Развитие эмоций ребенка до года

Развитие эмоций ребенка до года thumbnail

happy

Мозг ребенка в первые месяцы жизни развивается с космической скоростью. Если бы темпы сохранялись у человека на протяжении всей жизни, то уже годам к пяти каждый из нас стал бы Эйнштейном (что дальше — вообще подумать страшно).

Сегодня поговорим о такой важной составляющей, как эмоциональное развитие.

Три кита

Развитие мозга новорожденного ребенка стоит на трех китах: эмоциональное развитие, физическое развитие и собственно интеллектуальное.

Многие родители думают, что развитие детского мозга идет лучше, если его постоянно «подкармливать» задачками на логику, сообразительность, поиск решений, запоминание и так далее. Это действительно так — подтверждение тому методика Домана.

Но и Доман не забывал о том, что важны также и физические упражнения (все хотя бы раз слышали о треке Домана, а у методики есть и другие инструменты).

Наконец, третий столп детского развития до года — эмоции. Ребенок видит, как выражают чувства родители, наблюдает, строит взаимосвязи, учится показывать эмоции сам. Всё это приводит к образованию миллионов новых нейронных связей в мозгу, как следствие, развивает интеллект ребенка.

Календарь эмоционального развития

Чтобы было проще ориентироваться — распишем, в каком возрасте до 1 года будут появляться те или иные изменения в эмоциональном развитии.

Само собой, не стоит воспринимать это как строгое правило — у каждого ребенка свои индивидуальные особенности (не страшно, если ваш в 5 месяцев не начал говорить).

1 месяц — закладывается основа, ребенок учится выражать первые эмоции: это плач и улыбка. Малыш прислушивается к голосу родителей, успокаивается, когда его берут на руки.

2 месяц — ребенок чувствует себя единым целым с матерью (самосознание еще не произошло). Наблюдает за движениями рук, всматривается в лица людей — не забывайте демонстрировать ему весь спектр эмоций мимически. Малыш стремится к постоянному физическому контакту с мамой — поэтому в этом возрасте важно не обделять ребенка тактильным вниманием.

3 месяц — появляется чуточку больше усидчивости, малыш начинает понемногу познавать мир вокруг и собственное тело. В три месяца нужно давать ему больше разнообразия: новые места, новые люди — всё это пойдет на пользу.

4 месяц — эмоции ребенка усложняются, становятся заметно богаче. Малыш получает первые социальные навыки. В этом возрасте он может концентрироваться на каком-то занятии около получаса — хотя, конечно, усидчивость у всех разная.

5 месяц — ваш ребенок научился отличать, когда вы грустите, а когда веселы, он распознает простые эмоции безошибочно. Охотно идет на контакт с людьми — «общается», тянет ручки. Важный этап — ребенок учится отличать своих от чужих и выражает соответствующие эмоции: страх или недоверие в отношении незнакомых людей.

6 месяц — возрастает желание ребенка к познавательной деятельности: он изучает мир и самого себя. Может ломать предметы — ведь так интересно, что у них внутри — но пока что не умеет переживать из-за сломанной игрушки. У ребенка часто меняется настроение, это нормальное явление, бояться нечего.

7 месяц — развивается мелкая моторика, ребенок с восторгом всё хватает, тянет в рот, швыряет на пол, стучит предметами друг об друга. Важно дать ему максимум тактильных ощущений: он всё должен попробовать на ощупь. Многие дети делают свои первые шаги — и возможностей для познания и эмоционального развития становится в разы больше. В этом возрасте ребенок понимает по интонации, что значит слово «нет» и «нельзя».

8 месяц — происходит стремительный рост диапазона эмоций. Теперь это могут быть не только слезы и смех, но и нетерпение, смущение, недоумение, восторг, злость. Это время танцев — включите ритмичную музыку и наблюдайте, какую бурю чувств она вызовет у вашего чада.

