Развитие эмоциональной сферы ребенка при помощи игры

Развитие эмоциональной сферы ребенка через игру.

(рекомендации родителям и педагогам)

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Взрослые: родители, педагоги – должны понять: ребенок кричит, дерется и капризничает не потому, что он плохой, а потому что не понимает, что так делать нельзя.

 Развитие эмоциональной сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

 Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

 Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра — это, не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Игры на развитие эмоциональной сферы помогут ребенку научиться выплескивать негативные эмоции, помогут снять мышечное и эмоциональное напряжение. Учтите, что для всех этих игр (особенно тех, в которых принимают участие двое и больше детей) необходимо участие взрослого — он будет следить за эмоциональным состоянием детей.

Основные эмоциональные проблемы

Агрессия

Довольно часто педагогам, родителям приходится сталкиваться с агрессией ребенка. Агрессивность может проявляться по-разному, начиная от резкого и неприятного высказывания, заканчивая физическими действиями. Чаще всего сложно найти общий язык с подростками.

Как правило, агрессия вызвана такими причинами:

  • Стремление получить желаемое.
  • Стремление быть первым.
  • Месть, защита.
  • Ущемление достоинства другого.
  • семейное неблагополучие,
  • лишение чего-то желаемого,
  • разница между желаемым и возможным.

Спровоцировать агрессивное поведение могут такие факторы:

  • Неразвитая игровая деятельность.
  • Сниженная самооценка.
  • Недостаток уровня интеллекта.
  • Повышенная возбудимость (травма, болезнь).

Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка — большое родительское огорчение, проблема педагогов, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.

 Детская агрессивность — признак внутреннего эмоционального неблагополучия, сгусток негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Основная ошибка взрослого в данной ситуации – подавление детской агрессии. Это очень опасно, потому что взрослые не избавляют ребенка от неприятной эмоции, а еще больше бессознательно накапливают ее. Все заканчивается яростным взрывом.

Чтобы преодолеть проблему требуется психокорректирующая помощь.

На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.         Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (предупредить родителей, педагогов об этом), но через 4—8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Если педагогу трудно справиться с гневом ребенка, стоит обратиться к специалисту и вести работу параллельно с психологом.

Игры, способствующие снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева: «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка Яров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг».

Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар.  Видя, в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. С этой целью можно использовать такие игры, как «Головомяч», «Камушек в ботинке», «Давайте поздороваемся», «Король», «Ласковые лапки» и другие.

Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать мифы, способствующие релаксации.

Повышенная тревожность

Неприятная эмоция появляется в результате внутреннего конфликта, которую могут спровоцировать такие факторы:

  • Завышенные требования в школе, дома.
  • Унижение ребенка, его зависимость от положения.
  • Противоречивые требования в саду, школе и дома.

Обращаем ваше внимание, что тревожный ребенок постоянно держит проблемы в себе. Он является беспокойным, всего боится, ожидает худшего. Как правило, растет беспомощный человек, отказывающийся познавать что-то новое. Дети становятся самокритичными и ставят высокие требования к себе. При этом снижается их уровень самооценки, они уверены в своей уродливости, неуклюжести и тупости. Хотя на самом деле, всего этого нет.

Работать с тревожным ребенком очень сложно. Психолог в данном случае использует методы для:

  • Повышения самооценки.
  • Снятия напряжения с мышц.
  • Обучения контролировать себя в конкретной ситуации.

Эмоции ребенка в школе

Многие дети испытывают отрицательные эмоции, стресс во время обучения в школе. Негатив может быть вызван:

  • Недопониманием учителей.
  • Страхом перед родителями.
  • Социальными проблемами – ребенок не может адаптироваться в обществе.

Впоследствии появляются такие негативные эмоции: гнев, страх, грусть, недоверие, скука. Диагностика помогает выявить, что интересует ребенка, насколько ему нравится учиться. В тяжелых случаях даже быстрая диагностика указывает на серьезные психологические проблемы.

ИГРЫ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ

Упражнение «Горячо, утюг!»

 Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику.

Цель: Отработка навыков взаимодействия ребёнка и взрослого в экстремальной ситуации.

Читайте также:  Составление индивидуальной программы развития ребенка в доу

Содержание: Все участники сидят в кругу. Ведущий по очереди подходит к каждому из них и сообщает об экстремальной ситуации, в которой находится ребёнок. Участник, к которому обращены эти слова, должен, мгновенно отреагировав, остановить ребёнка.

ВАШ РЕБЁНОК:

  1. Тянет руку к горячему утюгу
  2. Пытается включить газовую плиту
  3. Собирается сбросить на пол хрустальную вазу
  4. Перегибается через перила на 6 этаже.
  5. Подносит ко рту рюмку с водкой
  6. Выбегает на проезжую часть улицы
  7. Замахивается лопаткой на злую соседку
  8. Размахивает клюшкой перед витриной магазина
  9. Готовится спрыгнуть со второго яруса кровати

10. Открывает кран с горячей водой

11. Целится из рогатки в вашего гостя

12. Хочет кинуть камень в экран телевизора

13. Суёт палец в пасть злой собаке

14. Стремительно выбегает на тонкий лёд пруда

15. Вот-вот наступит на крышу полуоткрытого люка

16. Пытается открыть работающую стиральную машинку

17. Убегает в переполненном метро в противоположную сторону

18. Засовывает карандаш в электрическую розетку

19. Тянет в рот иголку

20. Запихивает маленькую пуговицу в ухо

21. Протягивает руку к чашке с горячим чаем

22. Собирается валить суп из тарелки в аквариум

23. Хочет попробовать еду из собачей миски

24. Сопит соду вместо соли в кипящий суп

25. Собирается выбросить из окна мамино ожерелье.

