Развитие эмоциональной сферы ребенка цели и задачи

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов Московской области                        Академия социального управления                                                                                              (ГБОУ  ВПО  «Академия социального управления»)               

Кафедра дошкольного образования

Кафедральный инвариантный модуль

«Актуальные проблемы воспитания и образования детей в

дошкольном образовательном учреждении» (72 ч.)

ПРОЕКТ

«Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников»

Слушатель: Марычева С.А., воспитатель        

                МБДОУ «Детский сад № 29»

Руководитель: к.п.н.,  доцент кафедры

                Пантелеева Н.Г.

Москва, 2012

Тема проекта: развитие эмоциональной сферы дошкольников.

Решаемая проблема: В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально – личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С. Выготский и А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем  может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Следовательно, актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.

Почему эту проблему важно обсуждать и решать: У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д.

Цель проекта: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.

Вид проекта – практико-ориентированный.

Описание проекта: Классификация эмоций. Различные способы выражения эмоционального состояния (вербальный способ, мимика, пантомимика, жесты и т.д.).  Доступные для детей методы саморегуляции. Способы снятия или снижения негативного эмоционального состояния.

Ожидаемые результаты проекта: Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.

По продолжительности проведения – долгосрочный (продолжительность 6 месяцев)

Для решения данной темы необходимо решить следующие задачи:

1. Выявить соотношение между формированием эмоциональной сферы и возрастными особенностями детей дошкольного возраста.

2. Разработать систему занятий, комплекс игр, упражнений и психологических этюдов по формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

3. Научить детей соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, сравнивать их, и регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим  и окружающим их людям.

Подготовительный этап включал в себя проведение первоначальной диагностики (методики «Дом-Дерево-Человек», «Тест Руки», «Рисунок семьи», «Рисунок человека»), анкетирование родителей (Анкета «О способах воспитания», «Рисунок семьи»), наблюдение; подбор и анализ методической литературы, наглядного материала (пиктограммы «Эмоции») и оборудования; разработка плана занятий с детьми.

Основной этап – проведение цикла занятий, психологических упражнений и игр.

Завершающий этап – проведение сравнительной диагностики, ознакомление родителей с результатами, подведение итогов.

В основу системы работы легли следующие принципы: позитивности, взаимодействия, индивидуального подхода, психологической комфортности, развития и саморазвития личности,  здоровьесберегающий принцип.

Для решения поставленных задач и целей по развитию эмоциональной сферы дошкольников использую тренинговые программы С.В. Крюковой:

  1. Программа адаптации детей 4-6 лет к условиям дошкольного учреждения «Давайте жить дружно!». Основная цель: адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
  2. Программа эмоционального развития дошкольников «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», которая направлена на эмоциональное развитие детей и является логическим продолжением первой.

Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребёнка в группе.

Вводная часть  – это введение в тему, создание эмоционального настроя.

В рабочей части  проводятся: игры, упражнения, психогимнастика, релаксация, ролевые диалоги, проблемные ситуации.

В завершающей части создаем у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляем положительные эмоции от работы. Проводится либо общая игра-забава или продуктивная коллективная деятельность, например, создание общего рисунка.

Читайте также:  Ребенок на втором месяце жизни развитие видео

Ниже приводится одно из занятий.

Занятие по развитию эмоциональной сферы дошкольников

«Закрепление знаний о чувствах»

Цели:

– закрепление умения различать чувства;

– закрепление мимических навыков;

– повышение у детей уверенности в себе;

– формировать навыки саморегуляции.

Материалы:

– игра «Азбука настроений»; настольный театр «Эмоции»; лист ватмана, гуашь.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас! (все садятся на пол в круг)

  1. Давайте поздороваемся друг с другом.

Сейчас я повернусь к тому, кто сидит справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть. Он повернется к своему соседу справа, и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа. (Цель – создание положительного настроения).

А теперь давайте вспомним, с какими чувствами мы с вами уже знакомы. (Показываю детям пиктограммы и провожу беседу о том, как именно мы узнаем, что это именно то или другое чувство).

