Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка

Развитие эмоциональной регуляции действий у ребенка thumbnail

Роза Мустафаева
Эмоциональное развитие детей раннего возраста

Эмоционально-чувственная сфера человека развивается всю жизнь, особое значение имеет этап развития ее, приходящийся на период раннего детства. Более корректно, возможно, было бы говорить о постоянной подпитывающей взаимосвязи эмоций и познавательных процессов.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Выделяют такие основные характеристики формирования эмоциональной сферы детей раннего возраста (1-3 года):

• эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушкой, помогает ли ему взрослый;

• отсутствует соподчинение мотивов;

• ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор;

• присутствует эгоцентризм;

• зарождается самосознание (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-х лет «Я-сам», употребление в речи местоимения «Я»);

• появляется первичная самооценка «Я хороший». Как правило, в этом возрасте она максимально завышена;

• восприятие аффективно окрашено;

• включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий;

• важна оценка взрослого (похвала – порицание);

• реакция на оценку взрослого, аффект – последнее звено в цепочке реакций.

Эмоциональное благополучие формируется под влиянием воспитания и обучения, в ходе приобретения индивидуального жизненного опыта. Поэтому становление эмоций у детей нельзя отделить от проблем педагогики. Эмоциональная жизнь, эмоциональное благополучие, эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе воспитательно – образовательных воздействий.

Одним из главных условий, способствующих эмоциональному развитию детей, считают организацию в группах дошкольного учреждения эмоционально-развивающей среды.

Эмоционально развивающая среда – совокупность общих и специфических педагогических условий, обеспечивающих эмоциональную поддержку и стабилизацию эмоционально комфортной атмосферы в группе, создающих соответствующий эмоциональный настрой, разнообразно активизирующих развитие эмоциональной сферы детей и способствующих овладению навыками эмоциональной регуляции. При этом под педагогическими условиями понимается совокупность мер, оптимизирующих эмоциональное развитие детей, отвечая потребностям возрастного развития в период раннего детства.

Учитывая основные характеристики эмоционального развития ребенка раннего возраста – эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, – была разработана следующая компонентная структура эмоционально – развивающей среды ДОУ:

– отношения между участниками совместной жизнедеятельности – т. е. эмоционально-поддерживающий компонент среды;

– режимные моменты, организующие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – т. е. эмоционально-стабилизирующий компонент среды;

– внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – т. е. эмоционально-настраивающий компонент среды;

– организация занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – т. е. эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;

Эмоционально-поддерживающий компонент среды

К этому компоненту относятся эмоционально поддерживающие взаимоотношения между участниками совместной жизнедеятельности в ДОУ.

Особую роль в развитии эмоциональной сферы играет подкрепление эмоциональной реакции ребенка соответствующим действием: если ребенок ласкается, его необходимо обнять, если он шалит – выразить недовольство. Эти эмоционально обусловленные действия закрепляются в сознании ребенка и, во-первых, влияют на мотивацию поведения а, во-вторых, играют роль в формировании умения «предчувствовать» реакции окружающих, т. е. в формировании «эмоциональной компетентности». Следует помнить, что возрастающее чувство самостоятельности не должно подрывать сложившегося базового доверия ребенка к миру. Контроль со стороны взрослых позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.

Эмоционально-настраивающий компонент среды

Под ним подразумевается особенности внешней обстановки – благоприятное цветовое оформление, удобная мебель, комфортный температурный режим, пространственное решение группы и пр.

Следовательно, для эффективного развития эмоциональной сферы необходимо обеспечение различных сенсорных раздражителей и условий для двигательной активности: сенсорные уголки, яркие игрушки (заводные, звучащие, сделанные из разного материала, красочные эмоционально окрашенные предметные и сюжетные картинки, место для подвижных игр со сверстниками, детские книги, музыкальное сопровождение и т. п.

