Развитие исследовательской активности у ребенка дошкольного возраста
Введение
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
В.А. Сухомлинский
Дошкольное образование обладает мощным потенциалом в формировании личности ребенка, раскрытии всех его способностей и задатков через создание условий для его развития. По этой причине происходят существенные изменения и в системе дошкольного образования, меняется содержание и организация образовательной деятельности.
Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольник. Следовательно, необходимо создавать оптимальные условия для интеллектуального, социального и эмоционального развития растущей личности. И одним из таких условий является организация познавательно-исследовательской деятельности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленными в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования, мы видим следующие:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Таким образом, формирование познавательно-исследовательских умений дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов, и поэтому, актуальность выбранной темы очевидна.
Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно-следственных, родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем – это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
- Особенности познавательно-исследовательской деятельности
старших дошкольников
Для начала определим, что же такое познавательно-исследовательская деятельность.
Исследовательская деятельность, по мнению А. И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.
В младшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, в виде ориентировочных действий опробования возможностей разных новых материалов.
В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Поэтому преобладающими становятся вопросы: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести «эксперимент».
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как растет, живет.
Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать Дети в этом возрасте уже способны систематизировать и группировать объекты живой и неживой природы, как по внешним признакам, так и по признакам среды обитания.
Изменения объектов, переход вещества из одного состояния в другое (снега и льда – в воду; воды – в лед и т.п.), такие явления природы, как снегопад, метель, гроза, град, иней, туман и т.п. вызывают у детей этого возраста особый интерес. Дети постепенно начинают понимать, что состояние, развитие и изменения в живой и неживой природе во многом зависят от отношения к ним человека.
Старший дошкольник «выверяет» свои знания об окружающем, свое отношение по взрослому, который является для него подлинной мерой всех вещей. Познавательная деятельность это не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
2. Описание опыта работы по использованию познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми
старшего дошкольного возраста
Работа по внедрению познавательно-исследовательской деятельности в образовательный процесс дошкольной образовательной организации была начата мною в 2015 году в старшей разновозрастной группе «Солнышко».
Работу по познавательному развитию я начала с проведения мониторинга по методике «Вопрошай-ка» Н.Б. Шумаковой, для того, чтобы определить уровень познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.
Работая над данной темой, определила для себя цель: формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию поисково-исследовательской деятельности.
Исходя из цели, я определила следующие задачи:
- развитие интереса к исследовательскому поиску у детей дошкольного возраста;
- создание проблемной ситуации, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;
- организация работы с родителями по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольника;
- организация предметно-развивающей среды.
Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослых и детей и самостоятельная детская деятельность организуется мной в разных формах:
- сюжетно-ролевая игра;
- рассматривание;
- наблюдение;
- беседа;
- экскурсии;
- конструирование;
- экспериментирование;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- развлечения, викторины, конкурсы.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
В сюжетно-ролевой игре отражаются впечатления детей о непосредственно воспринимаемой окружающей действительности, осуществляется актуализация происходящих явлений и событий. Иными словами, в процессе игры ребенок систематизирует информацию, упорядочивает, расширяет и закрепляет ее. Содержание творческих игр отражает направленность детского познания.
Рассматривание представляет собой целенаправленное и мотивированное восприятие ребенком наглядных средств: картин, иллюстраций, рисунков, слайдов и т.д. Позволяет формировать у детей наглядные образы знакомых и незнакомых предметов.
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие предметов или явлений окружающего, обогащает представление ребенка, направляет мыслительную деятельность, способствует совершенствованию познавательных процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи).
Беседа – форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт.
Экскурсия как форма организации познавательной деятельности предоставляет возможность знакомить детей в естественной обстановке с многообразием окружающего мира, видеть взаимосвязи его объектов и явлений, наблюдать причинно-следственные зависимости, развивает любознательность и расширяет познавательные интересы.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, в результате которой ребенок получает определенный продукт. При этом в конструировании заложено познавательное начало: ребенок познает форму, величину, цвет, пространственные отношения, особенности различных материалов.
Экспериментирование – форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.
Исследовательская деятельность как особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира.
Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.
