Развитие интеллекта ребенка с оригами
Консультация для родителей
«Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей».
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончике их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерство в детской ладошке, тем умнее ребенок» Сухомлинский В.А.
Ребёнок уже в дошкольном детстве должен овладеть значительным запасом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память и мышление должны приобретать произвольность, управляемость. В школе ребёнок должен будет длительное время сидеть за партой, соблюдать определённую позу, держать определённым образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребёнка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребёнка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонки и точных движений рук, но и четкого согласования движений руки и глаз. Работа по развитию мелкой моторики включает в себя:
– массаж рук;
– пальчиковые игры;
– различные виды театра;
– игры с природным материалом;
– изобразительная деятельность;
– оригами.
Подробнее остановимся с вами на последнем пункте.
Многое должен знать и уметь ребёнок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребёнка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство близкое ему и доступное.
Искусство оригами знакомо каждому из нас с детства. В переводе с японского оригами означает – «сложенная бумага». Умение складывать из бумаги считалось у придворных императорского двора одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Оригами стало важной частью японского фольклора, искусства упаковки подарков, нашло отражение в театральных костюмах, при украшении мебели. Японское искусство оригами, привлекающее и взрослых, и детей, уже давно перешагнуло границы своей родины, получив широкое распространение во многих странах.
Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, лягушек и тюльпаны из бумаги. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и дети. Наряду с детскими конструкторами – это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее вашего ребёнка.
Не перечислить всех достоинств оригами в жизни ребёнка. Доступность бумаги как материала, простота её обработки – привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание. Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии.
– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
– Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
– Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами. Систематическое занятие с ребёнком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
«Общие правила при обучении технике оригами».
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе.
5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приёма – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приёмы складывания. В итоге ребёнок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Поддержите своего ребенка, будьте рядом с ним, а главное – вместе с ним.
Найдите, за что похвалить: за ровную складку, за красиво подобранные цвета, за то, какой он молодец и, вообще, – самый лучший.
Творите вместе, ведь совместное творчество надолго остаться в памяти и поможет найти контакт с ребенком.
Помните, приобщая ребенка к ручному труду, надо нацеливать его на интересное задание, выполнение которого способствует развитию, самостоятельности, умению преодолевать трудности.
Источник
Оригами и интеллектуальное развитие ребенка.
Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из неё удивительные по своей красоте фигуры.
Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи. Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи использовали оригами как герб и печать.
Доступность бумаги как материала, простота её обработки привлекает детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой: такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем. Прежде всего, они учатся общаться с бумагой, угадывать её качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи.
Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцев – мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах.
Оригами даёт для этого огромный простор – мелких движений не только много, они ещё и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство «однорукие» – мы всё делаем правой рукой и это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы всё делаем обеими руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оно знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, плоскость, линия…), происходит развитие глазомера с одновременным обогащением словаря специальными терминами. Активизируются мыслительные процессы.
В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединение наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными объяснениями приемов складывания и перевод их значения в практическую деятельность, самостоятельное выполнение действий. И, конечно, оригами развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредотачиваться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Изготовление различных поделок из цветной бумаги – удивительное занятие для детей дошкольного возраста, имеющих большое значение в развитии их художественного вкуса, творческого воображения, конструктивного мышления.
Можно соединить занятие оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становиться сказочными героями, совершать путешествия в мир цветов и т.д.
Бурное развитие оригами началось после второй мировой войны, благодаря усилиям известного мастера Акиры Ёсидзавы. Он разработал единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схему складывания любой фигуры. Очень много достоинств у оригами. Главное – это доступность материала: бумага.
В своей деятельности с детьми в технике оригами я активно использую математический подход, в основе которого лежит употребление точных математических терминов, таких как: точка, отрезок, угол, треугольник, квадрат, ромб, прямоугольник, равные отрезки, равные углы, ось симметрии, диагональ.
Превращение листа бумаги в игрушку дети воспринимают как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решают очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое число на части, получают различные виды треугольников и многогранников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают моторику пальцев рук, логику, воображение, учатся творить.
