Развитие интереса у ребенка к музыке
Яна Лебедикова
Консультация «Развитие интереса к музыке у ребенка»
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, представлено большое количество доказательств, написано бессчетное количество статей.
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему?
Потому что большая часть из них либо сами не посещали уроков музыки в детстве, либо у них остались неприятные воспоминания о самом процессе обучения – их вынуждали это делать в угоду их же родителям.
В наш век информации, родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении.
Но самое интересное, взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?»звучит практически стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют!
Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей, в корне тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети? Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес. Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, где бы ребёнок послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах.
Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т. к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.
Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «детский альбом» П. И. Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».
Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.
Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.
Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст. Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.
Источник
«Как развить интерес у ребёнка
к музыкальным занятиям?»
Многие родители желали бы, чтобы их ребенок стал чуточку умнее, а главное счастливее и удачливее не только своих сверстников, но и собственных родителей.
О положительном влиянии музыки на человека проведено множество исследований, написано бессчетное количество статей.
Тем не менее, не все еще знают о том, что занятия музыкой повышают интеллектуальные способности детей в среднем до 40%!
Музыку любят все, от мала до велика. Но даже те папы и мамы, которым хорошо известна польза от уроков музыки, стараются избегать темы о музыкальном образовании. Наоборот, они тщательно ищут другие способности у своего ребенка и стараются загрузить его иными видами активности. Почему? Родители и учителя музыки обеспокоены тем, что большое количество детей начинают и в скором времени оставляют уроки музыки. Однажды начав музыкальное образование ребенка, и не достигнув цели, выбрасывается куча средств, человеческих нервов и времени, которые могли быть инвестированы с большей пользой в другом направлении. Взрослые не делают даже попыток выяснить настоящую причину потери детского интереса. На вопрос «Почему прекратились музыкальные занятия?» звучит стандартный ответ: «Ребенок сам не захотел, у него появились другие увлечения».
Весь процесс обучения в глазах неопытных родителей (и даже некоторых учителей музыки) выглядит очень сложно. И, это действительно так и есть, потому что они сами его усложняют! Отсутствие элементарных и необходимых знаний о музыкальном образовании у родителей тормозит интеллектуальное развитие их собственных детей.
Неужели папы и мамы должны учить музыкальную грамоту и приобретать различные исполнительские навыки и приемы так же, как и их дети?- спросите вы. Не волнуйтесь, для успешного обучения вашего ребенка в этом нет никакой необходимости. Речь идет совершенно о другом.
В основе любого образования, лежит, в первую очередь, интерес.
Интерес – вот главное ключевое слово, о котором в ежедневной рутине так часто забывают родители и учителя музыки. Чтобы в самом начале у ребенка появился интерес к урокам музыки, не требуется большого труда – хорошая музыка в хорошем исполнении сама сделает свое дело, а вот чтобы сохранить и поддерживать его долгие годы, требуются целенаправленность, терпение, и, несомненно, специальные знания.
Для развития интереса к музыке необходимо создать дома условия, музыкальный уголок, например, где ребёнок мог бы послушать музыку, поиграть в музыкально – дидактические игры, поиграть на детских музыкальных инструментах. Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, триола, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. В детском саду уже в средней группе мы учим играть на металлофоне простейшие мелодии. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе. Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.
Хорошо было бы приобрести диски из комплекта по слушанию в детском саду, а также «Детский альбом» П.И.Чайковского, «В пещере горного короля» Э.Грига, музыкальные сказки: «Золотой ключик», «Бременские музыканты», «Красная шапочка» и книги: «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской. Родителям рекомендую также читать детскую литературу о музыке, благо Интернет позволяет это делать, не выходя из дома, чаще смотреть с детьми музыкальные театральные постановки, познакомиться с работой творческих детских студий (кстати, многие принимают детей уже с 4х лет).
Источник
Новый подход к обучению музыке с момента рождения.
Многие родители думают, что занятия музыкой — это скучно, знания и навыки быстро забудутся, да и зачем загружать ребенку мозг, если никто в семье не видит его великим музыкантом? Детский музыкальный педагог Наталия Бодина рассказывает, зачем на самом деле музыка нужна детям и как сделать занятия по-настоящему интересными.
Наталия Бодина, детский музыкальный педагог, автор методики «ДНК Гения» по обучению детей музыке с самого рождения.
