Развитие эмоциональной сферы ребенка школьника

Развитие эмоциональной сферы ребенка школьника thumbnail

насретдинова надежда
Консультация «Эмоциональное развитие ребенка школьника»

Автореферат (материал для защиты реферата)

Выполнила учитель начальных классов Насретдинова Н. Г.

ПЕДАГОГИКА Ш.АМОНАШВИЛИ:

“Стремясь познать тайну детской души, педагогического мастерства и науки педагогики, буду видеть в каждом ребенке своего учителя и воспитателя”. (На доске)

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития.

Однако, как справедливо указывал, Л. С. Выготский, только согласованное функционирование двух систем (интеллекта и эмоций, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

В последнее время, время Интернета и телевизора, дети на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень важна.

Существует и другая важная проблема: в период психологической адаптации ребенка к школе у 67-69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость.

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных задач воспитания.

Эмоциональное развитие так же важно, как физическое, умственное, нравственное, социальное и языковое, и требует от взрослых не меньшей чуткости и поддержки.

Эмоциональное развитие ребенка-школьника помогает гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужит ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Вот поэтому мною была взята для исследования проблема развития эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста.

Во-первых, я поработала с самим понятием «эмоции». Мы нередко считаем, что эмоции и чувства – это одно и то же. Эмоции, в строгом значении слова, – это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие «эмоция» уже, чем понятие «чувство». Существуют различные классификации эмоций. Я остановилась на классификации учёного-психолога К. Е. Изарда. В своих исследованиях К. Е. Изард выделил следующие основные, или, как он их называл, «фундаментальные», эмоции: интерес, радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд. В первой главе реферата дана характеристика каждой из эмоций и особенности эмоций у детей младшего школьного возраста.

Первым в названной выше классификации идёт Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Он является исключительно важным видом мотивации в развитии знаний, навыков, интеллекта. Интерес – это единственная мотивация, которая может поддерживать повседневную работу нормальным образом. Важно не забывать, что ребенок считает хорошим то, что ему интересно. Например, когда похищенных детей спрашивали, почему, несмотря на все предупреждения, они дали увести себя незнакомым людям,они объясняли: «С ними было интересно!».

В таком же плане рассматривается каждая из эмоций, а затем обобщённая характеристика эмоциональной сферы младших школьников

Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется:

1) легкой отзывчивостью на происходящие события и окрашенностью восприятия, воображения, умственной и физической деятельности эмоциями;

2) непосредственностью и откровенностью выражения своих переживаний — радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха; в процессе учебной деятельности страх ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, невозможность справиться с заданием; школьник ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений (на общем фоне жизнерадостности, бодрости, веселости, беззаботности, склонностью к кратковременным и бурным аффектам.

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осознаются и понимаются; мимика других воспринимается часто неверно, так же как и истолкование выражения чувств окружающими, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исключение составляют базовые эмоции страха и радости, в отношении которых у детей этого возраста уже имеются четкие представления, которые они могут выразить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

В ГЛАВЕ 2 рассматривается роль эмоций в педагогическом процессе.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Опираясь на многочисленные исследования, касающиеся данной проблемы (очень много материала об этом у Ш. А. Амонашвили, можно сделать вывод, что именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка.

Начало обучения в школе – один из наиболее значимых моментов в жизни человека. Дети обычно долго ждут этого события, ждут одновременно с радостью и волнением.

На этом этапе очень важно следить за развитием эмоционального состояния ребёнка. Начнем с потребности в признании. Но не все дети в школе попадают в ситуацию успеха в силу того, что набор критериев, по которым оцениваются действия детей, ограничен. А длительный неуспех обычно приводит к значительному снижению самооценки детей. «Я нехороший. Я не могу стать хорошим, потому что не умею решать задачи».

Систематические ситуации неуспеха приводят к появлению у детей тревожности, агрессивности, трудностям в общении со взрослыми и сверстниками, формированию других негативных личностных новообразований. Ребенку очень важно хотя бы в чем-то, в каких-то учебных действиях быть одним из лучших, знать, что он что-то может делать хорошо. Тогда он ощущает себя состоятельным, у него возникает чувство уверенности в своих силах и возможностях, учёба вызывает положительные эмоции.

В ГЛАВЕ 3 содержится ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ из опыта работы: что я делаю для создания положительного эмоционального фона на уроках.

В учебной деятельности учащихся большую роль играют эмоции.