9 месяц — ребенок активно проявляет недовольство, когда надо ним проводят «действия насильственного характера», например, пытаются стричь или одевать. Ребенок учится манипулировать с помощью эмоций — он уже давно понял, что к чему в этом мире. Девятимесячный возраст — пора подражаний, малыш повторяет всё за взрослыми и любит выполнять «задания», которые те ему дают, ждет похвалы.

10 месяц — воспроизводит мимику. Если читаете ребенку сказку — не забывайте делать это эмоционально.

11 месяц — очень любит, когда его хвалят. Учится сообщать о своих желаниях не только плачем, например, показывает пальцем или взглядом. В этом возрасте эмоций на всё новое еще больше — людей, игрушки, книжки. Не забывайте поощрять его интерес.

12 месяц — окончательно усиливается тяга к самостоятельности во всем, в том числе в эмоциональном познании мира. В связи с новыми действиями возникает масса новых ощущений — ребенок должен всё попробовать сделать сам.

Как обеспечить ребенку полноценное эмоциональное развитие?

Пожалуй, главное правило — не мешать и не ограждать от внешнего мира. Наоборот, стараться всячески разнообразить спектр хороших эмоций.

Многие из нас видели молодые семьи, которые летают на отдых с младенцами. И многие их мысленно осуждали, перелет — большой стресс для взрослого, что говорить о детях. На самом же деле в подобной практике есть и много пользы — ребенок видит, слышит, обоняет и чувствует массу нового. Это удовлетворяет его тягу к эмоциональному познанию лучше, чем самые красочные книги или игрушки.

deti-na-plyazhe-pravila-bezopasnosti

Еще один столп эмоционального развития — это эмоции в семье, то, как общаются мама с папой. Не получится создать здоровый эмоциональный фон у ребенка, если в семье его нет — поэтому следите за своими словами и эмоциями и старайтесь быть добрее друг к другу, ведь малыш впитывает эту информацию.

К слову, возраст до года — лучшее время, чтобы начать прививать у ребенка любовь к книгам. Как это сделать? Опять же, через эмоции. Ярки картинки, эмоциональное чтение «по ролям», интерактивные книги-приложения — это то, что способно увлечь малыша по-настоящему. Мы посвящали этому отдельную статью, почитайте обязательно.

Надеемся, что было полезно и познавательно. Забегайте на огонёк к «Маленьким историям»:

Развитие эмоций ребенка до года

Развитие эмоций ребенка до года

Источник

раннее эстетическое развитие

Эмоции отличают человека от животного, помогают ему общаться с другими людьми, справляться со сложными ситуациями. Они определяют наше будущее и настоящее. Умение владеть собственными чувствами, выражать их при помощи различных средств − важное умение для каждого человека. Но это умение не появляется просто так.

Новорожденный ребенок имеет ограниченные возможности выражения собственного недовольства или радости: крик или молчание. Задача каждого родителя – помочь малышу научиться понимать свой внутренний мир, выражать его в доступной форме, сдерживать при необходимости. Это непростой процесс, требующий внимания и времени.

Содержание статьи

  • Зачем развивать эмоциональный мир
  • Эмоции и их развитие с рождения до 1 года
  • Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет
  • Характеристика эмоционального становления от 2 до 3 лет
  • Общие рекомендации по раннему эмоциональному развитию до 3 лет
Читайте также:  Упражнения с языком для развития речи ребенка 3 лет

Зачем развивать эмоциональный мир

Среди множества причин для развития эмоциональной сферы можно выделить:

  • Развитие головного мозга. Расширение спектра эмоций стимулирует работу нервных окончаний, способствуя формированию новых нейронных связей. Чем ярче и многограннее эмоциональная жизнь малыша, тем быстрее происходит физическое и сенсорное развитие;
  • Регулировка действий. Осваивая окружающее пространство и познавая мир, крошка испытывает разнообразные чувства, опираясь на реакции взрослых формирует линию поведения. Испуг мамы на попытку исследовать розетку вызовет понимание опасности задуманного действия;
  • Развитие игровой деятельности. Дети учатся через игру. Эмоциональный отклик на игровые действия позволяют формировать базу для будущего обучения;
  • Социализацию. Дети, обладающие широким спектром чувств, легче проходят этап социализации, относятся к окружающим более мягко, формируют дружеские отношения;
  • Подготовку к трехлетнему кризису. Родители, занимающиеся развитием эмоциональной сферы малыша, преодолевают негативные проявления легче и быстрее;
  • Управление чувствами. Через познание внутреннего мира карапуз учится их понимать, управлять ими.

