Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства

Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства thumbnail

Ирина Ливадняя
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние. Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции.

В настоящее время увеличивается число дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии. Отмечается состояние эмоциональной напряженности, занижена самооценка, повышен уровень тревожности. Часто возникающие отрицательные ситуации, неумение справляться с возникшими проблемами, невнимательные окружающие все это приводит к нарушению эмоционального состояния у детей. Если вовремя не обратить внимание на нарушения в эмоциях, которые возникают у детей, то это может стать предпосылкой для психосоматических заболеваний, участившихся за последние годы. Надо заметить, что положительные эмоции приносят пользу для психического и физического развития.

Вот почему необходимо ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они означают.

Эмоциональное развитие детей до 3 лет достигает такого уровня, что они могут вести себя образцово. Но то, что у детей есть способность к так называемому хорошему поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. Для этого возраста характерны резкие перепады настроений, т. к. их эмоциональное состояние зависит от физического комфорта. На настроение детей начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Малыши начинают оценивать поведение окружающих людей, появляется первичная самооценка «Я хороший», как правило, в этом возрасте она максимально завышена.

К 4-5 годам у детей снижена утомляемость, эмоциональный фон настроения становится более стабильным, дети становятся более выносливыми.

К 6-7 годам дети становятся, более сдержанны, сдерживают слезы, агрессию, скрывают свои страхи. Повышается самокритичность, самоконтроль, появляется чувство собственного достоинства, чувствительны к словам и их оттенкам, отношению к окружающим. Также ярко выражена потребность в признании, понимании, одобрении. В общении со сверстниками отношения становятся более гибкими. Авторитетом для подражания для девочек становится – мать, для мальчиков – отец. Идет постоянное сравнение поведения сверстников и родителей, нахождение соответствия и различий между ними. К этому возрасту дети должны:

Испытывать чувства привязанности, любви и нежности к своим близким;

Быть общительными, взаимодействовать со сверстниками на равных;

Обладать адекватной самооценкой, уверенностью;

Реализовать свою потребность в понимании со стороны близких и значимых для них лиц.

Все это можно сформировать при разумном эмоциональном воспитании детей. Детям важно помочь научиться распознавать свои чувства и чувства других, познакомить с миром чувств и эмоций, развивать познавательные и творческие способности.

Чтобы дети выросли эмоциональноустойчивыми и психически здоровыми нужно:

Общаться с детьми, интересоваться их переживаниями, внутренним состоянием;

Проявлять любовь объятиями, ласковым взглядом, поглаживанием;

Быть доброжелательными и терпимыми;

Постоянно вселять веру детей в их силы и возможности;

Одобрять даже самые незначительные успехи детей.

Формирование положительных эмоций должно рассматриваться как одно из основных задач воспитания детей. Особенно это важно в дошкольный период – один из самых значимых этапов жизни детей.

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ, СОЗДАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ, РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ.

«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)

Цель: игра помогает детям запоминать имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, подсказывающее их имя. Упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.

«Мое настроение»

Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии.

Ход игры:Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.

«Передача чувств»

Цель: научить детей передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.

Ход игры: Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто-то из детей хочет побыть ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое-нибудь настроение.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся»

Цель: соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение.

Ход игры: Упражнение выполняется в парах, с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2—3 минуты):

Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь лучше узнать своего соседа. Опустите руки.

Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы снова друзья.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше?

«Сижу, сижу на камушке»

Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку другому человеку (сверстнику).

Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком.

Сижу, сижу на камушке,

Сижу на горючем,

А кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Меня сменит-переменит,

Еще приголубит?

После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

Читайте также:  Требования к развитию ребенка пяти лет

«Эмоции героев»

Цель: способствовать развитию эмпатии, умения оценить ситуацию и поведение окружающих.

Ход игры: Взрослый читает детям сказку. Ребенку заранее выдаются маленькие карточки с символическими изображениями различных эмоциональных состояний. В процессе чтения ребенок откладывает на стол несколько карточек, которые, на его взгляд, отражают эмоциональное состояние героя в различных ситуациях. По окончании чтения каждый ребенок объясняет, в какой ситуации и почему ему кажется, что герой был весел, грустен и т. д. В эту игру лучше играть или индивидуально или в малой подгруппе. Текст сказки должен быть невелик и соответствовать объему внимания и памяти детей определённой возрастной группы.

«Интересный разговор»

Цель: снять напряжение, развить коммуникативную функцию речи, развить воображение.

Процедура проведения. У детей в каждой руке по прищепке.Ритмичное открывание и закрывание прищепок обеими руками по ходу проговаривания текста:

Лягушонок: «Квак-квак!»

А утенок: «Кряк-кряк!»

Все сказали, все спросили,

Хорошо поговорили!

