Развитие элементарных математических представлений ребенка в дошкольном возрасте

Мария Корякина
Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проблемы.

Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.

В современном мире все сферы жизнедеятельности человека обусловлены «математизацией» и «компьютеризацией», именно поэтому математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.

Старшей группе продолжается работа по формированию элементарных математических представлений, начатая в младших группах. Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы – сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемно-игровых и поисковых ситуаций. Большинство занятий носит интегрированный характер, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности его решения. Обучение детей включает как прямые, так и посредственные методы, которые способствуют не только овладению математическими знаниями, но и общему интеллектуальному развитию.

В старшей группе детей учат считать в приделах 10, продолжая знакомить с цифрами первого десятка. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной мерки продолжается формирование представлений о числах до 10. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 происходит на основе сравнения двух групп предметов. Параллельно с показом образования числа детей знакомят с цифрами. Соотнося определенную цифру с числом, воспитатель предлагает детям рассмотреть изображение цифры, проанализировать его и сопоставить с уже знакомыми цифрами. Дети делают образные сравнения (единица, как солдатик; цифра восемь похожа на снеговика, на матрешку-неваляшку; единица и семь похожи, только у цифры семь есть «козырек» и т. п.). В течение всего учебного года дети упражняются в счете. Они пересчитывают предметы, игрушки, отсчитывают предметы по заданному числу, по цифре, по образцу.

Программа старшей группы предусматривает сравнение последовательных чисел в пределах десяти на конкретном материале. Дети должны уметь сравнивать два множества, знать, какое из чисел больше, а какое меньше, как из неравенства сделать равенство, а из равенства сделать неравенство. Сравнивая две группы предметов, детейподводят к самостоятельному выводу: шесть больше пяти на один, а пять меньше шести на один, значит число шесть должно стоять после числа пять, а число пять должно стоять перед числом шесть. Подобным образом происходит сравнение всех изучаемых чисел в пределах десяти.

Дети должны научиться правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»; «Какой по счету?»; согласовывая при этом числительное с существительным в роде, падеже, числе.

Важной программной задачей, решаемой в старшей группе, является обучение детей измерению. Обучение измерению помогает устранить недостатки в формировании представлений о числе, которые возникают при обучении счету отдельных величин. В старшей группе детей учат измерять с помощью условной меры длину протяжения, объем жидкий и сыпучих тел, переводя количественные отношения в наглядно-представляемые множества. Прежде всего, детей следует познакомить с правилами измерения протяженных величин, жидких и сыпучих тел. Воспитатель показывает и объясняет правила измерения. Процесс измерения разбивается на этапы, каждый из которых повторяется детьми вслед за воспитателем.

Обучение детей измерению происходит параллельно с обучением счету. Измеряя различные объекты и откладывая фишки каждый раз, когда мера уложилась полностью, дети начинают понимать процесс образования числа, воспринимать число, как отношение измеряемого к принятой мерке. Так, чтобы узнать, сколько раз мера уложилась в полоске, дети должны посчитать фишки, которые они откладывали при измерении. Пересчитав фишки, дети могут сказать, сколько раз мерка уложилась в полоске.

Измерение становится более интересным и привлекательным для детей тогда, когда педагог вводит различные игровые ситуации, разнообразный наглядный материал.

На основе измерения решается и такая дидактическая задача, как усвоение детьми количественного состава числа из отдельных единиц.

В средней группе дети уже знакомились с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, треугольником, кругом;объемными телами: шаром, кубом, цилиндром.

В старшей группе дети познакомятся с новой для них фигурой – овалом. Обычно они сами отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения разницы между овалом и кругом.

В старшей группе у детей начинают формировать представления о четырехугольнике. Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками (четыре угла и четыре стороны). Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделения существенных признаков данной фигуры. В старшей группе детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, обруч, тарелка – круг; крышка стола, стена, пол – прямоугольник; платочек – квадрат; косынка – треугольник; стакан – цилиндр.

