Развитие эмоциональной сферы ребенка в коррекционных группах
Коррекционная работа по развитию эмоционально-волевой сферы у
дошкольников
Еще не владея не только активной, но и пассивной речью, нормально развивающийся ребенок вступает в эмоциональный контакт с окружающими его, заботящимися о нем людьми, обычно – с матерью. Он отвечает улыбкой и характерными на обращенные к нему слова, произносимые с ласковой интонацией. У детей с нарушением эмоционально-волевой сферы присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
Коррекционная программа включает 10 занятий. Время одного занятия 25-35 минут. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста. При комплектовании группы детей с эмоциональными нарушениями необходимо учитывать их возраст, степень тяжести эмоциональных нарушений. Число участников группы 10-12 детей. Каждое занятие сопровождается соответствующей музыкой.
Занятие 1
Цель: знакомство детей друг с другом; сплочение группы, снятие напряженности, скованности; формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия.
1.Подготовительная часть занятия.
- Ритуал приветствия
Игра «Рисование коллективного рисунка».
Педагог предлагает детям подойти к доске, на которой прикреплен большой ватман, и фломастерами нарисовать то, что каждый желает, но нарисовать так, чтобы получился общий рисунок. После выполнения задания рисунок коллективно просматривается и обсуждается.
2.Основная часть занятия.
Игра «Я за стеклом и меня не слышно, я хочу сообщить что-то собеседнику»
Ход игры. Педагог предварительно объясняет играющему, что он должен изобразить без слов. Например «Ты на вокзале, опаздываешь на поезд, но у тебя нет билета, билет у твоего собеседника, который за стеклом и не слышит тебя, а тебе надо ему это сообщить». Это упражнение направленно на установление эмоционального контакта с членами группы, на развитие сотрудничества и взаимопонимания.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 2
Цель: формирование позитивного настроя на занятия, формирование навыков эмоционально стабильных реакций детей в ситуациях отсутствия предварительного опыта.
1.Подготовительная часть занятия.
- Ритуал приветствия
Игра в «Жмурки».
Группа детей из 2-3 человек с завязанными или закрытыми глазами догоняет и ловит остальных детей. Затем дети на ощупь узнают, кого поймали.
2. Основная часть занятия.
Игра «Роли, которые играют люди»
Стимульный материал: разные атрибуты – шапочка доктора. Указка учителя, кисточка художника и т.д. Детям предлагается выбрать атрибут и согласно выбранным ролям изменить свое эмоциональное состояние и поведение.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 3
Цель: снятие напряженности, эмоциональный настрой на занятия; закрепление спонтанности поведения
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Моргалки»
Дети разбиваются на пары. Инструкция: пристально смотреть друг на друга как можно дольше. Не моргая. Победитель выбирает, с кем он продолжит игру. Обратить внимание на симпатии детей друг к другу.
2.Основная часть занятия.
Игра « Я заблудился в лесу».
Дети по очереди изображают, как они выходят из темного леса, где много препятствий: овраги, болото и пр. Можно использовать мебель (стулья, скамейки и пр.).
Игра «Угадай мое чувство»
Ребенку предлагается выразить чувство удивления, радости, обиды, сочувствия и пр. Дети показывают на заранее заготовленных карточках, какое чувство изображает играющий.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 4
Цель: снятие напряжения, позитивный настрой на занятие; коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Зеркало»
Ведущий изображает кого-то из животных. Члены группы угадывают. Ведущие поочередно меняются.
2. Основная часть занятия.
Игра «Какая маска говорит»
На доске вывешено пять масок, которые демонстрируют определенные эмоциональные состояния: радости, грусти, испуга, удивления, злости. Педагог произносит различные реплики, якобы от лица масок, высказывания, а ребята должны определить, какая маска говорит.
Также детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, например: «Мама пришла», но произнесенную с различными эмоциональными оттенками. При этом описывались разнообразные ситуации, предшествующие данной фразе:
- Петя целый день был один дома. Ему не с кем было играть, и он очень скучал. Но вдруг раздался звонок в дверь, он очень обрадовался: «Мама пришла!»
