Развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала ребенка в доу
Наталья Мишукова
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС
Развитие творческих способностей детей в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
Именно творческая деятельность человека делает его существом,
обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее.
Л. С. Выготский
В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, обладающего высокой культурой человека. И это развитие должно начинаться уже в первые дни жизни ребенка. Для того чтобы у детей сформировалась целостная картина мира, необходимо эту картину создавать постепенно, начиная с детского сада. «Кругозор его ограничен, и в расширении этого кругозора и состоит развитие ребенка», – писал П. П. Блонский.
Именно в дошкольный период детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Творческие особенности личности начинают проявлять себя уже в раннем возрасте. Необходимо не упустить этот период времени и как можно раньше способствовать их развитию, а также создать необходимые условия. На сегодняшний день все дошкольные учебные заведения переходят на новый стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Стандарт для ДОУ – это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
В психолого-педагогической и научно-методической литературе достаточно подробно рассматриваются вопросы, связанные с определение, структурой, условиями и методами развития творческого потенциала детей в различные возрастные периоды. Понятие творческих способностей, включает в себя несколько составляющих, на развитие которых педагогу необходимо обращать свое пристальное внимание уже в дошкольном возрасте.Среди них: необходимость в открытиях; активность; умение изобретать и открывать; инициативность; фантазия; креативность; свобода воображения; интуиция; применение на практике своих знаний и умений; творческое мышление.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.
1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле (“я сам”, впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя – увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.
3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.
5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера, что способствует подготовке дошкольника к обучению в школе.
7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности – изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.
Поскольку большую часть времени ребенок проводит в детском саду, образовательная среда дошкольного учреждения должна быть организована таким образом, чтобы создавать благоприятные условия для формирования творческих способностей дошкольников. Детейвключают во все многообразие художественной деятельности: они поют, лепят, танцуют, рисуют.
Перечислим методы развития творческих способностей, используемых на занятиях в детском саду или дома родителями.
1. Окружающий мир (обсуждение с ребенком того, что происходит вокруг нас, что он видел по дороге в детский сад, дома, куда ходили на выходных). Необходимо поговорить с ребенком о животных и растениях, предметах окружающих нас, а также об элементарных процессах, происходящих вокруг нас в природе. Такие задания дают возможность проявлению необходимости в открытиях. активности, фантазии.
2. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.
3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.
4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.
5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности.
6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку – это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.
Для развития способностей ребенка, взрослым необходимо помнить, что для него значимо мнение взрослых, поэтому стимулируйте его на действие, не забывайте хвалить, давайте волю детской фантазии.
Таким образом, развитие творческих способностей дошкольников возможно при организации различных видов деятельности. Основная задача детского сада – создать такую развивающую среду в которой каждый ребенок мог проявить свои способности, раскрыть творческий потенциал.
Источник
Марина Федоренко
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его реализации».
Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Развитие творческого потенциала детей: что это такое?
Способности к творчеству объединяет несколько составляющих.Среди них:
• Тяга к познанию;
• Живой ум;
• Умение постигать новое
• Уметь в обычных вещах и явлениях видеть нестандартное;
• Воображение без границ;
• Стремление делать открытия;
• Уметь в жизни применять полученные знания;
• Интуиция и фантазия, которые порождают открытия и изобретения, а также что-то свежее и новое.
Развитие творческого потенциала детей: когда начинать?
Важнее всего творчество как раз для взрослого человека, потому что помогает ему успешно справляться с трудностями, строить отношения с людьми, быть радостным и счастливым. Однако если у ныне взрослого в детстве с творчеством «не сложилось», то, скорее всего, творческой личностью ему стать не удастся, как бы он не хотел. Поэтому развитие творческого потенциала детей нужно начинать с ранних лет, как и все иные задатки. Нередко небылицы, которые рассказывает малыш, взрослые не воспринимают всерьез, а иногда и грубо пресекают. А ведь фантазирование – это свойственная дошкольникам черта, и не нужно мешать им, воображать. В это время рождается творчество. Нужно знать, что пик фантазирования приходится в возрасте трех или четырех лет, и малыш может насочинять таких историй, что диву даешься, как можно вообще такое придумать.
Как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Как развить творческий потенциал всех детей, ибо каждый ребенок одарен и талантлив, оберегая индивидуальное, самобытное, опираясь на его природу, страшась заглушить способности?
Самое важное условие развития творческого потенциала детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества. Дети могут также делиться своими достижениями друг с другом, помогать друзьям, выполнять задания в группах.
Условия, способствующие развитию творческого потенциала у детей:
*Планирование содержания и методов обучения, учитывая взаимосвязь всех видов деятельности.
*Педагогический процесс, способствующий накоплению впечатлений, эмоций, опыта.
*Использование разнообразных технологий в работе с детьми.
*Предоставление ребенку возможности творить самостоятельно, доступность любого материала.
*Создание творческой, доброжелательной атмосферы в каждой деятельности, тактичное, внимательное отношение к каждому ребенку, уважение к его творчеству. *Возможность для совместного творчества.
*Обогащение эмоционально-интеллектуального опыта детей.
Для того чтобы дети поняли чем прекрасен тот или иной предмет или явление, педагог должен сам уметь искренне чувствовать, видеть красоту в жизни. А это качество нужно развивать в себе и в детях постоянно. Как этого достичь? День за днем наблюдать, рассматривать, рассуждать, вглядываться, прислушиваться. Можно проводить минуты созерцания.
Советы педагогам:
Что мешает развитию творческого потенциала дошкольника.
Взрослые не должны делать следующее.
1. Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве.
2. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно.
3. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить.
4. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческого потенциала дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.
