Развитие эмоционально личностной сферы у ребенка 5 лет

Развитие эмоционально личностной сферы у ребенка 5 лет thumbnail

Важнейшие задачей, стоящей перед ответственными родителями, является развитие эмоционально-волевой сферы у детей. Есть несколько техник и большое количество упражнений, которые позволят развить волевые качества малыша, их можно и нужно применять.

Определение

Эмоционально-волевая сфера характеризуется как сущность и динамические изменения чувств, эмоций и волевых проявлений личности. Эмоциональность напрямую связана с индивидуальностью, нравственными установками, жизненными ценностями и интересами человека, мотивационным потенциалом, волевым управлением.

С детских лет люди сильно различаются между собой по эмоциональной сфере: некоторые впечатлительны, эмоционально развиты, а другие – страдают так называемой эмоциональной тупостью.

Воля же представляет способность человека разумно управлять собственной деятельностью и протеканием психических процессов, умение преодолевать внешние и внутренние трудности. Можно выделить такие ее ключевые функции:

  • определение цели и того, для чего ее необходимо достигнуть;
  • превращение побуждения в действие при недостаточной или, напротив, избыточной мотивации;
  • мобилизация возможностей человека в тех случаях, когда на пути достижения цели возникают препятствия.

Многие исследователи полагают, что воля и мотивация не синонимы: первая появляется в тех случаях, когда второй недостаточно.

Именно совокупность воли и эмоций и составляет эмоционально-волевую сферу.

Компоненты

Принято выделять несколько компонентов данной сферы, они представлены в таблице.

Наименование Краткая характеристикаПримеры
ЭмоцииПростейшие реакции на внешний мирПоложительные (радость)Отрицательные (гнев)Нейтральные (изумление)
ЧувстваБолее сложный по структуре компонент, включает ряд эмоций и проявляется по отношению конкретному человеку или событиюВосхищение, влюбленность, нежность, благодарность – положительные.Ревность, вина, страх, антипатия – отрицательные.
НастроениеЭмоциональное состояние, для которого характерна продолжительностьУстойчивое или неустойчивое.Стабильное и переменное.
ВоляСпособность личности так регулировать свою деятельность, чтобы добиться поставленной цели

Как отличить эмоции и чувства? Если первые присущи и людям, и животным, то на вторые способен исключительно человек. Кроме того, чувства более сложны, устойчивы и продолжительны, одна и та же эмоция может проявляться в различных чувствах – и наоборот.

Значение развития

Эмоции и воля очень важны в жизни каждого человека начиная с детских лет – они управляют восприятием окружающего мира, воздействуют на познавательные процессы личности.

Данная сфера развивается в течение всей жизни, при этом дошкольный возраст считается важнейшим периодом для этого развития. У детей не просто формируется новые виды чувств (так называемые высшие – познавательные, нравственные и эстетические), но и развивается умение контролировать собственные реакции.

В 2-3 года у малышей появляется гордость за собственные умения и достижения (они с удовольствием хвастаются своей способностью декламировать стихи, проговаривать звуки, которые получаются не у каждого, и прочими). С 4 лет дети начинают испытывать гордость за то, что некоторые виды деятельности получаются у них хорошо (например, ребенок умеет рисовать, знает счет, успешно прячется при игре в прятки). Развивать эмоции необходимо, в противном случае кроха либо вырастет равнодушным «сухарем», либо будет проявлять агрессию, относиться к окружающему миру и самому себе с ярко выраженным негативом.

Родителям очень важно учить малыша контролировать свои эмоции, иначе в недалеком будущем он может столкнуться с проблемами неврозов, весьма актуальными для современной действительности. Отсутствие самоконтроля способно вылиться в трудности в учебной и трудовой деятельности, в построении межличностных отношений, создании семьи. Необходимо дать ребенку возможность чувствовать себя защищенным, уделять общению с ним должное внимание, в противном случае у дошкольника сформируется неуверенность в себе, недоверие, даже чувство страха, которое, в свою очередь, вызовет такие проблемы, как заикание, энурез, тики, скажется на социализации личности.

Необходимо проводить работу по развитию сферы эмоций в дошкольном периоде, поскольку именно сейчас происходит формирование и закрепление основных ее аспектов. Положительные эмоции и сила воли будут полезны ребенку в процессе обучения, а также помогут ему добиться успехов во внеурочной деятельности.