Направления эмоционального развития

Развитие эмоциональной сферы ребенка включает в себя несколько направлений деятельности:

  • Расширение спектра эмоций. При рождении малыш имеет возможность выразить любые ощущения через крик или молчание, постепенно взрослея, начиная овладевать собственной речью, мимикой, движениями; спектр проявления чувств расширяется, накапливается эмоциональный опыт. Наращивание познаний о собственных чувственных возможностях происходит в течение всей жизни человека, позволяя ему справляться со всеми возникающими вопросами.
  • Углубление осознанности переживания. Каждое чувство вызывается определенными событиями, действиями и не всегда хватает слов, чтобы описать весь испытываемый спектр. На помощь в этом вопросе приходит эмоция.
  • Освоение возможности контролировать поведения. Новорожденный не может сдерживать собственный крик от голода или другого неприятного события, ребенок дошкольного возраста уже умеет сдерживать эмоции.

Дети учатся, копируя родителей и окружающих людей. В период до 3 лет хорошо показать малышу варианты проявления внутренних ощущений.

На первом этапе кроха будет очень рад смотреть, как изменяется ваше лицо, интонация, голос. Его будет забавлять возникшая перемена, а с течением времени он сможет проводить логические цепочки, связывающие ваше настроение и определенные события. Видя эту связь, будет пытаться повторить за вами, не всегда вначале удачно выбирая необходимый вариант, но со временем все четче показывая свои чувства.

В зависимости от возраста крохи его эмоциональный спектр имеет разные характеристики, позволяя вести работу исходя из необходимых для определенного возраста занятий.

Эмоции и их развитие с рождения до года

Эмоции и их развитие с рождения до года

Эмоции и их развитие с рождения до 1 года

Первая и основная эмоция в начале жизненного пути ребенка – крик. Сразу после появления на свет малыш оповещает мир о своем появлении, и впоследствии этот вид проявления чувств становится основным для отражения всех ощущений крохи.

Эмоции первого года жизни характеризуются неустойчивостью, кратковременностью и вместе с тем бурным проявлением. Наличие факторов, приносящих новорожденному неудобства (голод, грусть) выражаются криком. Через короткое время появляется первая улыбка, за нею смех. Крик постепенно начинает различаться в зависимости от причины, его вызывающей. Многие мамы быстро начинают различать интонации и применять необходимые действия для нормализации эмоционального состояния. Если мама, слыша плач ребенка, понимает причины его появления, четко реагирует, то малыш очень быстро поймет, каким образом попросить о необходимых действиях.

Эмоции ребенка до года формируются из ощущений. Чувства становятся мотивом для определенного поведения, импульсивного выражения пожеланий. Через соответствие внутренних переживаний действиям формируются будущие поступки. Одной из хитростей формирования поведения является наблюдение за реакцией, контроль собственных действий.

Хорошо, когда мама не устраивает паники в простых ситуациях, не выказывает ужас от небольших огрехов, излишне не опекает кроху. Это работает очень просто. Если малыш упал, но при этом не ушибся, верным будет не хватать его на руки и жалеть, а приобняв спокойно ему сказать, что ничего страшного не случилось.

В обратной ситуации дети, подрастая, прибегают к хитрости, требуя повышенного внимания, начинают плакать без видимой причины.

Формируя эмоциональную сферу ребенка до года, родителям стоит показывать собственным примером, какие разные реакции могут быть на схожие ситуации. При падении мама может пожалеть и даже поплакать вместе с крохой, если удар очевидно сильный. Но в другом случае может просто пожалеть и утешить.

