Развитие эмоциональной сферы ребенка средствами арт терапии
шарапова юлия
Применение элементов арт-терапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка
Применение элементов арттерапии в развитии эмоционально-личностной сферы ребенка
Основные цели арт-терапии – самовыражение, расширение личного опыта, самопознание, гармонизация личности. В арт-терапии спонтанное рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта. Изобразительное творчество является мостом между миром фантазии и реальностью. Оно включает в себя элементы того и другого, создавая некий синтез, который ни ребёнок, ни взрослый не могут создать без помощи художественных средств.
Методы арт-терапии применяются с дошкольниками разного возраста, имеющими различные поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения физического развития, страдающими соматическими заболеваниями. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт-терапию. «Рисунок, как игра, компенсирует права ребенка среди взрослых. Ему хочется распоряжаться собой и своими вещами, и рисунок, как игра, позволяет хотя бы иллюзорно осуществить это. Он создает на бумаге свой особый мир, который принадлежит только ему.» (Ленц Ф., 1999) В своей работе на диагностическом этапе применяются такие методики как:диагностическая методика исследования тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В., методика исследования самооценки по методу Дембо Рубинштейна, проективную методику исследования личности «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич,проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» О. А. Ореховой. По результатам диагностики формируются группы из 4—6 детей одного возраста (от 4 до 7 лет).
Методики,применяемые в работе, подтверждают результативность применения арт-терапевтических методов в работе с детьми. Для того чтобы активизировать творческий процесс, стимулировать ребенка и разнообразить его сенсорный и эмоциональный опыт в ходе арт-терапевтических занятий детям предлагаю различные материалы (краски, уголь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин, глина, песок). В конце каждого занятия происходит обсуждение чувств, вызванных работой с тем или иным материалом. В ходе занятий нами нередко используется музыка. Она воздействует на сознание в виде образов, вызывает эмоциональный отклик, снимает внутреннее напряжение, также используется движение и танец, сочинение историй. Кроме лечебного эффекта, рисунок несёт в себе и диагностическое значение. По детскому рисунку можно не только рассказать о возможных психологических проблемах ребёнка, но и определить уровень интеллектуального развития, степень психологической зрелости. В ходе терапии характер рисунка, как правило, меняется: образы становятся более позитивными, красочными, гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности терапии. : При выборе художественных материалов следует помнить, что такие материалы как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие – пастель, краска, глина – способствуют более свободному выражению эмоций. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. При индивидуальной работе с детьми, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов. Такие материалы, как краска или глина, могут дать возможность более активной сенсорной стимуляции и избавиться от негативных эмоций. Несмотря на кажущуюся простоту метода, арт-терапия позволяет лечить:
-Неврозы
-Повышенную тревожность, страхи
-Низкую самооценку
-Трудности взаимоотношений с окружающими -Последствия стрессовых ситуаций Арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, более успешными детьми, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. Арт-терапевтические занятия развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования, активизируют функцию воображения детей. Дети с богатой фантазией более успешно решают нестандартные задачи, легче переживают неприятности и чаще завоевывают уважение среди сверстников.
Упражнение «Имя» Цель: учить ребенка лучше понимать себя, развивать его коммуникативные качества. Детям дается задание придумать и нарисовать свой символ (предмет, который, по мнению ребенка, отображает его самого) на бумажном кружке. Далее каждый по кругу называет свое имя и показывает свой рисунок.
Упражнение «Придумаем сказку» Цель: развивать воображение и творческое мышление ребенка, учить взаимодействовать с другими детьми и уважать чужое мнение. Дети поочередно подходят к листу ватмана, разложенного на полу в центре комнаты, и рисуют на нем что-нибудь, например: домик, озеро, цветок, солнышко, деревья, горы, облака. После того как сказочная страна нарисована, дети могут заселить ее сказочными героями, для этого взять небольшие игрушки и расположить их на листе. Затем детям предлагается сочинить небольшую сказку по цепочке.
Упражнение «Прекрасный сад» Цель: познание внутреннего мира ребенка, развитие воображения и эмоциональной сферы. Закройте глаза и представьте, что мы оказались в саду. Вообразите себя цветком. Если бы ты был растением то, каким? Какие были бы у тебя листья? Были бы у тебя шипы? А цветы? Какого цвета? Цветы, распустившиеся или просто бутоны? Как выглядит твой стебель и корни? Где ты растешь, и что тебя окружает вокруг? Кто-нибудь ухаживает за тобой? А теперь ты возвращаешься обратно. Открой глаза и когда будешь готов, нарисуй свой цветок. Не беспокойся о том, как ты нарисуешь, главное, чтобы ты мог описать свой цветок. Все изображают себя в виде какого-либо растения, реального или выдуманного. По желанию могут рассказать о своем рисунке. Затем они его вырезают и размещают на большом листе бумаг, формируя огромный красивый сад. Затем можно послушать музыку и изобразить свой цветок в танце.