Специфика развития

Эмоционально-волевое развитие малышей проходит под влиянием двух групп факторов:

  • внутренних (индивидуальные, врожденные способности малыша);
  • внешних (обстановка в семье, общение с родителями, окружение).

И если на первые факторы повлиять родители не могут, то в их силах создать для ребенка дома такие условия, которые будут развивать в нем и волю, и положительные эмоции.

Можно выделить несколько ключевых этапов развития этой важнейшей сферы.

  1. Понимание, осознание и закрепление эмоциональных реакций – как положительных, так и отрицательных. Малыш уясняет, какие события и явления вызывают у него положительные эмоции, какие – отрицательные, и старается делать что-либо так, чтобы получать первые и избегать вторых.
  2. Формирование мотивов, сильнейшим из которых является похвала.
  3. Возникновение иерархии потребностей, которая имеет индивидуальный характер.
  4. Развитие самопознания и способности понимать собственное эмоциональное состояние, выражать его вербально.
  5. Появление новых чувств, способности к самооценке. Малыш словно смотрит на себя глазами взрослых, прежде всего – родителей, пытается разобраться, как тот или иной его поступок будет ими оценен.

Также с возрастом происходит и обогащение словарного запаса, ребенок становится в состоянии детально описать свои эмоции и настроение. Развитие эмоционально-волевой сферы, таким образом, представляет собой сложный процесс.

Важнейшие особенности дошкольников

Исследователями выделяется несколько ключевых особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольного периода:

  1. Эмоции управляют всеми поступками ребенка. Они непроизвольные и яркие, быстро вспыхивают и способны моментально угасать.
  2. Ребенок расстраивается из-за того, что что-то у него не получилось, обижается, не получив желаемого, однако столь же легко и забывает об этом.
  3. Чаще всего не способен скрывать или подавлять собственные чувства и эмоции. Хотя некоторым детям удается это сделать.

Уже к старшему дошкольному периоду у крохи появляются мотивы, потребности и интересы, которые будут обусловливать его поступки и деятельность. Также малыши понимают ритм и гармонию, у них складывается понятие о прекрасном.

Читайте также:  Центр развития ребенка от 1 года в солнцево

Нарушения

Как мы выяснили, в период дошкольного детства происходит интенсивное развитие эмоциональной и волевой сфер, однако в этот же период можно отметить и риск появления различных расстройств.

  • Отсутствие у ребенка эмоциональной децентрации, то есть он не способен к сопереживанию.
  • Отсутствие эмоциональной синтонии – ребенок не может отозваться на эмоциональное состояние близкого ему человека.
  • Отсутствие чувства вины.
  • Повышенная эмоциональная возбудимость, гнев по самым незначительным причинам, агрессия, раздражительность. Часто становится причиной межличностных конфликтов.
  • Внутриличностные конфликты, выражающиеся в беспричинных и частых сменах настроения.

Кроме того, у отдельных детей могут наблюдаться одновременно несколько типов нарушений, сочетание внутриличностного и межличностного конфликтов. С одной стороны, они раздражительны и агрессивны, с другой – капризны, обидчивы и ранимы, испытывают страхи.

Родителям следует обратить внимание на следующие признаки нарушений в эмоционально-волевой сфере:

  • гиперактивность ребенка;
  • невнимательность;
  • постоянные страхи и тревоги (одиночества, темноты, смерти), что ведет к появлению безынициативности, чрезмерной скромности;
  • вредные привычки (грызть ногти, карандаши, сосать палец).

Причин, которые вызвали такие проявления, может быть большое количество – от просмотра агрессивных передач по телевизору до невнимательности родителей и недостатка общения с ними. Очень важно вовремя провести корректировку подобных отклонений, в противном случае незрелость эмоциональной и волевой сфер может привести к инфантилизму.

Устранение расстройств

Скорректировать эти нарушения помогут специальные упражнения. Гиперактивным детям можно предложить следующие занятия.

