Развитие индивидуальности ребенка в обучении

Развитие индивидуальности ребенка в обучении thumbnail

Министерство образования и науки Республика Дагестан

ДОКЛАД НА ТЕМУ

«Развитие

индивидуальностив

процессевоспитания»

Выполнила учитель истории

МБОУ СОШ №1 Г.Каспийска

Ризаева Д.Р.

2017

«Развитие индивидуальности в процессе воспитания»

Педагог должен увидеть ребенка таким, какой он есть “внутри себя”, каким знает себя ‘‘только он сам”.

Е.Ю. Сазонов

Индивидуализация воспитательного процесса.

В современных условиях активизируется развитие педагогики в самых разных направлениях: гуманистическая, социальная. диагностическая, коррекционная, экспериментальная, коллективного творческого воспитания, христианская, педагогика сотрудничества.

Сегодня мы будем говорить о гуманистической педагогике, целью которой является воспитание личности разносторонне и гармонично развитой, самостоятельной, деятельной, занимающейся самообразованием и самовоспитанием. По окончании школы мы хотим видеть ученика, владеющего базовой культурой, включающей духовно- нравственную, познавательную, эстетическую, физическую и культуру труда.

Для воспитания такой личности нужна особая педагогическая работа по выявлению и формированию интересов, способностей, склонностей каждого школьника.

Каждый школьник развивается в обществе, коллективе. В формировании коллектива каждая личность играет важную роль, но в то же время коллектив оказывает влияние на воспитание личности. Формируя коллектив, мы можем выпустить из поля зрения отдельную личность, если не будем реализовывать в своей практике индивидуальный подход.

Индивидуальный подход включает положения личностного и дифференцированного подходов, но не сводится к ним. Индивидуальный подход в воспитании предполагает организацию педагогических воздействий с учётом особенностей и уровня воспитанности ребёнка, а так же условий его жизнедеятельности.

Весь процесс воспитания должен строиться дифференцированно, целенаправленно, в зависимости от уровня развития, физических умений, умственных способностей ребёнка, а так же от характера влияния на него окружения.

Индивидуализация – это деятельность взрослого (педагога) и самого учащегося по поддержке и развитию этого единичного, своеобразного, того, что заложено в данном индивиде от природы и что он приобрёл в индивидуальном опыте.

Педагог О.С. Газман считает, что индивидуализация предполагает:

  • во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей;

  • во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;

  • в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению.

Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем. что

  • у учащихся имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика,

  • создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка,

  • обладает возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».

В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

  1. обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а груг пы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями:

  2. учитываются лишь известные особенности и их комплексы, которые важны с точки зрения воспитания (например свойства характера или темперамента);

  3. иногда, мы учитываем некоторые свойства и состояния, если это важно для данного конкретного ученика (например, талант, состояние здоровья),

  4. индивидуализация реализуется не во всём объёме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком либо виде воспитательной работы и интегрирована с неиндивидуальной работой.

Из всех существующих вариантов индивидуализации можно выделить три основных:

  1. дифференциация воспитания, то есть группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы.

  2. внутриклассная (внутригрупповая) индивидуализация воспитательной работы.

  3. прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.

Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать

практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависите педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе

В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

  • установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель- ученик-класс»,

  • уважение самооценки личности ученика.

  • вовлечение ученика во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера.

  • постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности.

  • создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:

I. этап: приступая к индивидуальной работе, классный руководитель изучает научно методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребёнка;

Читайте также:  Ребенок 6 месяцев развитие отзывы

II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой. спортивной, творческой. Использование психолого-педагогической диагностики помогает изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребёнка), а так же эффективность воспитательного процесса.

Для успешного формирования личности школьника учитель, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах)

Темперамент характеризует человека со стороны тонуса, динамики и уравновешенности поведения. Он сказывается на характере, активности, работоспособности, коммуникативности и поведении. Но картина поведения зависит не только от особенностей типа темперамента, но и состояний нервной деятельности, от непосредственно складывающихся обстоятельств педагогических воздействий.

