Развитие эмоционального интеллекта у ребенка музыкой
Структурное подразделение детский сад общеразвивающего вида “Буратино” государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарско й области средней общеобразовательной школы №2
с углубленным изучением отдельных предметов п.г.т. Усть-Кинельский
Доклад на тему:
«Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста»
Музыкальный руководитель: Фадеева О.Н.
Классическая музыка как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребёнка. / Л. Выготский /
Успешно закончивший школу, подававший большие надежды человек в жизни становится неудачником, а другой, как говорят, едва натягивающий до тройки, в жизни становится преуспевающим человеком. У него всё в жизни складывается на «отлично». Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком. Гармоничное восприятие и использование своих эмоций открывает новые горизонты в различных сферах общения. Выстраивать отношения в любых условиях – смысл развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важную роль в жизни и карьере каждого человека.
Кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают таким эмоциональным испытаниям, к которым не может естественным образом адаптироваться человеческая природа. Окружающая действительность в какой-то мере либо тормозит развитие эмоционального мира ребенка, либо искажает этот процесс. В настоящее время существует большое количество программ для развития эмоционального интеллекта взрослых. Однако эта проблема наиболее актуальна для дошкольного возраста.
Музыка – прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в направлении совершенства. Именно она даёт то, что не может дать ничто иное. Ведь уже установлено, что эмоциональное влияние музыки втрое большее, чем от литературы, и в пять раз большее, чем от изобразительного искусства, а ум стимулируется даже пассивным представлением музыки. Музыка стимулирует все биологические функции человека и в большей степени, чем другая деятельность, воспитывает чувства, формирует эстетический вкус.
Музыка – самое действенное средство в природе для воспитания любви людей, а также побуждения выполнять полезную и хорошую работу. Под действием музыки воспитывается сердечность, чувствительность, благородство, достижение красоты. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Только правильно услышав интонации речи другого человека, различные её нюансы, можно правильно оценить душевное состояние партнёра по общению, его хорошие или плохие намерения. Музыка влияет на духовную жизнь ребёнка и помогает распространять добро и красоту.
Одна из важнейших воспитательных задач музыки – пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, а положительные мысли – положительные действия. Музыка – это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение. Учёными установлено, что искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции. Значит, музыка – это пища для сильных эмоциональных потребностей. Наука психология доказала, что музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей – интеллект, благородство, эстетические чувства.
В последнее время я работаю над проблемой развития эмоционального интеллекта старших дошкольников. На моих музыкальных занятиях музыка является одним из источников воспитания благородных чувств. Музыка учит слушать и слышать, поощряет усилия активного познания, разрешает завязываться близким связям в общении с шедеврами искусства, под влиянием которых ребёнок может испытать глубокие эмоциональные переживания.
Классика (от лат. classikus – «образцовый») – образцовые классические произведения, золотой фонд национального музыкального искусства каждого народа и мировой музыкальной культуры в целом. К музыкальной классике относятся творения выдающихся композиторов прошлых столетий. Классическая музыка гармонически сочетает в себе правдивое и эмоциональное содержание с совершенством формы, величайшее мастерство с простотой и доступностью. Она охватывает не только профессиональное творчество композиторов-классиков, но и образцовые произведения народного творчества.
Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка. Чтобы сделать общение детей с музыкой радостным и увлекательным нужно взыскательно подходить к подбору музыкального репертуара для слушания. Эта музыка должна привлекать детей и вызывать у них эмоциональный отклик. Учитывая разный уровень музыкального и общего развития детей, их природные возможности. Индивидуальная работа через игру, сказочный игровой образ должны постоянно нести дошкольнику заряд радостных, добрых эмоций и энергии для его нормального развития и активной творческой деятельности.
Первая стадия музыкального восприятия наступает при первом (а иногда и последующем) прослушивании музыкального произведения и отличается целостностью, нерасчлененностью впечатлений. Малоподготовленный слушатель, в том числе дошкольник, получает лишь общее впечатление о музыкальном образе, улавливает отдельные яркие детали музыки. У детей этого возраста при первом знакомстве с музыкальным произведением возникает непосредственный эмоциональный отклик на музыку. Довольно часто эмоциональная реакция является положительной. Музыка волнует маленького слушателя, рождает определенные ассоциации.