Источник

От автора: Дошкольный возраст – это возраст, когда малыш начинает понимать и осознавать себя, когда он подбирает способ эмоционального реагирования, от которого отталкивается при выборе поведения. Это могут быть как добрые чувства, связанные с нравственностью и чувством долга, так и эгоизм, корысть. Дети этого возраста не так наивны и неопытны, как может показаться на первый взгляд. Безусловно, у дошкольников невелик опыт, однако его эмоции обгоняют сознание. При всем этом, ребенок уже занял конкретную позицию по отношению к старшим, к осознанию того, как надо себя вести и чем руководствоваться. Его отношение к окружающему, в первую очередь зависит от взрослых, его воспитывающих.

          Эмоциональная сфера имеет важное значение в жизни человека. Её изучению и описанию посвящено огромное количество исследований отечественных и зарубежных психологов.

Эмоциональное развитие дошкольников

В последнее время проблема эмоций и чувств человека, как базис его душевной жизни стали предметом серьезных теоретических обсуждений педагогов и психологов, однако, до настоящего времени эмоции, как психические процессы, понимаются по-разному, существуют некоторые расхождения и даже противоречия в определениях. Это объясняется тем, что с одной стороны, эмоции всегда протекают как неотделимая органичная часть более сложных психологических состояний, включающих в себя другие эмоциональные процессы – чувства и настроения. С другой стороны, все эмоциональные процессы глубоко личностны и субъективны, в связи с чем процесс объективного изучения этих явлений существенно затруднён.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников. Умение понимать свои эмоции и управлять ими выступает весомым моментом в становлении личности ребенка.

На протяжении дошкольного детства происходит развитие эмоций – они со временем делаются максимально фундаментальными, и наиболее крепкими, и наиболее рациональными.

Выготский говорил о том, что ребенок познает мир, в первую очередь в образах. Данные образы весьма ярки, многие свойства предметов, которые нам, взрослым, давно стали обычными, на детей производят неожиданное, незабываемое впечатление. Краски, звуки, формы заполняют детское сознание значительно полнее, нежели наше.

Постигая что-то незнакомое, ребенок опираться на те образы, какие у него ранее уже сформировались. Абстрактные вербальные размышления старших, дошкольник понимает с большим трудом, а то и совершенно не понимает. Однако в случае если эти же знания ему изобразить наглядно, он освоит их с легкостью.

Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства

В играх детей предметы претерпевают метаморфозы, и сам ребенок проявляет возможности трансформации ролевых статусов, демонстрируя «превращение» то в “отважного солдатика”, то в “человека-ракету”, или “врача”. Со временем становятся возможными игры, которые полностью совершаются в фантазиях детей.

Эмоции ребенка не так осознанны, как переживания взрослого, они как быстро вспыхивают, так же быстро и гаснут. Переход от одного эмоционального состояния к другому зачастую мгновенен, от только что бурного веселья ребенок может одноминутно перейти к слезам. Контролировать все свои чувства и переживания малыш не способен и вследствие этого оказывается заложником охвативших его эмоций.

Источник самых сильных переживаний ребенка принадлежит к его контактам со взрослыми и детьми. Если окружающие люди показывают ему внимание, понимают и принимают его, то он испытывает чувство комфорта и защищенности, уверенности; и тогда ребенок пребывает в жизнерадостном и бодром эмоциональном состоянии. Положительные эмоции способствуют благополучному развитию ребенка, благодаря ним у малыша вырабатываются позитивное отношение к детям и взрослым.

У ребенка, поведение окружающих его людей, постоянно вызывает всевозможные эмоции, от чувства радости до горя и обиды. За этим следует и обратный эффект эмоциональной отдачи в зависимости от того была ли ему причинена обида, несправедливость или ласки и одобрение.

Дети дошкольного возраста проявляют чувства любви и нежности, к людям, которые о них заботятся, это, как правило, родители и близкие родственники, те, кто всегда рядом и испытывает любовь и сочувствие к ребенку.

Но также они проявляют чувства ревности к тем, кто как им кажется, пользуется, большей любовью и вниманием, этом может и быть и другой ребенок или брат, или сестра. Такие же чувства дошкольники испытывают и к персонажам мультфильмов и сказок; они могут сочувствовать персонажу сказки иногда даже сильнее чем реальному событию. И сколько раз бы ребенок не пересматривал полюбившейся ему мультфильм, эмоции, испытываемые им, нисколько не ослабевают, а порой даже усиливаются, поскольку дошкольник все больше и больше начинает вживаться в сюжет мультфильма и все действующие герои становятся ему ближе и понятнее. Он начинает воспринимать их как своих знакомых и даже идентифицируется с некоторыми из них.

Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства

Как бы ни возмущались дети проделками отрицательных героев и не желали защитить любимого персонажа, тем ни менее они все же проявляют сочувствие к злодею, если тому приходится уж слишком плохо. Взаимоотношения с другими людьми, их поступки – важнейший, однако разумеется никак не единственный источник эмоций дошкольника. Радость, нежность, сочувствие, изумление, ярость и другие волнения могут появляться у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, объектам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими поступками и переживаниями, ребенок склонен присваивать их и предметам. Он сострадает сломанной игрушке, сердится на поранившую его ветку.

