Развитие эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе

Развитие эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе thumbnail

Консультация для педагогов: Эмоциональный компонент готовности ребенка к школе

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы, разрабатываются оригинальные методические материалы, ведется активная работа по интеллектуальному развитию ребенка при подготовке к школе. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка при подготовке к школе не всегда уделяется достаточное внимание.
Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.
Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную эмоциональную сферу, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.
Придя в школу, ребенок сталкивается с рядом трудностей – адаптация к новому коллективу, новому режиму, новым требованиям и правилам. Поэтому ребенку необходимо уметь владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями, чувствами, эмоциями. На фоне школьных нагрузок, при недостаточной эмоциональной готовности к школьному обучению, у ребенка могут появиться негативные эмоциональные состояния: пассивность, агрессивность, плаксивость, страх к школьному обучению, повышенная тревожность, что может привести к трудностям обучения ребенка в школе.
Сейчас многие школы и детские сады говорят о готовности принимать проблемных детей и даже адаптировать свои требования и правила под конкретного ребенка. Но этого не достаточно: ребенок тоже должен быть готов к интеграции в данном обществе, не только к принятию правил детской группы, но и к тому, чтобы стать активным участником происходящих в ней событий, не нарушая естественного для окружающих течения жизни.
Эмоциональная готовность к школе подразумевает совокупность качеств, которые позволяют ребенку преодолевать эмоциональную неуверенность, различные блокады, которые мешают воспринимать учебные импульсы или ведут к тому, что ребенок замыкается в себе. Понятно, что не со всеми заданиями и ситуациями ребенок может справиться легко. Трудные задания, а также объяснения учителя могут вызывать у ребенка ощущения: «с этим я никогда не справлюсь» или «я не понимаю вообще, чего она (учительница) от меня хочет». Подобные переживания могут быть нагрузкой на детскую психику и привести к тому, что ребенок вообще перестает верить в свои силы и прекращает активно учиться. Устойчивость к подобным нагрузкам, умение конструктивно обходиться с ними – важная составная часть эмоциональной компетентности. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию.
В этой сфере педагог должен работать на перспективу, так как эмоциональная сфера личности ребенка обладает:
– интенсивностью проявления эмоций;
– непосредственность в проявлении эмоций;
– быстрой переключаемостью, сменой настроений;
– поверхностью эмоций.
Педагог, при подготовке детей к школьному обучению, должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
– устойчивости чувств;
– глубины чувств;
– осознания причин появления тех или иных эмоций;
– проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
– эмоционального предвосхищения (осознанного ожидания успеха или неудачи).
В развитии эмоциональной готовности может помочь:
– использование примеров из сказок, рассказов;
– упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, на мышечную релаксацию;
– постановка сказок детского театра;
– сочинение историй;
– рассматривание картин, рисунков, фотографий;
– моделирование и анализ заданных ситуаций;
– слушание музыки;
– этюды;
– использование элементов психогимнастики.
Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.

Рекомендуем посмотреть:

Как проверить готовность ребёнка к обучению в школе

Консультация для родителей. Готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребёнка к школе

Источник

Психологические особенности дошкольного возраста таковы, что до определенного рубежа ребенку сложно вписаться в систему школьного образования. Маленькому школьнику нужно слушать и следовать инструкциям учителя, выполнять задания по образцу, а для этого необходимы волевые усилия. Соответственно, для успешной адаптации в новой социальной роли у дошкольника должна сформироваться эмоционально волевая готовность к школе.

Читайте также:  Влияние родовой травмы на развитие ребенка

Место эмоционально волевой подготовки в общей готовности к школе

Поступление в школу требует всесторонней готовности. Психическое развитие ребенка должно выйти на определенный уровень в отношении познавательных процессов, личностных качеств, мотивационных предпочтений. Формируется интеллектуальная и личностная готовность к обучению в школе.

Волевая готовность к школе

Но этой подготовки будет недостаточно для успешного освоения в школе, если дошкольник не научится управлять своим вниманием и поведением.