Аналогично выполняется упражнение «Страна зверей». Детям предлагается вообразить себя каким-либо зверем, нарисовать. Рассказать об этом животном. С кем оно дружит, чего боится, о чем мечтает, чему радуется. Затем изобразить в танце придуманный образ.
Название Игра: «Разговор цветов»
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе организации игровой деятельности.
Задачи: -Способствовать развитию умения детей определять свои личностные черты и свойства характера других людей.
– Способствовать развитию у детей умения определять эмоции своих сверстников.
– Способствовать развитию коммуникативные навыки
Атрибуты: картинки цветов (в виде броши) и садовника.
Ход игры и правила: В игре принимают участие от двух до восьми человек. В начале психолог читает сказку детям «Цветочные характеры»:
«Жил-был Садовник. Он очень любил цветы. Выращивал их, ухаживал за ними.
Все цветы радовали Садовника своей красотой,запахом, но у каждого цветка был свой характер. Красавица Роза, желая показать свею неприступностью, больно ранила шипами Садовника, когда он пропалывал вокруг нее сорняки.
Общительный Колокольчик развлекал Садовника своей беседой. Вьюнок удивлял своей смелостью и настойчивостью -он всегда стремился вверх и совершенно не боялся высоты и других опасностей, которые его ждали впереди. Ромашка всегда была в хорошем настроении, и когда видела Садовника, старалась погладить его руки своими лепестками в знак благодарности. Георгин был очень гордый и не подступный, считал себя самым красивым цветком во всем саду. Поэтому всегда смотрел своими лепестками только вверх к солнцу. И никогда не здоровался с Садовником и другими цветами. Мак, всегда хвастался своей красотой и ароматом. Незабудка, была скромна, и всегда говорила : «Спасибо!», «Извините!». Где-то в самом углу сада жил кактус, он и с кем ни хотел общаться, всегда ворчал на все цветы с самого утра. А, если кто-то из цветов тянул к нем лепестки, чтобы поздороваться: колол своими колючками, которых у него было предостаточно.
Другие цветы тоже были со своими характерами.
Но, характеры, оказывается, могут меняться. И один из цветков изменил свой характер.
Как же это произошло?
Красивая, но неприступная роза стала что ее красота никому не видна. Ее срывали для букетов, которыми украшали праздники, не сажали на клумбах.
-Почему так происходит?- спросила она Садовника.
-Ты очень гордишься своей красотой и больно ранишь своими шипами всех. Кто к тебе прикасается, а это не слишком приятно. Я-Садовник, и люблю цветы с любым характером, но остальные не будут любить тебя только за красоту.
Роза прислушалась к словам Садовника и постаралась сделать свои шипы не такими острыми. А, если кто-то наклонялся к ней, чтобы насладиться ароматом лепестков, она вежливо и с улыбкой предупреждала: «Осторожно, у меня на стебле выросли колючки, я тоже от них страдаю, не пораньтесь, пожалуйста.»
Такие изменения в характере Розы не прошли незамеченными. Ее приветливость всем пришлась по душе, красота восхищала, аромат поднимал настроение, а на шипы почти никто не обращал внимания».
Далее, психолог говорит: «Предлагаю представить, что цветы, растущие у Садовника на клумбе, беседуют между собой, например, о том, что скоро начнется сильный дождь (гроза, буря, ярко светит солнце и т. п.).Распределите роли между собой, подумайте о том, что будет говорить ваш герой, с какими интонациями,выражение лица, жестами».
Примечание: Также, психолог сам может распределить роли с учетом личностных качеств детей: застенчивому ребенку предлагается роль хвастливого мака; ребенку с завышенной самооценкой, с проявлениями агрессии- роль скромной незабудки; нерешительному, тревожному- роль смелого вьюнка и т. п.
Упражнение «Рисунок в круге» Цель: развитие рефлексии, познание внутреннего мира ребенка. Детям раздаются вырезанные из бумаги круги и предлагается с двух сторон нарисовать рисунок на тему: «Добро и зло», «Белое и черное», «Радость и горе», «День и ночь», «Веселье и грусть». Можно пытаться увидеть в каракулях смысл, а можно просто водить карандашом по бумаге слушая своё тело.
Упражнение «Волшебные руки» Цель: развитие воображения, чувств и представлений; гармонизация эмоционального состояния Детям предлагается на листе бумаги обвести силуэт ладоней. Затем им предлагается раскрасить (оживить) силуэты ладоней так, как хочется. Разбиться на пары и под музыку изобразить пантомиму друг с другом: «Наши руки знакомятся», «Руки поссорились», «Руки помирились», «Руки дружат». Детям предлагается послушать тихую музыку, закрыть глаза и представить, что их руки стали волшебными и изобразить порывы ветра, распускающиеся цветы, стебли трав, крылышки бабочек, птичьи крылья, ветви дерева. Затем обсудить свои ощущения.
