Развитие эмоциональной сферы ребенка через театрализованную деятельность

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Варкентин Анна Ивановна.

МБДОУ №56.

Московская область,

город Солнечногорск, 2019 год.

“Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.

К.С.Станиславский

Cегодняшние дети невольно оказываются вовлечены в бурные темпы взрослой жизни, их увлекают потоки лишней информации, им предъявляются требования в раннем развитии и скорейшей социализации.

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребенок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это — конкретный, зримый результат.

Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

 «В процессе этого сопереживания, — как отмечал психолог и педагог, академик Б.М. Теплов (1896—1965), — создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», — утверждал  Б.М. Теплов.

В работах академика Н.Бехтеревой, профессора Д. Камбаровой, научных сотрудников С.Маневского и В.Матвеевой установлено, что улыбка не просто говорит о позитивной стороне, она воздействует на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое нашими учёными явление, много раз экспериментально  проверенное, получило название генерализации или положительного экспрессивного потенциала. При этом надо не улыбнуться внешне (одними губами), а искренне порадоваться, как это бывает у детей в театрализованной деятельности. Только при этом условии просыпаются позитивные волны во всех структурах мозга.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки-чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием.

Развивая у детей эмоциональную сферу через театрализованную деятельность я реализую цель: развитие артистических способностей детей.

Для реализации данной цели я ставлю перед собой следующие  задачи:

Обучающие:

  •  приобщение детей  дошкольного возраста к театральной культуре.
  • последовательное знакомство детей с различными видами театров.
  • обучение  детей передаче образов с помощью эмоций.  

Развивающие:

  • развитие психических процессов (внимание, мышление, память).
  • творческих способностей (умение перевоплощаться).
  • развитие артистических навыков детей (способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать при импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации).
  • специальные умения: вызывать интерес к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников.

Воспитывающие:

  • воспитывать положительное отношение к театральным играм.
  • желание играть с театральными куклами.
  • формировать эмоционально-положительное отношение к сверстникам.
  • прививать уважение к традициям и культуре народов.

К работе с детьми по театрализованной деятельности приступаю с октября, т.е. после того, как у большинства детей закончится адаптационный период. Она проводится в двух основных формах:

  •  специально организованная работа с детьми.
  •  нерегламентированный вид деятельности по желанию ребёнка.

Работу с детьми по театрализованной деятельности лучше начинать с группы раннего возраста: знакомство с куклой би-ба-бо. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники, всё это создает радостную атмосферу. В группе раннего возраста я использую:

  • игры с пальчиковыми куклами,
  • игры с варежковой куклой,
  • театр картинок (магнитный театр)

Начиная с младшей группы детей последовательно знакомлю с видами театров, основами актерского мастерства. Для этого использую этюдный тренажёр, помогающий развить внимание и восприятие; прививаю навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера. Использую в работе с детьми младшего возраста:

  • театр кукол на столе,
  • игры со штоковой куклой,

Взрослые и старшие  дошкольники показывают небольшие спектакли для малышей. В конце года ребята младшей группы уже сами выступают с маленьких сценках.  

В средней группе кукольный спектакль объединяю с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, так как его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В средней группе знакомлю детей с театральной ширмой, дети учатся управлять верховыми куклами. Продолжаем совершенствовать навыки в играх с пальчиковыми, варежковыми, настольными, штоковыми куклами. Знакомлю детей с куклами – прыгунками.

В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. В этом году осенью ребята старшей группы подготовили театрализованную постановку по русской народной сказке «Гуси-лебеди». С этой постановкой дети выступили перед родителями и детьми средней и подготовительной группы. В старшем дошкольном возрасте дети совершенствуют навыки работы с куклами би-ба-бо. Знакомлю детей с марионетками, использую ростовые куклы. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут изготавливать куклы для игр в самостоятельной деятельности.

В подготовительной к школе группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности. В подготовительной группе дети совершенствуют навыки управления куклой на ширме и на полу. Мы с ребятами разыгрываем сценки, диалоги. Учимся общаться со зрителями. Включаю сказки-импровизации, театр-тантамарески. Театр тантамаресок хорошо сочетается с представлением в настольном театре. Тантамарески могут выступать в роли сказочников или ведущих.