Например, ритмичный «Марш деревянных солдатиков», из «Детского альбома» П. И. Чайковского, вызывает у детей радость, хорошее настроение, эмоциональный подъем, а пьеса «Болезнь куклы», из того же альбома, заставляет грустить, переживать, жалеть. Однако бывает и так, что из-за неполноценного первого восприятия ребенок остается равнодушным к музыкальному произведению. Образ, возникающий у дошкольников при первом прослушивании, может быть разным по своей глубине. Главное, чтобы дети почувствовали характер и настроение музыки, проявляли к ней эмоциональное отношение, понимали музыкальный образ. На этой стадии музыкального восприятия дети достаточно точно могут выразить характер прослушанной музыки в жестах, мимике, моторно-двигательных проявлениях, а также в словесных оценках. Занятие по слушанию музыки должно быть построено таким образом, чтобы дети могли услышать данное музыкальное произведение не менее двух раз, что позволяет углубить его восприятие. Глубина восприятия музыки на первой стадии зависит от разных причин: привлекательности для детей музыкального произведения, их общего развития и индивидуальных особенностей. Задача педагога здесь – помочь ребенку найти свое отношение к музыкальному произведению, понять, какие чувства вызывает у него эта музыка.
Вторая стадия представляет собой процесс углубления в содержание произведения, который характеризуется способностью вслушиваться, выделять наиболее яркие и интересные его особенности, осознавать выразительность отдельных элементов музыкальной речи. Этот процесс может происходить при повторном восприятии музыкального произведения. При этом закрепляются полученные ранее и наслаиваются новые положительные впечатления от музыки. Повторное слушание обычно вызывает у дошкольников «привыкание» к музыкальному произведению и порой меняет отношение к услышанному в положительную сторону. На второй стадии целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает место дифференцированному и осмысленному. Педагоги могут предложить детям найти ответ на вопрос: «С помощью каких средств выразительности композитор передает содержание произведения?» Дети отмечают контрастность музыкальных образов (ласковое, мягкое или торжественное, энергичное звучание музыки), различают простейшую структуру произведения (запев песни и припев, две или три части инструментального произведения, тембровое звучание музыкальных инструментов: фортепиано, баян, скрипка, флейта, кларнет и т. д.). Постепенно накапливается запас любимых музыкальных произведений, которые дети слушают с большим удовольствием. Все это закладывает предпосылки для дальнейшего формирования музыкального вкуса.
Третья стадия – это последующее восприятие уже хорошо изученного и усвоенного музыкального произведения, обогащенное новыми музыкально – слуховыми представлениями. На этой стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыкального произведения и осмысленное его восприятие, связанное с анализом средств музыкальной выразительности. Это создает особую и очень ценную возможность творческого восприятия музыки. Слушая уже знакомое произведение, ребенок по – своему представляет музыкальный образ, передавая его в игре, пении, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характеризующие тяжело ступающего медведя, хитрую лису, подвижных зайцев и т. д.
Восприятие музыкальных образов происходит в результате определенной творческой деятельности слушателя, поскольку включает его музыкально-слуховой и жизненный опыт. На основании этого музыковеды утверждают, что слушать музыку так, чтобы по-настоящему слышать ее, – это напряженная работа ума и сердца и особое творчество. Воздействуя на слушателя, музыка способна вызывать радость и печаль, надежду и разочарование, счастье и страдание. Всю эту гамму человеческих чувств, которые передает музыка, педагог должен помочь детям услышать, осознать и пережить. Он создает надлежащие условия для проявления эмоционального отклика ребенка на нее. У детей формируются навык слушания музыки (сосредоточенно от начала до конца, в полной тишине), умение рассуждать о ней, давая эмоциональную оценку ее содержанию. Если с детства ребенок растет в “немузыкальной” среде, у него может сформироваться негативное отношение к “серьезной” музыке, что в дальнейшем отрицательно скажется на его музыкальных предпочтениях, музыкальном вкусе, а прочувствованное, осмысленное восприятие музыки может уступить место ее поверхностному слушанию. В старшем дошкольном возрасте дети любят слушать классическую музыку разных эпох и направлений.
Дети с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, прекрасные произведения композиторов венской классической школы – Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена, музыку крупнейших представителей романтизма – Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и т. д. Развивая музыкальное восприятие, формируя эталоны красоты, важно слушать с детьми произведения русских композиторов-классиков XIX века – М. И. Глинки, П.1 И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, крупнейших композиторов XX века – С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна, Д. Б. Кабалевского, Г. В. Свиридова и др.
