Развитие я ребенка как основа психологического здоровья ребенка
Автор: Кокташева Галина Геннадьевна
Должность: педагог — психолог
Развитие «Я — концепции» ребенка как основа психологического здоровья дошкольника
Методические разработки
«Не тверди, что знаешь свой потолок – поначалу убедись, что он твой»
Ричард Бах, «Иллюзии: приключения мессии поневоле», 1977г.
Введение
В последние годы введен термин «психологическое здоровье», который стал обще употребляемый. В то же время наблюдается некоторая размытость предмета работы детского психолога. Я полагаю, что именно формирование психологического здоровья является центральным моментом в работе психолога дошкольного учрежденья. Понятно, что психологическому здоровью ребенка соответствует сформированность основных возрастных личностных новообразований. Причем те или иные трудности в их формировании свидетельствуют о нарушении психологического здоровья.
Согласно официальным статистическим данным и результатам специальных исследований, уже к началу школьного обучения выявляется до 30% детей с проблемами социальной дезадаптации и различными психосоматическими расстройствами, для большинства из которых наиболее характерной чертой является сужение или отсутствие представлений о себе как о самоценной личности [2,5,6].
Для развивающейся личности вопрос «Кто я?» определяет смысл жизни и достижение душевного благополучия [3].
Необходимость исследований «Я – концепции» осознается большинством современных ученых, само понятие «Я – концепция» рассматривается в разном контексте и включается в такие образования, как «Я» (У. Джеймс, 3. Фрейд, А. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др.), «Я — система» (Г. Салливен), «Я — концепция» (Р. Берн, К. Роджерс, Т. Шибутани), идентичность и непрерывность личности (У. Джеймс, Э. Эриксон), совокупность психических потребностей, удовлетворяющих внутренние побуждения (3. Фрейд, А. Фрейд), внутренняя сущность личности (А. Маслоу, Э. Фромм).
В отличие от зарубежных психологов, отечественные ученые более единодушны в использовании понятийного аппарата, определяющего и разграничивающего понятия «Я» и «самосознание». Под «Я» понимается человек, субъект сознательной деятельности [14]. При этом «Я» выступает центром познания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова). Самосознание рассматривается как «высшая форма сознания» (Л.С. Выготский, B.C. Мерлин, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова), «информация шестого порядка» (И.С. Кон).
Кроме того, актуальность данной темы определяется современными требованиями общества к образованию, что обусловило постановку проблемы: каким образом педагог-психолог дошкольного учреждения может способствовать созданию условий для формирования и развития «Я – концепции» ребенка?
Исходя из сказанного, цель работы: осуществить отбор материала (теоретического и практического характера) для методических рекомендаций по проблеме – создание условий для формирования и развития «Я — концепции» ребенка как основа психологического здоровья дошкольника.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: выявить сущность понятия «Я – концепция»; обосновать влияние родительских установок на формирование и развитие «Я – концепции» ребенка; изучить основные типы родительских установок и механизм их формирования; разработать методические рекомендации для педагогов-психологов по формированию и развитию «Я – концепции» ребенка на основании анализа литературных источников.
Практическое значение работы определяется возможностью применения психологами в профессиональной деятельности данных методических рекомендаций; необходимостью использования психологами данных материалов в работе с педагогами и родителями.
В процессе работы над данной проблемой использовались следующие методы: изучение нормативных документов, справочных материалов, психолого-педагогической литературы; отбор, обработка и систематизация информации для субъектов образовательного процесса.
Хочу предоставить вашему вниманию практическую часть моей работы над этой актуальной темой.
1. Семейные отношения как ведущий фактор формирования и развития «Я – концепции»
(информационный материал для педагогов и родителей)
Семейные отношения относятся к ведущему фактору формирования и развития «Я – концепции». Прежде чем обратиться к конкретным исследованиям, перечислим те характеристики семейных влияний, которые являются определяющими в развитии «Я — концепции». К ним относятся следующие:
— особенности воспитания;
— структура семьи (например, полная или неполная);
— особенности ранних отношений ребенка и матери;
— самооценка и некоторые личностные особенности матери (в основном уровень личностной тревожности);
— хронические конфликты в семье;
— пол ребенка (обусловливает особенности восприятия одних и тех же воз действий);
— возрастные и индивидуальные особенности ребенка;
— психические травмы, связанные с разводом родителей, или болезни, связанные с длительным лечением и отрывом от семьи.