Эмоциональное воздействие – один из самых сильных и верных путей возбуждения интереса. Красота, образность, эмоциональная напряжённость изучаемого в умелом изложении учителя передаются учащимся, заражают их. Искренняя увлечённость преподавателя предметом неотразимо действует на учеников.

Об одном из таких учителей рассказал А. С. Макаренко в очерке «Преподаватель словесности»:

«…В его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы не способны были оторваться от его лица.

Читал он просто, без приёмов декламаторских, но он умел незаметно вложить в каждое слово столь чувства, такую убеждённость, что древнее слово неожиданно хватало за сердце…»

Конечно, наибольшими возможностями обладает художественная литература. Другие учебные предметы не содержат такого эмоционального заряда, и учитель, который хочет взволновать детей, должен искать для этого особые пути.

«Ботанике… необходим восторг»,- писал Тарас Шевченко. «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»,- утверждал А. С. Пушкин.

Читайте также:  Группы раннего развития ребенка от 1 года

Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимися урока и существует на всем его протяжении. Для того, чтобы детям легче было запомнить изучаемый материал, стараюсь сделать урок интересным, доступным, понятным, что помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

Пример создания положительного эмоционального фона на уроках русского языка в 1-м классе по теме «Написание заглавной буквы С».

Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Успех – переживание состояния радости, удовлетворения учащегося и учителя от результата своей деятельности. Приемы создания ситуации успеха на отдельных этапах урока.

1)С целью создания положительного настроения на работу урок начинается с картинки-заставки «Звонок»

2)Перед основной работы выбираем настроение –«мордашки»: «унылый», «Обида, недовольство», «Удивление», «радость», «Скука»,

«злость», «восторг»

3)Снятие страха. Интересно работать в парах.Работать вместе с товарищами не страшно: обязательно кто-то придет на помощь, если она потребуется.

4)Заключительная оценка

Успех без признания приводит к разочарованию. Эта мысль определяет такую форму педагогического взаимодействия, как стимулирование учащихся, родителей.

Заключительная оценка имеет большое значение для ощущения школьником своего успеха. Использую готовую печатную продукцию (карточки с картинками):

«Умница!», «Старался!», «Молодец!», «Отлично!»,

«Ты сегодня отличился!» и т. д.

Из всего сказанного следует вывод: если мы хотим видеть успешного ученика, необходимо, чтобы весь комплекс школьной жизни: требования учителя, воспитательные беседы, положительное влияние детского коллектива, умелое руководство со стороны школы, воспитание в семье, положительно влиял на эмоциональную сферу младшего школьника.

Методом наблюдений было выявлено, что в 1-м, во 2-м классе общий эмоциональный тонус 81% учащихся характеризуется жизнерадостностью, бодростью, оживлением. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 23%. 42% учащихся испытывают страх, тревожность и неуверенность в своих силах. К третьему и четвертому классу эта цифра снижается на 20%.

Одна из важнейших задач школы и учителя – воспитание положительных эмоций у детей и воспитание у них умения управлять своими эмоциями, подчинять их разуму и воле.

P.S.( post scriptum)

Думается, что успех в решении любой педагогической задачи возможен только при соблюдении замечательных «Педагогических заповедей» Шалвы Александровича Амонашвили.

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАПОВЕДЯХ

“Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм”.

“Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться каждой встрече со своим педагогом”.

“Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики”.

“Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам”.

“Если ребенку трудно учиться и мы действительно хотим ему помочь, то самое главное, с чего мы должны начать и чему постоянно следовать, – это дать ему возможность чувствовать, что он тоже способен, как все остальные, и что у него тоже есть своя особая “искра Божия”.

У Амонашвили, конечно же, педагога от Бога, есть замечательная притча о педагогике.

Педагогика джунглей

Шёл Мудрец через деревню на Восток. Люди окружили его.

– Скажи, правильно ли мы воспитываем наших детей?

Тогда он ответил им:

– Послушайте притчу.

Царь джунглей Великий Лев объявил конкурс на лучший учебник по воспитанию детей, чтобы заменить им старый. Конкурсанты прибежали сразу.Сказал им Царь:

– Мне нужно знать об основной идее, о цели и о методах воспитания, которые вы утверждаете в ваших учебниках.

