Развитие эмоций у ребенка 5 7 лет

Развитие эмоций у ребенка 5 7 лет thumbnail

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются Березкин Д.И. Эмоции:// Психологический журнал. -2009. №4. – С. 40-45..

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». (4)

Чувства носят исторический характер. Они различны у разных народов и могут по-разному выражаться в разные исторические эпохи у людей, принадлежащих к одним и тем же нациям и культурам.

В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализирующую роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой его субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность.

Мы описали основные виды качественно своеобразных эмоциональных процессов и состояний, выполняющих различную роль в регуляции деятельности и общения человека с окружающими людьми. Каждый из описанных видов эмоций внутри себя имеет подвиды, а они, в свою очередь, могут оцениваться по разным параметрам — например, по следующим Воробьева В.Н. В стране эмоций: Учебник.- М.: «Академия Развития», -2007-315 с.: интенсивности, продолжительности, глубине, осознанности, происхождению, условиям возникновения и исчезновения, воздействию на организм, динамике развития, направленности (на себя, на других, на мир, на прошлое, настоящее или будущее), по способу их выражения во внешнем поведении (экспрессии) и по нейрофизиологической основе.

Основными моментами эмоционального развития ребенка 5-7 лет являются: — выражение эмоциональных форм в социальной сфере; –чувство долг развивается в эстетических, интеллектуальных и моральных чувствах; — благодаря речи эмоциональная сфера получается осознанной, что указывают на психическое и физическое состояние ребенка. Чтобы рассмотреть эмоциональное развитие на разных этапах онтогенеза дадим сравнительную характеристику. Эмоции появляются у ребенка при новых интересах, мотивах и потребностях.

При изменении мотивационной сферы возникают мотивы, которые содержат в себе цели, от них возникают социальные эмоции, они свою очередь делятся, и возникает иерархия мотивов. Если выделить какой то основной мотив то получим устойчивые переживания, причем они приходят не сразу, а постепенно со временем Мы можем сказать что эмоции обладают теперь восхищением, и они способны ребенка заставить переживать, показать грусть, эмоциональное состояние Гарсков Г.Г. Дошкольное воспитание: Учебник – М.: «Академия», 2009. – С. 25-26.

Роль эмоций существенно изменяется. Допустим ребенок что делал у него не получалось, он не получал желаемого результата, приложил усилия, получилось, на его лице радость, получил положительный опыт в деятельности чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку. Постепенно дошкольник начинает предвидеть эмоциональные результаты своей деятельности. Приведем примеры: на 8 марта ребенок делает открытку, догадывается, что мама будет довольна, или разбил чашку, знает, что мама его накажет, и вот здесь можно сказать о проявлении высших форм как интонация, мимика, чувства, переживания другого человека.

Появляются новые мотивы, которые способны подчинить и предвосхитить развитие эмоций. Происходит включение речи в эмоциональном процессе, обеспечивается их интеллектуализация, явления становиться более сознательными. Дети 5-7 лет, уже могут управлять и выражать свои эмоции при помощи слова, но бывает и так, когда дошкольник с трудом сдерживает эмоции это, например, при чувстве голода, жажды. Появляется симпатия, дети 5-7 лет выбираю себе сверстника, они могут сочувствовать, переживать за товарища, проигрывать все это в сюжетно-ролевой игре, главным образом, сюжетно-ролевая игра приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Так, ребенок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признания окружающих ребенка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребенок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева, или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить об эмоциональном неблагополучии ребенка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие.

Читайте также:  Всестороннее развитие ребенка и игрушка

Главные источники чувств всегда отношения с близкими ему людьми. На этапах воспитания взрослый вкладывает внимание, любовь, заботу, ребенок был объектом чувств то на этапе 5-7 лет он субъект эмоциональных отношений Ефимкина Ю.С. Психология: Учебник – М.: «Академия» 2004. – 54 с..

Младшие дошкольники дают оценку своему поступку, с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие – обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). Всегда нужно полагать какая будет ситуации и искать пути решения, признание собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня.

Наиболее яркие положительные эмоции ребенок испытывает в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая. Такое сравнение дошкольник проводит лишь мысленно и с уверенностью, что в подобной ситуации поступил бы так же. Поэтому негативные эмоции в адрес персонажа отсутствуют

Если ребенок совершает хороший достойный поступок он испытывает радость, может даже и гордость, а если ребенок повел себя недостойно, он показывает обиду, злость, ребенок в любом случае всегда будет переживать за то что он совершил.

