Развитие интеллектуального и творческого потенциала одаренного ребенка
Перспективные подходы к развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей
Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Вот почему учителя в нашей школе стараются создавать условия, обеспечивающие выявление, развитие одарённых детей и реализацию их потенциальных возможностей:
• на этапе поступления в школу психологическая служба выявляет уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности учеников;
• разработана система диагностических исследований для определения интересов, способностей и наклонностей детей в период обучения в начальной школе;
• определяем и используем при организации образовательного процесса методы и приёмы, способствующие развитию возможностей самовыражения одарённых детей;
•пытаемся формировать навыки познавательно – исследовательской работы учащихся;
• совместно с родителями поддерживаем талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье (тематические родительские собрания, лекторий для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники);
Методобъединение учителей в своей работе отдаёт приоритет развитию творческого и интеллектуального потенциала одарённых детей. Перед нашими педагогами стоят следующие задачи:
развитие интеллектуального и творческого потенциала школьников;
формирование устойчивого мотива к учебной и творческой деятельности;
овладение элементами исследовательской деятельности;
формирование основ теоретического мышления;
Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности, имеющихся в школе.
В школе созданы благоприятные условия для обучения младших школьников с различным уровнем подготовленности, мотивации и способностей. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Выявление одарённых детей проводится уже в начальной школе на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и общения с родителями. Таким образом, были определены дети по следующим видам одарённости:
Интеллектуальная;
Творческая;
Лидерская;
Спортивная.
Определив таких ребят, нужно научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся мы используем творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Ведётся постоянная индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Добиваемся того, чтобы ребёнок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Стараемся следить за тем, чтобы интеллект ребёнка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребёнка. Убеждаем, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Учителя уделяют внимание особенностям развития детей в познавательной сфере. Используя дифференцированный подход, каждый учитель работает над развитием этих качеств.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает учебная исследовательская деятельность. Мы пришли к выводу, что очень важно, чтобы эта работа была хорошо поставлена уже с начальной школы, так как именно в этом возрасте у детей должен закладываться фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.
1. Учащиеся должны видеть смысл своей творческой самостоятельной деятельности, чтобы они могли реализовать свои таланты, способности и возможности.
2. Исследование должно быть посильным, интересным, увлекательным и полезным. Все этапы исследовательской работы должны строиться на доступном для младшего школьника уровне.
3. Учитель должен каждому ребёнку дать возможность поверить в себя, проявить себя с лучшей стороны, поддержать, если что-то не получается, помочь, подбодрить.
4. Для того, чтобы исследовательская работа была результативной, нужен высокообразованный учитель, творчески относящийся к своей работе, стремящийся к новому, прогрессивному.
Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной задачи. Для этой категории детей предпочтительны методы работы:
-исследовательский;
-частично-поисковый;
-проблемный;
-проектный;
Эти методы и формы дают возможность одарённым учащимся выбрать подходящие формы и виды творческой деятельности. Эта работа уже стала традиционной и будет продолжена и в новом учебном году.
В школах используются следующие формы работы с одарёнными учащимися:
• Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока;
• Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, систематическая подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;
• Участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
• Посещение предметных и творческих кружков по способностям;
• Исследовательская и проектная деятельность учащихся;
• Использование современных ИКТ (Интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);
• Создание детских портфолио.
На практике мы убедились, что очень важны:
• изучение контингента учащихся класса, с целью выявления типов одарённых детей, анализ информации об одарённых детях и условиях их обучения и развития( индивидуальный план);
• систематическая и целенаправленная работа с одарёнными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий: -предметные олимпиады (начинаем их проводить с 1 класса, а в прошлом году впервые в школе провели для четвероклассников олимпиады по английскому , молдавскому и украинскому языкам);
-интеллектуальные марафоны для классов,
-различные конкурсы и викторины;
-словесные игры и забавы;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Необходим мониторинг личных достижений учащихся;
• стимулирование мотивации развития способностей;
• увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, интеллектуальной деятельностью;
• анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми на заседаниях МО;
В работе с одаренными детьми одной из самых важных можно считать проблему реализации творческого начала личности. В целях развития творческих способностей одаренных детей создана система внеклассной работы:
• детский вокальный ансамбль «Друзья»,
• профильные кружки,
• секции дополнительного образования.
