Развитие изобразительной деятельности ребенка в раннем возрасте

Особенности развития изобразительной деятельности у детей раннего возраста

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. Большинство специалистов считает, что детское рисование – это один из видов аналитико-синтетического мышления. Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметного и социального мира. Рисование, напрямую связанное со зрительным восприятием, моторной координацией, речью и мышлением, не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Их возникновение также тесно связано с предметной деятельностью.

 Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве со стороны взрослого.

Изобразительной деятельности ребенка предшествует довольно значительный подготовительный период, в течение которого он знакомится с основными свойствами нужных материалов, приобретает необходимые навыки и умения в использовании карандаша и бумаги.

Наступает момент, когда ребенок иногда случайно или при помощи взрослых проводит карандашом линию на бумаге. Первые штрихи бывают большей частью прерывающимися, конец карандаша то касается бумаги, то проносится по воздуху.

Начав владеть карандашом, дети с удовольствием чертят иногда целыми часами.

Для того чтобы подражать изобразительным движениям взрослого, ребенку необходимо научиться управлять своими движениями. Дети, не имеющие в своем распоряжении принадлежностей для рисования, очень долгое время не проявляют интереса к изобразительной деятельности.

Первые штрихи ребенка еще ничего не выражают, хотя и имеют важное значение для развития изобразительной деятельности. В возрасте от 1 года 8 месяцев до 3 лет под влиянием рассматривания картинок, наблюдения процесса рисования взрослыми и некоторого личного опыта ребенок усваивает, что лист бумаги, исчерченный карандашом, представляет собой «рисунок» или «картину». Чтение собственного рисунка происходит совершенно случайно – несколько линий вызывают по ассоциации образ того или иного предмета. Ребенок делает важное открытие: его рисунок что-то изображает. Причем одно и то же сочетание линий может быть истолковано ребенком по-разному. Например, когда мальчик одно и то же сочетание линий первый раз определил как «дядя», на следующий день – как «винтик», а через два дня – как «муха».

В 2-3 года он начинает держать карандаш сверху, зажимая его в ладони. В этом возрасте он способен рисовать вертикальные линии, овалы, круги. В 3,5-4 года ребенок правильно держит карандаш и свободно манипулирует им. Он способен копировать пересекающиеся линии, соблюдая размеры и соотношение штрихов.

В этом возрасте дети рисуют прямые, изогнутые и спиралевидные линии, круги, треугольники, четырехугольники неправильной формы. Все это хаотично переплетается между собой. Технический уровень рисунков – низкий. Предметное изображение только намечается. Имеются геометризация, наслоение и совмещение фигур. Многие предметы на рисунках непонятны для окружающих, хотя дети вкладывают в них произвольное значение.

В возрасте 3-4 лет большинство детей изображают не предмет в целом, а наиболее важные, с их точки зрения, составные части. Например, человека они изображают в виде “головонога”: прямо от головы отходят ноги. Цветные карандаши дети этого возраста чаще всего употребляют без назначения. Одни и те же фигуры и предметы раскрашены разными цветами “для красоты”.

Интересно и отношение самого ребенка к своему рисунку. Оно характеризуется тем, что во время рисования, лепки, аппликации ребенок действует как в реальной ситуации. Наклеив, например, силуэт зайчика, мишки или птички, он гладит их рукой, разговаривает, начинает с ними играть.

Развитие рисования в раннем возрасте тесно связано с психическими достижениями ребенка. При одной и той же внешней форме каракулей меняется их значение для ребенка.

Важная роль в зарождении изобразительной деятельности ребенка принадлежит взрослому, который не только создает благоприятные условия для своевременного появления ее предпосылок, но и активно воздействует на процесс обогащения сенсорики дошкольника, формирования первых графических образов.

Рисование, лепка, аппликация – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности.

В процессе рисования, аппликации развиваются все виды памяти. Образная память имеет особое значение в процессе изобразительной деятельности, обусловливая необходимый запас зрительных представлений у рисующего. Наряду с этим двигательная память является в рисовании необходимой предпосылкой для выработки прочного навыка автоматически подчинять движения руки, проводящей линии, глазу, определяющему направление, величинно-пространственные соотношения линий.

Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Упражнения на расслабление.

Напряженные мышцы “непослушны”, плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении (“как кисель”).