Первым предстал Осёл. Он привёз свой учебник воспитания во вьюке;бросил его у ног Царя и уверенно прокричал:

–Главная идея: «Безропотно таскай груз своего повелителя, но крепко стой на своём, если даже попадёшь ему в пасть». Цель воспитания личности ослёнка – упрямство. Методы воспитания – ослиные крики, прутья, испытания в выносливости, многократное, до отупения, повторение одного и того же.

Сделала шаг вперёд Обезьяна. Она держала свой учебник подмышкой.Бросила его у ног Царя и произнесла праздно и с кривляньем:

–Основа моего учебника: «Смеши своего повелителя, подразнивая его, чтобы тот забыл, какие у него были намерения по отношению к тебе». Цель воспитания личности маленькой обезьянки – искусное гримасничанье, а методы – жеманство, кривлянье, подсказки, зубрёжки.

Выступила Лиса. Она держала свой учебник в зубах. Бросила его у ног Царя и, прищурив глаза и изображая наивность,пропела:

–Вот идея моего учебника по воспитанию: «Хитростью и ловкостью, – чтобы всегда выходить из воды сухим, – присваивай чужое, и львиную долю своей добычи преподноси своему повелителю и всячески ему угождай». Цель воспитания личности лисёнка – это коварство, а методы – притворство, надувательство, тесты, проверки, экзамены.

Предстал козёл. Его учебник был написан на двух листах виноградной лозы, нанизанных на рога. Козёл бросил два листа у ног Царя и замекал:

–Вот какая у меня идея: «Живи как попало и не горюй ни о чём, если даже угодишь в пасть своего повелителя». Цель воспитания личности козлёнка – беспечность, а методы – меканье, боданье, технологии глупостей.

Царь джунглей внимательно выслушал всех участников конкурса и грустно произнёс: «Мдаа!» Потом, недолго думая,объявил:

– Оставляю в силе старый учебник по воспитанию, написанный Человеком, ибо в нём лучше, чем в ваших, обобщаются все педагогические идеи джунглей.

Мудрец умолк.

Люди осмыслили притчу и ужаснулись: в педагогике джунглей они узнали свой опыт воспитания детей.

Божественная Педагогика

Люди опять обратились к Мудрецу:

– Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.

Сказал Мудрец:

– Послушайте тогда другую притчу.

Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных стран и эпох.Сказал им Царь царей:

– Достопочтенные мужи, скажите мне о трёх вещах своей педагогики: об основополагающей идее, о главной цели и о главных методах воспитания.

Читайте также:  Умственное развитие ребенка трех лет

Сказал Марк Фабий Квинтилиан:

– О, Царь царей!Вот моя главная идея воспитания: «Отец, как только родится у тебя сын, возложи на него самые большие надежды». Цель же – развитие души, ибо она у нас небесного происхождения.Методами я провозглашаю: заботу, естественность, игру.

Удивился Царь царей мудрости Квинтилиана:

– Истинно, это есть Божественная Педагогика!

Предстал перед ним Ян Амос Коменский.

– О, Царь царей!Основополагающую идею моей педагогики я извлекаю из сердца: «Ребёнок, пойми, что ты есть микрокосмос, способный объять макрокосмос». Цель воспитания Ребёнка – воспитание в нём разума. Методы же – природосообразность и мудрость.

Восхитился Царь царей:

– Истинно, тоже Божественная Педагогика!

Преклонил свою голову перед Царём царей Иоганн Генрих Песталоцци:

– Послушай, о, Царь,главную идею моей педагогики: «Глаз хочет смотреть, ухо – слышать, ноги – ходить, а руки – хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». Цель же в том, чтобы развить в Ребёнке ум, сердце и руки в их единстве.Методами я предлагаю: природосообразность, доверие, сострадание.

Царь царей зааплодировал:

– Поистине, ты тоже даришь нам Божественную Педагогику!

Поклонился Царю царей Константин Дмитриевич Ушинский и произнёс:

–В основе моей педагогики заложена мысль: «Воспитание должно просветить сознание человека, чтоб перед глазами его лежала ясная дорога добра». Целью я ставлю воспитание духовно и нравственно возвышенного человека. Методы мои – народность, общественное воспитание, жизнь и устремленность.

Царь царей торжественно произнёс:

– Признаю твою Педагогику Божественной!

Перед Царём царей преклонил свою голову Януш Корчак и грустно произнёс:

–Вот вам моя вера: «Нет детей — есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств». Цель моя – воспитание радостного человека.Методы мои идут от сердца моего: романтика воспитания, непосредственность, преданность и самопожертвование.

