Развитие исследовательской активности одаренного ребенка

Развитие исследовательской активности одаренного ребенка thumbnail

РАЗВИТИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ И ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Леонтьева Марина Сергеевна, учитель биологии

ГБОУ ООШ с. Хорошенькое

E-mail: leontievams@yandex.ru

Ребёнок по своей природе — пытливый исследователь,

открыватель мира. Так пусть перед ним откроется

чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках.

        В.А.Сухомлинский

Современный мир предъявляет высокие требования к личности. Это должен быть конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами.

В последние годы в нашем мире очень актуальным становиться изучение явления одаренности. В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  •  интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета – изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.

Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но в  то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности.

Академик А.Н. Колмогоров сказал: «Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе».

В этом плане исследовательская и проектная деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности.

В своей педагогической и воспитательной деятельности  работу с одарёнными детьми строю на основе дифференцированного подхода, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и внеурочной деятельности.

 Опыт работы в этом направлении помог создать оптимизационную модель урочной и внеурочной деятельности работы с одаренными детьми.

Развития одаренных детей через исследовательскую и проектную деятельность  можно условно разделить на  три этапа.

Первый этап – приобретение личного опыта (наблюдения различных состояний окружающей среды; наблюдения за представителями животного и растительного мира; эстетического наслаждения красотой природы; творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней).

Второй этап: от простого наблюдения – к наблюдению – анализу (почему хорошо и почему плохо); анализ  своих действий, поступков с действиями других людей; собственные открытия; поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к объектам природы;  участие в созидательной деятельности взрослых.

Основной формой организации является проект. Тематика может быть самой различной «Письмо другу», «Секрет моего друга», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения от встречи с другом». Экскурсии, проведение опытов, наблюдения в природе за растениями, наблюдения за птицами на кормушке, наблюдения за развитием комнатных растений, фенологические наблюдения «Юный научный деятель», сбор гербария.

       Проект ориентирует на решение актуальных повседневных экологических проблем.  У учащихся появляется возможность проявить инициативу, творчество и фантазию, сделать выбор. Практическая деятельность обеспечивает развитие у школьников личной ответственности, навыков работы в команде, выполнения разных ролей и обязанностей, умения действовать в интересах коллектива.

На третьем этапе, личный опыт пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира;  воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

На этом этапе основными методами и формами работы становятся – проект, конференция, акции, исследовательская деятельность (расчистка родника и его охрана, уборка мусора на территории школы и расположенной около школы детской площадке, посадка зеленых насаждений на территории школы, разбивка цветочных клумб школы, создание  зеленых уголков в классе, изготовление кормушек и скворечников). Актуальной формой работы являются экскурсии на предприятия района. С целью знакомства с условиями труда людей и влиянием предприятия на окружающую среду, а также с мерами по уменьшению отрицательных воздействий промышленных отходов.

Главным здесь является, чтобы исследовательская деятельность не исчерпывалась наличием факта поисковой активности, а предполагала:

– умение видеть проблемы;

– умение выдвигать гипотезы;

– умение наблюдать;

– умение проводить эксперименты;

– делать умозаключения;

– структурировать материал;

– готовить тексты собственных докладов;

– объяснять, доказывать, защищать свои идеи. 

Темы проектов, продолжительны по времени, требуют знаний из разных областей науки. Итогом выполнения работы становится защита на уроке, конференции. 

В рамках этого направления рассматриваются различные экологические проблемы: загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы, проблема утилизации бытового мусора, сокращение видового разнообразия птиц, проблемы видео экологии, проблемы состояния биоты, энергосбережения. Приложение[1] 1.

Организация такой модели в рамках урочной и внеурочной работы позволяет обеспечить развитие у школьников критического системного мышления, формирование исследовательских навыков, умения ставить и решать проблемы, работать с информацией.

Читайте также:  Ориентиры для родителей в развитии ребенка

Среди обучающихся всегда есть те, которые имеют особую склонность к

исследовательской деятельности (ярко выраженную или скрытую). Главное, вовремя распознать эту склонность и помочь ребенку эффективно ее реализовать.

В своей работе использую методы: создание проблемной ситуации; прогнозирования деятельности, эмоционально-личностного стимулирования.

Пример прогнозирования деятельности: Холод полезен для долголетия. Чем ниже температура, тем медленнее идут все биологические процессы.  По утверждению некоторых исследователей, снижение температуры тела всего лишь на 2 градуса позволит жить до 200 лет,  а снижение на 4 градуса даст просто фантастический результат – 700 лет жизни! При этом работоспособность, ощущение и прочие радости останутся прежними. Что нужно сделать, чтобы понизить температуру тела, и таким образом увеличить продолжительность жизни человека?

