Развитие эмоционального интеллекта ребенка картинки
Что общего между ребенком, который прыгнул в лужу, выбегающими из школы подростками и топ-менеджером на защите годового бюджета? Все они испытывают яркие эмоции. Их чувства по-разному окрашены и отличаются названиями, но они точно яркие — просто представьте себя в каждой из упомянутых ситуаций.
Зачем нам эмоции?
Эмоции — это кратковременные переживания в ответ на какую-либо ситуацию, объект или событие. Когда одни и те же эмоции проявляются в похожих ситуациях на протяжении времени, они превращаются в чувства.
Эмоции связаны с инстинктами, вышли из них и появились задолго до того, как интеллект человека стал прогрессировать. Они помогают нам выживать и ориентироваться в мире. Люди с подавленной, неразвитой эмоциональной областью испытывают сложности в достижении целей, связанных с социумом, хуже понимают себя и чувствуют себя менее счастливыми по сравнению с эмоционально продвинутыми личностями.
Путь в успешное будущее
Долго считалось, что человеку достаточно стать профессионалом, чтобы достичь успеха в жизни. Теперь стало понятно, что без развитого эмоционального интеллекта ребенку придется туго не только в будущей работе, но и в любой другой сфере.
Исследователи Global Education Futures и WorldSkills Russia в 2019 году создали список навыков, которые будут востребованы во всех видах деятельности:
1. Управление вниманием
2. Эмоциональная грамотность
3. Цифровая грамотность
4. Творчество, креативность
5. Экологическое мышление
6. Кросс-культурность
7. Способность к самообучению
Посмотрите, три из семи пунктов списка (2, 4, 6) напрямую связаны с эмоциональным интеллектом и еще три (1, 5, 7) — косвенно.
«Дети, прошедшие обучение по программам развития эмоционального интеллекта и социальной компетентности, успешнее адаптируются к школьному обучению, легче вливаются в ученический коллектив. У детей отмечена лучшая успеваемость, снижение агрессивного поведения и активизация желания учиться. Исследование показало сокращение на 50% асоциального поведения, количества отчислений, агрессии и травли среди учеников».
Это издание может стать настоящим помощником, как для родителей, так и для педагогов по детскому образованию. Здесь вы найдете статистику и научные сведения, интересные факты и полное описание базовых эмоций, задания и ответы на вопросы. Книга собрала самые продвинутые приемы работы с эмоциями, включая популярные сейчас арт-технологии. При этом она удивительно доступно написана.
Над содержанием работали выдающиеся профессионалы в области исследования эмоций:
Сергиенко Елена Алексеевна
Известный российский ученый, доктор психологических наук, профессор Института психологии Российской академии наук, член Президиума Российского психологического общества, научный консультант международной сети детских центров развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети».
Хлевная Елена Анатольевна
Доктор экономических наук, кандидат психологических наук, председатель правления Российской ассоциации профессионалов в области развития эмоционального интеллекта (АПРЭИ), национальный координатор международного сообщества по эмоциональному интеллекту (ISEI) в России.
Киселева Татьяна Сергеевна
Кандидат психологических наук, разработчик программ развития эмоционального интеллекта детей и взрослых, автор статей в научных и популярных СМИ (МЕЛ, Psychologies, LETIDOR и др.), соавтор пособия по развитию эмоционально-интеллектуальных навыков детей и подростков.
Они разработали современные тесты, программы и упражнения, которые учат детей понимать себя, ценить чувства и умело управлять эмоциональным интеллектом, добиваясь все больших успехов в жизни.
Способ, доступный каждому
Хорошая новость — эмоциональный интеллект можно развить в любом возрасте. Еще одна хорошая новость — для этого не обязательно посещать специалистов.
Откройте для себя арт- и цветотерапию как ключи к эмоциональному здоровью. Любые виды рисования, раскрашивания, антистресс-картинки, пиксельные или точечные изображения отлично помогают развить эмоциональный интеллект.