Читайте также:  Значение сенсорного развития для психического развития ребенка

Упражнения

Кошка мышку цап!

Подержала, подержала.

Отпустила.

Мышка побежала,

Хвостиком махала –

До свиданья.

Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)

А потом в ладоши громко бьем,

Хлопаем в ладоши – бом. (3 раза)

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко напряжены, пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем.

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

Список литературы:

1. Венгер, Л. Вот и вышел человечек // Дошкольное воспитание – 1991. – №7. – с. 42.

2. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М. : Academia, 1997.

3. Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М. :  

    ВЛАДОС, 2006.

4. Фатеева, А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль, 2004.

Источник

Методика развития изобразительной деятельности детей раннего возраста

Рисование является важнейшим средством в формировании личности ребенка, эта изобразительная деятельность дарит детей радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность ребенка, который он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. Однако без взрослых, без общения с ними и специального организованного обучения ребенок не овладеет этой деятельностью. Смысл деятельности, способы действий нужно раскрывать ребенку. Только овладевая всеми ее структурными компонентами, ребенок может стать субъектом этой деятельности, способным самостоятельно ставить цель, выбирать средства ее достижения, и получать результат.

Чтобы помочь малышу освоить изобразительную деятельность, педагогу необходимо знать закономерности развития ребенка в раннем возрасте, специфику деятельности и возможности развития детей в ее условиях.

К году заканчивается младенческий возраст, в котором малыш, познавая окружающий мир, приспосабливаясь к нему, выделял для себя главным образом взрослого человека, самых близких людей. Основной тип отношения маленького человека к окружающему миру на 1-м году жизни, как отмечают психологи, – это отношение «ребенок взрослый». Оно реализуется в ведущей в этот период деятельности – непосредственно-эмоциональном общении. К году появляются первые слова, обозначающие окружающие его предметы и людей, ребенок обращается к взрослому с первыми словами. Малыш начинает ходить, и поэтому расширяется пространство, которое он может освоить, расширяется мир предметов, которые он может познать и с которыми он может совершать действия. Ребенок хочет активно действовать с предметами, в том числе с изобразительным материалом. Первопричиной интереса к материалу может быть пример взрослого. Если папа, мама, старшие братишки, сестренки, педагог в детском саду часто пользуются этим материалом, то подлинным мотивом предметных действий ребенка является взрослый и его действия с материалом.

Постепенно интерес ребенка смещается на материал, т. е. возникает познавательный интерес собственно к материалу. (Однако взрослый, его действия, отношения в мире людей и предметов интересны ребенку всегда.) Вследствие этого появляется познавательная активность, когда малыш как бы задает себе вопрос: «Что это такое? Что с этим можно делать?» – и познает мир предметов, чувственным путем исследуя их. Это – истоки изобразительной деятельности. Первые действия ребенка с изобразительным материалом – одно из частных про явлений предметной деятельности.

Ученые отмечают, что развитие движений, возможность сжимать в руке карандаш и наносить рисунки появляется к году, чаще после года.

Первые действия ребенка манипулятивные. Психологи, рассматривая развитие предметного действия, называют этот способ использования орудий неспецифическим, т. е. подчиняющимся физическим свойствам предмета. Задача взрослых – дать возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойти навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). В этом проявляется гуманное отношение взрослых к ребенку как к субъекту деятельности, уважение его инициативной активности. Взрослым необходимо научиться делать не за ребенка, не для него, а вместе с ним и доверять ему то, что он может и хочет делать сам. Однако без взрослого ребенок не может овладеть специфическими способами использования изобразительного материала. Они придуманы, отобраны человечеством в течение сотен лет и передаются из поколения в поколение. Только в совместной деятельности взрослый может передать, а ребенок усвоить эти действия.

Когда мотивом деятельности малыша становится изобразительный материал, способ его употребления, тогда общение со взрослым является одним из средств осуществления деятельности по его освоению.

Действия взрослых с изобразительным материалом помогают ребенку заметить факт использования изобразительных материалов, самое общее их предназначение (листочек не жуют, на нем пишут карандашом – рисуют и т.п.).

Поэтому надо рисовать на глазах у детей. Однако это самая общая ориентировка малыша в предназначении изобразительных материалов, она не дает ему возможности вычленить сам способ действия. Поэтому надо помочь малышу: вложить карандаш в его ручку и вместе с ним, совместно почеркать, порисовать. Такое действие возможно примерно к полутора годам.