Читайте также:  Значение трудовой деятельности в развитии ребенка

Работая с детьми, я обращаю внимание на то, что у них улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь.

 В своей работе с детьми широко использую

Игры-имитации (дети имитируют образы животных – неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке; отдельных действий человека: выглянуло солнышко – дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте; литературных персонажей). Сказка «Кот, лиса и петух» – «Лисичка подслушивает» Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят. Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед. Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыт.

Ролевые диалоги на основе текста. Разыгрывание по ролям стихотворения И.Жукова «Киска» Хозяйка: Здравствуй, Киска, как дела? Что же ты от нас ушла? Киска: Не могу я с вами жить, Хвостик негде положить. Ходите, зеваете, На хвостик наступаете! Сначала это стихотворение разучивается в свободное время, вне занятия. Затем, на занятии, дети, разыгрывая ситуацию в паре, могут импровизировать интонации. Взаимоотношения героев могут быть различными. Каждая пара детей представляет свою вариацию. Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Игры-импровизации – это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. Ситуация «Не хочу манной каши!» Дети делятся на пары. Одним из них будут мамами или папами, другие — детьми. Мама или папа должны настаивать на том, чтобы ребенок ел манную кашу (геркулес, гречку…), приводя различные доводы. А ребенок это 3 блюдо терпеть не может. Пусть дети попробуют разыграть два варианта разговора. В одном случае ребенок капризничает, чем раздражает родителей. В другом случае ребенок говорит настолько вежливо и мягко, что родители ему уступают.

Игры-импровизации под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»). Бессловесная игра – импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает педагог («Катя, Катя маленькая…», «Заинька, попляши…», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»). Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»)

Игры-пантомимы – вид сценического представления, призванный передавать сюжет или историю с помощью мимики, жестов, без использования слов. Игра-пантомима помогает развивать навыки управления жестами, движением, мимикой, корректно выражать свои эмоции и чувства. «Нос, умойся!» (по стихотворению Э.Мошковской) Воспитатель произносит слова стихотворения, дети имитируют движения. Кран, откройся! Нос, умойся! Шейка, мойся хорошенько! Мойтесь сразу, оба глаза! Мойся, мойся, обливайся! Мойтесь, уши, мойся, шейка! Грязь, смывайся, грязь, смывайся! «Представьте себе»

Игры- этюды – драматизация небольших по содержанию текстов. 1. Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде носить ее с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но, это же мама — простила, улыбнулась. 2. Представьте себя собачкой в будке. Серьезная собачка. Ага, кто-то идет, надо предупредить (рычим). 3. Мальчик гладит котенка, который прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руки мальчика.

Игры-драматизации, которые основываются на действиях исполнителя. («Кот-рыболов», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», авторские тексты В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок» и др.)

Разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать ее как сильное, но ненавязчивое средство, ведь ребенок во время игры чувствует себя более раскованно, естественно, свободно.

Используя в работе с детьми различные виды театра, театрализованные игры я основываюсь на высказываниях русского психолога Л.С. Выготского о роли творчества в развитии ребенка. « Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукции творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и воплощении».

Источник

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)

Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии

Название работы: Эмоциональное развитие детей через театрализованную деятельность

Автор: Смирнова Наталья Сергеевна                    МДОУ №39 «Кораблик» г.Усть-Кут

Усть-Кут

2014г.

Актуальность

   Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса   его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

  Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Общеизвестно, что одним из серьезнейших недостатков общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течение  многих  часов находится в одном и том же помещении и с одним и тем же распорядком дня. Обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных маленьких «старичков». И их спасение во многом зависит от театрализованной деятельности, которая вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.

   Улыбка  ребенка не просто говорит о позитивной эмоции. Улыбка воздействует  на нейтральные центры мозга, вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность.  Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и «в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский). Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии — условия, необходимого для  организации совместной деятельности детей.  

   Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных  навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир  умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.  Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно — от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

– в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

Читайте также:  Характеристика на ребенка из детского сада по развитию речи

– развиваются психические процессы:   внимание,    память,    восприятие, воображение,   стимулируются   мыслительные операции;

– происходит   развитие   различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

– активизируются  и  совершенствуются  словарный  запас,   грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

– совершенствуются моторика,  координация,    плавность,    переключаемость, целенаправленность движений;

– развивается эмоционально-волевая сфера;

– происходит коррекция поведения;

– развивается чувство коллективизма,   ответственности   друг   за   друга, формируется опыт нравственного поведения;

– стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

– участие в театрализованных играх доставляет   детям   радость,   вызывает активный интерес, увлекает их.