Итогом нашего рассуждения будет следующие: особенностью эмоционального развития детей 5-7 лет, выражаются в следующем Додонова Б.И. Информационные теории эмоции” // Психологический журнал. -2008. №2. – С. 104-116.:

1) появляются социальные формы; мотивов

2) виды деятельности;

3) формируются – нравственные, интеллектуальные и эстетические чувств;

4) появляется оценка результатов своей деятельности;

5) ребенок становиться субъектом эмоционального отношения. Очень важным этапом в развитии личности – является дошкольный возраст. Здесь рассматриваются такие – общечеловеческие ценностные приоритеты, как культура, мир природы, физическая, психическая развития. Все это проявляется в деятельности дошкольника. Ребенок в течение жизни получает огромное количество эмоциональных впечатлений, среди которых есть немало негативных, пугающих. Социальная среда строит и развивает эмоциональную сферу ребенка. Благодаря дошкольному образовательному учреждению, которое является начальным звеном системы народного образования, поспособствует специфике воспитания и условиям жизнедеятельности, определяемыми не только возрастными возможностями, но и условиями жизнедеятельности в них детей.

педагогический эмоциональный чувство ребенок

Источник

Юлия Тимофеева
Программа эмоционального развития детей 5–7 лет «Мои чувства»

Актуальность программы

В последние годы происходит активное развитиесистемы дошкольного воспитания:

растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые учебные

программы, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К.Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие».

Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, формируется и способность понимать эмоциональное состояние других людей. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Адресат программы

Программа адресована детям 4-6 лет, не имеющим медицинских противопоказаний для групповой работы.

Ожидаемые результаты:

– различение и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

– широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина

переживания, умение выражать свои чувства словесно;

– адекватное поведение в различных жизненных ситуациях;

– адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

Структура программы, цели и задачи

Цель программы: развитие эмоциональной сферы детей 4-6 лет.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, интерес, грусть, гнев, страх, стыд, спокойствие.

2. Учить распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, интонация и пр.).

3. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

4. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения, их оттенки.

5. Способствовать открытому проявлению чувств различными социально-приемлемыми способами (словесными, физическими, творческими и т. д.)

6. Отреагировать имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев и пр., препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

Занятия проводятся регулярно, один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности.

Методические приемы:

1. Беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами.

2. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры.

3. Рисование эмоций.

4. Проигрывание этюдов на передачу различных эмоций и чувств

Данный блок представлен в виде ряда последовательных шагов. Каждый шаг – это одно или несколько занятий, объединенных одной тематикой (например, знакомство с одной эмоцией). Количество занятий в каждом шаге определяет взрослый (психолог, педагог, ориентируясь на возраст детей, скорость освоения ими нового материала, стремление более глубокого или общего ознакомления с эмоциями.

Читайте также:  Развитие ребенка до года доклад

Учебно-тематическое планирование занятий

В программе выделено 19 тем (22 академических часа)

Знакомство с эмоцией радости

Знакомство с эмоциями интереса и удивления

Знакомство с эмоциями горя, обиды

Знакомство с эмоцией страха

Знакомство с эмоцией гнева

«Загадки Бабы Яги»

Знакомство с чувством гордости

«Я умею, я люблю»

Знакомство с чувством спокойствия

«Радость и горе»

«Радость и гнев»

«Гнев, удивление»

«Радость, горе, страх»

«Радость, горе, удивление»

«Азбука настроения»

«Дружные гномики»

Распознавание и произвольное проявление чувств

«Добрая и злая волшебницы»

Итоговое занятие «Пиктограммы»

* продолжительность академического часа определяется в зависимости от возраста детей

Замечание: дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей 4-5 лет понятием «настроение».

Содержание занятий

№ п/п Тема занятия Краткое содержание занятия

1,2 Знакомство с

эмоцией радости

(2 занятия)

1. Радостное приветствие.

2. Игра «Мои ощущения».

3. Чтение эпизода из сказки «А просто так».

4. Интервью «Радость – это когда …»

5. Рисунок на тему «Радость».

6. Круговая поддержка друг друга.

7. Создание аппликации «Мама радуется,

когда…»

3,4 Знакомство с

эмоциями интереса

и удивления

(2 занятия) 1. Игра «Любопытная лисичка».

2. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа»

3. Рисунок «Я удивился, когда …»

4. Рассматривание гномиков в разных колпачках.

5. Танец «Буги – вуги».

6. «Мы – солнечные лучики».