Психологами установлена последовательность освоения предметною действия в раннем возрасте: от совместного к частично совместному («совместно-раздельному»), когда ребенок начинает действие вместе с взрослым, а заканчивает сам. Затем действие выполняется на основе показа, следующий этап – самостоятельное действие по речевому указанию. На начальном этапе освоения новое действие всегда выполняется совместно. В практике воспитания замечено, что, если на 1-м году жизни в ситуативно-деловом общении с помощью игрушек, различных погремушек, вкладышей и т. п. развивали ручку ребенка, вовремя обеспечивали общее сенсорное развитие, малыш уже в 1 год 2 месяца усваивает способ правильного удерживания карандаша (в трех пальцах), причем на уровне совместно-раздельного действия. Если не развивать руку в младенчестве, малыш может удерживать карандаш только в кулачке. Таким образом, успешное освоение специфических орудийных действий, в частности с карандашом, тесно связано с общим развитием руки ребенка через различные дидактические материалы.

Читайте также:  Индивидуальная траектория развития ребенка в начальной школе

Ребенок может и не заметить, что получилось на листочке в результате черкания. Поэтому он одинаково охотно использует неотточенный карандаш, палочку, похожую на карандаш, и «черкает» ею не на бумаге, а на полу, на столе. Что его привлекает? Сам материал, процесс действия с ним, движения, которые он может производить с карандашом, даже шум от движения предмета по листочку.

Манипулируя с карандашом или действуя более адекватно, малыш может неожиданно заметить оставшийся на бумаге след. Это происходит тем быстрее, чем ярче материал (толстый с ярким стержнем фломастер). Обычно это открытие вызывает удивление и радость у ребенка. «Во, какая!» – восклицает он. Не понимая еще, что на бумаге можно что-то изображать, он радуется яркой линии и тому, что она возникла под его воздействием. Этот результат его инициативных действий крайне важен для дальнейшего развития активности ребенка.

В этот момент (после действия и полученного результата) у ребенка появляется более точное представление о свойстве материала и цели действия с ним. Обрадованный открытием кроха стремится повторить действие: «Еще такую сделаю». Это возникает в год и несколько месяцев, у одних раньше, у других позже. Вместе с ребенком надо удивиться тому, что получилось, похвалить, поддержать в стремлении «сделать еще такую». Такое эмоциональное общение, одобрительная поддержка намерений ребенка начало развития специфических общественно направленных мотивов деятельности – стремления выполнить изображение для других людей, получить их одобрение. У ребенка закрепляется чувство значимости его для других.

С этого момента появляется дополнительный мотив стимул предметной деятельности с изобразительным материалом – стремление получить след. Ребенок с удовольствием заполняет лист до краев, просит другой и может довольно долго заниматься таким черканием. Его привлекает уже не только и не столько материал и возможность действовать с ним; сколько возможность получить такой результат. И теперь малышу уже не все равно, отточен карандаш, кончилась паста в фломастере или нет. Он негодует, сердится, если взрослые «подсунули» ему недоброкачественный материал. Карандаш, фломастер еще выпадает из рук, и малышу удобнее зажать его в кулачке. Взрослый совместным действием продолжает помогать ему захватить и удержать карандаш.

Графическая деятельность может начаться и в других условиях: ребенок чертит щепкой на земле, мелом, углем на доске, стене, асфальте. Ребенку нравится само движение, трение одного материала о другой. Любая результативность производимого действия удивляет и радует его. Малыш тем самым удовлетворяет потребность в активности, в новых впечатлениях, открытиях.

При многократном повторении движений они становятся более организованными, у одних детей движения едва заметны – след слабый, у других – энергичны и след более яркий. Закладываются первые элементы зрительно двигательной координации, так важной в изобразительной деятельности.