Цели и задачи  театрализованной деятельности

   Целью театрально-творческой деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. 

   Исходя из цели, можно определить задачи развития детей в театрализованной деятельности:

– приобщать детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами, разными видами кукольных театров;

– вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

– побуждать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимики, жестов, движений и т.п.);

– постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, обучать детей   согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру), выполнять движения и действия соответственно логике действия персонажей и с учетом места действия, произносить небольшие   предложения   и   фразы   от  лица  какого-нибудь персонажа;

– развивать у детей в соответствии с их индивидуальными особенностями способность преодолевать сценическое волнение, свободно и естественно  держаться при выступлении на сцене;

– способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и     интересы  естественно  вплетались  в  содержание театрализованной деятельности;

– сохранять творческий характер театрализованной деятельности, побуждать     детей с помощью жестов, мимики, движений стремиться к созданию целостного художественного образа;

– побуждать детей к разыгрыванию темы или сюжета в форме двигательной импровизации, развивать двигательное воображение;

– обеспечивать взаимосвязь театрализованной и других видов эстетической деятельности.  

Для достижения цели и решения задач театрально-творческой деятельности необходимо выполнение определенных условий.

Во-первых, театрально-творческой деятельность требует тщательного  планирования, что обеспечивает координацию всех действий коллектива, интегрирование различных видов деятельности и форм работы с детьми.  При    

этом, планирование должно быть удобным, конкретным и не отнимать много времени.

Во-вторых, продуманная организация работы, которая помогает выбрать основные направления, формы и методы работы, рационально использовать потенциал, а также способствует реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д.

В-третьих, занятия по театрально-творческой деятельности должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.

В-четвертых, театрализованная  деятельность   должна быть представлена достаточно широко и включать в себя разыгрывание сказок, сценок, театрализованные игры и игры-драматизации, ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни, просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей, а также упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.

В-пятых, нельзя забывать о том, что предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.

«Эмоциональное развитие детей через театральную деятельность»

Опыт работы

     Дети среднего возраста, обычно еще скованно ведут себя в детском саду. Они неуверенны в себе  , стеснительны.  Раскрыться им, стать более эмоциональными и уверенными позволяет театральная деятельность  – деятельность, по сути своей синтетическая, которая  естественным  образом  объединяет практически все виды художественного творчества, все виды человеческой активности.  Именно здесь открывается  большая  возможность  у воспитателя реализовать любое содержание.         Но для этого  нужно уметь выстраивать «архитектуру» разнообразных вариантов занятий, бесед, экскурсий, наблюдений, развлечений таким образом, чтобы все эти «кирпичики» обеспечивали гармоничность и устойчивость всего здания, то есть обеспечивали бы «качество образования». Пространство  

«архитектурного» строения трехмерное, объемное, и в нем нужно выделить эти основные «несущие» стороны:

– вертикальное направление – обеспечение преемственности содержания работы с детьми от предыдущей возрастной ступени к настоящей и последующей;

– горизонтальное направление – обеспечение взаимосвязи между содержанием работы разных педагогов (воспитателя, музыкального руководителя, логопеда и др.) и внутренних связей в различных видах деятельности), то есть обеспечение интеграции;

– третья составляющая – развитие внутренних, психических процессов у детей, в соответствии с индивидуальными и возрастными возможностями каждого ребенка (при условии обеспечения личностно-ориентированного, индивидуального подхода).

 Чем сложнее организация работы, тем более тщательного и продуманного планирования она требует.

При планировании театральной деятельности требуются  наблюдения за детьми, их восприятие окружающего мира, их    общение друг с другом .  И здесь сразу становится видно:

– не перегружены ли дети (не часто ли проводятся праздники);

– как распределить материал таким образом, чтобы он естественно и постепенно осваивался детьми (от простого к сложному);

– как включить во взаимодействие всех педагогов, работающих с детьми;

– как активизировать родителей и т. д.