  • Упражнение «Психологическая скульптура»

Инструкция: Участникам надо поделиться на пары. Один из них встает на стул, а другой садится на пол. Начать вести беседу, при  этом зафиксировать,  что видит каждый из них. Затем надо поменяться местами, поделиться  чувствами.

Провести рефлексию, обратить внимание на то, что наилучший и продуктивный контакт происходит тогда, когда собеседники занимают позицию «глаза в глаза».

  • Упражнение “ Поменяемся ролями”. 

Цель: Чтобы взрослым и детям легче было понимать друг друга.
Необходимо разыграть ситуацию неуспеха, где “ребенок” был явно не на высоте (или в детском саду, школе, дома, или в кругу друзей). “Ребенок” рассказывает “родителям”, что с ним произошло. А для “родителей” приготовлены примеры выражений, которыми они реагируют на рассказанную ситуацию. Семьи выбирают по кусочкам цветной бумаги, через 5 минут разыгрывайте ситуацию. 
1 семья – Ребенок рассказывает о ситуации неуспеха (провинности), ожидая, что родители его пожалеют. Но на каждую фразу ребенка они произносят :

“ Я тысячу раз тебе говорил, что…”,   “Сколько раз тебе повторять…”, “Неужели тебе трудно запомнить, что…”,  “Ты такая же (такой же), как твоя мама (твой папа”… 
 2 семья- Ребенок рассказывает о ситуации своего неуспеха (провинности), ожидая, что его будут ругать родители, но на каждую его фразу родители произносят:

 “ Расскажи подробнее, как это произошло”, “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?”, “ Чем я могу тебе помочь?”, “Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?” 
3 и 4 семья 
– “Расскажи, подробнее как это случилось?” 
– “Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения. Что ты собираешься делать?” 
– “Чем я могу тебе помочь?” 
– “ Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?” 
После выполнения этого упражнения обсудить чувства, которые испытывали на себе участники в первом и во втором случае. Выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми. Предложение высказать свои отзывы о проведенном мероприятии и пожелания.

  • Упражнение «Руки»

Ведущий просит соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий ведущим не производится.

Идеи, выносимые на обсуждение:

  • В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
  • Если педагог (любой другой взрослый) настроен недружелюбно по отношению к детям, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.
  • Тренинг для родителей «Хорошо и плохо, или что такое кризис трёх лет»

     Цель: Познакомить участников тренинга с основными характеристиками кризиса трёх лет.

     Содержание: Ведущий просит участников тренинга перечислить положительные качества, которые присущи детям трёх лет, и записывает их в блокноте. (Обычно называются такие качества, как доброта, эмпатия). Затем участники называют негативные качества, которые им не нравятся в трёхлетних детях. (Чаще всего отмечаются упрямство, непослушание…) Все перечисленные характеристики записываются на лист блокнота, в правой его части.

     Затем  ведущий отгибает левую часть листа, и участники видят написанные заранее тренером качества ребёнка трёх лет. Участники сравнивают два списка отрицательных качеств ребёнка и анализируют их. Ведущий обращает внимание участников на то, что слева приведён «классический» портрет ребёнка в период кризиса трёх лет и на то, что это закономерное развитие ребёнка.

     В процессе общего обсуждения слушатели высказывают предложения, как лучше реагировать на те, или иные проявления негативного поведения ребёнка. Ведущий может задать вопрос:  «А есть ли необходимость бороться с теми качествами, которые являются проявлениями закономерного развития ребёнка?»

     Участники могут привести свои примеры негативного поведения детей, и группа, опираясь на полученные знания, может порекомендовать те или иные действия, выходы из трудных ситуаций.

Помните, что все игры необходимо проводить вместе с ребенком, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет.

Источник

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

Читайте также:  Влияние темперамента на личностное развитие ребенка

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста  эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и  неустойчивость.  Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

В дошкольном возрасте происходит  освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных  ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.  Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Организованная педагогическая  работа может  обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

 Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

1.Игра «Пиктограммы».

 Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
 На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на  карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и “видеть” эмоции других людей.

2. Упражнение «Зеркало».
Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

 После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки. 

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

3. Игра «Я радуюсь, когда…» 
Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

4. Упражнение «Музыка и эмоции».

 Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая – грустная, довольная, сердитая, смелая – трусливая, праздничная – будничная, задушевная – отчужденная, добрая – усталая, теплая – холодная, ясная – мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

5. Упражнение «Способы повышения настроения».

Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

6. Игра «Волшебный мешочек». 

Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один “волшебный мешочек”, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

7. Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

Читайте также:  Нормы развития ребенка в утробе

Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

8. Игра «Назови похожее».

Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

9. Упражнение «Мое настроение».

Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику  какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

11. Игра «Что было бы, если бы..»
    Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)? 

 Психогимнастические упражнения (этюды), основная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

1.Новая кукла (этюд на выражение радости).

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

3.Фокус (этюд на выражение удивления). 
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения). 
Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…

7.Про Таню (горе — радость).
Наша Таня громко плачет: 
Уронила в речку мячик (горе). 
«Тише, Танечка, не плачь —
Не утонет в речке мяч!»

8.Золушка (этюд на выражение печали).

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

9.Один дома (этюд на выражение страха).

Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

1.«Ласковые ладошки».

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

2. «Секретики».

Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

3. Игра «На полянке». 
Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Источник