Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности
.
Тема самообразования:
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности классного руководителя
Классный руководитель: Салихова Ю.С.
Работа классного руководителя очень сложная и трудоемкая, многоемкая и многообразная, круг обязанностей очень широк, а огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом. Классное руководство – это радость общения, это круг своих детей. Классное руководство – это реализация педагогического сотрудничества. Классное руководство – это стремление быть нужным каждому своему воспитаннику и это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека, в его самореализации.
Что же нужно знать и уметь классному руководителю, чтобы эти победы состоялись, чтобы каждый ребенок мог раскрыть свою индивидуальность?
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой ), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.
Для того чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребенка протекал успешно, надо создавать определенные педагогические условия.
Первым педагогическим условием является наличие у классного руководителя целостного и адекватного представления о каждом ученике его, достижениях и проблемах об индивидуальных сторонах его личности. Это представление классного руководителя о своих воспитанниках формируется как произвольно, так и непроизвольно в процессе воспитательного взаимодействия с учащимися, во время наблюдения за их поведением, участия в классных и школьных делах, построением отношений с одноклассниками, учителями, другими детьми и взрослыми. Чтобы получаемая информация была объективна и достоверна, классный руководитель должен использовать в своей практической деятельности методики психолого-педагогической диагностики, современные приемы и методы анализа и систематизации педагогической информации.
Вторым условием является ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. Данное условие является необходимой предпосылкой обеспечения направленности воспитательной деятельности на развитие индивидуальности ребенка.
Третьим условием является создание в классе творческой атмосферы, чтобы детям хотелось демонстрировать свои возможности и способности быть инициативными, активными и творческими для того чтобы накапливать опыт социального успеха.
Четвертое условие – профессиональная компетентность и мастерство классного руководителя, его стремление к постоянному самообразованию и повышению уровня профессионализма.
Пятое условие – поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб школы, их взаимодействие в работе по развитию индивидуальности детей.
И, наконец, шестое условие – взаимодействие с родителями, ведь только тесное сотрудничество с родителями приведет к достижению целей воспитательного процесса. Родители знают свое родное и любимое чадо, конечно же, лучше, чем классный руководитель, но иногда именно педагог оказывается в состоянии усилить влияние семьи на ребенка или, напротив, нейтрализовать это влияние, если того потребует жизненная ситуация.
Почему же так важно соблюдать все эти условия ? Каждый ребенок от природы уникален и, не зная его индивидуальных особенностей, можно сломать его траекторию развития, а значит – сломать судьбу. Представим себе детей в виде природных материалов, где один ребенок, например, глина, а другой – алмаз. Предназначение первого – стать гончарным изделием, второго – бриллиантом.
Но, если мы не будем этого знать, так же как и особенностей данных материалов, мы наверняка все испортим. Почему необходимо сотрудничество с педколлективом и родителями? Потому что только совместными, одновременными, четкими действиями можно сделать так, что из обычного куска глины получится предмет, который будет востребован, а из алмаза – бриллиант, сияющий всеми своими гранями.
Вот это и будет победа – победа ребенка, который сумеет самореализоваться и победа педагога, который этому способствовал!
Этапы реализации программы:
I этап – подготовительный (2013/2014 гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
II этап – практический (2014/2016 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия индивидуальных особенностей его личности.
III этап – обобщающий (2016/2018 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 5 лет. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего совершенствования и использования воспитательной системы.
Цели и задачи программы:
Целью программы является гармоничное развитие личности школьника, умеющего нести ответственность за себя и окружающих его людей, и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе народных традиций.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
– Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
– Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
– Раскрытие роли народных традиций в формировании личности учащихся.
– Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
– Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании учащихся.
– Развитие форм ученического самоуправления.
Принципы программы:
1.Принцип природосообразности.
2.Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
3.Принцип сотрудничества.
4.Деятельностный подход.
5.Личностно-ориентированный подход.
6.Возрастной подход.
Ожидаемые результаты:
1.Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание основ народных традиций, способность к творчеству, умение жить по законам гармонии и красоты.
2. Духовно-нравственный потенциал подрастающего поколения. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор. Гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей. Ответственность за себя, свои поступки по отношению к окружающим людям.
3. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
4. Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отсутствие вредных привычек, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, экологической культуре.
5.Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания.
6. Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
7. Настоящий гражданин любит и бережёт природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на земле. Воспитание экологической культуры.
Основные направления работы.
Блоки
Воспитательные задачи
Я отвечаю за себя
1) Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2) Формирование гражданского отношения к себе.
3) Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
4) Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
Я отвечаю за Отечество
1) Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
2) Формирование гражданского отношения к Отечеству.
3) Воспитание верности духовным традициям России.
4) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
5) Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.
Я отвечаю за своё здоровье
1) Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.
2) Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.
3) Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни
Я отвечаю за культуру
1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Я отвечаю за семью
1) Формирование представлений о семейных ценностях.
2) Формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей.
3) Формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа, дочери – жены.
Я отвечаю за школу
1) Формирование у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе.
2) Воспитание сознательного отношения к учебе, развитие познавательной активности, формирование готовности школьников к сознательному выбору профессии.
Я отвечаю за планету
1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Диагностика.
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
3. Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Работа с родителями.
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Формы работы с родителями:
1) анкетирование
2) беседа
3) консультации
4) родительские собрания, посещение семьи, проведение совместных часов общения, классных часов, вечеров, экскурсий, походов классного руководителя, родителей и детей.
Источник
1
Развитие индивидуальности ребенка как предмет воспитательной деятельности
2
Составляющие индивидуальности творческое отношение ребенка к себе и своему бытию (складывается из совокупности доминант) творческое отношение ребенка к себе и своему бытию (складывается из совокупности доминант) задатки и способности ребенка задатки и способности ребенка социально-культурный опыт социально-культурный опыт нравственная направленность нравственная направленность творческая активность творческая активность
3
Творческое отношение ребенка к себе и своему бытию обусловливает: индивидуальный стиль мышления и деятельности индивидуальный стиль мышления и деятельности своеобразие выбора форм и способов поведения своеобразие выбора форм и способов поведения отношения с окружающими отношения с окружающими особенности эмоционально- чувственного восприятия происходящих событий особенности эмоционально- чувственного восприятия происходящих событий
4
Доминанта человека – концентрация его интеллектуальных, душевных и физических сил на важном аспекте своей жизнедеятельности.
5
Задатки и способности ребенка «Подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, чтобы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко раскрывает его природные задатки» В.А. Сухомлинский
6
Социально-культурный опыт включает в себя знания о человеке и окружающей социальной и природной действительности. включает в себя знания о человеке и окружающей социальной и природной действительности. умение и навыки познавательной и преобразовательной деятельности. умение и навыки познавательной и преобразовательной деятельности. опыт творческого созидания. опыт творческого созидания. установление коммуникационной связей и отношений с людьми установление коммуникационной связей и отношений с людьми
7
Нравственная направленность Соотношение человеком содержания, форм и способов самореализации и самоутверждения с духовно- нравственными ценностями общества.
8
Творческая активность Должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность человека в целом
9
Индивидуальность – интегрированное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума и выступающее в качестве цели, предмета и средства воспитательной деятельности.
10
Что делать педагогу для успешного становления индивидуальности ребенка?
11
Во-первых, создание «деятельностной ниши» для ребенка в разнообразной деятельности классного сообщества; Во-вторых, обеспечение благоприятного положения ребенка в системе связей и отношений с одноклассниками; В-третьих, организацию внешне выраженного расположения каждому ребенку, внимания, заботы, нежности, признательности, восхищения.
12
Педагогические условия успешности процесса становления и индивидуальности ребенка: 1. Восприятие классным руководителем и его воспитанниками индивидуальности как особо значимой ценности 2. Наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности
13
3. Ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.
14
4. Предоставление школьникам свободы выбора форм и способов проявления своей активности. 5. Создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному и индивидуальному творчества, проявлению и развитию своих склонностей и способностей
15
6. Оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирования в ребенке общего, особенного и единичного. 7. Стимулирование стремление школьников к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем.
16
8. Теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуальностно-ориентированной воспитательной деятельности 9. Поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб образовательного учреждения
Источник