Развитие интеллекта ребенка в познавательной деятельности

Елена Бокова
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей детей

Содержание

Введение

1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе диагностики его индивидуальных особенностей.

2. Использование современных инноваций в области интеллектуального потенциала дошкольников

3. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей

Введение

Следуя Концепции модернизации российского образования, определены главные установки по формированию ценностных ориентаций детей и их развитие в сложившихся социокультурных условиях, заключающихся в том, что «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, духовно нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности, физически и психически здоровые».

Исходя из этих требований модель выпускника ДОУ выглядит следующим образом: наличие высокого уровня интеллектуального и познавательного развития, обладание креативностью мышления, с высокой результативностью всех психических процессов.

Осуществляя диагностику в данном направлении мы выявили,что: интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста соответствуют лишь среднему уровню развития; деятельность ребёнка носит воспроизводящий (нетворческий) характер. То есть проявляет активный познавательный интерес к миру, к своему будущему при помощи взрослого.

Наряду с этим, количество детей с речевой патологией имеет тенденцию к увеличению. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведение и социализацию ребёнка в целом. Патология речи снижает успеваемость в школьном обучении и зачастую является причиной школьной дезадаптации.

Актуальность проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу.

Решению этой проблемы и посвящена данная разработка.

Цели данной разработки:

1. Повышение уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в логопедической группе.

2. Осуществление индивидуального подхода к развитию личности ребёнка и его самореализации, самовыражению; интеллектуально – познавательному развитию через развивающее обучение.

1. Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе диагностики его индивидуальных особенностей.

Обеспечение разностороннего, полноценного развития каждого ребёнка: интеллектуальное, личностное и творческое развитие на основе его индивидуальных особенностей может осуществляться лишь через деятельность. Так как только в процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познаётся окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность.

И решение этих задач нам видится именно через познавательное развитие ребёнка посредством развивающего обучения.

Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребёнка старшего дошкольного возраста – организация познавательной деятельности.

Познавательная деятельность – это активная деятельность ребёнка по приобретению и использованию знаний.

В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребёнка, т. е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов): наглядного и логического мышления, произвольных внимания, восприятия, памяти, творческого воображения.

Познавательная деятельность, являясь одним из видов деятельности, включает в себя цель, мотив, способы, условия, результат.

В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому её цель обусловлена решением возникших затруднений.

Главная задача познавательного развития ребёнка – формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

1.1 Организация познавательных занятий.

Содержание познавательных занятий зависит, с одной стороны, от программных образовательных задач, а с другой стороны – от содержательной структуры самой познавательной деятельности.

Поскольку игровая мотивация в познавательной деятельности является ведущей на протяжении дошкольного возраста, проводится игровая форма познавательных занятий и активное использование игровых приёмов в ходе занятия.

Так как особенность наших воспитанников в том, что они имеют речевые нарушения, наша задача это совместная работа с логопедом.

Организационная структура игрового познавательного занятия.

Во вводной части происходит постановка познавательной задачи перед детьми или создание познавательно – игровой проблемной ситуации, провоцирующей постановку познавательной задачи.

В основной части происходит решение поставленной задачи.

В заключительной части дети анализируют полученные результаты, ход познавательной деятельности, способы выполнения, акцентируя внимание на эффективности решения познавательно – игровой ситуации.

Рассмотрим специфику использования игровых приёмов в ходе познавательного занятия.

Большие возможности для познавательной деятельности ребёнка представляют конструкторы «Лего».

Эффективным развивающим средством также являются «Логические блоки Дьенеша».

Активно используются в образовательном процессе цветные палочки Х. Кьюзенера. С математической точки зрения палочки – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения

Для включения ребёнка в проблемно-игровую ситуацию на занятиях мы активно используем моделирование.

Также хотелось бы отметить, что при организации познавательных занятий, мы используем игровые проблемные ситуации и задачи.

Чтобы устранить проблему, требуются действия, направленные на исследования всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

1.2. Организация совместной познавательной деятельности воспитателя и детей.

Работа с детьми в рамках совместной познавательной деятельности исключает специально организованные занятия. Активность детей вызывается воспитателем, который вовлекает их в познавательно – игровую деятельность, демонстрируя собственную увлечённость ею.

Мы строим совместную познавательную деятельность так, чтобы ребёнок при желании мог продолжить её самостоятельно, пока не исчерпает свой интерес. Нами используются два варианта организации совместной познавательной деятельности.

Вариант 1. Совместная деятельность организуется как система игр для закрепления полученных на занятии знаний и умений, а также для формирования умений детей применять полученные представления в разнообразных игровых ситуациях.