В дошкольный период различные геометрические фигуры используются как материал для построения заданий на распознавание, сравнение, обобщение и классификацию.

Цель этих заданий – формировать и развивать наблюдательность, умение выделять существенные (важные) признаки предметов, сравнивать два или несколько предметов, отмечая при этом сходные и различные признаки и свойства, делать несложное обобщение на основе выделенных общих свойств предметов, разделять предметы на группы (классифицировать) в соответствии с выделенными признаками.

В старшей группе происходит дальнейшее овладение пространственными представлениями, с которыми дети познакомились в предыдущей группе: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко. Формирование пространственных ориентировок успешно осуществляется в том случае, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включается ребенок, должны быть занимательными для дошкольников. В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства, бытовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в других помещениях детского сада.

Каждый ребенок к концу дошкольного возраста должен научиться ориентироваться во времени. Обучаясь в средней группе, дети знакомились с частями суток и их сменой (утро, день, вечер, ночь,начинали различать временные понятия: сегодня, завтра, вчера).

В старшей группе для детей станет новым усвоение последовательности дней недели. Важно, чтобы дошкольники усвоили, что неделю составляют семь суток, а каждый день недели имеет свое название. В неделе дни идут друг за другом в определенном порядке: понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота и воскресенье. Такая последовательность дней недели неизменна. На каждом занятии по математике можно отводить 1-1,5 минуты для повторения названия временных отрезков и дней недели.

Закрепление и углубление временных представлений можно проводить в игровой форме. При усвоении временных представлений дети, как правило, не испытывают трудностей. Однако умение ориентироваться во времени обеспечивается повседневным соприкосновением с данными понятиями. Поэтому не только на занятиях по математике, но и на других занятиях,и в повседневной жизни воспитателю необходимо задавать детям вопросы: «Какой сегодня день недели? Какой будет завтра? Какой был вчера?».

Читайте также:  Развитие межполушарных связей у ребенка

Дети старшей группы должны также усвоить, в какой день недели проходит то или иное занятие. Важно, чтобы дети понимали, почему тот или иной день недели называется именно так, а не иначе. Четверг – называется так, потому что он четвертый день недели, а среда – в середине недели, пятница – пятый день и т. д.

В нашей группе существуют различные математические игры, требующие от детей сосредоточенности внимания и умения строить в уме логические цепочки взаимосвязи по определенному признаку: «Чем отличаются?», «Математические ассоциации», «Найди недостающую фигуру», «Логические цепочки», в которых дается задание на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями я начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю.

Дети очень любят соревнования и конкурсы, в том числе математические. Красочно иллюстрированные и музыкально оформленные соревнования доставляют им эстетическую радость, радость победы, радость участия в совместной со сверстниками деятельности. А удовлетворение, которое они получат от занятий умственным трудом, развивает интерес к математической деятельности и желание заниматься ею. С помощью математическихконкурсов можно решить целый ряд важных задач обучения: закреплять, уточнять, проверять знания детей о количестве, величине, числах, времени, пространстве, геометрических фигурах; учить применять приобретенные знания в измененных игровых и жизненных ситуациях; развивать восприятие, память, мышление, воображение, речь;

формировать умение анализировать воспринимаемый и представляемый материал, выделять в нем главное, обобщать его, сравнивать, делать выводы, рассуждать; развивать сообразительность, внимание, наблюдательность, быстроту мышления, память на числа; активизировать математический словарь в речи, учить выражать мысли простыми и распространенными предложениями, связно, понятно для присутствующих.

Математическиесоревнования ценны для развития нравственно-волевых качеств: настойчивости в достижении цели, самостоятельности, активности, находчивости, справедливости при оценки результатов конкурса, доброжелательности, смелости, объективной самооценки.

Развитие элементарных математических представлений это важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. От того, насколько качественно будет подготовлен ребенок к школе, зависит его дальнейшее обучение. Математика способствует развитию таких способностей, как память, речь, внимание, мышление, воображение.

Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике. Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях. Базой для развития математических способностей является «математическое мышление», развитие познавательных и интеллектуальных способностей. Основы этих процессов закладываются в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте важно научить ребёнка мыслит логически. Логическое мышление – мышление при помощи рассуждений. Рассуждать, значить связывать между собой разные значения, для того, чтобы в итоге получить ответ на поставленный вопрос.

Я считаю, что интеллектуальные и познавательные игры, опирающиеся на поисковую активность и сообразительность ребенка, являются основой для развития математических способностей.

В нашем саду проводится как кружковая деятельность, знакомство детей с интеллектуальными играми – шашками и шахматами. Их мы в первую очередь связываем с занимательной математикой. Эти игры происходят на доске квадратной формы, которая состоит из множества равных черных и белых клеток. Эти клетки тоже квадратной формы.Они составляют разные линии: «вертикальные», «горизонтальные» и «диагональные». Дети старшей группы могут считать из скольки клеток состоят линии. Например, самая короткая линия состоит из 2-х клеток, а самая длинная из 8.

На занятиях по шахматам в игровой форме дети знакомятся с фигурами и пешками. На первой горизонтали в начале игры всегда стоят белые фигуры. А на второй горизонтали стоят белые пешки, их всего 8. Даются разные дидактические задания на сложение и вычитание пешек и фигур. Также можно провести разные дидактические игры на внимание «Сколько фигур ты видишь на доске?», «Кратчайший путь» (нужно дойти до ракеты за наименьшее число ходов, «Лабиринт», «Чудесный мешочек» (дети должны на ощупь определить какая эта фигура). Они любят отвечать на вопросы и отгадывать загадки про шахматных фигур. Такие занимательные вопросы, загадки развивают произвольное внимание, нестандартное мышление, разминка на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Такие интеллектуальные игры обогащают духовный мир ребёнка, воспитывают волю, наблюдательность, развивают логическое мышление, психическую устойчивость, терпимое отношение к сопернику. Они – превосходная школа последовательного логического мышления. Без них невозможно себе представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.

Заключение.

Положительный результат в виде развития способностей будет возможен лишь при доступности, непрерывности, систематичности, преемственности при изучении элементарных математических представлений. А для развития таких способностей необходимо использовать в своих методиках анализ, сравнение, решение различных логических задач, и применять эти методики в таких формах, как путешествие, игра, демонстрация материала, обучения в повседневных бытовых ситуациях, беседах и самостоятельной деятельности детей.

Благодаря использованию различных игр на занятиях, дети с легкостью усваивают математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий.

Так, я пришла к выводу о том, что большая часть дошкольников имеет достаточно хороший уровень математических знаний, в свою очередь, эти знания помогают ребенку большим интересом и пониманием изучать окружающий нас мир. Математические знания способствуют развитию логики и последовательных действий, сообразительности и умению рассуждать, так же развивает творческое мышление и воображение.

Для себя я сделала такой вывод, что формирование элементарных математических представлений считается одним из важных вопросов относящегося к воспитанию и развитию ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у него способности, и от того, насколько ему все это будет интересно, зависят его дальнейшие успехи. Ребенок, желающий познать этот мир, каждый день открывать для себя что-то новое, всегда будет стремиться к этому, и это положительно скажется на его развитии.

Использованная литература:

1. Гришин. Малыши играют в шахматы.М: Просвещение. 1991 г.

2. Журавлев. Шаг за шагом.М: Физкультура и спорт. 1986 г.

3. Новикова В. П. Математика в детском саду.5-6 лет: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Новикова В. П. Математика в детском саду.6-7 лет: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

5. Дурова Н. В., Новикова В. П. Развивающие упражнения для подготовки детей к школе. – М.: Школьная Пресса, 2009.

6. Канашевич. Т. Математика. Пространственные отношения. – М.: Современная школа, 2008.

7. Помораева И. А. ,Позина В. А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

8. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Формирование математических представлений. – М.: ВАКО, 2009.

