Развитие экологического сознания личности ребенка
Раиса Александровна Кузнецова
Развитие элементов экологического сознания у дошкольников
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророческие слова Ф. Энгельса,который еще в прошлом веке пытался предостеречь: «не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит».
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней.
Для развития экологической культуры и создания гармоничной личности воспитание и образование должно начинаться с раннего возраста,проходя красной нитью через все образовательные ступени: дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее.
Н. А. Рыжова понимает под экологическим образованием дошкольников – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Следовательно, первой ступенью экологического образования выступает экологическое сознание.
Особое внимание при работе с детьми для закладывания элементов экологического сознания следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.
Одной из первых в данной области выступила программа А. Вересова «Мы земляне», которая ставит целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Популярной программой является программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа», которая нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение.К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад – дом радости», «Кроха».
Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Информация, даваемая детям, должна быть доступной, чтобы создавать условия для развития у детей эмоционально – положительного отношения к живой природе, а так же развивать творческую самостоятельность детей.
С помощью данных программ происходит знакомство детей с природными особенностями человека (закладывается формирование у детей элементарных представлений об основных биологических системах человека, о работе своего организма, приобщение к ценностям здорового образа жизни). Так же создаются условия для развития у детей экологического сознания через знакомство детей с различиями живого и неживого. Формирование представлений о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе. Знакомство дошкольников с проблемой загрязнения окружающей среды, развитие ответственного, бережного отношения к природе, создание условий для самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.
Методы экологического воспитания детей
Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.
Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлении.
В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования, который давно занял прочное место в высшей и средней школе. Разработку теоретических основ метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова.
В процессе опытно-экспериментальной работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их.Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед педагогами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Важным компонентом развития экологического сознания выступают экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.
Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают глубже понять детские интересы и их направленность (в Приложении 3 представлены образцы экологических сказок).
Так же важна и практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Следует учить детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.
В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие.
В заключение хотелось бы отметить, что формирование экологической культуры, экологического сознания у дошкольников – процесс длительный и не простой. Решающим фактором в формировании практических навыков экологически осознанного поведения является поведение взрослых, в первую очередь, педагогов и родителей. Если ребенок видит, как взрослые любовно ухаживают за растениями и животными, общаются друг с другом, как продуманно ведут себя в природе, он фиксируют соответствующие эмоциональные реакции взрослых, формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому экологическое образование и воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так и взрослых.
Источник
Светлана Гришмановская
Формирование экологического сознания у обучающихся
«Собраться вместе – это начало.
Держаться вместе –это процесс.
Работать вместе – это успех!»
Генри Форд
Экологическое сознание – это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий негативного отношения к ней. Кроме того, то понимание, это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Мы вынуждены сегодня признать, что тревожная экологическая обстановка сложилась во многих регионах нашей страны. Варварски вырубаются леса, загрязняются реки, воздух, разрушаются почвы, сокращается биологическое разнообразие видов, которое уже невозможно будет восстановить. Истощаются запасы нефти. Не секрет, что многие заболевания вызваны зараженной средой, рождаются дети с различными патологиями. Вместе с тем, экологическое сознание россиян еще крайне низкое. Часто приходится наблюдать такую картину, когда молодые мамы в угоду малышу срывают с клумбы цветы, ломают ветки деревьев и др. Задача формирования экологического сознания начинать необходимо с рождения ребенка, продолжая этот процесс в дошкольном учреждении, а затем в школе.
Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения ребенка с окружающей средой. В школе проводится систематическая работа по экологическому воспитанию через акции, проекты, работу кружков, внеурочную деятельность, участие в экологических конференциях и др.
Экологическое сознание – это личностный результат освоения при изучении биологии, формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий – это метапредметный результат. Эти результаты достигаются в процессе формирования и развития УУД.Использование возможностей сети Интернет в учебной деятельности школьников помогает учителю решить ряд важных задач:
• Организовать дополнительную работу с учениками, стремящимися получить новые знания;
• Развивать познавательную активность школьников, используя их интерес к современным информационно-коммуникативным технологиям;
• Формировать у школьников УУД, ИКТ-компетентность и др., умения и качества, необходимые в современном мире.
