Развитие индивидуальности ребенка в дополнительном образовании

Развитие индивидуальности ребенка в дополнительном образовании thumbnail

Развитие индивидуальности в

учреждении дополнительного образования

Без творчества немыслимо познание человеком

своих сил, способностей, наклонностей

В.А.Сухомлинский

В документах, посвященных модернизации и развитию российского образования выражена мысль о необходимости смены ориентиров получения знаний и реализации воспитательных задач к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях. Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса.

Большинство ученых рассматривают индивидуальность, как целостную систему свойств человека как индивида, субъекта и личности, развитие которой является главной целью воспитательного процесса.

Дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального образовательного пути, увеличивая пространство, в котором дети могут развивать творческую и познавательную активность, реализовать лучшие качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостребованными основным общим образованием.

Во Дворце детского творчества г. Дзержинска созданы все условия для решения педагогических задач индивидуализации ребенка. Реализуемые по различным направленностям общеобразовательные программы учреждения, которых сегодня уже 39, обновлены в соответствии с требованиями последних нормативных документов федерального и регионального значения. Авторские идеи и концепции этих программ, их инновационность и многообразие охвата образовательных областей, связь с реальной жизнью характеризуют образовательный процесс во Дворце как перспективный, ориентированный на развитие индивидуальности конкретной личности ребенка.

Многоуровневость дополнительного образования в нашем учреждении показывает необходимость наиболее раннего и тщательного выявления индивидуальности ребенка, раннего самоопределения. Диагностика индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста осуществляется в Школе раннего эстетического развития «Солнышко» (ознакомительный уровень). Здесь определение природных задатков, способностей и предпочтений видов деятельности дают возможность установить доминантные стороны ребенка, обеспечивающие его дальнейшее развитие.

С учетом возрастных, психических и творческих возможностей учащихся разрабатываются и корректируются учебно-тематические и индивидуальные планы, проектируется траектория развития индивидуальности, в процессе обучения успешно применяются дифференцированный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы, как технологии, способствующие развитию личности и индивидуальности ребенка.

Огромное значение для развития индивидуальности имеют творчество и общение, как сущностные элементы, посредством которых происходит ее реализация. Творчество рассматривается, как признак личности, индивидуальности человека, способного создавать новые формы индивидуальной и общественной жизни.

Для развития индивидуальности и выраженных творческих способностей детей необходимы индивидуальные формы обучения, отчетливые представления педагога об индивидуальной траектории жизнедеятельности и развития ребенка. Согласно этому обоснованно планируется работа с учащимися, дозируются задания в соответствии с их возможностями. В учебном плане Дворца предусмотрены индивидуальные часы учебных занятий в музыкальной студии, детском театре моды «Колибри», ансамбле танца «Сюрприз», классах эстрадного и народного пения, студии спортивного танца «Алира». Но наибольший эффект в процессе обучения дает использование индивидуально-групповой модели, которая предполагает сочетание непрерывной диагностико-коррекционной работы самого учащегося и группы его поддержки (педагога, родителей), помогающей ему самоопределиться и самореализоваться.

На качество работы по развитию индивидуальности в условия Дворца детского творчества оказывает применение системы поощрительных мер для детей. К ним относятся: бенефисы одаренных учащихся, популяризация их успехов и достижений в СМИ, чествование победителей смотров, конкурсов, соревнований турниров, фестивалей на ежегодном городском празднике «Олимп», присвоение звания «Дебют года», «Студиец года», «Успех года» на празднике Дворца по итогам учебного года.

Все формы учебной и внеучебной деятельности собраны во Дворце в единую систему, а каждое занятие выступает, как «минимодель» воспитательного процесса, в основу которого положены принципы самоактуализации, индивидуальности, субъектности, выбора, творчества, успеха, доверия и поддержки.

Известно, что коллектив состоит из индивидов и становится по-настоящему коллективом, когда индивиды поддерживают и обогащают его своей индивидуальностью, выдвигают идеи, проявляют самоорганизацию, инициативу, творчество, стремятся к самопознанию и саморазвитию, словом, когда они стремятся стать личностью, вырастающей на почве индивидуальности, на развитии способностей. Увлекательные коллективные дела в нашем учреждении, такие как поход дружбы «Арбузник», поздравительные акции для педагогов Дворца с Днем Учителя, праздником 8 марта, Новым годом, конкурс команд КВН, помощь в реализации различных социальных проектов («Формула здоровья», «Хрустальный башмачок», «Галерея ЭКСПО», «Сцена – театр жизни») содействуют развитию инициативы у детей, побуждают их к принятию конкретных решений и самореализации личности и индивидуальности на этой основе.