Развитие творческого потенциала детей: роль родителей.
Успех в работе может быть, достигнут только при тесном контакте с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи.
Советы родителям: Начинать родителям нужно с самих себя, ведь именно они играют главную роль в воспитании ребенка. Многие взрослые хотят, чтобы осуществлялось развитие творческого потенциала детей, но при этом сами творчески не развиваются, и менять в себе ничего не хотят. Если мама или папа имеют творческие способности – это просто великолепно, семья будет отличным творческим тандемом. Если же нет – не беда. Это вовсе не означает, что вам нечем помочь ребенку. Важно иметь желание, а также знания в этой теме. Не относитесь к фантазиям малыша, как к примитивности, ведь любая фантазия содержит в себе толику творчества. Не высмеивайте его небылицы. Ведь творческий малыш видит обычные вещи совершенно иначе. Не расстраивайтесь и не ругайте его, если он говорит, что на иллюстрации в книге видит не чайник, а уточку, не стул, а осьминога. Несомненно, ребенок узнает стол или чайник, но скорее всего ему просто захотелось немного пофантазировать. Помните, что дети часто не хотят воспринимать обычное понимание предметов, а склонны дать волю воображению. Скованность, консервативность и излишняя серьезность родителей не способствуют развитию потенциала творческого детей. Учитесь играть в детские игры, не опасайтесь на какое-то время снова стать ребенком, веселитесь и шалите. Порой стоит нарушить правила поведения взрослого во имя вашего сына или дочери. Это сблизит вас с ребенком, но не только.
Это будет хорошей психотерапией для самих родителей, позволит отдохнуть, отвлечет, снимет стресс и напряжение. Сочиняйте вместе с ребенком сказки и стихи, воображайте несуществующие растения и животных, поддерживайте развитие творческого потенциала детей. Всякий ребенок – индивидуален, имеет персональные задатки и свой предел уровней способностей.
Только совместная систематическая, планомерная работа педагогов и родителей даст положительные результаты.
Источник
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад « Берёзка»
Развитие индивидуальных способностей и
творческого потенциала дошкольников.
Подготовила и провела воспитатель
Агафонова О.В.
Когалым
2016 год
Индивидуальность ( лат.individuum-неделимое, особь)-неповторимость, уникальность.
Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов ( процессов восприятия).
Индивидуальнось характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязей между ними.
Понятие индивидуальности равнозначно по значению понятиям единичности, неповторимости, непохожести одного человека на другого.
Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь:
. среда , где он растёт,
.ассоциации, накопленные им в детстве,
.воспитание,
.особенности строения семьи и обращения с ребёнком.
РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Существует мнение, что « индивидом рождается, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают».
Индивидуальность-это возможность действовать по собственной программе, принимать собственные решения. В этом смысле индивидуальность проявляется очень рано – уже в первый месяц жизни. Ребёнок сам протянул ручки к матери, сам вынул пустышку изо рта…
Но, как известно, человек во многих ситуациях должен соблюдать определённые общественные требования или действовать по принуждению другого человека. Сопротивление такому принуждению – и есть проявление индивидуальности!
Правда, осознаётся сами ребёнком как возможность самостоятельного и независимого действия гораздо позднее. Сначала индивидуальность выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем в словах « Я сам». И проявляется она тем ярче, чем больше у человека развита способность взаимодействовать с другими, понимать неоднозначность действия, противостоять шаблону, стереотипу поведения. Это всем известное « Я сам»- ни что иное, как проявление отношения ребёнка к людям, к миру, к возможности взаимодействовать с ними. Оно состоит в умении оценивать свои возможности, анализировать конкретную ситуацию с учётом своих возможностей, в умении ставить цель и достигать её.
Ценность индивидуальности складывается из бытовых отношений, в которых воплощаются ценности другого, ценности самого человека. Это происходит в любом действии. Вот ребёнок сломал игрушку, и начались упрёки, вплоть до упрёка в неблагодарности. А он просто хотел посмотреть, как устроено.. И вот нельзя играть в мяч, нельзя стучать молотком, нельзя дружить с этим мальчиком и с этой девочкой, нельзя высказывать своё мнение. В конце концов, это заканчивается разочарованием во взрослой жизни. А родители только удивляются – мы же говорили, как надо поступать, почему же он таким вырос – ничего не хочет и не умеет делать, не умеет вести себя с людьми – застенчивый, у всех на поводу идёт? Разве мы этому его учили?
Просто он не научился поступать по-своему, не развились способности, те самые, которые дают человеку силы быть самим собой, и индивидуальность стала безликостью.
Что же это за способности? Самая важная из них – способность вставать на точку зрения другого человека. Через её развитие появляется возможность видеть мир более многогранным, ярким, бесконечно меняющимся, выходящим за рамки шаблонов и стереотипов. Благодаря этой способности человек получает возможность перевоплощения, у него появляется реальный шанс найти себя. Стать самим собой.
Уже в детстве через чувства взрослых ребёнок начинает воспринимать неоднозначность своих действий : замахиваться на маму нельзя, а отмахиваться от мухи можно. Усваивает ребёнок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать её в качестве градусника.
В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребёнок специально носок на руку и смеётся, доволен своей шуткой.
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где всё содержимое подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать « я – врач» или « я- мама» и вести себя определённым образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
В более позднем старшем дошкольном возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействия на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т.к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.
Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т.к. рост самосознания способствует формированию у человека особого представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого.
Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, даёт начало творчеству.
К сожалению, многие люди отказываются по различным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависимость, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.
Поэтому говоря своим воспитанникам в очередной раз « нельзя», задумайтесь, может быть Вы встали на пути ребёнка к поиску себя ???
Источник