Изучение учащихся на основе дифференцированного подхода позволяет выделить группы учащихся и по другим сходным принципам: возрасту, полу, интересам, успеваемости и т.п.

В современной практике выделяют группы детей с разным уровнем интеллектуального развития, детей с физическими недостатками, трудных подростков и др. Каждая группа учащихся требует индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания, а так же своей системы методов педагогического воздействия.

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

Одной из главных составляющих личностного похода в учебно-воспитательном процессе являются следующие принципы: самоактуализации, выбора, творчества и успеха, доверия и поддержки, субъектности, индивидуальности.

С точки зрения Е.Н. Степанова, “создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога – это главная задача образовательного учреждения. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности ребенка, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию. Каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ.

В условиях переходного периода очень важно проанализировать опыт, накопленный нашим образованием с учетом задач всеобуча. Следует признать, что советская школа, формировавшая носителей определенных общественных ценностей и идеалов, все же обеспечивала предметную дифференциацию, гак как ориентировала своих выпускников на поступление в ВУЗ.

В чем новизна этих проблем в настоящее время? По мнению И.С. Якиманской о том, что это – “создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности”.

Отсюда следует:

дифференцированное обучение не цель, а средство развития индивидуальности: проектирование его невозможно без знания индивидуальности каждого ученика как данности, с присущими только ему личностными особенностями:

только знание индивидуальности каждого обеспечивает построение личностно ориентированной системы обучения.

Следовательно, исходный пункт в организации такого обучения – раскрытие индивидуальных особенностей (возможностей) каждого ученика в развитии. Именно дифференцированные формы обучения создают благоприятные условия для этого.

Должны ли в воспитании и обучении учитываться индивидуальные особенности? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть однозначно положительным. Но это не так. Среди спегиалистов есть серьезные разногласия. Первая точка зрения: массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику; все дети должны получать одинаковые “порции’’ учительской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующихся.

Учителя, работающие творчески, систематически изучают особенности учащихся и обеспечивают индивидуальный подход в вопросах обучения: дифференцируют объем и сложность заданий, регулярно осуществляют помощь слабоуспевающим в учебе, тщательно контролируют выполнение домашних заданий, умеют держать одновременно в поле зрения сильных, средних и слабых по уровню учебной подготовленности учащихся.

В представлениях учащихся образование не может и не должно выглядеть только как процесс поглощения, пережевывания знаний. Это еще и проживание чувств, проживание действий, проживание деятельности, спаянных в нечто органически целое, неделимое. Учитель с этих позиций не столько информатор, сколько соучастник, вдохновитель, не только умеющий вести за собой, но и обладающий способностью сопереживать, сострадать успехам и неудачам.

Полагаю, что тогда образование приобретает главный социальный смысл – формирование социального образа человека, неповторимой личности, т.е. индивидуальности. Без такого подхода личностно ориентированное образование невозможно.

Говоря о принципе субъектности в обучении. Е.Н. Степанов подчеркивает: “педагог стремится строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с учащимися”. Он помогает ученикам осваивать субъектную роль и использовать на уроке свои субъектные полномочия. Учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся.

В каком случае возможно достижение акого результата? Где учащиеся должны взять информацию? Такой источник – жизненный (витагенный) опыт ребенка, как бы мал он ни был. Говоря языком науки необходимо актуализировать (востребовать) витагенный опыт учащихся.

Читайте также:  Роль воспитания в развитии ребенка психология

Речь идет не о простом соединении школьных знаний с окружающей природой, не о простой реализации принципа наглядности в обучении. Важно не только актуализировать жизненный опыт ребенка, но помогать его обогащению, своего рода “капитализировать” нарастающую массу информации подобно томукак в банке к сумме вклада приращиваются проценты. А новые проценты исчисляются с учетом этого приращения [1]. Особую роль в индивидуальной поддержке учителя придают ситуациям успеха, созданию условий для самореализации личности, повышению статуса ученика, значимости его личных ‘”вкладов” в решение общих задач. Важно поддержать каждое самостоятельное высказывание, творческую инициативу, познавательный интерес. Нeменее важно поддержать ученика в его стремлении преодолеть самого себя.

Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни. С точки зрения И М. Подласого, “’педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем. чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности” [3].

В то же время саморазвитие личности зависит от степени творческой направленности процесса обучения Данная закономерность составляет основу принципа индивидуально- творческого подхода, который предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость or осознания собственного ростa и развития, от достижения поставленных целей. Основное назначение индивидуально – творческого подхода состоит в создании условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

Жизнь подсказывает, образование, прежде всего процесс формирования собственного образа. Это процесс ответа на вопросы « Кто Я?’», “Какой Я?». Не случайно “Я” прописано с большой буквы. Образование средство актуализации собственного “Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что тормозит.

Источник

Развитие индивидуальности учащихся

в процессе их воспитания.

           Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни   существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

            Какие же проблемы встают перед работниками школы в данном случае?

            При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии, о которых шла речь выше. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников.

             Для того, чтобы в процессе обучения развить индивидуальные особенности учащихся прежде всего необходимо знать эти особенности.

             На какие же вопросы следует обращать внимание при изучении индивидуальных особенностей учащихся? Существенное значение имеет изучение физического состояния и здоровья школьников, от которых во многом зависит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в классе (например, учащихся с ослабленным зрением нужно сажать поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям не размещать вблизи окон и т.д.), а также сказывается на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях. А также в мероприятиях, несущих эмоциональную нагрузку.

             Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

              Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до смерти

             Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников – их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

             Наконец, значительное место занимает знание учителями таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью учащихся и включают в себя степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

             Свою деятельность классного руководителя  в данном классе начала с изучения возрастных  особенностей развития  и  воспитания учащихся среднего школьного возраста. Познакомила с этими особенностями родителей учеников. Вся дальнейшая деятельность строится на знании этих особенностей. С родителями постоянно провожу лектории, они же стараются поддерживать меня во всём.

             Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Вот почему подростка иной раз характеризуют как полуребенка и полувзрослого. Как полувзрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как полуребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и Противоречивость характера, поведения и развития подростков, но дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

            Необходимо  постоянно создавать благоприятные условия для физического развития подростков. При участии в общешкольных мероприятиях стараюсь так распределить роли, чтобы каждый ученик принял посильное участие, а не остался в стороне. Так каждый ребёнок не чувствует себя обделённым.

            Периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды  нужно уделять внимание на поведение подростков, которые хотят показать своё превосходство и уникальность.

           Особое значение в организации учебной работы подростков имеет внутреннее стимулирование их познавательной деятельности, т.е. развитие у них познавательных потребностей, интересов и мотивов учения. Следует иметь в виду, что стимулы не возникают сами по себе. Они формируются только тогда, когда учителя обращают внимание на эту сторону работы, о чем уже шла речь в главе о сущности и закономерностях воспитания.

             Весьма рельефными представляются личностные особенности подростков, связанные с их положением в коллективе сверстников, с отношением к учителям и взрослым, а также к самим себе. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность, хотя в периоды спада настроения и ухода во внутренние переживания у них замечается и некоторое стремление к обособлению. Большую роль в таких случаях имеют коллективный труд, совместные мероприятия (походы, классные часы, чаепития, встречи…), а так же классные собрания, где совместно разбираем конфликтные ситуации, неизбежно возникающие в классном коллективе. Дети сами делают выводы и ищут пути выхода из таких ситуаций. Надо отметить, что дети адекватно воспринимают замечания своих одноклассников.  При разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться па мнение коллектива учащихся.

              Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. При ее проведении нужно учитывать то, что свое будущее учащимся этого возраста представляется обычно в романтически приподнятых тонах. Они мечтают о ярких профессиях и предпочитают стать космонавтами, летчиками, геологами, моряками и т.д. Производственные же профессии их привлекают меньше. Вот почему, поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

              Хочу подчеркнуть, что только глубокое изучение и знание’ особенностей развития каждого школьника создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

Источник