О пользе музыки
Согласитесь, пока ребенок маленький, мы вообще не можем знать, с чем он захочет связать свою жизнь, а польза музыкальных занятий научно доказана, да и я вижу эти подтверждения в своих учениках. У меня есть ребята, которых я начала знакомить с музыкой с 3-х месяцев. Сейчас им 4 года — и это совершенно другие дети!
Я считаю, учить музыке нужно всех детей без исключения, потому что это огромный толчок к пробуждению познавательной активности и творческих способностей, которые дремлют в каждом малыше. Занятия дарят множество эмоций, побуждают воображать и фантазировать. У грудных детей музыка формирует мир гармонии, наполненный звуками, чувствами, смыслами, любовью, благотворно воздействуя на мозг, побуждает их к развитию.
Расскажу на примере своего ученика. Николай Палыча привели ко мне на занятия, когда ему было 9 месяцев. Я раньше не работала с такими малышами и сказала маме об этом прямо. Но мы все-таки решили попробовать. И вот в первое же занятие, когда я играла ноктюрн Шопена, глаза у Коли засветились, как два огромных прожектора: его заворожил звук, он пытался понять, где источник. Потом Николай Палыч начал сверлить взглядом клавиши — и процесс пошел, ребенок увлекся. Когда Коле исполнилось 1,5 года, он заинтересовался английским. Родители даже наняли ему в учителя носителя языка. В 2,4 года у Николай Палыча проявился абсолютный слух: он стал узнавать ноты, чуть позже мальчику стали интересны цифры, он научился складывать, потом — буквы, слоги, к 2,5 годам он научился читать. Коля сам стремился к знаниям. Во всех своих учениках я вижу огромное желание делать что-то самостоятельно: читать, писать, рисовать, фантазировать.
Зачем нужна музыкальная школа
Музыкальная школа, как и общеобразовательная, нуждается в серьезных переменах. К сожалению, большинство педагогов в таких учебных заведениях лишены возможности быть по-настоящему внимательными к ученикам, принимать их такими, какие они есть, замечать их индивидуальные особенности и именно вокруг них выстраивать программу обучения. Учителям нужно выполнять программу: подготовить ребят к сдаче технического зачета, двух гамм, выучить с ними три этюда…
А ведь дети проходят через разные фазы развития, часто кажется, что мы стоим на одном месте: ученик закрыт для получения информации, ему интересно только петь песенки, отгадывать загадки и ребусы на занятиях. И прекрасно! Значит нужно дать эту возможность! Потому что если преподаватель относится с уважением к потребностям ребенка, дальше произойдет колоссальный скачок в его обучении!
Учитель должен понимать, что его задача, миссия — общаться с душой малыша и воспитывать ее. Важно в первую очередь любить своего ученика, принимать его таким, какой он есть, быть чутким к его личности и гибким в процессе обучения. Сначала любовь к ребенку, а уже потом фа-диез и си-бемоль. Только в таком случае педагог может передать ему свой опыт.
Почему на занятиях интересно
Сольфеджио, музыкальная литература — это очень важные предметы, хотя их многие считают скучными. Ведь невозможно исполнять музыку, не разговаривая о творчестве композитора, не понимая, зачем нужны ноты, кто их придумал и для чего. А пение нотами — чрезвычайно полезное занятие, оно развивает слух. Весь вопрос в том, как педагог преподнесет это: увлекательно или занудно. Нужно рассказать так, чтобы ребенок сделал вывод сам: «Ого! Так Бах, оказывается, великий композитор! Я могу прикоснуться к его творчеству».
Научиться играть несколько произведений или разобрать ноты — это не цель музыкальных занятий, гораздо важнее сформировать особое сознание, особый мир, полный чувств, смыслов, красоты.
Вы только представьте, мы живем не на планете вражды и алчности, а на планете великого Моцарта, Баха, Чайковского — и можем стать частью этого прекрасного мира!
Михаил Семенович Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер, страстный просветитель
Однако это понимание идет из семьи. Если родители видят ценность Великой Музыки, работать с ребенком значительно проще: его не придется заставлять, он сам будет впитывать информацию и творить!
Какую музыку нужно и можно играть
Если малыш хочет научиться играть на инструменте для себя, чтобы музицировать дома, подбирать мелодии по слуху, играть в свое удовольствие и импровизировать, то, скорее всего, нет смысла идти в музыкальную школу. Там на него будут «давить» программой, чтобы он сидел за тетрадками не поднимая головы, что повлечет за собой потерю интереса к музыке и инструменту.
