Развитие интеллектуальных способностей ребенка в процессе экологического воспитания
«Развитие способностей и мыслительной деятельности в процессе экологического воспитания ребенка»
Экология – наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в настоящее время экология – это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек – не главное действующее лицо, а разумная часть природы.
История человечества неразрывно связана с историей природы. Во все времена взаимоотношения между человеком и природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации и духовный климат эпохи.
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную
музыку жизни». В. А. Сухомлинский (СЛАЙД2)
Человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающему миру. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Люди должны соблюдать законы природы и изменить своё потребительское отношение к ней. Охранять природу необходимо не потому, что она “наше богатство”, а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.
Экологическое воспитание подрастающего поколения – все в наших руках. В настоящее время одной из важнейших проблем охраны окружающей природной среды является экологическое воспитание подрастающего поколения. На наших улицах не редкость сломанные деревья, сорванные цветы с клумб и даже покалеченные животные. А уж если поехать в лес или к озеру… Кучи мусора после отдыха, казалось бы, добропорядочных граждан – привычное дело. Лесные пожары, загрязненные реки и многое другое. Что это? Смутные времена? Нехватка контроля? А может быть, все-таки недостаток воспитания, в том числе и экологического.
Цель экологического образования (СЛАЙД 3)
– на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Задачи школы: (СЛАЙД 4)
Развитие у учащихся представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;
Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;
Осознание своего собственного «Я» как части природы;
Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.
Пропагандистско-просветительская экологическая деятельность в нашей школе ведётся на постоянной основе – это не разовые акции, а формирование активной жизненной позиции у детей через участие в регулярных уборках территории школы и перед школой.
Направления работы по экологическому воспитанию (СЛАЙД 5)
-познавательное
-здоровьесберегающее
-природоохранное
Когда учащиеся своими глазами видят, сколько мусора бросается вдоль улиц и парковых зон, на сегодняшний день очень низкая экологическая культура нашего населения села. Как всегда, в вопросах воспитания, самое главное – собственный пример. Если вы бросаете посреди леса бутылки и пакеты с мусором, то чего вы можете ждать от ребенка, который это видит? Дети – наше зеркало в гораздо большей мере, чем нам подчас кажется. Даже годовалому малышу не рано объяснять, что мусор ни в коем случае нельзя бросать на землю. Ребенок с раннего детства должен понимать, что только от него зависит, что его окружает.
Познавательное направление (СЛАЙД 6)
Конкурсы экологических плакатов и рисунков (СЛАЙД 7,8)
Правила экологического поведения должны стать такой же нормой, как правила социального поведения и правила безопасности на дороге, а их соблюдение необходимо позиционировать не как рекомендательное, а как обязательное, причем для всех – и детей, и взрослых. В школе с самого раннего возраста детей знакомят с миром природы. Педагоги и воспитатели школы проводят беседы, рассказывают о том, что все вокруг – живое, требует внимания и заботы. Привлекают детей по уходу за комнатными цветами и разбивкой клумб на территории школы. До поздней осени школьный двор радует обилием цветов и красок.
Фотовыставки о природе (СЛАЙД 9,10)
В современном мире проблема экологии и сохранения природных ресурсов стоит особенно остро. Однако за границей этим вопросом озадачились несколько раньше и смогли достичь больших успехов. Сегодня пришел наш с вами черед присоединиться к экологическому движению и принимать активное участие в сохранении окружающей среды.
Конкурсы экологических проектов, презентаций, идей и их защита (СЛАЙД 11)
Экологическое воспитание означает формирование у детей экологического сознания – сознательного отношения к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов. Неотъемлемой частью экологического воспитания является формирование личности, характеризующейся развитым экологическим сознанием и культурой, расширение представления о взаимодействии человека и природы, развитие стремления быть защитником природы, любить и бережно относится к ней.
Видеоролики по экологии и защите окружающей среды (СЛАЙД 12)
У каждого человека детство неразрывно связано с тем или иным неповторимым уголком природы: речкой, лесом, родником, полем, озером, горами. С них начинается родина. Там человек родился, вырос, учился. Реки, речки, родники несут в себе частичку каждого из нас или прошлое наших предков. Неторопливую песню журчащей воды, ее живительную прохладу, звонкую трель соловья в чистой синеве неба мы должны пронести через свою жизнь и передать своим детям.