Необходима воля, чтобы удерживать внимание и дольше трудиться над заданием, которое не вызывает интереса, но должно быть выполненным. Не обойтись без волевых усилий, чтобы уменьшить импульсивные реакции, когда рука устает выводить непослушные каракули.

Учебная деятельность строго регламентирована и в организационном плане. Ежедневно ребенок должен придерживаться режима «урок-перемена». Он уже не может поступать под влиянием своих интересов, а обязан подчинять свои действия правилам большую часть времени, которое он находится в школе. Это серьезная нагрузка для вчерашнего дошкольника.

Погружение в систематическую учебную деятельность опирается на сформированность у ребенка волевых функций:

  • произвольности познавательных процессов;
  • умения управлять своими действиями, обеспечивающими обучение;
  • способности сдерживать импульсивные и чрезмерно эмоциональные всплески.

Все это необходимые условия для того, чтобы первоклассник смог осваивать учебный материал, преодолевать трудности, проявлять организованность и настойчивость в новой для него деятельности.

Волевая готовность ребенка к школе

Дети, не готовые к школьному обучению, характеризуются слабым развитием волевых качеств: настойчивости, целеустремленности, организованности. Причина кроется в недостаточной сформированности аффективно-потребностной сферы. Дошкольнику сложно выполнять то, что ему неинтересно, и сознательно управлять собственным поведением.

Волевая готовность к школе – это настрой ребенка на произвольное поведение, его готовность направлять внимание на то, что говорит учитель, выполнять задания в соответствии с инструкциями и прикладывать усилия для достижения результата, готовность следовать принятым правилам.

Под волевым поведением подразумевают комплекс действий или поступков, которые направлены на достижение определенной цели. Мозговой центр, контролирующий импульсивные и эмоциональные реакции и подключающий волю, приобретает действенную силу только с 7 лет.

Напрашивается вывод, что взрослые должны находить способы заинтересовывать ребенка, поощрять самостоятельную деятельность, чтобы помочь ему тренировать произвольность познавательных процессов и пробуждать желание и волю. Когда детям интересен конечный результат, они осознают смысл собственных действий и прикладывают волевые усилия.

Эмоциональная готовность к школьному обучению

К моменту поступления в первый класс не менее важна и эмоциональная готовность к школе. Начнем с того, что нормой является, когда ребенок испытывает положительные эмоции в отношении предстоящего этапа своей жизни. Если же вместо радостного нетерпения дошкольник высказывает опасения и недовольство по поводу школы, имеет место страх.

Нежелание говорить о школе или негативное фантазирование на школьную тематику является очень серьезным сигналом, что ребенок может оказаться в стрессовой ситуации как только подойдет время обучения.

Такие дети нуждаются в «переформатировании» своего отношения к предстоящей роли ученика, которая неизбежна с наступлением школьного обучения.

Дошкольники, выражающие негатив по поводу школы, также нуждаются в развитии эмоционального интеллекта и коммуникативных способностей. В их высказываниях звучит страх, что они окажутся нелюбимыми учениками для учителя, а одноклассники не захотят с ними дружить.

В любом случае, когда отношение к поступлению в школу окрашено отрицательными эмоциями, ребенка нужно вовлекать в тематические сюжетные игры, связанные с обучением в школе. Проигрывайте «лесную школу», «инопланетный класс» и пр., предоставляя возможность дошкольнику исполнять различные роли, насыщайте игру радостными, приятными, восторженными моментами. Чтобы ребенок связал со школой позитивные эмоции и испытал удовольствие в роли ученика.

Условия формирования волевого поведения в дошкольном возрасте

Как мы уже подчеркнули, эмоционально волевая готовность ребенка к школе базируется на волевом управлении действиями и формируется, в лучшем случае, в преддверии школьного обучения или уже в первом классе. Проявлению волевых качеств у дошкольника способствуют кризисы возрастного развития, и в частности кризис 7-ми лет.

Развитие произвольности

Однако условия для развития силы воли есть и в дошкольном возрасте. Практически все виды деятельности, доступные дошкольнику, опираются не только на интерес, но и требуют в определенный момент особого старания или внимания.