На рынок вышло новое поколение книг, которые влияют на оба полушария мозга. Например, серия «Цветовой квест. Раскрась по номерам» включает два альбома, где ребенок может не только выражать свое текущее состояние через раскрашивание или развивать фантазию и эстетический вкус. На страницах множество визуальных ребусов, которые нужно пройти: заполнить пиксельный рисунок правильными оттенками и «собрать» картинку по точкам. Тут включаются внимание, аналитическое мышление и логика. В результате ребенок отвлекается от дневных забот, отдыхает, но его мозг остается в активной фазе (не путать с напряженной!).
По-другому работают книги со спрятанными картинками. Эти визуальные головоломки предлагают ребенку включить максимум концентрации, чтобы на черно-белой иллюстрации обнаружить искусно «вшитые» туда маленькие предметы. Подсказки даются, но для их нахождения придется постараться. Без усидчивости, терпения и целеустремленности ничего не выйдет.
Такая деятельность особенно полезна детям и возрастным людям: альбомы способствуют формированию новых нейронных связей, запускают скоординированную работу правого и левого полушарий мозга.
На сайте Amazon можно найти множество отзывов людей, которые отмечают благотворное воздействие спрятанных картинок на состояние интеллекта своих пожилых родственников: «Прекрасный инструмент для молодых и престарелых, чтобы держать мозг в рабочем состоянии»; «С начала карантина мои родители (возраст 80+) были ограничены стенами своей квартиры. Я объяснил им, как проходить такие головоломки. Это помогло стимулировать их мышление… это работает».
Коллекция спрятанных картинок обширна. Серия «Спрятанные картинки. Найди и раскрась» — это три альбома с визуальными головоломками от отечественных художников, а в «1000 спрятанных картинок» вошли четыре книги от популярного издательства Highlights Press, выпущенные на российский рынок издательством «АСТ».
Игра стоит свеч
В финале публикуем еще один фрагмент из книги «Эмоциональный интеллект ребенка и здравый смысл его родителей». Здесь наглядно демонстрируется важность развития чувственной сферы ребенка:
«Эмоциональный интеллект и социальная компетентность — это устойчивые параметры, повышающие успехи в учебе и карьере, снижающие риск связи человека с преступностью, а также определяющие умственное здоровье. Повышение социальной компетентности ребенка всего на 1 пункт означает, что:
— вероятность его поступления в школу возрастает вдвое
— вероятность получения диплома о высшем образовании возрастает на 54%
— вероятность получения в ранней молодости работы, требующей квалификации, возрастает на 46%».
Прекрасная перспектива, не так ли?
Источник
Каждый рисунок — это своего рода срез психического состояния и развития ребенка. Не случайно рисунки детей всего мира одинаковы. Вы, наверное, знаете о головоногах, о психологических тестах с помощью рисунка, об арт-терапии. Рисунок для ребенка — это язык общения, способ отразить мировосприятие и вообще органичная ему деятельность.
Почему рисунок?
Дошкольник рисует то, что для него важно, о существовании чего он знает и помнит, а не то, что видит на самом деле. Ребенок рисует не предмет сам по себе, а свое представление о предмете. Детский рисунок отражает внутренний мир ребенка, его переживания и то бессознательное, что невозможно исследовать с помощью словесных методик и тестов. Во время рисования задействована не только интеллектуальная сфера ребенка, но и эмоциональная.
Изображение Svetlana Konstantynova с сайта Pixabay
Тест-занятие. Определяем мотивацию, навыки и умения
В ходе теста-занятия попросите ребенка нарисовать что угодно.
Например:
— Лева, помоги мне с очень важным делом. Вот на листе (предложите ребенку выбрать лист из разных размеров) нужно нарисовать любую картинку. Это очень важно, так как эту картинку я отнесу начальнице (другу, подруге). Оцениваться рисунок не будет, главное, чтобы рисунок был и чтобы было понятно, что на нем нарисовано.
Все. Больше слов мотивации не нужно.
Правило. На листе ребенок рисует только сам.
Попросите не откладывать работу, узнайте у ребенка, что ему понадобится, хочет ли он рисовать один или ему хочется рисовать с вами. Запомните его выбор и отклик.