Классные часы, беседы, викторины, дидактические и познавательные игры
(СЛАЙД 13,14)
Агитбригады и лекторские группы по экологии (СЛАЙД 15)
Посещение заповедников и памятников природы (СЛАЙД 16)
Под экологической культурой мы понимаем – часть общечеловеческой культуры, которая определяет характер и качественный уровень отношений между человеком и социально-природной средой; проявляется в системе ценностных ориентации и деятельности человека.
Здоровьесберегающее направление (СЛАЙД 17)
Участниками образовательного процесса являются не только обучающиеся, но и педагоги и родители, поэтому основной целью экологического воспитания обучающихся является: формирование экологической культуры личности как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой.
Подготовка и проведение физкультминуток (СЛАЙД 18)
Безусловно, для реализации поставленных задач, необходимо
– развитие школьных традиций экологической направленности.
– воспитание у обучающихся экологически правильного поведения, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. (СЛАЙД 19)
Приоритетной школьной традицией экологической направленности является: экологический десант «Очистка родника «Курцовский» расположенный на территории прилегающей к школе, в рамках данной акции учащимся Великородным Кириллом была выполнена проектная работа ( определение качественного состава воды в роднике) «К чистым источникам» (II место в районе и грамота «Эколого-биологического центра Республики Крым); в районном конкурсе «В объективе натуралиста» в номинации «Реки и озера» (III место в Республике Крым).
Важными днями для учащихся школы является и «День здоровья» (СЛАЙД 20), это спортивные соревнования, подвижные игры, определение азимута на местности, умение оказать первую помощь в различных ситуациях.
Природоохранное направление (СЛАЙД 21)
Ежегодно проводятся такие мероприятия как акция трудовой бригады по озеленению школы «Сделаем школу цветущей». (СЛАЙД 22,23)
Акция «Поможем зимующим птицам», конкурс на лучшую кормушку (СЛАЙД 24)
Туристические походы и экскурсии (СЛАЙД 25)
В рамках Международных экологических акций: активно проводятся такие мероприятия как: 22 марта – Всемирный день воды были приглашены сотрудники Бассейнового управления водных ресурсов (БУВР) проведен видеолекторий, конкурс плакатов, фотовыставки; 20 ноября – международный день отказа от курения, кинолекторий, презентации, конкурс стенгазет; 1 декабря – день борьбы со СПИДом – классные часы, беседы, выступления агитбригад. (СЛАЙД 26)
В рамках Года экологии в школе проводятся внеклассные мероприятия с различной тематикой: «На пороге экологической катастрофы», «Есть ли выход из мусорного тупика?», «Экологическое ассорти» и т.д.. Учащимися старшей школы был снят видеоролик «Экологическая обстановка территории прилегающей к Украинской школе» был собран видеоматериал, интервью с учащимися, педагогами, жильцами села Украинка.
Школа приняла активное участие в акции Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе», проводимый в рамках федерального партийного проекта «Экология России» – это участие в районных конкурсах, проведение экологических уроков, конкурс рисунков «Растения Красной книги Крыма», учащаяся 10 класса Алиева Айше, была приглашена в с. Перевальное «Красные пещеры» для вручения диплома участника акции» Сделаем вместе».
Ожидаемые результаты (СЛАЙД 27)
Изучение богатства природного наследия
Обогащение знаниями и опытом общения с природой
Овладение разными формами и методами поиска знаний, практическим умениями, расширение кругозора учащихся, воспитание экологической культуры
Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации
Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экскурсиях, экспедициях, походаx
Формирование ценностного отношения к своей малой и большой Родине
Наши достижения (СЛАЙД 28)
В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны, но, к сожалению, не каждый гражданин его выполняет. К его выполнению подрастающее поколение должно подготавливаться всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно – воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.
Наша миссия, педагогов, донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен, и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.
Грамоты
Республиканский заочный конкурс «К чистым источникам» Грамота МОНУ АРК КРЦЭНТУМ I место Великородный Кирилл 2013г
Республиканский заочный конкурс «К чистым источникам Грамота «За активное участие» 2014г.