Характеристика эмоционального развития от года до 2 лет

Формирование эмоциональной сферы ребенка после 12 месяцев начинает изменяться.

Малыш осваивает хождение и начинает активно играть с разнообразными предметами. Направление развития чувственности крохи переходит из среды ощущений в предметную деятельность. Наличие тех или иных эмоций начинает проявляться в результате успешной или провальной деятельности. Часто негативные чувства направлены непосредственно на предмет, вызвавший недовольство. Появляется стремление изменить ситуацию через давление на взрослых, применяя уже изученные варианты эмоционального поведения.

Среди наиболее часто встречаемых проявлений негативного направления у детей с года до 2 присутствуют:

  • Гнев;
  • Злость;
  • Огорчение;
  • Неудовольствие.

Видя эти проявления, родители должны понять, какой именно предмет или действие не получается у крохи, и объяснить или показать, как правильно поступить. Объяснения должны быть спокойными и ласковыми. Уже в этом возрасте стоит рассказать малышу, что все когда-то этого не умели, но постепенно, прилагая усилия, все получится. В награду за родительское терпение и помощь, дети проявляют большой спектр положительных эмоций:

  • Улыбку;
  • Радостные возгласы;
  • Смех.
Читайте также:  Виды отклонений и нарушений в развитии ребенка

Эмоциональное развитие ребенка в этом периоде происходит по пути последовательной социализации. Чувства чаще применяются как возможность показать свою самостоятельность, привлечь внимание, подчеркнуть успех. Ближе к двум годам малыши начинают эмоционально воспринимать не только действия, но и сюжеты сказок, задумки в организованных играх.

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет

Эмоциональное развитие от 2 до 3 лет: от действия к сопереживанию

Ребенок третьего года жизни уже активно осваивает родную речь. Переживания медленно переходят от реакции на действие к сюжету игры. Малыш часто сам создает вымышленный мир, развивая первоначальную задумку по знакомым шаблонам. Если кроха видит, как мама стирает или готовит, то герои его игр будут использовать это действие. Отличительной чертой такой игры будет полное копирование эмоций взрослого.

К этому периоду желательно полностью контролировать свои чувства, не допускать негативных реакций на ситуацию. Не стоит, ударив молотком по пальцу, употреблять ругательные выражения. Их эмоциональная окраска заинтересует карапуза, уже спустя пару секунд вы услышите четкое повторение ваших слов и действий.

В период от 2 до 3 лет появляются эстетические реакции. Малыш начинает воспринимать характер музыки, красоту природы и одежды. Четко улавливается попытка разграничить мир на красивое и не очень. Эти эмоции появляются на базе младенческого опыта изучения окружающего мира. Постепенно удивление от новых предметов преобразуется в любознательность, появляются первые вопросы, связанные с сутью вещей и событий, а не внешней характеристикой.

Общие положительные проявления чувств дополняются новыми негативными эмоциями:

  • Зависть;
  • Ревность;
  • Жадность;
  • Соперничество.

Проявлению негативных эмоций способствует появляющийся интерес к сверстникам. Отсутствие опыта социального общения, попытка сконцентрировать внимание на себе, непонимание возможных вариантов коммуникации приводят к формированию неправильных эмоциональных реакций. Задача родителей на этом этапе:

  • Показывать, как нужно общаться с другими детьми;
  • Научить играть в команде;
  • Объяснить, почему проявляемые реакции не желательны.

Этап эмоционального развития ребенка от 2 до 3 лет – переломный момент, заканчивающийся кризисом. До достижения малышом 3 лет необходимо максимально помочь ему освоить основные эмоции, научить выражать их при помощи творчества, слов.

Общие рекомендации по раннему эмоциональному развитию до 3 лет

Для гармоничного развития эмоциональной сферы ребенка до 3 лет родители должны учитывать некоторые особенности подхода к этой работе.