Я считаю, что нужно играть ту музыку, которую ребенок хочет слушать, которая созвучна его времени, его возрастным особенностям. Такую свободу творчества могут дать только индивидуальные занятия с педагогом.
В моей практике есть очень талантливая девочка Вера, с прекрасным слухом и руками, но она наотрез отказалась продолжать ходить в музыкальную школу. И, встретившись со мной, сказала: «Если вы меня заставите играть фугу Баха, я с вами заниматься не буду!» Тогда оказалось, что ей сейчас нравится один саундтрек к фильму. Когда я предложила разучить эту мелодию, Вера очень удивилась: «Что, эту музыку тоже можно сыграть? Вы разрешаете?!». Именно с такими детьми после учебы в музыкальной школе я часто сталкиваюсь. Я считаю, что педагогу нужно отталкиваться от желаний ребенка, а не идти ему наперекор. Играть то, что откликается в сердце, что нравится.
Как привить любовь ребенка к музыке
В первую очередь нужно быть внимательным ко всему вокруг, потому что музыка живет повсюду. Ищите ее, когда гуляете с ребенком: «Слышишь шелест листочков? Они разговаривают друг с другом. А посмотри, какое большое дерево, наверное, это их мама. А может быть, есть музыка ветра? Как она звучит? Обрати внимание на звезды, они тоже разговаривают!» Попробуйте вместе озвучить то, что вы заметили или сыграйте это на инструментах, например, на шумовых: бубне, трещотках, маракасах, погремушках и так далее.
Расскажите малышу, что нотка «до» — красная, спросите, какие предметы такого же цвета есть вокруг? Мы с Николай Палычем так и общались: он приходил ко мне на занятие и говорил: «На тебе платье „соль“».
Нужно давать ребенку как можно больше возможностей слышать и видеть. Для маленьких детей есть такие проекты, как «Бэби концерт», «Музыка с мамой», где можно послушать, как звучат инструменты, и прикоснуться к ним. Ваша задача — показать малышу все разнообразие, которое есть в музыке, чтобы он сам смог выбрать то, что ему по душе, что вызывает у него самые яркие эмоции.
Можно включать детям самых радостных классиков — Моцарта и Гайдна. А еще малыши любят яркую, ритмичную, «острые» джазовые ритмы, под них можно играть во что-нибудь вместе с родителями. Попробуйте сочинять с ребенком сказку, наполняйте ее звуками, используя музыкальные инструменты, например: «вот зайчик проснулся, мы сделали на колокольчиках „дзынь!“, а потом он умылся — на трещетке потрещали». Нужно идти из простого, из жизненного, говорить о том, что волнует детей сейчас.
Дети дают взрослым много подсказок. Если ваш сын или дочь говорят вам «Нет, не надо, не хочу!», лучше прислушаться. Помните, что амбиции родителей — очень тормозящий фактор. Поэтому когда мама и папа при встрече говорят мне: «Мой ребенок будет музыкантом» — это очень спорно. Не нужно ограничивать себя чем-то одним, постарайтесь показать детям всю палитру интересных творческих занятий, которые бы могли его заинтересовать.
Редакция «О!» выражает благодарность «Рыбаков Фонд» за помощь в организации интервью.
Читайте также:
Стресс тормозит развитие: как помочь ребенку адаптироваться к школе
7 советов, которые помогут вырастить ребенка оптимистом
6 причин отдать ребенка на робототехнику
Источник
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Эгамбердиева Я.Э.
Звагольская Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К МУЗЫКЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Интерес есть стремление к определенной деятельности.
По самой своей природе он динамичен, активен,
отсутствие деятельности и интерес – это полное противоречие. П.Ф. Каптерев
Во многих программах дошкольного образования выявлена необходимость формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру посредством музыкального искусства. В ходе переосмысления многих аспектов социально-культурного развития общества и места в нем личности возникает возможность пересмотреть ряд проблем, которые связаны с музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста, а именно проблему интереса к музыке.
Изучение проблемы интереса следует начать, прежде всего, с анализа различных определений «интереса», данных в научной литературе. В «Словаре русского языка» Ожегова С.И «интерес» связан с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям.