Восприятие классической музыки оказывает благотворное влияние на развитие высоких нравственных качеств и творческих способностей ребенка, на его эмоциональный интеллект. Дошкольникам понятна музыка, воплощающая образы природы. Само название пьес раскрывает их содержание. Слушая такую музыку, дети прекрасно чувствуют, что хотел выразить в ней композитор, рисуют в своем воображении картины природы (концертный цикл А. Вивальди «Времена года», «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, «Подснежник» (апрель), «Белые ночи» (май), «Баркарола» (июнь), «Осенняя песня» (октябрь) из фортепианного цикла п. И. Чайковского «Времени года», «Океан-море синее» – вступление к опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова и т. д.). Прекрасно воспринимают детьми музыкальные произведения, рисующие сказочных персонажей («В пещере горного Короля» и «Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига, музыкальные характеристики белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебедь из оперы «Сказка о царе Султане» Н. А. Римского-Корсакова, «Гном» и «Избушка на курьих ножках» «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского, «Кикимора» А. К. Лядова и т. д.). Дети легко воспринимают музыку, рисующую образы животных и птиц (пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Песня и пляска птиц» из оперы «Снегурочка» и «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Султане», «Песня жаворонка» (март) из фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года» и т.д.). Важно, чтобы дети, слушая программную музыку, учились раскрывать ее выразительные возможности, различали эмоции и настроения, выраженные в произведении. При этом очень важен эмоциональный опыт дошкольников – способность сопереживать чувствам, которые выражены в произведении. Для восприятия детям доступна музыка, выражающая настроение, например, веселое («Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Полька» М. И. Глинки), грустное («Первая утрата» Р. Шумана, «Жалоба» А. Т. Гречанинова).
Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. Одно и то же музыкальное произведение часто действует на людей по-разному. Во многом это зависит от подготовленности человека к восприятию музыки, от уровня развития его слухового опыта, эстетического вкуса, общей культуры. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и других людей; осуществляет художественное познание окружающего мира; реализует творческий потенциал. Организация взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем. В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость к переживаниям другого человека, умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.
Источник
Музыка рассматривается как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста. Анализируется влияние музыкального искусства на эмоции и интеллект ребенка. большое влияние уделяется музыкальной отзывчивости дошкольников и формирование эмоционально осознанного восприятия музыкального образа.
Философы и мыслители отмечали влияние эмоций на умственное развитие человека еще в Античности. немецкий философ Г.Гегель утверждал, что разум безжизнен без чувства. сам же термин «эмоциональный интеллект» появился в 1990 г. в работе Д.Майера и П.Соловея. Однако связь эмоций и сознания рассматривалась ранее, в том числе в трудах отечественных психологов (А. Ф. Лазурского, Л. С. Выготского, В. Н. Мясищева, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, А. Г. Ковалева, Л. И. Божович и др.)
Опираясь на концептуальные положения наших ученых, можно объяснить влияние музыки на эмоции и интеллект человека. Прежде всего обозначим две стратегические линии изучения музыкального искусства как средства эмоционального интеллекта.
Во-первых, возможно ли восприятие художественного образа вне эмоций и сознания. Во-вторых, почему занятия музыкой разной интенсивности и направленности так популярны не одно десятилетие. При этом отметим, что возраст детей, начинающих занятие музыкой, становится более ранним.
Эти две линии, а именно: эмоционально осознанное восприятие музыки и раннее музыкальное развитие, можно рассмотреть во взаимосвязи, но начнем собственно с музыки как культурного явления и ее восприятия. Общеизвестно. что ребенок еще в утробе матери реагирует на музыку и нередко выдает свои предпочтения: успокаивается или возбуждается. на эмоциональный фон младенца действуют не только темп и динамика звучания музыки, но и тембр, лад, интонации. регистры. малыш, родившись, получает свою «порцию» понятной ему музыки через колыбельные, частушки, позднее — песенки, музыкальные сказки. При этом эмоциональные реакции ребенка проявляются очень активно, например, он отказывается слушать какую-либо музыку или напротив, снова и снова просит петь одну и ту же песенку. Понятно, что в данном случае мы имеем дело с эмоциями.
