Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка thumbnail

Четыре техники для развития эмоционально-волевой сферы аутичных детей

Чтобы развить эмоционально-волевую сферу ребенка с расстройством аутистического спектра, включите в занятия элементы арт-терапии. В статье – описание четырех арт-терапевтических техник. Их можно проводить на коррекционно-развивающих занятиях, уроках ручного труда, рисования, музыки и ритмики.

Чтобы обеспечить активное участие в коллективе ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС), используйте арт-терапию. Вы можете использовать приемы: игровая терапия, изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия. Предложите педагогам организовать кружки, на которых ребенок с РАС сможет заниматься вместе с обычными учениками. На совместных занятиях аутичный ребенок через других детей легче воспримет учебную информацию и выполнит требования взрослого.

Техника 1. Игровая терапия

В игре научите ребенка с РАС эмоционально взаимодействовать с другими людьми и сопереживать. Помогите осмыслить сенсорный и эмоциональный опыт, развивайте положительные эмоциональные отклики на социальные контакты. Поддержите ребенка, когда он удовлетворен игрой, радуется нежным словам взрослого и физическому взаимодействию, например, поглаживаниям или прикосновениям.

Комментируйте эмоции

Совет Чтобы помочь ребенку с РАС осмыслить происходящее с ним, давайте эмоционально-смысловые комментарии

Чтобы помочь ребенку осмыслить происходящее с ним, давайте эмоционально-смысловые комментарии. Обозначайте словами приятные ощущения и впечатления ученика. Скажите ему о своих чувствах, дайте эмоциональную оценку происходящему. Родителям расскажите, как давать эмоционально-смысловые комментарии дома.

Пример комментария педагога-психолога: Егор к нам пришел – как мы давно не виделись! Привет, очень рады, заходи скорее! Будешь прыгать на батуте? Молодец! Как высоко прыгнул! Вот умница, здорово у тебя получается! Как ты прыгаешь высоко, как же ты рад! Я тоже рада, давай вместе радоваться! Егор скачет, как зайчишка!

Когда говорите с ребенком, передавайте эмоциональное состояние интонацией, мимикой и жестами. Включайте в речь междометия, поощрительные, ласковые, ободряющие слова, чтобы придать комментарию положительный, активирующий оттенок.

Обозначьте смысл всего, что происходит с ребенком. Так вы установите с ним контакт, не принуждая к взаимодействию. Например, если ребенок на перемене подошел к окну и «застыл», обратитесь к нему: «Ну, что там за окном? Там ветер сильный, дождь льет, у-у-х какой! Смотри, собака бежит, наверное, замерзла, спешит домой».

Развивайтеспособность к подражанию

Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Совет Развивайте речь ребенка с РАС через подражание в игре

Развитие эмоциональной сферы аутичного ребенка

Предложите ребенку с РАС имитировать поведение других людей в игре. Подражая, он усвоит новые формы социального поведения, научится понимать житейские правила, освоит социальные роли.

Неречевых детей сначала попросите подражать разным звукам и шумам, вызванным движениями рук и губ взрослого. Научите имитировать забавные звуки, например, «буль-буль» и «хлоп-хлоп». Далее попросите произносить гласные звуки: «a-a-а». Например, спросите ребенка: «Как плачет малыш? – А-а-а» или «Как воет волк? – У-у-у».

Через подражание в игре развивайте речь. Например, предложите поиграть в лото. Подготовьте карточки с изображением знакомых детям предметов. Покажите и назовите картинку: «У кого заяц?». Если у ребенка есть такая же карточка, он должен ответить: «У меня». Детям с РАС сложно соотнести вашу карточку со своей и ответить фразой, поэтому подсказывайте детям, чтобы они поняли правила игры и научились отвечать самостоятельно.

Техника 2. Изотерапия

Справка Изотерапия – лечебное воздействие средствами изобразительного искусства, например, рисованием или лепкой

Когда ребенок рисует, задействуются многие психические функции и развивается чувственно-двигательная координация. В процессе рисования активизируются конкретно-образное мышление, которое связано с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Сформируйте чувственный опыт

Реальная действительность – источник впечатлений, представлений и знаний для детей-аутистов. Предложите им нарисовать то, что они видели, например: «Нарисуем красивую травку и цветы», «Ярко светит солнышко», «Набежала синяя тучка», «Пошел сильный дождь».

Начните с простого. Рисуйте разные линии: прямые – столбы, косой дождик, лесенка или окошки; дугообразные – дым или волны; замкнутые круговые – клубок ниток или цепочка. Усложните тему, например, «разноцветные большие и маленькие мячики катятся по дорожке» или «разноцветные воздушные шарики на ниточках». Чтобы развить эмоционально-волевую сферу, предложите природные темы.