Пример создания проблемной ситуации: противоречивые факты – объясните результаты опыта. В 1630 году Ван-Гельмонт  посадил в горшок ветку ивы. Через 5 лет ива выросла и стала весить 65 кг, а вес почвы уменьшился на 50 граммов. За счет чего выросла ива?

Анализ решения задач такого плана способствует осмыслению информации как личностно – значимой, способствует развитию умений по оценке деятельности человека по отношению к природе.

     Для выполнения исследовательских работ на уроке уже много лет использую инструктивную карту,  где представлена поэтапная деятельность не только педагога, но и учащегося. Приложение 2. 

Инструктивная карта помогает при организации научно-исследовательской работы школьника, вызвав у него постоянный интерес к взятой теме.

Успешная реализация возможностей экологического  образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа; решение биологических задач с экологическим содержанием; исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.

Считаю, что предложенный педагогический опыт дает хороший импульс развитию природного дара моих подопечных. Подтверждением тому являются достижения обучающихся в учебной, творческой и научно-исследовательской деятельности и достижения моих выпускников на профессиональном олимпе.

Список литературы

1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций, М., 1960.

3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.

4. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. М., Вербум-М, 2001.

5. Инновационное обучение: стратегия и практика // Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3-10 октября 1993г. /под редакцией В. Я. Ляудис. М., 1994.

6. Кашлева Н. В. Школьная проектная лаборатория. Волгоград: Учитель, 2009.

7. Куракина Н. Л. Психологические аспекты проектной деятельности. Волгоград: Учитель, 2010.

Исследование «Легкие нашего села»

Методика проведения исследования

Для оценки запыленности воздуха используются самые разные методы. Предлагаем один довольно простой, не требующий дополнительных материальных затрат, но в то же время достаточно эффективный – счетный метод определения количества твердых частиц в воздухе с помощью липких ловушек.

Прежде всего, необходимо определить, в каких точках учета будет проводиться эксперимент. Эти точки обязательно должны отличаться друг от друга  (например, первая точка – у оживленной автомобильной трассы, вторая – у жилого дома, третья – вдали от автомобильных дорог).

Твердые частицы хорошо улавливаются липкой поверхностью; а если она будет прозрачной, то при подсчете частиц можно использовать увеличительное стекло.

Липкие ловушки представляют собой прямоугольники из плотной бумаги или картона размером 10 х 10 см, в центре которых – вырез (2 х 2 см) с прозрачной липкой лентой (в качестве липкой ленты можно использовать скотч).

После изготовления ловушек следует прикрепить их в точках учета к деревьям, столбам или к любым другим объектам на одинаковой высоте (около 1,5 м) липкой стороной наружу. Остается надеяться, что в течение эксперимента (24 часа) не будет дождя, иначе придется все повторить.

Через 24 часа нужно собрать все ловушки и с помощью увеличительного стекла подсчитать количество твердых частиц на каждой из них. Достоверными результаты считаются при условии повторения эксперимента не менее трех раз.

Затем  необходимо определить количество твердых частиц на 1 см2  (Р, шт/см2) по формуле:

Р = Р1 /S1, где Р1 – количество твердых частиц на образце,       S1 – площадь липкой поверхности.

Кроме этого, можно сравнить полученные результаты и по другим параметрам (например, по размеру частиц).

Остается проанализировать результаты, полученные во всех точках учета, и сделать окончательные выводы.

 «Органы пищеварения в ротовой полости» к уроку биологии в 8 классе.

  1. Выполните задание №1.

Тест « Пищеварительная система». Слайд №1.

  1. Выполните задание №2.

«Выберите».  Слайд №2

  1. Выполните задание №3.

Работа  bio_2007_135_k.oms . Задание №1.

  1. Выполните задание №4.

Программа биология. Работа № 1.1.. Задание № 9

  1. Работа bio_2007_133_i.oms , работа № 2,3,4,4.
  2. Выполните задание №5.

Работа   bio_2007_133_k   задание  №3

Приложение 3.

Результативность работы учителя по развитию одаренных детей через исследовательскую и проектную деятельность.

Год

Название мероприятия с указанием статуса

(международный, всероссийский, региональный, городской и пр.)

Количество (фамилия, имя) обучающихся, принявших участие

Результат

участия

(количество лауреатов, победителей и др.)