- Петя с другом увлеклись играми. Они играли в конструктор, в прятки, потом решили поиграть в индейцев. Ребята разрисовались красками, вырезали из бумаги из бумаги перья. Вдруг раздался звонок, и Петя с испугом сказал: «Мама пришла».
- Петя остался один дома. У него было много игрушек. Сначала он играл в машинки, потом решил порисовать, затем стал лепить из пластилина и не заметил, как пролетело время. Вдруг раздался звонок, и он с удивлением сказал: «Мама пришла».
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 5
Цель: сплочение группы; переработка и отреагирование положительных и негативных эмоции.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Все наоборот»
Психолог предлагает разделиться детям на пары. Каждой паре вручает карточки, где символически изображены движения. Например, руки вверх, вправо, влево. Играющие как можно быстрее должны выполнить эти движения, но наоборот. Ведущий оценивает число ошибок. Затем дети меняются ролями.
2.Основная часть занятия.
Игра «У меня есть собака»
Необходимо проговорить фразу: «У меня есть собака» после того, как педагог опишет ситуацию.
- Ты давно мечтал иметь собаку, но мама и папа всегда говорили: «Подрастешь, купим тебе собаку». Шло время, и наконец настал твой день рождения. Родители купили тебе собаку, ты очень обрадовался, бегал по квартире и радостно кричал: «У меня есть собака!!!!»
- В вашей семье давно живет собака. Сначала она была молодая, веселая, сильная, потом она постарела и заболела. Собака все время лежит и стала грустной. Тебе очень жалко свою собаку, и ты всем с грустью говоришь: «У меня есть собака».
- Ты, твой папа и твоя мама живете в большом загородном доме. Вам нужна собака, чтобы охранять дом, но вы никак не можете ее купить. Однажды вам предложили взрослую собаку, и вы ее взяли. Эта собака оказалась очень злой, она бросается не только на тех, кто приходит в ваш дом, но и на вас. Ты очень боишься, собаки и поэтому со страхом говоришь о ней: «У меня есть собака».
- Тебе на праздник подарили собаку. Сначала она тебе нравилась, но потом собака стала все портить в твоей комнате. Она погрызла диван, ножки стола и стула, испортила твои тапочки. Ты очень злишься на нее и зло говоришь: «У меня есть собака».
- Под Новый год всегда происходят какие-нибудь чудеса. Ты давно мечтаешь о собаке, всегда думаешь о ней. В новогоднюю ночь ты ищешь подарки под елкой. Вдруг один подарок шевелиться, и удаляется от тебя. Ты не веришь, своим глазам и начинаешь разворачивать коробку, а там сидит собака. Ты удивленно вскликиваешь: «У меня есть собака!»
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 6
Цель: снятие напряженности, скованности; формирование у ребенка адекватного отношения к себе.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Передача ритма по кругу». Дети образуют круг. Ведущий хлопает в ладоши в определенном ритме. Все члены группы поочередно по кругу повторяют, хлопая в ладоши, заданный ритм.
2.Основная часть занятия.
Игра «Как я вижу себя в окружающем мире»
Дать возможность ребенку с помощью вербальных и невербальных приемов объяснить окружающим свое понимание себя в окружающем его мире. Стимульный материал: цветные карандаши, фломастеры, большие листы ватмана.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 7
Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива; развитие эмоциональной сферы ребенка.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
Игра «Сороконожка» Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседать, прыгать на одной ножке, проползает между препятствиями. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, сохранить «сороконожку» в целости.
2. Основная часть занятия.
«Тренировка эмоции» Нужно попросить ребенка:
нахмуриться, как
- осеняя, туча
- рассерженный человек
- злая волшебница;
улыбнуться, как
- кот на солнце
- само солнце
- Буратино
- хитрая лиса
- радостный ребенок
- будто ты увидел чудо
позлиться как
- ребенок, у которого отняли мороженое
- человек, которого ударили
испугаться, как
- потерявшийся в лесу
- котенок, на которого лает собака
устать, как
- папа, после работы
- человек, поднявший тяжелый груз….