Царь царей преклонился перед Янушем Корчаком:

– Свою Божественную Педагогику ты защитил своей жизнью!

Перед Царём царей предстал Василий Александрович Сухомлинский. Он приложил руку к сердцу и произнёс:

–Основание моей педагогики есть моя вера: «Имея доступ в сказочный дворец, имя которому – Детство, я всегда считал необходимым стать в какой-то мере Ребёнком. Только при этом условии дети не будут смотреть на вас как на человека, случайно проникшего за ворота их сказочного мира». Цель, к которой я стремлюсь – это воспитание гражданина, духовно и нравственно чистого.Методами воспитания я признаю: любовь, воспитание сердцем, творчество и радость.

Царь царей пожал руку Сухомлинскому. Выслушав всех,он провозгласил:

– О достопочтенные мужи, каждая Педагогика, преподнесённая вами, Божественная. Дадим их народам нашего царства, пусть люди сами выберут, по какой Божественной Педагогике хотят воспитывать своих детей!

Мудрец умолк.

Молчание людей затянулось.

Смотрел Мудрец на них и с грустью думал: «О, человек, ты не осилишь проблему воспитания до тех пор, пока не осилишь самого себя, ибо она в тебе, а не в Ребёнке. Пока ты полагаешь, что сам уже воспитан, Ребёнок твой много раз пострадает от твоих воспитательных оплошностей».

Притча Ш. А. Амонашвили

Источник

В 6-7 лет ребенок поступает в школу, что влечет за собой ряд важнейших изменений в его психике и поведении. Вчерашний малыш входит в мир строго нормированных отношений, где от него требуется умение произвольно управлять своим поведением, подчиняться дисциплине, выполнять требования педагога. Все это приводит к повышению психической напряженности. Иногда у детей появляются различные отклонения (страхи, угнетенное состояние, пониженная волевая активность). Поэтому так важно наблюдать за эмоционально-волевой сферой младшего школьника.

Определение

Под эмоциями понимаются процессы, отражающие субъективную оценку различных ситуаций в жизни человека в форме переживания (радость, удивление, страх, гнев и др.). С чувствами тесно связана воля. Это свойство человека проявляется в умении осознанно управлять своим поведением и психическими проявлениями. Практически оно выражается в способности совершать определенные действия, несмотря на внутреннее сопротивление, или сдерживать эмоциональные порывы.

Воспитывая ребенка, педагоги и родители учат его управлять своими переживаниями, выражать их в социально приемлемой форме. Особенностью эмоционально-волевой сферы младших школьников является то, что чувства пока лидируют над волевыми проявлениями и становятся мотивами поступков.

девочка показывает эмоции

Ребенок и его переживания

С I по IV класс дети меняются очень сильно, однако можно выделить некоторые общие тенденции. Характеристику эмоционально-волевой сферы младшего школьника мы начнем с описания чувств ребенка. В этом возрасте дети:

  • Бурно реагируют на явления окружающей жизни, что выражается через движения и резкую смену настроений.
  • Учатся сдержанности. Там, где дошкольник полезет в драку, школьник прибегнет к словесным формам (ругань, насмешка, грубость).
  • Становятся более выразительными в демонстрации своих чувств (интонации, мимика).
  • Начинают осознавать эмоции другого человека, сопереживать ему.
  • Легко откликаются на все интересное, красочное, яркое.
  • Под влиянием взрослых и школьного коллектива начинают испытывать моральные чувства (ответственность за дело, жалость к обиженному, преданность товарищам, негодование по отношению к драчуну) и учатся действовать в соответствии с ними.

Развитие волевых качеств

В классе учитель требует от детей произвольности действий. Ребенку приходится выполнять домашние задания, слушать объяснения педагога, даже если это не соответствует его желаниям. Особенностью развития эмоционально-волевой сферы младших школьников становится постепенное формирование следующих волевых качеств:

ребенок пишет

  1. Выдержка. Первоначально дети весьма импульсивны, особенно ярко это выражено у мальчиков. Однако они учатся подчиняться указаниям взрослых. К III классу многие дети самостоятельно делают уроки и выполняют домашние обязанности, не отвлекаясь на посторонние раздражители.
  2. Уверенность. Успешность в учебе очень важна для становления адекватной самооценки ребенка. Повторяющиеся неудачи, слабые знания, новая обстановка приводят к повышенной тревожности и робости.
  3. Настойчивость. Дети учатся преодолевать трудности и добиваться успеха в учебе, труде. Это качество обычно формируется к III классу.
  4. Самостоятельность. Учащиеся I и II классов действуют по указанию взрослого либо подражают своему окружению. Принимать самостоятельные решения они учатся в III-IV классах, когда формируются нравственные мотивы поведения (коллективизм, долг, честность, патриотизм и т. д.).

