Развитие я ребенка у младших школьников
«Развитие «Я – концепции» у младшего школьника»
учитель начальных классов МОУ «СОШ № 57»
г. Саратова
Федосеева Ольга Анатольевна
Понятие «Я-концеции» вошло в словарь российского педагога-практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога и философа У. Джеймса (1922), основателя психоанализа З. Фрейда (1917; 1921; 1923) и его дочери детского психолога А. Фрейд (1936) заложены основы изучения этого психологического феномена.
Что же такое «Я-концепция», какую роль она играет в психической жизни ребёнка?
«Я-концепция» личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит своё поведение.
Изучение всего связанного с «Я-концепцией» имеет важное значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в усвоении знаний учащимися. Содержание «Я-концепции» (или, по-другому, самооценки), как считают психологи, – один из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание процесса социализации ребёнка.
Для педагогов и психологов всё более очевидным становится тот факт, что «Я-концепция» или самооценка ребёнка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследователей говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учёбе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.
Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.
Проведённые исследование по изучению «Я-концепции» детей начальной школы показало: чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании «Я-концепции ребёнка».
Внутреннее вживание в роль школьника-дело постепенное. В 1 классе некоторую опасность представляет двойственное отношение ученика к учителю. Даже, если преподаватель ласковый и приветливый, ему всё равно приходится выступать в качестве ограничевающего авторитета, требующего соблюдать установленные правила поведения. Дети мечтают о расположении учителя, относятся к нему с восхищением и одновременно боятся его, проявляют упрямство. Выражается это в том, что одни становятся очень робкими, а другие -не дисциплинированными. Но если учитель правильно понимает поведение учеников, он не создаёт преждевременно плохого представления о них.
В 1 классе существует фантом школьной отметки. Ещё не поступив в школу, многие дети мечтают о том, что будут получать одни «пятёрки». Когда учитель выставляет отметки, ребёнок позитивно воспринимает только «пятёрку», остальные для него негативны. Ребёнок начинает коллекционировать отличные отметки. Ситуацию во многом создают сами родители. Большинство из них считают, что их дитя должно учиться в начальной школе только на «четыре» и «пять». Среди них бытует мнение, что, если у ребёнка уже на первой ступени основной школы проблемы с успеваемостью, то он до окончания школы не избавиться от репутации слабого, дальнейшая судьба их детей видится папам и мамам в мрачных тонах. Фантом школьной отметки в значительной степени участвует в образовании осей «Я-школьник» и «Я умею, Я познаю». Поэтому учителю в 1 классе не следовало бы в глазах детей и родителей придавать слишком большое значение отметкам.
Ещё одну опасность в начальной школе представляет тот факт, что дети получают знания главным образом в готовом виде. Тем самым ограничивается их самостоятельность в учебном процессе. Почти все без исключения первоклассники вначале ходят в школу с радостью, но после нескольких месяцев занятий это чувство мало-помалу ослабевает.
За недисциплинированностью, излишней подвижностью, дерзостью ребёнка очень часто скрывается эмоциональная неудовлетворенность в семье, и, следовательно, хронический недостаток признания и одобрения. Абсолютное большинство детей в начальной школе чутко реагируют на проявление благосклонности и любви учителя. Чувства учителя-это ключ к детскому «Я». Хороший принцип хвалить и одобрять в подходящих моментах за положительное поведение и не усиливать негативное поведение замечаниями, критикой и досадами.
Противоположная опасность заключается в том, что очень часто полагают, будто можно легко повысить заниженную самооценку ребёнка только путём создания положительных подкреплений и, щедро расточать похвалы в адрес такого ребёнка, стараясь сделать так, чтобы он занял в классе какое-нибудь «высокое место», которое поможет ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребёнок воспринимает это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может быть неожиданно негативной. Например: «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы убедились, какой я безнадёжно тупой»
Любое действие или слово учителя может быть расценено ребёнком с заниженной самооценкой, в негативном свете. Неважно, насколько положительно эти действия или слова учителя будут расценены другими детьми, насколько учитель сам будет вкладывать в него искренние положительные намерения-ребёнок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему важно, чтобы у ребёнка с раннего возраста формировалось положительное отношение к себе.
Обобщая, можно сказать, каким путём и в какой последовательности можно добиться самопонимания и повысить самоуважение ребёнка.
Сообщаем ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними.
Сообщение о своих хороших результатах ученик получает от людей авторитетных и значимых для него.