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2009.

Читайте также:  История развития международной защиты прав ребенка

Источник

«Формирование элементарных математических представлений у дошкольников в различных видах детской деятельности»

«Каждый дошкольник – маленький исследователь,

с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир».

Задача воспитателей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в  дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, – тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периода – дошкольного детства.

Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике. Все эти качества пригодятся детям, и не только при обучении математике.

Формирование элементарных математических представлений ребенка дошкольного возраста происходит в неразрывной связи с процессами познания окружающего мира и сенсорного развития.

Если познавательная деятельность может осуществляться, в том числе и путем самостоятельного исследования, формирование математических представлений возможно только при условии целенаправленных занятий взрослых с ребенком.

Для достижения положительного результата работы в данном направлении образовательный процесс осуществляется педагогами ДОУ через организацию различных видов детской деятельности на занятиях и в режимных моментах.

Работа проводится:

  • в течение дня;
  • индивидуально или подгруппами по 3 – 5 человек;
  • кратковременно(5 – 7 мин);
  • ежедневно – в группе или во время прогулки;
  • в соответствии с данными обследования, проводимого в начале учебного года индивидуально по каждому ребенку.

Формирование элементарных математических представлений реализуется как на занятиях, так и в условиях той деятельности, которая наилучшим образом этому способствует: экскурсии, ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами, игры с природным материалом (водой, песком, фасолью и др.), игровые упражнения с сенсорными эталонами, бытовыми предметами, конструктивные и дидактические, логические игры, творческие игровые задания и т.д.

  1. Ознакомление с литературными произведениями и малыми фольклорными формами содействует формированию элементарных математических представлений. Для занятий с дошкольниками отбираются произведения, способствующие формированию представлений о количественных отношениях, частях суток, днях недели, временах года, величине и ориентировке в пространстве.

Широкие возможности для формирования математических представлений представляют следующие малые фольклорные формы: пословицы, потешки, прибаутки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки и сказки. Произведения фольклора широко используются в работе с детьми как прием, побуждающий к приобретению знаний: при знакомстве с новым материалом(числом, величиной и др.)как прием обостряющий наблюдательность: при закреплении определенного знания, умения; как занимательный игровой материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Например, количество и счет.

Для того чтобы усвоение чисел и цифр прошло не механически, а осознанно, необходимо познакомить с ними ребенка сразу после того, как у него будет сформировано представление о связи числа и количества. Можно предложить дошкольнику положить на стол, например, кубик и спросить: «Сколько кубиков на столе?» Количество  предметов обозначается знаком. Этот знак называется «цифра». Цифра «один» обозначает количество предметов – один кубик.

Я, ребята, единица!

Очень тонкая, как спица!

Похожа я немного на крючок,

А может на обломанный сучок.

От меня ведется счет,

И за это мне почет!

Для закрепления названий чисел и порядка их следования в натуральном ряду полезно познакомить детей со следующим стихотворением:

«Считать умею» З.Нури
Мне целый день считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день – 
Чего бы сосчитать?
Корова во дворе одна,
А овечек – две,
Три котенка у окна,
Четвертый на траве.
Девочки идут гулять – 
Две и три, а вместе – пять.
Десять нам яиц снесла
Курица рябая…
Считать я больше не смогла – 
Устала я, считая.
Чтобы так не уставать, 
Надо больше чисел знать.
Я все числа изучу –
В школу я скорей хочу

Большие возможности для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета имеют считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми не только для определения ведущего или распределения ролей в игре, но и способствующие развитию количественных представлений.

Раз — волнушка, два — волнушка,
По грибы пошла старушка.
Целый день в лесу ходила
И волнушкам говорила:
Раз — волнушка, два — волнушка,
Ждёт вас новая кадушка. —
Начинаем новый кон,
А поганка, выйди вон!

Для отдыха детей во время занятий проводятся физкультминутки. Их содержание позволит закрепить количественный счет.