Мы используем в этом варианте разработки дидактических игр, а также комплекс сюжетно – дидактических игр.

Вариант 2. Совместная деятельность организуется как самостоятельная система косвенного обучения детей, исключающая занятия. Обучающая игра выполняет ещё одну важную функцию обучения – развивающую, формируя познавательные процессы, способности ребёнка.

1.3. Организация самостоятельной познавательной деятельности детей.

На данном этапе развивается творческая активность детей в познавательно – игровой деятельности, свободном экспериментировании с различными материалами. Ребёнок получает возможность самореализации.

Основные показатели самостоятельной деятельности – интерес к ней со стороны ребёнка и проявление инициативы и самостоятельности в постановке задач и выборе способа реализации задуманного.

Можно воспользоваться дидактическими играми, разработанными З. А. Михайловой, Л. В. Артёмовой, Л. А. Венгером, Б. Н. Никитиным.

2. Использование современных инноваций в области интеллектуального потенциала дошкольников

Линия познавательного интеллектуального развития вплетена и в личностное, и творческое развитие ребёнка.

В качестве объекта познания можно взять примеры из природы; в качестве эмоциональной составляющей – рисунки, фотографии, картинки, короткие образные занимательные зарисовки, обращенные к чувствам ребёнка, народные загадки (поэтический образ, загадки, придуманные детьми по определённым правилам (свой художественный образ).

3. Создание тесного сотрудничества с семьями воспитанников по развитию индивидуальных способностей детей.

Психолого – педагогическая наука признаёт тот факт, что реальные способности могут проявиться достаточно поздно, но то развитие которое получает ребёнок в том числе и в семье, способствует их проявлению. Разработана просветительская программа для родителей, выпуск рекламных буклетов.

Нам были близки и понятны ведущие идеи о том, что семья и детский сад хронологически связаны формой преемственности. Однако дошкольник не эстафета, которую семья передаёт в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребёнка.

Для занятий родителей с детьми в домашних условиях нами составлена подборка игр, увлекательных заданий, представленных как в буклированном виде, так и записанных на другие информационные носители (будь то диски, флэшки).

Заключение.

В современных условиях развития детей, особую актуальность приобретает отношение воспитателя к развитию своих воспитанников.

Демонстрируя основные признаки творческой личности, формируя мотивацию на развитие творческих и сенсорных способностей, воспитатель помогает в развитии способностей, на которых будет основываться будущая жизнь ребёнка. И чем раньше начнётся позитивное воздействие на ребёнка, тем больше вероятности, что умственное развитие определит успешный стиль его жизни. Особое значение приобретает мотивационная, теоретическая и практическая готовность педагога к работе по формированию развитого ребёнка.

Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Источник

Развитие интеллектуальных способностей дошкольников происходит под влиянием окружающего мира. При общении со взрослыми ребёнок осваивает речевые навыки, в игре развивается логика, при знакомстве с природой малыш учится делать первые выводы и обобщения, в процессе рисования или лепки развивается творческая деятельность.

Процесс накопления знаний и умений происходит очень быстро. Психологи утверждают, что в более старшем возрасте этот темп значительно замедляется. Недостатки воспитания и обучения в раннем детстве негативно сказываются на дальнейшем развитии малыша. Поэтому очень важно начать развивать головной мозг как можно раньше. Самый лучший период начинается с 2-3 лет, когда ребёнок уже понимает, что происходит и его нейронные связи работают максимально эффективно.

КАКИЕ СПОСОБНОСТИ НАЗЫВАЮТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ?

Умственные данные маленького ребёнка иногда путают с информированностью, или с навыком использовать разные алгоритмы. Но это не одно и то же. Способности не являются знаниями или навыками. Их следует сравнивать с механизмом, который позволяет получать опредёленный багаж знаний, управлять им, а ещё научиться выполнять различные действия. Интеллектуальные способности – это мышление, которое организовано внутри человека, его деятельные активные мысли.

Лучшее время для формирования интеллекта – это дошкольный возраст, когда малыш занимается анализом информации, рассуждениями. В это время он начинает понимать законы природы и связи между причинами и следствиями.

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Способность разбирать, которая оформлена в навыке выделения разных особенностей и характеристик предмета.

Талант комбинировать вещи и предметы помогает созданию различных сочетаний элементов и их частей .

Умение рассуждать, которое проявляется в навыке формулировать идеи по порядку таким образом, что следующая фраза либо идет из предыдущей, либо имеет связи причины и следствия.

