Развитие информационной культуры личности ребенка

Юля Кантеева
Формирование основ информационной культуры дошкольников

«Формирование основ информационной культуры дошкольников»

Известно, что в дошкольном возрасте происходит интенсивное познание ребенком окружающего мира на основе полученной информации, формируются все психические компоненты личности ребенка. Дети учатся видеть и слышать, думать и представлять, запоминать и воображать. Все психические качества дошкольника, все то, что составляет внутреннюю сущность человека, возникает, развивается и совершенствуется посредством разных видов детской деятельности, на основе которых происходит формирование основ информационной культуры.

Для дошкольника основной путь развития – это накопление и обобщение собственного чувственного опыта, опирающегося на наглядные представления, реализация внутренней целеустремленности и постоянной потребности в получении нужной информации, в использовании разных способов действия, направленных на пополнение и углубление знаний. Важная особенность познавательной деятельности заключается в том, что она направлена на освоение ребенком обобщенных способов действий, на решение личностно-значимых для дошкольника познавательных проблем. Именно такого рода обобщения, нацеленные на развитие интереса ребенка к процессу познания, могут стать основой полноценного развития дошкольника.

Основная функция педагога на данном возрастном этапе -адаптировать ребенка к жизни в окружающем макромире, развивая значимые способности к познанию, конкретным действиям и проявлению отношения к микромиру в целом. Формирование основ информационной культуры дошкольника осуществляется не столько посредством передачи ему определенных знаний и представлений, сколько посредством создания педагогом такой проблемной ситуации, в которой мотивированное побуждение к поиску, усвоению необходимой информации для обновления познавательного опыта исходит от самих детей.

Особенность проблемно-ориентированной направленности познавательной деятельности состоит в том, что она способствует пробуждению познавательной потребности, которая сближает процесс формирования основ информационной культуры с процессом творческого мышления, где предполагается не только усвоение результатов познания, но и способов совместной творческой деятельности.

Проблемно-ориентированная направленность в формировании основ информационной культуры дошкольников будет осуществляться при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития» и является личностно -значимой для ребенка, когда он может опираться на свои возможности при активации интеллектуального, творческого и мотивационного потенциалов. И для того, чтобы дошкольник принял предлагаемую ему ситуацию как проблемную и увлекся ею, педагогу необходимо ориентироваться на создание в процессе познавательной деятельности таких значимых способов решения проблемы, как концентрация внимания ребенка на противоречии между имеющимися знаниями и жизненным опытом; стимулирование дошкольника к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов; рассмотрение полученной информации с различных позиций – часто ролевых; организация противоречия в практической деятельности детей.

В старшем дошкольном возрасте важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации. Поэтому процессы, формирующие развитие познавательных возможностей дошкольников, включают два взаимосвязанных компонента.В первый компонент входят: информация, состоящая из отдельных сведений, фактов, событий повседневной жизни, и мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., которые необходимы для восприятия, осмысления и переработки полученной информации. Недаром информация рассматривается как одно из важных средств развития познавательных потребностей и интересов у дошкольника; именно информация способствует активизации таких психических процессов личности дошкольника, как восприятие, мышление, память, внимание, речь.

Другим компонентом познавательного процесса является отношение дошкольника к информации. Полученная информация оставляет у него в душе определенный эмоциональный след, который мы и называем «отношением», то есть в процессе восприятия информации у ребенка складывается определенное отношение к тем сведениям, фактам и событиям, которые он освоил. В силу возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста их отношение к информации отличается своеобразием восприятия. Если для взрослого человека информация первична, а отношение к ней вторично, так как взрослые выражают свое отношение к чему-либо только при наличии о нем знаний, то у детей наблюдается обратная картина. Для них, как правило, отношение первично, а информация вторична, то есть они стремятся познать то, что вызывает у них интерес. Поэтому в процессе познавательной деятельности для эффективного усвоения детьми определенной информации педагогу необходимо сначала формировать у детей положительное отношение к тем сведениям, которые он хочет им передать, а затем представлять саму информацию, тем самым создавая крепкий фундамент, на который легко накладываются в последующем знания.