2007-2008

Окружной тур областной предметной олимпиады школьников по экологии

Наушеев Назар

Диплом

II место

 Российский заочный конкурс «Познание и творчество»

(второй тур)

Старостин Александр

Лауреат

 Российский заочный конкурс «Познание и творчество»

(третий тур)

Старостин Александр

Лауреат

Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

10

Наушеев Назар (I место)

Краснова Анна (II место)

Дельнова Оксана (I место)

2008-2009

Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Гулевский Николай

Диплом

II

место

 Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Старостин Александр

Диплом

III

место

Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Старостин Александр

Диплом

III

место

Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Иванов Антон

Лауреат

Областной конкурс «Зеленая планета -2010»

(региональный этап Всероссийского детского экологического конкурса  «Зеленая планета -2010)

Номинация «Конкурс исследовательских работ «Природа бесценный дар – один на всех»

Паничкин Андрей

Диплом

I

Место

Областной конкурс «Зеленая планета -2010»

(региональный этап Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета -2010)

Номинация исследовательских работ «Природа бесценный дар- один на всех» и практических проектов «Эксперимент в космосе»

Паничкин Андрей

Министерство образования и науки Самарской области

Диплом

I

Место

Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

10

Дельнова Оксана (I место)

Понявина Таня (II место)

Юричев Вадим (III место)

2009-2010

Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Гулевский Николай

Победитель

Диплом

I

Место

Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Сыркина Екатерина

Диплом

II

Место

 Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Сыркин Иван

Лауреат

Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Иванов Антон

Лауреат

 Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Смольникова Ольга

Лауреат

Окружная научно-практическая конференция учащихся

Меркулов Сергей

Диплом

II

Место

Окружная научно-практическая конференция учащихся

Паничкин Андрей

Диплом

I

Место

Окружной конкурс творческих работ «Наркотики – путь в никуда»

Мергалиев Ерлан

Лукманова Майра

Агаева Марха

Победитель

Лауреат конкурса

Лауреат конкурса

II Всероссийский конкурс «Молодежные инициативы во благо социально- экономического развития Российской Федерации»

Номинация «Экология»

Паничкин Андрей

Сертификат участника

Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

10

Меркулов Сергей  (I место)

Лукманова Майра  (II место)

Мергалиев Ерлан (III место)

2010-2011

Всероссийский открытый заочный интеллектуально- творческий конкурс «Познание и творчество»

Старостин Александр

Диплом

II

Место

Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Старостин Александр

Грамота

I

Место

Научно-практическая конференция

Окружной этап

Старостин Александр

Диплом

I

Место

Научно-практическая конференция

Окружной этап

Гулевский Николай

Диплом

I

Место

Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

10

Лукманова Майра  (I место)

Старостин Александр (I место)

2011-2012

Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Гулевский Николай

Грамота

III

Место

Окружной этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии

Перухин Алексей

Грамота

III

Место

Школьный тур предметной олимпиады школьников по биологии

12

Старостин Александр  (I место)

Перухин Алексей  (I место)

Гулевский Николай (II место)

Читайте также:  Влияние предметно развивающей среды на речевое развитие ребенка

[1]  Приложение 1. Примеры экологических исследований.

Источник

Человеку свойственно стремиться к познанию. Жажда открытия рождается у некоторых ребят ещё на школьной скамье. Ими движет желание узнать как можно больше. Такие ребята одарены от природы пытливым умом, желанием познать что — то новое, постичь неизведанное. Задача педагога — выявить таких одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности. Выявлению и развитию одарённых детей служит любая исследовательская работа. Наше учебное заведение в течение последнего десятилетия активно работает с юными исследователями, наработками в этой области нам и хотелось бы поделиться.

В школе разработана подпрограмма «Эрудит», которая является составной частью программы Развития школы. Её основная цель — создание условий для выявления, поддержки, обучения и развития индивидуальных задатков одарённых детей, а также создание среды, способствующей максимально полной реализации их творческих способностей.

По утверждению А. Н. Колмогорова, лучшим тестом на одарённость является участие в исследовательской деятельности. В правильности этого утверждения нам приходилось не раз убеждаться на практике. Поэтому одной из основных задач подпрограммы является формирование устойчивых навыков научно — исследовательской работы.

Для решения этой задачи в 2002 году в школе было создано научное общество обучающихся. Его созданию предшествовала большая подготовительная работа. В первую очередь, это изучение мнения педагогического, ученического и родительского коллективов. Опрос проводили школьный психолог и заместители директора по УВР, были подключены и обучающиеся — старшеклассники.