  • Улучшить концентрацию внимания поможет такое задание. Мама ставит перед ребенком игрушку, просит его запомнить как можно больше деталей ее внешнего вида, а после того как игрушку спрячут – описать (во что была одета, как выглядела).
  • Можно попросить малыша найти среди большого количества игрушек такие, которые имеют некую заранее указанную черту (например, голубые глаза). Это упражнение также направлено на развитие умения концентрироваться.
  • «Запрещенное движение». Заранее придумывается и сообщается ребенку некое движение, которое в дальнейшем ему повторять нельзя. Далее мама выполняет различные движения, которые дошкольник повторяет за ней. При этом очень важно контролировать свое тело и не выполнить случайно запрещенное.
  • «Съедобное – несъедобное». Играть можно с одним или несколькими детьми. Взрослый называет слово (продукт питания или нечто несъедобное) и одновременно бросает мячик. Если названа пища, ребенок ловит мяч, если нет – отбрасывает.
  • «Море волнуется». Помогает научиться контролировать свои движения. Дети выполняют плавные движения руками, покачивая ими в стороны, проговаривая «Море волнуется раз, море волнуется два». После «море волнуется три» звучит команда ведущего «Замри» – малыши должны принять какое-то положение и оставаться в нем.
  • «Сиамские близнецы». Направлено на контроль импульсивности. Выполняется так: дети встают спинами друг к другу, соединяют руки, после этого пробуют походить, действуя, словно единой целое, выполнить простейшие команды (поднять правую руку, попрыгать).

Важно хвалить малыша даже за незначительные успехи, самому проявлять заинтересованность, четко и в доступной дошкольнику форме пояснять суть задания.

Скорректировать неуверенность в себе можно при помощи другой группы упражнений и игр.

  • Рисование. Малышу дается задание изобразить самого себя в образе победителя.
  • Что мне нравится в тебе. Парная игра, но может проводиться и в группе. Дети делятся по двое, после чего по очереди называют те характеристики и качества, которые им нравятся в партнере.
  • Мой хороший поступок. Дети по очереди рассказывают группе о совершенных ими хороших поступках.
  • Что я умею делать хорошего. Каждый малыш делится тем, что у него получается лучше всего.
  • Ромашка успеха. Заранее делается такой цветок: середина – это круглая фотография малыша, обязательно с улыбкой, лепестки разного цвета пока пустые. В течение недели необходимо записывать те хорошие дела, которые ребенок совершил. В выходной день проводится чтение достижений.

Родители могут выбрать наиболее подходящие и интересные для малышей игры из предложенного списка.

Развитие волевых качеств

Для этого необходимо регулярно заниматься с ребенком, научить его контролировать свое поведение.

Помогут в достижении цели следующие правила.

  • Предлагать малышу задания умеренной сложности, чтобы он имел объективную возможность справиться с ними. Постепенно уровень повышается.
  • Соблюдать умеренность и осторожность, помня о том, что дошкольник еще не готов к длительным интеллектуальным и физическим нагрузкам.
  • Придерживаться режима дня. Выполнение конкретных действий в определенный для них временной промежуток отлично дисциплинирует.

У ребенка обязательно должны быть его собственные дела, которые кроме него никто не выполнит (убрать за собой игрушки, полить цветы). Это поможет ему стать более собранным, а также разовьет силу воли. Родителям нужно следить за тем, чтобы малыш завершал начатое дело, а как только это войдет в привычку – ослабить контроль.

Научить малыша ставить цель и достигать ее поможет веселая игра «Котенок». Детям дается задание представить, что домой принесли котика, – один из них на время перевоплощается в животное. Другие должны позаботиться о нем. Дети поставят цель (стать котенком или ухаживать за ним) и предпримут определенные действия для ее достижения. Подвижные и настольные игры с правилами также станут отличным подспорьем родителям.

Игра «Да и нет» также поможет развитию волевых качеств. Суть ее проста – малышу задаются вопросы, например: «Ты любишь маму?», «Тебя зовут Маша?», его задача – давать на них ответы, не используя слова «да» и «нет».

Читайте также:  Влияние музыки на интеллектуальное развитие ребенка

Если дошкольник уже знаком с некоторыми буквами, улучшить его волю и усидчивость поможет упражнение «Найди букву и вычеркни ее». Мама дает ребенку лист, на котором в хаотичном порядке размещены буквы, символы, цифры, и просит его найти и вычеркнуть все буквы «А».

Использование арт-терапии

Для коррекции нарушений в эмоционально-волевой сфере детей можно использовать арт-терапию (терапию искусством), которая поможет ребенку избавиться от эмоционального дискомфорта, будет стимулировать самосознание и саморегуляцию. Занятия способны снизить состояние тревожности, агрессию, повысить самооценку малыша, а кроме того, помогут развить его художественные способности.