Вышли мыши как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Тут раздался страшный звон —
Разбежались мыши вон.

Дети очень любят играть  с пальчиками своих рук. Эти игры проводятся с помощью потешек, песенок и стихов и помогают усвоению порядкового и количественного счета.

Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку, то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают колени)
Мышек сереньких ловили.
(хлопок ладошками)

В процессе изучения нумерации чисел также следует широко использовать скороговорки. Их можно разучивать как на занятии по математике, так и в свободное время. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с числами. Соревновательное и игровое начало, очевидно, и привлекательно для детей. Так при знакомстве с числами первого десятка полезно использовать следующие скороговорки:

Три сороки – три трещотки
Потеряли по три щетки:
Три – сегодня, три – вчера,
Три – ещё позавчера.

     Для формирования математических представлений на занятиях по математике и в режимных моментах полезно использовать пословицы и поговорки:

ПОСЛОВИЦЫ С ЦИФРОЙ 1

Один про Фому, другой про Ерёму.
Один рубит, а другой в дудку трубит.
Одно сегодня лучше двух завтра.
Один блин и то пополам ломай.
Один ум хорошо, а два – лучше.
Один гусь травы не вытопчет.
Один вор – всему миру разорение.
Одно зерно горсть даёт.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют развитию мышления, сообразительности, наблюдательности и воображения ребенка, что является основой для формирования у него элементарных математических представлений. Загадки помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, проникнуться красотой давно знакомых повседневных предметов и явлений.

В загадках математического содержания предмет анализируется с различных точек зрения: количественной, пространственной и временной, в них подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

Во-первых, загадка может являться исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями(числом, отношением, величиной и т.д.)

На горе-горушке

Стоят две старушки,

Если охнут,

Люди глохнут. (Пушки)

Эту загадку можно использовать для знакомства с цифрой 3. Во-вторых, этаже загадка может быть использована для закрепления, конкретизации знаний детей о числах, величинах и отношениях. Можно также предложить дошкольникам вспомнить различные загадки, в которых есть слова, связанные с данными представлениями и понятиями.

Читайте также:  Игры на развитие внимания ребенка

Особый интерес у детей вызывают арифметические задачи, представленные в виде стихов, сказок, маленьких историй, веселых рассказов. Слушая условия такой задачи, дети должны быть очень внимательными, чтобы правильно ответить на поставленные вопросы и сообразить, что конкретно требуется им найти.

Огромную радость доставляют детям задачи в стихах. Начинать лучше всего с более простых стихов, которые по мере освоения материала можно постепенно усложнять.

1.” Шесть веселых медвежат 

За малиной в лес спешат. 

Но один малыш устал –

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?

2.” Карандаш один у Миши, 

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей У обоих малышей?

3.” На поляне у дубка 

Еж увидел два грибка.

А подальше, у осин

Он нашел еще один. 

Кто ответить нам готов, 

Сколько еж нашел грибов? 

«Величина» и «ориентировка во времени» При ознакомлении с такими величинами, как длина, высота, масса, можно предложить детям загадки:

Кто становится выше, когда садится? (Собака)

Сама короткая, а хвост длинен. (Иголка с ниткой)

Что становится легче, когда его надувают? (Воздушный шар)

У кого рога длиннее хвоста? (У козы)

Детям очень важно уже в дошкольном возрасте научиться самим ориентироваться во времени, правильно обозначая в речи временные отрезки; чувствовать его длительность для регулирования и планирования своей деятельности; менять темп и ритм своих действий в зависимости от временного интервала. Для образного представления данных временных отношений полезно использовать малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, скороговорки, связанные с частями суток, календарем.

Знакомство детей с неделей как единицей измерения времени и названиями дней недели вызывает у них не только интерес, но и некоторые трудности: дети путаются в последовательности дней недели, они могут вторнику дать название четверг, а пятницу назвать субботой. Поэтому целесообразно сначала предложить им послушать стихотворение Ю. Мориц

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.
А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 
Назначаем днем веселья.