В своей работе я использую метод макетирования, который позволяет знакомить детей с миром природы по средством изготовления поделок и макетов на различные темы.
Развлечения, викторины, конкурсы я рассматриваю как своеобразные формы познавательной деятельности с использование информационно-развлекательного содержания, в которых предполагается посильное участие детей. Возможность проявить находчивость, сообразительность и смекалку, признание собственных успехов придают ценность тому, чем дети овладели в других формах познавательной деятельности.
Использование перечисленных форм работы с детьми позволяет мне гибко строить целостный воспитательно-образовательный процесс в группе.
Согласно утвержденного федерального государственного образовательного стандарта планирование образовательного процесса основывается на комплексно-тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана я учитываю возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Образовательную деятельность по познавательно-исследовательской деятельности я организую в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающего мира, доступное и привлекательное для детей, где они получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Планирование и организация работы с детьми идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа (характерные особенности сезонных и разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде).
- Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет).
- Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов).
При организации работы с детьми я не забываю о ведущих принципах развития дошкольников, которые помогают мне продуктивно организовывать познавательно – исследовательскую деятельность:
Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Одно из главных условий успешной организации познавательно-исследовательской деятельности это создание предметно-развивающей среды в группе. Предметная среда, окружающая ребенка, в значительной степени определяет направленность его деятельности, так как предметы зачастую побуждают детей начать действовать с ними, и определяет характер их действий. Поэтому предметная среда должна быть развивающей. Вместе с тем поведение воспитателя также составляет элемент развивающей среды, поскольку от него в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать, и реализовывать дети; будет их деятельность носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий.
В моей группе подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания, картотека опытов, конспекты занятий по познавательно-исследовательской деятельности, создан центр экспериментирования. Дети работают в уголке экспериментирования не только в процессе специально организованной деятельности, но и практикуют индивидуально исследовательскую практику. Моя задача состоит в том, чтобы по максимуму помочь, ребенку в организации его опытно исследовательской деятельности.
При оборудовании уголка экспериментирования я учитывала следующие требования: безопасность, мобильность, достаточность материала, доступность.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Мною разработана система совместных мероприятий: родительские собрания, конкурсы, семейные фотовыставки. Данная работа позволяет родителям обогатить свои знания о познавательном развитии ребёнка в семье.
Одной из нетрадиционных форм сотрудничества с семьями воспитанников являются встречи в клубе «Почемучки». Целью которого является — обмен опытом родителей и педагогов об организации детского экспериментирования в группе ДОУ и в семье.
Своим опытом по познавательно-исследовательской деятельности я активно делюсь с коллегами на педсоветах, семинарах. Являюсь активным пользователем сети интернет, где размещаю свои методические наработки в области познавательного развития детей дошкольного возраста.
Анализируя все вышесказанное можно сделать вывод, что специально организованная познавательно-исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
Заключение
В соответствии с ФГОС ДО познавательная деятельность, является основным видом деятельности в детском саду, на ряду с игровой, коммуникативной, музыкальной, двигательной и изобразительной.
Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступных материалов, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Идет формирование всех начальных ключевых компетентностей.
Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Источник
Сарвиназ Пашаева
Исследовательская активность детей старшего дошкольного возраста
«Обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний, так как в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески» – писал Л. С. Выготский о познавательной потребности детей.
В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Проявляя исследовательскую активность дети познают окружающий мир.
Перед педагогами дошкольного образования, имеющими возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребёнка, выдвигается задача развития его исследовательской и познавательной активности на этапе дошкольного детства.
Именно на этом жизненном этапе развития ребёнка определяется формирование главных познавательных особенностей личности. Особое значение здесь приобретает стремление и способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также создавать, изобретать новые оригинальные стратегии поведения и деятельности. Это активное познавательное отношение к действительности важно сформировать с детства.
Вопросам развития исследовательской активности детей дошкольного возраста отводится важное место в работах известных педагогов и психологов, которые чётко определили подход ребёнка к исследовательской деятельности, как личностному свойству. Изучением наличия у ребёнка собственной активности в познании занимались Авдеева Н. Н., Мещерякова С. Ю., Берлайн Д. Е., Князева О. Л., Поддьяков Н. Н., Савенков А. И. и другие.