Вот наиболее интересные исследования, которые рассматривают роль семьи, находящейся в пределах нормы (мы не будем рассматривать такие патогенные особенности, как девиантная структура семьи, психопатологические или социопатологические черты у родителей и связанные с ними травматизации ребенка), но, тем не менее, влияние которой обусловливает нарушения в развитии «Я – концепцию» ребенка. Не бывает идеальных семей, но ее конкретные особенности и их проявления могут способствовать формированию негативного образа Я у ребенка.
В своей знаменитой книге «Я — концепция и воспитание» Р. Бернс, приводя результаты современных ему исследований, рассматривает влияние особенностей семейного воспитания и отношений между членами семьи на формирование самооценки ребенка. Эти особенности заключаются в следующем:
— прямое влияние родителей на формирование как позитивных, так и негативных личностных качеств ребенка;
— косвенное влияние, которое получило название «порядка рождения» (впервые упоминается в работах А. Адлера). Это влияние определяется, с одной стороны, отношением родителей к появлению детей, с другой — межличностными отношениями самих детей;
— восприятие детьми разного пола родительских воздействий (гендер).
В исследованиях, отмеченных Р. Бернсом, выделяются несколько общих моментов:
— базовым отношением родителей к ребенку, на котором строится все положительное в воспитании, является безусловное положительное отношение к нему;
— личностные качества родителей, например, такие, как самооценка, влияют на формирование идентичности у ребенка и определяют стиль взаимоотношений с ним.
Так, у детей с высокой самооценкой родители также имеют высокую самооценку и наоборот. Родители с низкой самооценкой относятся к детям часто враждебно и равнодушно, а установленные ими нормы поведения, как правило, противоречат друг другу, что ведет к неприятию детьми этих норм.
Факты, изложенные Р. Бернсом, сведены в …..
Скачать конспект полностью — Развитие «Я — концепции» ребенка как основа психологического здоровья ребенка
Автор: Кокташева Галина Геннадьевна
Должность: педагог — психолог
Место работы: МАДОУ № 214 «Центр развития ребенка – детский сад»
Месторасположение: город Кемерово
Источник
Анна Ерохина
Психологическое здоровье как основа успешной жизнедеятельности дошкольника
[u]«…Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом» Хухлаева О. В. [/u]
Современные исследования показывают, что наличие у человека качеств психологического здоровья зачастую становится более прочной основой долгой и активной жизни, нежели прямая забота о физическом здоровье. Поэтому вопрос о необходимости поддержании и формировании психологического здоровья детей дошкольного возраста стоит достаточно остро.
Современная жизнь изобилует трудными или критическими ситуациями, с которыми ребенок не всегда может справиться самостоятельно, и ввиду своей беспомощности, поэтому практически все дети требуют той или иной психологической поддержки. Через взрослых, ребенок постигает мир, от него зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
В энциклопедическом словаре медицинских терминов понятия «психическое здоровье» нет, есть просто слово «здоровье», и им обозначается состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Отличие психологического здоровья от психического, главным образом заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое – относится к личности в целом и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы.
Если говорить о взрослом человеке, то портрет психологически здорового человека,выглядит следующим образом: спонтанный, творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающего себя и окружающий мир человек не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой.
Ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония»,выражающаяся в гармонии между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Специфика психологического здоровья дошкольников проявляется в иных проявлениях. Условно состояние психологического здоровьяребенка можно разделить на три уровня:
К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
К среднему уровню – адаптивному – относятся дети в целом адаптированные к социуму, однако имеющие некоторую повышенную тревожность.
К низкому уровню — дезадаптивному – можно отнести детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям.