Освоить эту технику очень легко.
Сейчас издано большое количество книг по оригами.
В своей работе я использую книги таких авторов:
- Долженко Г.И. «100 оригами».
- Тарабарина Т.И. «Оригами и развитие ребенка».
- Соколова С. «Азбука оригами».
- Соколова С. «Оригами и аппликация».
- Сержантова Т.Б. «Оригами. Лучшие модели».
Источник
Наталья Козырева
Оригами и его влияние на развитие ребёнка
Аристотель говорил: «Рука – это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Нас как педагогов ДОУ не мог не затронуть вопрос развития мелкой моторики пальцев рук, потому что в наш современный век дети, получая избыток информации, имеют большие проблемы с речевым развитием. А именно такой вид декоративно-прикладного искусства, как оригами развивает точность, координацию движений руки и пальцев, воздействуя на речевое и интеллектуальное развитие ребенка.
Оригами – это древнее японское искусство складывания бумаги. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, японцы первыми стали складывать из ее удивительные по красоте фигурки. Умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать.
По мнению специалистов, занятие оригами способствуют выявлению и укреплению природных способностей человека к конструктивной деятельности, образному и логическому мышлению и воображению. Не случайно, что в Японии, одной из ведущих стран мира, оригами занимается буквально каждый школьник.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат; развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус; стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтоб сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и. т д, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Детям с расстройством аутистического спектра довольно сложно овладеть всеми приемами этого искусства, ввиду слабой мелкой моторики. Поэтому работу следует начинать поэтапно, от самого простого к более сложному. Можно начать с такого простого приема как сминание бумаги, как только ребенок овладеет этим навыком самостоятельно можно переходить к базовым элементарным приемам таким как «книжка», то есть складывание бумаги пополам, «дверь» – складывание к середине боковые стороны, «треугольник» – складывание квадрата пополам и т. д. Для детей, которые овладели данными базовыми приемами можно переходить к такому приему как «гармошка», главной особенностью этой модели оригами является многократное повторение одних и тех же действий, это складка или сгиб.
Ребенку, особенно ребенку с нарушением интеллекта, для полноценного развития занятия творчеством необходимы как воздух. На таких занятиях идет освоение и постижение окружающего мира, красоты.
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению.
Подводя итоги,хочется полностью согласиться с высказыванием выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Истоки творческих способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской
ладошке, тем умнее ребенок».
Источник
«…Путь человека был путь
творчества. Для него он рождался,
и цель его жизни была в нём…»
Тэффи
Фридрих Фребель – первый европейский педагог-оригамист считал, что жизнь, движение и знание, есть три части одного гармонического аккорда. Знание постигается через движение, что способствует росту ребенка.
Его философия воспитания и образования включала четыре важных компонента:
- Свободная активность.
- Творчество.
- Участие в жизни социума.
- Мышечная активность.
Целью его жизни стало не просто преподавание, а ни много ни мало, облагораживание всего человечества посредством улучшения системы воспитания и образования.
В настоящее время многие первоклассники имеют отставание по школьно-значимым функциям, как : уровень интеллекта, память, внимание, развитие мелкой моторики рук, пространственное воображение. Своевременное выявление и коррекция отставания темпов развития детей дошкольного и младшего школьного возраста помогают им в дальнейшем качественно заниматься в школе, успешно осваивать интересующие детей предметы и знания.
Есть много видов деятельности, которые на курсах адаптации педагог может предложить ребенку дошкольнику для его развития. Но среди них существенно выделяется одно, это – оригами.
История возникновения оригами уходит, своими корнями в глубокую древность и неразрывно связано с появлением технологии изготовления самой бумаги. Несмотря на то , что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Было изобретено много моделей, которые стали классическими, среди них японский Журавлик (пуру) – традиционный символ счастья и долголетия.
Несложные приёмы складывания и безграничная фантазия людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, весёлый, добрый и ни на что не похожий. Искусство оригами открыто всему миру.
