Развитие эмоциональной сферы ребенка купить
Подробное описание
На современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях внедрения ФГОС ДО в практику ДОО, особую актуальность приобретает процесс формирования социально-личностных качеств у ребенка. Так, когда говорят о целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, отмечают, что «…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
У дошкольника формируются любознательность и эмоциональная отзывчивость, он узнает способы общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, у него развиваются управление своим поведением, планирование своих действий, способность решать интеллектуальные и личностные задачи [23]. Другими словами, для того чтобы ребенок, придя в школу, был успешным, он должен уже в дошкольном детстве научиться решать задачи трех типов: познавательные, регуляторные и коммуникативные, – соответствующие трем типам способностей [5]. Он усваивает элементарные нормы и правила поведения.
Формирование эмоциональной регуляции
поведения часто рассматривается в рамках проблемы развития эмоциональной сферы [11, 12]. Эмоциональная коррекция поведения является центральным новообразованием эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте. Данный
механизм характеризуется согласованием поведения ребенка с личностным смыслом определенной ситуации и выполняемых в ней действий для удовлетворения его потребностей и интересов. Ребенок сам становится способен в какой-то мере осознанно сдерживать и модулировать свои эмоциональные реакции, однако в целом для него характерны живость и непосредственность. Таким образом, развитие эмоциональной сферы в онтогенезе представляет собой процесс постепенного усовершенствования способности регулировать эмоциональное поведение.
Исследования показывают, что эмоционально-волевая сфера старших дошкольников с отклонениями в развитии проявляется в недостаточной сформированности у них особых эмоциональных новообразований дошкольного возраста (системы эмоциональных отношений, механизмов эмоциональной децентрации и эмоционального воображения). У таких детей эта сфера сопряжена с повышенным уровнем эмоционального неблагополучия в виде устойчивых форм негативного эмоционального реагирования (тревожность, негативизм, конфликтность) и трудностей эмоциональной регуляции поведения. Именно неадекватность их эмоциональных проявлений внешним обстоятельствам зачастую становится главным препятствием для взаимодействия с другими людьми и обусловливает дефицитарность социализации ребенка с отклонениями в развитии. Дисбаланс эмоциональной регуляции деятельности может обусловливать у ребенка трудности в обучении и приводить к поиску неадекватных способов компенсации [1, 11].
Рассматривая вопрос о коррекции эмоциональной сферы ребенка, мы говорим о ее гармонизации, направленной на преодоление негативных эмоциональных состояний, нарушений в функционировании или отставаний в развитии тех или иных составляющих эмоциональной сферы, а также о компенсации негативных особенностей личности, складывающихся на основе данных процессов.
Одним из таких методов коррекционного воздействия является театрализованно-игровая деятельность, обладающая возможностями не только развития и коррекции эмоционально-волевой сферы такого ребенка, но и влияющая на становление его личности, поскольку участие в этой деятельности создает условия и возможности для социальной адаптации детей данной категории, а также для приобщения их к эстетической культуре.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют его общему развитию, проявлению любознательности, снижению уровня агрессии, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, настойчивости, целеустремленности. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию именно волевых черт характера. У ребенка развиваются умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению его самооценки [8, 13, 19, 22].
Пособие представляет интерес для педагогов-психологов, воспитателей дошкольных учреждений всех типов, а также для специалистов, работающих с детьми с типичными трудностями развития, и их родителей; полезно студентам, обучающимся на факультетах психологии высших и средних педагогических учебных заведений.
Содержание
Введение 3
Программа коррекционного воздействия на эмоциональную сферу детей 6–7 лет средствами театрально-игровой деятельности 7
Научное обоснование программы; основная концепция коррекционного воздействия на эмоциональную сферу детей средствами театрально-игровой деятельности 7
Результаты диагностического исследования особенностей эмоциональной сферы детей 6–7 лет 14
Структура и методические средства программы 19
Условия реализации программы 22
Средства и методы коррекционного воздействия 24
Основные направления театрально-игровой деятельности 28
Блок «Работа с детьми» 29
Блок «Работа с родителями» 39
Ресурсы, необходимые для реализации программы 41
Содержание и методика занятий по реализации программы «Радуга настроений» 42
Приложения 104
Литература 129
Источник
Диагностика и развитие эмоциональной сферы
Арт-терапевтический комплекс, включающий в себя практическую технологию диагностики, психокоррекции и развития эмоциональной сферы у лиц разного возраста.
