Развитие экспрессивной и импрессивной речи ребенка

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

Кафедра развития дошкольного образования

Контрольная работа

Развитие речи детей третьего года жизни

                                                          Выполнила:  

                                                                    Мальшакова О. В.

                                                         Проверила:

                                                               Копытова А. В.

Челябинск 2013

Содержание

  1. Особенности речевого развития детей третьего года жизни.
  2. Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи детей третьего года жизни.
  1. Особенности речевого развития детей третьего года жизни.

Развитие понимания речи. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других и регуляции собственного поведения человека.  Разработкой теоретических и практических вопросов развития речи детей третьего года жизни занимались такие учёные, как Н. И. Жинкин, М.И. Лисина, А.В. Запорожец, Р.С. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев и другие. Также необходимо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Ж. Пиаже, В. Штерна и другие.

     По-мнению Е. К. Кавериной на третьем году жизни понимание речи ребенком возрастает по объему и качественно изменяется. Ребенок любит слушать, когда говорят взрослые, любит слушать сказки, рассказы, стихи. Дети в возрасте 2 -3 лет понимают не только речь взрослого, направленную на организацию их практических действий, т. е. не только инструктивную речь, но и речь-рассказ. Слушание и понимание речи взрослого, содержащей сообщения о предметах и явлениях, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением, так как создает возможность использования речи в роли основного средства познания по отношению к предметам, недоступным непосредственному опыту ребенка.

     Как показывает исследование Л. С. Славиной, для возникновения понимания и слушания речи с содержанием, выходящим за пределы ситуации, необходима специальная педагогическая работа. И лишь постепенно дети научаются понимать небольшие рассказы, содержащие в себе как чисто познавательный материал, так и некоторые моральные высказывания, через которые у детей этого возраста можно воспитывать простейшие моральные оценки своих поступков и поступков других детей. Все это увеличивает воспитательное значение речи взрослых. У ребенка 2-2,5 а тем более 3 лет можно вырабатывать основные правила поведения, учить пользоваться различными предметами не только путем показа, но и посредством словесных указаний.

    Таким образом, развитие понимания речи ребенком на третьем году жизни, является важнейшим приобретением, так как создаёт возможность использования речи в роли основного средства познания окружающего мира. Именно в этот период, по – мнению Е.К. Кавериной понимание речи ребенком изменяется по своему объёму и качеству. Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка и помогает усвоить социальный опыт.

     Развитие собственной активной речи ребенка. Сроки начала интенсивного роста активного словаря, зависит в первую очередь от характера отношений взрослых и ребенка, от особенностей общения между ними. Активная речь – форма общения ребёнка с окружающими людьми с помощью слов, фраз, предложений.

     Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельных занятий. Очень возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не только слушают обращенную к ним речь, но и прислушиваются к речи, непосредственно к ним не обращенной. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения. Значительно расширяется круг поводов для высказываний. Не только просьбы и ответы на вопросы взрослых, но и рассказ о виденном и сделанном, пересказ слышанного, требование объяснить, как выполняется то или иное действие, становятся содержанием речевого общения детей этого возраста.

      На третьем году жизни речь ребенка, являясь средством общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним.

     Диалогическая форма речи обусловлена тем обстоятельством, что деятельность ребенка еще не отделена в своих существенных звеньях от деятельности взрослых. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослыми. На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка.

     Материалы Н.А.Рыбникова и А.Н.Гвоздева о генезисе речи позволили уточнить временные рамки возникновения тех или иных новообразований в речи.

    Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов на третьем году жизни у ребенка происходит усвоение грамматического строя родного языка. По данным А.Н.Гвоздева, отчетливо обозначаются два периода.

    Первый период — от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес. Это период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые во всех случаях употребляются в одном неизменном виде. В этом периоде отчетливо выделяются две стадии: а) стадия однословного предложения (1 год 3 мес. — 1 год 8 мес.) и б) стадия предложений, состоящих из нескольких слов, главным образом двухсловных предложений.

     Второй период — от 1 года 10 мес. до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простого и сложного предложений, члены которых получают выражение в синтаксических средствах языка. В пределах этого периода намечаются три стадии: а) стадия формирования первых форм (1 год 10 мес. — 2 года 1 мес.); б) стадия использования флексийной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 мес. — 2 года 3 мес.); в) стадия усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

     Усвоение грамматической системы языка происходит глазным образом при использовании в речи предложений. Первые сложные предложения отмечены А. Н. Гвоздевым в период от 2 лет 4 мес. до 3 лет 6 мес.