Республиканский заочный конкурс «К чистым источникам» Грамота Управления образования администрации Симферопольского района Республики Крым II место; Грамота ГБОУДО Республики Крым «Эколого-биологический центр» «За активное участие» 2015г.
Республиканская заочная природоохранная акция «Птица года» Грамота Управления образования администрации Симферопольского района Республики Крым III место; Грамота МОН РК КРЦЭНТУМ IIIместо 2014г.
Республиканская заочная акция «Птица года» Грамота МБОУДО ЦДЮТ Симферопольского района Республики Крым II место 2015г.
Республиканский фестиваль «В объективе фотонатуралиста» Грамота МОН РК ГБОУДО Республики Крым «Эколого-натуралистический центр» III место 2015г.
X II Республиканская открытая турнирная программа «Юный ботаник,Юный зоолог» Призовое место в зональном этапе, участники финального этапа 2015г. 2016г.
Районный этап конкурса юных фотохудожников «Крым в объективе» Грамота МБОУДО ЦДЮТ Симферопольского района Республики Крым I место 2016г.
Районный этап конкурса юный фотохудожник «Крым в объективе» Грамота МБОУДО ЦДЮТ Симферопольского района Республики Крым I место 2017г.
Республиканский эколого-природоохранный проект «Красная книга глазами детей» Сертификат
участника ГБОУДО РК «Эколого-биологический центр» 2016г.
Всероссийский экологический урок «Сделаем вместе!» Диплом участника Акции 2017г.
Источник
Система экологического воспитания с шестилетними детьми позволят решить две задачи: развить начала экологической культуры и одновременно осуществить широкую подготовку их к школе.
При правильном воспитании у ребенка в шести-семилетнем возрасте формируются начала экологической культуры, которые включают: элементарные экологические знания о природе; чувственные переживания, направленные на объекты природы (познавательный интерес, сопереживание живым существам, эстетическое восприятие красоты природных явлений); практические умения бережного обращения с растениями и животными, входящими в пространство жизнедеятельности ребенка.
Подготовка детей к школе, в свою очередь, очень важна для шестилетних детей – государством в настоящее время поставлена задача выравнивания стартовых возможностей дошкольников из разных слоев общества, идущих в школу. Понятие готовности детей к школьному обучению, хорошо разработанное психологами, включает интеллектуальную и личностную готовность ребенка к вхождению в новый тип образовательного учреждения и овладению новым видом систематической деятельности – обучением в школе.
С точки зрения интеллектуальной готовности ребенок к моменту поступления в школу должен иметь достаточный круг представлений о социальных и природных явлениях окружающего мира. У него должно быть развитое восприятие и наглядно-образное мышление, хорошо развитая речь, предполагающая умения связно высказываться, задавать вопросы, слышать и понимать речь окружающих людей. В интеллектуальную готовность школа включает также и ряд навыков: знание букв и слоговое чтение, знание цифр и умение производить простейшие математические операции сложения и вычитания. В настоящее время, как правило, дети к семи годам в хороших условиях воспитания овладевают этими умениями.
Личностная готовность к обучению в школе подразумевает развитие у ребенка волевых процессов, самостоятельности, коммуникабельности, которые необходимы для его хорошего самочувствия и становления полноценной учебной деятельности – главной деятельности школьного периода. У ребенка должны быть развиты произвольное внимание и произвольная память, он должен уметь сосредоточиться на том или ином предмете, выполнить предлагаемое задание, запомнить правила поведения или выучить стихотворение. Произвольность поведения связана с осознанием долженствования – ребенок должен понять, что, поступление в школу меняет его статус: учиться в школе – это социально значимая обязанность всех людей, достигших семилетнего возраста. При правильной, (главным образом, ненасильственной) подготовке у ребенка сохраняется интерес к познанию окружающего мира, а школа приобретает символ источника этого познания.
Что приобретают дети в развитии в процессе систематически осуществляемого экологического воспитания в условиях дошкольного учреждения или учреждения дополнительного образования?