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 8
Цель: положительный настрой на занятие; помочь детям почувствовать свою сопричастность к группе, понять, как дискомфортно быть одиноким.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
«Лето, поход, пляж». Шли дети на пляж, по дороге встретили лягушку (широко улыбнулись, напрягли щеки, затем расслабились). Пришли на пляж, зашли в воду и вначале решили побрызгаться (присели, встали, руками сымитировали брызганье.) Затем они начли нырять (сесть, встать). Дети долго купались и замерзли. Вышли из воды. При нырянии вода попала в уши (надо ее оттуда удалить) Прыгаем на левой ноге, голову наклоняем налево и пальчиком массажируем леве ухо, прыгаем на правой ноге – голову наклоняем направо и массажируем правое ухо. Растираемся полотенцем, чтобы согреться: руки, ноги, спину, живот. Затем смотрим – хорошо ли мы вытерлись полотенцем, поворачиваемся налево и направо. Ложимся загорать, и нас греет солнышко (поза покоя). Возвращаемся домой через гороховое поле (язык прижимается к щеке, и надавливает на нее, как будто за щекой спрятана горошина, затем язык возвращает на место.
2.Основная часть занятия.
Игра «Путаница». Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также, не разжимая рук.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 9
Цель: освоение способов повышения настроения и передачи его красками.
1.Подготовительная часть занятия.
- Повторение ритуала приветствия
«Поход в зоопарк» Вошли мы в зоопарк. Первое, что мы с вами увидели, был олень (руки вверху, имитируем рога оленя, скрестили, напрягли руки). Идя дальше, мы подошли к слону (губы вытягиваем дудочкой, как хобот). Идем дальше и смотрим по сторонам. На дорожке мы увидели лягушку (широко улыбаемся). Подошли к клетке с птицами (имитируем полет птиц руками). На поляне увидели ежика (выполняем упражнение на дыхание – три вдоха через нос подряд и один выдох плавный, через рот, фырканье ежика). Пришли домой, уставшие (дети садятся на стулья и принимают позу покоя, отдыхают две минуты).
2.Основная часть занятия.
Игра « Походка и настроение» Детям показывают пиктограммы, а они в ответ должны показать, какая походка у веселого человека, у грустного, у человека, который всего боится.
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Занятие 10
Цель: создание условий для адекватного восприятия ситуации расставания, формирование положительных эмоциональных реакций ребенка в отношениях с другими людьми; выявление возникновения положительных факторов в группе, по мнению самих детей
1.Подготовительная часть занятия.
- Ритуал приветствия
Игра «Передача движений по кругу». Дети образуют круг. Один из членов группы (ведущий) выполняет отдельные движения, например. Поочередно поднимает правую и левую руку. Остальные дети выполняют это задание. Психолог предлагает увеличить темп выполнения задания.
2.Основная часть занятия.
Игра «Море и волны»
«Как приятно, когда волны ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем «прошуршать» как волны, когда они накатываются на камушки на берегу. Давайте каждый из вас искупается в волнах. Кто хочет первый? Вставай в центр круга. Ребята! А мы, остальные – «волны». Мы будем подбегать к нему, поглаживать его, обнимать. Все вместе!.. Еще раз… И еще раз… Кто следующий?»
Заключительный этап занятия.
- Обмен впечатлениями.
- Ритуал прощания.
Источник
Елена Гордиенко
Психокоррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольника
Психокоррекционная работа по развитию эмоциональной сферы дошкольника.
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями деятельности нервной системы, сердца, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т. д. Под влиянием эмоций меняется голос, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь организм человека, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность.
Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения.
В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно – мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды.
Задача психолога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого.
К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Систематическая работа психолога по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Цель работы: эмоциональное развитие детей через систему занятий, игр, упражнений, взаимодействие с родителями, создание среды в ДОУ способствующей развитию эмоциональной сферы детей.