     Показателем развития связной речи может отчасти служить употребление союзов. В период от 2 лет 4 мес. до 2 лет 6 мес. сложные предложения, в которых части соединены союзами, встречаются редко. Начиная же с 2 лет 6 мес. и до 3 лет ребенок овладевает потреблением целого ряда союзов. По наблюдениям А. Н. Гвоздева, за этот период времени встречаются такие союзы: и, а, а то, когда, как, только, значит, потому что, где, чтобы, зато, который, какой. Из общего количества союзов, употребление которых отмечено у детей до 7 лет, в период до 3 лет усваивается около 40 % (из 39 усваиваются 15 союзов) [69;74].

      Развитие способности к выполнению речевых инструкций.  Понимание инструкций является одним из важнейших условий формирования своеобразных отношений ребенка и взрослого, обнаруживающихся в их совместной деятельности. Инструкция взрослого организует протекание предметных действий ребенка. Постепенно она начинает нести организующую функцию не только по ходу их выполнения, но и предвосхищая их, организуя ориентировочную деятельность ребенка по отношению к условиям и способам осуществления предстоящего или усваиваемого действия, поэтому развитие у ребенка понимания речи на третьем году жизни играет важнейшую роль при усвоении им способов действий с предметами.

     Именно на третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях, вызывать и прекращать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Понимание речи взрослых в этот период качественно изменяется. Ребенок не только понимает отдельные слова, но становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Он начинает с интересом слушать любые разговоры взрослых, стремясь понять, о чем они говорят. В это время дети активно слушают сказки, рассказы, стихи – и не только детские, но и труднодоступные по смыслу.

     Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, являются для ребенка важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности. Учитывая это, воспитатель должен направленно руководить развитием способности ребенка слушать и понимать речь, не относящуюся к конкретной ситуации.

     Таким образом, на третьем году жизни происходит интенсивное психическое развитие. Одним из основным новообразований данного возраста является развитие речи. Речь (анг. Speech) – исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка. А.Н. Леонтьев говорил о бурном развитии словарного запаса детей на третьем году жизни. В конце 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!). Значения слов становятся все более определенными.

  1. Игры и упражнения на развитие импрессивной и экспрессивной речи детей третьего года жизни.
  1. Импрессивная речь:

 – понимание речи на уровне диалога

 – понимание инструкций

 – понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки

 – понимание фразовой речи

 – понимание и различия значений несложных грамматических конструкций

 – состояние фонематического восприятия.

  1. Экспрессивная  речь:

– диалог (возможности речевого общения ребенка)

– активный словарный запас (звукоподражание, существительные, глаголы, прилагательные, наречия)

– объем и типы  предложений

– грамматическое оформление речи

– общее звучание речи (темп, ритм, выразительность)

– состояние голоса (сила, высота, тембр).

– состояние звукопроизношения.

     Игры на развитие импрессивной речи детей третьего года жизни

1. Давай познакомимся

 Цель: повысить уровень понимания ребенком обращенного к нему высказывания взрослого.

 Наглядный материал: игрушки (мяч, кукла, машина, кубики).

 Устная инструкция: Хочешь посмотреть игрушки? Иди ко мне.

 Игрушка тебе понравилась? Возьми ее и по играй с ней.

2. Ушки слушают, ручки делают

 Цель: повысить уровень понимания ребенком словесных инструкций взрослого.

 Наглядный материал: игрушки и предметы (мяч, кукла, машина, кубик, карандаш, бумага, коробка).

Устная инструкция: (Ребенку предлагается сделать то, что просит взрослый).

Возьми мяч. Брось мяч на пол. Дай мне куклу. Принеси кубик. Давай рисовать. Возьми красный карандаш, бумагу. Нарисуй мяч. Положи карандаш в коробку. Подойди к столу и возьми машину. Принеси ее мне.

3. Покажи палочкой картинку.

Цель: учить понимать существительные, глаголы, прилагательные.

Наглядный материал:

десять предметных картинок (бабушка, мишка, мышка, ложка, чашка, кошка, дерево, стул, помидор, машина);

десять сюжетных картинок с изображениями различных действий (рисует, читает, прыгает, идет, сидит, стирает, лежит, пьет, пишет, причесывает)

два мяча разного размера (большой и маленький);

картинки с изображениями ладоней рук (чистые и грязные)

кубики разных цветов (красный, зеленый, синий, желтый);

 две игрушки машинки;

 два воздушных шарика.