  1. А теперь давайте сядем за один стол. Настольный театр «Эмоции».

Перед вами герои с одними лишь лицами. Подумайте, кто эти герои и почему у них именно такие эмоции (дети рассказывают свои истории про героев).

  1. А сейчас вернемся опять на ковер и возьмемся за руки.

Упражнение «Зеркало». Ребенок встает в центр круга и изображает чувства: страх, гнев, обиду, радость и т.п. При этом он как будто смотрится в зеркало. Роль «зеркала» играют все стоящие в кругу. Дети должны точно «отзеркалить» изображенное ребенком чувство. (Мимическая гимнастика)

  1. Наша следующая игра называется «Спаси птенца» (цель: ознакомить детей с методами саморегуляции)

Воспитатель: « Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями вверх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам».

  1. А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». (повышение у детей уверенности в себе).

Воспитатель: «Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например, «Я – лев Гриша». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.  (дети выполняют упражнение) Отлично! Молодцы!

  1. Релаксация. Упражнение «Цветок-имя».

Воспитатель. «Сядьте поудобнее на ковер, закройте глаза и представьте летний день в саду или на лесной полянке. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто-то сумеет что-нибудь услышать, например, пение птиц или еще что-нибудь. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».

Воспитатель: « А теперь давайте расскажем друг другу о цветах, которые носят ваши имена, и поделимся своими чувствами» (Ответы детей).

Хорошо. Садитесь на стульчики.

И в заключение нашего занятия, я предлагаю сделать плакат под названием «Ладонь, полная солнца» (цель: формирование у детей умения любить окружающих). На подготовленный лист ватмана (в середине солнце) дети по очереди кладут ладошку и обводят ее. После этого каждый ребенок закрашивает чужую ладошку. Коллективная работа готова.

Воспитатель: « Ребята, давайте представим, какие добрые качества будут находиться в наших ладошках, наполненных солнцем (Смех, дружба, любовь и п.т.)

Воспитатель: «Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. А теперь улыбнемся друг другу». На этом наше занятие заканчивается.

Для развития эмоциональной сферы в свободной деятельности детей и в режимных моментах я использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности), «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим), «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др., а также  игры: «Смешные и сердитые лица», «Я кот Мур-Мур» (развитие фантазии и воображения), терапевтические сказки-метафоры; пальчиковый театр;  работу в уголке настроения.

И, конечно,  для решения поставленных задач  я не могла не обойтись без активного взаимодействия с семьями своих воспитанников. Ведь значительную роль в развитии и воспитании у ребёнка дошкольного возраста эмоций (например: сопереживания и сочувствия) принадлежит семье.

Формы работы с семьёй:

– анкетирование « Какие мы родители?»,

– индивидуальные беседы по текущим проблемам,

– консультации « в мире детских эмоций»

Читайте также:  30 занятий для развития ребенка минск

– проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?»

– дни открытых дверей,

– оформление групповых фотовыставок.

В результате целенаправленной работы с детьми и при содействии родителей мы добились позитивных результатов по развитию эмоциональной сфере детей, на что указывают данные мониторинга. На начало года, с высоким уровнем развития эмоциональной сферы было выявлено 6 (23%) детей, со средним 15 (58%), с низким 5 (19%) детей, от общего количества (26детей). На конец года количество детей с высоким уровнем развития составило 10 (39%)детей, со средним 16 (61%) и с низким уровнем детей не выявлено.

Итак, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но работу по развитию эмоциональной сферы детей необходимо продолжать и далее.

Используемая литература:

  1.  Запорожец А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., Педагогика, 1986г.
  2. КряжеваН.Л. Развитие эмоционального мира детей. М., 1997г.
  3.  Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации/Под ред. А.В. Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.(Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (3).
  4.  Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. М.:Генезис, 2011г.
  1. Интернет-ресурсы
  2. https://pochemu4ka.ru 
  3. https://doshvozrast.ru 
  4. https://stranamasterov.ru 

Источник

Эмоции и чувства отражают прямое переживание восприятия человеком реальности. Чувствам сопутствуют различные виды деятельности и поведение человека в жизни.