Развитие двигательных возможностей человека является важным условием его жизнедеятельности. Известно, что уровень проявления физических качеств и здоровье ученика взаимосвязаны между собой. Процитирую замечательные слова Жан Жака Руссо: – «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Дальнейшая работа будет направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности в начальной школе, что приведёт к совершенствованию работы с одарёнными детьми, повышению методического мастерства педагогов, развитию системы дополнительного образования.
Источник
МБОУ «Бухоловская СОШ»
Выступление на
X практическом семинаре – педагогической мастерской «Развитие интеллектуального и творческого потенциала личности младшего школьника в условиях современной образовательной среды»
Тематическое направление:
«Работа с одарёнными детьми, развитие их творческого и интеллектуального потенциала»
Подготовила:
учитель начальных классов
Митрофанова Т.А.
2016 г
Содержание
1. Вступление………………………………………………………..стр. 3-4
2. Диагностика одарённости………………………………………..стр .4-5
3. Развитие творческого потенциала учащихся……………………стр.5-8
4. Развитие интеллектуального потенциала учащихся……………стр.8-11
5. Развитие исследовательской деятельности учащихся………….стр.11-13
6. Заключение………………………………………………………..стр.13
7. Список литературы……………………………………………….стр.14-15
Вступление
“В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить ,чтобы они, при приложении к делу ,произвели самые превосходные результаты”. Эти слова А. Бебеля особенно актуальны для детей младшего возраста.
Почти все дошкольники хотят пойти в школу. Они стремятся учиться, трудиться, подражать взрослым. Но с поступлением ребенка в школу многое в его жизни меняется. Почему? Да потому, что обучение в школе – один из наиболее сложных моментов в жизни детей как в социально – педагогическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребёнка. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Всякий раз, принимая новый класс, задумываюсь о том, как развивать творческие способности ребёнка, как помочь раскрыть всё, на что он способен. Каким же образом возможно обучение творчеству на уроках особенно в 1 классе? Очень помогли нам в этом творческие задания, которые на уроках дети выполняют с огромным удовольствием. Задания вида «Раскрась рисунок, решив примеры», «Сочини сказку», игры «Доскажи словечко», «Рифмы», «Полёт в космос», «Путешествие по Африке» раскрепощают ребёнка, повышают интерес к предмету, создают ситуацию успеха на уроке, развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка, развивают познавательную активность, творческую самостоятельность. …
Разумное дифференцирование творческих заданий с учётом индивидуальных особенностей ребёнка обеспечивает свои положительные результаты на уроке, а именно рост творческого потенциала
Диагностика одарённости.
Когда дети поступают в 1 класс, я с помощью тестов выявляет уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности учеников; провожу мероприятия, стимулирующие любознательность ребёнка и обеспечивающие возможности развития его индивидуальности (олимпиады, интеллектуальные игры, викторины,
и интеллектуальные марафоны, конкурсы эрудитов, турниры знатоков «Своя игра», работаю в месте с социальными партнёрами :ЦСДК,ФК «Бригантина», сельской библиотекой);
• совместно с родителями поддерживаем талантливого ребёнка в реализации его интересов в школе и семье ( провожу тематические родительские собрания, лекторий для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники);
Взрослея и переходя в среднее звено, дети продолжают посещать кружки, объединения.
• в течение четырёх лет внедряю в образовательное пространство класса альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»
Развитие творческого потенциала учащихся.
В настоящее время появилась прекрасная возможность для развития творческих способностей учащихся. Это введение Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся.
Вместе с ребятами мы побывали на экскурсии в г. Клин на фабрике ёлочных игрушек «Клинском подворье». Там мастера провели для ребят мастер-класс по расписыванию ёлочной игрушки.
Побывали в районном историко-краеведческом музее п. Шаховская
В военно-историческом музее в Ленино-Снегирёво
в музее Первого полёта, в мемориальном музее Ю.А.Гагарина.