Обработка результатов
ручная
Форма проведения
индивидуальная, групповая
Возрастной диапазон
с 8 лет
Категория методики
психокоррекционная
Направление
арт-терапия
Тестирование
бланковое
Посмотреть комплектацию
Назначение и сфера возможного использования методики
Эмоциональный интеллект трактуется, как способность человека понимать свои чувства и чувства других людей, поддерживающая внутреннюю мотивацию в деятельности и отношениях, а также умение управлять эмоциональными проявлениями. Эмоциональный интеллект связан с умением оценивать и выражать эмоции, регулировать свои эмоциональные процессы в интересах интеллектуального и личностного роста, выступает важной предпосылкой продуктивной мыслительной деятельности. В более широком плане он определяется как способность человека к эффективной когнитивной переработке любой эмоциональной информации.
Эмоциональный Арт-конструктор опирается на многообразие средств и форм художественной экспрессии. Основным назначением методики является диагностика эмоциональной сферы, прежде всего, способности к восприятию эмоций и чувств. В качестве стимульного материала используются насыщенные эмоциональной информацией абстрактные живописные фоны и силуэты человеческих фигур. Результаты тестирования позволяют выявить уровень развития навыков эмоционального восприятия, эмпатии, художественно-образного мышления. Благодаря применению специально подобранных или нарисованных стимульных образов в виде фонов и фигур, насыщенности образов эмоциогенной информацией (символическими, цветовыми, психомоторными триггерами эмоций) осуществляется целенаправленное воздействие на «эмоциональный мозг», возникают эмоционально окрашенные фантазии, воспоминания, психомоторные реакции, дающие богатый материал для диагностики, коррекции и развития эмоциональной сферы.
Методика имеет следующие достоинства:
- Практичность и мобильность набора фигур и фонов. Его можно легко переносить, использовать, даже не имея специально оснащенного кабинета, как своеобразную «портативную студию».
- Используя готовые изображения, позволяет участникам занятий реализовать свои творческие возможности, создавать свои картины или целые серии картин, комбинировать готовые конструктивные элементы друг с другом и, в случае необходимости, дополнять готовые изображения новыми образами.
- Наличие готовых элементов позволяет включать в процесс творческой, игровой деятельности тех, кто испытывает затруднения в художественном самовыражении, жалуется на отсутствие творческой фантазии, склонен к интеллектуализации и рационализации, испытывает сопротивление в психотерапевтическом процессе.
- Использование готовых изобразительных элементов в качестве конструктивного материала и в сочетании с иными художественными средствами и образами, в том числе, созданными самими клиентами, позволяет также осваивать и спользовать приемы современного искусства, развивая художественное мышление и способы творческого самовыражения клиентов.
- Использование стимульных фонов и фигур позволяет передавать как внешний, так и внутренний контекст, связанный не только с реальной, физической средой, но и состоянием, характером персонажей, их отношениями друг с другом – внутреннюю картину переживаний.
- Наличие силуэтов с изображениями людей, находящихся в разном состоянии, позволяет выявлять и и развивать способность понимать «язык тела», телесные основы эмоционального восприятия, а также дополнять изобразительную деятельность техниками телесно-ориентированного, драматерапевтического и танцевально-двигательного характера, основанными на использовании психомоторной экспрессии, пантомимики.
- Возможность использования для совместной творческой и игровой деятельности двумя и более лицами – членами семьи, группы – в качестве особой символической среды, что создает дополнительные перспективы для диагностики, развития и коррекции семейных и групповых отношений.
Методика будет полезна психологам, психотерапевтами и другим помогающим специалистам, особенно тем, кто осуществляет программы арт-терапии и арт-педагогики. Эмоциональный арт-конструктор может быть использован не только в качестве инструмента экспериментально-психологического исследования эмоциональной сферы, но и значимого компонента программ лечебной, реабилитационной и профилактической, психообразовательной, арт-педагогической направленности.
Авторы методики:
- Копытин А.И. – доктор медицинских наук, председатель «Российской Арт-терапевтической ассоциации»
- Черенков Р.А. – художник, арт-терапевт
Содержание теста и особенности работы с методикой
Основным конструктивным принципом использования технологии «Эмоциональный арт-конструктор» является сочетание фигуры (фигур) и фона, представленных в виде готовых, а также создаваемых клиентами изобразительных элементов. Методика использует две основные категории (модуля) образных элементов – эмоциональные фоны и фигуры. Дополнительной, третьей категорией (модулем) образных элементов являются детали фотопортретов с лицами людей, выражающих разные эмоции и чувства. Данные три группы эмоциогенных стимулов дополняют друг друга и обеспечивают целостное и, в то же время, дифференцированное восприятие и выражение эмоций, их осознание и интеграцию.