В. М. Бехтерев, говоря о музыке, утверждал, что с ее помощью можно вызвать или снять возбуждение, но для этого необходимо установить механизмы влияния музыки на организм. Современные ученые выделили два подхода к определению эмоционального воздействия музыки на человека: «когнитивистский», который утверждает, что музыка способна только искусственно «моделировать» эмоции, и «эмотивистский», доказывающий, что музыка вызывает реальные эмоции. Например, самые младшие дети, слыша танцевальную музыку, невольно начинают двигаться, а колыбельная заставляет их спокойно покачиваться и подпевать. В то же время, включая детей в процесс слушание или пения, мы, зная об их реакции, тем не менее пытаемся моделировать детские эмоции, интенсифицируя их, особенно на новой музыке.
Практика показывает, что эмоциональное воздействие музыки на детей зависит от их психики, опыта, установки, т. е. обладает конкретными психологическими закономерностями. Мы знаем, что на отдельных детей музыка воздействует более активно, причем эмоции большинства заразительны, особенно для малышей. Однако зачастую эмоция проявляется не сразу, а именно тогда, когда педагог начинает анализировать с детьми их состояние от прослушанной музыки. Спросив, например, почему дети заулыбались, когда зазвучала музыка, малыши вступают на путь анализа своего состояния, включаясь невольно в анализ самой музыки: музыка быстрая, веселая, хочется прыгать и т. д.
Сегодня на Западе проводятся научные исследования по разработке технологий активизации различных видов художественной деятельности, которые должны способствовать развитию эмоционального интеллекта. Однако подобные технологии в нашей стране не новы. Художественная деятельность, направленная на формирование музыкальной отзывчивости (главная характеристика музыкальной одаренности по Б. М. Теплову), включающей так называемые «умные эмоции» (термин Л. С. Выготского), выступает основной в концепции Д. Б. Кабалевского, которая, несмотря на то, что не названа технологией, ею по сути является. А интересные разработки для шестилеток Н. А. Ветлугиной опирались именно на эту концепцию. Если обратиться к европейским системам музыкального воспитания XX столетия, то необходимо выделить систему ритмического воспитания К.Орфа, получившую признание во всем мире. Немецкий композитор и педагог обращал внимание на музыкальную» отзывчивость ребенка, формирующуюся в ритмической деятельности (способность передать в ритме не просто настроение, а художественный образ). Используя созданные К. Орфом специальные музыкальные инструменты, педагоги-музыканты на практике доказали, что ритмическая деятельность — художественная деятельность, которая требует и эмоций, и интеллекта. Необходимость ритмического воспитания и возможность с его помощью влиять на развитие музыкальной отзывчивости детей дошкольного возраста были давно осознаны нашими учеными и практиками. Не имея инструментов К. Орфа, музыкальные руководители использовали привычный набор музыкальных инструментов-игрушек.
Анализируя ритмическую деятельность детей, мы видим две ее составляющие: эмоции (выражение своего настроения) и сознание (чтобы включиться в игру оркестра, ребенок должен продумать, как это сделать, обратиться к своему музыкальному опыту) Таким образом, эмоции дошкольника при игре на детских шумовых инструментах становятся «умными». Мы помним, что достаточно долго музыка позиционировалась как искусство эмоций. Именно на этом строились музыкальные занятия с детьми в дошкольных учреждениях, да и бывшие уроки пения в общеобразовательной школе. Однако обращаясь к эмоциональным проявлениям, музыкальный руководитель или учитель музыки все-таки давали детям некоторые необходимые теоретические понятия, например, сравнивая два лада: мажор и минор; два регистра: высокий и низкий и т. д. А значит, осуществлялось не только эмоциональное развитие, но и интеллектуальное, ведь давая ребенку знания, педагог вовлекал его в аналитическую деятельность, т. е. работал над развитием его интеллекта. Современные программы по музыке учитывают эту особенность музыкального воспитания: эмоции + сознание.
Особенностью музыки является ее образный язык. Хиты поп-музыки, лишенные смысла и интонационной образности, живут недолго. Настоящая музыка, будь то академическое произведение, народная, детская или эстрадная песня, сохраняется в веках именно потому, что в основе ее лежит музыкальный образ.
Все большую популярность сегодня приобретает раннее музыкальное развитие детей. Без сомнения, многие родители идут на поводу у моды, однако все — таки интуитивно чувствуют, что занятия музыкой необходимы для развития ребенка.