 Устная инструкция:

Перед ребенком кладут по две-три картинки с изображениями предметов и предлагают показать названную взрослым картинку.

Перед ребенком кладут две-три картинки с изображениями действий и предлагают показать названную взрослым картинку.

Перед ребенком кладут два предмета (или картинки) и предлагают показать (сделать) то, что просит взрослый.

Например:

Ребенку предлагается показать сначала большой, потом маленький мяч; чистые и грязные руки; шар названного цвета.

Две игрушечные машинки располагают перед ребенком так, чтобы одну она могла легко достать, а другую – нет, и предлагают показать, какая из машинок находится близко от него, а какая – далеко.

Два шарика располагают на разной высоте от ребенка и предлагают показать, какой из них висит низко, а какой – высоко.

 4. Закрой ладошкой картинку.

Цель: учить ребенка понимать предложения.

Наглядный материал: сюжетные картинки (Мальчик уходит. У девочки цветы. Девочка пишет в тетради. Мальчик рисует кисточкой. Мальчик играет с собакой).

Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две-три картинки и закрыть ладошкой ту, о которой рассказывает взрослый.

5. Переверни картинку.

Цель: учить ребенка различать существительные единственного и множественного числа.

Наглядный материал: игрушки (или предметные картинки): книга – книги, гриб – грибы, машина – машины, кубик – кубики.

Устная инструкция:  ребенку предлагают рассмотреть две картинки и перевернуть ту, которую называет взрослый: книга (книги) и другие.

6. Подарим картинки большой кукле и маленькой куколке.

Цель: учить ребенка понимать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Наглядный материал: предметные картинки или игрушки (дом – домик, сумка – сумочка, стул – стульчик).

Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и подарить большой кукле – дом, а маленькой куколке – домик и т.п..

7. Покажи картинку маме.

Цель: учить ребенка различать слова, отличающихся одним звуком (состояние фонематического восприятия).

Наглядный материал: предметные картинки ( лак – рак).

Устная инструкция: ребенку предлагают рассмотреть две картинки и показать маме ту, которую называет взрослый.

2. Игры на развитие экспрессивной речи детей третьего года жизни.

1. «Веселое общение».

Цель: развивать вербальные и невербальные возможности общения ребенка со взрослым.

Наглядный материал: пирамидка.

Устная инструкция: Как тебя зовут? С кем ты? Поиграем: составим пирамидку.

2. «Веселые болтушки».

Цель: расширять объем и качественный состав активного словарного запаса ребенка.

Наглядный материал: игрушечные животные (или изображение), часы, предметные картинки, сюжетные картинки (изображения действий).

3. «Кто как говорит» (звукоподражание).

Устная инструкция: ребенку задают вопрос (при необходимости используются игрушечные животные или изображения животных):

Как лает собака? Как кричит петух? Как мяукает кошка? Как мычит корова? Как хрюкает свинья?

4. «Веселые картинки».

Наглядный материал: предметные картинки (существительные: бабушка, жук, ложка, стол, собака, рыба, мяч, машина, цветы, яблоко).

Устная инструкция: ребенку предлагают назвать десять предметных картинок.

5. «Веселые движения».

Наглядный материал: предметные картинки (глаголы: спит, ест, летит, падает, едет, плывет, рисует, плачет, прыгает, одевает).

Устная инструкция: ребенку предлагают ответить на вопросы по сюжетными картинками: Что делает мальчик (девочка и т.д.)?

6. «Веселый Незнайка».

Наглядный материал: разноцветные мячи и кубики, большая и маленькая куклы, предметные картинки (чистые и грязные руки).

Устная инструкция: ребенку предлагают ответить на вопросы по предлагаемым предметными картинками, сравнивая предметы по величине или другими параметрами:

 Какого цвета кубики?

 Какая кукла (большая или маленькая)?

 Какие руки (чистые или грязные)?

7. «Веселые игрушки» (наречия: близко, далеко, высоко, низко).

Наглядный материал: машина, шарики.

Устная инструкция: с помощью просьб и вопросов ребенка побуждают к выполнению действий и речевых ответов.

Где машина (близко или далеко)?

Достань шарик. Где шарик (низко или высоко)?

8. «Посмотри и назови».

Цель: учить ребенка  использовать фразовую речь.

