Развитие интеллектуального потенциала личности ребенка

Доклад на тему: «Развитие интеллектуально – творческого потенциала ребенка, используя технологии»

«Для того,чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»

Декарт Рене

Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития.

  Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

Вопрос  полноценного  развития  интеллектуальных,  познавательных, творческих  способностей детей дошкольного возраста  остается одним из самых  актуальных на  сегодняшний  день.

Окружающий мир, в который входит ребёнок, подбрасывает с каждым годом всё более сложные задачи, для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а важно выделять связи, отношения между явлениями.

За время дошкольного детства  сознание ребёнка  не просто заполняется отдельными образами, представлениями, но характеризуется целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребёнок должен обратиться к процессу мышления.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учёба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Хороший интеллект – решающие условие успешного обучения в школе, поэтому развитие у дошкольников интеллектуальных умений  это существенная задача  воспитателей.

Проблема интеллектуально – творческого  развития  является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, поскольку обществу нужны творческие, самостоятельно мыслящие личности.

 Наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления и интеллектуальных способностей на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Знание логики будет способствовать культурному и интеллектуальному развитию личности.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на создание условий развития детей дошкольного возраста, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы, творческого потенциала, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности.

Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Главным фактором, определяющим  развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

Технологии, используемые в работе с детьми для интеллектуально – творческого развития:

  • игровые методы (ролевые и имитационные игры)
  • релаксационные методы
  • интеллектуальные игры  (на развитие познавательной  активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления, социального интеллекта, креативности)
  • разнообразные психогимнастические упражнения
  • арт – терапевтические техники, приёмы и методы, методы сказкотерапии,  песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности
  • игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации
  • рефлексия

Приоритеты в работе с детьми:    

  • развивающий характер обучения
  • создание ситуации успеха для каждого ребенка
  • доверие (откровенность)
  • безоценочное восприятие личности ребенка
  • расширение форм  взаимодействия взрослых с детьми
  • создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми
  • включение родителей в педагогический процесс

Уровень развития интеллектуально-творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного    подхода.

«…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть»

                                    Эрик Берн  

Образовательная деятельность с детьми

Организованная образовательная деятельность с детьми проводится в виде развивающих проблемно-игровых и практических образовательных ситуаций. Образовательные ситуации строятся как увлекательная проблемно-познавательная деятельность, носят преимущественно интегративный, проблемный, творческий  характер и предполагают активную самостоятельную деятельность детей. Активно используются:

  • игровые приемы,
  • сказочные сюжеты;
  • разнообразные виды наглядности,
  • схемы, и условно-графические модели.

Особенностями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей  являются:

Связь образного восприятия (через образ и сказочный сюжет) с логическим (через символ и алгоритм решения). Многие игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, обобщение, понимание математического содержания. Использование сказки немаловажно и для нравственного воспитания дошкольника, формирование у него волевых усилий, эмпатии. Ребенок становится действующим лицом событий, «проживает» сложные, таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевает вместе с главным героем препятствия и приводит его к успеху.

Система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий к каждой игре. Это дает возможность использовать одну игру для решения разных задач образовательной деятельности в течение длительного времени.

Широкий возрастной диапазон участников.

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

 С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам.

Творческий потенциал

 Наблюдения за детьми показали, что больше дети играют с теми играми, которые дают ему возможность воплощать “задумки” в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей “Чудо-головоломок”, разноцветных “паутинок” “Геоконта”, “вечного оригами” “Квадрата Воскобовича”: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

 Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается, что помогает развитию логического мышления.

Необходимо помнить, что мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Главное здесь не только самому задавать вопросы, но научить этому детей. Каждый вопрос ребёнка – это возможность научить его рассуждать, сомневаться, задумываться, постараться самому найти выход – ответ.

Наиболее эффективными средствами для интеллектуально – творческого развития  являются дидактические игры, интеллектуальные  игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Они активизируют детей, так как в них заложена смена деятельности: дети слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, находят их значения и выявляют результаты, узнают интересные факты, что не только способствует взаимосвязи различных аспектов окружающего мира, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

В развитии, образовании ребёнка дошкольного возраста важной составляющей является создание предметно-развивающей среды, способной активизировать ребёнка и при необходимости отдохнуть. Среда группы должна быть  сформирована с учётом принципов гибкого зонирования, доступности, новизны. Создавая условия для развития детей, учитываются  возрастные и индивидуальные возможности детей.

 Мы создаем все условия для развития активного познания окружающего мира, логического мышления, интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе занимательного дидактического материала.

Можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала  личности ребенка.

       Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.

1 блок – игры, способствующие  развитию конвергентного мышления.

 Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.

Конвергентному мышлению уделяют серьёзное внимание традиционные образовательные программы и методические рекомендации к ним.  Выполнение заданий данного блока должно привести к овладению детьми такими умениями,  как  умение анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать , давать определения понятиям и т.п.

2 блок – игры, способствующие дивергентному мышлению (альтернативное,  отступающее от логики).  

Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов. Данный вид мышления наиболее тесного связан с воображением и служит источником порождения большого количества оригинальных  и разнообразных идей. Естественно, что именно этот вид мышления   квалифицируется как творческий. Дивергентное мышление наиболее свойственно одарённым детям, они с большим интересом относятся к заданиям подобного рода  и  довольно быстро добиваются значительных успехов в их решении. В ходе выполнения задач дивергентного типа у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, продуктивность мышления, лёгкость ассоциирования, сверхчувствительность к обнаружению и решению проблем.

Примеры дивергентных задач  на развитие пространственного мышления – преобразование фигур (Н/р: Уберите четыре спички так, чтобы осталось три квадрата; Переложите 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата и т. д. ), «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», « Монгольская игра»,  «Вьетнамская игра»,  «Волшебный круг». Задания на объёмно – пространственное мышление:   создание архитектурных моделей  (дома, дворцы, мосты), транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты), скульптур (животные)  из различных видов конструктора.

 Перечисленные игры помогают развить творческие способности, логическое и пространственное  мышление.  В эти игры можно играть одному, вдвоём, группой, всей семьёй.

Комплекс занятий по использованию игр: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», « Монгольская игра»,  «Вьетнамская игра»,  «Волшебный круг» и т. д. ,  начиная со второй младшей группы,  представлен в книге Е. А. Юзбековой «Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника». В этой книге Юзбекова показала как поэтапно (с усложнением)  обучать играм детей, подобрала стихи и физминутки к заданиям.

Дивергентные задания бывают также вербальные (т.е. словесные). Н/р: Кто Колобок – брюнет или блондин?

– Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?  

3 блок: Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения.

      Воображение – психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта.

     В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются:

  • легкость генерирования идей;
  • способность к эмпатии;
  • умение ассимилировать информацию;
  • способность к свертыванию мысленных операций;
  • способность предвидения;
  • умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма) и др.

Примеры заданий: «Аналогии»,  «Дорисуй картинку» и т.д.

 Огромную роль не только в развитии речи, развитии чувств, в воспитании, но также в развитии творческого мышления играет работа со сказкой. Однако, наблюдения последних лет свидетельствуют о том, что у детей стал пропадать интерес к книге. Не все дети хотят слушать художественные произведения, не помнят названия  прочитанных книг, не могут назвать автора. Затрудняются понять суть отношений героев, дать оценку поступкам. Причины кроятся в том, что место их занял компьютер, а также в режиме дня сократилось занятие, отведённое на чтение художественной литературы. Тем не менее,   воспитатель должен использовать разнообразные формы, методы и приёмы работы с художественным произведением.

Приведу некоторые примеры приёмов  работы со сказкой:

  • Сочинение сказок, рассказов, историй, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки.
  • Перевирание сказок.

Шла по лесу Красная Шапочка, а навстречу ей идет Винни – Пух..

Вплетая одного героя за другим в действие сказки,  и намеренно нарушая его порядок, педагог достигает активизации внимания детей. Там, где всеобщий смех, там и повышенный интерес.

  • Сказка наоборот.

Золушка – лентяйка и злюка. Волк – няня для козлят и т.д.

  • Коллаж из сказок (переплетение героев и сюжетов разных сказок)
  • Сказка от считалки
  • Сказка от загадки Сказка от фразеологизмов и т.д.

Более углубленно познакомиться с приёмами работы по сказке можно в книге Фесюковой «Воспитание сказкой».

 А в книгах  Р.К. Шаеховой  «Ступеньки к творчеству» и «Играя – размышляем»  представлен комплекс специально разработанных игровых заданий, упражнений, тренингов, логических задач  на развитие логики и творчества детей 6-7 лет. Выполняя эти задания,
позволит комплексно решить образовательные задачи:

  • сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
  • сформировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • развить образное мышление;
  • развить речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
  • развивать творческие способности;
  • увеличить концентрацию внимания и объём памяти; воспитывать интерес к предмету и процессу познания в целом.

Широко применяются такие  приёмы:

 Мозговой штурм

•        Придумайте дом будущего?

•        Как не ссориться с мамой?

•        Как можно поприветствовать человека?

•        Как украсить группу к Новому году?

•        Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным?

•        Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

Что может произойти, если …

“… дождь будет идти, не переставая”

“… люди научатся летать, как птицы”

“… собаки начнут разговаривать человеческим голосом”

“… оживут все сказочные герои”

“… из водопроводного крана польется апельсиновый сок  и т.д.

Приступая к реализации комплекса интеллектуально развивающих игр, педагог должен помнить о двойственности своей позиции в любой детской игре. Являясь её инициатором и организатором, он одновременно выступает в роли равноправного партнёра детей по игре. Поэтому от доброжелательного тон, который он задаёт, во многом зависит детский интерес, эмоциональный настрой, характер взаимоотношений детей друг с другом, а также успешность игровых действий и достижение игрового результата.

 Отбирая содержание  заданий,  педагогу следует осуществлять индивидуальный подход, соблюдать дозировку сложности заданий, позволяющих создать ситуацию успеха для каждого ребёнка. Каждый ребёнок должен продвигаться вперёд своим темпом с постоянным успехом!

Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного  видов мышления у детей.  

Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

Наилучший эффект дают игры, которые являются обязательными и проводятся систематически на занятиях математикой, развитием речи и в свободное время. Продолжительность игровой части занятий от 4 до 10 минут зависит от возрастной группы. Оптимальное количество участников – половина стандартной группы. В итоге можно выявить одарённых и отстающих, а также предсказать  их интеллектуальное взросление.

Источник

Ближе к 2-3 годам малыши начинают активно познавать окружающий мир, проявляя интерес к созиданию и творчеству. Наверняка, многие замечали, что дети этого возраста уже пытаются демонстрировать родителям свои навыки.

Например, пробуют петь, пританцовывают, увлеченно рисуют, лепят из пластилина, а некоторые даже сочиняют свои собственные истории, в которых присутствуют сказочные персонажи.

Это идеальный момент, чтобы понаблюдать за малышом и определить, что ему нравится больше всего. А также сформировать его интерес, чтобы он трансформировался в более глубокое увлечение.

Как же помочь малышу проявить свои таланты?

Прежде всего, детские психологи советуют не мешать ребенку. То есть дать ему возможность проявляться самостоятельно, не навязывая собственные интересы.

Задача родителей — дать шанс ребенку раскрыть индивидуальность и личный потенциал, помогая осознать разнообразие творческой сферы и окружающего мира.

Каждый раз предлагайте ребенку новое занятие. Например, давай сегодня порисуем карандашами, а в следующий раз дайте освоить рисунок красками или фломастерами.

Дайте попробовать поработать с пластилином или тестом, а потом откройте для него мир картин из кинетического песка.

Приучая любовь к музыке, не стоит делать акцент на чем-то одном, даже если вы сами очень любите классику.

Подарите крохе радость выбора, пусть он сам решит, какую музыку он хочет слушать.

Позвольте ему для начала освоить детские музыкальные инструменты, к примеру, ксилофон, пианино, синтезатор, гитару, барабан, мультиплеер, маракасы и т. д. Чтобы он понял, что ему нравится больше.

Вдруг окажется так, что он очень любит не играть на инструментах, а петь.

Я певец!

Аналогично действуйте относительно физического развития. Ведь спортивных секций очень много.

Разумеется, многие родители предпочитают выбирать за ребенка, отдавая его с малолетства на хоккей, гимнастику, плавание и прочие олимпийские виды спорта.

Я балерина!

Однако практика показывает, что чемпионами и музыкантами становятся единицы, а вырастая, дети часто с ужасом вспоминают ненавистные занятия «под палкой».

Как развить воображение

Самое лучшее для ребенка — это сделать любое его занятие максимально интересным и веселым.

Дети очень быстро устают, если заставлять их долго концентрироваться на чем-то одном.

Допустим, малыш слепил забавного человечка. Чтобы он отдохнул и понял, насколько разносторонней может быть игра, предложите ему соорудить домик из конструктора, заселив его пластилиновыми персонажами.

Попросите малыша нарисовать собственную картину, на которой он сам что-то делает.

Малыши очень любят играть в кого-то: докторов, учителей, поваров, профессий так много, что придумать интересную игру не составит труда.

Развитие воображения поможет ребенку выйти за привычные рамки и научит фантазировать.

Важно показать крохе, что придуманный им мир может быть безграничным.

Даже обычную прогулку со стандартной песочницей и качелями можно превратить в интересную ролевую игру.

Просто предложите ребенку самому придумать сценарий и вы удивитесь, какие гениальные идеи могут возникнуть в этой маленькой головке.

Разумеется, как можно чаще общайтесь с малышом. Пусть не только ребенок просит что-то объяснить ему, но и сами станьте на время «почемучкой».

Попробуйте задавать вопросы, ответ на которые он может только придумать.

Реакция родителей на творчество чада

Для ребенка очень важна оценка, полученная от родителей. Искренне хвалите его творчество, радуйтесь вместе с ним его успехам.

Даже если у малыша совсем что-то не получается, подскажите, как можно сделать это лучше или иначе.

Например, домику неправильной формы можно дорисовать мордочку, а вместо крыши пририсовать шляпу. Увидев, как корявое сооружение превратилось в забавный персонаж, ребенок получит урок и вдохновение на новые творения.

Главное, чтобы малыш видел ваш энтузиазм и заразился вашими позитивными эмоциями. Это станет для него лучшей мотивацией для дальнейшего творчества.

Поощряйте малыша, разместив его работы на стене или отдельной полочке. Старайтесь хвалить его при других, показывая его творения.

Не удивляйтесь, если ребенку вдруг стало скучно заниматься тем, что раньше очень нравилось.

Это нормально, ведь малыш развивается, а значит, его интересы могут постоянно меняться.

Ваша задача только в том, чтобы дать ребенку пространство и возможность для самостоятельного выбора и открытых проявлений его талантов. Остальное он сделает сам.

Важная информация для будущих мам! Если ваш подъезд не обустроен пандусом для детских колясок, как это сделать смотрите здесь — ОТКИДНОЙ ПАНДУС.

Пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал! Только ваш искренний интерес является стимулом к дальнейшему творчеству. Всех благ и процветания!

Источник