Разрушающееся воздействие на психологическое здоровье оказывает ряд факторов, которые можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. Так в детском саду психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Проведенные исследования показали, что в случае, когда педагог не замечает направленных к нему обращений детей, это может, с одной стороны, привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.
К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.
Для поддержания психологического здоровьядетей педагоги должны в своем взаимодействии с ребенком осуществить ряд задач:
1) Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
2) Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
3) Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).
Для осуществления профилактических мер по формирования психологическогонеблагополучия в развитии ребенка педагогам рекомендовано:
• Создавать в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
• Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
• Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
• Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям.
• В ходе обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей.
• Создавать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
• Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
• Учить детей устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
• При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
• Создавать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Источник
Психологическое здоровье ребенка – это важнейший элемент общего здоровья малыша. Оно непосредственно воздействует на его эмоциональную сферу, мыслительные процессы, восприятие мира и собственной личности. Нормальное психическое здоровье способствует построению естественных взаимоотношений с ровесниками, близкими людьми и другими взрослыми лицами, адекватному реагированию. Психологически здоровый кроха способен вести счастливую жизнь. Однако порой у детей могут отмечаться психические аномалии, которые нарушают их поведение, негативно воздействуют на мысли и эмоциональную сферу. Такие отклонения следует диагностировать как можно раньше, дабы своевременно оказать коррекционное воздействие.
Критерии психологического здоровья
Психологическое состояние характеризует в целом личность. Оно предоставляет возможность определить психологическую сторону проблемы состояния психики. Необходимым условием формирования ребенка является его психологическое здоровье, которое обусловлено также физическим состоянием.
К ключевым критериям оценки психологического здоровья причисляют:
– комфортное душевное состояние малыша, его адекватное психическое развитие;
– умение постигать себя и понимать окружающих;
– позволительное социальное поведение;
– способность выбирать и умение нести ответственность за него;
– претворение в реальность потенциала в разнообразных вариантах деятельности.
Условно можно подразделить на уровни душевное состояние малыша.
К первому уровню причисляются малыши с константной приспособляемостью к среде, устойчивыми силами для преодоления стрессоров и творческим подходом к действительности. Таким детям не нужна психологическая поддержка. Это креативный уровень.
Следующий уровень называется адаптивным, в него включаются дети, адаптированные в целом к социуму, однако они характеризуются гипертревожностью.
Дезадаптивный уровень считается самым низким. К нему причисляются дети, стремящиеся приспособиться к обстоятельствам извне, путём игнорирования собственных желаний или потенциала. Либо же они используют активную «атакующую» позицию, тем самым подчиняя окружение собственным потребностям. Такие малыши нуждаются в персональной психологической помощи.
Также можно выделить некоторые факторы риска, существенно воздействующие на психологическое состояние.
Это окружение или средовые факторы (неблагоприятная семейная атмосфера либо обусловленные пребыванием крохи в саду и другом учебном заведении). Индивидуальные особенности или субъективные факторы, включающие самооценку ребенка, характер, темперамент.
Таким образом, психологическое здоровье детей и подростков, большей частью обусловлено комфортной домашней обстановкой, присутствием взрослых (родственников, воспитателей, преподавателей), играющих с ними, проводящих беседы, предоставляющих возможность им проявить собственную автономность.
Ребенок в ДОУ
Каждый кроха обладает с рождения персональным набором врождённых характеристик: определёнными задатками, типом нервной системы, особенностями поведенческих паттернов и частично характером собственных родителей. Считается, что психологическое формирование малыша обусловлено во многом его генотипом. Однако большинство психологов придерживается воззрения, что большей частью на развитие воздействуют средовые факторы и воспитание, чем врождённые черты.
Определяющим аспектом психического созревания считается социальный опыт, закреплённый в предметной форме и знаковой системе. Он приобретается. Психическое формирование проистекает по образцу, принятому в данном социуме, и обуславливается видом деятельности, типичным уровнем развитости такого общества.