В этом возрасте дети не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом. Поэтому стоит организовать игровые зоны одновременной игры для 2-3 человек, а также учесть возможность организации совместной деятельности взрослого и ребенка, т. к. взрослый – это основной партнер в играх и занятиях ребенка (большая мебель, удобный подход к игровому уголку). Все игрушки размещаются на открытых стеллажах. Замена игрушек делается периодически. Выкладывают их не много, чтобы не затруднять выбор ребенка и не пропадал интерес к ним.

Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

Основное содержание данного компонента – обеспечение стабильности окружающей среды, способствующее устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта. Ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, ежедневное чередование которых несет стабильность, уверенность. Именно поэтому для малыша 2-3 лет так важны режимные моменты. Кроме того, режим дня позволяет удовлетворить потребность ребенка владеть ситуацией (знать, что можно ожидать, какие события произойдут).

Ощущение стабильности окружающей среды и телесного благополучия способствует устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта.

Эмоционально-активизирующий компонент среды

Предполагает эмоционально активизирующие занятия, игры, сюрпризные моменты и пр.

Лучшей формой организации эмоционального поведения детей является игра, поэтому целенаправленное использование различных игр является обязательным условием создания эмоционально развивающей среды ДОУ. Это могут быть:

• Игры, направленные на сближение детей друг с другом и с воспитателем;

• Игры с песком и водой;

• Игры-ситуации, активизирующие общение;

• Игры, направленные на развитие психической устойчивости;

• Физические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния;

• Игры, активизирующие познавательные и творческие способности детей.

Не следует считать, что дети должны получать только положительные эмоции. Переживание только одинаково заряженных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Невозможно, да и не нужно, полностью ограждать ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в образовательной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению усвоенных действий, и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Ребенку необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Эмоционально-тренирующий компонент среды

Основное содержание данного компонента – формирование навыков эмоциональной регуляции. Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. В раннем возрасте эмоции в основном зависят от процессов возбуждения, преобладающих над процессами торможения. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Для поддержания эмоционального комфорта ребенок должен «отыгрывать» свои эмоции, как положительные, так и отрицательные.

Для регуляции эмоционального состояния ребенка, в том числе и эмоции страха, специалисты рекомендуют использовать ритм – ритмические упражнения, стишки, потешки, детские песенки.

Таким образом, важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая его среда. Важно, чтобы воспитатели и методисты ДОУ были сориентированы не столько на создание предметно-развивающей, а на эмоциональной развивающей среде в группе, т. е. среде, способствующей разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста (как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития).

Источник

Развитие саморегуляции – одна из центральных
линий развития детей. Разнообразие видов
деятельности, которые осваивает дошкольник,
объединяет одно – в них формируется важнейшее
личностное новообразование этого возраста –
произвольная регуляция поведения и
деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления
человеком собственными психологическими и
физиологическими состояниями, а также
поступками.

Психическая саморегуляция
самостоятельное целенаправленное и
сознательное изменение субъектом регуляторных
механизмов своей психики на основе
использования ресурсов бессознательного уровня.

В психологическом словаре А.В Петровского и
М.Г.Ярошевского саморегуляция характеризуется
как, (от лат. regulare – приводить в порядок,
налаживать) – целесообразное функционирование
живых уровней организации и сложности.
Психическая саморегуляция является одним из
уровней регуляции активности этих систем,
выражающим специфику реализующих ее психических
средств отражения и моделирования
действительности, в том числе рефлексии
субъекта.

Общие закономерности саморегуляции
реализуются в индивидуальной форме, зависящей от
конкретных условий, а также от характеристик
нервной деятельности, от личностных качеств
субъекта и его привычек в организации своих
действий, что формируется в процессе воспитания.

Уже в 20-х годах в школе Л.С.Выготского
начинались исследования произвольной регуляции
различных психических процессов в связи с идеей
культурно-исторического развития психики
человека и опосредственного характера высших
психических функций, обусловленного
употреблением внешних и внутренних знаков
(средств).