Перед рисованием покажите презентацию с картинками, чтобы заинтересовать детей и помочь понять тему. Например, если дети будут выполнять аппликацию бабочки, покажите презентацию о том, какого окраса бывают бабочки.

Используйте гуашь. Дети смогут перекрыть неудачное место, нанести цветовые пятна, которые не будут просвечивать. Одновременно с детьми рисуйте на доске. Прокомментируйте свой рисунок, похвалите детей за старание, выразите восхищение их работами. Обсудите тему: цвет, форму, названия предметов, сюжет.

В качестве учителей рисования пригласите нейротипичных школьников постарше. Ученикам интересно попробовать роль педагогов, а дети-аутисты быстрее усвоят навыки, наблюдая за ними.

Помогите снять напряжение

Справка Мелкая моторика влияет на развитие речи, внимания, мышления, координации в пространстве, наблюдательности, памяти, концентрации и воображения

Работайте с соленым тестом. Когда ребенок лепит, он вкладывает волевые усилия, испытывает мышечное и психологическое напряжение, а в конце успокаивается. Используйте лепку с детьми, у которых отсутствует речь, чтобы помочь им выразить свои чувства.

Читайте также:  Центр развития ребенка г мосты

Развивайте мелкую моторику. Когда дети лепят, они учатся координировать движения рук, приобретают сенсорный опыт: чувство пластики, формы, веса и цвета. Предложите детям, например, изготовить из теста подсолнухи, яблоки или рыб. Работы оформите в коллективные панно и украсьте класс.

В состав соленого теста входят только пищевые продукты: мука, соль, вода и растительное масло. Оно безопасно, если аутичные дети пробуют его на зубок. Соль успокаивает, снимает усталость и повышает настроение, поэтому помогает снять психоэмоциональное напряжение.

Техника 3. Музыкотерапия

Музыка меняет настроение, снижает тревогу и напряжение. Она может повысить психический тонус, снизить раздражительность и агрессивность, помогает избавиться от депрессии.

Создайте музыкальную среду

Помогите детям с РАС получить музыкальные впечатления. Включайте для них разную музыку: фольклорную, классическую и современную. Помогите почувствовать настроение и характер. Научите различать спокойную и быструю, громкую и тихую музыку. Когда дети слушают мелодию, покажите таблички с характеристиками музыки, чтобы они запомнили слова. Предложите дирижировать рукой.

Используйте движения

Танцевальные движения помогают выразить весь спектр эмоций. Музыкальные занятия заинтересуют детей, будут познавательными и дадут положительный эмоциональный заряд. Вместо утренней зарядки или разминки перед занятиями предложите детям танцевать. Показывайте движения и попросите имитировать их. Проводите музыкальные физкультминутки, используйте динамичные игры под музыку на занятиях. Привлеките детей к подготовке праздников.

Техника 4. Сказкотерапия

Важно Музыкальные занятия заинтересуют детей с РАС, будут познавательными и дадут положительный эмоциональный заряд

В сказках помогите детям открыть знания, которые окажут психотерапевтическое действие. Совместите работу со сказками с имаготерапией: предложите детям поучаствовать в небольших театральных постановках на основе сказок.

Научите работать в группе

Предложите послушать сказку, чтобы дети научились работать на уроках. Сначала попросите удобно сесть на любом месте в классе. Не просите оставаться за партами. Прочитайте сказку, чтобы дети привыкли слушать учителя. Если сказка знакома детям, задайте вопросы. Попросите показать героев сказки на картинках. Одну сказку повторяйте несколько дней подряд. Занятия будут предсказуемы для детей, они привыкнут к структуре учебного дня и почувствуют себя комфортно в школе.

Используйте драматизацию

Чтобы развить эмоции, предложите детям инсценировать знакомую сказку. Детям с РАС сложно передать характер героя, самим говорить слова и соблюдать порядок: кто следует за кем. Приучите детей к маскам, которые они должны надеть на голову. Дети не смогут сразу вытерпеть до конца постановки, поэтому увеличивайте время постепенно. Используйте музыкальное оформление, просите детей слушать музыку и танцевать.

Источник

Наталья Алыкова
Консультация «Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом»

Особенности нарушения эмоционально-волевой сферы у детей с ранним детским аутизмом

Нарушение эмоционально-волевой сферы является ведущим признаком при РДА и может проявиться в скором времени после рождения.