В «Российской педагогической энциклопедии» понятие «интерес» трактуется с точки зрения познавательной направленности личности, как форма проявления познавательной потребности, предполагающей осознание целей деятельности. Интерес является стимулом приобретения знаний, расширения кругозора и способствует более полному отражению действительности.
М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Н.Г. Морозова указывали, что «интерес» охватывает большое количество процессов. В теории обучения понятие интерес рассматривается как условие успешности педагогической работы (А.П. Усова,
А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Т.С. Комарова, Н.Г. Морозова,
В.А. Сухомлинский, Г.И. Щукина и другие). Ученые отмечают огромное влияние интереса на качество учения, а плохое усвоение знаний связывают напрямую с отсутствием интереса и неумением педагогов пробудить его.
Известный российский психолог С.Л. Рубинштейн писал, что интерес является предпосылкой и результатом обучения. С одной стороны интерес служит средством повышения эффективности педагогической работы, а с другой – главной целью и задачей обучения.
В трудах Комаровой Тамары Семеновны говорится, что интерес способствует возникновению творческих проявлений ребенка и стимулирует развитие навыков художественной деятельности.
К числу важнейших проблем всех времен остается проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста. В трудах Ветлугиной Н.А., Выготского Л.С, Кабалевского Д.Б, Кенеман А.В, А.Н. Леонтьева, Н.А. Метлова, В.И. Петрушина, О.П. Радыновой, Б.М. Теплова, Р.М. Чумичевой, В.Н. Шацкой и других подчеркивается важность и необходимость приобщения к культурному наследию детей с дошкольного возраста.
В трудах Апресян Г.З., Киященко Н.И, Лейзеров Н.Л интерес выступает базисным компонентом музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях.
Ю.Б. Алиев среди задач музыкального образования дошкольников называл воспитание интереса к музыке, развитие эмоциональной сферы, становление социальнохудожественного опыта и приобщение к «золотому» музыкальному фонду [2; 57].
Разрабатывая вопросы обучения детей пению и развития певческих способностей, Стулова Г.П. отмечает, что процесс обучения пению будет воспитывающим и развивающим только при условии развития у детей положительного эмоционального отношения к процессу обучения и наличия интереса к данному виду музыкальной деятельности.
О.П. Радынова рассматривает интерес в структуре музыкально-эстетического сознания дошкольников. По ее утверждению, развитие данного качества ведет к формированию музыкальной культуры в целом. Одним из результатов воспитания интереса к музыке она называет приобретение ребенком первоначальных ценностных ориентации и развитие эстетического отношения к музыкальному искусству.
Интерес к музыке имеет динамичный характер. Интерес направляет психическую активность личности на интеллектуально и эмоционально значимые для него объекты. Существенной педагогической проблемой является изучение динамики интересов, их появление и угасания.
Появление интереса к музыке может быть вызвано внутренними переживаниями ребенка. В процессе музыкального развития ребенок является объектом и субъектом воспитания со всем присущим ему своеобразием. Исследователи связывают возникновение интереса к музыке у детей с состоянием удивления вызванного новизной услышанного, увиденного.
В учебно-воспитательном процессе развитие интереса определяется:
1. содержанием музыкального воспитания; 2. комплексом педагогических условий;
3. мастерством педагога.
При правильном педагогическом руководстве музыкальные интересы закладываются в раннем дошкольном возрасте. Но они кратковременные и неустойчивые, проявляются в виде эмоциональной отзывчивости на музыку. А в старшем дошкольном возрасте интересы сохраняют эмоциональный характер при возрастающей устойчивости и осознанности.
Музыкальные интересы дошкольника формируются по мере приобретения им музыкального опыта. Формирование и развитие музыкального опыты дают основу для ориентирования в традиционных музыкальных стилях и для восприятия интонаций. Умение выявлять жанровую основу и понимать эмоциональносодержательное назначение средств музыкальной выразительности позволяет предчувствовать движение музыки. Восприятие музыки основано на узнавании знакомого в незнакомом [11; 192].
Для развития интереса к музыке важно и накопление эмоционального опыта. Музыка является неким носителем эмоциональной информации. Содержание эмоционального опыта ребенка включает в себя непосредственные эмоциональные реакции на конкретное музыкальное произведение, способность произвольно восстанавливать в памяти уже пережитые чувства. Через сопереживание произведений музыкального искусства и освоения музыкального выражения ребенок приобретает опыт эмоционального общения. Накопление эмоционального опыта ведет к развитию эмоционального компонента интереса и влияет на становление личности ребенка, в общем.