Как показывают исследования, уже на первом году
жизни начинают формироваться произвольные
движения. В период от двух до трех лет
закладываются основы регулирующей функции речи.
С 4 лет развивается контроль за своими
действиями, а нарушение правил поведения другими
замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте
появляется первая самооценка, роль которой в
регуляции поведения постоянно возрастает. Все
эти изменения служат предпосылками и создают
условия для развития основ произвольной
саморегуляции.

У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его
личности, повышаются способности к произвольной
психической регуляции и самоконтролю.

В детском возрасте способность подчинять свою
психическую жизнь ярким живым образам фантазии
совершенно естественна, во-первых, потому что
основной тип регуляции психики у детей как раз
непроизвольный, во-вторых, потому что слово у
ребенка очень близко к конкретному образу. Слова
легко оживляют у детей яркие впечатления и
реальные ощущения, способные запустить
естественные механизмы саморегуляции.

Требования детского сада, а затем школы создают
необходимость формирования произвольной памяти
и мышления, дальнейшего развития произвольной
саморегуляции эмоциональных проявлений,
внимания и восприятия как главного резерва их
способностей, творческих возможностей,
жизненных сил и интересов. Понимание психологами
и воспитателями общих механизмов
психофизической регуляции организма дает
инструмент воздействия изнутри на развитие
детской психики и ее произвольной регуляции.

Способности произвольной психорегуляции.

Способность регулировать различные сферы
психической жизни состоит из конкретных
контролирующих умений в двигательной и
эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.
Ребенок должен овладеть умениями в каждой из
сфер.

Двигательная сфера:

Для того чтобы самому научиться контролировать
свои движения, ребенок должен овладеть
следующими умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на мышцы,
    участвующие в движении;
  • различать и сравнивать мышечные ощущения;
  • определять соответствующие характера ощущений
    (“напряжение-расслабление”,
    “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений,
    сопровождаемых этими ощущениями
    (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп,
    ритм);
  • менять характер движений, опираясь на контроль
    своих ощущений.

Первые три умения можно с успехом тренировать у
каждого ребенка, последнее же во многом зависит
от природной одаренности – точного мышечного
чувства, моторной ловкости.

Эмоциональная сфера:

Способности детей в произвольной регуляции
эмоций, в сравнении с движением, еще менее
развиты: им трудно скрыть радость, огорчение,
вину, страх, подавить раздражение или
негодование. Пока эмоции детей еще
непосредственны, не подчинены давлению
социально-культурного окружения – самое удобное
время, учить понимать их, принимать и полноценно
выражать.

Для этого ребенку необходимо овладеть такими
умениями:

  • произвольно направлять свое внимание на
    эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
  • различать и сравнивать эмоциональные ощущения,
    определять их характер (приятно, неприятно,
    беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
  • одновременно направлять свое внимание на
    мышечные ощущения и на экспрессивные движения,
    сопровождающие любые собственные эмоции и
    эмоции, которые испытывают окружающие;
  • произвольно и подражательно “воспроизводить”
    или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Сфера общения:

Овладев начальными навыками эмоциональной
саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое
общение. Основным инструментом регуляции
общения является способность устанавливать
эмоциональный контакт. Эту способность можно
развить тренировкой следующих умений:

  • управлять, понимать и различать чужие
    эмоциональные состояния;
  • сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по
    общению и полноценно проживать прочувствовать
    его эмоциональное состояние);
  • отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на
    эмоциональное состояние товарища проявить такие
    чувства, которые принесут удовлетворение
    участникам общения).

У детей больше, чем у взрослых, развита,
интуитивная способность улавливать чужое
эмоциональное состояние, поскольку они не
придают такого значения словам, как взрослые.
Поэтому важно не упустить это благодарное время
для развития у ребенка эмпатии, сострадания,
общительности, доброты.