Основными показателями проявления индивидуальности являются:

  • мышление: оригинальность, независимость в суждениях, аналитические способности, самооценка интеллекта, активность, заинтересованность в новизне;

  • отношения: чувство собственной индивидуальности, расположенность к контактам, самостоятельность в принятии решений, эмоциональность, эстетическая чувствительность;

  • поведение: способность к риску, реакция на сложные ситуации, увлеченность любимым делом, энергичность, нацеленность на результат.

Об индивидуальности можно говорить тогда, когда человек осознает уникальность себя и своей жизни и, чувствуя свою неповторимость, планирует свое будущее так, чтобы полнее раскрыть свои возможности.

Читайте также:  Развитие новорожденного ребенка по месяцам видео

Один из самых гуманных способов самоутверждения это способ создания своего внутреннего мира, своего «Я». В этой связи каждый из педагогов Дворца детского творчества понимает – творческая суть человеческого созидания является главной в индивидуальности человека.

Учитывая определенные государством приоритеты в обучении и воспитании на современном этапе, нам педагогам следует помнить, что содействие развитию индивидуальности сегодня – это обеспечение конкурентоспособности нашей страны завтра.

Литература

  1. Айзенк Г.Ю. Структура личности / Пер. с англ.. – М.; СПб: КСП+; Ювента, 1999.

  2. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению и формированию личности // Проблемы психологии личности. – М., 1982.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.

  4. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. – № 1.

  5. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темпераметра – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2001.

  6. Воспитание индивидуальности //Учебно-методическое пособие /под редакцией Е.Н.Степанова.М.2005.

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Кысыл-Сыр муниципального района «Вилюйский улус (район) Республики Саха (Якутия)»

ПРОЕКТ

«Развитие творческой индивидуальности учащихся воспитанников в процессе обучения по дополнительной образовательной программе».

Педагог дополнительного образования:

Даукежанова Шолпан Маулимгазиновна

Педагогический стаж: 24 годф

Начало: сентябрь 2016 год

Окончание:

п. Кысыл-Сыр

2016год.

Тема: «Развитие творческой индивидуальности воспитанников в процессе обучения

по дополнительной образовательной программе»

Цель:

• Создание условий для развития и проявления творческой индивидуальности детей

Задачи:

• Предоставить ребенку свободу выбора деятельности.

• Способствовать развитию личностных качеств, умений, навыков ребенка через участие в жизни профильного отряда или творческого объединения.

• Создать адекватные педагогические условия успешной социализации растущей личности.

• Оказывать позитивное влияние на развитие личности через субъект-субъектные отношения.

• Повышение познавательной активности обучающихся и эффективности процесса обучения;

• Самостоятельное развитие и совершенствование личности

• Организация взаимодействия с другими педагогами с целью обмена опыта;

Ожидаемые результаты:

– повышение качества преподавания;

– устойчивая положительная мотивация к учению у обучающихся;

– разработка методических рекомендаций по использованию новой информационной технологии на занятиях объединений;

– публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах;

– разработка и проведение мастер-классов, открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме;

– выступления на заседаниях методических объединений, доклады, участие в конференциях и конкурсах с самообобщением опыта.

Предполагаемый результат:

Период работы над темой: 2015-2018 гг.

Этапы Содержание работы Формы представления результатов

I. Изучение литературы по проблеме 1.Постановка проблемы; Определение цели и задач работы над темой.

Изучение материалов глобальной сети Интернет; участие в сетевых сообществах

Разработка и создание видео-уроков по исследуемой теме.

2. Изучение литературы, поиск материала в интернете по проблеме: «Развитие творческой индивидуальности учащихся воспитанников в процессе по обучения дополнительной образовательной программе».

Выступление перед коллегами

Доклад на тему:

II. Практический Публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах.

Повышение квалификации на курсах педагогов дополнительного образования. Разработка методических рекомендаций по использованию новой информационной технологии на занятиях объединений

Разработка новых методических и наглядных пособий;

Разработка и создание видео-уроков по исследуемой теме

Создание своего сайта в интернете, виртуальное обучение, обмен опытом.

Внедрение педагогического практического опыта;

Формирование методического опыта;

Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. Разработки занятий распространение опыта

III. Обобщающий Подведение итогов работы, оформление результатов работы по теме самообразования (написание творческой работы по теме самообразования

Подведение итогов

Оформление результатов работы по теме.

Представление материалов Выступление на заседании методического совета.

Распространение педагогического опыта на сайтах интернета

Сроки выполнение каждого этапа:

Период работы над темой: 2012 -2015 гг.

Срок выполнения каждого этапа предположительно рассчитан на один учебный год.