Упражнение «Спонтанное рисование под музыку» Цель: осознание чувств; стабилизация психоэмоционального состояния ребенка Детям предлагается рисовать все, что захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные в процессе слушания музыки, свободно выражаются на бумаге (музыка со звуками леса, шумом моря, журчанием ручья.)
Упражнение «Рисование на стекле под музыку» Цель: Используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности («боюсь ошибиться»). Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Раскрывает детей, «задавленных» замечаниями взрослых, учебными неуспехами, нагрузкой, завышенными требованиями. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть. Так и поступают реактивные и тревожные дети.
За счет того, что краска не впитывается, сколько бы разноцветных слоев ни наносилось, под ними всегда будет просвечивать прозрачная основа. Благодаря этим свойствам изображение на стекле воспринимается как сиюминутное, лишенное монументальности и постоянства, можно не нести ответственности за результат. Ребенок имеет право на ошибки и исправления.
Вариант 2. Цель: Совместное рисование на одном стекле учит детей сотрудничеству, формирует умение действовать в конфликте, уступать или отстаивать свою точку зрения. Показывает привлекательность «помогающих» отношений. Дети рисуют парами на укрепленном вертикально стекле гуашью. Темы рисунков: «Радость», «Волшебный сад», «Тайны океана» «Полет в космос», слушают и рисуют музыку. Вариант 3. Цель: развитие фантазии, воображения; снятие эмоционального напряжения. На стекле можно нарисовать маркерами своих любимых сказочных героев.
Упражнение «Два качества» Цель: развитие творческого и речевого мышления Предлагается нарисовать то, что одновременно может быть зеленым и пушистым, сильным и добрым, сладким и легким, красивым и ядовитым, пугающим и веселым.
Упражнение «Рисуем маску» Цель: получение данных о взаимодействии ребенка с миром, выражение эмоций Детям предлагается с помощью различных изобразительных средств (восковых мелков, карандашей, гуаши, угля) раскрасить заранее приготовленные педагогом шаблоны для масок, наполнить маски своим содержанием. Перед началом работы педагог рассказывает о том, что для чего в разных культурах применяются маски, что маска может означать для человека, одевшего ее. После завершения каждый маску надевает на лицо, рассказывает о том, что хотел изобразить. Желающие могут станцевать танец своей маски под музыку.
Упражнение «Талисманы» Цель: развивать позитивные эмоции, развитие эмпатии Детям предлагается из круглых кусочков картона изготовить символические «магические круги», островки доброты, счастливые талисманы, а затем подарить их другу.
Список литературы:
1. Копытин А. И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когито-центр. 2012г.
2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь. 2006г.
3. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития,1996.
4. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
5. Сучкова Н. О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. СПБ: Речь, 2008 г.
6. Зинкевич-Евстигнееева Т. Д. Практикум по креативной терапии. СПБ: Речь, 2001
Источник
Использование арт-терапии в коррекции и развитии эмоциональной сферы дошкольников
Педагог-психолог МКДОУ БГО Центра развития ребенка –
детского сада №11 Пащенко Н.М.
Психологической наукой доказано, что эмоциональная сфера особенно интенсивно развивается в период дошкольного детства. В этом возрасте активно усваиваются способы выражения и проявления эмоций и чувств, с которыми ребенок сталкивается в процессе общения с другими людьми. Эмоции – это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром, одновременно познавая его. Эмоциональную жизнь старшего дошкольника формируют взаимоотношения с воспитателем, отношения в семье с родителями, коллектив группы – отношения с детьми и положение в коллективе.
В современном обществе, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые не всегда уделяют достаточное внимание эмоциональному развитию, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. По- моему мнению, воспитание и обучение дошкольника должно быть ориентировано как на развитие когнитивных процессов, так и на развитие чувственной сферы ребенка.
Наблюдая за детьми, их общением и поведением, работая с ними, я поняла, что проблема заключается в том, дети затрудняются выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом, рассказывать о своем внутреннем мире, зачастую им сложно понять свое эмоциональное состояние и чувства других людей. Часто раскрыться ребенку мешают застенчивость, неконтактность, детская агрессивность, конфликтность, тревожность. Это состояние возникает от внутренних переживаний ребенка. В связи с этим могут дошкольники испытывать эмоционально-психологическое неблагополучие. Столкнувшись с этой проблемой в своей практике, у меня, как у педагога-психолога, возникли вопросы, связанные с поиском новых эффективных методов и приемов развития эмоциональной сферы ребенка способствующих улучшению психологического благополучия дошкольников. Я обратила свое внимание на метод арт – терапии. Арт-терапия представляет собой метод коррекции и развития посредством творчества. Причем, важен сам процесс, а не конечный продукт и его оценка.