Формирование экологического сознания проходит длительный путь, который можно разделить на уровни экологического сознания:
1-й уровень – уровень эмпирических представлений, сформированных путем опыта и житейски усвоенных природоохранных умений;
2-й уровень – это когда человек владеет комплексом знаний и природоохранных умений;
3-й уровень – это высшее достижение экологического сознания, когда экологическое самосознание превращается в мировоззрение личности и определяет не только природоохранную деятельность, но и всякую трудовую деятельность. Таким образом экологическое сознание эволюционирует от понимания положительного отношения к экологической информации до прочного и устойчивого убеждения общественной и личной значимости усвоенной экологической идеи.
Результаты сформированности определенного уровня экологического сознания является экологическое поведение.
Я считаю, что экологически ориентируемые уроки биологии более всего способствуют формированию экологического сознания. Такая возможность есть практически на каждом уроке и ее надо использовать.
Экологическиориентированные уроки должны строится с учетом следующих принципов:
– каждый последующий урок дополняет предыдущий;
– принцип междисиплинарности;
– непрерывности;
– сочетание глобального и краеведческого подходов;
– сочетание восприятия среды с практикой ее охраны.
В своей работе использую УМК Н. И. Сонина. Вместе с ним добавляю в уроки элементы экологических знаний. Так в 7-8, 10-11 классах использую сборник заданий по экологии авт. Ердакова, где с помощью интересных заданий учащиеся расширяют и углубляют знания в этом направлении. Тем самым акцентирую внимание на экологии Томской области.
Стараюсь учитывать возрастные особенности школьников и провожу разновидности уроков,как:
• урок-дискуссия (в теме «Биосфера» «Спасет человеческий разум планету или погубит ее?»);
• урок-лекция (старшие классы «Биосфера и ее границы»);
• урок-семинар «Влияние выхлопных газов на здоровье человека»;
• урок-экскурсия («Жить или выживать?» – изучение состояние леса после пожара; «Источник жизни – Мир воды!»; знакомство с растениями и животными биоиндикаторами (7 класс)
• проблемный урок «Профилактика желудочно-кишечных заболеваний» с просмотром видеофильма. Каждая группа разрабатывает свою гипотезу, составляет рекомендации «Здорового питания».
Для формирования экологического сознанияиспользую разнообразные методы и приемы: тесты экологического содержания, экологические сказки, загадки, стихи и др.
Кропотливой длительной подготовки требует такая работа с учащимися,как:
– написание реферата «Путешествие капельки воды»;
– составление синквейнов;
– коллективные исследования «Использование бросового материала в практической деятельности человека».
Но решить задачу формирования экологического сознания только на уроках невозможно.
Во-первых, как видно из перечисленных форм, методов и приемов, многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Поэтому начатый на уроке процесс формирования экологического сознания я продолжаю во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность расширяет границы непосредственного опыта детей. На практике осуществляются интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.
Мероприятия внеурочной деятельности:
– это участие в акциях;
– ежегодное участие в районной научно-практической конференции «Юный исследователь»;
– в рамках декады предметов естественно-научного цикла организую работу станции «Биологическая» в интеллектуальном марафоне «Жизнь среди жизни»;
– дни защиты от экологической опасности;
– фестиваль «Единство непохожих».
Результатами моей работы по формированию экологического сознания школьников:
1. Тестирование, срезовые контрольные работы по экологической тематике (абсолютная успеваемость составляет 100%, качество – 75% и выше).
2. Подготовлено около 20 экологических проектов по темам мониторинга окружающей среды, экологии человека, охрана лесов за последние 3 года.
Источник
Формирование экологического сознания дошкольников в современной образовательной парадигме
Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.
В настоящее время российское общество переживает сложный период. С одной стороны, идет становление новой государственности с признанием приоритета общечеловеческих ценностей, самоценности человека, а с другой, налицо экономическая нестабильность, ярко выраженное разделение населения по имущественному признаку, вооруженные конфликты, обострение экологических проблем. Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. По словам Д.И. Писарева, только в молодости человек может развернуть и воспитать те силы своего ума, которые потом будут служить ему в зрелом возрасте, и если что-то не развилось в молодости, то остается неразвитым на всю жизнь. Любознательность, пытливость, желание узнавать – это те самые первые, самые необходимые черты характера, которые необходимо развивать в ребенке, готовя его к школе, к будущей жизни в целом.
Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества. Сочувствие живому, забота о нем, удовольствие от совершения доброго поступка – всё это способствует тому, что нормы отношения к природе не просто узнаются, но и “проживаются” ребенком, приобретают для него ценность, обеспечивая тем самым формирование мотива гуманистического отношения к миру. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества в системе дошкольного образования, поэтому данное направление получило широкое распространение в сети ДОУ. Многие ученые, такие как Н.Н.Поддьяков, С.Н.Николаева, Н.Н.Кондратьева отмечают, что возраст от 3 до 7 лет является начальным этапом становления экологического сознания и формирования начал экологической культуры.
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. Анализ экологической ситуации на нашей планете свидетельствует о том, что нынешний кризис охватил сферы мышления человека, его экологическое сознание и практическую деятельность. Глобальное уничтожение природы – это лишь побочный результат губительной деятельности общества. Чтобы навести порядок в головах людей относительно понимания проблем окружающей среды, законов существования и гармонического развития человека в биосфере, необходима четкая система соответствующего образования. Именно образование опирается на культуру, формирует основу духовности и нравственности человека.
Экологическое воспитание и воспитание Красотой немыслимы без чувства восхищения природой. Для этого необходимо уметь направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать. Очень важно еще в детстве научиться замечать и видеть Красоту, понимать и чувствовать ее. Порой для этого нужно всего лишь небольшое усилие – и Красота откроется.
Экологическая культура, по мнению Рыжовой, С.Н. Николаевой, включает соответствующие идеалы и ценности, нормы поведения, экологическую ответственность, чувство “гражданина планеты Земля”. А значит, экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующимися с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и дошкольных учреждениях.
Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную работу.
Экологическое образование и воспитание, которые формируют экологическое сознание человека, осуществляются в нашей стране в системе государственных и общественных форм, охватывая все группы населения. Однако происходит этот процесс медленно и нуждается в совершенствовании. Формирование начальных основ экологической культуры у дошкольников требует разработки системы экологического воспитания. Эта система включает определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий, необходимых для постоянного общения детей с природными объектами.
В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой.
В дошкольном возрасте создаются предпосылки для формирования личности, характера будущего гражданина, развития интеллектуальной и коммуникативной компетентности. Педагоги дошкольных образовательных учреждений закладывают у своих воспитанников основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности.
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства, группировать их.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходит под целенаправленным руководством взрослых. Экологическое мировоззрение – это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников – это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Существование мира животных, включая человека, было бы невозможно без растений, чем и определяется их особая роль в жизни нашей планеты. Из всех организмов только растения и фотосинтезирующие бактерии способны аккумулировать энергию Солнца. Растения – основное, определяющее звено в сложной цепи питания всех гетеротрофных организмов, включая человека. Наземные растения образуют степи, луга, леса и другие растительные группировки, создавая ландшафтное разнообразие Земли и бесконечное разнообразие экологических ниш для жизни организмов. Наконец, при непосредственном участии растений возникла и образуется почва.
В повседневной жизни дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами. Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), домашние и декоративные животные, птицы и насекомые, обитающие повсеместно, могут быть представлены ребенку с экологических позиций – в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений и животных, как они взаимодействуют с этими условиями. Любой живой организм обладает потребностями, которые не могут быть удовлетворены его внутренними ресурсами. Потребности живого организма удовлетворяются факторами внешней среды. Это, прежде всего потребности в питательных веществах, воде, кислороде, которые посредством обмена веществ создают жизненную энергию и позволяют особи реализовать себя во всех сферах жизни.
Формирование экологической культуры населения, начало ее становления падает на первые семь-восемь лет жизни ребенка. Дошкольное детство -ответственный период жизни человека: закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей этого возраста обладает большими возможностями и перспективой.
Итак, в основе экологического воспитания – адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания детей – формирование начал экологической культуры. Эта цель согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общечеловеческие ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры, гуманистические качества в человеке.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного.
В процессе экологического воспитания могут иметь место следующие виды деятельности:
– сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
– практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
– детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
– общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
– экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями. Экспериментирование с живыми объектами является позитивной деятельностью лишь в том случае, если поисковые действия осуществляются с учетом потребностей живого существа и не носят деструктивный характер;
– речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
– наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
– просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
И еще для детей старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний, которые в максимальной степени развивают их умственные, творческие и художественные способности. Для детей старшего дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержаний. Под наглядными моделями понимаются такие виды изображения различных предметов, явлений, событий, в которых выделены и представлены в более или менее обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов, причем сами эти компоненты обозначены при помощи условных заместителей.