В течение 4 лет на внеурочных занятиях по программам «Волшебная сила слова» , «Воспитание сказкой» у детей формирую навыки выражения своих чувств и мыслей в творческой форме. Так на занятиях дети учатся выразительному, интонационно правильному чтению, развивается их память и речь (дикция, громкость, темп). В процессе занятий также уделяется внимание развитию в детях актерских способностей в той мере, в какой это
необходимо для достижения целей и задач кружка (инсценировки на заданную тему для развития нравственной сферы ребенка, ролевые тренинги, ситуационные задания, постановки небольших спектаклей-сценок и т.д.). Дети учатся выступать на сцене, у них развивается чувство ответственности, что дисциплинирует их. Ребята уверены в своих силах, поддерживают друг друга. Таким образом, являясь руководителем внеурочных занятий, создаю условия для формирования творческой личности учащихся средствами театральной педагогики, обогащения ее духовного и эмоционально-чувственного опыта, развития коммуникативных навыков.
Итогом этих занятий стало большое количество желающих участвовать в различных Всероссийских конкурсах:
Развитие интеллектуального потенциала учащихся.
Интеллект и творчество – то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире.
Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируется к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления.
Я учу детей думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Ориентируясь на развитие личности каждого ученика, его интеллектуальных и творческих способностей, я использую рабочие тетради О.Холодовой и Л.В.Мещенковой «Юным умникам и умницам».
Одной из основных задач кружка «Учимся считать» является – повышение интеллектуального развития учащихся.
В своей работе я использую разные формы:
– конкурсные игры
– интеллектуальные игры
– экскурсии
– тематические занятия в библиотеках посёлка, в музеях.
На занятиях развивается логическое мышление, пространственное воображение, память, речь, расширяется кругозор учащихся; дети учатся мыслить нестандартно. Такие занятия развивают познавательную активность учеников, являются хорошей подготовкой к участию ребят в интеллектуальных марафонах и олимпиадах.
Ребята принимали участие в неделе математики, где делали проекты «Числа в математике», участвовали во Всероссийских конкурсах, интеллектуальных марафонах.
Развитие исследовательской деятельности учащихся
Ребята моего класса состоят в школьном исследовательском обществе «Росток».
Под моим руководством ребята занимаются учебно-исследовательской и поисковой деятельностью совместно с родителями.
Основной целью в исследовательской работе с учащимися является: стимулирование развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, создание условий для формирования и развития исследовательских умений младших школьников
У детей и их родителей появилось желание участвовать в деятельности такого рода, так как учебно-исследовательская деятельность развивает у учащихся мышление, логику и способствует более высокому уровню их саморазвития, при котором осуществляется тесное сотрудничество педагога, ученика и родителей. А в начальной школе связь с родителями при этом обязательна.
Результаты своих исследований ребята достойно представляют на школьной и муниципальной учебно-исследовательской конференции учащихся городского округа Шаховская «Первые шаги в науку». Ребята выступали также на межрегиональном конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Открытие-2016».
Заключение
Список литературы
Большая Советская энциклопедия. (В 30 томах). Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е.; «Советская энциклопедия». Т. 18. Никко-Отолиты; 1974, – 632 с., илл.
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2.: И-О. – Оформл. «Динамит». – СПб.: ТОО «Динамит», 1996. – 784 с.
Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 312 с.
Клименко В. В. Психологические тесты таланта. – Харьков: Фолио: СПб., Кристалл, 1996. – 414 с. – (Семейный альбом).
Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 320 с.
Одаренные дети: пер. с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.
Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ-Технологии», 2003. – 944 с.
Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др; под ред. Н. С. Лейтеса – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с.
Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 220 с.
Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебн. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 232 с.
Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста./ Пер. с нем. А. П. Болтунова; Под ред. В. А. Мукова. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 128
Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души./ пер. с нем.. – М.: Канон, 1997. – 336 с.
Юркевич В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Книга для учителей и родителей. – М.: Просвещение, Учебная литература, 1996. – 136 с.
Источник