Наглядный материал: сюжетные картинки (Мальчик рисует. Зайчик ест морковку. Дедушка лежит на диване. Девочка играет с кошкой).

Устная инструкция: ребенку предлагают назвать, кто нарисован на сюжетных картинках и что он делает.

9. «А что у тебя?” (Образование формы именительного падежа множественного числа существительных).

Устная инструкция: взрослый называет одну картинку: «У меня кукла, а у тебя что?” Ребенку предлагают назвать другую картинку – куклы (стол – столы, зонтик – зонты, кубик – кубики, конфета – конфеты).

10. «Что купили в магазине?” (Образование формы винительного падежа существительных).

Устная инструкция: ребенку предлагают достать игрушку из сумки и сказать, что купили в магазине (машину, куклу, морковку, книгу).

11. «Дай кукле задачи» (глаголы второго лица повелительного наклонения).

Устная инструкция: ребенка знакомят с куклой и предлагают дать кукле задачи (попросить ее): «Иди» (до медвежонка), «Принеси» (мячик) и другие.

12. «Подарим куклам игрушки».

Цель: определить возможности ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Наглядный материал: предметы или предметные картинки.

Устная инструкция: взрослый называет большой предмет и дарит его большой кукле, а ребенку предлагается назвать маленький предмет и подарить его маленькой кукле (мяч – мячик, шапка – шапочка, ложка – ложечка).

13. «Назови, что видишь вокруг».

Цель: учить ребенка воспроизводить в речи слова различной слоговой структуры.

Наглядный материал: предметы и игрушки (мяч, стул, окно, кубики, зеркальце, пирамида).

Устная инструкция: Ребенку предлагают назвать предметы, находящиеся в групповой комнате.

Источник

Гульнур Дюсенова
Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной и экспрессивной речи у детей раннего возраста

«Практические рекомендации родителям по развитию импрессивной

и экспрессивной речи у детей раннего возраста».

Учитель – дефектолог КГУ “КППК города Риддера” УО ВКО Дюсенова Г. Ж.

1. Развитие импрессивной речи.

На первых этапах развития понимания речи мы не требуем от детейточности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов,предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки».

Взрослый, используя ситуативные моменты, называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом. Педагог говорит короткими предложениями, состоящими из двух-четырех слов, повторяя их два-три раза. Одни и те же слова полезно употреблять в разных грамматических формах. Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога.

Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр.

«Поручения».

Игра содержит сначала одну, затем две, потом три инструкции,например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в шапочке с кисточкой; принеси куклу в шапочке с кисточкой и посади ее на стульчик».

«Делай, что я сказал (а)».

Эти игры проводятся с одновременным показом действия, обозначенного словом. Например,взрослый говорит:

– Мы идем: топ-топ.

Дети идут за взрослым.

– Побежали: шлеп-шлеп.

Дети бегут за взрослым.

– И устали: стоп!

Дети останавливаются вместе со взрослым.

После нескольких повторений игровых действий со словами и показом этих действий взрослым дети выполняют эти движения самостоятельно в соответствии со словами игры.

Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (величину, цвет, конфигурацию, являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно использовать коллекции мелких игрушек,например:

– выбери все машинки;

– выбери всех кукол.

Можно классифицировать геометрические тела:

– выбери все шарики;

– принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все красные фигурки) и по размеру (принеси все большие фигуры) и т. д. С большим интересом работают дети с мозаикой. Начинаем работу с усвоения слова «такая (ой)».

«Грибки».

Взрослый показывает мозаику красного цвета, закрепляет ее на поле для выкладывания.

Взрослый: Найди такой грибок.

Ребенок находит такую же мозаику и закрепляет ее.

Взрослый (показывая два пальца): Два грибка.

Ребенок повторяет движение, показывая два пальца.

Взрослый: Это красные грибки. Найди еще такой же грибок и т. д.

«Яблонька».

Взрослый заранее выкладывает контур дерева, состоящий из ствола (прямая линия) и кроны (замкнутая кривая линия).

Взрослый: На яблоньке вот такое яблочко (закрепляет красную мозаику). Красное яблоко. Найди такое же.

Ребенок закрепляет красную мозаику в пределах контура кроны.

Взрослый: На яблоньке красные яблочки. Вот столько, два (показывает два пальца). Ребенок показывает два пальца.

