Развитие индивидуальности ребенка с овз

Развитие индивидуальности ребенка с ОВЗ в процессе воспитания.

  В учебно-воспитательном процессе необходимо совмещать две, казалось бы несовместимые вещи – достижение цели и задач воспитания в условиях массового коллективного воздействия и учета корректировки индивидуального пути развития каждого воспитанника. Есть несколько аспектов внимания и специальные заботы воспитателя:

  • Умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, уникальность и неповторимость каждой личности и принять ее таковой, какая она есть.
  • Глубокое изучение личности воспитанника, его положения, статуса в воспитательном процессе.
  • Установление индивидуально – личностных отношений с каждым воспитанником.
  • Организация личностно ориентированной воспитывающей деятельности в группе на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
  • Инструментовка воспитания как самопознания и саморазвития личности.
  • Индивидуальная коррекция в воспитании особо нуждающихся детей.

  Остановимся несколько подробнее на каждом из этих аспектов.

  Прежде всего умение увидеть в каждом воспитаннике индивидуальность, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Умение воспринимать эту индивидуальность такой, какова она есть: со всем ее позитивным и негативным потенциалом, со всеми радостями и бедами, успехами и неудачами, приятными либо неприятными для педагога реальностями. Что же индивидуального в личности воспитанника?

  Состояние развития и здоровья: здоров ли, если болен то чем и в чем своеобразие протекания болезни, каковы отклонения в физическом или психическом развитии.

  История жизни и воспитания: возраст, события и факты жизни в семье, условия и методики воспитания, впечатления детства.

  Немаловажны и половые различия: проявления (физические, психические, социальные) девочек и мальчиков, специфика их внутреннего понимания принадлежности к тому или иному полу, эмоциональное состояние.

  Воспитывающая среда: дома, в ближайшем бытовом окружении, в школе, во внешкольных учреждениях, среди сверстников и взрослых.

  Индивидуален и целый набор своеобразных качеств личности: особенностей протекания психических процессов (ощущение, восприятие, воображение, внимание, память, мышление, устная и письменная речь, эмоционально-волевая сфера), направленность личности (потребности, мотивы, интересы, убеждения, мировоззрение), задатки и способности (условия и возможности их развития дома, в школе, в специальных внешкольных учреждениях, возможность самореализации), специфика характера и темперамента.

  Отсюда – самые разные типологии воспитанников. Хотелось подметить, что все дети разные. И одним из слагаемых мастерства педагога является умение увидеть эту разность, принять ее таковой, какая она есть и строить свои воспитательные воздействия с учетом этой реальности.

  Важным аспектом организации индивидуального подхода в воспитании является глубокое, на научной основе, изучение личности воспитанника, классного коллектива, хода и результатов учебно-воспитательного процесса с помощью разнообразных методов исследования и опытно-экспериментальной работы. Это позволяет воспитателю грамотно и тонко организовать развитие индивидуальности своих воспитанников в условиях организованной им воспитывающей среды и коллективной творческой деятельности, то есть осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в процессе воспитания.

  Установление индивидуально-личностных контактов педагога и воспитанника в отношениях складывается постепенно. Воспитатель поначалу сознательно, целеустремленно использует особые приемы, проецирует специальное вхождение в контакт: ритуал уважительного знакомства – с улыбкой, специальными выражениями. Это и выражение доверия в порученных делах, и благожелательный, добродушный тон общения, частое употребление «вежливых» слов. Это и взывание к силе физической и духовной воспитанника. это и наличие общих тайн. Это может быть и серия «особых» просьб. Это и особая техника поощрения – наказания, либо их отсутствие. Это и знание семейных тайн, традиций, отношений внутри семьи.

  Индивидуально-личностный контакт педагога с воспитанником облегчает процесс введения каждого воспитанника в коллективную творческую деятельность всего школьного коллектива, превращение общих дел в личностно-ориентированные дела. Например, распределение в группе поручений согласно интересам, склонностям, умениям и навыкам воспитанников.

  Индивидуальный подход к воспитаннику предполагает еще три важных момента. Первый – научение тому, что выполняет. Тогда воспитатель выступает по отношению к воспитаннику в качестве наставника. Формы научения – самые различные: школа актива, передача опыта, разного рода «памятки», краткий инструктаж. Второй, связанный с первым, – организация «ситуации успеха» – помощь в отличном исполнении порученного дела на виду у всех с последующей позитивной оценкой (это третий момент), когда позитивная оценка педагога становится оценкой группы, а потом – и самооценкой.