Опыт показывает, что потребность в информации появляется в том случае, когда выбранная ребенком цель не может быть достигнута без дополнительных источников. Поэтому следует создавать ситуации, при которых дошкольникам требуется поиск информации для выполнения поставленной задачи.

Умелое сочетание педагогом различных форм игровой деятельности дошкольников, регулярное и разнообразное использование таких разновидностей игр, как сюжетно-ролевые, режиссерские, развивающие, предметные и компьютерные создают наиболее благоприятные условия для развития эмоциональных, гносеологических, гедонистических, интеллектуальных и психологических побуждений, лежащих в основе мотивационно-личностной составляющей познавательного интереса дошкольника. Кроме того, данное сочетание в наиболее безопасной (а следовательно, и наиболее результативной) форме объединяет рефлексивно-коммуникативную активность дошкольников с креативно-деятельной составляющей их информационной культуры.

Источник

Развитие информационной культуры личности младшего школьника

Умение добывать в окружающем мире нужную информацию ценилось всегда. Вспомните хотя бы известную пословицу – «Язык до Киева доведёт». Но если в прошлые века объём знаний в обществе увеличивался примерно в два раза за 50 лет, то сегодня учёные утверждают, что этот объём увеличивается вдвое за 2-3 года. И как же нынешнему школьнику выбрать правильные ориентиры в современном штормовом информационном море? Наверное, также как и раньше, не надеяться подобно фонвизинскому Недорослю и его мамаше на знание кучером географии, а самому лично нарабатывать свои приёмы и методы поиска необходимой информации и, конечно, использовать опыт предшественников. Современные педагоги называют это развитием информационной культуры личности. (СЛАЙД 1) Это широкое понятие включает в себя и компьютерную грамотность, и навыки чтения, и информационно-библиографическую культуру, то есть всё то, что помогает школьнику лучше ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве.

Сегодня темпы развития  информационных технологий и темпы, с которыми объём информации увеличивается, настолько высоки, что не учитывать этот информационный шторм в школе невозможно. И, заметьте, информационную культуру надо развивать уже в начальных классах. И дальше совершенствовать на протяжении всего учебного процесса. Информационную культуру учащихся можно успешно сформировать только средствами всех учебных  предметов, не выделяя её в отдельную специальную программу или в отдельный  самостоятельный курс, потому что дополнительных часов на развитие информационной культуры личности в школе просто нет.

Все известные методы, приёмы возможности работы с источниками информации, умение найти эти самые источники должны быть внедрены во все школьные предметы. Это один из важнейших принципов нашего учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа». (СЛАЙД 2)

Так в чём же главные особенности «Перспективной начальной школы»? Данный комплект – один из первых опытов учебного книгоиздания, соответствующий духу времени и требованиям нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Отныне приоритетом в начальной школе становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета. В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

При разработке учебного материала учитывались такие составляющие как возраст школьника, поскольку первоклассник может быть как шести, так и семи, и восьми лет; разный уровень развития школьника (ребёнок, не посещавший детский сад, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами; особенности восприятия ребёнка. Организация обучения рассчитана через систему знаний в учебнике. Интересны главные действующие лица, (СЛАЙД 3) с помощью которых школьник получает знания – это разновозрастные брат и сестра (Миша и Маша), а также многочисленные второстепенные персонажи, периодически возникающие на страницах учебника. Психологические характеристики всех героев настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться с ними (а значит, и получать знания). В оформлении учебников применён принцип разноцветных страниц, книги и тетради снабжены яркими иллюстрациями, не позволяющими учащемуся отвлекаться на посторонние занятия.

УМК «Перспективная начальная школа» ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика – существенное место начинают занимать роли исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок, самостоятельно ставит перед собой цели, осознаёт их; предлагает возможные пути построения алгоритма решения нестандартных задач; осуществляет самоконтроль, самооценку, т.е. ребёнок выступает в процессе обучения как субъект деятельности, что является главной идеей развивающего обучения.

