Развитие интереса к чтению у ребенка в семье

«Роль семьи в развитии интереса ребенка к чтению»

Родительское собрание

 Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.

Задачи: Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся 3 класса. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Благодарность родителям за ремонт.

Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге.

                                                    Ричард Бах

Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который мы можем сделать для него.

С.Лупан

Основная задача взрослых –открыть в ребенке талант читателя.
С.Я.Маршак

 «Читать, – говорил еще К. Ушинский, –

это еще ничего не значит. Что и как читать – вот в чем главное дело».                                                                              

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 года в Москве, Президент РФ В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы. .  По статистике, приведенной в 2005 году одной из десяти ведущих мировых компаний, исследующих книжный рынок, ‑ NOP World – россияне  уступили пальму первенства не только индийцам и китайцам, но и таиландцам, филиппинцам и египтянам. Исследование показало, что больше всех сейчас читают индийцы, которые тратят на это занятие почти 11 часов в неделю. Жителей России опережают также таиландцы, китайцы, филиппинцы, египтяне и чехи.

24 ноября 2006 г состоялось подписание Национальной программы поддержки и развития чтения.

Цели программы, рассчитанной на период с 2007по 2020 г:

1.Повышение читательской компетенции            

2.Рост читательской активности

Из всех предметов, преподаваемых в школе, нельзя выделить какой-то один, назвав его главным. Каждый предмет нужен и важен по-своему. Но давайте вспомним такую детскую игрушку, как пирамидка. Если сложить пирамидку правильно, нанизывая детали на стержень, она будет очень крепкой, но если этот стержень убрать, пирамидка рассыпается. Стержнем в школьном образовании служит чтение. Если в начальной школе ученик не научится беглому и осознанному чтению, вряд ли он сможет достичь успехов в дальнейшем образовании.

Часто можно услышать, что современные дети не любят читать. А что говорят сами дети по этому поводу? Об этом я спросила самих детей. (результаты по диаграмммам)

Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Литературное развитие- это возрастной процесс восприятия искусства слова, умений анализировать и оценивать прочитанное, а также процесс развития собственного литературного творчества детей.

Критерии литературного развития:

– начитанность ( круг чтения ребенка)

-сформированность интереса к чтению (семейное чтение и обсуждение)

-уровень читательских  навыков работы с текстом и книгой

 (5 причин, по которым надо читать книги)

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми  Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках.

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически.Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллектаСейчас много говорят о том, что традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.

Читайте также:  Роль чтения в развитии ребенка

 ( 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей)

Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принужденияНикогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.

Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связиЧитайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?

Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтенияЧитайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.

Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут

Как привить любовь к чтению малышам и ученикам младших классов

Что мы делаем на уроке? Существует немало методик, которые помогут вам и вашему ребенку погрузиться в замечательный мир Книги и литературного слова. Вот всего лишь некоторые из них.

1. Игра в чтение

Любовь к чтению можно привить через игру. Вариантов масса, было бы желание.

Попросите ребенка устроить импровизированную телестудию или радиостанцию. И в то время, пока вы заняты домашними делами, объявите, что сейчас ваш малыш — ведущий программы “В гостях у сказки”. Обычно дети с увлечением начинают пересказывать прочитанное, или сами придумывать новые истории. Задания можно корректировать, подстраиваясь под домашнее задание в школе.

Этот метод можно использовать и в школе — как один из вариантов опроса.

Объявите себя уставшей и попросите ребенка почитать что-нибудь “от усталости”. К концу чтения “происходит чудо”: мама выздоравливает от хандры.

2. Создавайте книги сами!

С такой идеей выступила Сесиль Лупан, автор книги о воспитании малышей. Книгу можно создать на компьютере, вставить красочные фото вашего малыша, сочинить к каждой фотографии забавные истории. Как показывает практика, малыши с увлечением читают о себе. А ведь это и нужно — чтобы ребенок получал от чтения удовольствие.

3. Метод Кассиля

Выберите интересный, динамичный рассказ, дочитайте до кульминации и отложите книгу. Обычно ребенку не терпится узнать, что было дальше в рассказе. А значит, сработает мотивация: вы его заинтересовали.

4. Метод Искры Даунис (детского психолога)

Подбросьте ребенку письмо, написанное от имени его любимого героя. В письме, буквально в двух строчках герой сообщает, что хочет дружить и приготовил для своего нового друга подарочек. Сюрприз лежит там-то.

Следующее письмо может быть уже более подробным. Теперь герой сообщает вашему малышу, что хотел пригласить его в цирк, но заметил, что вчера он не убрал игрушки. Зато, если завтра малыш будет вести себя хорошо, его ждет поход в кино.

Вариантов писем много — главное, чтобы каждое следующее письмо было на 2-3 строчки длиннее предыдущего.

На уровне подсознания закрепляется связь: чтение — подарок — удовольствие.

5. Самый действенный прием — читайте сами! На ночь, перед сном всегда можно уделить минут 10 для того, чтобы почитать ребенку книжку. Эта традиция воспитывает лучше всех психологических приемов.

И, конечно, ваш ребенок вряд ли захочет брать книги в руки, если в семье никто не читает. Увы, но мама, листающая исключительно глянцевые журналы, или папа, проводящий свободное время возле компьютера, вряд ли будут хорошим примером для малыша. А вот если ребенок часто видит родителей с книгой, он тоже начнет читать.

Чередуя приемы и игры в чтение, можно привить ребенку настоящую любовь к книге.