Прежде всего, у них существенно меняется кругозор – формируется широкая «картина мира», которая охватывает представления от ближайшего окружения до Солнечной системы. Этому способствуют элементарные знания о мироздании, включенные в эколого-педагогические технологии работы с детьми шестилетнего возраста. С помощью карты и глобуса дети приобретают географическое «видение» планеты, ее континентов, морей и океанов – в результате формируется первоначально-целостное представление о своей стране, ее местоположении на планете, многообразии природных условий. Дошкольники при этом активно познают природу, приобретают элементарные, но широкие экологические знания, которые составляют стержень экологической культуры и необходимы им для осознанного и правильного взаимодействия с природой. Суть этих знаний одна и та же во всех конкретных случаях: все многообразие живых существ (растения, животные, человек) хорошо себя чувствует в совершенно определенных условиях, к которым оно приспособлено. Неполноценные условия ведут к болезням и гибели. Эта закономерность на конкретном материале прослеживается на протяжении всего учебного года. Приспособленность организмов к среде обитания ярко представлена во внешнем строении и функционировании (поведении у животных), что и делает эту сферу доступной наблюдению и познанию дошкольников.
Система работы по экологическому воспитанию позволяет интенсивно развивать мышление детей – наглядно-действенное, наглядно-образное, наглядно-схематическое, логическое, т.к. познание природы строится на практических действиях, наглядных образах и словесной интерпретации. В систему работы входит сенсорное познание объектов природы и практическая деятельность – создание и поддержание экологически правильных условий жизни для объектов природы в пространстве ДОУ, а также поиск и сбор предметов природы, создание коллекций, проведение опытов, что и развивает наглядно-действенное мышление.
Вся система работы строится на наблюдениях за живыми объектами эколого-развивающей среды ДОУ, которые сгруппированы в циклы. Наблюдение, требующее внимания, сосредоточенности (т.е. волевых усилий), формирует образ и представление об объекте природы, а также развивает качества личности, необходимые для обучения в школе. Наблюдения и широкое использование различного наглядного материала, развивают наглядно-образное мышление дошкольников.
Особую функцию в систематической эколого-педагогической работе со старшими дошкольниками выполняют календари природы, схемы, карты, символы, которые являются также образами, но образами иного типа – не реалистическими, а упрощенными (схематическими). Эти образы, с одной стороны, фиксируют и отражают реально существующие и наблюдаемые детьми явления природы, а, с другой – позволяют смоделировать и представить то, что невозможно охватить взором в натуре. Работа с календарями, картами, глобусом развивает способность детей абстрагиро-ваться от конкретных предметов, развивает наглядно-схематическое мышление, его символическую и обобщающую функции. Следует отметить: практика, используя готовые (производственные) календари, недопонимает развивающего значения календарей, создаваемых самими детьми. Заполняя под руководством воспитателя календари «Сезонные изменения в природе», «Рост и развитие растений», «Подкормка зимующих птиц», дошкольники развивают мыслительную деятельность в трех аспектах:
– учатся использовать значки (символы), соотносить с ними полученные в процессе наблюдений представления; учатся ориентироваться на странице календаря (верх-низ, слева-справа), аккуратно штриховать клетки (дни недели) и рисовать значки;
– создавая последовательно страницы календарей (одну неделю в месяц наблюдая за сезонными явлениями, одни раз в неделю зарисовывая быстро растущее растение), дети выстраивают графические модели длительно и закономерно меняющихся объектов природы. В результате у них формируются не простые, а динамические представления, отражающие последовательную цепочку изменений. Такие представления позволяют осуществлять прогноз – высказывать предположение о возможных дальнейших изменениях;
– календари-модели, созданные детьми, соединенные в ширмы, остаются неизменными (это их принципиально отличает от производственных календарей), что позволяет их многократно и по-разному использовать в педагогическом процессе. Рассматривая календари (страницу за страницей), дети учатся их «прочитывать» – актуализировать образы зафиксированных в них событий.
Важным аспектом интеллектуального развития является речь, которая сопровождает все формы познания детьми природы: сенсорное обследование объектов неживой природы, растений и животных, наблюдения, труд в природе. Знакомство с новыми объектами и явлениями расширяет словарь (название предметов, их свойств, признаков, качеств, действий); формулирование связей и зависимостей развивает объяснительную речь, основанную на логическом мышлении.