При использовании с диагностической целью Эмоциональный арт-конструктор определяется как Тест художественно-эмоционального восприятия и включает два субтеста:
- Субтест «эмоциональные фоны» основан на представлении о визуальном пространстве картины как среде особого рода, в которой благодаря использованию разных средств художественной выразительности, а также ее реальных и символических элементов (в зависимости от жанра и стиля изображения) актуализируются и передаются характеристики эмоционального состояния.
- Субтест «эмоциональные фигуры» основан на использовании телесных, психомоторных средств эмоциональных экспрессии (выразительных движений) и фактически использует «грамматику» телесного языка, то есть наиболее типичные позы и жесты, передаваемые на силуэтах человеческих фигур и характеризующие разные эмоции и чувства.
При разработке теста учитывались современные психологические теории и классификации эмоций и чувств, соответствующие дифференциально-психологической концепции структуры эмоциональной сферы человека. На их основе был составлен список из одиннадцати эмоций: вина, гнев, грусть, интерес, нежность, отвращение, радость, раскаяние, страх, тревога, экстаз (восторг).
Тестирование может проводиться индивидуально или в группе. Методическое руководство включает описание процедуры и критериев психодиагностического применения теста художественно-эмоционального восприятия, сведения о его валидности и надежности. Описаны методики и программы, связанные с использованием технологии с целью коррекции и развития эмоциональной сферы у детей, подростков и взрослых с применением эмоционального арт-конструктора.
Для создания дополнительных возможностей по развитию эмоциональной сферы в методику включены:
- модуль для создания «эмоциональных портретов», позволяющий развивать способность воспринимать эмоции на основе мимических проявлений;
- специально подобранная коллекция музыкальных произведений, передающих разные эмоции и чувства;
- программа развития эмоциональной сферы для детей младшего школьного возраста;
- технология применения в развивающей работе с лицами, имеющими нарушения аутистического спектра.
Фотографии
Комплектация методики
- Методическое руководство «Эмоциональный арт-конструктор. Технология диагностики, развития и коррекции эмоциональной сферы», А.И. Копытин
- Набор «эмоциональные фоны»
- Набор «эмоциональные фигуры»
- Развивающий модуль «эмоциональные портреты»
- Флеш-накопитель с коллекцией музыкальных произведений
- Бланк фиксации результатов
- Ключ для ручной обработки
- Маркеры
- Набор защитных экранов
- Зажим для защитных экранов
- Карта гарантийного обслуживания
- Сертификат качества «Иматон»
- Коробка-футляр с магнитным клапаном
Вам также будет интересно:
Подпишитесь на информационную рассылку о новых продуктах, акциях и специальных предложениях Компании «Иматон»
Источник
ÐнноÑаÑиÑ:
ÐоложиÑе ÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ñебе в коÑзинÑ, оÑоÑмиÑе заказ. Ðо не оплаÑивайÑе его. ÐÐ°Ñ Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ´Ð¶ÐµÑ ÑвÑжеÑÑÑ Ñ Ðами и ÑÑоÑÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð°Ð»Ð¸Ñие данного ÑоваÑа и ÑÑоки доÑÑавки.
ÐÑли ÑоваÑÑ ÐÐÐТÐÐ ÑÑаÑÑвÑÑÑ Ð² акÑии, Ñкидки по пÑогÑамме лоÑлÑноÑÑи на Ð½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑаÑпÑоÑÑÑанÑÑÑÑÑ (во вÑÐµÐ¼Ñ Ð°ÐºÑий Ð¼Ñ Ð¿ÑедоÑÑавлÑем минималÑнÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½ÑÑ ÑенÑ).
ÐÑÑ-ÑеÑапевÑиÑеÑкий комплекÑ, вклÑÑаÑÑий в ÑÐµÐ±Ñ Ð¿ÑакÑиÑеÑкÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑики, пÑÐ¸Ñ Ð¾ÐºÐ¾ÑÑекÑии и ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ Ñ Ð»Ð¸Ñ Ñазного возÑаÑÑа.