Читайте также:  Конспект на тему познавательное развитие ребенка в детском саду

Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства

Особую роль из числа детских эмоций занимает яркое чувство страха. Возникновение боязни происходит нередко вследствие неверного воспитания и неразумного поведения взрослых. Характерными считаются случаи, когда взрослые приходят в отчаяние по малейшему поводу. Согласно их взглядам, ребенку постоянно угрожает опасность. Подобные действия поведение взрослых приводит ребенка в состояние напряжения, беспокойства и страха.

При встрече детей с необыкновенными, новыми объектами или ситуациями у него помимо удивления и любопытства, может возникнуть беспокойство и острое тревожное состояние.

Старший дошкольный возраст характеризуется своеобразной формой протекания эмпатийного реагирования. Это сопряжено с переустройством эмоциональной сферы детей с прямого эмоционального реагирования к опосредованной высоконравственными аспектами и взаимоотношениями в форме эмпатийного переживания.

Значительно меняются в старшем дошкольном возрасте и внешние проявления эмоций детей. Ребенок учится контролировать внезапные вспышки проявления эмоций, он развивает способности сдерживать смех или плачь, не показывать страх, он овладевает навыком распознавать язык жестов, мимики, оттенки речи. В дальнейшем он сознательно в случаях необходимости способен управлять своими эмоциями, чтобы донести нужную информацию до окружающих.

Мотивы поведения детей значительно меняются в течение дошкольного возраста под действием эмоциональных реакций. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на эмоциональную окраску поведения детей. Это, прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые.

Иная группа мотивов, каждый день проявляющихся в поведении ребят, это мотивы игровые, связанные с вниманием к самому процессу игры. Эти мотивы бывают замечены в ходе овладения игровой работой и переплетаются в ней со влечением работать как зрелый человек. Большущий смысл в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы установления и хранения позитивных отношений со взрослыми и другими ребятами. В отличие от 3-х летнего малыша, который имеет возможность стимулировать преднамеренно конфликтную обстановку, для того чтобы, например, взглянуть на итог, для него это также собственного эксперимент, малыш возраста 5 – 7 лет, постарается избежать конфликтных обстановок.

Доброжелательное отношение, окрашенное в положительные эмоции, со стороны находящихся вокруг него людей очень нужно ребенку. Дошкольнику принципиально немаловажно не только осознавать, испытывать, собственно, что к нему отлично относятся, но и слышать это, и осознавать, что он не только хорошо поступает, но и сам является положительной личностью.

Влечение к позитивным отношениям со старшими вынуждает детей считаться с их воззрениями и оценками, исполнять констатируемые ими критерии поведения. По мере формирования контактов с ровесниками для детей становится наиболее значимо их отношение к нему. И чем больше им нравятся их сверстники, чем большей популярностью они пользуются, тем сильнее ребенок стремится завоевать их симпатию, расположение. Так же в дошкольном возрасте у ребенка формируются мотивы себялюбия и самоутверждения, и малыш начинает требовать, чтобы его уважали, уважали его мнение, выполняли его требования.

К старшему дошкольному возрасту дети как правило могут неплохо взаимодействовать с находящимися вокруг их взрослыми и детьми, подчиняясь общепризнанным правилам и нормам. Некоторый уровень социализации дает им возможность справляться с агрессивностью, они уже более осмотрительны и внимательны, и готовы к сотрудничеству.

Огромный смысл в усвоении стандартов и правил эмоционального реагирования и поведения содержит становление у ребят ощущения гордости и ощущения позора, которые принуждают малыша сообразовывать собственные действия с оценками и ожиданиями взрослых.

Основной путь воздействия взрослых на становление личности ребенка – это организация освоения нравственных общепризнанных правил, регулирующих поведение людей в обществе. Эти общепризнанные правила усваиваются ребенком под воздействием образцов и правил поведения. Эталонами поведения для ребят становятся сами взрослые: их действия, отношения, поступки. При этом, естественно, важной составляющей воздействия взрослого на малыша служит его личная система психологических реакций, оценок, характеристик.

Развитие эмоциональной сферы ребенка в период дошкольного детства

Источник

Под эмоциональной сферой личности принято понимать не только эмоции, а сложный комплекс эмоций и других эмоциональных явлений: тона, эмоциональных свойств личности. Благодаря им появляется понятие эмоциональных типов личности и эмоционально устойчивых отношений (чувств), каждое из которых имеет свои четкие признаки и отличия друг от друга.

В жизни каждого человека эмоции имеют огромное значение. Но для ребенка эмоции становятся и определителем ценности предметов и явлений, своеобразным эталоном их качества. Именно с помощью чувств дошкольник воспринимает небольшой мир, окружающий его, благодаря им он может показать взрослым, что он чувствует и ощущает[14,4].

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих[10, 87].

Читайте также:  Повседневная жизнь и математическое развитие ребенка

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций – интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу – это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка[7,15].

К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» – то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше.

 Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться[11,71].

Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра – живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго – к примеру, на несколько дней – и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться.

Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие.

 Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний. Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха[16, 113].

Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет[24, 45].

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

-освоение социальных форм выражения эмоций; – формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

-благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Источник