  Современное решение проблемы индивидуального подхода – это еще максимальное способствование развитию индивидуальности воспитанника, его самопроявлению и саморазвитию. Это происходит через включение детей в разнообразные виды групповой и общешкольной деятельности на основе их способностей и интересов, через участие их в различных направлениях дополнительного образования.

  Воспитатель использует возможности детей, занимающихся в сфере дополнительного образования, для обогащения содержания воспитательной работы с группой.

  С этой же целью – вся работа воспитателя по инструментовки воспитания как самопознания и самовоспитания: уроки человечности, добра и красоты, психологические тренинги, практикумы по самовоспитанию, работа над повышением мотивации к сохранению своего здоровья.

  Работа воспитателя имеет еще и аспект дифференцированного подхода, то есть работа с группами детей, созданными по самым разным признакам: актива и пассива, по группа интересов и склонностей, одаренных детей, слабоуспевающих, детей с ослабленным здоровьем, детей из неблагополучных семей. И тем не менее главное назначение всей этой работы – достижение общей цели воспитания, включение разных категорий детей в общую жизнедеятельность, в систему запланированных отношений – на основе их индивидуального своеобразия.

Методическое обеспечение:

  1. Маленкова Л.И. «Воспитание в современной школе» – М: Педагогическое общество России, «Ноосфера», 1999.
  2. Шевченко С.Г. «Коррекционно- развивающее обучение» – М: «Владос», 2001.
  3. Екжанова Е.А.  Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение» – М: «Просвещение», 2003.
  4. «Коррекционная педагогика» №2 (8) 2005, научно-методический журнал.

Источник

Государственное бюджетное профессиональное

 образовательное  учреждение

«Сахалинский политехнический центр № 5»

Тема:  В чем проявляются основные особенности

 формирования личности ребенка с ОВЗ.

Выполнила: Сидельникова Т.Д.

Горнозаводск 2017г

                        В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность».  «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», – социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.

Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.

Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.

 Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:

-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном  отношении, так и в темпах и в сроках развития;

-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,

-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.

В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.

Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.

Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к  слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.

У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.

Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с  реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы.  Отсюда большое значение  и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития  у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.

 Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.

Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.

Источник

Любовь Ильинична Тибиякова
Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в общеобразовательной среде

«Развитие и поддержка индивидуальности и инициативы детей с ОВЗ через создание условий в образовательной среде»

Автор: Тибиякова Любовь Ильинична, учитель начальных классов МКОУ «Покоснинская СОШ» Братского района Иркутской области.

Я работаю в классе разновозрастного обучения первый год с детьми с ОВЗ, обучающимися по адаптивной основной общеобразовательной программе НОО для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, с соответствующими рекомендациями ПМПК.

В классе у меня всего 6 человек: 1 девочка и 5 мальчиков, из них 3 инвалида. Дети все с интеллектуальными проблемами, а у инвалидов еще и сопутствующие заболевания. У таких детей недостаточная познавательная активность. Они быстро утомляются, что тормозит обучение и развитие. Быстро наступающее утомление, приводит к потере работоспособности, вследствие чего у обучающихся возникают затруднения в усвоении учебного материала; они не задерживают в памяти условие задачи; продиктованное предложение, забывают слова, допускают ошибки при написании слов. Их представления об окружающем мире очень малы.

ОСКАР УАЙЛЬД сказал: «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми»[2]. Благополучие детей зависит от тех, как их любят и ценят, от того, как радостно и комфортно им живется, насколько ярко и насыщенно наполнен каждый день новыми впечатлениями, Поэтому главная задача педагога создать такую атмосферу для детей, которая откроет горизонты для реализации интересов, потребностей, поддержки инициативы.

ИНИЦИАТИВА-это внутреннее побуждение к чему-то новому, внутренний порыв к изменениям и движению. [1, стр. 31] И когда я вижу, как меняются, растут, двигаются мои дети – это и есть проявление инициативы.

Развитие инициативы является одной из основополагающих установок социальной ситуации развития ребенка. Инициативность является непременным условием познавательной и творческой деятельности ребенка. Только в процессе деятельности ребенок познает окружающий мир, приобретает социальный опыт, в процессе которого происходит развитие психических процессов, формирование личностных качеств.