Задачи:
1. Изучить особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Подобрать упражнения, игры способствующие формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
3. Разработать цикл занятий в соответствии с этапами психокоррекционной работы;
4. Разработать рекомендации педагогам по созданию условий в ДОУ, способствующих развитию эмоциональной сферы;
5. Организовать взаимодействие с родителями, разработать рекомендации родителям.
Объект: психическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.
Этапы работы :
Ориентировочный этап
Цель: установление эмоционально-позитивного контакта с ребенком. Знакомство детей друг с другом, с правилами поведения в группе.
Занятие 1. Знакомство
Цель: знакомство детей с основными правилами, целями, задачами.
Знакомство
Психолог: Здравствуйте, дети! Мы – группа, нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно познакомиться, узнать имя друг друга.
Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце.В сердце человека заключены: тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам. Меня зовут, педагог передает мягкое сердечко близкому ребенку, который называет свое имя и передает сердечко другому. Постарайтесь запомнить имена детей группы. (Педагог громко, четко и эмоционально! повторяет имя каждого ребенка).
Сердечко вернулось ко мне. Сейчас проверим, правильно ли я запомнила имя каждого из вас. Если я не смогу вспомнить, помогите мне (психолог называет детей). Я надеюсь, что вы тоже запомнили имена друг друга.
Ритуал приветствия.
Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие,которое нужно пропеть: – Доброе утро, Саша! (Улыбнуться и кивнуть головой.)
Доброе утро, Маша! (Называются имена, идет по кругу.)
Доброе утро, педагог-психолог (имя, отчество!
Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, опускают.)
Доброе утро, небо! (Аналогичные движения)
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают.)
Принятие правил.
Появляется мягкая игрушка (или кукла, здоровается с детьми, лично знакомится с каждым ребенком, спрашивает имя ребенка, гладит, предлагает познакомиться.Далее гость предлагает ребятам свои правила:
Никого не обижай, никого не унижай!
Слушай внимательно!
Хочешь сказать, подними руку!
Будь на своем месте!
Игрушка (кукла)предлагает потренироваться в соблюдении правил: поиграть в игру “Испорченный телефон”. Дети делятся на две команды. Психолог объясняет, что нужно передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок сигнализирует высоко поднятой рукой, об окончании цепочки и озвучивает слово.
Каждый передающий должен “разбудить” ребенка, которому должны передать слово, делая это бережно и осторожно. Таким образом,тренируемся соблюдать два правила: “никого не обижай, никого не унижай” и “слушай внимательно”. В конце игры отмечаются дети, разбудившие другого тихонечко, поглаживая по голове, по плечу. Педагог благодарит всех детей за участие и предлагает разучить ритуал прощания.
Ритуал прощания.
Дети встают в круг и передают в ладошке соседу свое имя, улыбаясь самой доброй улыбкой. Педагог-психолог просит детей подарить ему что-нибудь на прощание!
У вас нет ничего с собой, но у вас есть тепло сердец, которое можно почувствовать в ваших ладошках. Рукопожатие по кругу.
Этап объектирования трудностей развития.
Цель: диагностика развития эмоциональной сферы ребенка; объективирование негативных тенденций личностного развития в коммуникации со взрослыми; наблюдение за эмоциональными переживаниями ребенка.
Занятие 2. Удивительный мир эмоций и чувств
Цель: ознакомление детей с эмоциями; развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики; развитие выразительности жестов; снятие психомышечного напряжения.
Психолог. В жизни человека очень важно понимать чувства других – это родник добрых взаимоотношений. Поэтому мы с вами и будем знакомиться с разными эмоциями, чувствами, будем учиться понимать эмоции, чувства и настроение людей.
Психолог предлагает детям рассказать, какое у них сейчас настроение. Следит, правильно ли ребенок подбирает слова для выражения своего настроения. После этого психолог предлагает детям нарисовать свое настроение.
