Развитие инициативы ребенка через игру

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4

«Развитие детской инициативы в игровой деятельности»

Подготовила воспитатель: Трошина Е.П.

  Инициатива – (от.франц. initiative, от лат. initium — начало), почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг».

Позволим детям упиваться радостью утра и верить.

Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на

сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав. 

                                                                                    Я. Корчак

   При организации работы направленной на совершенствование познавательной активности, инициативы , самостоятельности также можно руководствоваться такими понятиями: мнение каждого важно; не критиковать , все имеют право на ошибку; мыслю по дереву не растекаться ; когда один говорит другие слушают .               

       ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.

      Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей.

Инициативный ребенок – что это значит? Это ребенок, который должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность.

Черты инициативной личности : произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая среда, общительность, творческий подход к деятельности, познавательная активность, стремление к самореализации .

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

  Развитие инициативы проходит в различных видах деятельности:

в нашем случае, т.к. дети у нас маленькие, развитие инициативы чаще всего происходит в игровой деятельности.

  Особенности  развития игр у детей в младшем возрасте – игра носит индивидуальный характер:

 1. Самостоятельно – образная игра

 2. Индивидуальная игра с игрушками (куклы, звери) и другие предметы – индивидуальная режиссерская игра.

Режиссерская игра – это разновидность сюжетной игры, которая заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя их действия.

Особенности  развития режиссерских  игр у детей в младшем возрасте:

  1. Непосредственный опыт ребенка.
  2. Сюжеты игр с игрушками еще сравнительно несложны – краткие цепочки (кукла обедает, спит, идет гулять).
  3. За каждой игрушкой закреплена постоянная роль, вытекающая из     ее образного решения.
  4. Сюжетные события в индивидуальных режиссерских играх –

       результат ассоциативного восприятия ребенком окружающего мира.

     5.    Речь является главным компонентом режиссерской игры.

Для успешного развития этого вида игр необходимо создать ряд условий:

Первое из них – наличие у ребенка индивидуального пространства для игры.

Сделать это помогут разные ширмы, как готовые, так и сделанные руками родителей, они могут быть в виде занавеса, в виде книжки-раскладушки, гибкие, при необходимости, принимающие разные формы.

Ещё одним условием можно назвать создание макетов.

Самым ярким и распространённым макетом для режиссёрской игры является дом для куклы для девочек. А для мальчиков может быть, например, дорога, конечно же, должен соответствовать полу ребёнка.

Второе необходимое условие – наличие у ребенка мелкого игрового материала. Сейчас в продаже имеются наборы мелких игрушек, объединенных одной темой («Зоопарк», «Домашние животные», «Армия» и др.). Если нет возможности приобрести эти наборы, то игрушки для режиссерской игры можно изготовить самим, при помощи бумаги, клея и красок. К игрушкам, изготовленным вместе с родителями, дети будут относиться с большей любовью, будут их беречь.

Необходимое условие для режиссерских игр является подбор игрового материла.

Для режиссёрских игр необходимы реалистические и образные игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов. К таким игрушкам относятся, например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, игрушечные животные, посуда и мебель, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек – прототипические лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом и лепным париком или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек – предметы-заместители, т. е. предметы, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении, такие как палочки, кубики, шарики, детали от конструкторов и пр. Предметам-заместителям принадлежит важная роль в развитии наглядно-образного мышления, творческого воображения.

    Для разыгрывания различных сюжетов хорошо иметь кукол, представляющих разные профессии: врач, милиционер, пожарник, повар, клоун, космонавт, гонщик и пр. Для мальчиков будут интересны куклы-солдатики.

Помимо кукол у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи, птицы (курочка, петушок) и пр. Такие игрушки также должны быть сделаны из разных материалов, иметь разные размеры и яркую окраску.

    И, наконец, самое важное условие организации режиссерской игры- умелое руководство развитием этой игры.

    Маленькие дети в возрасте 3 лет не всегда самостоятельно способны играть в задуманные взрослыми игры. Не стоит навязывать им свой сюжет, а для начала воспитателю следует показать наглядный пример, объяснив, как играть, управляя героями и придумывая сценарий.

     В младшей группе ребенок по предложению воспитателя включается в разнообразные имитационные игры, связанные с передачей образов  .

Воспитатель участвует в игре как: 

– зритель, наблюдатель;

– стимулирует режиссерскую игру;

направляет ее;

– уводит от простого манипулирования;

– воздерживается от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей;

 прибегает к постановке проблемного задания;

– вмешивается в игру тактично, учитывая особенности ребенка.