Если ребенок скажет, что не умеет рисовать, повторите, что начальнику (другу или подруге) это совсем не важно. Но важно, чтобы рисунок был. По сути малыш примет это задание наряду с теми, что получает в детском садике. Например, когда говорит вам, что нужна поделка или презентация.
✔️Обратите внимание на реакцию ребенка. Это тест на мотивацию.
В отказе может скрываться признание в истинном отношении к себе и своим возможностям или к вам и вашим просьбам. Если трудность возникла уже на этом этапе, задумайтесь о психологическом комфорте ребенка в семье.
Причина может быть и в том, что другая деятельность вашего малыша не позволяет переключиться, дайте время на ее завершение.
Если это планшет или игра в телефоне, помните, что захват внимания ребенка сейчас крайне силен, это своего рода страсть, так что отложите вашу просьбу.
✔️ В процессе работы засеките время выполнения, количество и время пауз.
Когда рисунок будет готов, оцените работу высоко, похвалите малыша. Почувствуйте, как он откликнулся на похвалу. По сути вы, конечно, оцениваете не рисунок, а наблюдаете и оцениваете отношение к работе вашего ребенка.
Далее сам рисунок.
Изображение MireXa с сайта Pixabay
✔️ Анализируется без ребенка и с ребенком. С ребенком обсуждается замысел: что и где изображено. Во что бы то ни стало удержитесь от критики! Читайте рисунок вместе с ребенком, как книжку.
Без ребенка обратите внимание на техническую сторону.
✔️Выбор инструмента (карандаши, краски, фломастеры) покажет, насколько ребенок заинтересован в средствах выразительности и уверен в себе.
Самый смелый выберет краски; фломастеры больше понравятся тем, кто ищет легкий путь; карандашом будут рисовать трудяги.
✔️Выбор цвета помимо психологического состояния покажет вам кругозор и готовность отразить приобретенные знания. Именно готовность.
✔️Количество цветов укажет на то, насколько вашего малыша захватил процесс. Степень нажима, уверенность линий продемонстрируют развитие руки и глазомера. Помните, в дошкольном детстве размеры и расположение объектов законам перспективы и детализации пока не подчиняются.
✔️Последний показатель — затраченное время. Чем дольше ребенок сидел над рисунком, тем выше была его заинтересованность. Запишите на обратной стороне рисунка дату, тему, имя и возраст ребенка. Обязательно отнесите рисунок на работу и как обещали покажите начальнику (подруге, другу, коллегам).
Причем здесь эмоциональный интеллект? —
спросите вы.
А вот причем. Описанный нами экспресс-текст во многом похож на методику Минь Ань Нгуена, кандидата психологических наук, профессора, заведующего кафедрой либерального образования университета Хоа Сен. Его методика диагностирует эмоциональный интеллект старшего дошкольника.
Подробнее с ней вы можете ознакомиться здесь:
Диагностика эмоционального интеллекта методом рисунков
Источник
Сегодня каждый уважающий себя родитель считает необходимым как можно раньше отдать ребёнка во всевозможные кружки по типу «Маленький эрудит», «Умники и умницы», «Вундеркиндики». В три года современные мамы и папы требуют от детей знание английского языка, умение считать до 100 и рисунки в стиле Ван Гога.
Но почти никто из современных родителей не уделяет внимание развитию эмоционального мира малыша, его чувств, эмоций, коммуникативных способностей – того, что входит в понятие «эмоциональный интеллект». Взрослые считают, что эти процессы у ребёнка должны развиваться сами, без посторонней помощи. И это является большим заблуждением.
Обеднённая эмоциональная сфера начинает «тормозить» развитие интеллектуальных процессов. К тому же повышенная технологизация жизни, постоянное использование гаджетов взрослыми и детьми приводят к появлению феномена «засушливого сердца»: дети становятся неэмоциональными, менее отзывчивыми к чувствам других людей и пониманию своих собственных эмоций, их эмоциональный интеллект не развивается.
Так что же делать? Ответ прост – развивать эмоциональный интеллект ребёнка, учить его пониманию себя и других.