Обсуждение рисунков.
Релаксационное упражнение
“Воздушный шарик”
Представь, что в твоей груди находится воздушный шарик. Вдыхая через нос, до отказа заполни легкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствуй, как он выходит из легких.
Не торопясь, повтори. Дыши и представляй, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.
Медленно выдохни ртом, как будто воздух тихонько выходит из шарика.
Сделай паузу и сосчитай до пяти.
Снова вдохни и заполни легкие воздухом. Задержи его, считая до трех, представляя, что каждое легкое – надутый шарик.
Выдохни. Почувствуй, как теплый воздух проходит через легкие, горло, рот.
Повтори три раза, вдыхая и выдыхая воздух, представляя, что каждое легкое – надутый шарик, из которого выходит воздух, когда ты выдыхаешь. Остановись и почувствуй, что ты полон энергии, а все напряжение пропало
Занятие 3. Эмоциональное состояние
Цель : формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых, умения общаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарит радость и хорошее настроение близким людям.
Игра “Какое настроение?”.
Задание. Подобрать пиктограммы различных эмоциональных состояний к сюжетным картинкам-ситуациям.
Игра “Добрые и злые герои сказок”.
Детям предлагаются картинки различных сказочных персонажей и кружки красного и черного цветов. Необходимо к добрым героям положить красные кружки, а к злым – черные и объяснить, почему так решили.
Психолог. Что значит делиться радостью?
Рисование или аппликация “Открытка”.
Сделайте красивую открытку и подарите тому, кому хотите подарить радость и хорошее настроение.
Конструктивно-формирующий этап
Цель: формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях, развитие эмоционально – волевой компетенции; формирование способности к произвольной регуляции эмоций.
Занятие 4. Радость
Цель: развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; снятие психомышечного напряжения.
Игра ” Кто как радуется”
Дети становятся в круг. Педагог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, восклицания.
Психогимнастика “Ручеек радости”
Садимся на пол по кругу, берутся за руки, распределяются.
Психолог. Мысленно представьте себе, что внутри каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. В каждом ручейке – чистая, прозрачная, теплая вода. Ручеек маленький и очень озорной. Он не может усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем; мысленно представим себе, как чистая, прозрачная водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу. Мы мысленно передаем друг другу радость.
Занятие 5. Страх
Цель: познакомить с новой эмоцией – страхом; учить распознавать, изображать и отреагировать имеющиеся страхи.
С помощью сюжетной картины и схематического изображения познакомить с новой эмоцией, ее проявлением в мимике, пантомимике, голосе.
Рисование “Я боюсь. ” или “Я боялся. “
Работа в парах – поменяться с соседом рисунками, рассказать ему о своем страхе и способах с ним справиться.
Релаксационное упражнение “Что нам делать с этим чувством?”
Психолог. Если ты расстроен, испугался, представь, что ты можешь с этим сделать. Например, если ты боишься, ты можешь включить телевизор и посмотреть любимый мультфильм, выйти из комнаты или выбросить страх в мусорное ведро, рассмеяться.
А затем сделай то,что представил: например, надуй мяч из страха и закинь его подальше.
Занятие 6. Маленький храбрец
Упражнение “Воспитай свой страх”
После того как дети нарисуют свой страх и расскажут о нем, педагог предлагает ребенку перевоспитать страшилку.
Для этого нужно сделать его добрым. Вместе они придумывают, как это сделать,возможны варианты: пририсовать воздушный шарик, конфеты в руках у страшилки, исправить злое выражение лица на доброе, улыбчивое, одеть страшилку в нарядный, веселый костюм. Можно придумать и другие атрибуты.
Релаксационное упражнение “Самолет”
Займите позицию готовности, как при взлете, стоя прямо и разведя руки в стороны. Может быть, у вас есть особый звуковой сигнал перед взлетом? Представьте, что ваш самолет разгоняется и, взлетев, набирает высоту.
Вы летите! Что там сверху? Внизу? Что вы слышите?