ÐбÑабоÑка ÑезÑлÑÑаÑов: ÑÑÑнаÑ
ФоÑма пÑоведениÑ: индивидÑалÑнаÑ, гÑÑпповаÑ
ÐозÑаÑÑной диапазон: Ñ 8 леÑ
ÐаÑегоÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑодики: пÑÐ¸Ñ Ð¾ÐºÐ¾ÑÑекÑионнаÑ
ÐапÑавление: аÑÑ-ÑеÑапиÑ
ТеÑÑиÑование: бланковое
ÐазнаÑение и ÑÑеÑа возможного иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¼ÐµÑодики
ÐмоÑионалÑнÑй инÑÐµÐ»Ð»ÐµÐºÑ ÑÑакÑÑеÑÑÑ, как ÑпоÑобноÑÑÑ Ñеловека понимаÑÑ Ñвои ÑÑвÑÑва и ÑÑвÑÑва дÑÑÐ³Ð¸Ñ Ð»Ñдей, поддеÑживаÑÑÐ°Ñ Ð²Ð½ÑÑÑеннÑÑ Ð¼Ð¾ÑиваÑÐ¸Ñ Ð² деÑÑелÑноÑÑи и оÑноÑениÑÑ , а Ñакже Ñмение ÑпÑавлÑÑÑ ÑмоÑионалÑнÑми пÑоÑвлениÑми. ÐмоÑионалÑнÑй инÑÐµÐ»Ð»ÐµÐºÑ ÑвÑзан Ñ Ñмением оÑениваÑÑ Ð¸ вÑÑажаÑÑ ÑмоÑии, ÑегÑлиÑоваÑÑ Ñвои ÑмоÑионалÑнÑе пÑоÑеÑÑÑ Ð² инÑеÑеÑÐ°Ñ Ð¸Ð½ÑеллекÑÑалÑного и лиÑноÑÑного ÑоÑÑа, вÑÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ Ð²Ð°Ð¶Ð½Ð¾Ð¹ пÑедпоÑÑлкой пÑодÑкÑивной мÑÑлиÑелÑной деÑÑелÑноÑÑи. Рболее ÑиÑоком плане он опÑеделÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº ÑпоÑобноÑÑÑ Ñеловека к ÑÑÑекÑивной когниÑивной пеÑеÑабоÑке лÑбой ÑмоÑионалÑной инÑоÑмаÑии.
ÐмоÑионалÑнÑй ÐÑÑ-конÑÑÑÑкÑÐ¾Ñ Ð¾Ð¿Ð¸ÑаеÑÑÑ Ð½Ð° многообÑазие ÑÑедÑÑв и ÑоÑм Ñ ÑдожеÑÑвенной ÑкÑпÑеÑÑии. ÐÑновнÑм назнаÑением меÑодики ÑвлÑеÑÑÑ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑика ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ, пÑежде вÑего, ÑпоÑобноÑÑи к воÑпÑиÑÑÐ¸Ñ ÑмоÑий и ÑÑвÑÑв. РкаÑеÑÑве ÑÑимÑлÑного маÑеÑиала иÑполÑзÑÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑеннÑе ÑмоÑионалÑной инÑоÑмаÑией абÑÑÑакÑнÑе живопиÑнÑе ÑÐ¾Ð½Ñ Ð¸ ÑилÑÑÑÑ ÑеловеÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑигÑÑ. РезÑлÑÑаÑÑ ÑеÑÑиÑÐ¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÑÑ Ð²ÑÑвиÑÑ ÑÑÐ¾Ð²ÐµÐ½Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ð²Ñков ÑмоÑионалÑного воÑпÑиÑÑиÑ, ÑмпаÑии, Ñ ÑдожеÑÑвенно-обÑазного мÑÑлениÑ. ÐлагодаÑÑ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑпеÑиалÑно подобÑаннÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ наÑиÑованнÑÑ ÑÑимÑлÑнÑÑ Ð¾Ð±Ñазов в виде Ñонов и ÑигÑÑ, наÑÑÑенноÑÑи обÑазов ÑмоÑиогенной инÑоÑмаÑией (ÑимволиÑеÑкими, ÑвеÑовÑми, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¼Ð¾ÑоÑнÑми ÑÑиггеÑами ÑмоÑий) оÑÑÑеÑÑвлÑеÑÑÑ ÑеленапÑавленное воздейÑÑвие на «ÑмоÑионалÑнÑй мозг», возникаÑÑ ÑмоÑионалÑно окÑаÑеннÑе ÑанÑазии, воÑпоминаниÑ, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¼Ð¾ÑоÑнÑе ÑеакÑии, даÑÑие богаÑÑй маÑеÑиал Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑики, коÑÑекÑии и ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ.