Так, при аутизме часто отстает в своем формировании самая ранняя система социального взаимодействия с окружающими людьми — комплекс оживления. Это проявляется в отсутствии фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных эмоциональных реакций в виде смеха, речевой и двигательной активности на проявления внимания со стороны взрослого. По мере роста ребенка слабость эмоциональных контактов с близкими взрослыми продолжает нарастать. Дети не просятся на руки, находясь на руках у матери, не принимают соответствующей позы, не прижимаются, остаются вялыми и пассивными. Обычно ребенок отличает родителей от других взрослых, но большой привязанности не выражает. Дети могут даже испытывать страх перед одним из родителей, иногда стремятся ударить или укусить, делать все назло. У этих детей отсутствует характерное для данного возраста желание понравиться взрослым, заслужить похвалу и одобрение. Слова «мама» и «папа» появляются позже других и могут не соотноситься с родителями. Все вышеназванные симптомы являются проявлениями одного из первичных патогенных факторов аутизма, а именно снижения порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром. У ребенка с РДА крайне низкая выносливость в общении с миром. Он быстро устает даже от приятного общения, склонен к фиксации на неприятных впечатлениях, к формированию страхов.

Стоит заметить, что крайне редко наблюдается проявление всех вышеназванных симптомов в полном объеме, особенно в раннем возрасте (до трех лет). В большинстве случаев родители начинают обращать внимание на «странности» и «особенности» ребенка лишь по достижении им двух или даже трёх лет.

У детей с РДА наблюдается нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим.

Читайте также:  Нормы развития ребенка до 1года

У всех без исключения детей отсутствует тяга к сверстникам и детскому коллективу. При контакте с детьми у них обычно наблюдается пассивное игнорирование или активное отвержение общения, отсутствие отклика на имя. В своих социальных взаимодействиях ребенок крайне избирателен. Постоянная погруженность во внутренние переживания, отгороженность аутичного ребенка от внешнего мира затрудняют развитие его личности. У такого ребенка крайне ограничен опыт эмоционального взаимодействия с другими людьми, он не умеет сопереживать, заражаться настроением окружающих его людей.

Степень выраженности аутистических расстройств у разных категорий детей варьирует. Согласно классификации О. С. Никольской и др. (1997, выделяют четыре категории аутичных детей.

Первая группа. Это дети наиболее глубоко аутичные. Они отличаются максимальной отрешенностью от окружающего мира, полным отсутствием потребности в контакте. У них отсутствует речь (мутичные дети) и наиболее ярко выражено «полевое» поведение. Действия ребенка при этом не являются результатом внутренних решений или каких-то обдуманных желаний. Напротив, его действиями руководит пространственная организация объектов в помещении. Ребенок перемещается по комнате бесцельно, едва касаясь предметов. Поведение детей этой группы не является отражением внутренних устремлений, а, наоборот, проявляется как эхо посторонних впечатлений.

Эти дети пресыщаемы, у них не развиваются контакты с окружающим миром, даже избирательные, точнее, они не вступают с ним в контакт.У них отсутствуют активные средства защиты: не развиваются активные формы аутостимуляции (моторные стереотипии). Аутизм проявляется в выраженной степени отрешенности от происходящего вокруг и в желании, чтобы их оставили в покое. Дети не пользуются речью, а также жестами, мимикой, изобразительными движениями.

Вторая группа. Это дети, у которых контакт нарушен в меньшей степени, однако также достаточно сильно выражена дезадаптация к среде. У них более ярко проявляются стереотипии, избирательность в еде, одежде, выборе маршрутов. Страх перед окружающими наиболее отражен в выражении лиц этих детей. Однако они уже устанавливают контакты с социумом. Но степень активности этих контактов и их характер у этих детей проявляется в чрезвычайной избирательности и фиксированности. Предпочтения формируются очень узко и жестко, характерно обилие стереотипных моторных движений (взмахов рук, поворотов головы, манипуляций разными предметами, трясения палочками и веревочками и т. д.). Речь этих детей более развита, чем у детей первой группы, они пользуются ею для обозначения своих потребностей.Однако во фразе также присутствует обилие стереотипии и речевых штампов: «дать пить», или «Коле дать пить». Ребенок копирует речевые штампы, воспринятые из внешнего мира, не называя себя в первом лице. С этой целью могут быть использованы также фразы из мультфильмов,например: «Испеки-ка ты мне, бабка, колобок».

Третья группа. Особенности этих детей проявляются в первую очередь в их экстремальной конфликтности при установлении контактов с внешним миром. Их поведение доставляет близким особые беспокойства. Конфликты могут завершаться в виде агрессии, направленной на кого-то, или даже самоагрессии. Речь этих детей развита лучше. Но она, как правило, монологична. Ребенок говорит фразой, но для себя. Его речь имеет «книжный», наученный, неестественный оттенок. Ребенок не нуждается в собеседнике. Двигательно это наиболее ловкие дети среди всех групп. Эти дети могут проявлять особые познания по некоторым дисциплинам. Но это, в сущности, манипуляции знаниями, игра какими-либо понятиями, так как проявить себя в практической деятельности эти дети могут с трудом. Они совершают мыслительные операции (например, задания по математике) стереотипно и с большим удовольствием. Подобные упражнения служат им источником положительных впечатлений.