Оригамисты народ общительный и весёлый. Разве станет человек мрачный и хмурый тратить своё время на какую-то ерунду – складывание бумажек! А между тем это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и улететь вместе с квадратиком в руках в замечательную страну творчества.
Почему оригами нравится педагогам и детям?
– Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!
– Для занятий нужна только бумага и ваши знания!
– С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в который можно играть.
– Занятия – оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей.
– Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций.
– Оригами не требует больших материальных затрат.
– Для занятий оригами нет возрастных пределов.
– Не требуется особых способностей – получается у всех!
– Помогает быстро оформить группу, зал, комнату…
– С помощью оригами дети научаться быстро делать удивительные и оригинальные подарки.
Какие навыки и способности развивает оригами?
– Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
– Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объёме.
– Знакомит с основными геометрическими понятиями.
– Улучшает способность следовать устным инструкциям.
– Развивает уверенность в своих силах и способностях.
– Стимулирует развитие памяти. Детям хочется запомнить как можно больше фигурок .
– Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.
– Развивает творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.
– Стимулирует создание игровых ситуаций.
– Расширяет коммуникативные способности.
Развитие творческих способностей на занятиях по оригами.
« Великий квадрат не знает пределов» – японская народная пословица.
Что такое «оригами» ? Прежде, чем ответить на этот вопрос, представим, что мы хотим сделать, изобразить котёнка, но у нас нет ни карандаша, ни акварели, нет ни ножниц, ни пластилина. Ничего, кроме бумажного листа. Начнем вертеть в руках, сгибать, складывать этот листок – и вдруг свершилось маленькое чудо : получился чудный котёнок из бумаги! Вот это и есть оригами – искусство складывания фигурок из бумаги.
Складывание фигурок из бумаги – занятие очень занимательное и интересное, многие фигурки как бы оживают, машут крыльями, топают ножками, раскрывают клювики. Занятие оригами способствует развитию у детей тонкой моторики, пространственного воображения. Через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении разных способов и приёмов дети учатся эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно расходовать, материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их обучения в школе.
«Развитие творчества в любой деятельности проходит три ступени:
- Обучение практическим действиям ( прежде чем творить и выдумывать, надо научиться).
- Появление первых шагов творчества в момент автоматизации действий.
- Момент активного самовыражения.
Казалось бы, принцип обучения совсем простой: «делай как я» , основывающийся на подражании действиям взрослого. Но наверное, это скучно ребенку» . (Михаил Яснов « Оригами и педагогика»).Исходя из этого, после овладения приёмами складывания из бумаги, надо организовывать работу по созданию сюжетно-тематических композиций на панно. При этом отмечать, как активно ребенок использует свой опыт по изготовлению поделок, применяя его для отображения конкретной темы. Дети могут изменять величину заготовок, сочетать фигуры по окраске, устанавливать их взаимоотношения, используя элементы движения поз, поворотов и т.д., чем достигается большая выразительность каждого образа и всей композиции в целом. Это содействует развитию творческой деятельности их конструктивных способностей.
Несмотря на известную в оригами условность образов и их действий, в композициях преодолевается скованность изображения, оно приобретает черты выразительности, а значит и художественности. Во время создания композиции ребенок активно входит в изображаемую ситуацию и образы панно, как бы оживают для него.
При работе с детьми дошкольниками лучше выполнять композиции на панно коллективно, когда каждый ребенок имеет возможность определить меру личного участия в зависимости от содержания работы, ее основного замысла, согласуя свои действия с остальными детьми.
Чтобы создать возможность для активизации детского воображения, проявления их инициативы, творчества, предлагается самостоятельно выполнить композицию на свободную тему. Дети создают смелые, своеобразные, подчас неожиданные решения.
Приемы обучения, направленные на развитие творчества у детей в оригами постепенно вводят их в активную самостоятельную деятельность по созданию своих фигурок.
Работа по созданию композиций способствует не только развитию творческой деятельности детей, но и пространственных представлений, формирует умение точно ориентироваться на плоскости листа
Источник