По данным Е. Игнатьева, Е. А. Флериной, Н. П. Саккулиной, рука ребенка движется взад и вперед непроизвольно, получая повторяющиеся неотрывные штрихи. Направление и форма штриха часто определяются случайным положением руки. Это так называемый «штриховой» период. Движение руки организует ритм. Однородные движения повторяются многократно. Затем появляются короткие прямые штрихи, точки, линии в разных направлениях. К полутора годам Движения более уверенные, ритмичные, но они подчиняются руке, а не глазу; зрение не регулирует движение, а сопровождает его. В это же время появляются более ритмичные ломаные, прямые линии, «мотки». Малыши осваивают вращательные движения, сначала удлиненные, потом круглые; передвигая руку по листу, получают спирали. Задачи взрослых в этот период:

  • закреплять интерес детей к действиям с материалом;
  • предоставлять им возможность упражняться в этих действиях;
  • соучаствовать в них по возможности, являясь образцом действия;
  • поощрять, одобрять действия малыша.

Во втором полугодии 2-го года жизни совершенствуются движения, которыми дети овладели в первом полугодии.

Отдельные линии приобретают более разнообразный характер: закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги, перекрещенные,

замкнутые, округлые линии. Неотрывное повторение однородных движений служит для получения пятна, выделяющегося на фоне листа. Это период каракуль (отчасти закругленные, отчасти ломаные линии). Образа в этих каракулях пока нет. Это доизобразительный период в деятельности.

Задача педагога – помочь малышу увидеть образ. Для этого надо сначала научить видеть и понимать изображение на предметных картинках, иллюстрациях; «читать» вместе с ребенком его рисунок, обыгрывать детские рисунки. Это развивает воображение малыша, закрепляет его интерес к действиям с материалом, объединяет, сближает с взрослым, формирует чувство привязанности к нему.

Появление у ребенка ассоциативного образа зависит от его впечатлений, от опыта. Чем больше он видел, знает, чем ярче эти впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа, богатого, разнообразного, интересного «прочтения» малышом своего рисунка («прочтения» на уровне случайных ассоциаций). Ознакомление ребенка с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, людьми – основа образного «прочтения» им своих картин, основа работы воображения. Так, ребенок вдруг видит в каракулях самолет, яблочко и т.п.

Первые ассоциации возникают по цвету, форме, массе, ритму или траектории движений и т.п. Малыш не осознает, как правило, причины ассоциаций. Объективного сходства каракулей с называемым предметом нет или оно очень отдаленное, угадывается какой-то признак. Содержание ассоциативных образов определяется характерной этому возрасту потребностью в познании и освоении мира предметов. Осваивая мир предметов и способы их использования в основной предметно-орудийной деятельности, ребенок накапливает опыт (знания о предметах, способы действия с ними, впечатление от них). Это и определяет содержание ассоциативных образов. Чем ярче впечатления, тем чаще и быстрее они оживляются при восприятии малышом своих черканий.

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка одного года

Известно, что в появлении ассоциативного образа большую роль играет речь. Малыш обозначает словом каракулю, которая вызывает у него ту или иную ассоциацию. Это возможно, если в предварительном ознакомлении с предметами и явлениями взрослые называли их. Следовательно, представления о них связаны с названиями, вошедшими в активный словарь малыша.

Не менее важно, какие признаки были выделены в предмете (явлении) взрослым или выделились непроизвольно ребенком в процессе их действенного освоения. Это могут быть цвет, звук, форма, масса, характер движения, ритм и др. Выделенные признаки и оживляются ребенком в момент его восприятия своих каракулей. Особенно легко запоминаются и воспроизводятся те предметы, процесс восприятия, активного действия с которыми был эмоциональным.

Ассоциативный образ еще очень неустойчив, одну и ту же линию, штрих, пятно малыш может называть по-разному. Объективного сходства с названными предметами, конечно, нет. Но такое «экспериментирование» с содержанием ассоциативного образа полезно, так как закрепляет понимание ребенком изобразительного смысла его черканий, осознание, что на листочке может быть изображено все что угодно, весь мир. При этом развивается воображение, наглядно-действенное мышление ребенка.

Иногда ребенок, увидев иной раз в линиях или пятнах, сам ставит цель: «нарисую домик» «яблочко» и т.п. Так, примерно к 2-м годам заканчивается «доизобразительный» период в деятельности и зарождается действие по замыслу, по теме, выбранной ребенком.

В период «доизобразительного» вида деятельности идет интенсивное психическое развитие малыша. Проявляются и развиваются все психические процессы: восприятие, память, воображение, мышление, чувства. Идет процесс первоначального освоения орудийных действий. Закладываются основы зрительно-двигательной координации. В контексте общего психического идет личностное развитие ребенка. Первоначальное освоение им специфических орудийных действий, возможность получать и видеть первые результаты своей активности вызывают у малыша чувство радости. У него возникают предпосылки осознания своей «самости», чувства гордости за свои достижения, зарождается самоуважение.