Четвертая группа. Это особо ранимые дети. В большей степени аутизм проявляется у них не в отсутствии, а в неразвитости форм общения. Потребность и готовность к вступлению в социальное взаимодействие у детей этой группы выражены больше, чем у детей первых трех групп. Однако их незащищенность и ранимость проявляются в прекращении контакта при ощущении малейшего препятствия и противодействия.

Дети этой группы способны устанавливать глазной контакт, но он носит прерывистый характер. Дети производят впечатление робких и застенчивых. В их поведении просматриваются стереотипии, но уже больше в проявлении педантизма и стремлении к порядку.

Источник

Способы психологической коррекции эмоциональной сферы у обучающихся с РДА.

Читайте также:  Влияние средовых факторов на развитие личности ребенка неоспоримо но к ним не относится

Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации. Таким детям присущи разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения даже с близкими людьми, отсутствие интереса и понимания окружающего мира. Наблюдается выраженная эмоциональная незрелость ребенка («эмоциональный» возраст может быть значительно меньше реального биологического возраста), отсутствие адекватного эмоционального реагирования. И это происходит в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих людей по их проявлениям: мимике, жестам, движениям.

К чему приводит непонимание того, что и как чувствуют другие люди, можно проиллюстрировать следующей цитатой из книги, написанной аутичным человеком: «Безопасность как важнейшую основу я могу находить только в вещах. Люди слишком оригинальны и непредсказуемы».

Необходимо отметить, что эмоциональное состояние ребенка с аутизмом непредсказуемо. Оно может выражаться в полярности его чувств: от любви и тесной симбиотической связи до внезапных проявлений агрессии или самоагрессии. Главное, создание спокойной, не травмирующей ребенка обстановки, которая помогает избежать отрицательных эмоциональных состояний.

Нужно быть очень осторожными и деликатными, общаясь с таким ребенком, вести постоянное, целенаправленное наблюдение за ним. Замечая и интерпретируя вслух каждое его слово и жест, мы помогаем расширить внутренний мир аутичного ребенка и подталкиваем к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Залогом успеха является гибкость поведения взрослого, умение вовремя перестроить занятие, изменить деятельность, а анализ его поведения в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые следует опираться в ходе коррекционной работы.

При работе с аутистами требуется учитывать некоторые важные моменты:

– переход от одной части занятия к другой должен быть быстрым, органичным, чтобы не допускать «ухода ребенка в себя»;

– практическое повторение упражнений: большая роль в работе с аутичными детьми отводится закреплению навыков путем неоднократных упражнений и систематически предъявляемых требований;

– при обучении ребенка нужно использовать схемы и модели;

– использовать любую реакцию в поведении ребенка, положительную или отрицательную, как материал для совместной деятельности, переводить негативные эмоции в позитивные;

– обязательное закрепление содержания занятий в повседневной жизни;

– все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.

Для того чтобы первоначально привлечь внимание ребенка с РДА и в то же время не напугать его, важно помнить пять правил (пять «НЕ»):

НЕ говорить громко.

НЕ делать резких движений.

НЕ смотреть пристально в глаза ребенку.

НЕ обращаться прямо к ребенку.

НЕ быть слишком активным и навязчивым.

Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом требует терпения, изобретательности, систематичности, нешаблонного решения проблем. Вся коррекционно-развивающая работа с детьми с проявлениями аутизма строится на основе игры.

Для поднятия эмоционального тонуса важно организовывать игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, солнечными зайчиками, воздушными шарами, мыльными пузырями. Если предметы красивы, ярки, то и реакция живая, активная. Моменты сенсорной аутостимуляции, привычные для таких детей, усиливают в таких играх необходимый обучающий момент.

Коррекционная работа с детьми РДА по развитию эмоциональной сферы, в рамках моей деятельности, направлена на формирование поведения, на преодоление и предупреждение нежелательных поведенческих реакций ребенка и  коррекцию поведения, через организацию коммуникативного взаимодействия ребенка и взрослого.

В работе по развитию и коррекции эмоциональной сферы аутичных детей возможно использовать методы арт – терапии.

Современная арт-терапия направленная на коррекцию эмоциональной сферы у детей с РДА включает в себя следующие направления:

• изотерапия  • музыкотерапия  • сказкотерапия

• игровая терапия (игры-драмматизации, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-упражнения на эмоции и эмоциональный контакт).  

• психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика);

• имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию.

Таким образом в заключении необходимо сказать, что  ребенок с РДА должен ориентироваться в совокупности эмоциональных признаков (экспрессивных и импрессивных) различных модальностей, а также соотносить их с причинами и последствиями возникновения. Поэтому доминирующая задача педагога – психолога при стабилизации эмоциональной сферы детей с РДА – научить распознавать эмоциональные состояния, понимать поведение людей, видеть мотивы поступков окружающих, обогатить эмоциональный опыт, адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации.

Источник