Развитие я ребенка младшего школьника

Развитие я ребенка младшего школьника thumbnail

«Развитие «Я – концепции» у младшего школьника»

учитель начальных классов МОУ «СОШ № 57»

г. Саратова

Федосеева Ольга Анатольевна

Понятие «Я-концеции» вошло в словарь российского педагога-практика относительно недавно, в начале 70-х годов. Но изучение этой психологической структуры велось давно. В работах американского психолога и философа У. Джеймса (1922), основателя психоанализа З. Фрейда (1917; 1921; 1923) и его дочери детского психолога А. Фрейд (1936) заложены основы изучения этого психологического феномена.

Что же такое «Я-концепция», какую роль она играет в психической жизни ребёнка?

«Я-концепция» личности – это устойчивая, в большей или меньшей степени осознаваемая и переживаемая система представлений личности о самом себе, на основе которой она строит своё поведение.

Изучение всего связанного с «Я-концепцией» имеет важное значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в усвоении знаний учащимися. Содержание «Я-концепции» (или, по-другому, самооценки), как считают психологи, – один из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание процесса социализации ребёнка.

Для педагогов и психологов всё более очевидным становится тот факт, что «Я-концепция» или самооценка ребёнка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследователей говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учёбе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой.

Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительные представления о себе. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с явным напряжением.

Проведённые исследование по изучению «Я-концепции» детей начальной школы показало: чем больше доверия вызывает источник информации, тем большее влияние он может оказать на наше самовосприятие. В этом одна из причин особо важной роли учителей и родителей в формировании «Я-концепции ребёнка».

Внутреннее вживание в роль школьника-дело постепенное. В 1 классе некоторую опасность представляет двойственное отношение ученика к учителю. Даже, если преподаватель ласковый и приветливый, ему всё равно приходится выступать в качестве ограничевающего авторитета, требующего соблюдать установленные правила поведения. Дети мечтают о расположении учителя, относятся к нему с восхищением и одновременно боятся его, проявляют упрямство. Выражается это в том, что одни становятся очень робкими, а другие -не дисциплинированными. Но если учитель правильно понимает поведение учеников, он не создаёт преждевременно плохого представления о них.

В 1 классе существует фантом школьной отметки. Ещё не поступив в школу, многие дети мечтают о том, что будут получать одни «пятёрки». Когда учитель выставляет отметки, ребёнок позитивно воспринимает только «пятёрку», остальные для него негативны. Ребёнок начинает коллекционировать отличные отметки. Ситуацию во многом создают сами родители. Большинство из них считают, что их дитя должно учиться в начальной школе только на «четыре» и «пять». Среди них бытует мнение, что, если у ребёнка уже на первой ступени основной школы проблемы с успеваемостью, то он до окончания школы не избавиться от репутации слабого, дальнейшая судьба их детей видится папам и мамам в мрачных тонах. Фантом школьной отметки в значительной степени участвует в образовании осей «Я-школьник» и «Я умею, Я познаю». Поэтому учителю в 1 классе не следовало бы в глазах детей и родителей придавать слишком большое значение отметкам.

Ещё одну опасность в начальной школе представляет тот факт, что дети получают знания главным образом в готовом виде. Тем самым ограничивается их самостоятельность в учебном процессе. Почти все без исключения первоклассники вначале ходят в школу с радостью, но после нескольких месяцев занятий это чувство мало-помалу ослабевает.

За недисциплинированностью, излишней подвижностью, дерзостью ребёнка очень часто скрывается эмоциональная неудовлетворенность в семье, и, следовательно, хронический недостаток признания и одобрения. Абсолютное большинство детей в начальной школе чутко реагируют на проявление благосклонности и любви учителя. Чувства учителя-это ключ к детскому «Я». Хороший принцип хвалить и одобрять в подходящих моментах за положительное поведение и не усиливать негативное поведение замечаниями, критикой и досадами.