Действие и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

В процессе работы над темой по самообразованию «Развитие творческой индивидуальности учащихся в процессе по дополнительной образовательной программе» проводится следующие мероприятия:

Использование литературы, научной методического опыта педагогов, поиск материала на сайтах интернета, доклады и выступления на заседании педагогического совета.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

Участие: Публикация материалов по изучению темы в Интернет-ресурсах, выступления на семинарах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, проведение открытых уроков и мастер-классов.

Форма отчёта проделанной работы:

Выступления с докладом проделанной работы с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов, в рамках творческого отчета учреждения.

Форма отчета продленной работы:

Выступление на заседании методического совета о проделанной работе с докладом на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования».

Читайте также:  В структуре дефекта ребенка с отклонениями в развитии выделяют

Этапы Содержание работы Форма представления результатов

1.Изучение и накопление литературы Изучаемая литература:

1. Научно-методический журнал «Дополнительное образование» №4 2013г. автор Г.В.Подмогаева, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУ ДОД Детско-юношеский центр «Прометей» ХМАО-Югра «Декоративно-прикладное творчество как средство воспитания любви к родному краю»

Чувство Родины начинает с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские восприятия, они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь и играют огромную роль в становлении личности человека.

Зарождаясь в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности ребенка, так как именно в этот период у детей закладываются предпосылки гражданских качеств, ответственность и способность к уважению и пониманию других людей.

На эмоции и чувства детей – искусство, в том числе и народное, которое находит эмоциональный отклик в душе ребенка, отвечая его потребностям и интересам.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа…

2. Статья на интернет-сайтах. Отчет по теме самообразования: «Развитие творческих способностей обучающихся в условиях учреждений дополнительного образования детей»

Опубликовано 28.02.2013 – 14:42 – Боброва Светлана Геннадиевна

Проблема развития творческих способностей школьников многогранна. И в современных условиях растет потребность общества в самостоятельной творческой личности.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творчества позволила рассматривать данную проблему со следующих позиций: продукт творчества, процесс творчества, способность к творчеству, виды творчества.

Слово «творчество» происходит от слова «творить», что означает искать, изобретать. Таким образом, творческое мышление- мышление, порождающее нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Под творческой деятельностью обучающихся понимаем, что это процесс, этапами которого являются:

1. накопление знаний и навыков для усвоения замысла и формулирования задачи;

2. рассмотрение задачи с разных сторон;

3. реализация вариантов, идей;

4. проверка найденных вариантов, их отбор. Для процесса обучения важно учитывать новое для обучающихся, но не для общества.

На основании анализа и обобщения психолого-педагогической литературы по проблеме я конкретизировала понятие творческие способности. Таким образом, под творческими способностями младших школьников понимаем такие психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, как: дивергентное мышление (беглость, оригинальность, гибкость, точность), воображение, самостоятельность, творческая мотивация.

У детей младшего школьного возраста происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

У обучающихся среднего и старшего возраста происходит углубление знаний в отрасли, интересующей его больше других, что приводит к профессиональному выбору и росту, как профессионала.

Теоретические основы социально-педагогической деятельности по развитию творческих способностей в условиях учреждений дополнительного образования детей.

У детей младшего школьного возраста происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки ребенка. Этот процесс прогрессирует и приводит к тому, что у большинства детей обнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видам деятельности.

Социально–педагогическая деятельность – профессиональная деятельность, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.

Социально–педагогическая деятельность – деятельность, направленная на конкретного ребенка и способствующая решению его проблем, возникающих в процессе развития. Является “адресной” направленной на ребенка и решение его индивидуальных проблем, по средствам изучения личности ребенка окружающего его социума, выявление средств помогающих ребенку самостоятельно решить свою проблему. Ограничена промежутком времени, в течение которого решается проблема. (5 слайд).

Социально–педагогическая деятельность осуществляется на основе образовательных, культурно–досуговых, оздоровительных и других программ, направленных на творческое развитие, социализацию детей, их адаптацию к жизни в обществе, позволяющих им проявлять себя в различных видах социально значимой практической деятельности. Она охватывает не только традиционные сферы знаний, но и широкий спектр массовой социальной практики, отражающей сегодняшние социально–экономические потребности, вызванные самой жизнью.