В ходе такой терапии следует чередовать самостоятельную работу ребенка над созданием определенного продукта с диалогом, обсуждениями, обменом эмоциями, мыслями, впечатлениями.

Использовать следует различные формы арт-терапии. Назовем основные, часто применяемые в ходе занятий с дошкольниками.

  • Рисование тычками.
  • Монотипия (на пластмассовой доске малыш при помощи гуаши наносит рисунок, затем сверху накладывается лист бумаги – получившийся оттиск и есть результат творчества).
  • Сыпучими предметами, сухими листьями (на лист бумаги клеем наносят рисунок, потом его посыпают либо сахаром, рисом, другой крупой, либо измельченными листьями. Приклеившись, они создадут оригинальное изображение).
  • Пластилинография.
  • Рисунки на спине. Парная игра – один ребенок водит пальцем по спине другого, «изображая» солнышко, домик, цветок, а первый малыш должен постараться отгадать.
  • Рисование на стекле помогает скорректировать неуверенность в себе, боязнь допустить ошибку, поскольку в процессе творчества всегда можно стереть то, что получилось, при помощи мокрой губки.

Все это интересно ребенку, поможет ему получить положительные эмоции, избавиться от тревожности, страха, снизить агрессивность, в полной мере проявить фантазию. Постепенно он научится мыслить нестандартно, проявит свои способности, приобретет уверенность в своих силах.

Развитие эмоциональной сферы

Это непростое дело, которому, однако, родители должны уделять особое внимание. Прежде всего, необходимо в беседах объяснять малышу суть той или иной эмоции, используя доступную для его понимания лексику. В качестве примеров можно приводить героев сказок, рассказов, персонажей мультфильмов – все это поможет дошкольнику понять и в дальнейшем осознать у себя эмоции и чувства, обогатит его внутренний мир. Важно рассказать ребенку, что каждый может испытывать страхи, гнев, и это нормальные здоровые эмоции, без которых невозможна сама жизнь.

Кроме того, разобраться в собственных эмоциях помогут и специальные упражнения.

  • Мимическая гимнастика. Позволяет научиться выражать эмоции вербально. Взрослый дает малышу установку изобразить эмоцию, присущую тому или иному персонажу из знакомой ему сказки. Например, показать, как смеялся Буратино, или расстроиться, словно Таня, обронившая мяч в реку.
  • Маски. Эта веселая забава поможет дошкольникам разобраться с миром мимики и жестов, которые сопровождают наши эмоции, являются их внешними выражениями. Дети сами или с помощью взрослого изготавливают различные маски, на которых отображены известные им эмоции – грусть, радость, восторг, изумление. После этого каждый ребенок надевает случайную маску, не зная, какую именно. Пользуясь подсказками-описаниями других детей, он должен попытаться угадать «свою» эмоцию.
  • Угадай эмоцию. Взрослый сам изображает эмоцию, задача ребенка – угадать, какую именно.

Полезна будет и сказкотерапия, помогающая ребенку узнать о чувствах и эмоциях, разобраться в себе, со стороны понаблюдать за различными моделями поведения и их результатами. Причем родители могут как читать готовый вариант, после чего обсуждать его с малышом, так и придумывать собственный текст совместно с ним. Кроме того, можно предложить малышу изобразить на бумаге запомнившегося героя или конкретную ситуацию, проиграть небольшую сценку, активно используя мимику и жесты, пытаясь перевоплотиться в персонажа.

Не менее интересно будет детям и создать собственное произведение, предложить иную концовку или додумать, как продолжили жить герои.

Не стоит недооценивать важность развития эмоциональной сферы. Родителям необходимо помочь ребенку разобраться в себе и развить волевые качества, используя легкие непринужденные игровые формы.

Источник

Проблемой готовности ребенка к
обучению в школе занимаются многие специалисты в
разных направлениях и с разными подходами. Всем
известно, что от того, как ребенок подготовлен к
школе всем предшествующим дошкольным периодом
развития, будет зависеть успешность его
адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его
психическое самочувствие.