Наглядное моделирование позволяет ребенку с помощью таких средств, как схемы, модели, планы, выявить объективные связи между предметами или частями предмета, обобщить свой познавательный опыт. Выражать же свое отношение к деятельности ребенку позволяет использование символических средств.
В старших группах работа по экологии проходит на материале экологических систем – лес, луг, водоем, город и различных природных зон. Модель, отражающая влияние условий жизни на строение растений, помогает ребенку понять, почему именно данные растения могут обитать в тех или иных условиях, как они приспособлены к ним. Модели экосистем дают представление о неразрывной взаимосвязи всего живого и неживого на Земле, роли человека в сохранении экологического равновесия на планете.
Для усвоения принципа моделирования определенное значение имеет использование модели для описания нового объекта. В этом случае можно дать детям задание: “Расскажите о новом растении (или животном) подробно, какое оно. А чтобы ни о чем не забыть, смотрите на эту модель”.
Полезно также использовать демонстрацию моделей в процессе сравнения объектов и нахождения признаков их отличия и сходства. Следующим этапом в демонстрации моделей является абстрагирование существенных признаков природных объектов, значимых для деятельности. Например, для установления потребностей растений в воде можно организовать с детьми опыт с проращиванием семян фасоли, помещая их в два блюдца. В одном из них семена замачиваются, в другом остаются сухими. В схематической модели вычленяется взаимосвязь состояния семян от наличия или отсутствия влаги. Можно предложить детям изобразить два блюдца с семенами, а над ними — два знака: голубой кружок, означающий наличие влаги в одном из блюдец, и пустой кружок — ее отсутствие. Через несколько дней, когда в одном из блюдец семена дадут ростки, в схеме отразить их новое состояние: к изображению семян подрисовывать ростки. Данная схема-модель поможет наглядно связать появление ростков с голубым кружком, означающим наличие влаги.
Демонстрация моделей используется и для обобщений, а на этой основе — для систематизации знаний детей. Так, при формировании понятия “птицы” модель помогает вычленить и осознать общие для этого класса животных признаки; среда обитания, форма тела, покров, наличие конечностей для передвижения по земле и воздуху, способ передвижения. Демонстрируя модель во время беседы о птицах, сначала можно рассмотреть птиц по картинам и сравнить их, а также обсудить вопросы об образе жизни некоторых из них. Далее можно найти общие для всех птиц признаки и продемонстрировать их в модели, а затем — обобщить. С этой целью можно показать детям картины с изображением неизвестных им птиц и некоторых насекомых и попросить доказать, опираясь на модель, принадлежность животного к определенному классу.
Демонстрация моделей позволяет научить ребенка выделять существенные признаки и компоненты наблюдаемых природных явлений, устанавливать связи между ними, а, следовательно, обеспечить более глубокое понимание фактов и явлений окружающей действительности.
Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщать, но и выразить свой эмоционально – познавательный опыт, а это, возможно, осуществить через моделирование биоцинозов.
Биоциноз – это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории.
С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей, анализ ее содержания позволяют воспитателю обнаружить их индивидуальные особенности, уровень экологической воспитанности.
Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности маленького ребенка.
Итак, основы целостного восприятия мира как единого живого организма, в котором человек – неотъемлемый орган, могут быть заложены в самом раннем детстве. Для этого сами, воспитатели и педагоги, должны увидеть мир в целом, познать его единство в бесконечном многообразии, увидеть в этом порядок, красоту, гармонию. Все начинается с детства, и все в детстве закладывается. Задача воспитателей осознать и приложить все силы к формированию нового поколения. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.
Литература:
1. Ашиков, В. и др. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста [Текст] /В.И.Ашиков, С.Г. Ашикова С. Г. //Семицветик.- М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.- 132с.
2.Горькова, Л. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) [Текст] / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина – М.: ВАКО, 2005.- 240с.
3.Николаева, С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей [Текст] / С. Николаева //Дошкольное воспитание.- №7.- 2002.- с.52-64
4.Попова, Т. Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нрав?