Все участники опроса высказались за необходимость создания НОО, считая, что это даст возможность одарённым обучающимся развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом многие респонденты подчеркнули, что главное условие участия в научно — исследовательской деятельности — никакого принуждения. Пропуск в НОО — личный интерес, личная уверенность и убеждённость.

Итак, год 2002…Решением педагогического совета, по инициативе детской организации «Родничок» в школе было организовано научное общество «Эрудит», которому исполнилось в этом году 10 лет. Первые его члены уже закончили институты, университеты, многие защитили кандидатские диссертации. По их признанию, в достижении успехов им помогали ключевые компетенции, сформированные в школьном научном обществе.

Научное общество объединяет старшеклассников. Но, как известно, занятия исследованиями более эффективны, если человек имеет определённую подготовку в этом вопросе. Для введения одарённых детей в большой и сложный мир науки в школе преподаются элективные курсы: «Совёнок» — для обучающихся начальной школы, «Эврика» — для среднего звена, «Юный исследователь» — для старшеклассников.

На начальном этапе самый главный момент — мотивационный. Элективный курс «Совёнок» помогает пробудить у ребят интерес ко всему новому, неизвестному. На занятиях ребята познают мир в игровой форме, так как учителя придерживаются принципа — учение эффективно в том случае, если ученик получает удовольствие от того, что он делает. Ребята учатся наблюдать за окружающим миром, проводят первые опыты, делают свои собственные выводы. В процессе изучения элективного курса «Эврика» формируются основы исследовательской деятельности у обучающихся среднего звена. Ребята выбирают темы исследований. Первый шаг на пути в науку — посещение библиотеки и изучение литературы по вопросу, ребята учатся работать с литературными источниками и извлекать из них необходимую информацию, обобщать прочитанное. Они проводят социологические опросы, делают первые шаги на пути самостоятельного исследования. Элективный курс для старшеклассников «Юный исследователь» помогает вовлечь их в серьёзную научную деятельность. Он способствует развитию не только исследовательских навыков, но и коммуникативных (например, ведение дискуссии по исследуемой теме), навыков реферирования, а также деятельности, связанной с социальным развитием. Преподавание элективного курса проходит в тесном сотрудничестве с библиотекой.

Итак, подготовительная работа к научной деятельности, как мы видим, ведётся в течение нескольких лет. К девятому классу определяется круг старшеклассников, склонных к исследованиям. Именно они и составляют основную часть научного общества.

Так как же проходит работа НОО? Основная форма — это работа в секциях, в них объединяются обучающиеся по интересам к той или иной области знаний. За годы существования секции меняли свои названия. На данном этапе существуют три направления: социально-гуманитарное, лингвистическое и естественно — математическое. План работы каждой секции обсуждается на одном из первых занятий и утверждается на заседании НОО в начале учебного года. Руководитель рассказывает о перспективах работы секций, определяет уровень подготовленности обучающихся, их кругозор, интерес к научной деятельности. Темы исследований выбираются исходя из интересов и склонностей обучающихся. На занятиях ребята учатся правильно работать с литературными источниками, знакомятся с требованиями к содержанию различных видов исследовательских работ (докладу, реферату, научной статье). В работе секций активное участие принимает школьный библиотекарь, он готовит обзоры имеющейся литературы по различным темам научных изысканий.

Читайте также:  Периоды резких изменений в развитии и поведении ребенка называются

Работа в секциях позволяет обучающимся развивать различные компетенции. Что же мы понимаем под этим термином? В самом обобщённом смысле это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающегося, которые определяют, что он будет способен делать по завершении всей или части образовательной программы. Тезаурусы или толковые словари Федеральных Государственных Образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения определяют компетенцию как «способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определённой области». Производный термин компетентность, по мнению А. В. Хуторского, можно рассматривать как уровень практической реализации компетенции, владение, обладание компетенцией. Другими словами, это совокупность компетенций, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Совет Европы рекомендует ориентироваться на пять групп ключевых и базовых компетенций, необходимых для успешного образования и общественного взаимодействия в течение всей жизни:

1. Политические и социальные компетенции, такие как способность разрешать конфликты, принимать ответственные индивидуальные и групповые решения.

2. Компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе (поликультурная и межкультурные компетенции).

3. Компетенции, касающиеся владения формами устного и письменного общения (коммуникативные компетенции), включающие владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями.

4. Компетенции, связанные с возрастающей информатизацией общества. Информационная компетенция — это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

5. Учебно-познавательные компетенции — это способность учиться всю жизнь как основа непрерывной готовности к профессиональной и лично-общественной жизни. Иначе говоря, это совокупность умений и навыков познавательной деятельности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.