Взрослый (закрепляя зеленую мозаику): На яблоньке вот такое яблоко. Найди такое же. Яблочки наверху. Погладь яблочки на яблоньке. Подул ветер. Упали яблочки (Переносит мозаику вниз). Яблочки внизу, под яблонькой. Погладь яблочки внизу.

Конечно,в формировании пассивного словаря используется работа с картинками: предметными, сюжетными. Изображения на этих картинках должны быть яркими, крупными, реалистичными. Этот вид работы возможен с детьми, находящимися на номинативном уровне понимания речи.

«Умный пальчик».

На столе разложены картинки с изображением предметов.

Педагог: «Покажи лошадку, покажи куклу.»

Ребенок показывает указательным пальцем правой руки названную картинку.

Работа с картинками, изображающими действие, возможна с детьми, находящимися на предикативном уровне понимания речи: вначале различаются глаголы, обозначающие действия людей или животных, с называнием того,кто совершает действие: «Покажи, где скачет лошадка, где спит мальчик.». Затем различаются действия,совершаемые одним лицом: «Покажи, где мальчик спит, где мальчик сидит.»

Следующий этап развития понимания речи– понимание форм слов: «Покажи, где стол – где столик, где мяч – где мячи, где мяч на стуле, где мяч под стулом». Детям с задержкой речевого развитияособенно сложно дифференцировать формы глаголов: возвратные и невозвратные глаголы (мальчик моет – мальчик моется); глаголы движения с различными приставками (машина ехала – машина приехала, пальто застегнули – расстегнули); глаголы прошедшего времени женского и мужского рода (Женя упал – Женя упала); глаголы настоящего времени единственного и множественного числа (летит – летят).

Большое внимание в развитии импрессивной речи следует уделить различению слов с противоположными значениями (антонимов) разных частей речи:

день – ночь;

много – мало;

высоко – низко;

длинный (ая) – короткий (ая).

Хорошо использовать рисование предметов с противоположными качествами: – рисуем длинную дорожку (ведем ручку малыша с фломастером) – рисуем короткую дорожку; – на большой тарелке много ягод (рисуем много маленьких замкнутых кривых) – на маленькой тарелке мало ягод и т. д.

Рисование предметов с противоположными качествами помогает ребенку мышечно ощутить значение слов с противоположными значениями.

Существует множество других способов развития пассивного словаря ребенка, испытывающего затруднения в речевом развитии, но главным является речь педагога, окружающих детей, взрослых. Она должна быть правильной по форме, богатой лексически, предельно эмоциональной, выразительной, насыщенной прибаутками, потешками; в то же время простой, не загроможденной лишними словами.

2. Развитие экспрессивной речи.

Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. Подражательные реакции могут выражаться в любых звуковых комплексах. Необходимо создать условия, в которых у ребенка появилось бы желание произносить одни и те же звукосочетания неоднократно. В этот период развития речи дети могут называть игрушки, знакомые предметы, действия, выражать свои желания в доступной им звуковой форме.

Неправильно было бы пытаться «перескочить» этот естественный период в развитии детской речи. Однако не следует расширять автономную речь детей. Необходимо перейти к обучению словесным комбинациям при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов.

Вызывание речевого подражания тесно связано с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). При этом очень важен эмоциональный контакт с ребенком, определенный уровень понимания речи, устойчивости внимания, наличия подражательной мотивации.

Чтобы достичь нужного эффекта в активизации подражательной речевой деятельности, надо начинать с развития подражательности вообще.

«Сделай, как я»

Взрослый говорит:Взрослый показывает:

Подними ладошки выше Поднимает ладони.

И сложи над головой. Складывает ладони над головой под углом друг к другу.

Что же вышло?

Крыша вышла, а под крышей

Мы с тобой.

Положи ручки на коленочки. Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше, Поднимает ладони.

Поскорее помаши. Машет кистями рук.

Что же вышло?

Птички вышли,

Птички очень хороши.

Положи ручки на колени, Кладет свои руки на колени.

Подними ладошки выше,

Изогни скорей дугой. Сгибает ладони.

Что же вышло?

Гуси вышли.

Вот один, а вот другой.

У бабуси жили гуси;

Вот один, а вот другой.

Положи ручки на колени. Кладет руки на колени.

Весьма эффективным средством воспитания экспрессивной речи, построенном на развитии подражания в произнесении слогов, сопровождаемом движениями, является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим слогом, ввести этот слог в ритмические сочетания.

Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук:

«А»: широко разводим руки вперед – в стороны.