Все дети должны испытывать положительные эмоции, радость и восторг, интерес ко всему происходящему вокруг них. Одной из технологий поддержки инициативы является технология создания атмосферы радостного проживания в классе. Возможность играть, рисовать, конструировать в соответствии с интересами; создание такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями ребенка, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. Индивидуальность не бывает без самостоятельности. Самостоятельность – это осуществление деятельности, процесс.

На своих занятиях я стараюсь уделять много внимания каждому ребенку, учитываю индивидуальность и позволяю детям проявлять самостоятельность.

Активизируя детей, я применяю несколько сфер инициативы:

1. Творческая.

На занятиях творческой направленности даю возможность детям их самовыражению. Дети принимают самостоятельные решения при выборе сюжета (например, тема по «Речевой практике»«Магазин школьных принадлежностей» и «Магазин игрушек»).

Дети не только в классе проигрывают сюжет, каждый ребенок бывает в роли продавца, покупателя. Но и ходили в магазин, где дети самостоятельно проигрывали культуру поведения в магазине, общение с продавцом и самостоятельно выбирали или школьные принадлежности или игрушки. Включаю в работу сюжетно- ролевые игры. Учащиеся под руководством учителя проигрывают обозначенные ситуации, моделируя тем самым различные варианты речевого поведения.

При оформлении работ по «Ручному труду», по ИЗО дети самостоятельно придумывают какие-то детали, оформление работы.

2. Коммуникативная (это установление отношений ребенка со взрослыми и сверстниками)

3. Познавательная (стремление к деятельности)

Для речевого развития использую скороговорки, чистоговорки. Очень любят дети «Раскраски» тематической направленности,с увлечением собирают пазлы по темам: «Фрукты», «Овощи», «Грибы съедобные и несъедобные», «Ягоды съедобные и несъедобные», «Животные», «Профессии» и т. д.

Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит верить в каждого ребенка и его возможности. Это значит оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами, помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении его уникальности.

Дети полноценные участники всех мероприятий. Саша принимал участие во Всероссийском конкурсе – олимпиаде «По лесным тропинкам». Занял 1 место среди детей с ОВЗ. Он же участвовал в областном дистанционном конкурсе инсценированного стихотворения. Занял 2 место в регионе. Любят дети посещать школьную библиотеку.

Читают художественную литературу, журналы познавательной направленности.

Педагог должен стремиться не только передать инициативу ребенку, но и поддерживать ее, т. е. помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Хочется дать некоторые рекомендации по поддержке инициативы.

Рекомендации по поддержке детской инициативы

1. Поддерживайте инициативу, активность ребенка, даже если она кажется неуместной.

2. Наблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом, поощряйте интерес ребенка.

3. Будьте терпимы к ошибкам ребенка

4. Научите ребенка ценить себя как творческую личность.

5. Помогайте ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт.

6. Не скупитесь на знаки внимания.

Во время совместной деятельности важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное уважение. Когда педагог проявляет уважение к ребенку, дети ощущают себя комфортно, ведут себя свободно. Это все помогает педагогу в работе и педагог добивается результата. Проучились 1 полугодие в классе коррекции, а я уже вижу результат. Один мальчик первое время все прятался под парту, особенно когда нужно было читать или участвовать в сюжетно-ролевой игре. На данный момент – он и танцует с нами, играет, не боится говорить, без страха читает. Еще один мальчик, 4 года обучалсясь у разных учителей, не смог научиться читать. Сейчас он читает и читает с удовольствием (сам прочитывает задачи, в коридоре читает информацию на плакатах). И я работаю на этом классе с удовольствием. Есть возможность много времени уделить каждому ребенку. А когда видишь результат своего труда, то это прибавляет еще сил и терпения учителю. Я считаю, что такие классы в общеобразовательной школе нужны, потому что они позволяют особенным детям вливаться в обычную жизнь.

И закончить свое небольшое сообщениехочется такими словами: ребенок будет комфортно себя чувствовать, когда педагог будет любить ребенка, обеспечит среду, в которой живет ребенок.

Список литературы:

1. Ребенок – исследователь, деятель,творец: опыт организации «специфических детских видов деятельности»: материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 24-26 апреля 2018 г. / под ред. Трифоновой Е. В., Васюковой Н. Е. и др. ; Московский государственный педагогический университет. –Москва: МПГУ, 2018. – 186 с.

2. Цитаты известных личностей [Электронный источник]: https://ru.citaty.net/tsitaty/649945-oskar-uaild-luchshii-sposob-sdelat-detei-khoroshimi-sdelat-ikh/

Источник