Последовательность

Все ваши действия и эмоции должны быть постоянны и логичны. Не стоит по-разному реагировать на одинаковую ситуацию или проявление негативных чувств. Хорошо, если на семейном совете будет выстроена общая линия поведения для основных ситуаций. Чтобы малыш мог четко понимать, как нужно реагировать на те или иные события, все члены семьи должны быть едины в проявляемых эмоциях.

Сдержанность

Для минимизации негативных эмоций хорошо контролировать собственные чувства. Проблемы, загруженность, усталость — не причина срываться на ребенке. Ваше умение сдерживать свои порывы станут для карапуза лучшим примером контроля.

Творчество

Знакомьте своего кроху с разными сторонами жизни и творчества. Гуляйте, рисуйте, танцуйте. Наполните жизнь красками и удивлением. Через открытие нового малыш познает не только окружающее пространство, но и собственный внутренний мир. Предлагайте в момент гнева нарисовать его чувства, слепить из пластилина причину расстройства. Пусть он попробует перенести внутренний негатив на физические объекты, посмотреть на них со стороны.

Беседа как инструмент коррекции

Развивая умение малыша проявлять свои чувства, старайтесь корректировать нежелательные проявления при помощи разговора. Пытайтесь найти причину негативной реакции. У детей до 3 лет она чаще всего кроется в незнании как поступить. Подскажите выход, расскажите, что не стоит кричать и злится, а нужно просто сказать. Объясняя ребенку важность сохранения спокойствия, внимательно следите за собственными эмоциями. Никакие слова не научат лучше, чем пример, на который можно сослаться.

Игра

Появление новых ощущений желательно проиграть вместе с крохой, показав, как она выглядит со стороны, подсказав в каких ситуациях ее использовать. Любую негативную эмоцию легко объяснить на игрушках. Пусть машинка или кукла станут жадными, грубыми или ревнивыми. Видя наглядно как выглядит ощущение, варианты отношения к нему, малыш сможет понять, почему его нужно контролировать.

Актерское мастерство

Одним из способов развития эмоциональной сферы является тренировка лицевых мышц перед зеркалом. Вместе с крохой попробуйте изобразить гнев, боль, радость и другие эмоции. Пусть малыш посмотрит, как они выглядят. Спросите, какая из них ему нравится, а какая нет.

Эмоциональное развитие ребенка – важный этап становление личности, влияющий не только на его социальные способности, но и на физическое и психическое развитие. Каждый человек развивает свою чувственность на протяжении всей жизни, учится справляться с негативными проявлениями. Чтобы ваш сегодняшний карапуз в будущем умел противостоять критике, внутренним позывам, социальной несправедливости, начните работу по совершенству его внутреннего эмоционального мира уже сегодня.

Источник

Важным показателем в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующем об его эмоциональном благополучии, является его поведение, выражение им своих чувств.

Уже с рождения у ребенка начинают проявляться две основные реакции, вызываемые ощущением приятного и неприятного. Постепенная дифференциация эмоций, их поляризация – следствие не столько созревания детского организма, сколько результат воздействия на него социального окружения. Движущая сила развития эмоций в раннем детстве – общение со взрослым, и прежде всего с матерью. Мать наполняет смыслом и означивает витальные потребности и телесные функции ребенка («ты хочешь есть, пить», «тебе холодно»), она же опознает и называет (означивает) мимические, двигательные, физиологические признаки состояния ребенка в терминах эмоций – удовольствие, неудовольствие, радости, печали: «ты сердишься», «радуешься», «волнуешься», «расстроен» и т.д.

Читайте также:  Раннее развитие познавательной сферы ребенка

Следовательно, с одной стороны мать научается пониманию эмоциональных состояний ребенка, фиксируя их и обозначая словом, реагируя на них жестом, мимикой, интонацией, а порой – всем своим поведением. С другой стороны, тем самым она вызывает ответную реакцию малыша. В процессе общения ребенка со взрослым при создании ситуации их общей сопричастности, взаимной вовлеченности в переживание осуществляется обоюдное эмоциональное заражение посредством подражания и отождествления (идентификации друг с другом).