Большое значение имеют экологические занятия, на которых ведущим и развивающим является словесный метод обучения. На занятиях дети устанавливают связи и зависимости объектов природы, получают обобщенные представления о них.
Обобщенные представления занимают место, промежуточное между обобщением типа комплекс(Л.С.Выготский) и научным понятием. Они выше, чем первые, и ниже, чем последние. Функции обобщенных представлений в педагогическом процессе умственного воспитания дошкольников — это упорядочивание знаний об однородных явлениях и предметах окружающей действительности, совершенствование наглядно-образного мышления детей и на его основе — первоначальное становление элементов логического мышления. В дидактике детского сада формирование обобщенных представлений становится одним из средств подготовки мышления детей к той интенсивной умственной деятельности, к тому умственному напряжению, которые сопряжены с обучением в школе.
Обобщенные представления, сформированные на основе ряда наиболее значимых характерных признаков, позволяют ребенку рассматривать каждый предмет в системе его связей с другими предметами, использовать приобретенные знания для самостоятельной продуктивной ориентировки в окружающем природном мире. Это особенно важно, когда необходимо установить степень сходства нового объекта или явления с уже известными.
На занятии обобщающего типа ставлю цель: выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление. Практика обучения показывает, что обобщения должны строиться на разнообразных конкретных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе (знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе). Имеется также хорошая возможность формировать у детей обобщенные представления о живых существах, проживающих в одинаковых условиях и имеющих сходные приспособительные особенности (быстро плавающие, летающие, роющие, домашние животные, хищники).
Формирование обобщенных представлений осуществляется в процессе специальной беседы (учебного диалога), стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носят общий характер, т.к. они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует специальный вопрос. Важное место в таком диалоге занимает формулировка выводов (заключений) — собственно построение обобщений: частных по каждому значимому признаку и затем общего по комплексу признаков, которое и соответствует обобщенному представлению.
Формирование обобщенных представлений – это словесный метод работы с детьми, в центре которого – алгоритм построения обобщенного знания в процессе учебного диалога: определенная последовательность вопросов, ответов, выводов. Чтобы алгоритм достиг цели (т.е. чтобы дети усвоили обобщенное знание и в дальнейшем самостоятельно использовали его), необходимо обучение дошкольников процедуре его применения. Вторая часть занятия должна посвящаться анализу новых ситуаций: дети оценивают аналогичные явления с позиций сформированного обобщенного представления – детально по каждому признаку – и делают вывод: относятся они к категории данного обобщения или нет.
Следует подчеркнуть: обобщенные представления строятся на нескольких (3—4) сходных и значимых для всей группы признаках. Использование одного признака, особенно когда речь идет об исключительных явлениях или объектах природы, выбивающихся из общей закономерности, может привести к неправильным суждениям и выводам малоопытных (в силу возраста) дошкольников.
Последний акцент в развивающем значении экологического воспитания необходимо сделать на целостной воспитательно-образовательной системе одного учебного года, которая представлена в технологии (книга С.Н.Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»). Принципиальное значение имеет психолого-педагогическая компетентность воспитателя подготовительной группы (педагога дополнительного образования), который реализует технологию на практике. Понимание и осознание развивающего значения этой системы, «технологическая дисциплина» в ее реализации (т.е. обязательное проведение всех экологических мероприятий) сделают весь процесс эффективным и высоко результативным.
В настоящее время разработана еще одна технология (экологическая тетрадь для шестилетних детей), которая позволит осуществить интеллектуально-личностную подготовку дошкольников к школе в процессе индивидуальной работы с ними в условиях ДОУ, дополнительного образования или семьи. Кроме широкого круга знаний об окружающем мире, собственно экологических знаний, которые дети получат, выполняя вместе с взрослым задания каждой страницы, они смогут упражняться в написании и чтении небольших слов-названий, некоторых математических операциях, значимых в плане готовности ребенка к обучению с позиций школы.
Систематическая работа с тетрадью, доведение до конца выполнения всех заданий приучит ребенка к учебной дисциплине, разовьет волевое усилие и самостоятельность – качества, составляющие личностную готовность к обучению в школе.
Источник