Противоположная опасность заключается в том, что очень часто полагают, будто можно легко повысить заниженную самооценку ребёнка только путём создания положительных подкреплений и, щедро расточать похвалы в адрес такого ребёнка, стараясь сделать так, чтобы он занял в классе какое-нибудь «высокое место», которое поможет ему уверовать в свои силы. Однако нет никакой гарантии, что ребёнок воспринимает это именно так, как мы рассчитываем. Его интерпретация наших действий может быть неожиданно негативной. Например: «Почему меня, такого толстого, назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы убедились, какой я безнадёжно тупой»

Читайте также:  Развитие ребенка до года звуки

Любое действие или слово учителя может быть расценено ребёнком с заниженной самооценкой, в негативном свете. Неважно, насколько положительно эти действия или слова учителя будут расценены другими детьми, насколько учитель сам будет вкладывать в него искренние положительные намерения-ребёнок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему важно, чтобы у ребёнка с раннего возраста формировалось положительное отношение к себе.

Обобщая, можно сказать, каким путём и в какой последовательности можно добиться самопонимания и повысить самоуважение ребёнка.

  1. Сообщаем ученику, что он добился хороших результатов, даже если в действительности его результаты были средними.

  2. Сообщение о своих хороших результатах ученик получает от людей авторитетных и значимых для него.

  3. Сообщаем ученику о хороших результатах в форме внушения, т.е. с соответствующим эмоциональным воздействием: подаём руку, похлопываем по плечу и т.п.

  4. Даём ученику возможность закрепить впечатление о хороших результатах (например, поможем добиться ему хороших результатов, предложив более лёгкий материал, не сообщая при этом ребёнку о том, что он выполняет облегчённый вариант).

  5. Создаём в окружении ребёнка благожелательное отношение к нему (попробовать повлиять на других учителей, на одноклассников, у которых о нём отрицательное мнение).

  6. Чтобы помочь ученику достичь хороших результатов, мы «болеем за него», «держим его сторону» даже тогда, когда он учится слабо или показатели у него не стабильны.

Если удалось повлиять на образ «себя» ребёнка, встаёт проблема, как закрепить позитивные перемены в нем. Ведь нельзя ожидать, что у ребёнка с нарушенным образом «себя» после нескольких бесед с учителем, как по волшебству, сразу появится позитивное отношение к себе. Но это не значит, что все попытки учителя помочь не имеют смысла. Основное здесь-это сотрудничество и координация воспитательных методов всех, кто работает с ребёнком.

Литература.

  1. Психологический словарь. – М., 1997

  2. Концепция воспитания личности растущего человека/ Кузнецов Г.А., Чиркова Н.А. и др. – Саратов 2000

  3. Степанов Е.И., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.:ТЦ Сфера, 2002.

  4. И.В.Егоров Развитие «Я-концепции» у детей младшего школьного возраста. /Начальная школа/ 2002, №3

  5. Н.А. Полякова Готовимся к зачёту по педагогике. Саратов 2008.

Источник

Теплякова Елена Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школы № 346

«Развитие личности младшего школьника»

Ребенок младшего школьного возраста начинает активно размышлять по поводу своих действий, утаивать свои переживания. Внешне он не такой, как внутренне. Именно эти изменения в личности часто приводят к выплескам эмоций на взрослых, стремлению сделать то, что хочется, к капризам. Негативное содержание этого возраста проявляется, в первую очередь, в нарушении психического равновесия, в неустойчивости воли, настроения и т.п.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, от его оценки взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень подвержен внешнему влиянию. Именно благодаря этому он и впитывает в себя знания, как интеллектуальные, так и нравственные. Значительную роль в установлении нравственных норм и развитии детских интересов играет учитель, хотя степень успешности этого будет зависеть от типа его отношений с учениками.

В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ученика начальных классов, как уже было сказано, является мотив достижения успеха. Иногда встречается его разновидность — мотив избегания неудачи.

В сознание младшего школьника закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Он начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, крайне важно постоянное внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, ответственного личностного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось — он постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.

Именно в этом возрасте, переживая свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит отражение во всех сферах его жизни, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети открывают для себя новые групповые формы активности, занятий. Поначалу они стараются вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь ее законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников.

В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Младшие школьники учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми — хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни.

Ребенок теперь стремится к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.

Читайте также:  Этапы физического развития ребенка с рождения

В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциаль-ном поведении, учете их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности.

Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, он невольно вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и просто вынужден учиться развивать свои способности и качества.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Источник

План

1. Становление “Я-образа” ребенка.

2. Развитие эмоционально-оценочной составляющей “Я-концепции” ребенка.

3. Становление поведенческой составляющей “Я-концепции” ребенка.

4. Факторы и механизмы развития “Я-концепции” ребенка.