 (Как стать родителем читающего ребёнка)

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

                                                 (Родителям на заметку)

Познакомиться с лучшими книгами для чтения детей, а также отыскать рецензии на новые удачные детские книги и текстовые фрагменты из них можно на сайтах:

«БиблиоГид» (https://www.bibliogid.ru)   Учителя и родители найдут здесь профессиональные рекомендации по вопросам, связанным с поиском книг, формированием читательского вкуса у детей, почерпнут разнообразную полезную информацию о состоянии современной детской литературы.

«Книжное обозрение» (https://www.knigoboz.ru) – сайт газеты «Книжное обозрение». Здесь всегда можно отыскать рецензии на новые удачные детские книги и текстовые фрагменты из них.

Читайте также:  Здоровье и его влияние на развитие ребенка

Источник

Доклад на родительском собрании :

«РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ИНТЕРЕСА У РЕБЁНКА К КНИГАМ».

Цель: создание условий для осмысления родителями важности чтения (и семейного чтения, в частности), и формирования, педагогически обоснованной позиции в отношении приобщения к чтению собственного ребёнка.

Задачи:

 1. Выявление проблем взаимодействия родителей и детей в развитии интереса к чтению.

 2.Осмысление важности приобщения ребёнка к систематическому осознанному чтению.

3. Освоение родителями приёмов развития техники, осознанности и интереса к нему.

Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.

      Формирование духовной культуры личности  всегда осуществляется через чтение. Книга служит  не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
        В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками чтения, вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание».
       А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи?  Вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся. Что такое семейное чтение, и почему специалисты говорят о необходимости возрождения традиции семейного чтения.

 Отношение к книге и чтению  зависит не только от психологических и индивидуальных эмоциональных особенностей личности, но и от эпохи, исторической ситуации, от национальной культуры, т.е. от совершенно объективных социально-исторических предпосылок. Для России отношение к книге в течение долгого времени было знаковым понятием.
         В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям.
Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета – выпуск новостей. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?
        Семейное чтение – это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?  

Современный мир – это огромный поток различной информации. Чтобы разобраться в ней, отделить нужную информацию от ненужной, полезную от бесполезной, а иногда и вредной, ребёнку необходимо хорошо читать. Что значит хорошо читать? Это читать с оптимальной скоростью и осознанно, понимая прочитанное. Оптимальное чтение – это чтение в темпе разговорной речи. Именно такое чтение даёт возможность для успешного обучения и в начальной школе, и при переходе в основную школу.  А чтобы чтение было именно таким, ребёнок должен любить читать.  Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый из вас наверняка хотел бы, чтобы его ребёнок любил читать. Становление ребенка как читателя не может проходить без активного участия родителей в жизни ребенка с самого раннего возраста.

Главное отличие семейных чтений состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Создать условия для познавательной деятельности ребенка, стимулировать ее, направлять его размышления — вот главная задача родителей, которой определяется и их ведущая роль в организации семейных чтений. В процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир входит социально значимые нравственные идеи, источником которых служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы. Главным же действующим лицом в этом общении является ребенок. Родители должны лишь направлять его познавательную деятельность и побуждать его к размышлению.

Читайте также:  Особенности развития умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте

Поэтому семейные чтения — это разговор родителей с детьми о нравственности, побудительным стимулом, которого является совместное прочтение произведения литературы.

Кроме того, в век новых технологий книги остаются и останутся не столько источником информации, сколько предметами жизненной важности для детей во всех аспектах, потому что они обеспечивают:

– интеллектуальное и эмоциональное развитие;

– развитие языка

– влияют на социализацию личности.

– социальное и образовательное развитие;

Книга будит эмоции. Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным  и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется,  сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход отрицательные. Один раз, другой, а там, глядишь, ребёнок уже и научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Если ребёнок живёт в состоянии хронического эмоционального голода, может возникнуть острая и даже патологическая реакция. Дети начинают, например, бить стёкла , чтобы изведать остроту риска и страха. «Со скуки», – говорят обычно. Нет, правильнее всего – от эмоционального «голода».  

Чтение повышает интеллект. Вспомните статистику. Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Заметьте, чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Итак, чтение сегодня – это способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.

Чтение помогает в учёбе.Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной  выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания.  И, безусловно, если ребёнок  читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и общения.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это – первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Необходимо помочь детям понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от чтения.

Так что, уважаемые родители, не упустите драгоценное время: читайте детям, читайте вместе с детьми и обязательно обсуждайте прочитанное, помогая тем самым ребёнку формировать своё отношение к прочитанному и свой взгляд на мир.В обращении с ребенком помните народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью». Каждая семья найдет время и возможности для семейного чтения.  0@8B5 A2>5@>H85 :=838 A 40@AB25==>9 =04?8ALN, 4>1@K65;0=8O4K MB> AB0=5B AG0AB;82K @>4=> B@048F8OE, 4>@>38E 8 1;87:8E ;N4OE.

И пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик будет уметь, и любить читать.

Анкетирование родителей.

  • Нравится ли вашему ребёнку читать книги?
  • Сколько времени он проводит за книгой?
  • Какие книги он предпочитает?
  • Как Вы поощряете его читательские стремления?
  • Дарите ли Вы своему ребёнку книги?
  • Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком прочитанное?
  • Считаете ли Вы себя активным читателем?
  • Являетесь ли ВЫ примером для своего ребёнка в чтении книг?
  • У   Вас есть домашняя библиотека?
  • Как Вы считаете, может ли человек жить без книги?

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса

  • Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего детства.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Систематически читайте ребенку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Рассказывайте ребенку об авторе прочитанной книги.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.
  • Рекомендуйте ребенку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Воспитывайте бережное отношение к книге.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Источник