Благодаря появлению новой позиции учащегося в учебном процессе и комплекту  УМК «Перспективная начальная школа», происходит формирование у ребят основ и начал информационной культуры личности. Приведу несколько примеров, как это происходит. Вот самые простые.

Уже с первого класса мы начинаем учить детей работать со страничкой (СЛАЙД 4) «Оглавление и содержание». Во втором классе у нас есть целая тема – «Детские журналы». (СЛАЙД 5) Мы знакомим детей с периодикой, объясняем, что это такое, какой периодика может быть, а что здесь можно узнать из страничек «Оглавление» и «Содержание». Дальше обучаем работе с каталогами в библиотеке. И не только с каталогами. В третьем классе дети обязательно знакомятся с библиотечными фондами, хрестоматиями по «Литературному чтению», которые входят в комплект. На их основе ребята составляют (СЛАЙД 6) сборники художественных произведений, авторские или жанровые. То есть, они постепенно, в ходе учебного процесса выявляют почти всю цепочку источников информации: вот что есть по данной теме в учебнике, вот чуть побольше в хрестоматии, а ещё есть в справочниках и словарях, а ещё, если хочешь, посмотри в списке дополнительной литературы и обратись в библиотеку.

А о словарях нужно сказать отдельное слово. В рамках русского языка мы учим работать с языковыми словарями. Их 7 и все они находятся во 2 части учебника  «Русский язык» (СЛАЙД 7,8,9,10), а в «Литературном чтении» есть сведения о писателях. В «Математике» (СЛАЙД 11)  и «Технологии» (СЛАЙД 12) – терминологические словари. В «Окружающем мире» (СЛАЙД 13) – научно-популярный словарь. То есть, с целым комплексом словарей и справочников в рамках разных предметов. Несомненно, такое обилие словарей работает на расширение кругозора детей, дает каждому школьнику возможность в процессе обучения приобрести навыки работы со всеми видами словарей. А разве не нужны навыки в работе с той информацией, которую содержат, к примеру, (СЛАЙД 14) различные таблицы, диаграммы, схемы, рисунки. Я говорю об изобразительном ряде, (СЛАЙД 15) который сопровождает текст. Но всё это достаточно традиционные источники информации.

В нашем комплекте «Перспективная начальная школа» есть и уникальные. Например, на уроках «Литературное чтение» и «Развитие речи» в рамках культурологического подхода мы учим ребят находить информацию во многих нетрадиционных источниках (СЛАЙД 16) :  в художественном тексте, в музыкальном произведении и картинах  разных художников. Ещё раз подчёркиваю, не эмоции черпать, а находить конкретную информацию. У нас есть набор замечательных репродукций – неотъемлемое приложение к учебнику «Литературное чтение» «Музейный дом» (СЛАЙД 17,18). На уроке мы предлагаем внимательно рассмотреть живописное полотно и, так сказать, считать информацию с картины, то есть, найти детали, которые бы раскрывали характер персонажей, может быть их взаимоотношения, род занятий, настроение, окружающую их обстановку, даже время дня и т.д. В результате, во-первых, мы формируем такое важное в данном случае качество учащегося, как деятельность наблюдения, во-вторых, приучаем воспринимать картину тоже как источник информации. Другими словами, ребёнок учится работать не только с явной информацией, но и с другой, которая заключена, закодирована, например, в произведениях искусств.

Ещё одним необычным носителем информации в УМК «Перспективная начальная школа» являются диски с записями классической музыки (СЛАЙД 19). Они используются с 3 класса. Каждое муз. произведение привязано к какому либо художественному произведению или репродукции картины. В учебниках есть определённые условные обозначения, которые помогают детям ориентироваться в заданиях на уроке. (СЛАЙД 20) ПОКАЗАТЬ. Вот например, работа над репродукцией картины (СЛАЙД 21) Василия Поленова «Заросший пруд» ведётся в нескольких направлениях (РАССКАЗАТЬ).

Я считаю, что в проекте «Музейный дом» вкупе с классическими муз. Произведениями кроме учебной решается и задача формирования и повышения у ребят общекультурного потенциала. Ведь, в этом случае, независимо от того, где ребёнок живёт – в городе или в селе, в центре России или на окраине страны, он приобщается к культуре, учится воспринимать и понимать живопись.