Дошкольный период очень значим в формировании рассматриваемого аспекта. Ведь именно на данном этапе происходит созревание психики, закладывание основ нравственности и поведенческих паттернов. Работникам дошкольных организаций следует стараться постоянно психологически поддерживать каждого кроху. Сегодня отмечается резкая нехватка материальных ресурсов и духовного резерва, необходимых для социализации малышей и их адекватного развития. Поэтому неудивительно, что приблизительно у 50% малышей отмечаются психические отклонения: отсутствие усидчивости или концентрации внимания, гиперактивность либо расторможенность поведения. Поэтому дети нуждаются в ощущении поддержки со стороны воспитателей.
Укрепление психологического здоровья детей включает несколько структурных составляющих:
– позитивную эмоциональную атмосферу развития, включённую в любые вариации деятельности;
– развитие когнитивных функций;
– формирование личности малыша, основываясь на особенностях его темперамента и складывающихся черт характера.
Индивидуализация процесса обучения малышей должна базироваться на учете их индивидуально-типологических характеристик, а именно – типа темперамента, обусловленного генетическими спецификами личности.
Воспитателю в процессе взаимодействия с малышами необходимо опираться на нижеприведенные показатели:
– уровень знаний и навыков (действенность, осознанность);
– характер переключения познавательных процессов (стереотипность ума, гибкость интеллекта, быстрота либо вялость нахождения взаимосвязей, наличие либо отсутствие личного отношения к постигаемому материалу);
– работоспособность (умение действовать продолжительное время, уровень интенсивности деятельности, утомляемость, отвлечение внимания);
– степень самостоятельности;
– уровень активности;
– отношение к учебной деятельности;
– характер когнитивных интересов;
– степень волевого созревания.
На занятиях наставнику необходимо стараться избегать воздействия на малышей отрицательных факторов. Так, например, слабослышащих малышей следует разместить ближе к воспитателю.
Ниже приведены рекомендации работникам дошкольных организаций по предупреждению развития психологических отклонений в созревании ребенка:
– выказывание искреннего интереса к состоянию малышей, их личности, настроению;
– создание в группе комфортного, спокойного микроклимата, жизнерадостной и творческой атмосферы;
– демонстрация собственными действиями уважительное отношение к взрослым лицам и детям;
– организация быта малышей и их жизнедеятельности, таким образом, дабы у них рос запас положительного опыта добрых чувств;
– учёт возрастных особенностей, интересов малышей при подготовке и при проведении занятий;
– создание условий для выработки у детей доверия и привязанности к взрослым лицам, положительных контактов с ровесниками;
– обучение воспитанников осознанию собственных эмоциональных настроев, чувствованию окружающих людей;
– использование похвалы в ходе взаимодействия чаще, нежели порицание;
– создание условий для оптимальной доверительной синергии с родителями;
– формирование навыка проводить параллель между поведением, событиями, самочувствием и настроением людей.
Ребенок в семье
Наиболее значимым институтом психологической зрелости малышей и формирования личности является семья. Первый опыт коммуникативного и социального взаимодействия ребенок получает именно в семье, которая является некоторое время единственным источником получения этого опыта. Позже в жизнедеятельность крохи включаются иные социальные институты – учебно-воспитательные заведения. Невзирая на увеличение числа социальных связей у малыша, семья продолжает удерживать позицию одного из наиболее значимых условий социализации.
К важным условиям психологического здоровья причисляют превалирование позитивных чувств над отрицательными эмоциями.
Психологическое здоровье стали сегодня рассматривать в качестве необходимого фактора для полноценного функционирования, проявления, формирования индивида в процессе его жизнедеятельности.
Вследствие возрастных специфик дети могут не владеть всеми компонентами психологического здоровья, базисы которого закладываются именно в семье.
Малыш, психологически здоровый, характеризуется жизнерадостностью, открытостью, весёлостью. Он пытается творчески самовыразиться, познать себя и среду не только при помощи разума, но и посредством чувств и интуиции. Он принимает собственную личность, также принимает уникальность и ценность окружения.
Семейные взаимоотношения оказывают решающее воздействие на созревание малыша, его психологическое благополучие. Ребенок нуждается в спокойной атмосфере и доброжелательном семейном микроклимате.