7. Чтение «Сказки о Царе Салтане» А. С. Пушкина.

8. Создание коллажа «Письмо к Царю Салтану».

5 Знакомство с

эмоциями горя,

обиды 1. Игра «Море волнуется» (волны эмоций).

2. Чтение отрывков из произведений

К. Чуковского «Краденое солнце»,

«Тараканище», «Федорино горе».

3. Рассматривание фотографий грустных людей.

Обсуждение.

4. Интервью «Мне грустно, когда …»

6 Знакомство с

эмоцией страха 1. Игра «Связующая нить».

2. Пересказ сказки А. Муур

«Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Обсуждение сказки.

3. Обращение к личному опыту детей.

4. Рисование «Чего я боялся раньше».

5. Песня в хороводе с показом движений.

7 Знакомство с

эмоцией гнева 1. Игра с платочком.

2. Игра «Гуси-лебеди летят».

3. Игра «Прилет Бабы Яги».

4. Обсуждение злых героев сказок.

5. Рассказ о том, как разозлился мальчик Мэтт.

6. Обсуждение чувства гнева.

7. Интервью «Если ребенок сделал плохое, то

можно. .», «Когда я вырасту и мои дети

будут плохо вести себя, я …»

8. Медитация «Мое тело».

8 «Загадки Бабы Яги»

1. Вход в сказку.

2. Поход за волшебным клубочком.

3. Сказочные домики.

4. Встреча и разговор с Бабой Ягой.

5. Загадки Бабы Яги.

6. Рисование портрета доброй Бабушки Яги.

7. Выпекание пряничной куколки.

9 Знакомство с

чувством гордости

1. Игра «Волны эмоций».

2. Чтение рассказа Сутеева «Гусь».

3. Обращение к опыту детей.

4. Рисование на тему «Я умею».

5. Обсуждение рисунков.

10 «Я умею, я люблю» 1. Приветствие.

2. «Ставим ручку к ручке…»

3. Как можно поздороваться без слов?

4. Как здороваются мальчики? Девочки?

Мужчины? Женщины? Воспитатель? Учитель?

5. Пантомимы «Девочки любят…умеют…», «Мальчики любят…умеют…» (дети отгадывают)

6. Рисунки детей «Я умею».

7. Составление коллажа «Я люблю»

11 Знакомство с

чувством

спокойствия 1. Игра «Тропинка».

2. Прослушивание стихотворения «Снежинки».

3. Танец под музыку со снежинками,

подбрасывание снежинок из салфеток,

наблюдение за тем,как они опускаются.

4. Рассматривание картины «Снежный покой».

Обсуждение чувства cпокойствия.

5. Рисунок «спокойных» лиц на снежинках.

12 «Радость и горе» 1. Знакомство с гномами – радостным и

грустным.

2. Игра «Литературные загадки» (отгадать

настроение литературного отрывка).

3. Рисование гномов.

4. Хоровод вместе с гномами.

13 «Радость и гнев»

1. Беседа с детьми по русским народным сказкам

«Лиса и Журавль», «Мужик и Медведь».

2. Рассматривание картины «Медвежья семья».

3. Игра «Медведи и пчелы».

4. Кукольный спектакль «Капризка»,

сокращенный вариант.

14 «Гнев, удивление» 1 Чтение отрывка из стихотворения Н. Екимовой

«Облака».

2. Рисование облаков.

3. Выставка рисунков. Обсуждение.

4. Игра «Облака».

5. «Произнеси фразу».

15 «Радость, горе, страх» 1. Прослушивание отрывков из произведений

К. Чуковского, изображение соответствующих

эмоций. Обсуждение.

2. Игра «Гномики.

3. Рассказы детей о веселых, грустных и страшных

случаях из своей жизни.

4. Просмотр диафильма по сказке В. Ливанова

«Самый, самый, самый».

16 «Радость, горе, удивление»

1. Этюд «Хорошая погода», выбор пиктограммы.

2. Этюд «Плохая погода», выбор пиктограммы.

3. Этюд «Погода изменилась», изображение

соответствующих эмоций.

4. Рисование эмоций с помощью цветовых

пятен. Рассматривание «Листов эмоций».

17 «Азбука настроения» 1. Упражнение «Шаг навстречу»

(контакт глаз).

2. Игра «Азбука настроения».

3. Игра «Отгадай, какое прикосновение».

4. Игра «Выбери девочку».

5. Интервью «Я чувствую, когда».

18 «Дружные гномики 1. Приветствие.

2. Разминка «Море волнуется»

3. «Угадай, в какой мы сказке».

