Развитие индивидуальности ребенка во внеурочной деятельности
МБОУ «СОШ№10»
Развитие индивидуальности
ребенка в процессе
внеурочной деятельности.
Выступление на МО классных руководителей
подготовила классный руководитель
7 «А» класса Кавун Е.Н.
12.02.2014г.
Основное предназначение внеурочной деятельности– удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей.
Внеурочная деятельность детей в рамках дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.
Цели внеурочной деятельности:
· создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций;
· создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях.
В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках внеурочной творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Школа после уроков подобна творческой лаборатории. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Сам процесс внеурочной деятельности, будь-то танцы, песни или спортивные занятия, приносит учащимся истинную радость и способность к самовыражению. Они расширяют круг познания, стремятся к разносторонности своей деятельности.
Задатки творческой личности есть у каждого ребёнка, нужно только, используя разнообразные методы и приёмы работы во внеурочной деятельности, обнаружить эти задатки и, исходя из них, формировать неповторимую творческую личность ребенка.
Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.
Как известно, дети проводят в образовательном учреждении большую часть своей жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д. – я знаю, все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеурочная работа.
На базе МБОУ «СОШ№10» в партнерстве с Сотниковской ДЮСШ более 3 лет ведется спортивная секция «Волейбол».
Целью спортивной секции является: развитие двигательной активности и способностей учащихся, формирования навыков здорового образа жизни, становления характера. Игра приучает детей к согласованным действиям, точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственности перед командой или группой, за которую играют дети.
Кроме руководителя спортивной секции Кавун Е.Н. с ребятами занимается опытный тренер-преподаватель Агеев В.С.. Совместными усилиями сформирована команда девушек. Хотя сейчас дети и подростки предпочитают своё свободное время проводить дома за компьютером или телевизором, руководителям удалось увлечь девочек занятиями волейболом. На сегодняшний день полностью сформирована команда девушек, которые в любую погоду, бросая все свои дела бегут на тренировку. Ведь здесь у них есть возможность заниматься любимым делом, развивать свои способности, получать удовлетворение от занятий и общения со сверстниками. Для ребенка вообще важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство своей группы, формируется умение взаимодействовать на окружающие объекты реальной действительности.
Для того чтобы поддерживать интерес к занятиям, стимулировать учащихся для дальнейшего развития и достижения лучших результатов, в декабре 2013 года были организованы 2 товарищеские встречи с командой девушек Сотниковской ДЮСШ. И 1, и 2 игру команда девушек МБОУ «СОШ№10» выиграли. Было столько радости, море эмоций. Ведь каждый член команды, благодаря своим способностям, индивидуальности, сплоченности внес вклад в эту победу. Это придало девчонкам больше уверенности в себе и они с удвоенной силой продолжили подготовку к зональному этапу Первенства района по волейболу, в котором они заняли 2 место и вышли в финал.
В заключении хотелось бы сказать, школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети должны жить яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами, организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе. Это тем более важно, что не все дети обладают способностями к академическому обучению и что выход в другие сферы деятельности, их успех в них, в конечном итоге, положительно сказывается и на результатах общего образован
Источник
Доклад на тему:
«Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»
Выполнила: учитель музыки Ишкова Н.В.
МБОУ СОШ «Гармония» города Можайска.
2016 учебный год
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого ребенка.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы.
В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие».
Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка, в том числе и индивидуальности.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.
Организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:
1. Конструирование ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.
2. Использование сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.
3. Создание ситуаций, в которых ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что должно получиться? и т.д.»
4. Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов в рассуждениях.
5. Включение учащихся в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:
групповая форма организации обучения;
систему дифференцированных заданий;
анализа практических задач;
совместного решения проблемных ситуаций.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
В процессе такой работы и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.
Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, то есть детьми и педагогом как равноправными субъектами. Такой поисковый режим образования наиболее полно реализован в моем классе.
Примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.
В основу примерных программ внеурочной деятельности моего класса положены следующие принципы:
Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
· свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
· помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
· стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
· быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культур
Источник
Филиал № 1 МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в селе Старосеславино
Доклад на тему:
«Развитие индивидуальности ребенка в процессе внеурочной деятельности»
Учитель начальных классов –
Алмазова Наталья Николаевна
2013 2014 учебный год
Требования рыночной экономики и информационное общество впервые смыслом и целью образования назвали развитие личности школьника, а стратегической задачей образовательной политики – стимулирование его активности. Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью стандартов второго поколения является требование организации внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе.