Необходимо с первых дней стараться выстраивать взаимоотношения с чадом на грунте взаимопонимания и согласия. Повышенные тона недопустимы, поскольку провоцируют возникновение невроза. Помимо того усугубляют имеющиеся отклонения нервной системы, что существенно понижает защитные ресурсы маленького организма.
Особенности психологического здоровья ребенка таковы, что для их сохранности родителям следует:
– проявлять внимание внутренней атмосфере малыша: переживаниям, способностям, уверенности либо неуверенности его, интересам, отношению к существованию и людям;
– уважать и принимать собственное чадо таким, каким он есть;
– быть вместе с крохой, а не рядом;
– контролировать собственное поведенческое реагирование (недовольство поведением малыша не должно носить характер систематичности);
– в деятельность, с которой карапуз справляется вмешиваться не стоит;
– делиться собственными чувствами;
– оказывать помощь лишь когда малыш просит;
– повествовать ребенку о своих победах и неуспехе, о детстве;
– поддерживать его достижения;
– проводить с крохой больше времени, обнимать его, дарить нежность.
Условия сохранения
Сегодня всё острее становится проблема неадекватности потенциалов человеческой психики ритму бытия, высокому уровню стрессогенной обстановки, информационным нагрузкам.
Для детей огромным источником стресса являются внедрение преждевременного обучения и перенапряжение, обусловленное учёбой. Сегодня типичного ребенка характеризуют внешние критерии взрослости на фоне инфантилизма и социальной незрелости. По мере взросления малышей число стрессоров, воздействующих на их жизнедеятельность, только увеличивается. А потому психическое состояние маленьких граждан имеет свои особенности.
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста обусловлено полноценным созреванием психических процессов на всех стадиях онтогенеза. Сложности психического формирования начинаются ещё в периоде младенчества. Часто недостаток взаимодействия с матерью либо его переизбыток провоцирует различного рода аномалии в развитии малышей. Далее до трехлетнего возраста также сохраняется важность взаимодействия с матерью, однако значимыми делаются и взаимоотношения со вторым родителем. Данный период обладает особой важностью для выработки «Я» крохи.
Неблагоприятными вариациями взаимоотношений с матерью на этом этапе считаются:
– быстрое и излишне резкое отделение, например, вследствие выхода родительницы на работу, рождение второго малыша или помещения крохи в ясли;
– гиперопека, чаще проявляемая излишне тревожной матерью.
Важность отца для становления самостоятельности ребенка обусловлена тем, что родитель: является примером взаимоотношений с матерью, прототипом внешнего мира, менее противоречивым объектом, нежели мать и трансформируется в источник защиты.
В дошкольном периоде наиболее значимым фактором риска становится взаимодействие, где малыш является «идолом» семьи, когда ублажение потребностей крохи преобладает над удовлетворением желаний остальных участников семейных взаимоотношений.
Ещё один фактор риска заключается либо в конфликтных взаимоотношениях между родителями, либо в отсутствии одного из них. Часто роль взаимоотношений, наполненных противоречиями, недооценивается, однако они нередко провоцируют у малышей нарушения гендерной идентификации или развитие невротической симптоматики: энуреза, фобий. У отдельных детей они зачастую порождают характерные изменения поведенческих паттернов: боязливости, покорности, робости, депрессивным настроениям.
Феномен родительского программирования также является частым фактором, влияющим на психологическое здоровье ребенка. Вследствие крайней выраженности потребности в родительской любви кроха старается приспособить собственное поведение, дабы отвечать их ожиданиям, основываясь на их вербальных и невербальных сигналах. Такие дети проживают «запрограммированную» жизнь.
Немаловажной является и первая встреча детей с незнакомыми взрослыми в детском саду, поскольку во многом обуславливает их дальнейшие взаимоотношения с «авторитетными» взрослыми. Также в саду у них может возникнуть серьёзная внутренняя конфронтация в случае проблемных отношений с ровесниками. Внутренняя конфронтация порождается противоречиями между потенциалом детей и требованиями окружения, нарушает эмоциональное состояние, тормозит созревание личности.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Источник