       На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

      Игра выполняет свои развивающие функции только тогда, когда является детской деятельностью, самостоятельной. В этом случае именно в игре впервые начинает проявлять себя воображение – основа творческой деятельности человека.

Эти слова  очень подходят для развития инициативы ребенка..

  •  Скажи мне и я забуду
  • Покажи мне, и я запомню
  • Позволь мне сделать, и я запомню это навсегда!

Источник

Слайд 1

МБДОУ «ЦРР – детский сад №117» « Развитие детской инициативы и самостоятельности в ИГРОВОЙ деятельности» Шакина М.С.

Слайд 2

Создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности , форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка.

Читайте также:  Лексическое развитие речи ребенка в онтогенезе

Слайд 3

Позволим детям упиваться радостью утра и верить. Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы , и все это любовно. Он прав. Я . Корчак

Слайд 4

В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг », к началу какого-нибудь действия. Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней помощи.

Слайд 5

Инициативный ребенок– что это значит?

Слайд 6

Черты инициативной личности Стремление к самореализации Познавательная активность Произвольность поведения Творческий подход к деятельности самостоятельность Развитая эмоционально-волевая среда общительность

Слайд 7

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

Слайд 8

– это серьезно игра

Слайд 9

Классификация игр в детском саду Творческие Игры с правилами Народные

Слайд 10

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ Дидактические Подвижные Игры-занятия Дидактические игры Игры с бегом Игры с лазаньем Игры с прыжками Игры с метанием и ловлей

Слайд 11

ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ Конструкторские Сюжетно-ролевые Театрализованные Игры драматизации Режиссерские С элементами труда С элементами художественно-творческой деятельностью

Слайд 12

ЭТАПЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 2-3 ГОДА 3-5 ЛЕТ 5-7 ЛЕТ СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ИГРА ( формирование условных игровых действий) НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ( формирование ролевого поведения) ХОРОШО РАЗВИТАЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА ( формирование умений строить сложные сюжеты)

Слайд 13

Строение сюжета игры 2-3 ГОДА « Однотемные », « одноперсонажные » сюжеты игры как смысловая цепочка действий 3-5 лет 5-7 ЛЕТ « Многоперсонажный » сюжет как система взаимосвязанных ролей, который развёртывается через взаимодействие одного персонажа с другими Многотемные» сюжеты, предполагающие комбинирование разнообразных событий, выстраивание новых событийных рядов.

Слайд 14

УРОВНИ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

Слайд 15

Игровая позиция воспитателя Способность устанавливать доверительные отношения с окружающими Эмпатия – способность чувствовать игровое состояние других людей Собственный игровой опыт воспитателя Рефлексия – способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности Наблюдатель консультант Координатор режисер Со – игрок Рефлексия – способность видеть реальную ситуацию со стороны и вычленять в ней игровые возможности Креативность – способность находить нестандартные оригинальные пути оптимизации игровой деятельности

Слайд 16

Действия воспитателей 2-3 года Играя с ребенком, комментирует свои действия, поясняет их смысл и предполагает смысл действий ребенка. На короткое время подключается к действию ребенка, поддерживая комментариями условно-игровое действие, возникшее у малыша, помогая ему тем самым осознать смысл собственного действия. В совместной игре делает акцент на словесном обозначении для малыша смысла игровой ситуации и действий с предметами.

Слайд 17

Действия воспитателей 3-5 лет Играя с детьми, всегда обозначает словом принимаемую на себя роль и роль партнера. Стимулирует ребенка к таковому обозначению. Переходя к новой роли, акцентирует этот момент. Выделяет в игре специфику ролевых действий, направляя основное внимание партнеров на общий смысл роли и ролевого взаимодействия через активное использование ролевого диалога . Использует в игре с детьми преимущественно парные, взаимодополнительные роли. Постепенно увеличивает число ролей за счет развертывания сюжета в процессе самой игры.

Слайд 18

Действия воспитателей 5-7 лет Использует такие формы и типы игр, где согласованное развертывание нового сюжета осуществляется в чисто речевом плане. Участвует вместе с детьми в предварительном периоде их самостоятельной игры, предлагая каждому высказать свои предложения по поводу развития сюжета. Предоставляет детям возможность использовать в качестве основы игры намеченные ранее события. Учит согласовывать замыслы в процессе игры в небольшой подгруппе; акцентирует внимание на комбинирование и согласование разнообразных сюжетных событий.