Становление “Я-образа” ребенка

“Детство – особый период в развитии человека, когда на поверхности оказывается лишь незначительная часть того, что ребенок усваивает. Большинство впечатлений, открытий, представлений никак не проявляются в поведении, накапливаются вроде как впрок, закладываются в хранилище на долгие годы. Чем младше ребенок , тем больше подводная часть айсберга »[182, 20].

Ребенок приходит в школу с определенными представлениями и отношением к самому себе, что сформировались преимущественно в игровой деятельности, в процессе общения с родителями и сверстниками. И именно в начале школьной жизни начинаются трудности, обусловленные его определенными особенностями. Меняется социальная ситуация развития – на смену игровой деятельности приходит учебная. Ребенок в новых условиях становится объектом постоянных оценок со стороны учителей и одноклассников, не всегда совпадают с ее собственными представлениями о себе. Это приводит к кризису в психологическом развитии ребенка, которую большинство психологов называют кризисом шести-семи лет. “Впервые у ребенка возникает внутренняя борьба переживаний, которую ребенок начинает осознавать как противоречие между восприятием себя и оценкам со стороны окружающих” [182, с. 49]. Переживая этот кризис, ребенок постепенно адаптируется к новым условиям, в которых идет формирование “Я-концепции”.

У младших школьников – учеников первых, вторых и третьих классов – формирование “Я-концепции” в значительной степени зависит от их успехов в учебной деятельности, становится ведущей деятельностью данного возрастного периода. И поскольку успехи ученика оценивает учитель, то он и становится основным значимым другим, под влиянием которого у учащихся первых и вторых классов формируются представления о своих учебных способности, которые составляют основное содержание реального «Я» ребенка. Достаточно часто младший школьник, в зависимости от оценок, делает вывод не только о своих способностях, но и о себе в целом. Однако, детям трудно одновременно быть тем, кто оценивает и тем, кого оценивают, то есть смотреть на себя со стороны других, в результате способность оценивать других развивается быстрее способности оценивать собственное “Я”.

Об успехах в учебе определяется социальный статус младшего школьника в классе наибольшим авторитетом пользуются отличники, которые находятся в центре внимания. Социальные контакты ученика начальных классов неизбежно влияют на его “Я-концепцию”, способствуют становлению самостоятельности ребенка, его эмансипации от родителей. В связи с этим уже в шесть-семь лет индивид стремится занять новое, взрослее положение в жизни и выполнять новую общественно важную деятельность. Именно в период младшего школьного возраста ребенок начинает себя осознавать не только субъектом учебной деятельности, но и субъектом в системе человеческих отношений, то есть происходит осознание своего социального “Я”, выступает фактором становления осо-бистисного новообразования этого возрастного периода – внутренней позиции школьника.

Становление социального “Я” младшего школьника – одного из важнейших структурных элементов “Я-концепции” – происходит не только под влиянием оценок взрослых – учителей, родителей, но и ровесников. В сложившихся взрослыми коллективах всегда существуют микрогруппы, создаваемых на основе собственных симпатий и общности интересов. У первоклассников микрогруппы состоят преимущественно из двух человек и базируются на общих интересах, которые преобладают на данном отрезке времени. До десяти лет “Я-концепция” формируется под влиянием сверстников, которым отдается предпочтение перед другими, независимо от их пола. От десяти до двенадцати лет происходит половая изоляция, в условиях которой группы состоят из трех и более членов. К четвертому классу уменьшается влияние учителей и родителей на формирование “Я-концепции” и увеличивается влияние сверстников, которые входят в состав одной микрогруппы.

В процессе развития личности усиливается склонность описывать себя в социальных терминах, каждый из которых означает принадлежность к определенному «Мы». Групповых “Мы”, с которыми ребенок соотносит собственное “Я”, много и они довольно разными. С возрастом ребенок уже может дифференцировать их и осознавать собственную принадлежность к ним.

Читайте также:  Центр развития ребенка в отрадном

Социальные контакты младшего школьника со сверстниками неизбежно влияют на становление его “Я-концепции”. Наряду со взрослыми дети создают свое “общество”, состоящий из различных групп, в которых установлены определенные ранговые категории, по которым оценивается каждый участник группы. Например, последний по математике может быть самым сильным в классе. Однако, в этих условиях ребенок не оценивается по какому-либо одному признаку, что дает ей постоянное место в определенной группе. Напротив, ребенок постоянно перемещается из одной категории в другую. Данное положение фиксируется ею в понятии и осознается. Ребенок познает себя как средоточие различных возможностей. Сама разнообразие окружения, в котором может оказаться младший школьник, и в котором он может себя представить, выступает фактором консолидации личности. Изменение качества и связей теперь уже не заставляет младшего школьника полностью отказываться от себя по сравнению с детьми дошкольного возраста.