Гармонизацию внутренней и социальной жизни людей испокон веков эффективно осуществляет искусство, в частности, художественная (творческая) деятельность как средство собственной активности индивида. В онтогенезе эстетическое воспитание закладывает основы мироощущения, развивая положительные эмоции как фундамент мировоззрения в построении картины мира ребенка. В настоящее время возникает необходимость рассматривать искусство не только как фактор развития и формирования личности, но и как эффективное средство профилактики и коррекции психосоматических и эмоциональных нарушений, защиты детской психики от агрессивных воздействий внешней среды.
Арт-терапия относится к психологическому воздействию искусством и используется в социальной, педагогической, психологической работе как средство гармонизации и развития психики человека через его занятия художественным творчеством.
Арт-терапия наиболее подходит для работы с детьми и основывается на том, что состояние внутреннего «Я» ребенка отражается в продуктах его творчества, избавляя от чрезмерного напряжения, внутреннего конфликта. Рисуя, ребенок получает возможность не только уменьшить излишнее возбуждение, тревожность, агрессивность, недоверие к окружающему миру, но и обрести уверенность в себе и успех, а также связанные с ним положительные переживания и образцы поведения.
На занятиях с элементами арт – терапии ребенок может выражать и негативные эмоции, как бы «выплескивая» их на продукты своей деятельности. Он может рвать не понравившийся рисунок, деформировать и трансформировать работы из теста или глины; пачкаться изобразительными материалами; полностью закрашивать свою работу и создавать на ее месте новую и т.д. Таким образом, снижается эмоциональное напряжение.
Использование методов арт-терапии позволяет решить сразу несколько задач:
1.Укрепление психического здоровья ребенка, через стабилизацию эмоциональной сферы.
2.Развитие произвольности, умения управлять своими эмоциями, чувствами.
3.Развитие внутреннего потенциала и творческой активности ребенка.
Арт-терапия представляет собой широкое понятие и включает в себя:
– музыкальную терапию;
– танцевальную терапию;
– художественную терапию (рисунок и живопись);
– драма-терапию (театро-терапия);
– сказкотерапию;
– игровую терапию;
– песочную терапию.
В работе по коррекции и развитию эмоциональной сферы старших дошкольников я стала включать методы арт – терапии в каждое занятие. В рамках художественной терапии использовала нетрадиционные техники рисования: рисование краской ладошками и ножками, техника свеча и акварель, метод оттиска. Техника «свеча и акварель» позволила детям соприкоснуться с волшебством и вызвала сильный эмоциональный отклик. На белой бумаге свечой заранее я рисовала различные фигурки и узоры, дети не знали об этом, и на их взгляд получали чистые листы для рисования. Затем предлагала детям закрасить лист акварелью в один или несколько цветов. Появляющиеся белые контуры картины вызывали у детей удивление, восторг и порождали массу вопросов и идей о том, как это возможно. Так же использовала рисование нетрадиционными материалами – рисование на соли, различных крупах, кофе.
Активно стала использовать песочную терапию в детском саду. Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность. Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое. Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) и заряжает позитивными эмоциями.
В последующем наблюдение и диагностическая работа показали, что дети стали менее конфликтными, меньше стали проявлять агрессию и неуравновешенность, тревожные и застенчивые дети стали более спокойными и общительными. Дети стали внимательнее друг к другу. Повысился уровень сопереживания другим людям и сочувствие к их трудностям. Показатели положительного эмоционального самочувствия ребенка в детском саду выросли. Все это позволило судить об эффективности используемых методов.
Дети редко осознают свои психологические проблемы, как что-то мешающее им жить. Они еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Поэтому методы арт-терапии, позволяющие выразить свое состояние через рисунок, сказку, пластилиновую фигурку, игру так хорошо подходят для работы с детьми. Положительной динамики в эмоциональной сфере удается добиться за счет предоставленной возможности детям выразить все накопившиеся у них эмоции, за счет предоставленной иной схемы взаимодействия с окружающем миром.
Литература.
- Белозорова Л.А. Арт-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей – дошкольников: Автореф.дис. … канд. психол. наук. Курск, 2011.
- Копытина А.И., Практикум по Арт-терапии. – СПб.: Питер, 2001.-448с.
- Мерфи Дж. Арт-терпия в работе с детьми и подростками. Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С.10-16
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
- Первин Л. Арт-терпия. Теория и исследования. – М.: Инфра-М, 2001. – 284 с.
Источник