Уровень овладения ребенком элементарными
умениями регуляции эмоциональной сферы и
способность устанавливать эмоциональный
контакт составляют уровень развития
эмоционального контроля его личности.

Сфера поведения:

Управление поведением, как самой сложной
сферой психической деятельности, необходимо
включает в себя все ранее рассмотренные навыки
саморегуляции и предполагает другие,
специфические для этой деятельности, умения,
которые составляют высшие формы
эмоционально-волевой регуляции:

  • определять конкретные цели своих поступков;
  • искать и находить, выбирая из множества
    вариантов, средства достижения этих целей;
  • проверять эффективность выбранных путей:
    действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом
    чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
  • предвидеть конечный результат своих действий и
    поступков;
  • брать на себя ответственность.

В развитии у детей описанных навыков большое
значение играет возможность испытать множество
вариантов действия для того, чтобы научиться
делать выбор. Именно в выборе поступка или
действия состоит первый шаг на пути развития
произвольного (согласно со своими желаниями,
волей) управления поведением.

Упражнения, направленные на развитие
саморегуляции детей.

Наиболее важное место в технике психической
саморегуляции занимают специальные упражнения,
с помощью которых психика становится
восприимчивой к воздействиям – это упражнения
на расслабления мышц, упражнения на дыхание,
которые в свою очередь способствуют
расслаблению контроля сознания и введения
установок в подсознание, различные медитативные
упражнения, аутогенная тренировка.

Блоки упражнений направленные, на развитие
саморегуляции ребенка:

I. Упражнения направленные на развитие
произвольных движений и самоконтроля [Приложение 1.].

II. Упражнения направленные на развитие
произвольной активности, формирование
эмоциональной и волевой сфер [Приложение
2.].

III. Упражнения направленные на развитие
психической саморегуляции, способствующие
успокоению и снятию напряжения [Приложение 3.].

В комплекс занятий направленных на развитие
саморегуляции детей необходимо включать
дыхательные упражнения, массаж, растяжки,
постизометрическую релаксацию (ПИРС) и
аутогенную тренировку.

Дыхание – важнейший физиологический
процесс, происходящий автоматически,
рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана
освободить дыхание от напряжения, ограничений,
мешающих дыханию привычек. Существуют различные
дыхательные техники, призванные вернуть
человека к его естеству, правильному дыханию,
экономному расходованию энергии и т.д.

Важно научить ребенка (с проблемами)
чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание
на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли
дыхание. Естественное дыхание (так дышит
здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело,
т.е. на работу каждой отдельной части тела влияют
дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Массаж традиционно включается в
комплексы общеоздоровительных мероприятий в
целях активизация отдельных систем организма.
Элементы общего массажа (поглаживание,
растирание, разминание, постукивание) сочетаются
с точечным воздействием на определенные точки и
зоны. Используются наиболее активные зоны с
максимальным количеством биологически активных
точек (БАТ) – зоны кистей, стоп, головы, лица и
отдельно выделенная зона ушной раковины. Массаж
в парах проводится под контролем взрослого.

Растяжки – прекрасный способ,
позволяющий снимать эмоционально-психическое
напряжение и одновременно повышать двигательную
активность, что так важно для ребенка. Растяжки
основаны на естественном движении. Каждый знает,
как хочется потянуться всем телом, пробудившись
ото сна. Растягивание помогает избавиться от
мышечной скованности, улучшить осанку и манеру
двигаться, снять утомление.

Растягивание представляет собой динамическую
работу мышц, причем внимание сосредоточено не на
какой-то одной мышечной группе, а на движении
всего тела. Концентрируя внимание на движениях,
ребенок постепенно учится владеть своим телом,
что оказывает положительное влияние на его
физическое и психическое состояние.

Гимнастикой на растягивание можно заниматься
индивидуально с ребенком или в небольшой
подгруппе. Растягиваемый партнер обычно
пассивен, он должен, по возможности,
расслабиться. Но ребенок, одолеваемый страхами,
тревогой, не может расслабиться и довериться
партнеру. Поэтому растяжки рекомендуется
применять, когда установлен контакт с ребенком.