Эмоциональные нарушения

Не всем детям удается успешно адаптироваться к ужесточившимся условиям. Формирование эмоционально-волевой сферы младшего школьника порой протекает с нарушениями, что приводит к ситуации неуспеха. Психологи выделяют три основные проблемы “трудных” детей:

  1. Агрессивность. Все ребятишки дерутся и ссорятся, но у некоторых склонность к насилию и жестокости проявлена очень ярко. Они постоянно провоцируют конфликты в коллективе, злятся на окружающих.
  2. Эмоциональная расторможенность. У таких детей ослаблен самоконтроль, поэтому они слишком бурно реагируют на любую ситуацию, возбуждаются по малейшему поводу.
  3. Застенчивость, обидчивость, тревожность. Такие ребятишки, наоборот, держат эмоции внутри себя, боятся привлечь внимание взрослых и сверстников, подавлены.
Читайте также:  Тесты на развитие ребенка в 1 классе

ребенок у психолога

Оценка эмоционального состояния

Вовремя выявить возникшие проблемы поможет психологическое тестирование. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника проводится с использование различных методик. Оценить общее состояние ребенка призваны следующие способы:

  • Восьмицветовой тест, разработанный Люшером. Дети выбирают сначала наиболее приятные цвета из предложенных, а затем – самые отталкивающее. На основе полученного ряда делаются выводы об эмоциональном состоянии.
  • Методика “Кактус”. Ребенку предлагается самостоятельно нарисовать это растение. Его размер, расположение на листе бумаги, прорисовка линий и иголок, цветовая гамма рассказывают о психологических гранях личности. Тест выявляет повышенную агрессивность и напряженность.

Диагностика детской тревожности

Выявить страхи ребенка, а также характер его взаимоотношений со взрослыми и детьми помогут специальные методики. Диагностика эмоционально-волевой сферы младших школьников проводится с учетом возрастных особенностей. Широко применяются:

  • Тест М. Дорки, В. Амена и Р. Тэммпла “Выбери лицо”. Ребенку показываются картинки, на которых изображены типичные жизненные ситуации. В зависимости от пола обследуемого, главным действующим героем может быть девочка или мальчик, лица которых не прорисованы. Школьник высказывает свое предположение о том, грустит ли или радуется персонаж.
  • Тест тревожности, разработанный Филлипсом для учащихся младших и средних классов. Он состоит из 58 вопросов, на которые нужно дать однозначные ответ: “да” или “нет”. В итоге можно сделать вывод об общем эмоциональном состоянии ребенка и заметить тревожные симптомы.

Диагностика уровня саморегуляции

Успешное обучение невозможно, если ребенок не воспринимает задание учителя, часто отвлекается во время работы. Диагностика эмоционально-волевой сферы младшего школьника включает в себя следующие тесты:

девочка у психолога

  • Методику Ш. Чхартишвили, исследующую мобилизацию воли у ребятишек. При ее проведении используется альбом, на левой странице которого нарисованы кружки, а на правой – цветные иллюстрации. Школьник должен поочередно смотреть сначала на нижние, а потом на верхние кружки. Переводить взгляд на картинки запрещено. По количеству допущенных ошибок делается вывод о развитии волевой сферы.
  • “Палочки-черточки” (Е. Ульенкова). На листочке в линейку ребенок должен воспроизвести узор (|—||—|||—|), не вылезая на поля, пропуская одну строчку при письме и не ошибаясь во время переноса знаков. Тест показывает степень развития саморегуляции у школьников.

Изучение самооценки

На развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников большое влияние оказывают детские представления о своей важности. Наиболее адекватными методиками для исследования самооценки в этой возрастной группе являются:

  • “Лесенка” (автор В. Щур). На листочке рисуют 10 ступенек. Ребенку объясняют, что на вершине лестницы находятся самые лучшие дети, а внизу – самые плохие. Он должен найти свое место, а также предположить, куда его поставят окружающие люди. Тестирование проводится по нескольким параметрам (ум, доброта, здоровье, трудолюбие и т. д.)
  • Шкалы самооценки Дембо – Рубинштейна, отредактированные А. Прихожан. На бланке чертятся 7 линий. Нужно пометить кружком уровень собственного развития (высокий, низкий, средний). Детям предлагаются оценить такие проявления своей личности, как характер, внешность, здоровье, умелые руки, авторитет в коллективе, ум, уверенность в себе. Затем крестиком помечается желаемый уровень, при достижении которого ребенок смог бы гордиться собой.