       И все же самая объективная оценка в динамике  развития- это сравнение начальной характеристики ребенка и характеристики к концу обучающего    периода. Прослеживая данную ситуацию,  можно  сделать вывод, что даже самый стеснительный ребенок, при правильном  индивидуальном подходе к нему,  начинает проявлять самостоятельность и развиваться в творческом направлении,  показывая хорошие коммуникативные навыки в общении.

 Можно выделить  несколько этапов характеристики детей:

  • эмоциональные дети (легко вступают в контакт со взрослыми, умеют импровизировать);
  • нераскрытые творческие способности у детей( стремятся к общению, затрудняются в импровизации каких-то игр, но легко справляются с другими);
  • скованные  и стеснительные дети( малообщительные, не могут выразить свои эмоции и чувства, не хотят  участвовать  в спектаклях).

Для  развития более глубокого  эмоционального общения требуется индивидуальный и подгрупповой подход:

  1. в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время;
  2. в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);
  3. как специальные занятия в рамках занятий по родному языку и   ознакомлению с окружающим миром.

      Во всех формах театрализованной деятельности  должны участвовать  небольшие подгруппы детей, что позволяет   осуществлять индивидуальный   подход к ребенку, причем каждый раз подгруппы надо  формировать   по-разному — в зависимости от содержания занятий.

В средней группе  главная  задача : развитие эмоциональности у детей.

Для этого  можно  использовать :

  • Различные игры для снятия мышечного напряжения:
Читайте также:  Развитие ребенка в шесть недель

1.Русские народные игры: «Пень-колода», «Волна», «Капуста».

           2.Психологические игры: « Поздоровайся по-разному», «Найди себе  дружка», « Постройся по цвету».

  • Игры превращения:
  1. « Деревянные и тряпичные куклы»
  2. «Цветочек»
  3. «Маятник»
  4. « Паровозики»
  • Игры для развития интонационной выразительности:
  1. Прочитать стих с различной интонацией (удивительно, насмешливо, недоумевая)

Кумушка, послушай!

Вправду, кроме шуток,

Открывают школу

Для утят малюток.

                                                     Л. Фурмина.

            2. « Попроси игрушку» (вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.)

            3. «Исполни сценку» : из сказки «три медведя», чтоб дети догадались, кто из медведей говорит.    

  • Игры для развития воображения:  
  1. « Вы художники»( рисуем руками, руки- это кисти, слушаем «нарисованную» природу; вдыхаем запах, «нарисованного»поля)
  2. « Прогулка во фруктовом саду» (ходим под музыку, пытаемся достать яблоки, отдыхаем)
  3. « Придумай историю»  (дети продолжают истории, которые начал рассказывать воспитатель. Например: «По небу плыла огромная туча……)
  4. « Разговор предметов»  ( о чем может думать карандаш, стол, стул, ведро ит.д.)
  • Игры на развитие пластической выразительности:
  1. «Пройди по камешкам через ручей»
  1. «Поймай бабочку или муху»

           3.«Как гуляют три медведя»                                                                                               4.« Подкрадись к спящему зверю»

  • Игры-драматизации:

1. «Самолет»

2. « Умываемся»

3. «Мишка»

4. « Кошки-мышки»

Игры пластические:

1.Ритмическая гимнастика: «Шла коза по лесу…», « Я на скрипочке играю….», « Лыжи весело берем…»

     Также необходима помощь родителей в создании театральной среды в группе:  костюмы для театральных постановок, различные атрибуты,  афиши и билеты  для спектаклей, помощь в подготовке зала к  празднику или постановке спектакля.

           Первую театральную постановку лучше провести в октябре- ноябре. Она поможет выявить  «скрытые» таланты у многих детей.

Вторую постановку можно провести весной, в марте- апреле.

Здесь желательно не только участие отдельных подгрупп детей, но и всей группы  в целом. Это поможет раскрыться всем детям в группе.

Кроме театральных постановок, в саду еще проходят различные праздники и тематические развлечения.

Все эти мероприятия  помогут ребенку стать  более эмоциональным, отзывчивым, умеющим слушать другого, и не бояться выражать свои мысли.

Дети старшего  возраста, требуют таких же тщательных наблюдений. В этом возрасте можно развить у детей  эмоциональную речь.

