – использование игры для коррекции тех или иных нарушений у человека. Эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста происходит в игровой деятельности. Игра позволяет обогатить эмоциональную сферу ребенка. В игре дети общаются друг с другом и в результате интенсивно формируются чувства товарищества, дружбы, коллективизма.

а) Игры, развивающие эмоциональную сферу младших школьников:
– лото настроение
– назови похожее
– испорченный телевизор
– что было бы, если бы,
– угадай эмоцию

Например:                   УГАДАЙ ЭМОЦИЮ

На столе картинкой вниз раскладываются схематические изображения эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка — узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. НА первых порах взрослый может помочь ребенку. Остальные дети-зрители должны угадать, какую эмоцию изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Б) Мимические и пантомимические этюды. 
Цель: овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать. Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, позой, походкой.
 Для того чтобы дети могли верно, оценивать свое состояние, а в нужный момент и управлять им, необходимо научить каждого ребенка понимать себя, и, прежде всего — ощущение своего тела.
  Проигрывание ситуаций, которые дают возможность детям не просто рассуждать о той или иной проблеме, а эмоционально проживать её.

в)    Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, злость, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка.
   В таких упражнениях ребенок тренируется точно выражать и переживать свои чувства, а так же понимать чувства, эмоции, действия, отношение других детей, учится сопереживать.
  Не менее важен метод ролевой игры, где проблемы и конфликты «гасятся» посредством драматического изображения.
   Подобные методы на уроках создают эмоциональную поддержку, укрепляют климат психической безопасности.

В заключительной части урока детям предлагаются упражнения на релаксацию и развитие воображения. В этой части урока я обязательно использую спокойную музыку.
Цель: закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения.

   Благодаря таким урокам, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

   Сознательное  использование эмоциональных реакций является необходимым условием для эффективного обучения. И соответствующим образом организованная работа по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребёнка, но и смягчить вышеназванные проблемы. Навыки преподавания позволят ему построить процесс обучения творчески и с наибольшей эффективностью. Такой подход позволяет значительно расширить возможности личностно ориентированных и развивающих технологий обучения.

Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

“СРЕДНЕАХТУБИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА”

(ГКС(к)ОУ “Среднеахтубинская С(к)ОШИ”)

Доклад

на тему:

«Развитие эмоциональной сферы

детей младшего школьного возраста

в процессе обучения»

   Подготовила учитель

первой категории:

Никифорова Е.А

р.п. Средняя Ахтуба

2014г.