Развитие индивидуальности ребенка через игру
Сюжетно-ролевая игра как средство развития индивидуальности ребёнка.
Уже в детстве через чувства взрослых ребенок начинает воспринимать неоднозначность своих действий: замахиваться на маму нельзя, а отмахнуться от мухи можно. Усваивает ребенок и неоднозначность свойств вещей – палочкой можно как ложкой есть понарошку, а можно использовать ее в качестве градусника. В возрасте от 1 до 3 лет у детей развивается чувство юмора как проявление отношения к многозначному использованию вещи, к возможному существованию другой точки зрения на эту вещь – например, надел ребенок специально носок на руку и смеется, доволен своей шуткой.
Дальнейшее развитие способности вставать на точку зрения другого происходит в сюжетно-ролевой игре, где все содержание подчинено развитию этой способности и воображения. Он уже может сказать “я – врач” или “я – мама” и вести себя определенным образом с окружающими, в зависимости от выбранного.
В более позднем – младшем школьном – возрасте появляется рефлексия, которая обогащает эту способность новыми возможностями, связанными с выделением своего внутреннего мира и воздействием на него. Появляется планирование, основанное на предвидении своего будущего и будущего другого. Это очень важное приобретение, т. к. появляется не только понимание другого в конкретной ситуации, но и в перспективе будущего взаимодействия с ним.
Это, в свою очередь, способствует освоению в подростковом возрасте норм морали и нравственности, т. к. рост самосознания способствует формированию у человека особенного представления о свойствах психической реальности, обобщением этих свойств в образе другого. Таким образом, мы видим, что индивидуальность человека проявляется тем в большей степени, чем выше степень развития его способности понимать неоднозначность действия, это помогает противостоять шаблону, стереотипу поведения, дает начало творчеству.
. Воплощение жизненных впечатлений в игре – процесс сложный. Ролевую игру нельзя подчинять узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они еще по-детски наивны, не раз изменятся, но важно, что ребенок мечтает об участии в полезном для общества труде. Постепенно в игре у ребенка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения; нужно найти себе роль, представить себе, как действует человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения задуманного; прежде чем отправиться в полет, необходимо соорудить самолет; для магазина надо подобрать подходящие товары, а если их не хватает,- изготовить самому. Так в игре развиваются творческие способности будущего школьника.
Проявляя индивидуальность в игре, ребёнок реализует себя, при этом он ощущает полноту жизни и у него бодрое , и радостное настроение. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно успешно развивать индивидуальные способности каждого ребенка, его активность.
Большинство игр отражает труд взрослых; дети подражают домашним делам мамы и бабушки, работе воспитателя, врача, учителя шофера, летчика, космонавта. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.
Игра и труд часто естественно объединяются. Нередко можно наблюдать, как долго и увлеченно дети мастерят, готовясь к игре уже в определенном образе; моряки строят корабль, делают спасательные круги, врачи и медсестры оборудуют поликлинику. Иногда в настоящую работу ребенок вводит игровой образ. Так, надевая белый фартучек и косынку, чтобы делать печенье, он превращается в рабочего кондитерской фабрике, а убирая участок, становится дворником. В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы. Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников – рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.
Таким образом, ролевая игра как важное средство всестороннего развития детей связана со всеми видами их деятельности. Этим определяется ее место в педагогическом процессе детского сада. В “Программе воспитания в детском саду” указано, что игра – самостоятельная важнейшая деятельность, которая имеет большое значение для становления индивидуальности и формирования детского коллектива. Для каждой группы определены задачи воспитания, которые решаются с помощью игры
Педагог не может заранее предвидеть, что придумают дети и как они будут вести себя в игре. Но это не значит, что роль воспитателя в ролевой игре менее активна, чем на занятиях или в играх с правилами. Однако своеобразие детской деятельности требует и своеобразных приемов управления. Важнейшее условие успешного руководства творческими играми – умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Часто ставится вопрос; может ли и должен ли воспитатель вмешиваться в игру? Разумеется, такое право у него есть, если это требуется для того, чтобы дать игре нужное направление. Но вмешательство взрослого только тогда будет успешным, когда он пользуется у детей достаточным уважением и доверием, когда он умеет, не нарушая их замыслов, сделать игру увлекательнее. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку. Взрослый в игре имеет возможность стимулировать проявления индивидуальности, а с другой стороны корректировать негативные индивидуальные особенности ребёнка. Основной путь воспитания в игре – влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов. Тема игры – это то явление жизни, которое будет изображаться: семья, детский сад, школа, путешествия, праздники. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Таким образом, по одной теме могут создаваться различные сюжеты.