 Здесь можно определить развитие речи детей   по следующим направлениям:

  • дети с выразительной речью (имеют большой словарный запас, легко обыгрывают небольшие импровизации, с выражением рассказывают стихи);
  • дети с мало выразительной речью (имеют словарный запас, соответствующий возрастным нормам, но им тяжело найти слова для импровизаций, для сценок и постановок в мини-театре);
  • дети с невыразительной речью ( имеют низкий словарный запас, невыразительно читают стихи, не могут правильно сформулировать мысль).

В работе  с детьми по развитию речи  можно использовать :

  • Пальчиковый игротренинг
  1. «Утречко»
  2.  «На блины»
  3. « Солдаты»
  • Пальчиковую гимнастику:
  1. « Дружные пальчики»
  2. « Коза»
  3. « Наши алые цветки..»
  4. « Мы капусту рубим…» и др.
  • Мы учились проговаривать скороговорки:
  1. «Вез корабль карамель…»
  2. « Жук, над лужею жужжа…»
  3. « Утром, присев на зеленом пригорке…» и многие другие.
  • Игра « Подскажи словечко»:
  1. « Я у бабушки Полины…»
  2. « Важен он как господин…»
  3.  « Погляди на молодцов…» и т.д.
  • Музыкальные игры:

Цель этой игры: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.

  1. Музыкальный диалог. Например:

Два цыпленка под веревкой

Машут крыльями неловко:

– Ах, какой большой червяк!

Не достать его никак!

(Предполагаемый ответ:  « Это не червяк»)

  1. Развитие песенного творчества.

Например: пропеть свои имя, фамилию, адрес, имя мамы ит.д.

  1. Музыкальная импровизация.

Например : повторить ритм на различных музыкальных инструментах.

  • Артикуляционная гимнастика:
  1. Упражнения для губ, для языка
  2. « Одуванчик»
  3. Упражнения на произношение гласных и согласных.  Например:

Уп, уп, уп- мама варит суп.

Ры, ры, ры- вышли из норы.

  • Развитие музыкальности, голоса и вокальных данных:
  1. Вокальные упражнения
  2.  «Свечка»(на развитие дыхания)
  3. « Аукаемся»( на развитие силы и полетности голоса)
  4. Закрепление умения выразительности исполнения песен.

      Кроме развития речи и ее выразительности, нужно   продолжать  развивать  эмоциональные  чувства  детей.  Занятия  актерским мастерством  (выразительно отвечать и показывать жестами различные этюды и мини-сценки), сценические  движения (танцы, умение двигаться на сцене, правильно сопровождать текст

жестами). Рассказы  об истории возникновения театров, актеров, костюмов,    создание различных театральных проектов

     В различных программах по театральному мастерству, рекомендуется производить показ не более двух больших спектаклей в год. Так как это требует большой предварительной работы и от детей и от взрослых.

  В старшем возрасте можно провести показ двух больших спектаклей, и кукольные спектакли для малышей сада.

    Благодаря различным пальчиковым играм, скороговоркам, кинезиологическим упражнениям, ритмопластике  речь детей к концу старшего возраста приобретает правильность и эмоциональную насыщенность.

     В подготовительном возрасте , для закрепления полученного результата      

можно продолжить  театрализованные представления, упражнения по  

развитию речи и артистизма у детей.

      Для этого можно проводить небольшие игровые занятия  и беседы по закреплению театрального мастерства:

  • Этика и этикет.
  • Кукловождение.
  • Техника речи.
  • Актерское мастерство.
  • Развитие музыкальных и вокальных данных у детей.
  • Сценическое  движение,  ритмические разминки.

  В этом возрасте можно провести три спектакля  разной тематики и сложности.                      

  Различные  тематические праздники и развлечения помогут окончательно закрепить полученный результат.

      Очень хорошо в развитии эмоциональности помогают выступления детей не

 только в детском саду, но и на различных концертах и конкурсах города.

     Развивая эмоциональную сферу детей через театральную деятельность, мы развиваем  речь, фантазию, воображение, умение общаться с другими людьми свободно, что поможет им в будущем легко адаптироваться в школе, а потом и во взрослой жизни.

     Ведь как сказал  А. Сухомлинский : « Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». Ну а наше призвание их этому научить.

Источник