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать индивидуальные потребности и способности каждого ребенка.
Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для развития индивидуальных особенностей. В это время у детей проявляется повышенный интерес к учебной деятельности. Именно познавательные интересы лежат в основе пытливости, любознательности, желания проникнуть вглубь изучаемого предмета, сопоставить и сравнить его с другими учебными предметами, сделать какие-то выводы.
В начальной школе, когда ребенок попадает в непривычную среду, он открывает не только законы и традиции школьной жизни, но и самого себя в новой системе деятельности и отношений. Сравнивая себя с другими учениками, он узнает о своих особенных качествах и способностях. Ключевые понятия этого этапа – «самоузнавание», «самооткрытие».
Дети младшего школьного возраста открыты, восприимчивы и любопытны. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию способностей ребенка, в том числе и индивидуальности.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Важно иметь в виду, что внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми.
Организационно-педагогические условия, благоприятные для формирования индивидуальности детей младшего школьного возраста:
1. Конструирование ситуаций, побуждающих школьников к самостоятельным решениям и действиям, к поиску разных путей решения заданий, к творческой деятельности, к самопроверке и самоанализу, к возможности высказать свои суждения.
2. Использование сюжетно-ролевых игр, игр-загадок и игр-путешествий.
3. Создание ситуаций, в которых ученик определяет цели своих действий: «Для чего я это делаю? Что должно получиться? и т.д.»
4. Использование различных инструкций, памяток, схем, образцов в рассуждениях.
5. Включение учащихся в продуктивную самостоятельную деятельность через использование приемов:
групповая форма организации обучения;
систему дифференцированных заданий;
анализа практических задач;
совместного решения проблемных ситуаций.
Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
В процессе такой работы и выявляются индивидуальные особенности поведения человека в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.
Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, то есть детьми и педагогом как равноправными субъектами. Такой поисковый режим образования наиболее полно реализован в моем классе.
Примерные программы внеурочной деятельности структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.
В основу примерных программ внеурочной деятельности моего класса положены следующие принципы:
- Непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
- Развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
- Системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
В школе созданы условия для внеурочной деятельности. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:
· свободного выбора детьми программ, объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;
· помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.
· стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
· быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.
Источник
Развитие личности ребенка и его социализация во внеурочной деятельности учащихся
Пономарёва Светлана Владимировна
МКОУ «Песковская ООШ №2 им. Д.А.Теплякова»
Школа — это мастерская, где не просто осуществляется процесс обучения, а обеспечивается всестороннее гармоничное развитие личности, где формируется мысль подрастающего поколения. В нашей школе в первой половине дня начальные классы занимаются по программе «Школа России», а во второй половине дня идут занятия по разнообразным комплексным творческим программам внеурочной деятельности. В течение 4 лет обучения в начальной школе для детей организованы занятия по таким направлениям: «Спортивно – оздоровительное», «Духовно – нравственное», «Общекультурное».
Современное общество требует от начальной школы воспитать маленького полноправного активного гражданина, способного развивать индивидуальность и отвечать вызовам окружающей среды. Главная концептуальная идея УМК «Школа России»: российская школа должна стать школой духовно – нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества.
Базовое (основное) образование и внеурочная деятельность детей становятся равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами единой системы, и тем самым обеспечивается единое образовательное пространство, стимулирующее полноценное интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка.
Ценность внеурочной деятельности в том, что оно призвано, с одной стороны, углубить ЗУНы, получаемые детьми в школе (факультативы, научные общества учащихся и т.п.). С другой стороны, оно призвано обеспечить детям предоставление образовательных услуг по предметным областям, не представленным или слабо представленных в учебном плане общеобразовательной школы. Таких, например, как театр, хореография, вокал, бумажная пластика, бисероплетение, лепка из пластилина и глины и т.д. Спрос на эти направления огромен. И неудивительно, ведь они не только объединяют в себе несколько предметов из школьного курса, но и позволяют ребенку раскрыть свои творческие способности, научиться совместному творчеству, выработать активную жизненную позицию, получить богатейший опыт эмоционально-ценностных отношений.
Внеурочная деятельность направлена на:
— создание условий для развития личности ребенка;
— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— профилактику асоциального поведения;
— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья ребенка.