4. Настроения гномиков.

5. «Кто в каком домике живет?»

6. Разминка «Охота на льва».

7. Расслабление.

8. Рисунок «Дружные гномики».

19,20 Распознавание и произвольное проявление чувств

(2 занятия)

1. Рассматривание шариков, повторение

изученных эмоций.

2. Игра «Волны эмоций».

3. Рассматривание изображений людей,

испытывающих то или иное чувство.

4. Игра «Театр» (показ чувства с помощью

мимики и пантомимики).

5. Игра «Шурум – бурум» (показ чувства с

помощью интонации).

6. Игра «Фоторобот»

. Расслабление «Сон на берегу моря».

21 «Добрая и злая волшебницы» 1. Игра «Раздувайся, пузырь».

2. Игра «Выбери девочку» (по стихам А. Барто).

3. Хоровод сказочных героев.

Читайте также:  Критерии карты индивидуального развития ребенка

4. Рассматривание изображений добрых и злых

героев. Обсуждение.

5. Рисунок по шаблону «Добрая и злая

волшебницы.

22 Итоговое занятие «Пиктограммы» 1. Приветствие, контакт глаз.

2. Игра «Азбука настроения»

3. Драматизация отрывков из произведений

К. Чуковского.

4. Игра «Покажи дневник маме».

5. Игра «Шурум – бурум».

6. Танец с лентами.

7. Рисунок с выбором пиктограммы

«Каким я бываю чаще всего».

Режим занятий

Программа включает 22 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительность занятия 1 академический час.

Условия реализации

Групповую работу предваряет и ее завершает индивидуальная диагностика участников. Важнейшим условием успешной реализации программы является заинтересованность, активность, доброжелательность, творческий подход участников к решению проблем. Заметим, что в группу не следует зачислять тех детей, у кого есть медицинские противопоказания для групповой работы (например, эписиндром)

Оценка эффективности программы

производится посредством контрольного психологического обследования эмоциональной сферы детей с помощью заданий, разработанных В. М.Минаевой: изучение использования мимики и пантомимики, изучение выразительности речи, изучение восприятия графического изображения эмоции, изучение понимания эмоциональных состояний других людей (см. Приложение). Диагностика проводится индивидуально.

Литература для педагогов

1. Бардиер Г. «Я хочу» – СПб., Дорваль,1993

2. Калинина Р. Р. «В гостях у Золушки» – Псков,1997

3. Минаева В. М. «Развитие эмоций дошкольников» – М., Аркти,1999

4. Зинкевич Т. Д. «Теория и практика сказкотерапии» – СПб., Гармония,1996

5. Фоппель К. «Психологические игры и упражнения» – М. ,1998

6. Хухлаева О. В. «Лесенка радости» – М., Совершенство,1998

Литература для родителей

1. Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребенком. Как?» – М. ,2001

2. Сатир В. «Как строить себя и свою семью» – М. ,1992

3. Родничок. Книга для чтения детям 4-5 лет. – М. ,1993

4. Михалков С. Сказки, пьесы, стихи. В 3-х книгах. – СПб. ,1994

ПРИЛОЖЕНИЯ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 4-6 лет (в пределах обозначенных эмоций, а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания).

Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода и внимания к ним.

ЗАДАНИЕ 1.

Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком “+” в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1

Ф. И. ребенка Веселый Печальный Испуганный Сердитый Удивленный

М П М П М П М П М П

М — мимика, П — пантомимика.

Вторая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком “+” обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

М – мимики. П — пантомимика, Пр — персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 2.

Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают произнести фразу “У меня есть собака” радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком “+” в соответствующей графе таблицы 3.

Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

ЗАДАНИЕ 3.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления.Предъявляют их по одной с вопросом: Какое это лицо?’

Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми.

ЗАДАНИЕ 4.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия.Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Когда бывает интересно?

— Когда человек удивляется?

— Когда человек получает удовольствие?

— Когда бывает стыдно?

— Когда бывает страшно?

— Когда человек злится? Когда бывает радостно?

— Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.

Таблица 5

ФИ. ребенка Ответы ребенка

Вторая серия.Ребенку предлагают ответить на вопросы :

– Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с картинками?

— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?

– Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

– Что чувствует собака, когда другая собака утащила v нее кость?

— Что почувствует мальчик, если ему подарят “Денди”?

Что почувствует человек, если у него пропадет любимая собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий.

Ответы заносятся в таблицу 6.

Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 5.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две-три эмоции.)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину

Источник