Сообщаем ученику о хороших результатах в форме внушения, т.е. с соответствующим эмоциональным воздействием: подаём руку, похлопываем по плечу и т.п.
Даём ученику возможность закрепить впечатление о хороших результатах (например, поможем добиться ему хороших результатов, предложив более лёгкий материал, не сообщая при этом ребёнку о том, что он выполняет облегчённый вариант).
Создаём в окружении ребёнка благожелательное отношение к нему (попробовать повлиять на других учителей, на одноклассников, у которых о нём отрицательное мнение).
Чтобы помочь ученику достичь хороших результатов, мы «болеем за него», «держим его сторону» даже тогда, когда он учится слабо или показатели у него не стабильны.
Если удалось повлиять на образ «себя» ребёнка, встаёт проблема, как закрепить позитивные перемены в нем. Ведь нельзя ожидать, что у ребёнка с нарушенным образом «себя» после нескольких бесед с учителем, как по волшебству, сразу появится позитивное отношение к себе. Но это не значит, что все попытки учителя помочь не имеют смысла. Основное здесь-это сотрудничество и координация воспитательных методов всех, кто работает с ребёнком.
Литература.
Психологический словарь. – М., 1997
Концепция воспитания личности растущего человека/ Кузнецов Г.А., Чиркова Н.А. и др. – Саратов 2000
Степанов Е.И., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.:ТЦ Сфера, 2002.
И.В.Егоров Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста. /Начальная школа/ 2002, №3
Н.А. Полякова Готовимся к зачёту по педагогике. Саратов 2008.
Источник
Александра Фадеева
Исследование образа «Я» современного младшего школьника
Младший школьный возраст открывается критическим, или пере-
ломным, периодом в жизни ребенка, который был описан в литературе как
кризис семи лет. Младший школьный возраст один из самых ранних и от-
ветственных в плане развития «Я — концепции» как совокупности пред-
ставлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой (согласно Р. Бернсу).
Младший школьный возраст весьма ресурсен и богат скрытыми воз-
можностями развития. Высокая сензитивность этого возрастного периода
определяет большие потенциальные возможности разностороннего разви-
тия ребенка.
Именно в этом возрасте ребенок впервые отчетливо начинает осоз-
навать отношения между ним и окружающими, разбираться в обществен-
ных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных
ситуаций, то есть постепенно вступает в сознательную фазу формирования
личности. Настоящий источник и движущие силы развития самосознания,
как отмечает С. Л. Рубинштейн, следует искать не во врожденных предпо-
сылках, а в возрастающей реальной самостоятельности индивида, выра-
жающийся в изменении его взаимоотношений с окружающими людьми.
Регуляция связи ребенка со средой воспитания играет ведущую роль в раз-
витии самосознания личности ребенка [3].
Проблемами изучения младшего школьного возраста занимались ав-
торы: Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Э. Эриксон, А. Л. Венгер, и др.
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоя-
тельством в понимании и развитии образа Я — это поступлением в школу.
Еще Л. С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным воз-
растом — это расставание с детской непосредственностью. Ребенок, по-
Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре,политике :
сборник материалов Х региональной молодёжной научно-практической конференции.
Биробиджан, 29—30 апреля 2015 г.
133
падая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более
суровом мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит
очень многое [1].
С приходом в школу ребенок автоматически занимает совершенно
новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные
обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие, взрослые, учи-
тель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уни-
кальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство
(не важно — вольно или по принуждению) учиться, как все дети в его воз-
расте. Изменяется эмоциональная сфера ребенка. С одной стороны, у
младших школьников сохраняется характерное для дошкольников свойст-
во бурно реагировать на отдельные, задевающие их, события и ситуации. С
другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические
эмоциональные переживания, т. к. свобода дошкольного возраста сменя-
ется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. За выполнени-
ем правил, считал Д. Б. Эльконин, лежит система социальных отношений
между ребенком и взрослым. Ситуация школьной жизни вводит ребенка в
строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности,
ответственности, дисциплинированности, хорошей успеваемости.
