Развитие индивидуальных возможностей ребенка по фгос
Сообщение из опыта работы
Требования ФГОС к созданию условий для развития способностей и самореализации дошкольников
«Ребенок- это солнце, вокруг которого вращается
весь педагогический процесс, его сила должна
быть выявлена, интересы удовлетворены,
способности развиты».
Рената Соколова
Сегодня мы стремимся к тому, чтобы ДОУ стал открытым, мобильным, чтобы быстро реагировал на все изменения, происходящие в дошкольном образовании, и выстраиваем деятельность ДОУ в соответствии с образовательными потребностями, интересами и ожиданиями детей, родителей.
В современных условиях развития общества человеку необходимо уметь
реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств и постоянно ускоряющегося темпа жизни. Особую ценность представляют собой такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, способность к самореализации, саморазвитию.
Поэтому, актуальной становится проблема создания таких условий, при реализации которых ребенок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющий и реализующий собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует ДОУ на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед ДОУ стоит цель: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Стандарт решает задачи, среди которых:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Кроме того в ФГОС ДО используемые основные понятия,
• Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяется успешности и самореализации каждого ребенка. Нам взрослым предстоит переосмыслить пути решения задач развития творческого потенциала ребенка, создания условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в ДОУ создана система работы, которая содержит ряд взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, строится в трех направлениях:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театральные пятницы
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок
- занятия в библиотеке,
- создание книг – самоделок.
- детские проекты.
Насыщенная событиями жизнь дошкольников способствует формированию самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, развитию самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.
Игровое пространство ДОУ дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также учитывают интересы детей и связаны с определенными центрами. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
- делают выбор;
- активно играют;
- используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
- работают все вместе и заботятся друг о друге;
- отвечают за свои поступки.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предлагает детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, оказывает прямую помощь в овладении сложным умением в соответствие с зоной ближайшего развития.
При таком подходе ребенок растет и развивается в своем собственном темпе, а воспитатели помощники детей, организующие пространство, и планирующие виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Развивающая предметно – пространственная среда организована на всей территории дошкольной организации, включает внешнее и внутреннее содержание.
В инфраструктуре ДОУ предусмотрены помещения для проведения образовательной деятельности в области физического и музыкального развития, имеется музыкальный и спортивный зал. С целью социализации, индивидуализации и развития способностей детей, организации занятий по интересам- созданы мини-музеи «Русская изба», «Картинная галерея», «Комната Творчества».
Безусловно, сегодня еще не решены все проблемы ДОУ но они находятся в стадии решения.
Реализуя ФГОС ДО, в образовательном учреждении происходит:
– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
– реструктуризация содержания образовательной деятельности;
– рациональная организация предметно-пространственной среды;
– эффективное взаимодействие детского сада с семьей;
Что позволяет создавать условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявлять индивидуальность и творчество, возможность самореализации.
Источник
Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.
Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха. Индивидуализация – важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.
Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.
Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий : совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору – так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели- вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.
В соответствии с новыми требованиями по индивидуализации рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка, который состоит из четырех этапов:
1 Этап- сбор информации о ребенке. На этом этапе основным методом является наблюдение и регистрация получаемых данных.
2 Этап- анализ полученной информации;
3 Этап- определение целей и задач развития ребенка;
4 Этап- построение индивидуальной программы действий ребенка, педагогов и родителей.
На данный момент разработана:
* универсальная схема для регистрации наблюдения работы детей в центрах активности;
*карта наблюдения за ребенком;
*форма записи эпизодов;
*журнал наблюдений.
Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.
Групповой сбор- это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Задачи группового сбора
* формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
* обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
* решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;
* формирование мотивации к предстоящей деятельности;
* представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
* Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор проводиться в круге, сидя на ковре или индивидуальных подушечках. Круг должен быть достаточно большим, подальше от полок с игрушками , чтобы дети не отвлекались. Груп. сбор проводиться для того, чтобы дети имели возможность пообщаться вместе, поиграть в групповые игры, спеть любимые песни, обсудить групповые новости, спланировать дела на день, распределить обязанности. Инициатива принадлежит детям, воспитатель организует и поддерживает идеи детей. Нежелательно использовать г.с. для обучения детей каким-то практическим навыкам или превращать его в занятие.
В течение дня групповых сборов может быть несколько
Целесообразно проводить:
-1-ый утренний сбор- после завтрака, перед занятиями в центрах активности;
-2-ой утренний сбор -после деятельности в центрах активности для подведения итогов;
-3-ий г.с.- после дневного сна.
В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дид.средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня и др.- все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки., чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.
Приемы для приглашения детей на групповой сбор:
* звуковые сигналы (колокольчик, муз. инструмент, использование аудиокассет);
* любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают и постепенно собираются все дети;
* сюрпризный момент: внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме;
*д/игра из серии “Пазлы”, “Собери целое из частей”: это может быть любая картинка , связанная с темой, которая на данный момент интересует детей;
* п/игра “Паровозик”, “Поезд”: дети и вос-ль едут паровозиком по группе , собирают детей и приезжают на место г.с.;
* любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;
* ребенок- дежурный по сбору детей на круг друзей.
Есть дети – непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время г. с. надо приготовить спокойное занятия с небольшими передвижениями (мозаика)- это не поощрение или наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При этом другим детям надо объяснить, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.
Предупреждение нежелательного поведения во время группового сбора Некоторые приемы:
* обозначение места каждого ребенка в круге каким-то предметом: подушечкой, карточкой-символом, звездочкой, цветочком и т.д..
* специальные не вербальные сигналы “Тишина”, “Внимание”;
*обращение к правилам группы: “Один говорит- все слушают”;
* игра-считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность выступлений.
Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор:
*П/игра “Поезд”: воспитатель и дети – “вагончики” двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;
*Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев), разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.
*Выставка: Воспитатель на месте г.с. или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.
*Доска выбора: доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми – карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
*Цветок выбора: разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.
* Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на листочке и приклеивают его на выбранный центр.
*Индивидуальные маршрутные листы с план- схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по группе и центрам.
*Индивидуальные листы выбора: эти листы составлены на несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку.
После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, г.с. заканчивается и дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов
К групповому сбору привлекаются родители, которые являются помощниками для воспитателей.
Источник