Читайте также:  Развитие ребенка 5 месяцев как играть

Заложены ресурсы для развития волевого поведения в трудовой и продуктивной деятельности. Они направлены на достижение конкретного результата, предполагают приложение усилий, и тем самым способствуют развитию произвольности поведения и волевых качеств. Очевидно, что, если ребенок занят конструированием, и его изделие разваливается, то без волевых усилий довести дело до конца невозможно.

Взявшись помогать маме приводить в порядок комнату, ребенок сможет преодолеть свое «не хочу», опираясь на мамину похвалу и поддержку. А это существенный вклад в формирование волевых качеств.

Признаки волевого поведения ситуативно проявляются в старшем дошкольном возрасте, когда дети вовлечены в ролевую игру.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность ребенку удовлетворить те потребности, для реализации которых еще нет условий в обыденной жизни. Например, в соответствующей роли дошкольник может вести себя назидательно, поучать партнеров по игре. В реальной жизни подобных полномочий малышу никто не предоставит. И ради возможности реализовать свои назревшие желания дошкольник готов придерживаться правил игры, следить за соответствием своего поведения доставшейся ему роли. Этим еще раз подчеркивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Давайте возможность дошкольнику проявлять выдумку и инициативу в играх и самостоятельной деятельности, будь то творческие или познавательные занятия, и тогда у него появится уверенность в себе, появится стремление ставить цели и добиваться результата. А это как раз и есть элементы эмоционально волевой готовности к обучению в школе.

Источник

Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе

    Интеллектуальная готовность ребенка к обучению в школе предполагает владение грамматическим строем речи и ее логическое оформление, способностью к конструированию и многое другое. Интеллектуальная готовность предполагает сформированность учебных навыков, к числу которых относят такое поведение ребенка на занятиях когда он:

• понимает суть задания;

• формулирует вопросы, направленные на понимание задания;

• умеет перестроиться в связи с изменением содержания задания;

• может попросить о помощи, сформулировав сущность затруднения;

• планирует предстоящую работу;

• способен сказать о том, как производить умственные действия или догадывается как;

• комментирует свои действия, указывает на допущенные ошибки, исправляет их;

• при неправильном выполнении задания пробует другие варианты;

• производит действия контроля и оценки.

Освоение учебных навыков и привычек основывается на сформированности различных мыслительных операций – последовательности, аналогии, анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

По утверждению известного исследователя психологии детства В. В. Давыдова и его коллег, наряду с умением действовать по образцу и активно сотрудничать с педагогом, творческое воображение является базовым слагаемым школьной готовности ребенка. Творческое воображение в дошкольном детстве выступает как фундаментальное психологическое новообразование возраста. Творчество, утверждал Л. С. Выготский, есть удел не только гениев и великих талантов, «творчество существует… везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое». Сформированное в ранний детский период воображение «впитывает» затем опыт мышления. Как заметил еще Дж. Дьюи, «когда предметы становятся знаками…, игра из простого проявления физической радости превращается в деятельность, которая включает в себя мыслительный фактор».

                     Эмоционально-волевая готовность ребенка

к обучению в школе

Эмоционально-волевая готовность среди специалистов чаще обозначается понятием произвольность (от слова воля). Эмоционально-волевая готовность проявляется в способности ребенка управлять своими эмоциями и контролировать свое импульсивное поведение. В ходе групповых развивающих занятий дети учатся дожидаться своей очереди в игре, самостоятельно справляться с обидой и досадой при неудачах. Произвольность проявляется в способности ребенка сосредоточиться и довести начатое дело до конца, она помогает ему организовать свои действия, если задание не очень нравится, но от работы каждого зависит общий успех.

Произвольность играет важную роль в формировании эмоциональной и в целом социальной культуры растущего человека. От ее наличия зависит в дальнейшем, будет ли ребенок принимаем в различных сообществах сверстников и взрослых.