Одним из компонентов психической
готовности ребенка к обучению в школе является
эмоционально-волевая готовность (наличие
познавательного мотива, эмоциональная
устойчивость, стремление к достижению
результата своей деятельности и т.д.).
Особенностью детей старшего дошкольного
возраста 5-6 лет является недостаточная
сформированность дифференциации эмоциональных
состояний и саморегуляции; небольшой объем
мимических средств (выразительных движений мышц
лица) и пантомимических средств (выразительных
движений всего тела), слабость артикуляционной и
тонкой моторики, – все это снижает
коммуникативные возможности детей.

А ведь общение со сверстниками
становится все более привлекательным для
дошкольника, поскольку именно этот период
сензитивен для формирования ситуативно-деловой
формы общения с другими детьми. Ведущей
деятельностью в этом возрасте является
сюжетно-ролевая игра. Именно в игре
совершенствуется личность ребенка, развивается
мотивационно-потребностная сфера,
произвольность поведения, умственные
способности, преодолевается познавательный и
эмоциональный эгоцентризм, а при помощи
выразительных действий формируется и
чувственная сфера. “Выразительное движение (или
действие) не только выражает уже сформированное
переживание, но и само, включаясь, формирует свою
мысль. Мы тем самым формируем наше чувство,
выражая его” (С.Л.Рубинштейн).

Исходя из вышеизложенного, мы можем
констатировать целесообразность включения в
развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и
упражнений, направленных на формирование
произвольности, развитие эмоциональной сферы и
умения общаться.

Цели упражнений.

1. Тренировка узнавания эмоций по
внешним проявлениям;
2. Формирование у детей моральных представлений;
3. Коррекция поведения через ролевые игры,
инсценировки, игры-драматизации;
4. Снижение эмоционального напряжения;
5. Обучение приемам расслабления с целью умения
различать напряжение и расслабление мышц.

Методика проведения занятий.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в раннем возрасте книга

Продолжительность занятий 30 – 40 минут.
Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из
поставленных целей и индивидуальных
особенностей каждого ребенка в группе.
Основанием для построения занятий служат
принципы обучения: принцип интегрирования
(включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.),
системности и последовательности, преемственности,
доступности, наглядности, творческой активности
и самостоятельности и пр.

На начальном этапе занятий мы знакомим
детей с основными эмоциями, следуя классификации
К. Изарда: интерес, радость, удивление,
отвращение, гнев, презрение, страх, чувство вины,
стыд.

Наиболее часто я использую следующие
игровые упражнения:

Эмоция Игровое упражнение, этюд

Интерес – “ Что там происходит?”,
“Любопытный” (различные варианты), “Живая
шляпа” и др.

Удивление – “Фокусник (модификация
этюда М.И.Чистяковой – “Удивление”), “Сюрприз”

“Живая шляпа” (по мотивам рассказов
Н.А.Носова) и др.

Радость – “Сюрприз”, “Два клоуна”,
“Паровозик с клоунами”, “Встреча с другом”,
“Семечко”, “Новая игрушка” и др.

Гнев – “Гневливая гиена”, “Хмурый
орел”, “Драчливые воробьи” и др.

Отвращение, презрение – “Грязь”,
“Соленый чай” и др.

Чувство вины, стыда – “Разбитая
ваза”, “Упрямый лягушонок” (по произведениям
С.Михалкова) и др.

Очень часто ситуации предлагают и сами
ребята после беседы. После каждой эмоции мы
знакомимся с пиктограммами, символизирующими
эти эмоции.

Более длительное время уделяется
работе со страхами: проигрывание всевозможных
этюдов, проведение бесед, рисование, сказки.

На следующем этапе работы я включаю в
свои занятия игры и этюды, направленные на
сопоставление различных черт характера и эмоций.

1. Так, например, проигрывая этюды по
русской народной сказке “Бука” мы сопоставляем
черты характера “злой – радостный”. По сказке
“Два жадных медвежонка” – “жадный – добрый”;
по мотивам стихотворения А. Бродского
“Новичок”; по мотивам сказки “три поросенка” –
“робкий – смелый”; по мотивам стихотворения С.
Михалкова “Упрямый лягушонок” – “зазнайство –
совестливость, чувство вины”; игры “Воробьиная
семья” – “гнев – раскаяние”; и др.

2. Игры и упражнения на узнавание
эмоций: “Волшебные шары”, “Кубики” (различные
вариации), “Колобки” (модификация игры В.М.
Минаевой “Снежинки”); игровые упражнения по
стихотворению Н.А.Екимовой “Облака” и др.