Постизометрическая релаксация (ПИРС)
предварительное напряжение в течение
определенного времени вызывает естественное
расслабление мышц. При этом нет необходимости
дозировать упражнения. Релаксация возникает
естественным путем за счет утомления мышц, и
ребенок сам регулирует этот процесс.
Существенным моментом является сохранение
определенной позы в течение некоторого времени
(движения практически отсутствуют).

Для преодоления внутреннего напряжения
необходимо научить ребенка расслабляться,
расслаблять свое тело, т.е. учить приемам
релаксации.

Релаксация – это расслабление. Приемы
релаксации основаны на сознательном
расслаблении мышц. Понижая мускульное
напряжение, мы способствуем снижению и нервного
напряжения, поэтому состояние расслабленности
уже само по себе обладает психогигиеническим
эффектом. Техника релаксации направлена на
снятие ненужного напряжения, связанного с
переутомлением, нарушением осанки, недостатком
потребности организма в движении.

Для снятия эмоционального напряжения у детей
применяют методику аутогенной тренировки (аутотренинг).

Занятия аутотренингом можно проводить как в
плане психокоррекционного направления
психологической службы, так и в плане
психопрофилактики для предупреждения возможных
негативных поведенческих реакций у детей.

Аутотренинг может выступать как целостное
комплексное занятие, состоящее из упражнений на
различные группы мышц.

Иногда возможно давать некоторые упражнения
релаксационного характера на групповых занятиях
по игровой терапии (для восстановления и
успокоения). И тогда аутотренинг выступает как
часть занятия.

Проведение занятий аутогенной тренировки
требует соблюдения определенных условий:

  • Занятия аутогенной тренировки для детей
    проводятся в игровой форме.
  • Группа — 7—8 детей.
  • Количество занятий — 8—10.
  • Длительность — 30—40 мин.
  • Частота занятий — 1—2 раза в неделю, желательно
    во 2-ю половину дня.
  • Затемненность и проветриваемость помещения,
    где проводятся занятия.
  • Изоляция от источников шума.
  • Удобная мебель (мягкие кресла).

Аутотренинг проводится с детьми легко
возбудимыми, с повышенной утомляемостью,
пассивными, агрессивными. Занятия проводятся в
ситуации, когда дети возбуждены и утратили
способность полноценно воспринимать информацию.
Полезен аутотренинг и в создании благоприятных
условий для психического и физического развития
каждого ребенка. Короткое расслабление
моментально воздействует на поведение всех
детей группы.

Релаксация вызывается на фоне установки на
покой и отдых посредством трех действий:
проговариванием определенных словесных формул,
управлением вниманием и образных представлений.

Методика аутогенной тренировки предполагает
не только снятие эмоциональной напряженности, но
и развитие саморегуляции у детей, что важно для
успешного обучения в школе.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к
    психокоррекционной и развивающей работе с
    детьми (5-7 лет). – М., 2004.
  2. Гиппиус СВ. Тренинг развития креативности.
    Гимнастика чувств. – СПб., 2001.
  3. Краткий психологический словарь. /Под общ. Ред.
    А.В Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1985.
  4. Лазарев М.Л. Программа “Познай себя”. – М., 1993.
  5. Локалова Н.П. 90 уроков психологического
    развития младших школьников. – М., 1995.
  6. Лопухина КС Логопедия. Речь. Ритм. Движение. –
    СПб., 1997.
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и
    коррекционные игры. – М., 2002.
  8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома:
    Психотехнические упражнения и коррекционные
    программы. М.: Новая школа, 1993.
  9. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития
    школьников. – М., 2002.
  10. СполдингДж. Обучение через движение. – М., 1992.
  11. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы
    с детьми 3-9 лет. – М., 2003.
  12. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

Источник