Слайд 19

На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным , состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми , где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры , в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.

Слайд 20

«Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нѐм властелином».

Слайд 21

Не стараться всё сразу показывать и объяснять Не критиковать, все имеют право на ошибку Давать простые задания (снимать страх не справлюсь) Давать задания интересные, чтобы дети самостоятельно , получали от этого удовольствие .

Слайд 22

Позволь мне сделать , и это станет моим навсегда Скажи мне, и я забуду

Слайд 23

Интервью

Слайд 24

При помощи считалки дети выбирают “журналиста”, а остальные роли распределяются. Затем ведущий объясняет правила: “Представьте себе, что в вашу сказочную страну прибыл хитрый журналист, которому надо определить, кто кем является. Он будет просить вас выполнить его задание или задавать вопросы. Но напрямую спрашивать “Кто ты?” он не может. Например, журналист в лесу видит персонажа, занятого колдовством – это может быть фея или баба-яга. А может быть, это лиса варит журавлю кашу. Журналист должен спросить: “Что вы варите?”, “Кому вы хотите помочь?”, “А станцуйте для меня!” – но все вопросы обязательно должны быть добрыми и веселыми. Угадав персонажа, журналист может взять у него интервью

Слайд 25

«Семья» Цель – научить самостоятельно выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им. «Цирк» Цель -научить активизировать свои творческие способности, объединятся в группы по интересам, выражать благодарность друг другу. «Нам весело» Цель – научить активизировать свои творческие способности, самостоятельно оценивать результаты друг друга, быть объективными «Космическое приключение» Цель – научить активизировать самостоятельность, способность продумывать свои дальнейшие действия, стремиться договариваться с товарищами.

Слайд 26

Благодарим за внимание

Источник

Игра как средство поддержки детской инициативы, творчества и самостоятельности

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Также в пункте 1.6, говорится о том, что Стандарт направлен на раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка. 

К завершению дошкольного образования Стандарт предполагает наличие у ребенка  следующих возрастных характеристик:

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.;
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
  • владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Другими словами, ФГОС ставит перед нами, педагогами, задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности.

В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности, творчества дошкольников:

Читайте также:  Закономерности психического развития ребенка с отклонениями

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком субъективно нового (значимого для ребенка прежде всего) продукта,  придумывание к известному новых, ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы — на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.), проявление ребенком инициативы во всем, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.

Поскольку основной вид деятельности в дошкольном возрасте – это игра, поэтому развивать самостоятельность, инициативу и творчество нужно через игру, в особенности, через сюжетно-ролевую и театрализованную игры. Потому что сюжетно-ролевые игры имеют особое значение в развитии дошкольников. А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называют ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. А театрализованная игра направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизацию при этом всех имеющихся у него возможностей; на самостоятельное творчество, она развивает воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. 

Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и именно в игре ребёнок раскрывает свою индивидуальность и инициативность.

Прежде чем перейти к обсуждению темы, хотелось бы рассказать о навыках наших детей. Мое наблюдение над социально-коммуникативной и игровой деятельностью детей с ТНР показало, что дети первого года обучения отстают по многим пунктам возрастной характеристики, данной ФГОС.

Прежде всего, дети не умеют общаться, договариваться, играть. Инициативность и самостоятельность у них проявляется в стремлении первым взять понравившуюся игрушку, оттолкнув при этом сверстника, в навязчивом желании опередить другого ребенка на лестнице, не дав ему пройти вперед. Они неспособны понять товарища, договориться с ним. Наши воспитанники не умеют управлять своими эмоциями и воображением. Просьба уступить место другому, подождать своей очереди в игре заканчивается слезами или нежеланием играть. В старшей группе дети были не способны соблюдать правила в подвижных играх, стремились ими пренебрегать, не могли пережить без слез поражение в играх.

Творческие игры детей с ТНР однообразны по тематике и неинтересны по содержанию. В какие игры дети играют самостоятельно на улице, какие игры вообще знают? Мальчики старшей группы играли в зомби, в догонялки или, в лучшем случае, в пиратов. В подготовительной играют в те же самые догонялки, полицейских. Самостоятельные игры девочек более разнообразны: это семья, герои популярных мультфильмов и игр на планшете. Изредка дети вспоминают детсадовские игры: Радуга, Тише едешь, дальше будешь. Что касается народных, спортивных, подвижных игр с правилами и текстом, то дети не способны самостоятельно организовать их. Они не слышат друг друга, стоит одному предложить игру и позвать сверстников, так тут же каждый из приглашенных начинает предлагать свое или вообще отказывается. В итоге собирать детей в игру приходится воспитателю.