В этой статье вы познакомитесь с понятием эмоционального интеллекта, узнаете, влияет ли его развитие на успешность в школьном обучении, а также получите представление о методах и способах развития сферы эмоций и чувств вашего ребёнка.
Содержание:
Эмоциональный интеллект: понятие и компоненты
Эмоциональный интеллект (англ. – emotional intelligence) – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание человеком собственных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Ученые заинтересовались им относительно недавно. Первая работа, посвященная его изучению, появилась в 1990 году. Ее авторы – Питер Сэловей и Джон Майер – выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:
- Восприятие эмоций – способность человека распознавать собственные эмоции и эмоции другого человека (по мимике, жестам, позе, поведению, голосу).
- Понимание эмоций – умение определять причины появления той или иной эмоции у себя и других, устанавливать связь между эмоциями и мыслями.
- Управление эмоциями – умение подавлять эмоции, пробуждать и направлять свои и чужие чувства для достижения целей.
- Использование эмоций для стимуляции мышления – пробуждение в себе креативности, активизация работы мозга с помощью собственных эмоций.
Иными словами, теория развития эмоционального интеллекта состоит в прохождении ребенком пути от понимания эмоций к управлению ими.
Как эмоциональный интеллект помогает ребенку в школьном обучении?
Специфика современного образовательного процесса требует от сегодняшнего школьника повышенной внимательности, быстрого реагирования на изменяющиеся условия, развитых коммуникативных навыков, подавления сиюминутных желаний для достижения поставленных задач.
Интересны результаты недавнего исследования уровня эмоционального интеллекта учащихся старших классов, проведенного в средней школе Оренбургской области в 2018 году:
Школьники с высоким и средним уровнем развития чувственной сферы адаптированы к условиям школьной жизни, легче устанавливают и поддерживают контакты с учителями и одноклассниками, успешны в процессе обучения.
Дети с низким и очень низким уровнем развития эмоционального интеллекта испытывают трудности в общении со сверстниками и учителями, часто конфликтуют с ними или оказываются изолированы от коллектива. Они зачастую не справляются с эмоциональным состояниям в стрессовых и критических ситуациях. Успеваемость этих детей удовлетворительная.
Переживаете, что у вашего ребёнка есть проблемы в общении со сверстниками в школе, детском саду или что у него не складываются отношения с учителями? Узнайте, как обстоят дела на самом деле, чтобы иметь возможность помочь своему ребёнку. Слушайте звук вокруг и определяйте местоположение ребёнка в режиме реального времени с помощью приложения для заботливых родителей «Где Мои Дети» из AppStore и GooglePlay.
Нужно ли развивать эмоциональный интеллект?
Однозначно, нужно. Чтобы определить, на каком уровне развития находится сфера эмоций и чувств вашего ребенка, необходимо знать признаки и критерии низкого эмоционального интеллекта, а также методы его диагностики.
Признаки низкого эмоционального интеллекта
Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.
Человек с низким уровнем EQ:
- не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
- близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
- не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
- не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
- не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.
Диагностика EQ
В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:
- методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
- методики, где человек оценивает себя сам;
- методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.
Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.
Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.
Развитие сферы эмоций и чувств у детей
С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.
Ранний возраст (с рождения до трёх лет)
Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.
На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.
Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.
Дошкольный возраст (4-7 лет)
В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.
Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.
Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.
При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.
Школьный возраст (7-10 лет)
В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.
Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.
Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.
Подростковый возраст (10-18 лет)
Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.
Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.
Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.
Практические советы родителям
Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.
Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:
Понимание собственных чувств
На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.
Родителям на этом этапе рекомендуется:
- рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
- читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
- озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
- спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».
Понимание чувств другого человека
Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.
Родителям будет полезно:
- не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
- обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
- развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.
Управление собственным поведением
Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.
Родителям необходимо:
- научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
- научить прислушиваться к телесным ощущениям;
- подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.
Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей
Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.
Родителям важно:
- развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
- развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.
Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка
Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.
Игры с эмоциональными пиктограммами
Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»
Упражнение «Покажи эмоцию»
Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.
Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.
Игра «Я радуюсь, когда….»
Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.