Содержательную сторону социально–педагогической деятельности составляет совокупность образовательных и других программ. Они имеют своей целью повышение образованности детей, их социализацию и подготовку

к жизни. Программы разных уровней должны способствовать:

1. социальному становлению личности воспитанников;

2. пониманию ими глобальных проблем современности;

3. самостоятельному решению комплексных проблем, требующих знаний из области разных учебных дисциплин и определенного социального опыта;

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с отклонением в развитии

стимулированию самообразования на основе правильного выбора источников информации, постановки и осознания значимых личностных и социальных целей, использование средств достижения поставленных целей и т.д

3. Статья на интернет сайтах. «Развитие творческой индивидуальности ребенка через изобразительную деятельность»

Кануник Вера Яковлевна, МОУ «Красненская средняя общеобразовательная школа им. М.И. Светличной» учитель изо

Педагог-новатор, заслуженный учитель рф Гузик НЛ. в своих педагогических трудах подробно рассматривает внутриклассную дифференциацию и дифференциацию по уровню и развивающий цикл уроков по теме. Всвязи с неравномерностью развития, различия личностных качеств учащихся одного класса он выделят три типа дифференцированных программ:

«1.Базовый уровень» – определенный программой уровень, представляюший минимум знаний и умений, достижение которого обязательно всем учащимся .(программа «С»)

« 2.Продвинутый уровень» – некоторые, выходящие за рамки программы знания, Формирование приемов учебной и умственной деятельности, где помимо минимума знаний ребенок увеличивает объем сведений (задания программы «Б»).

«3.Высокий уровень» – помимо минимума знаний и некоторых дополнительных сведений углубляющие сведения и знания по темам, формирование умений выполнять самостоятельные работы повышенной сложности, творческая самореализация (задания группы «А»)

На практике основные положения его системы, мне удалось не только выразить в показателях обучаемости учащихся, но также выявить скрытые способности детей, побудить их к творческой активности и инициативности, установить благопритный микроклимат в классах.

Лучше организовать уровневую дифференциацию на всех этапах урока: при предъявлении учебного материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН.

4. Статья на интернет сайтах.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Шульпина, Любовь Николаевна. Введение диссертации (часть автореферата) На тему “Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования”.

Одной из приоритетных задач педагогической науки в настоящее время является изучение качественно новых отношений между личностью и обществом, поиск наиболее оптимальных путей воспитания, обучения, творческого развития детей.

В системе непрерывного образования в последнее время особое место принадлежит дополнительному образованию, которое выступает как средство • мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности. Развитие ребенка подкрепляется возможностями создания ситуации успеха и свободой смены вида деятельности. Именно дополнительное образование призвано удовлетворять постоянные запросы детей, помочь снизить негативные последствия незанятости детей во внеурочное время, рост преступности, бродяжничества, усилить внимание к социально обездоленным детям.

Особое значение для развития личности имеют дошкольный и младший школьный возраст, когда закладывается фундамент личности, интенсивно.

Безусловно, в современном образовании происходят значительные преобразования, меняются не только отдельные его стороны, но и общие концептуальные подходы. Одним из эффективных путей решения проблемы творческого развития личности ребенка выступает интеграция основного и дополнительного образования, реализация личностно-ориентированного, личностно-деятельностного подходов, способных сыграть в жизни ребенка значительную роль в достижении им вершин своего творческого развития, определении жизненного пути (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, Л.В.Занков,

И.А.Зимняя, В.А.Караковский, В.М.Коротов, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, А.В.Петровский, В.А. Петровский, И.С.Якиманская, Е.А.Ямбург и другие).

Необходимо подчеркнуть, что эта взаимосвязь способна решать стратегические задачи современного образования:

– обеспечивать непрерывность образования;

– развивать в полной мере технологии и идеи личностьо-ориентированного образования;

– осуществлять программы социально-психологической адаптации;

– проводить профориентацию;

– развивать творческие способности личности и создавать условия для формирования опыта творческой самодеятельности и творческой активности ребенка.

Вопросы:

• 1. Какова сущность индивидуальности?

• 2.Из каких компонентов она

• состоит?

• 3.Что следует делать для

• того, чтобы процесс

• становления индивидуальности ребенка протекал успешно?

Ключевые аспекты,

• характеризующие сущность индивидуальности

• 1. Первый ключевой аспект – индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке.

• 2. Второй аспект – индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика

• человека.

• 3. Третий ключевой аспект – индивидуальность как этап, уровень развития человека.

• 4 .Четвертый аспект – индивидуальность как особая форма бытия человека, его самобытность.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ:

• 1 Ядром индивидуальности является формирующееся в процессе жизнедеятельности авторское отношение человека к себе и своему бытию, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры.

• 2 Второй компонент индивидуальности – это задатки и способности.

• 3 Третий компонент – это социально-культурный опыт индивидуума.

• 4 Четвертый компонент – нравственная направленность

• 5 Пятый компонент — творческая активность Отчет по плану самообразованию.

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства в условиях дополнительного образования».

II. Практический Второй год работы над темой

III. Обобщающий Третий год работы над темой

Источник