Кроме того, УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. (СЛАЙД  22, 23, 24) В учебниках комплекта присутствуют ссылки на Интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками. Ребёнок видит, что в учебнике по данной теме информации всего-то чуть-чуть, но он знает, где находится колоссальный информационный ресурс и умеет им воспользоваться. И вот здесь, на мой взгляд, учебник становится в учебном процессе, пусть вам не покажется это парадоксальным, фактором второстепенным. А на первое место выходит информационная культура человека. Если она высока, он сможет работать с любым учебником. И всегда учебника ему будет мало, потому что ребёнок знает, где находится основной информационный ресурс и уверен, что он сможет его достать.

Источник

Автор: Кузьмина Наталья Анатольева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Ленинградская область Всеволожский район пос. Разметелево
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: “Формирование основ информационной культуры личности ребенка”
Дата публикации: 14.02.2020
Раздел: дошкольное образование

МОУ «Разметелевская СОШ»

учреждение №2

Формирование основ

информационной культуры

личности ребенка

Подготовила

Воспитатель I квалификационной категории:

Кузьмина Наталья Анатольевна

2020 уч. г.

Отличительной чертой жизни современного общества становится все возрастающая

изменчивость окружающего мира. Перемены, характеризующие нынешний этап развития

цивилизации, коренным образом отличаются от тех, что происходили в прошлом. Им

свойственны: непрерывность, стремительность, тенденция к ускорению. Новое общество

— это общество умственного труда, основанное на приложении человеческих знаний ко

всему, что производится. Следовательно, для всех членов общества возрастает

необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления

знаний, повышения квалификации. Серьезное решение этих проблем невозможно без

глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной

информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в

современном обществе.

Информационная культура личности – это умение человека ориентироваться в

мире информации, находить нужную информацию и творчески ее перерабатывать.

Информационная

культура

как

составляющая

общей

культуры

человека,

ответственна за:

функционирование информации;

процесс гармонизации внутреннего мира при освоении социально

значимой информации;

информационную деятельность человека, основой которой являются

четкие ценностные ориентиры.

Дошкольный

возраст

период

начальной

социализации

ребенка,

установления

взаимоотношений с различными сторонами жизни, приобщения маленького человека к

миру

культуры.

Информационная

культура,

является

элементом

культуры

общечеловеческой. И в ее основе лежит образование, так как оно готовит человека к

жизни

в

информационном

обществе,

в

котором

необходимо

уметь

производить

и

использовать информацию, оценивать ее, дифференцировать и выделять главное.

Приобщение к информационной культуре – это не только овладение компьютерной

грамотностью, но и приобретение этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными

электронными,

компьютерными

новинками,

не

вызывает

сомнений;

при

этом

важно,

чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому,

эмоциональному человеческому общению.

Ребенок как никто другой нуждается в доступной, понятной и необходимой ему

информации, благодаря которой он получает представление о мире, учится мыслить и

анализировать, развивает свои способности, память, воображение. Основой для этого

являются

детские

книги,

телевизионные

программы

для

детей,

развивающие

компьютерные игры.

В период дошкольного детства формируются интегративные качества личности

ребенка. В каждом из них присутствуют элементы информационной культуры:

любознательный,

активный

интересуется

новым,

неизвестным,

задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со

взрослыми и сверстниками – адекватно использует вербальные и невербальные

средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами

взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами,

распределяет действия при сотрудничестве);

способный управлять своим поведением и планировать свои действия

на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные

общепринятые нормы и правила поведения – способен планировать свои действия,

направленные на достижение конкретной цели и т.п.

Личностные

качества

ребенка

формируются

в

результате

деятельности.

Для

дошкольника игра – это ведущая деятельность, в которой не только проявляется, но,

прежде

всего,

формируется

и

развивается

личность

ребенка.

У

дошкольников

приобретение индивидуального опыта, освоение знаний, умений происходит главным

образом путем самообучения в процессе игры. Но ребенок включается в какой-либо вид

деятельность,

при

условии

интереса

к

ней,

следовательно,

огромное

значение

имеет

мотивация.