Сквозь призму социального “Я” идет формирование важнейших образов для ребенка – эмоционального “Я”, идеального “Я” и физического “Я”. Все социальные контакты ребенка со значимыми другими является определенным образом эмоционально окрашенными, что в свою очередь способствует становлению эмоционального “Я”. В период от шести до девяти лет ребенок начинает осознавать, что не только она сама, но и другие люди имеют устойчивые, независимые от конкретной ситуации, характеры и убеждения. В связи с этим, непосредственные переживания этих людей можно понять лишь в контексте их жизненного опыта. В результате перед ребенком открывается возможность возможность синтеза непосредственной реакции на эмоциональное состояние другого человека с осознанным представлением о ней как о личности, что выступает необходимым условием понимания.

Образ другого, а именно, образ близкого человека, у каждого человека формируется под влиянием эмпатии, то есть способности сопереживать другому, что выступает предпосылкой формирования эмоционально окрашенного образа себя.

С возрастом эмоции младших школьников становятся более длительными, устойчивыми и глубже. Такой уровень развития эмоциональной сферы личности приводит у учащихся начальной школы появление постоянных интересов, длительных товарищеском отношений, основанных на этих общих и достаточно прочных интересах.

С формированием образов социального “Я” и эмоционального «Я» неразрывно связано становление идеального образа “Я”. Именно в процессе эмоционально окрашенных социальных контактов со значимыми другими формируется идеальное “Я”. Так, во время дружеского общения “образ Я” состоит особенно интенсивно, поскольку из-за других мы становимся собой. В то же время дружба способствует развитию «Я-идеального».

Идеальное «Я» формируется у детей уже к концу начальной школы. Если у детей дошкольного возраста планы реального, желаемого и возможного еще слабо дифференцированы, притязания и достижение не разграничиваются, то у детей младшего школьного возраста реальные и идеальные представления о себе начинают дифференцироваться. Содержание идеального образа “Я” у нормальных детей составляют преимущественно положительные качества. Идеальное «Я» играет большую роль в становлении личности – дети стремятся вести себя согласно своим идеальным образом «Я», связанный с образом конкретного человека.

Большое значение в младшем школьном возрасте имеет и физическое “Я”. Образ тела, шо содержит оценку своего физического “Я”, выступает источником развития “Я-концепции”. В частности, на “Я-концепцию” ребенка существенно влияет тип строения ее тела, в частности те стереотипные реакции, вызванные этим типом. Экспериментально исследовано, что дети младшего школьного возраста с готовностью принимают атлетическую строение тела, избегают ровесников из пикнического строением (склонность к полноте).

Одной из категорий, с помощью которой ребенок осознает собственное “Я”, является пол. Психологи предполагают, что к шести-семи годам ребенок уже осознает свою половую принадлежность, которая уже будет такой навсегда. Согласно своим полом ребенок усваивает определенные типы поведения, которых придерживается в школе, дома и т.

У дошкольника уже сложились определенные представления о своем физическом “Я”. Однако с приходом в школу отношение ребенка к своему физическому образа “Я” может существенно измениться. С одной стороны внешность ребенка в значительной мере определяет определенное отношение к ней, что существенно отражается на общей самооценке младшего школьника. С другой стороны ребенок сталкивается с новым отношением к своей внешности и поведения, с новыми реакциями людей, которых еще не было в ее жизненном опыте.

По-разному и в неодинаковой время происходит становление представлений о собственном “Я” у мальчиков и девочек младшего школьного возраста. В девочек гораздо быстрее, чем у мальчиков, появляются представления о собственном “Я”, и они значительно глубже. Очевидно, это обусловлено тем, что они раньше проявляют внимание к своей внешности, к отношению со стороны окружающих. Взаимоотношения между девочками намного сложнее, включают оценки участников их микрогрупп. Указанные особенности и способствуют созданию достаточно сложного “Я-образа”. “Я-образ” мальчиков соотносится с «Я-образом” девочек, на два года моложе них.

Источник