Меняется весь жизненный строй ребенка. Свобода дошкольного дет-
ства сменяется отношениями зависимости и подчинения новым правилам
жизни. Семья начинает по-новому контролировать ребенка в связи с необ-
ходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго органи-
зовывать режим дня. Ужесточенные требования к ребенку, даже в самой
доброжелательной форме, возлагает на него ответственность за самого се-
бя. Необходимое воздержание от ситуативных импульсивных желаний и
обязательная самоорганизация создают изначально у ребенка чувство
одиночества, отчужденности себя от близких — ведь он должен нести от-
ветственность за свою новую жизнь и сам организовывать ее. Успехи ре-
бенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потреб-
ность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной
деятельности [2]. Серьезные изменения происходят во взаимоотношениях
детей с учителем и сверстниками. Несмотря на то, что в отношениях с учи-
телем нравственный авторитет продолжает играть доминирующую роль,
возрастает самостоятельность ребенка, проявляющаяся в самооценке и ав-
торегуляции поведения с позиций не только авторитета, но и усвоенной
нормы. Отчетливо проявляется стремление включиться в совместную дея-
тельность и общение группы сверстников.
Переход в иную социальную ситуацию развития порождает возник-
новение нового типа отношений у младшего школьника, активизирует
учебную деятельность, как ведущую и стимулирующую новообразования.
Все эти обстоятельства способствуют становлению иного (отличного от до-
школьного) образа Я младшего школьника.
Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре,политике :
сборник материалов Х региональной молодёжной научно-практической конференции.
Биробиджан, 29—30 апреля 2015 г.
134
Объект — образ Я младших школьников.
Предмет — особенности образа Я младших школьников.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить образ Я младших школьников.
2. Эксперементально изучить образ Я младших школьников.
3. Обобщить и проанализировать результаты исследования.
Цель — теоретически и практически исследовать образ Я младших
школьников.
Гипотеза — мы предполагаем, что содержание образа Я младшего
школьника связано с областью достижений в учебной деятельности и зер-
кальным образом Я (то, как видит ребенка учитель).
Чтобы определить важность и значимость адекватного развития об-
раза Я младших школьников, было проведено экспериментальное исследо-
вание на базе МКУСОШ с.Ленинское: количество человек 12 возрасте 10 лет.
Для проведения исследования были использованы следующие ме-
тодики:
1. Методика «Автопортрет» — проективный рисуночный тест приме-
няется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов
личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тре-
вожности, страха, агрессивности).
2. Методика «Четыре персонажа»– исследование осознанных и не-
осознанных аспектов самопрезинтации.
3. Методика «Кто я»– выявление сформированности Я-концепции.
Опрос педагога — характеристика учебной деятельности и психоло-
гических особенностей каждого учащегося.
Исходя из результатов анализа методики «Автопортрет» мы видим,что:
1. Адекватная самооценка и отрицание базовых потребностей и влече-
ний составляют 83 %, это обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте
происходит осознание себя, своих физических сил, умственных способностей,
поступков, целей, своего поведения, отношения к окружающему и самому се-
бе. Отрицание своих потребностей и влечений существенно влияет на приня-
тие ребенком себя. Вследствие бурного роста и перестройки организма, кото-
рая начинается уже в младшем школьном возрасте — повышается интерес к
своей внешности и соответственно эта грань образа Я уже к началу подрост-
кового периода становиться значимой для младшего школьника.
2. Завышенная самооценка и удовлетворенность потребностей и вле-
чений составляют у 16 % младших школьников. С одной стороны, на основе
неадекватной завышенной самооценки возникает неадекватное представле-
ние о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей
ценности для окружающих, для общего дела. С другой — удовлетворенность
потребностей и влечений способствуют становлению ребенка как личности.
3. Заниженная самооценка и неудовлетворенность потребностей и
влечений выражены у 8 % детей, что влечет за собой неудовлетворенность
Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре,политике :
сборник материалов Х региональной молодёжной научно-практической конференции.
Биробиджан, 29—30 апреля 2015 г.
135
принимаемыми решениями, которые формируют замкнутость в не приня-
тии своих влечений и потребностей.
Контроль над телесными влечениями отсутствует, представлен у
41 % детей, это обусловлено слабыми волевыми качествами школьников,
возможно — неустойчивостью внимания.
Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способ-
ностей, умений проявляется у 41 % испытуемых, это говорит о стремлении
более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, мнениях, от-
ношениях с окружающими.
Отрицание своих влечений, потребностей, раннее половое созрева-
ние формирует повышенную тревожность у 68 % детей и выражается в
замкнутости, потребности в защите и в принятии.
Агрессивность и эгоизм выражены у 50 %, что отражает психологиче-
ское характеристики младшего подростка. Проявление агрессивности как
защитной реакции на увеличивающиеся требования, а также эгоцентрич-
ность свидетельствует об отсутствии децентрированности у младших
школьников, а, следовательно, о трудности проявления эмпатии.