Эмоционально-волевая готовность к школе включает в себя:

  1. Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности);
  2. Эмоциональная устойчивость;
  3. Сформированность небоязни трудностей;
  4. Умение ограничивать эмоциональные порывы;
  5. Умение систематически выполнять задания;
  6. Умение осознанно подчиняться правилу;
  7. Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  8. Умение внимательно слушать говорящего и воспроизводить задания, предлагаемые в устной форме;
  9. Умение самостоятельно выполнить задание на основе зрительного восприятия образца.
Читайте также:  Развитие ребенка в две недели от рождения

        Но выделение проблемы развития произвольности в комплексе психологической готовности к школе способствует и выдвижению противоречия. С одной стороны, низкий уровень развития произвольности отрицательно влияет на обучение в школе. С другой, произвольное поведение является новообразованием младшего школьного возраста.

Коммуникативная готовность ребенка к обучению в школе

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка общаться с разными группами людей. Коммуникативная готовность предполагает наличие различных способов общения – словесного и невербального, межличностного и делового.

На развивающих занятиях с дошкольниками задания коммуникативного типа должны составлять значительную часть рабочего времени. Детей следует учить слушать и пересказывать услышанное, отвечать на вопросы, не уклоняясь от содержания обсуждаемой темы, выражать свои мысли, эмоции и желания адекватными способами. Развитие коммуникативной готовности детей к обучению в школе должно быть направлено на выработку средств учебного взаимодействия ребенка со взрослым. По итогам занятий ребенок должен быть в состоянии инициировать контакт с учителем и легко выходить из этого контакта, принимать педагога как партнера по учебному взаимодействию (а не как только проверяющего и оценивающего), координировать с ним свои действия.

     Общеличностная готовность ребенка к обучению в школе

      Главное содержание общеличностной готовности составляют самооценка и нравственные основания поведения. Сформированная устойчивая самооценка обеспечивает прогресс в развитии ребенка, если носит позитивный характер и адекватна реальному положению взрослеющего человека в системе его общественных отношений. Формирование нравственной позиции на занятиях в предшколе происходит в ходе выбора критериев по различению плохого и хорошего, доброго и злого. Важная роль при этом отводится мотивированию детей к нравственному поведению как основе благоприятных школьных взаимоотношений в будущем.

В период возрастного кризиса семи лет привычная воспитательная система отношений к ребенку со стороны взрослых не поспевает за его стремительными изменениями. Особенно заметными достижениями ребенка становятся возрастание его самостоятельности и изменение отношений со взрослыми и сверстниками. Внутренняя и внешняя стороны личности ребенка начинают дифференцироваться. Он, утрачивая детскую непосредственность, привносит в свои переживания и свое поведение интеллектуальное содержание. Появляется, по выражению Л. С. Выготского, «смысловое переживание» социальной ситуации развития, возникает новое отношение к себе, новые связи между поступками и переживаниями.

Социальная готовность ребенка к обучению в школе

Социальная готовность ребенка связана с его способностью легко включаться в различные группы детей для выполнения общих заданий. Социально ориентированный ребенок охотно помогает другим, делится с ними игрушками, сладостями, карандашами.

Действия взрослого на занятиях с дошкольниками предполагают поддержку не только лидерских проявлений отдельных детей, но также переключение их на исполнение противоположных ролей, в том числе второстепенных (в виде изображения дерева или другого реквизита игрового действия). Эффективность занятий по социальному развитию будет складываться из возрастания сплоченности группы, взаимного принятия ее членами друг друга, проявления толерантности к поведению сверстников, умения признать свою вину. Работа на занятиях с дошкольниками может быть уплотнена за счет разработки таких развивающих программ, которые бы сочетали в себе направленность на формирование нескольких видов готовности одновременно. Прежде всего, это относится к сочетанию интеллектуальной подготовки дошкольников с развитием произвольности их поведения. Интеллектуально-волевая подготовка детей к обучению в школе поможет им успешно преодолевать те трудности учения, которые связаны с перегрузкой, выполнением неинтересных заданий, самообразовательной работой по достижению высоких индивидуальных результатов.

Интеллектуальная подготовка к школе в сочетании с коммуникативной поможет развить у детей речевые возможности, предупредить школьный страх ответа у доски, научить их решать учебные задачи совместно с одноклассниками в малых группах. Коммуникативная подготовка в контексте развития социальной готовности дошкольников к обучению откроет пути к самопознанию и личностному росту, даст возможность определиться с лидерской направленностью, почувствовать ответственность за других людей.

Источник