Если в эстетических студиях при Домах творчества родители могут наблюдать сами занятия, как правило, вокальные, игровые, то в дошкольном учреждении они видят только результат, демонстрируемый на утренниках. Естественно, что родителям хочется, чтобы их ребенок проявлял себя как можно чаще и успешнее, однако мало кто из них понимает, что занятия музыкой не просто развлечение или необходимая занятость ребенка.
В дошкольных учреждениях музыкальные занятия проводятся в опоре на программы по музыке, выбранные педагогом-музыкантом. В программе определены обязательные виды деятельности, каждый из которых предполагает не только развитие музыкальных способностей, но и общее музыкальное развитие, которое заключается в формировании способности эмоционально откликаться на музыку. Эмоциональный же отклик — это не просто проявление эмоции, а осознание своего состояния, вызванного музыкой.
Начиная с младшего возраста, детям предлагается выразить в вербальной форме то, что они почувствовали, прослушав музыку. Уточним еще раз, что любой вид музыкальной деятельности начинается с процесса музыкального восприятия. Естественно, что первоначальная вербальная форма простейшая, однако описывая свое состояние, ребенок чувствует, что привлекает к себе внимание, осознает свою значимость в общем процессе: ведь все слушали. Постепенно дети научаются выслушивать мнение других и сравнивать свое отношение с отношением к произведению других детей. Чаще всего в младшем возрасте благодаря программной музыке, песенному материалу, снабженном помимо музыки словом, чувства детей схожи. Однако несколько позже дошкольники начинают проявлять самостоятельность суждений. Это наиболее заметно в подготовительной к школе группе. К этому возрасту процесс общения детей друг с другом достигает необходимого и достаточного уровня, боязнь сказать не верно. Во многом это зависит от педагога, его желания создать творческий микроклимат на музыкальном занятии, поощрять и называть детей, не пытаться навязать свое мнение или отрицательно высказываться о мнении ребенка.
Необходимо помнить, что восприятие музыки весьма субъективно. Для того, чтобы ребенок попытался приблизиться к общепринятому прочтению образа, можно обратиться к самой музыки, ее языку, интонациям, ладу, фактуре, т. е. попытаться проникнуть в процесс сознания, сопоставить то, что очевидно, ч тем что ребенок почувствовал. Это и есть процесс формирования музыкальных представление по средствам «Умных эмоций».
Для родителей, приводящих детей в студии, да и в детский сад. Этот процесс незаметен, однако они не могут не замечать интеллектуальные проявления малышей. При таком занятии музыкой несомненно, дети становятся общительнее, преодолевают застенчивость, зажатость и т. п. правда, есть дети, которых занятия в коллективе сложны в силу их психической организации. Музыкальные руководители сталкиваются с темя, что не все дети могут полностью раскрываться на музыкальных занятиях, а оставшись наедине с педагогом, и поют лучше, и высказывают весьма интересные мысли по поводу музыкальных произведений.
В дальнейшем, путем поощрения, такие дети начинают активно включаться в общую дискуссию, становятся свободнее.
Эмоциональный интеллект определяют как способность осознавать и понимать собственные эмоции, что впоследствии позволяет управлять ими. В идеале управление эмоциями должно быть направлено на эмоциональный и интеллектуальный рост (А. Алешина, С. Шабанов). Понятие «эмоциональный интеллект» возникло в противовес «интеллектуальному коэффициенту» и рассматривается как способность правильно оценивать обстановку, уметь адекватно включаться в общение, избегая стресса. Иными словами, эмоциональный интеллект — это управление собственными эмоциями и понимание эмоций собеседника (Д. Гоулман) Важно ли это? В современном мире чрезвычайно важно! При чем здесь музыка? Именно искусство развивает наши эмоции, а воспитание искусством, как показывает практика работы с детьми, активизирует работу сознания, формирует интеллектуальные способности человека.
Выделяя в определении «эмоциональный интеллект» две его составляющие, обратимся к их сути. Эмоции — это психические процессы, переживание человеком своего оценочного отношения к явлениям окружающей действительности. Особенностями эмоций являются субъективный характер, многообразие, пластичность, связь с непосредственным переживанием собственного «Я». Ученые разделяют понятия «эмоции», «чувства», «настроение», «переживание», «аффект». Мы в процессе исследования музыки с детьми нередко употребляем все эти понятия (кроме «аффекта»): «Какие чувства вызвала в тебе музыка? Изменилось ли твое настроение?». Происходит проникновение в психический мир ребенка.