Благодаря этому ребенок овладевает социально-обусловленными формами эмоциональных переживаний. В ситуативно-личностном общении у ребенка возникает радость от доброжелательного внимания к себе и недовольство отсутствием общения. В ситуативно-деловом общении у него проявляется удовольствие от манипулятивно-практических действий с предметами, производимых совместно со взрослым, радость при успехах и поощрениях, обида или гнев при порицании, неудачном действии. В этом же возрасте закладываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким, познавательных чувств. Симпатия – это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности. Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим человеком. На первом году жизни симпатии малыша проявляются к людям, которые ухаживают за ним, демонстрируя доброжелательность и любовь. Данное чувство проявляется в выразительных движениях: ребенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. Симпатия проявляется и как стремление к совместному со взрослым действию с предметами: ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание, оно носит характер заражения эмоцией другого человека.

Нормативные показатели уровня развития эмоций у младенца представлены далее.

На 1-ом и в начале 2-го месяца жизни имеют место отрицательные эмоции (возникают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при действии широких кожных и болевых раздражителей).

После 3-ей недели возникает первая социальная реакция – улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо.

В 3 месяца положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» – специфического поведения в отношении взрослого.

В 3-4 месяцау малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты также, как и общение со взрослым, манипуляции, движения уже прямо не связаны с удовлетворением биологических потребностей. Чувство радости постепенно становится ярче, закрепляется и сохраняется более длительное время.

В 4 месяца младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос матери; громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподымает и опускает его или быстро приближает и отдаляет от своего лица. Данные выразительные положительные эмоциональные реакции ребенка – это главное коммуникативное средство общения в довербальный период.

С 4-5 месяцев младенец дифференцирует своих и чужих; в последующем на основе данной дифференциации, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким. Большую радость доставляют действия с игрушкой, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается.

На 5-ом месяце обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое: на незнакомое свойство в предмете, а также когда при рассматривании предмета меняется его положение приближением или удалением. Новизна побуждает младенца совершать повторные цепные действия, активно обследовать объект и манипулировать с ним, переживая при этом положительные эмоции.

В 5-6 месяцев резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он улыбается, громко смеется, хмурится, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмоциональными реакциями, становится первым звеном познавательного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые являются причиной данных эмоций, ребенок старается повторить; удовольствие доставляют собственные движения и ощущения, возникающие при перемене положения тела. Он может заплакать, если ему не удается перевернуться на живот или если он перестает видеть предмет, за которым следил.

После 6 месяцев само освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ребенок не может действовать с интересующим его предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое самочувствие дает возможность ребенку сосредоточенно, на спокойном эмоциональном фоне действовать с предметами и способствует проявлению его внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружающего. Таким образом, изменение эмоций младенца связано с тем, насколько он умеет действовать с предметами и получает в результате действия желаемый эффект. В связи с этим эмоциональные переживания осуществляют функцию подкрепления успешных действий ребенка, участвуют в становлении его самосознания. На основании такого эмоционального подкрепления пассивность младенца постепенно переходит в активность ребенка раннего возраста.

В 8-9 месяцев положительное отношение младенца вызывают дети его же возраста; он реагирует на изменение выражения лица близких ему людей (их улыбка вызывает радость, гримасы – страх, слезы).

К концу 1-го годапоявляется чувство удивления, возникающее при воздействии нового необычного раздражителя. Постепенно ориентировочный рефлекс «что такое?» преобразуется в познавательное отношение к действительности. Чувство удивления свидетельствует о зарождении высшей духовной потребности – познавательной.

В 1-1,2 года младенец уже дифференцировано относится к окружающим предметам (к одним тянется, другие отвергает); начинает понимать нормы поведения («можно» и «нельзя»); радуется, произнося первые слова; легко «заражается» чувствами других людей (плач сверстника вызывает у него слезы).

Источник