Демонстративность составляет 75 %, обусловлена ярко выраженной ак-
тивностью и стремлением привлечь к себе внимание любыми возможными,
способами. Такой стиль поведения может иметь место у младших школьни-
ков с формирующейся акцентуацией характера или с формирующимся опре-
деленным стилем ролевого поведения. Такие дети, как правило, достаточно
активны в общении. Однако, в большинстве случаев, обращаясь к партнеру,
они не испытывают к нему реального интереса или желания что-то делать
вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение дру-
гих: говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые спосо-
бы привлечения внимания взрослых или сверстников. «Смотрите, как я умею
рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки, и пр.» Самоут-
верждение и восхищенное внимание других является для них главной целью
и ценностью. При этом, способом привлечения внимания может быть как по-
ложительные формы поведение («смотрите, какой я хороший», так и дейст-
вия, выражающие агрессию. Демонстративные дети очень ориентированы на
оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети стремятся,
во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков.
Однако, в случаях, когда отношения со взрослым или со сверстниками не
складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику пове-
дения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры.
Для изучения содержания образа Я у испытуемых мы использовали
проективную методику «Четыре персонажа».
Результаты анализа методики «Четыре персонажа» показывают, что
33 % школьников обладают тенденцией к подавлению сигналов своего те-
ла, по результатам методики «Автопортрет» известно, что 83 % детей от-
рицают свои потребности и влечения: ранние изменения в теле и неготов-
Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре,политике :
сборник материалов Х региональной молодёжной научно-практической конференции.
Биробиджан, 29—30 апреля 2015 г.
136
ность детей (особенно девочек) к этим изменениям порождает такую реак-
цию. Закрытость у детей составляет 58 %, также по результатам методики «
Автопортрет» известно, что выраженная закрытость младших школьников
обусловлена чувством тревожности 66 %, агрессивности 50 %, неудовле-
творенности собой, своим телом.
У большинства школьников (54 %) выраженное стремление к росту и
развитию, а у ученицы Ксении. Ш. выраженная потребность в самовыражении.
Проанализировав методику Куна «Кто я», направленную на изучение
Образа Я,мы пришли к следующим результатам:
Потребность в контакте младшие школьники определяют как значи-
мое (7 %). Для младших школьников важно общение, понимание и приня-
тие их сверстниками и взрослыми. Контакт играет важную роль для них в
развитии самооценки, которая влияет на позитивный и не искаженный об-
раз Я, мира и других. Чрезмерная закрытость как показывают результаты
анализа методики «Четыре персонажа» (58 %) желание закрыться.
Оценки сверстников и взрослых ребенок уделяет большое внимание,
выстраивая положительный настрой на собственное Я.
Чаще других дети определили такие качества личности как эмпатия,
толерантность и уважение.
В процессе беседы с педагогом подтверждает потребность младшего
школьника в контакте со сверстниками и взрослыми. Так 75 % (Кирилл, Егор
и др.) школьников обладают неустойчивым вниманием, сложностями в
развитии памяти, для них свойственно отсутствие стремления к достижени-
ям. Из анализа результатов методики «Кто я» известно, что достижения
младших школьников составляют 1 %. Всего 25 % школьников сосредото-
ченно работают на уроках, грамотно излагают свои мысли, владеют боль-
шим запасом слов. (Людмила, Евгения и др.). В исследовании нами было
обнаружено противоречие между возрастающей потребностью в общении
со сверстниками (переходный этап к подростковому возрасту) и недовери-
ем к миру (страх негативного оценивания, непринятия).
Из экспериментального исследования следует, что наша группа ис-
пытуемых младших школьников переживают переломный момент — пере-
ход от младшего школьного возраста к подростковому. Проанализировав
образы Я, в которых ребенок себя представляет и характеристики образа Я,
которые он дает себе было видно, что более важным для младших школь-
ников является характер межличностных отношений и значимых эмоцио-
нальных связей, в которых отражаются как его личные характеристики, так
и зеркальное Я. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что
именно отношения являются важнейшим фактором развития содержатель-
ных характеристик образа Я младшего школьника.
Библиографический список:
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды.
В 2 томах. Т. 1. М., 1980.
Молодежные исследования и инициативы в науке, образовании, культуре,политике :
сборник материалов Х региональной молодёжной научно-практической конференции.
Биробиджан, 29—30 апреля 2015 г.
137
2. Выготский Л. С. Проблемы воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т.
Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 454—465. Т. 3.М: Педагогика, 1983.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
Источник