Эмоции быстротечны, чувства длительны, но они вызываются музыкой и направленностью педагога. Эмоции могут меняться в зависимости от звучания музыки и быть интенсивными, в отличие от настроений. А переживания музыки всегда индивидуальны. В то же время ученые подчеркивают, что одинаковые эмоции — это дорога к общению. Действительно, эмоциональные переживания от музыки часто становятся сопереживаниями.
Определений интеллекта множество. Интеллект понимается и как качество психики, объединяющее все познавательные способности человека, и общая умственная способность, позволяющая абстрактно мыслить, что способствует пониманию обстоятельств, окружающего мира и умению управлять окружающей средой.
Важным фактором интеллекта считается способность мозга мобилизовать «собственный массив информации с максимальной эффективностью» (А.Барков). Очевидно, что вне эмоций интеллект не существует, поскольку любые стремления человека (умственные или физические) всегда связаны с эмоциями.
Современные ученые не до конца удовлетворены термином «эмоциональный интеллект», объясняя, что интеллект и эмоции — это автономные свойства психики, бинарные по своей сути. Связывая эти два понятия, нейропсихологии утверждают, что имманентным свойством всех видов мышления является эффективность (А. А. Никитин). Однако термин закрепился в науке и активно используется уже не только на Западе.
Вернемся к нашим размышлениям о силе искусства. Музыка, являясь искусством абстрактным, эффективно развивает наш интеллект, а будучи еще и искусством чрезвычайно эмоциональным, помогает активизировать и понять разнообразные эмоции. Таким образом, музыка — одно из средств развития эмоционального интеллекта.
Приведем примеры. Музыкальные произведения, прежде всего детские песенки, знакомят дошкольников с такими понятиями как «добро», «дружба», «взаимопомощь», учат сочувствовать, сопереживать. Исполняя песенку, даже самые маленькие дети, реагируя на музыкальные интонации, ритм, лад, включаются в обсуждение того, что почувствовали в ней, а соединив со словом и музыкальным образом, запоминают (причем сначала на уровне подсознания) «что такое хорошо и что такое плохо». При этом процесс воспитания благодаря музыкальному искусству осуществляется естественно.
Нравоучения ребенок нередко пропускает «мимо ушей», потому что они несут отрицательные эмоции. А вот музыка достигает сознания гораздо быстрее. Во-первых, она не вызывает отторжения, во-вторых, слушают (поют) все вместе, дети высказывают свое мнение, а педагог только обобщает, все становится понятно, более того, нередко воспринимается ребенком как собственное открытие. Например, дошкольники поют песенку из мультфильма о дружбе. Весело, нравится, герои приятные, смешные, настроение хорошее, педагог хвалит за исполнение или рассуждение — положительные эмоции. На этом фоне дети понимают, что такое дружба и дружеские чувства, осознают свое состояние, вызванное музыкой, и стремятся продлить его.
Музыкальное развитие предполагает перевод задатков в способности, интенсификацию эмоциональных проявлений, активизацию сознания на уровне музыкального обобщения, расширение художественного и жизненного кругозора детей. Фундаментом развития является сама музыка, будучи искусством эмоциональным и интеллектуальным.
Наиболее ярко результаты музыкального развития дошкольников проявляются в первом классе, когда учителю музыки необходимо не только чистое интонирование ребенка при пении (что, разумеется, важно), но и способность эмоционально откликаться на музыку, понимать ее язык, адекватно воспринимать суждения о музыке других детей, уметь управлять своими эмоциями.
Таким образом, практика показывает, что музыкальное развитие является одним из самых эффективных способов на первых этапах формирования эмоционального интеллекта, а музыкальное искусство — тем самым краеугольным камнем, с которого начинается гармонизация личности.
Литература:
- Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // педагог доу. URL: https://www.pdou.ru/categories/2/articles/696 (дата обращения: 8.06.2017)
- Буянова А. Ю., Бледнова Е. Ю., Кудрявцева С. Ю., Зимуков Э. М. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 59–61. // Молодой ученый. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/9/167/ (дата обращения: 8.06.2017).]
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, музыка, эмоция, эмоциональный интеллект, занятие музыкой, музыкальное искусство, интеллект, музыкальный образ, художественная деятельность, младший возраст.
Источник