Какие там запахи?
Что вы чувствуете, паря над облаками? Запомните ощущение и возьмите его с собой на землю. Вы приземляетесь.
В следующий раз, когда испугаетесь, представьте, что вы взлетаете над облаками. Вперед и вверх!
Занятие 7. Гнев
Цель: познакомить с эмоцией гнева; учить различать эмоцию по схематическому изображению; понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них; продолжать учиться передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; снятие психомышечного напряжения.
Драматизация отрывка из сказки Л. Толстого “Три медведя”
Дети разыгрывают эпизод, где описывается, как сердятся медведи, узнав о том, что кто-то пользовался их вещами. Педагог обращает внимание на то, как по-разному выражают гнев медвежонок, медведица и медведь.
Упражнение “Зеркало”
Детям предлагается изобразить перед зеркалом свой гнев.
Рисование гнева
Предложить детям цветовым пятном изобразить свой гнев. Рассмотреть рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в детских работах.
Игра “Волшебный мешочек”
Если в группе есть ребенок, проявляющий вербальную агрессию, предлагаем ему перед входом в группу отойти в уголок и оставить все “плохие” слова в волшебном мешочке (маленький мешочек с завязками). После того как ребенок выговорится, завяжите мешочек вместе с ним и спрячьте.
Игра “Коврик злости”
Здесь ребенок вытирает ножки о коврик до тех пор, пока ему не захочется улыбнуться.
Релаксационное упражнение “Что нам делать с этим чувством?”
Если ты расстроен, злишься, представь, что ты можешь сделать со своим чувством. Например, если ты злишься, ты можешь заорать или выбросить гнев в мусорное ведро,а также:
поджарить “гневный” омлет из “злобных” яиц,
нарисовать портрет собственного гнева, а затем сделай то, что представлял, – например, нарисуй мяч из гнева и забрось его подальше.
Занятие 8. “ЗНАКОМСТВО С ЭМОЦИЕЙ ГРУСТИ“
Цель: продолжать формировать умение понимать эмоции других людей; познакомить с эмоцией грусти; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; обучать приемам саморегуляции.
Прослушивание и обсуждение “Истории про Обидку и Грустинку”.
Жили-были на свете две подружи Обидка и Грустинка. Они всегда ходили вместе и искали себе друзей. Обидка выглядела. Как? (Ответы детей.) Обидка была зеленого цвета, очень пушистые ладошки у нее были липкими, поэтому она могла клеиться к прохожим. Грустинка выглядела. Как? (ответы детей.) Грустинка была синяя с красным носиком и очень худенькими ножками. Ее часто уносило ветром, но на лапках у Грустинки были присоски, с помощью которых она цеплялась за все, что попадалось на пути. Давайте изобразим грусть. Вы сегодня выходили на улицу, вот там они к вам и пристали – я даже вижу их. (Подходит к кому-либо из детей и показывает.) Обидка сидит у тебя на левом плече, а Грустинка – на правом. Давайте их снимем, и пусть они летят дальше.
Психолог вместе с детьми в комическое форме начинают снимать Обидку и Грустинку, делая вид, что ему трудно это делать.
Педагог предлагает детям нарисовать героев рассказа, после этого вырезать их по контуру и поиграть с ними.
Игра “Волшебный стул”
Кому-нибудь из детей кладется на плечо Грустинка или Обидка, он изображает соответствующего человека; (с соответствующим эмоциональным состоянием) садится на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов адресованных их товарищу. После этого дети очереди подходят к волшебному стулу и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первым игру начинает психолог.
Релаксационное упражнение “Спаси птенца”
Представьте, что у вас в руках маленький беззащитный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. Теперь согрейте его. Медленно, по одному пальчику согните в ладонь, спрячьте в нее птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, прижмите ладони к своей груди, отдайте птенцу добро сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он еще прилетит к вам.