ÐеÑодика Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ ÑледÑÑÑие доÑÑоинÑÑва:
- ÐÑакÑиÑноÑÑÑ Ð¸ мобилÑноÑÑÑ Ð½Ð°Ð±Ð¾Ñа ÑигÑÑ Ð¸ Ñонов. Ðго можно легко пеÑеноÑиÑÑ, иÑполÑзоваÑÑ, даже не Ð¸Ð¼ÐµÑ ÑпеÑиалÑно оÑнаÑенного кабинеÑа, как ÑвоеобÑазнÑÑ Â«Ð¿Ð¾ÑÑаÑивнÑÑ ÑÑÑдиÑ».
- ÐÑполÑзÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑе изобÑажениÑ, позволÑÐµÑ ÑÑаÑÑникам занÑÑий ÑеализоваÑÑ Ñвои ÑвоÑÑеÑкие возможноÑÑи, ÑоздаваÑÑ Ñвои каÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¸Ð»Ð¸ ÑелÑе ÑеÑии каÑÑин, комбиниÑоваÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑе конÑÑÑÑкÑивнÑе ÑлеменÑÑ Ð´ÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом и, в ÑлÑÑае Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð¾ÑÑи, дополнÑÑÑ Ð³Ð¾ÑовÑе изобÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñми обÑазами.
- ÐалиÑие гоÑовÑÑ ÑлеменÑов позволÑÐµÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑаÑÑ Ð² пÑоÑеÑÑ ÑвоÑÑеÑкой, игÑовой деÑÑелÑноÑÑи ÑÐµÑ , кÑо иÑпÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ Ð·Ð°ÑÑÑÐ´Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² Ñ ÑдожеÑÑвенном ÑамовÑÑажении, жалÑеÑÑÑ Ð½Ð° оÑÑÑÑÑÑвие ÑвоÑÑеÑкой ÑанÑазии, Ñклонен к инÑеллекÑÑализаÑии и ÑаÑионализаÑии, иÑпÑÑÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑопÑоÑивление в пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑеÑапевÑиÑеÑком пÑоÑеÑÑе.
- ÐÑполÑзование гоÑовÑÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑазиÑелÑнÑÑ ÑлеменÑов в каÑеÑÑве конÑÑÑÑкÑивного маÑеÑиала и в ÑоÑеÑании Ñ Ð¸Ð½Ñми Ñ ÑдожеÑÑвеннÑми ÑÑедÑÑвами и обÑазами, в Ñом ÑиÑле, ÑозданнÑми Ñамими клиенÑами, позволÑÐµÑ Ñакже оÑваиваÑÑ Ð¸ ÑполÑзоваÑÑ Ð¿ÑÐ¸ÐµÐ¼Ñ ÑовÑеменного иÑкÑÑÑÑва, ÑÐ°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°Ñ Ñ ÑдожеÑÑвенное мÑÑление и ÑпоÑÐ¾Ð±Ñ ÑвоÑÑеÑкого ÑамовÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñов.
- ÐÑполÑзование ÑÑимÑлÑнÑÑ Ñонов и ÑигÑÑ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»ÑÐµÑ Ð¿ÐµÑедаваÑÑ ÐºÐ°Ðº внеÑний, Ñак и внÑÑÑенний конÑекÑÑ, ÑвÑзаннÑй не ÑолÑко Ñ ÑеалÑной, ÑизиÑеÑкой ÑÑедой, но и ÑоÑÑоÑнием, Ñ Ð°ÑакÑеÑом пеÑÑонажей, Ð¸Ñ Ð¾ÑноÑениÑми дÑÑг Ñ Ð´ÑÑгом â внÑÑÑеннÑÑ ÐºÐ°ÑÑÐ¸Ð½Ñ Ð¿ÐµÑеживаний.