Данное стихотворение также показывает связь между названиями дней неделе и порядком их следования. Для запоминания дней недели также можно использовать стихи, считалки и физкультминутки, например:

В понедельник я стирала,

 Пол во вторник подметала.

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч,

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

При ознакомлении дошкольников с календарем закрепляются и углубляются представления о сутках, а также осуществляется работа над такими понятиями, как времена года, название и последовательность месяцев в году, дней в неделе:

Стоит дуб. 
На дубу двенадцать гнёзд, 
В каждом гнезде по четыре синицы. 
У каждой синицы по четырнадцать яиц – 
Семь беленьких и семь чёрненьких. (Год, месяц, недели, дни и ночи)

«Геометрические фигуры» и «Ориентировка в пространстве» В процессе формирования у детей пространственных представлений полезно также использовать малые фольклорные формы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, которые могут содержать пространственную терминологию.

  1. Игры на математическое развитие дошкольников

Игры с природным материалом и бытовыми предметами.

Игры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.) позволяют развивать представление детей о непрерывном количестве, об объёме и тому подобное. В ходе образовательной деятельности дошкольникам можно предложить следующие игры: “Следы на песке”, “Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой, маленький стаканы”, “Печем куличики”.

Игры с песком и другими сыпучим материалом могут различаться приёмами выполнения игровых действий: по подражанию и образцу, самостоятельные действия детей в соответствии с собственным замыслом и др.

Основная цель проведения игр с песком – формирование у детей представлений об особенностях сухого и влажного песка, об изменчивости его формы в зависимости от емкости, в которую он насыпается или накладывается: сухой песок не сохраняет форму, его объем можно измерить с помощью какого либо сосуда; его можно пересыпать совком, руками; влажный песок может сохранять форму того предмета, в который он помещён и после того, как он будут из него извлечен. Во время проведения занятий дошкольникам предлагается моделировать условия для решения различных проблемных ситуаций, требующих определенного уровня сформированности представлений о форме, количестве, величине и пространстве.

Помимо игр с песком можно использовать игры с водой, крупой, орехами, горохом, фасолью и т.п., с применением различных емкостей (баночки, сосуды, миски и др.). В процессе подобной игровой деятельности у дошкольников формируются представления об объеме воды, сыпучего материала, о сохранении количества не зависело от формы и объема емкости и др. Для этого детей учат пользоваться различными условными мерками.

В процессе формирования математических представлений следует использовать игровые упражнения с бытовыми предметами, которые способствуют формирования элементарных представлений. В качестве бытовых предметов могут применятся пластиковые контейнеры с крышками, пластиковые бутылки различного размера, пробки от них, прищепки, нетолстая бельевая веревка, а также пуговицы.

Использование логических, конструктивных игр и моделирования

Данные игры можно использовать как для учебных целей (формирование у детей количественных представлений, представлений о геометрических фигурах и др.), так и для обучения детей планированию и контролю собственных действий, умению предвидеть результаты действий.

  1. Организация экскурсий математической направленности

Цель организации экскурсии математической направленности:

  • Ознакомление детей с трехмерным пространством окружающего мира (формой и величиной реальных объектов);
  • Количественными свойствами и отношениями, существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка пространстве;
  • С временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года, и т.п.

      Во время экскурсии дети также могут знакомится с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания в естественных условиях: покупка товаров в магазине (количественные представления), взрослые идут на работу, а школьники в школу (временные представления), пешеходы переходят дорогу (пространственные представления и алгоритмическая деятельность), строители возводят дома, используя разные по высоте подъемные краны (представление о величине), и т.п. В ходе экскурсий обращают внимание детей на особенности жизни людей, животных и растений в разное время суток и года.

      Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры, количество объектов и пр.); мыслительных процессов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности и др.); воображения и творческих способностей.

Используемая литература:

  • «Знакомим дошкольников с математикой» Л.В. Воронина, Н.Д. Суворова (Библиотека Воспитателя(9)

Источник