Замечание 1

Маленький ребенок находится во власти эмоциональных проявлений, так как он не умеет управлять ими. Эмоции быстро появляются и быстро пропадают.

Задачи эмоционального развития дошкольников

Главными задачами развития эмоциональной сферы являются:

  • формирование навыка управлять собственными чувствами и способами поведения. Таким образом в чувственной сфере появляется рациональность, осмысленность, при этом ребенок обучается нормам морали и правилам поведения;
  • проявление чувственной сферы связано с динамикой и содержанием эмоций. При формировании устойчивости эмоций возникает большая глубина и появляются высокие чувства, к которым относится мораль, эстетика, любознательность;
  • обучение восприятию не только своих чувств, но и чувств других людей. Ребенок начинает распознавать эмоции через мимические жесты или позы;
  • описание базовых эмоций и отличие их от второстепенных чувственных проявлений. Дети могут сопереживать книжным героям, живется в роли различных эмоциональных состояний. Воспитанию гармоничного проявления эмоций содействует все многообразие деятельности ребенка и его взаимодействие с окружающими взрослыми людьми.
  • На эмоциональную сферу оказывает влияние познавательная сфера ребенка и его интеллектуальное развитие.
  • Активное развитие любознательных качества в ребенке способствует формированию эмоций, связанных с удивлением и радостью открытий. Чувство эстетики развивается благодаря творческой деятельности ребенка.

Факторы эмоционального развития дошкольников

Основными факторами развития дошкольника служат:

  • Познание социальных эмоций, связанных с чувством долга и моралью;
  • благодаря устной речи эмоции приобретают сознательные качества;
  • эмоциональная сфера проявляет общее психологическое состояние ребенка и его физическое самочувствие;

Ребёнок в период дошкольного возраста очень эмоционален, чувства могут властвовать в его жизни, эмоционально окрашивая его проявления. Одним из самых сильных источников переживания служат его отношения с окружающими людьми.
Поведение ребенка определяется потребностью в позитивных и приятных эмоциях, идущих от людей. Такая потребность порождает множество сложных чувств, связанных с любовью, ревностью, сочувствием, завистью и тому подобными.

Если близкие люди проявляют любовь к ребенку и хорошее отношение к нему, тогда он ощущает эмоциональный достаток, чувство уверенности в себе и защищенности. Происходит формирование жизнерадостных качеств и благополучие физического и психического мировосприятия ребенка. Благоприятная эмоциональная атмосфера формирует развитие индивидуальных качеств, выработку позитивного отношения к жизни, к людям и к происходящим ситуациям. Именно при взаимных положительных чувствах ребенок перенимает подобные эмоциональные проявления.

Чувства могут либо способствовать процессу развития ребенка либо тормозить его. Если ребенок находится в нейтральном состоянии, тогда он может реагировать на предметы сознательно. При появлении эмоциональной окраски в процессе восприятия у ребенка появляется сильная эмоция и происходит фиксация чувственного плана.

Замечание 2

Важным фактором, определяющим эмоциональность человека является степень проявления чувств в данном процессе. Чувственные проявления ускоряют решение легких задач и задерживают более сложные задачи.

Обычно приятные эмоции, которые связаны с успехом повышают эффективность, а неприятные эмоции, которые связаны с провалом и неудачей замедляют процесс.

Источник

Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей.

Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

ЭТЮДЫ

Цель – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать

Читайте также:  Консультация по физическому развитию ребенка в дет саду

Баба-Яга (этюд на выражение гнева)
Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

Фокус (этюд на выражение удивления)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Соленый чай (этюд на выражение отвращения) 

Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус! 

 Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции

Игра «Пиктограммы».

Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.

На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках.

Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.

Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и “видеть” эмоции других людей.

Игра «Я радуюсь, когда…»

Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

Упражнение «Зеркало»

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «Волшебный мешочек»

Перед игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть.

Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один “волшебный мешочек”, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии

Игра «На полянке»

Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?»

После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели. 

Упражнение «Чудесный сон котенка».

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Источник