Успешность решения задач формирования интереса к музыке у ребенка старшего дошкольного возраста предопределяется содержанием музыкального воспитания. Долгое время основным требованием к музыкальным произведениям были идеологическая направленность и дидактизм. В современном детском саду стало необходимо создавать условия, в которых ребенок научится слышать музыку и находить в ней нечто для себя привлекательное. Успешность музыкального развития дошкольника зависит, прежде всего, от того, произведет ли на него музыка впечатление, заинтересует его или вызовет, наоборот, отрицательную реакцию и эмоции [6; 101].
Комарова Т.С. рекомендует при отборе художественных произведений ориентироваться на их ценность, для того чтобы помочь детям раскрыть мир прекрасного. Тамара Семеновна отмечает, что произведения должны вызывать у дошкольника эмоциональный отклик.
Гродзенская Н.Л. призывала учитывать художественную ценность и возможность активного усвоения. Она писала, что при слушании классических произведений, у ребенка постепенно вырабатывается умение ценить подлинно художественное произведение, умение отличать их от произведений нехудожественных».
На основе анализа методической, музыковедческой и научной литературы можно сделать вывод, что накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия является главным условием формирования интереса к музыке, а также поддержание интереса к музыке зависит от доступности музыкального материала пониманию слушателя (дошкольника).
Изучив труды отечественных и современных ученых, следует выделить педагогические условия формирования интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие интереса к музыке дошкольников должно опираться на классический репертуар, который несет в себе всю полноту жизненных и духовных ценностей и включающий музыку разных стилей и жанров. При подборе репертуара важно помнить и о возрастных особенностях старших дошкольников.
Развитию интеллектуального компонента интереса и осознанию образного содержания музыки способствует художественное слово. Например, высказывания педагога и дошкольников о музыкальном произведении. Использование слова в развитии интереса к музыке может рассматриваться как:
метод словесного и полихудожественного уподобления характеру музыкального звучания. В рамках данного метода образное слово применяется как эмоционально-выразительное пояснение, определение характера музыки, отражающее смену настроений и интонаций;
способ настраивания на восприятие музыки.
Применение игровых методов и приемов также способствует проявлению интереса у детей. Специфика музыкальной игры заключается в том, что дошкольник переживает игровую ситуацию, анализирует и выстраивает свое отношение к происходящему, опираясь на собственный чувственный опыт.
Игровой сюжет может выстраиваться как сказка или путешествие. Среди приемов активизации игровой деятельности можно использовать пластическое интонирование, создающее соисполнение музыки [8; 88].
Целенаправленное использование различных видов искусств в учебновоспитательном процессе, что комплексно воздействует на чувства, мысли и представления ребенка. Живопись, литература стимулируют художественное творчество подрастающей личности и формируют понятия о красоте. Синтез искусств должен представлять собой соединение в интересах усиления образной выразительности, взаимодополнения различных искусств. Соединение искусств может осуществляться на основе одного художественного замысла и создавать условия для открытия нового в произведениях искусства, стимулировать возникновение ярких эмоций, творчество воображения и мышления [8; 58].
Таким образом, интерес — это формирующееся личностное качество. Оно развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольника тогда, когда музыкальное звучание имеет для ребенка личностный смысл. Музыкальный интерес выступает в роли регулятора музыкальной деятельности. Развитие интереса в дошкольном возрасте может послужить предпосылкой становления элементов музыкально-эстетического сознания
(эстетическая потребность, вкус, представления о красоте).
Список литературы
Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука,
2014. 183 с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2002.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. М.: Просвещение, 1981.
Глушков В.М. Основы безбумажной информатики [Текст].
Глушков В.М. Изд. 2-е. М.: Наука, 1987.
Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст]: учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинен, М.Л. Палавандашвили. М., 1998.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа музыкального развития дошкольников [Текст] / О. П. Радынова. М.: МИГУ, 1997.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. [Текст] / под ред. Л.А. Венгера / науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Аккад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1986.
Свириденко С.С. Современные информационные технологии [Текст] /
С.С. Свириденко. М.: Радио и связь, 1989.
Советов Б.Я. Информационная технология [Текст] / Б.Я. Советов. М.: Высшая школа, 1992.
Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3 – 7 лет (теория и диагностика) [Текст] / Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова. Екатеренбург: Деловая книга, 2001.
Источник