- ÐалиÑие ÑилÑÑÑов Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑажениÑми лÑдей, Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´ÑÑÐ¸Ñ ÑÑ Ð² Ñазном ÑоÑÑоÑнии, позволÑÐµÑ Ð²ÑÑвлÑÑÑ Ð¸ и ÑазвиваÑÑ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½Ð¸Ð¼Ð°ÑÑ Â«ÑзÑк Ñела», ÑелеÑнÑе оÑÐ½Ð¾Ð²Ñ ÑмоÑионалÑного воÑпÑиÑÑиÑ, а Ñакже дополнÑÑÑ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑазиÑелÑнÑÑ Ð´ÐµÑÑелÑноÑÑÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°Ð¼Ð¸ ÑелеÑно-оÑиенÑиÑованного, дÑамаÑеÑапевÑиÑеÑкого и ÑанÑевалÑно-двигаÑелÑного Ñ Ð°ÑакÑеÑа, оÑнованнÑми на иÑполÑзовании пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¼Ð¾ÑоÑной ÑкÑпÑеÑÑии, панÑомимики.
- ÐозможноÑÑÑ Ð¸ÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð»Ñ ÑовмеÑÑной ÑвоÑÑеÑкой и игÑовой деÑÑелÑноÑÑи двÑÐ¼Ñ Ð¸ более лиÑами â Ñленами ÑемÑи, гÑÑÐ¿Ð¿Ñ â в каÑеÑÑве оÑобой ÑимволиÑеÑкой ÑÑедÑ, ÑÑо ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°ÐµÑ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑе пеÑÑпекÑÐ¸Ð²Ñ Ð´Ð»Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑики, ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ коÑÑекÑии ÑемейнÑÑ Ð¸ гÑÑпповÑÑ Ð¾ÑноÑений.
ÐеÑодика бÑÐ´ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ð° пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð°Ð¼, пÑÐ¸Ñ Ð¾ÑеÑапевÑами и дÑÑгим помогаÑÑим ÑпеÑиалиÑÑам, оÑобенно Ñем, кÑо оÑÑÑеÑÑвлÑÐµÑ Ð¿ÑогÑÐ°Ð¼Ð¼Ñ Ð°ÑÑ-ÑеÑапии и аÑÑ-педагогики. ÐмоÑионалÑнÑй аÑÑ-конÑÑÑÑкÑÐ¾Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð±ÑÑÑ Ð¸ÑполÑзован не ÑолÑко в каÑеÑÑве инÑÑÑÑменÑа ÑкÑпеÑименÑалÑно-пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкого иÑÑÐ»ÐµÐ´Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ, но и знаÑимого компоненÑа пÑогÑамм леÑебной, ÑеабилиÑаÑионной и пÑоÑилакÑиÑеÑкой, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¾Ð±ÑазоваÑелÑной, аÑÑ-педагогиÑеÑкой напÑавленноÑÑи.
ÐвÑоÑÑ Ð¼ÐµÑодики:
- ÐопÑÑин Ð.Ð. – докÑÐ¾Ñ Ð¼ÐµÐ´Ð¸ÑинÑÐºÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñк, пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ Â«Ð Ð¾ÑÑийÑкой ÐÑÑ-ÑеÑапевÑиÑеÑкой аÑÑоÑиаÑии»
- ЧеÑенков Ð .Ð. â Ñ Ñдожник, аÑÑ-ÑеÑапевÑ
СодеÑжание ÑеÑÑа и оÑобенноÑÑи ÑабоÑÑ Ñ Ð¼ÐµÑодикой
ÐÑновнÑм конÑÑÑÑкÑивнÑм пÑинÑипом иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ «ÐмоÑионалÑнÑй аÑÑ-конÑÑÑÑкÑоÑ» ÑвлÑеÑÑÑ ÑоÑеÑание ÑигÑÑÑ (ÑигÑÑ) и Ñона, пÑедÑÑавленнÑÑ Ð² виде гоÑовÑÑ , а Ñакже ÑоздаваемÑÑ ÐºÐ»Ð¸ÐµÐ½Ñами изобÑазиÑелÑнÑÑ ÑлеменÑов. ÐеÑодика иÑполÑзÑÐµÑ Ð´Ð²Ðµ оÑновнÑе каÑегоÑии (модÑлÑ) обÑазнÑÑ ÑлеменÑов â ÑмоÑионалÑнÑе ÑÐ¾Ð½Ñ Ð¸ ÑигÑÑÑ. ÐополниÑелÑной, ÑÑеÑÑей каÑегоÑией (модÑлем) обÑазнÑÑ ÑлеменÑов ÑвлÑÑÑÑÑ Ð´ÐµÑали ÑоÑопоÑÑÑеÑов Ñ Ð»Ð¸Ñами лÑдей, вÑÑажаÑÑÐ¸Ñ ÑазнÑе ÑмоÑии и ÑÑвÑÑва. ÐаннÑе ÑÑи гÑÑÐ¿Ð¿Ñ ÑмоÑиогеннÑÑ ÑÑимÑлов дополнÑÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга и обеÑпеÑиваÑÑ ÑелоÑÑное и, в Ñо же вÑемÑ, диÑÑеÑенÑиÑованное воÑпÑиÑÑие и вÑÑажение ÑмоÑий, Ð¸Ñ Ð¾Ñознание и инÑегÑаÑиÑ.