«У»: плавное движение обеих рук вперед.

«О»: плавное движение обеих рук в стороны – вверх.

«И»: плавное движение обеих рук в стороны.

«Ы»: присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.

«Э»: плавное движение рук в стороны вниз.

Звук Н в слияниях

НА-НА-НА – хлопки перед собой.

НО-НО-НО – хлопки над головой.

НУ-НУ-НУ – хлопки вытянутыми вперед руками.

Звук Н’

НЕ-НЕ-НЕ – движение пальчиком (указательный из стороны в сторону).

НЯ-НЯ-НЯ – пальчик кланяется.

НЕ-НЕ-НЕ – движение пальчик о пальчик.

НИ – пальчики «бодаются» – упираются один в другой.

Звуки М—М’

Отрабатываются в слияниях по той же схеме. .

Звук П.

ПА-ПА-ПА – движения кистями вниз (руки перед собой).

ПО-ПО-ПО – то же движение кистями (руки приподнять).

ПУ-ПУ-ПУ – то же движение, руки вытянуть (без напряжения).

Звук П’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук Б.

БА-БА-БА – хлопки перед собой.

БО-БО-БО – хлопки над головой.

БУ-БУ-БУ – хлопки вытянутыми вперед руками.

Звук Б’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Дифференциация П—Б

ПА-ПА-ПА – БА: движения кистями – хлопок.

ПО-ПО-ПО – БО: движения кистями – хлопок.

ПУ-ПУ-ПУ – БУ: движения кистями – хлопок.

Звук Т

ТА-ТА-ТА – движения кистями вверх, руки перед собой.

ТО-ТО-ТО – движения кистями вверх, руки наверху.

ТУ-ТУ-ТУ – движения кистями вверх, руки вытянуты вперед.

Звук Т’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Дифференциация Т—Д

ТА-ТА-ТА – ДА: движения кистями – хлопок.

ТО-ТО-ТО – ДО: движения кистями – хлопок.

ТУ-ТУ-ТУ – ДУ: движения кистями – хлопок.

Звук К.

КА-КА-КА – постукивание кулачком о кулачок (руки перед собой).

КО-КО-КО – постукивание кулачками (руки приподнять).

КУ-КУ-КУ – постукивание кулачками (руки вытянуты вперед).

Звук К’

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Дифференциация К—К’

Твердые слияния – руки в кулачках.

Мягкие слияния – ладони раздвигаются от рта в разные стороны.

Звук Х

Резко загнуть кисти вниз.

ХА – руки перед собой.

ХО – руки приподнять.

ХУ – руки вытянуть вперед.

Звук Х’

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук Ф.

ФА – вытянуть руки вперед (ладони вниз).

ФУ – вытянуть кисти вперед (ладони ребром).

ФО – поднять кисти вверх (ладони смотрят друг на друга).

Звук Ф’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук В.

ВА – сцепить руки в замок.

ВО – поднять сцепленные руки вверх.

ВУ – вытянуть сцепленные руки вперед.

Звук В’.

Движения пальчиками по схеме мягких слияний.

Звук С.

СЯ – нажимать на ладонь.

СЕ – поставленную ребром.

СЁ – пальцами другой руки.

СЮ.

Вызываем у детейзвуки в соответствии с нормами онтогенеза:

– гласные: А, О, У, И;

– согласные: Н, НЬ, М, МЬ, Б, БЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, X, ХЬ, й, йА, йО, йУ, йЭ, В, ВЬ, Ф, ФЬ.

Разумеется, эта схема весьма приблизительна. В формировании навыков звукопроизношения нужно идти за ребенком, опираясь на моторные возможности его артикуляционного аппарата и способность воспринимать звуковые характеристики фонемы.

Параллельно необходимо готовить фонематическое восприятие и моторные функции артикуляционного аппарата к произношению более сложных по способу образования звуков речи.

Вызванные звуки следует включать в слова элементарной слоговой структуры:

ГГ: «АУ», «УА», «ИА»;

СГ: «НА»;

СГ-СГ: «МАМА», «МАНЯ»;СГ-СГ-СГ: «ПАНАМА».

Следующий этап работы – использование детьми форм появившихся слов: панама – панамы.

Следует сразу включать появившиеся слова в элементарные предложения,предоставляя ребенку образец фразы: – На, Маня. Мани нет!

С удовольствием включаются дети в игру по договариванию слов в стихотворениях, маленьких рассказах.

Источник