В моей группе есть дети, дети с ЗПР, которые не понимают, в чем смысл игры.  Они лишь копируют ее внешние проявления. Такие дети не играют в сюжетно-ролевые игры. В режиссерской игре заняты простым манипулированием с предметом и игрушкой. Чаще всего дошкольники играют сами с собой, собирают пазлы, катают машины или вообще не играют.

Неумение играть характерно не только для детей с ТНР. Доктор психологических наук Е. Смирнова пишет о том, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Причина этого – загруженность детей занятиями в детском саду, а в свободное время игра детей выглядит как возня, драка, толкотня. Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми. Руководство игрой чаще носит обучающий характер, связанный с усложнением деятельности.

Не могу не согласиться с этим. Сюжетно-ролевая игра у детей действительно через 3 минуты невмешательства воспитателя превращается в возню и толкотню. Нередко для детей поиграть в моряков значит совершать примитивные однообразные действия без использования речи: например, выпрыгивать из лодки и запрыгивать обратно. Театрализация «Приход Деда Мороза» выглядит так: ребенок 6 лет, изображающий Деда Мороза, молча подходит к детям, бросает им подарки на пол и уходит обратно. Педагогическая литература сообщает, что «специально обучать детей определённым игровым действиям не рекомендуется. Важно, чтобы дети сами придумывали, какие ролевые действия включать в игру, только в таком случае игра будет носить подлинно творческий характер». Но нашим воспитанникам я показываю, как нужно играть, какие реплики говорить, как двигаться. Для того чтобы ребенок мог самостоятельно придумывать новое в творческой игре, я придерживаюсь нескольких этапов развития самостоятельности.

Первый этап. Формирование умений (действие в соответствии с заданным образцом и речевыми указаниями взрослого). Установление отношений ребенка со взрослыми, где взрослый является носителем нормативов и образцом для подражания.

Второй этап. Применение умений (самостоятельное действие по знакомым образцам, правила, алгоритмам). Взрослый выступает уже не как носитель образцов, а как равноправный партнер по совместной деятельности.

Третий этап. Творческое применение умений в новой ситуации (самостоятельный перенос действия в новые предметные условии и ситуации). На этом этапе уже ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности.

Развитие творчества в игре довольно сложный процесс, который растягивается не на один месяц. Скажу честно, третий этап достигается дошкольниками на втором году обучения в саду.

Как мы играем? Согласно плану работы сюжетно-ролевая игра приходится на вторую половину дня, и когда у нас остается свободное время, я всегда предоставляю детям возможность для развития их творческих способностей. Также в творческую игру можно поиграть и на прогулке, особенно в теплое время года, и перед утренней зарядкой. Желательно, чтобы количество участников было от 3 до 6 человек.

Читайте также:  Что если нет времени заниматься развитием ребенка

Перед началом игры провожу беседу с показом мультимедийной презентации или дидактического материала, читаю тематическую литературу детям, распределяю роли, рассказываю о применении игрушек или предметов-заместителей в игре. Дошкольники старшего возраста с ТНР с трудом овладевают навыками применения предметов-заместителей. Поэтому в сюжетно-ролевых играх детей с ТНР можно использовать только заместители тех предметов, которые хорошо знакомы детям. Кроме того, предмет-заместитель должен иметь некоторое предметное сходство с заменяемым им предметом. 

Темы сюжетно-ролевых игр написаны в плане и раскрывают лексические темы недели. Если мы изучаем продукты питания, то можем поиграть в «Кафе», «Магазин», «Семью». Также используем театрализованные игры: наряжаемся в сказочных персонажей, зверей, разыгрываем знакомые сказочные сюжеты.

Для того чтобы игра увлекла детей, лично затронула каждого из них, я становлюсь ее непосредственным участником. Стараюсь быть эмоциональной, выразительной в репликах. Побуждаю действовать ребенка самостоятельно, принимать разнообразные роли, поддерживаю инициативные действия других детей. Побуждаю к тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия. Учу детей сопровождать игру высказываниями, обращёнными к игрушке, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику. Я задаю вопросы персонажам, если игра из вербальной переходит в невербальную. В некоторых играх использую музыкальное сопровождение: например, в цирке артисты выходят на арену под ритмичную музыку. Конфликты, которые возникают в ролевой игре, пресекаю шуткой. В совместной игре с детьми не даю оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Резко не сворачиваю игру детей, если подошло время для проведения другой деятельности. Если детьми развёрнута большая сюжетно-ролевая игра, оставляю атрибуты на месте до следующего свободного времени для ее продолжения.