Все перечисленные признаки компетенций позволяют сделать вывод, что в большей степени они могут развиваться в процессе научно-исследовательской деятельности, которая осуществляется в рамках научного общества. Так как научно-исследовательская деятельность обучающихся занимает важное место в образовательном процессе и во внеурочной деятельности нашей школы, она позволяет развивать такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные и информационные, коммуникативные и социальные.

В процессе работы над исследованием также совершенствуется логическое мышление. Ученики овладевают способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии. Обучающиеся учатся взаимодействовать с окружающими, приобретают навыки работы в группе, коллективе. Они активно и на высоком уровне владеют современными средствами информации, информационными технологиями, осуществляют поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передачу, формируют умение презентовать исследовательскую работу. Старшеклассники включены в реальную профессиональную интеллектуальную деятельность, имеющую приближенный по времени результат и общественную значимость. Занятие исследовательской деятельностью обеспечивает их активную познавательную потребность, и, как следствие, осуществляются их личностная самореализация и профессиональное самоопределение.

Овладение старшеклассниками умениями ХХI века (грамотность, мышление, общение, продуктивность) позволяет сформировать карьерное портфолио, необходимое на современном рынке труда. Стандартизированная форма карьерного портфолио требуется для поиска профессиональной занятости, продолжения обучения, карьерного роста в общественных и профессиональных сферах.

Успехи одарённых детей на поприще науки подтверждают роль исследовательской деятельности в формировании ключевых компетенций. Кроме работы в секциях каждый член научного общества проводит большую самостоятельную исследовательскую работу со своим научным руководителем. Результаты исследований получают своё отражение в научной работе, реферате. Итоги работы научного общества и результативность индивидуальной деятельности подводятся на ежегодной научно — практической конференции «Per aspera ad astra». Члены научного общества представляет на конференцию работы, которые прошли предварительную защиту на итоговом занятии в каждой секции. Конференция — своеобразный отчёт о научных изысканиях юных исследователей за год.

В нашей школе прошли уже одиннадцать конференций. Юные учёные подготовили за эти годы около 200 научных работ по самым различным темам. Лучшие из них печатались в сборниках по итогам конференций, представлялись на конкурсы разного уровня: муниципальные, региональные, межрегиональные. Неоднократно наши ученики становились призёрами и дипломантами престижных конкурсов: «Путь в науку», «Юный исследователь», «Первые шаги в науку», «Грани творчества», «Образование как фактор конкурентоспособности выпускника».

Имея богатый опыт работы с одарёнными детьми, учитывая успехи обучающихся в проведении научных исследований, а также опыт сотрудничества по вопросам научно — исследовательской работы со школами города, с колледжем пищевой промышленности, администрация школы вышла с предложением о создании на базе МБОУ СОШ № 9 городской площадки по проведению ежегодных научно-практических конференций школьников. Целью эксперимента является обмен опытом и популяризация научной деятельности среди одарённых обучающихся. Наша инициатива получила поддержку в Управлении образования, и в 2012 году мы провели первую общегородскую конференцию школьников «Per aspera ad astra» («Через тернии к звёздам») на базе школы. Для нас она стала десятой, то есть юбилейной. Конференция прошла на высоком уровне, в ней приняли участие 85 юных исследователей города. С большим успехом прошла городская конференция 2013 года.

Хотелось бы пожелать юным учёным поменьше терний на исследовательском пути, руководителям исследователей больше одарённых, пытливых учеников. Пусть звезда под названием научный поиск манит ваших питомцев всю жизнь в необъятные просторы научного познания. Хочется верить, что звёзд на небе познания хватит всем! Пусть слова латинской пословицы «Рer aspera ad astra» станут для них девизом в жизни.

Литература:

1.         Волков И. П. Много ли в школе талантов. — М., 1989.- 56 с.

2.         Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991. — 79 с.

3.         Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий: М.1984–171 с.

4.         Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971. — 279 с.

5.         Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М.,1992.- 127 с.

6.         Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М., 1991. — 376 с.

7.         Савенков А. И. Одарённый ребёнок дома и в школе. — Д. Б. Богоявленская Пути к творчеству. — М., 1981. -89 с.

8.         Савенков, А. И. Виды исследований школьников // Одаренный ребенок. — 2005. — № 2. — С. 84–106.

9.         Савенков А. И. Путь к одаренности. — СПб, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): научное общество, исследовательская деятельность, исследовательская работа, компетенция, элективный курс, научная деятельность, необходимая информация, ребята, высокий уровень, карьерное портфолио.

Источник