Малыш уже не объект, с которым действует взрослый, а сам инициатор своих действий. Первоначальное понимание, открытие ребенком изобразительного смысла деятельности, доброжелательное соучастие взрослых в его действиях, их положительная эмоциональная реакция – все это моменты, способствующие его личностному развитию.

В педагогической работе в данный возрастной период развитие изобразительной деятельности может пойти в одном случае по линии игры с опорой на игрушки-изображения, а потом исчезнуть, так как обычная игра удовлетворит детские интересы в большей мере. В другом случае – по линии освоения изобразительных материалов и элементарных способов изображения. Однако освоение операционально-технической стороны деятельности вне связи или слабой связи с содержательной стороной, с интересами ребенка потеряет для него смысл и развивающий эффект. Поэтому, с одной стороны, важно не упустить сензитивный период для развития операционально-технической стороны деятельности (малыш ориентирован на предметный мир), с другой – смысл этих действий должен быть понятен малышу, они должны быть востребованы им. Это возможно, если действия ребенка подчинены замыслу, связаны с известными и интересными для него предметами, явлениями, которые конкретизируются в близкой, понятной, привлекательной тематике изображения, интересной методике занятий.

Задачи педагога в этот период:

  1. Радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им открытиям, обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых.
  2. Продолжать обогащать малыша яркими впечатлениями.
  3. Воспитывать у него интерес к предметам изобразительного

искусства (первые из них – иллюстрации в книжках).

4. Воспитывать у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности.

Эти задачи руководства деятельностью малышей ориентированы на развитие мотивационно-потребностной стороны деятельности и на развитие адекватных замыслов или искреннего, добровольного принятия малышом тем и замыслов взрослых.

Нужно помогать малышу осваивать и доступные для него способы изображений в рисовании; знакомить со свойствами материалов (краски, фломастеры, карандаши) и элементарными правилами их использования.

Это важная задача, и решать ее надо сейчас. Пока малыш раскован и смел и пока ему интересен материал и способы действия с ним, он рисует все, что хочет и как хочет.

Чтобы малыш впоследствии не потерял интереса к рисунку, уже сейчас, в игре, можно незаметно, весело, легко познакомить его с простейшими и доступными способами изображения, научить пользоваться изобразительным материалом.

Способы изображения, доступные малышу:

Прежде всего, это линия, ритм штрихов и цветовых пятен. Ребенок может легко освоить их, если ему помочь. Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашью). Способы решения задач в развитии изобразительной деятельности:

  • Нужно знакомить детей с миром, смотреть, что малыш изображает, играть с ним в рисунке, показать ему доступные способы изображения.
  • В игровой форме можно стимулировать повторение действий. Необходимо следить при этом, чтобы ребенок разумно пользовался материалом. Контроль со стороны взрослых и упражнения помогают вырабатывать правильный навык. Освоение элементарной техники рисования может быть веселым и радостным.

Итак, осваивая деятельность, ребенок обретает самостоятельность в ней.

Когда малыш становится более независимым от взрослого, он сравнивает свои действия с его действием, убеждается, что он действует, как взрослый, не вместе с ним, а сам. Ребенок, обособляясь от взрослого, впервые осознает себя как личность. Это приводит и к пересмотру его позиции по отношению к взрослым, своего места в сообществе людей, у ребенка отчетливо оформляется позиция «Я сам».

Таким образом, в специфических условиях изобразительной деятельности происходит развитие личности ребенка.

Учеными Республиканского объединения по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов разработаны методические рекомендации при работе изобразительной деятельностью с детьми ОВЗ.

Во время работы с детьми ДЦП необходимо соблюдать ряд условий, направленных на уменьшение влияния моторной недостаточности:

  • Определить ведущую руку у каждого ребенка, имеющего нарушения ДЦП;
  • Посадить ребенка в удобную позу, способствующую нормализации мышечного тонуса, снижению напряжения;
  • Для снижения гиперкинезов необходимо воспользоваться таким приемом, как крепкое сжатие кисти руки ребенка;
  • На всех этапах работы широко используется активно-пассивный метод (взрослый своей рукой помогает действию руки ребенка).

Источник