Дар планировать – это продумывание будущего с целью получить результат и/или достигнуть определённой цели.

Все вышеназванные элементы имеют характеристику и по количеству, и по качеству. Чем шире у малыша развит один из этих компонентов, тем с максимальным количеством данных он сможет справиться и тем меньше ошибок и неправильных действий он совершит.

К примеру, составляя мозаику в рисунок, ваш сын или дочь не будут бессмысленно двигать частички паззла, чтобы случайно попасть в правильное место. Ребёнок будет смотреть на края и рисунок частичек. К слову, именно этот вид деятельности следует рассматривать, чтобы диагностировать развитие интеллектуальных способностей дошкольника.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Первое проявление умственных талантов малыша проходит с помощью наглядного моделирования.

Визуальные образцы показывают характеристики и взаимосвязи объектов. Благодаря ним ребёнок познает истинные отношения предметов.

Глянем на картинку пятилетнего малыша. Его рисунок не является копией. Ребёнок имитирует, вычерчивает границы нарисованных вещей, животных, растений. Ему трудно изобразить дом, но он может нарисовать квадрат с треугольником наверху. Наглядное моделирование дошкольника усовершенствуется и становится более сложным на базе развития интеллектуальных способностей. Если начать с элементарных замещений настоящих объектов простыми формами, то к первому классу школы дети смогут самостоятельно построить макеты, с помощью символических обозначений.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Наглядное моделирование перед школой возрастает на более высокий уровень. Дети больше не используют макеты каких-то особых объектов. Они идут к обобщенным образам, которые отражают главные характеристики предметов.

Формируется конструктивная работа – отличный пример визуального макетирования, способствующего развитию умственных и креативных талантов. Если ребенок 6 лет создает пространственный макет, то это огромная страна с дворцами, лесами, горами.

Развитие умственных способностей старших дошкольников возможно благодаря тому, что дети осмысляют связи между причинами и следствиями. Они умеют сплотить разные элементы в целостную схему.

Дети в старших группах детского сада с радостью работают с математическими символами – числами, геометрическими фигурами. Это положительно влияет на развитие специфических арифметических талантов, которые тоже можно считать интеллектуальными.

ПРИЁМЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

Существует много методик развития интеллектуальных способностей дошкольников. Какую из них выбрать и как развивать интеллект ребёнкарешают родители.

Система Марии Монтессори

Суть обучения по этой системе заключается в следующем: ребёнок сам выбирает, чем ему хочется заняться. Педагог помогает ребенку справиться с заданием только тогда, когда его просят. Эта система подходит для терпеливых и усидчивых малышей, но ребенок не учится работать в группе, отсутствуют ролевые игры.

Методика Никитиных

Развивающие и спортивные задания даются в порядке роста сложности. Если малыш не решает задания, его откладывают. Педагог решения задачи не дает. Позитивный момент: рациональное использование времени, физическое развитие. Негативный – отсутствие индивидуального подхода.

Методика Зайцева

Дети с 2-летнего возраста учатся читать с помощью кубиков, таблиц. Под музыкальное сопровождение «поют» части слова. Дети, которые учатся по этой методике, рано осваивают чтение, имеют хороший словарный запас, качественные речевые навыки. Но в школьном возрасте фонетические разборы слова и разборы по составу осваивают трудно.

Методика Сесиль Лупан

Дети выполняют те задания, которые хотят. В качестве наглядного пособия используется все, что есть под рукой. Задание взрослого: в интересной форме познакомить малыша со всем, с чем он сталкивается. Не стоит бояться, что ребёнок не поймет значения какого-то термина. Главный принцип методики: есть знание – будет понимание.

Ментальная арифметика

Методика всестороннего развития. Кроме памяти, быстрой реакции, логического мышления, ментальная арифметика развивает интуицию, творческие способности, воображение. Дети становятся уверенными в себе, самостоятельными, быстро адаптируются в новом коллективе.

Программа обучения условно разделена на 2 этапа. На первом ребёнок учится считать на косточках специальных счетов (абакусе) обеими руками одновременно. С помощью абакуса осваивает все основные математические операции.

На втором – обучение переходит на ментальный уровень. Постепенно ребёнок отвыкает от счетов и все расчёты производятся на воображаемом абакусе. Уже после первых месяцев обучения дети с легкостью изучают иностранные языки, вычисляют в уме 10-значные числа, быстро учат наизусть стихи и прозу.

«Академия развития интеллекта AMAKids» проводит обучение по методике ментальной арифметики. Занятия начинаются для малышей с 4-летнего возраста. Записывайтесь на первое бесплатное занятие и оцените лично преимущества нашей методики!