Именно в их работах говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Применительно к детям, особенно дошкольникам, как считает А. Н. Поддьяков, понятия «исследовательская активность», «исследовательская деятельность», «исследовательское поведение» имеют больше сходного между собой, чем принципиально различного. В понятии “исследовательская активность” больше подчеркнут аспект потребностно- мотивационный и энергетический, в “исследовательском поведении” – аспект взаимодействия с внешним миром, в “исследовательской деятельности” – аспект целеустремленности и целенаправленности.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира,он хочет его познать: сеет семена растений и наблюдает, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с различными материалами ; выращивает кристаллы, собирает коллекцию камней. Все это – объекты исследования. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательская активность в поведении ребенка рассматривается в современной педагогике как важнейший ресурс, позволяющий трансформировать процесс развития личности в процесс саморазвития.
Факт существования исследовательской активности и её вклад в дело развития психики ребёнка давно никем не оспаривается. При этом степень значимости этого вклада с точки зрения образования представителями разных научных школ оценивается по-разному. Эта проблематика обычно обсуждается в связи с обучением и изучением действия механизмов познания внешнего мира ребёнком.
Интерес к проблеме исследовательской активности дошкольников вызван тем, что дети этого возраста по своей природе исследователи окружающего мира. Неутолимая любознательность детей своими бесконечно разнообразными проявлениями радует и восхищает, а также иногда раздражает и возмущает консервативных взрослых. Ребёнок задаёт вопросы, потрясающие как бестактностью и непониманием, так и глубоким интуитивным схватыванием сложных оригинальных проблем.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только, как процесс усвоения знаний, умений навыков, а, главным образом, как поиск и приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества.
Период старшего дошкольного детства важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, развивающей продуктивные формы мышления. Новизна и разнообразие способов исследования является необходимым условием открытия нового, а, следовательно – условием развития познавательных способностей старших дошкольников.
Поэтому работа по развитию исследовательской активности должна начаться, задолго до поступления в школу.
Целью методической разработки является развитие исследовательской активности старших дошкольников.
Для решения данных задач в группе была создана картотека опытов, логических задач по экологической проблематике, моделей-схем, занятий, дидактических игр для развития исследовательской активности старших дошкольников.
По развитию исследовательской активности у детей средствами экспериментально-опытнической деятельности в условиях живой практики в разные времена года составлены консультации, рекомендации, буклеты для родителей.
Любопытный ребенок позитивно реагирует на новые, необычные, странные или загадочные элементы окружающего мира, двигаясь им навстречу, исследуя их, производя над ними какие-либо действия. Он проявляет нужду или желание узнавать о себе и окружающем его мире; изучает окружающую действительность, ища новые опыты; настойчиво изучает и исследует стимулы с целью узнать больше о них.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями, поэтому нами были разработаны опыты в детской мини-лаборатории для детей 5-7 лет и разработан тематический план её работы. На занятиях в лаборатории мы проводим с детьми разнообразные эксперименты, опыты, анализируем объекты и явления живой и неживой природы, учимся делать выводы. На территории нашего ДОУ создана экологическая тропа. Во время наблюдений на прогулке мы оганизовываем деятельность с проведением экспериментирования, анализируем объекты живой и неживой природы, учим детей делать выводы и умозаключения.
Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, дает навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке.
Актуально высказывание Л. С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний, так как в условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.
В результате регулярной и систематической экспериментально-поисковой деятельности с разными объектами живой и неживой природы, дети старшего дошкольного возраста могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически, о чем говорит положительная динамика в развитии исследовательской активности по результатам двухлетнего мониторинга.
Полученные результаты позволяют утверждать, что в старшем дошкольном возрасте заметно возрастают возможности исследовательской активности ребенка.
Как показывает практика, опыты, эксперименты, проекты, логические задачи способствуют приобретению в дошкольном возрасте поискового опыта, экспериментальной деятельности, развитию познавательной мотивации, а также стимулируют зрительное и слуховое внимание, память, связную речь, мышление, помогают успешно развивать самостоятельность ребенка, его творческие способности и подготавливают к успешному обучению в школе.
Источник