ÐÑи иÑполÑзовании Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑиÑеÑкой ÑелÑÑ ÐмоÑионалÑнÑй аÑÑ-конÑÑÑÑкÑÐ¾Ñ Ð¾Ð¿ÑеделÑеÑÑÑ ÐºÐ°Ðº ТеÑÑ Ñ ÑдожеÑÑвенно-ÑмоÑионалÑного воÑпÑиÑÑÐ¸Ñ Ð¸ вклÑÑÐ°ÐµÑ Ð´Ð²Ð° ÑÑбÑеÑÑа:
- СÑбÑеÑÑ Â«ÑмоÑионалÑнÑе ÑонÑ» оÑнован на пÑедÑÑавлении о визÑалÑном пÑоÑÑÑанÑÑве каÑÑÐ¸Ð½Ñ ÐºÐ°Ðº ÑÑеде оÑобого Ñода, в коÑоÑой благодаÑÑ Ð¸ÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÑазнÑÑ ÑÑедÑÑв Ñ ÑдожеÑÑвенной вÑÑазиÑелÑноÑÑи, а Ñакже ее ÑеалÑнÑÑ Ð¸ ÑимволиÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑлеменÑов (в завиÑимоÑÑи Ð¾Ñ Ð¶Ð°Ð½Ñа и ÑÑÐ¸Ð»Ñ Ð¸Ð·Ð¾Ð±ÑажениÑ) акÑÑализиÑÑÑÑÑÑ Ð¸ пеÑедаÑÑÑÑ Ñ Ð°ÑакÑеÑиÑÑики ÑмоÑионалÑного ÑоÑÑоÑниÑ.
- СÑбÑеÑÑ Â«ÑмоÑионалÑнÑе ÑигÑÑÑ» оÑнован на иÑполÑзовании ÑелеÑнÑÑ , пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð¼Ð¾ÑоÑнÑÑ ÑÑедÑÑв ÑмоÑионалÑнÑÑ ÑкÑпÑеÑÑии (вÑÑазиÑелÑнÑÑ Ð´Ð²Ð¸Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ð¹) и ÑакÑиÑеÑки иÑполÑзÑÐµÑ Â«Ð³ÑаммаÑикÑ» ÑелеÑного ÑзÑка, Ñо еÑÑÑ Ð½Ð°Ð¸Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ ÑипиÑнÑе Ð¿Ð¾Ð·Ñ Ð¸ жеÑÑÑ, пеÑедаваемÑе на ÑилÑÑÑÐ°Ñ ÑеловеÑеÑÐºÐ¸Ñ ÑигÑÑ Ð¸ Ñ Ð°ÑакÑеÑизÑÑÑие ÑазнÑе ÑмоÑии и ÑÑвÑÑва.
ÐÑи ÑазÑабоÑке ÑеÑÑа ÑÑиÑÑвалиÑÑ ÑовÑеменнÑе пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкие ÑеоÑии и клаÑÑиÑикаÑии ÑмоÑий и ÑÑвÑÑв, ÑооÑвеÑÑÑвÑÑÑие диÑÑеÑенÑиалÑно-пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкой конÑепÑии ÑÑÑÑкÑÑÑÑ ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ Ñеловека. Ðа Ð¸Ñ Ð¾Ñнове бÑл ÑоÑÑавлен ÑпиÑок из одиннадÑаÑи ÑмоÑий: вина, гнев, гÑÑÑÑÑ, инÑеÑеÑ, нежноÑÑÑ, оÑвÑаÑение, ÑадоÑÑÑ, ÑаÑкаÑние, ÑÑÑÐ°Ñ , ÑÑевога, ÑкÑÑаз (воÑÑоÑг).