Задачей

взрослого

(воспитателя)

становится

приобщение

ребенка

к

деятельности, формирование потребности в получении новых знаний, умение их добывать

и применять по назначению.

Стремительный рост информационных потоков, развитие новых информационных

технологий, их неисчерпаемые возможности, нетрадиционные материалы и устройства,

неизвестные

ранее

способы

представления

и

передачи

информации,

компьютерные

системы связи – всё это ведёт к формированию информационного общества и предъявляет

свои

требования

к

молодому

поколению,

которые

тесно

связаны

с

понятием

«информационной культуры».

Компонентами информационной культуры являются:

1. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы

искусства, игрушки; рассказ сверстника, взрослого, телевидение, видеофильмы и т.д.)

2. Умение делать выводы из полученной информации.

3.

Умение

понимать

необходимость

той

или

иной

информации

для

своей

деятельности.

4. Умение задавать вопросы на интересующую тему.

5. Умение получать информацию, используя некоторые источники.

6. Умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением

и окружающей средой.

Информационная потребность у ребенка возникает тогда, когда стоящая перед ним

цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. Учитывая

это,

необходимо

создавать

ситуации,

когда

детям

необходим

поиск

информации

для

решения

поставленной

задачи.

Умение

находить

нужную

информацию

формируется

посредством наблюдения, общения со старшими, умения задавать вопросы; работы с

книгами, энциклопедиями, справочниками; с помощью телевидения, радио, печатных

изданий, Интернета.

В отличие от обычных средств обучения медиа-технологии значительно расширяют

возможности

в

сфере

раннего

развития,

способствуют

успешной

реализации

интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его

большим

количе ством

готовых,

соответствующим

образом

ото б р а н н ы х

структурированных знаний, но и учат самостоятельно приобретать новые знания, что

актуально

в

дошкольном

возрасте.

Необходимую

информацию

и

задания

по

использованию

медиаресурсов

можно

найти

на

многих

сайтах.

Таким

образом

активизируется познавательный процесса.

Взрослый

выступает

в

роли

образца,

создателя

алгоритма

формирования

информационной культуры, а также создателя условий при которых ребенок включается в

активное общение. Активное общение – умение слушать, задавать вопросы, отвечать на

них, дает возможность ребенку получит необходимую информацию.

Компьютер и современные информационные технологии повышают интерес к

п р о ц е с с у

о б у ч е н и я .

Использование информационных технологий детьми позволяет более эффективно решать

поставленные

задачи

общего,

интеллектуального

развития

ребенка.

Специальные

компьютерные

программы

позволяют

развивать

у

детей

абстрактное,

логическое,

оперативное мышление, умение прогнозировать. Они дают возможность ребенку менять

по

своему

усмотрению

стратегию

решения,

пользоваться

различными

уровнями

усложнения

материала

и

другими

видами

компьютерной

помощи.

В

процессе

деятельности за компьютером у ребенка развивается устойчивое внимание и огромный

интерес.

А

также

возможно

развитие

таких

качеств

как

настойчивость

и

терпение.

Все

это

создает

условия

для

эффективного

формирования

начал

информационной

к у л ь т у р ы

у

д е т е й

д о ш к о л ь н о г о

в о з р а с т а .

В

эту

кропотливую

работу

привлекается

не

только

ребенок,

но

и

окружающие

его

взрослые. Дети

приобретают

навыки

работы

на

компьютере,

повышают

уровень

информационной

культуры;

родители

получат

знания

в

области

использования

компьютера для обучения и развития ребёнка в семье; педагоги вооружаются технологией

мультимедийного сопровождения образовательного процесса.

Использование информационных компьютерных технологий в сфере образования

повышает эффективность образовательного процесса и способствует сохранению здоровья

обучающихся за счет максимального использования тех преимуществ, которые привносит

в

образовательный

процесс

компьютер,

обеспечивая

должное

соответствие

образовательных программ индивидуальным особенностям и способностям детей.

Источник