3. В каждое занятие я включаю
упражнения на развитие мимических и
пантомимических движений: “Пчелка мешает
спать”, “Люблю – не люблю” (2 варианта),
“Повтори интонацию”, “Повтори выражение лица”,
“Театр”, “Смешной зоопарк” и др.

4. Обязательно в каждое занятие
включены упражнения, направленные на умение
напрягать и расслаблять мышцы своего тела:
“Насос и мячи”, “Снеговик”, “Надувная
игрушка”, “Пузыри”, “Царство сна”, “Ленивые
зверята”, “Солнышко и тучка”, “Льдинка”,
“Белье на веревке” и т.д.

В списке используемой литературы я
указала книги, в которых есть описание
большинства игр, игровых упражнений и этюдов.

Королева Светлана Николаевна –
педагог-психолог

НОУО “Школа Престиж”.

 Примерное содержание занятия по
ознакомлению с эмоциями.

1 этап. Приветствие. (На наших занятиях
используется как ритуал – “Все обнялись”).

2 этап. Упражнения:

1) Тренировка поочередного напряжения
и расслабления мышц, развитие произвольности.
Исходное положение – лежа на спине. (“Удержи
позу”, “Льдинка”, “Солнышко и тучка” и т.д.).
2) Мимическая гимнастика – упражнение “Пчелка
мешает спать”.

3 этап.

1) Проведение беседы об эмоциях;
2) Проведение этюда “Любопытный” (участвует
каждый ребенок);
3) Упражнение по определению эмоции: игра “
Колобки” (“Кубики”). Цель: научить определять
эмоцию по пиктограмме;
4) Проведение игр, направленных на развитие
познавательных процессов: память, внимание,
воображение и пр.;

4 этап.

Упражнение, направленное на
саморасслабление: “Медвежата в берлоге”.

5 этап.

Окончание занятия.

Обсуждение темы – что запомнилось
больше всего, что было не понятно.

Упражнение – ритуал “Дружеские
объятия”.

Примерное содержание занятия по сопоставлению
черт характера”.

1 этап. Приветствие. Упражнение
“Дружеские объятия”.

2 этап.

1) Тренировка поочередного напряжения
и расслабления мышц, развитие произвольности
(“Насос и мячи”, “ Белье на веревочке”).
2) Проведение игры “Люблю – не люблю”.

3 этап.

1) Прослушивание сказки “Бука”.
2) Анализ сказки, ответы на вопросы по сказке: “О
чем эта сказка? Кто понравился? Почему? Что
запомнилось?”
3) Инсценировка и проигрывание сказки “Бука”.
4) Игры, направленные на развитие познавательных
процессов: память, внимание, воображение и пр.

4 этап.

Упражнение: “Дождь в лесу”. Цель: дать
навык приемов по расслаблению мышц спины и
плечевого пояса.

5 этап.

Окончание занятия.

Упражнение-ритуал “Дружеские
объятия”.

Список литературы.

  1. Белопольская Н.А. и др. “Азбука настроения”.
    Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
  2. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. “Чего на свете не
    бывает?” – М.: Просвещение,1991 г.
  3. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”.
    – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  4. Минаева В.М. “Развитие эмоций дошкольников.
    Занятия. Игры” – М.: “АРКТИ”, 1999 г.
  5. Панфилова М.А. “Игротерапия общения: тесты и
    коррекционные игры”. – М.: Издательство ГНОМ и Д,
    2001 г.
  6. “Психология эмоций”. Тексты / Под редакцией В.К.
    Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, – М.:, 1993 г.
  7. Родари Дж. “ Грамматика фантазии (Введение в
    искусство придумывания историй). – М.: Прогресс,
    1990 г.
  8. “Страхи – это серьезно”. – М.: Издательский дом
    “Искатель.” – 1997 г.
  9. Стрелкова Л.П. “Эмоциональный букварь от Ах до
    ай-яй-Яй” – М.: Интерпракс, 1995 г.
  10. Стрелкова Л.П. “ Уроки сказки.”– 2-е изд., –
    М.:Педагогика, 1990 г.
  11. Чистякова М.И. “Психогимнастика” – М.:
    Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.
  12. Эльвин М. Фрид “Книга для тебя” – М.: АСТ –
    ПРЕСС, 1994 г.

Источник