Занятие 9. Удивление
Цель: познакомить детей с эмоцией удивления; продолжать учить определять эмоциональное состояние других людей; развивать способность выражать эмоции вербально и невербально; тренировать умение владеть своими эмоциями.
Посмотрите на картину и скажите, как выглядит удивленный человек. (Ответы детей.) Правильно у него раскрыт рот, брови приподняты, глаза широко раскрыты. Одной рукой он может придерживать или прикрывать рот, как будто хочет сдержать восклицание. От удивления человек может вскрикнуть, присесть или просто замереть. Переживание удивления бывает очень коротким и чаще всего приятным.
С каким человеком можно сравнить по позе, жестам, мимике удивленного человека? (С радостным.)
Покажите, как вы удивляетесь? Закройте глаза, а потом быстро откройте, посмотрите друг на друга и удивитесь. (Дети выполняют задание.)
Релаксационное упражнение “Тропический остров”
Сядьте удобнее. Можете закрыть глаза. Вы видите прекрасный волшебный остров. Это может быть место, где вы однажды побывали, которое видели на картинке, или любое другое, нарисованное вашим воображением. Ты единственный человек на этом острове. Кроме тебя только звери, птицы и цветы. Какие звуки ты слышишь? Какие запахи чувствуешь? Видишь чистый берег и воду? Поплавай в море, какое оно? Какая погода на твоем острове? Забери это чувство с собой, возвращаясь назад в свою группу, ты можешь представлять этот остров, когда захочешь. Отправляйся в свой собственный райский уголок в любое время.
Обобщающе-закрепляющий этап
Занятие 10. Мир эмоций
Цель: закрепление знаний детей об эмоциях; закрепление умения определять эмоциональное состояние других, тренировка умения владеть своими эмоциями.
“Угадай эмоцию“
Вывешиваются по одному плакаты со схематичным изображением эмоций. Дети угадывают, какие эмоции изображены на них.
Упражнение “Фигуры эмоций“
Дети рисуют 5 больших фигур на листе А4. Потом, распознав 4 фигуры (радость, страх, гнев, злость) цветными карандашами, придумывают имя пятой фигуре, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.
“Назови эмоцию“
Передавая мяч по кругу, дети называют эмоции, мешающие общению. Затем мяч передают в другую сторону называют эмоции, помогающие общению.
“Изобрази эмоцию“
Педагог. С помощью чего можно выражать эмоции? (Их можно выражать с помощью движений, мимики, пантомимики, интонации.) Заранее приготовленные карточки с изображением той или иной эмоцией. (радость, страх, обида, грусть, и т. д.). Каждый ребенок по очереди достает карточку и пытается изобразить доставшуюся эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.
Взаимодействие с родителями
Цель: получение обратной связи от родителей о возможностях детей, особенностях и трудностях в эмоциональной сфере; знакомство родителей с упражнениями, играми способствующими развитию эмоциональной сферы; совместная деятельность с родителями.
Секреты успешного взаимодействия с ребенком.
Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или “чувство само ценности”.
1. Безусловно, принимать его.
2. Активно “слушать” его переживания и потребности.
В. Проводить время вместе (читать, играть, заниматься).
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5. Помогать, когда просит.
6. Поддерживать успехи.
7. Делиться своими чувствами (значит, доверять).
8. Конструктивно разрешать конфликты.
9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы.Например:
Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. –
Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе.
Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший.
10. Обнимать не менее 4, а лучше 8 раз в день.
Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка (разделенное горе уменьшается).
Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать,начинает рассказывать о себе все больше: иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
Рекомендации педагогу ДОУ
-развитие эмоциональной сферы происходит в разных видах деятельности;
-соблюдать единство образовательных, развивающих и воспитательных функций (знакомя детей с эмоциями мы воспитываем чувство эмпатии, развиваем способность контролировать свое эмоциональное состояние);
-для активности необходимо, чтобы знания становились личным достоянием ребенка, чтобы он их прожил, прочувствовал, активно стремился сам добыть эти знания;
-стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
-сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими;
-не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения;
-необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;
-необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.
Источник