Профилактика нарушений

Без помощи взрослых ребятишки не способны решить свои психологические проблемы. Для работы со всем классом используется комплексная программа развития эмоционально-волевой сферы младших школьников.

дети рисуют

Обычно она содержит следующие блоки:

  • Подготовительный. На этом этапе происходит знакомство детей и психолога, снимается эмоциональное напряжение. Для этого используются игры на взаимодействие (комплименты друг другу, поиск товарища с закрытыми глазами, объединение в группы по разным признакам). Дети рисуют свое настроение. Проводятся образные релаксации (например, воображаемое путешествие на облаке или купание в светящемся водопаде), психогимнастика.
  • Основной. Школьников учат распознавать чувства на картинках, по интонации и голосу собеседника, по характеру музыки. Дети показывают пантомимы, рисуют и надевают на себя маски, передающие различные эмоции. Проводятся беседы о причинах возникновения чувств, их значении. Устраиваются ролевые игры, в ходе которых отрабатываются благоприятные способы поведения.
  • Заключительный. Дети делятся на группы и каждая представляет свою эмоцию через рисунки, стихи, музыку, сценки и танцы.

Коррекционная работа

С детьми, имеющими психологические проблемы, специалист работает отдельно. Коррекция эмоционально-волевой сферы младших школьников может проводиться в небольших группах по 5-8 человек. Оптимальное количество занятий – 2 раза в неделю.

школьники бегут по коридору

Выделяют следующие этапы работы:

  • Установочный, во время которого проводится диагностика, формируется группа из детей со схожими проблемами и создается положительный настрой на совместную деятельность.
  • Подготовительный. На этой стадии снимается эмоциональное напряжение, формируется теплый климат в группе. Используются элементы музыкотерапии, танцевальной терапии, психогимнастика, драматизация, рисование, упражнения на расслабление.
  • Коррекционный. Детей учат адекватно реагировать на ситуацию через ее проигрывание, взятие на себя разных ролей. В то же время ведется работа со страхами.
  • Закрепляющий. Психолог работает над переносом позитивного поведения в реальную жизнь детей через выполнение ими “домашних заданий”, формирует адекватную самооценку. Проводится повторная диагностика.

Индивидуальная работа с детьми

Иногда при обследовании эмоционально-волевой сферы младших школьников психолог выявляет глубокие нарушения. Они могут быть обусловлены высокой раздражительностью и тревожностью личности, психологической травмой или особенностями семейного воспитания. В таком случае применяется индивидуальная терапия, зачастую с привлечением родителей.

На занятиях педагог старается создать расслабляющую обстановку, выявить внутренние конфликты ребенка через рисование, свободный танец, спонтанную игру с куклами, разыгрывание ролей. Постепенно убираются психологические барьеры, психолог помогает школьнику выработать новый образ своего “Я”. Произвольное поведение закрепляется через ролевые игры, кукольный театр.

дети показывают друг другу языки

Основные методы коррекции

В работе психологов хорошо зарекомендовали себя следующие способы воздействия на эмоционально-волевую сферу младшего школьника:

  • Игротерапия. Участвуя в ролевых играх, ребятишки проживают травмирующие их ситуации, учатся справляться со сложными чувствами.
  • Арт-терапия. Через рисование или лепку дети дают выход своим переживаниям, корректируют отношение к травмирующим образам.
  • Систематическая десенсибилизация. Психолог составляет иерархию детских страхов. Через игру ребенка учат расслаблению. В состоянии релаксации ему предлагается перевоплотиться в любимого героя и столкнуться со своими страхами, начиная со слабых. Постепенно обыгрываются более пугающие ситуации.
  • Поведенческий тренинг. Детей обучают новому эффективному поведению, которое сначала отрабатывается в игре. Впоследствии воображаемые ситуации максимально приближаются к реальным.

Эмоционально-волевая сфера младших школьников активно развивается и требует особого внимания со стороны взрослых. Дети должны понимать переживания других людей и выражать свои эмоции приемлемым образом.

Источник