ТеÑÑиÑование Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿ÑоводиÑÑÑÑ Ð¸Ð½Ð´Ð¸Ð²Ð¸Ð´ÑалÑно или в гÑÑппе. ÐеÑодиÑеÑкое ÑÑководÑÑво вклÑÑÐ°ÐµÑ Ð¾Ð¿Ð¸Ñание пÑоÑедÑÑÑ Ð¸ кÑиÑеÑиев пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑиÑеÑкого пÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑÑа Ñ ÑдожеÑÑвенно-ÑмоÑионалÑного воÑпÑиÑÑиÑ, ÑÐ²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾ его валидноÑÑи и надежноÑÑи. ÐпиÑÐ°Ð½Ñ Ð¼ÐµÑодики и пÑогÑаммÑ, ÑвÑзаннÑе Ñ Ð¸ÑполÑзованием ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ Ñ ÑелÑÑ ÐºÐ¾ÑÑекÑии и ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ Ñ Ð´ÐµÑей, подÑоÑÑков и взÑоÑлÑÑ Ñ Ð¿Ñименением ÑмоÑионалÑного аÑÑ-конÑÑÑÑкÑоÑа.
ÐÐ»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð´Ð¾Ð¿Ð¾Ð»Ð½Ð¸ÑелÑнÑÑ Ð²Ð¾Ð·Ð¼Ð¾Ð¶Ð½Ð¾ÑÑей по ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ Ð² меÑÐ¾Ð´Ð¸ÐºÑ Ð²ÐºÐ»ÑÑенÑ:
- модÑÐ»Ñ Ð´Ð»Ñ ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð¸Ñ Â«ÑмоÑионалÑнÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑÑеÑов», позволÑÑÑий ÑазвиваÑÑ ÑпоÑобноÑÑÑ Ð²Ð¾ÑпÑинимаÑÑ ÑмоÑии на оÑнове мимиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¿ÑоÑвлений;
- ÑпеÑиалÑно подобÑÐ°Ð½Ð½Ð°Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑÐ¸Ñ Ð¼ÑзÑкалÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений, пеÑедаÑÑÐ¸Ñ ÑазнÑе ÑмоÑии и ÑÑвÑÑва;
- пÑогÑамма ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð´ÐµÑей младÑего ÑколÑного возÑаÑÑа;
- ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² ÑазвиваÑÑей ÑабоÑе Ñ Ð»Ð¸Ñами, имеÑÑими наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð°ÑÑиÑÑиÑеÑкого ÑпекÑÑа.
ÐомплекÑаÑÐ¸Ñ Ð¼ÐµÑодики
- ÐеÑодиÑеÑкое ÑÑководÑÑво «ÐмоÑионалÑнÑй аÑÑ-конÑÑÑÑкÑоÑ. Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð´Ð¸Ð°Ð³Ð½Ð¾ÑÑики, ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¸ коÑÑекÑии ÑмоÑионалÑной ÑÑеÑÑ», Ð.Ð. ÐопÑÑин
- ÐÐ°Ð±Ð¾Ñ Â«ÑмоÑионалÑнÑе ÑонÑ»
- ÐÐ°Ð±Ð¾Ñ Â«ÑмоÑионалÑнÑе ÑигÑÑÑ»
- РазвиваÑÑий модÑÐ»Ñ Â«ÑмоÑионалÑнÑе поÑÑÑеÑÑ»
- ФлеÑ-накопиÑÐµÐ»Ñ Ñ ÐºÐ¾Ð»Ð»ÐµÐºÑией мÑзÑкалÑнÑÑ Ð¿Ñоизведений
- Ðланк ÑикÑаÑии ÑезÑлÑÑаÑов
- ÐлÑÑ Ð´Ð»Ñ ÑÑÑной обÑабоÑки
- ÐаÑкеÑÑ
- ÐÐ°Ð±Ð¾Ñ Ð·Ð°ÑиÑнÑÑ ÑкÑанов
- Ðажим Ð´Ð»Ñ Ð·Ð°ÑиÑнÑÑ ÑкÑанов
- ÐаÑÑа гаÑанÑийного обÑлÑживаниÑ
- СеÑÑиÑÐ¸ÐºÐ°Ñ ÐºÐ°ÑеÑÑва «ÐмаÑон»
- ÐоÑобка-ÑÑÑлÑÑ Ñ Ð¼Ð°Ð³Ð½Ð¸ÑнÑм клапаном
Источник