Когда дети выказывают желание поиграть во что-то другое, можно отойти от намеченного и не брать темы из планирования. Л.С.Выготский писал о том, что в развитии детского творчества необходимо соблюдать принцип свободы, который является обязательным условием любого творчества. Я считаю, что игровое творчество детей не может быть принудительным. Оно может возникать только из детских интересов. Поэтому предоставляю ребенку возможность для самодеятельной, спонтанной игры, возникающей и развивающейся по его собственной инициативе. Тему и сюжет ребенок выбирает самостоятельно. Для этого в группе имеется инвентарь для проведения игр: корабль, смастеренный родителями, детские палатки, уголок уединения, одежда для ряжения, различные игрушки.

Сюжетно-ролевая и театрализованная игра не оставляет ни одного ребенка равнодушным, даже если кто-то отказался от участия в игре, на следующий день он может подойти ко мне с вопросом, «Когда мы будем играть в «Кафе?». Творческая игра вызывает радость у дошкольников; формирует самостоятельность, самоконтроль, внимание, умение уступать, развивает артистизм, воображение, творчество. В игре дети отдыхают и самовыражаются. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение.

Несколько слов о других видах игр.

Развитие творчества непрерывно связано с развитием воображения, фантазии. Игры, упражнения на развитие воображения я использую на занятиях, на прогулке, при переходе от одной деятельности к другой, в индивидуальной работе с ребенком. Ими могут быть упражнения «Продолжи предложения», «Придумай рассказ, сказку с использованием игрушек», «Фантастические гипотезы» или «Если бы…» (Воспитатель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:- “Если бы я был волшебником, то …” – “Если весна не наступит никогда…”); «Закончи сам» (Воспитатель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку).

Речевые игры «Хорошо и плохо», «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить», «Ассоциации: назови осенние слова», игра в рифмы.

Игры на развитие движения, пантомимы: «Море волнуется», «Что мы делали, не скажем», «Кто я?» (изобразить жестами, мимикой, звуками предметы, животных, персонажей).

Во время НОД можно разыграть небольшой диалог, озвучить отрывок из стихотворения. Предложить детям произнести по-разному: грустно, радостно, шепотом, громко и т.д.

Можно построить образовательную деятельность в виде игры с элементами театрализации: например, путешествие в осенний лес. Дать возможность детям на время занятия превратиться в лесных обитателей и рассказать, как им живется осенью. Или в качестве сюрпризного момента получить посылку из леса от медведя, а потом предложить детям самим написать письма медведю, спросить у детей, какие бы вопросы они хотели задать ему.

Не могу обойти стороной игры с правилами. В них наиболее ярко проявляется инициативность. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Те из детей, кто соблюдает правила, не жульничает, наиболее инициативны и самостоятельны в жизни. Они стремятся быть лидерами, ведущими в играх, обучают правилам других детей и помогают в этом воспитателю. Например, наша выпускница Мариам, ребенок, который отлично разбирался во всех играх, сама являлась их инициатором, творческая и умная девочка, у которой, наверняка, будут высокие показатели в школе.

Игры с правилами могут быть и творческими, если эти игры придумали сами дети. Я иногда замечала, как дети предыдущего выпуска на прогулке придумывали свои игры по своим правилам, и что главное, соблюдали правила. Правда, в таких играх было несложно угадать известные детсадовские.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходимо дать возможность проявить себя во всех видах игр, будь то самодеятельная, спонтанная игра, ролевая игра или игра с правилами. Игра как педагогическая форма способствует решению образовательных и воспитательных задач, развивает в ребенке инициативу, самостоятельность, раскрывает творческие задатки. Воспитанник, умеющий играть, в будущем будет успешен во всех видах деятельности. Пока ребенок находится в детском саду, играйте с ним и он будет вам благодарен.

Список использованной литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. 6. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей: –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160 с.
  3. Комарова, Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н. Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.
  4. Непомнящая, Р. Л., Седж, Н. В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст]: // Дошкольное воспитание. – 2011.- №11.
  5. Коробкова С. Б. «Эффективные формы и методы поддержки детской инициативы в игровой деятельности дошкольников, имеющих речевое недоразвитие» [Электронный ресурс]: https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=55609

Источник