Источник

Сюзанна Павлова
Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Павлова С. К. ,

воспитатель ГБОУ Школа №1494 д/с № 2146, г. Москва

Интеллектуальное развитие дошкольников – многогранный процесс, связанный с развитием всех сторон личности ребёнка, оно является важнейшей составной частью общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Ведущая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Интеллектуальное воспитание дошкольников — это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на подрастающего человека с целью развития ума. Оно протекает как планомерный процесс овладения подрастающим поколением общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках [1].

Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей. Интеллектуальное развитие, в зависимости от возраста имеет несколько стадий. В конце первого – начале второго года жизни, пока ребенок не овладел активной речью, ему присуще наглядно – действенное мышление. В этом возрасте он наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребенку ознакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познания окружающего мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление детей на этом этапе подчинено их восприятию. Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делится на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего [2].

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра – это жизнь. Игра – один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших, видов деятельности. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности – игры. Обычно игра способствует умению действовать и все дольше концентрировать внимание. Тематические игры предполагают создание окружающих и вымышленных ситуаций, еду несуществующих блюд, кормление кукол придуманными кушаньями, они требуют наблюдательности, запоминания и воображения. Лепка, рисование развивают движения рук и чувство прекрасного.

В возрасте 5-7 лет, дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития: появляется расчлененное восприятие, интенсивно развивается воображение, вырабатываются обобщенные нормы мышления.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна, повышаются требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем на сегодняшний день. Современные дети живут и развиваются в эпоху компьютерных и информационных технологий, и их интеллектуальное развитиене может сводиться только к обучению конкретным умениям: чтению, вычислениям, письму, для успешной учебы им необходимо иметь развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память. Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности [3].

Между тремя и шестью годами жизни дидактическое значение имеют головоломки, мозаика. Использование развивающих игр и головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и самостоятельно. Таким образом,можно сделать следующий вывод: сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

Основными задачами умственного воспитания дошкольников являются:

• формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни;

развитие познавательных психических процессов – ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи;

развитие любознательности и умственных способностей;

развитие интеллектуальных умений и навыков;

• формирование простейших способов умственной деятельности.

Важнейшими задачами умственного воспитания в дошкольном возрасте являются:

• сенсорное воспитание (развитие);

развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями);

• становление речи.

• воспитание любознательности, познавательных интересов.

• формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как условие умственного роста.

Однако можно отметить общие для всех детей стадии развития определенных знаний и умений. В связи с этим, различают три модели умственного развития дошкольников.

1. Эмоциональная. С рождения и на протяжении полутора лет жизни ребенка наиболее активно происходит эмоциональное развитие. Это основа полноценного развития интеллекта малыша, его «путевка» в успешную жизнь. Поэтому ребенок с самого рождения должен находиться в спокойной домашней атмосфере, чувствуя любовь одобрение близких людей.

2. Логическая. В возрасте до 5 лет у детей активно развиваются органы слуха и зрения. Это идеальное время для «закладки» у ребят способностей к логическому мышлению, а также восприимчивости к музыкальным произведениям. Для того, чтобы этого достичь, необходимо играть с ребенком в развивающие игры, собирать конструкторы и решать логические задачки.

3. Речевая. Речевая модель умственного воспитания детей предполагает для развития природной способности запоминать информацию на слух. Например, ребенок дошкольного возраста намного легче и быстрее может выучить иностранный язык, чем любой взрослый. Поэтому такое дарование нужно развивать и поощрять в процессе воспитания. Это может быть чтение книжек, беседы на заданные темы, разучивание стихов и песенок [4].

Итак, интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Таким образом, используя всестороннее воздействие на сознание ребенка, можно вырастить гармонично развитую личность. Процесс интеллектуального развития дошкольников должны контролировать также и родители ребенка. Ведь только в семье ребенок получает родительское одобрение, поддержку и заботу.

Литература

1. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Л. Г. Нисканен, О. А. Шаграева, Е. В. Родина и др., /под. ред. Л. Г. Нисканен. – М.: «Академия», 2002.-208 с.

2. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – М.: 1977. – 240 с.

3. Немов, Р. С.Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб.заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р. С. Немов. – М.: Владос, 2001. – 608 с.

4. Умственное развитие в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] /Режим доступа: https://www.vseodetishkax.ru/doshkolnik-rebenok-ot-3-do-7-let/70-intellektualnoe-razvitie-doshkolnika/256-umstvennoe-razvitie-v-doshkolnom-vozraste (дата обращения 16.04.2016).

Источник