Реализуя идею интеграции, учителя в основу своей работы ставят личностно-деятельностный подход к ребенку, педагогику сотрудничества, многообразие деятельности и ее свободного выбора учащимися.
Наша школа строит урочную деятельность в тесном единстве с внеурочной работой. Обучение в условиях интеграции приобретает свои особенности. Задачи развития творческих способностей учащихся решаются более успешно. За счет взаимодействия с различными творческими объединениями усиливаются межпредметные связи школьных образовательных областей. Так, занятия по окружающему миру и краеведению способствуют воспитанию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к природе, бережного и вдумчивого обращения с ней, а значит, закладывают в умах и душах детей черты настоящих патриотов и граждан России.
Все дополнительные занятия благотворно влияют на обучение. Например, на протяжении первого года обучения у детей проводился такой предмет как «Клуб Почемучек» (развивающие игры). Благодаря этому предмету учащихся хорошо развиваются логика и мышление, память и внимание, фонематический слух, внимание, что облегчает изучение таких предметов, как математика и информатика.
Занятие «Школа общения» направлено на решение и предупреждение психологических проблем в период школьного обучения, а также на развитие познавательных процессов, высокий уровень которых благотворно сказывается на овладении учебными знаниями, умениями и навыками.
Программа «Азбука общения» реализуется внутри комплексной интегрированной программы «Образ».
Цель программы: создание условий для формирования активной творческой личности в процессе общения, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.
В 1 классе учителя смягчают процесс адаптации, помогают осознать детям их новый социальный статус, обрести друзей, не растеряться в потоке информации. «Школа общения» и классные часы построены в игровой форме, т.к. она более привычна и позволяет лучше раскрыть потенциал одаренности.
Что касается основного образования, то важно определить темп и найти педагогические возможности творческого развития ребенка. Важно работать с ребенком в той степени трудности, которую он выбирает сам, и с каждым годом, в зависимости от успешности дела, эту планку поднимать, чтобы иметь возможность роста.
Реализация учебных образовательных программ в тесной связи с внеурочной деятельностью органично находит свое продолжение и во время летнего отдыха учащихся. На базе нашей школы с дневным пребыванием работают отряды юных туристов, экологов, краеведов, спортсменов.
Реализуя идею интеграции общего образования и внеурочной деятельности, учителя – каждый через специфику своего вида деятельности, в совокупности единым педагогическим коллективом решают одни задачи. Благодаря многогранным возможностям интеграции учитель смотрит на школьника не только с позиции его отношения к своему предмету, а исходит в своей деятельности из разносторонних явных и потенциальных задатков личности ребенка. Для педагогов главным является принцип: «Мы рады всем, кто к нам приходит: и детям одаренным, и тем, у кого повышенная мотивация к творчеству, и детям, у которых вроде бы нет талантов, но есть проблемы в семье, в школе, в жизни». Эффективность результатов поражает. Показатели развития памяти, словарное развитие, фонематический слух, саморегуляция, уровень умственной активности, широкий познавательный интерес имею позитивную и значительную динамику изменений.
Такие занятия дают следующие положительные результаты:
1) Высокое качество обучения учащихся (72%);
2) Дети, несмотря на столь юный возраст, хорошо адаптируются в любых жизненных ситуациях, умеют преодолевать психологический дискомфорт;
3) Отсутствуют дети, состоящие на внутришкольном учете.
4) Уменьшилось количество трудных детей.
5) Наши дети, под руководством руководителей творческих коллективов постоянно выступают на различных концертах в школе и общесельских мероприятиях. При этом по результатам мониторинга в начале учебного года выявлено, что большинство учащихся обладает высоким уровнем развития по математике и русскому языку.
6) Изменилось к лучшему состояние здоровья учащихся. По сравнению с первым годом обучения снизился процент заболеваемости. Мы активно занимаемся здоровьесбережением: ежедневные прогулки, физкультминутки, зарядка под музыку, динамические паузы, экскурсии, соревнования, «Весёлые старты» в ДЮСШ между учащимися других школ и т.д.
7) Результаты анкетирования проведенного среди родителей в октябре, показали, что 96 % положительно оценивают сотрудничество общего образования и внеурочной деятельности. 86 % учащихся считают, что внеурочные занятия помогают им лучше учиться, а также и находить общий язык со сверстниками и педагогами.
Каждый ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода. Мастерство педагогов, родителей, вера в возможности каждого ученика способствует многогранному развитию личности ребенка. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Литература:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М: Просвещение, 2011
Источник