Каждый ребенок изображает человека определенной профессии (учитель, капитан, шофер) или члена семьи (мама, бабушка). Иногда разыгрываются роли животных, персонажей из сказок. Создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Все девочки бывают мамами, но каждая придает роли свои индивидуальные черты. Так же и в сыгранной роли летчика или космонавта сочетаются черты героя с чертами ребенка, который его изображает. Поэтому роли могут быть одинаковыми, но игровые образы всегда индивидуальны. Содержание игр разнообразно: в них отражается быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, общественные события, понятные ребенку и привлекающие его внимание. Деление игр на бытовые, производственные и общественные условно. В одной и той же игре часто сочетаются элементы быта труда и общественной жизни: мама отводит дочку-куклу в детский сад, а сама спешит на работу; родители с детьми идут на праздник, в театр. Но в каждой игре есть преобладающий мотив, который определяет ее содержание, ее педагогическое значение. Игра с куклами в дочки-матери существовала во все времена. Это естественно: семья дает ребенку первые впечатления об окружающей жизни, родители – самые близкие, любимые люди, которым, прежде всего, хочется подражать. Закономерно также, что куклы привлекают главным образом девочек, ведь о детях больше заботятся мамы и бабушки. Однако, если мальчикам не внушают презрения к таким играм (“зачем тебе кукла, ты ведь не девочка”), и они с удовольствием бывают папами, выполняют домашние обязанности, возят в коляске малышей. Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их обращении с детьми. Эти игры помогают воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах.
Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем “доме”, стирают кукольное белье. Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности, особенно в младших группах, когда ребенок получает много новых впечатлений. В игре отражается повседневная жизнь детского сада и необычайные радостные события: новогодняя елка, посещение кукольного театра, зоопарка.
Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят в самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети без устали строят дома, новые города. В этих играх специфика труда и быта каждой республики, каждой области.
Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжеты игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют ее, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства. И если им предложить действовать по плану воспитателя, копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность. Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игре, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.
Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной. Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Опыт лучших педагогов убеждает в том, что единственно правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы. Если ограничиться этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, трудовыми подвигами, чтобы они захотели подражать им. Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка чрезвычайно велико. Книга открывает перед детьми новый мир, впервые заставляет задумываться над тем, “что такое хорошо и что такое плохо”. Герои книг часто становятся героями игр. Однако необходимо помочь детям разобраться в их характерах, понять мотивы их поступков, чтобы у ребят появилось желание воплотить в игре образы героев литературных произведений.
Сильное влияние на игру оказывает зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач, а также передач о событиях, которыми живет наша страна. Опираясь на интересы детей на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приемами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чем им читали. Для малышей, например, важно наглядное напоминание – игрушки: игрушечное пианино наводит на мысль провести музыкальное занятие, игрушечные животные напоминают знакомую сказку. Иногда, чтобы подсказать детям идею игры, можно показать им спектакль кукольного театра или театра игрушек. Повторяя инсценировку, малыши в основном ее переделывают, объединяя показанное со своим личным опытом: так, доктор Айболит лечит не зверей, а кукол, которые заболели гриппом.
Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и ее содержанием. Однако опыт показывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель. Перед началом игры воспитатель спрашивает: “Во что будете играть? Что построите? Куда поедите на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?” Эти вопросы заставляют детей задумываться и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться. Постепенно игра приобретает все более целенаправленный характер, становится содержательнее, интереснее. В старшем дошкольном возрасте больший игровой опыт, более развитое воображение помогает детям самим придумывать интересные различные сюжеты. Воспитателю достаточно лишь словесного напоминания об экскурсии, книге, кинофильме, чтобы родилась идея новой хорошей игры. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл виденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удается увлечь детей сюжетом, игра возникает естественно даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям тему игры, если знает, что она заинтересует их. Организация игрового коллектива и становление в этом коллективе личности каждого ребенка – один из важнейших и очень сложных вопросов педагогики детского возраста. Сложность эта вызвана двойственным характером переживаний и взаимоотношений играющих. С увлечением выполняя свою роль, ребенок не утрачивает чувства реальности, помнит, что на самом деле он не матрос, и капитан – это только его товарищ. Оказывая внешнее уважение командиру, он, может быть, испытывает совсем другие чувства – осуждает его, завидует ему. Если же игра сильно увлекает ребенка, если он осознанно и глубоко вошел в роль, игровые переживания побеждают эгоистические порывы. Задача педагога – воспитывать детей на лучших примерах из жизни и деятельности людей, способствующих формированию положительных чувств и побуждений. При организации игры перед воспитателем встают трудные вопросы: каждому ребенку хочется быть главным, но не все умеют считаться с мнением товарищей, справедливо разрешать споры. Выбор организатора требует большого внимания. Не каждый может справиться с этой ролью. Но у всех детей необходимо воспитывать активность и организаторские умения.
Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
К сожалению, многие люди отказываются по разным причинам от собственной индивидуальности, проживая, по сути, чужую жизнь. Основное переживание, вызываемое такой жизнью, состоит в том, что человек испытывает в основном негативные чувства по отношению к другим – зависть, злость, раздражение, всегда кажется, что кто-то занимает его место в жизненном пространстве. Развитой же индивидуальности другие люди не мешают быть собой.
Поэтому, говоря своему чаду в очередной раз “нельзя”, задумайтесь, может быть, Вы встали на его пути к поиску себя.
Источник
Развитие индивидуальности
детей дошкольного возраста
в игровой деятельности
Автор: Кобелева Ольга Александровна
Организация: ЕИ КФУ
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга
Дошкольный возраст является яркой и неповторимой страницей в жизни каждого из нас. Детство представляет собой короткий, но достаточно важный период в становлении личности.
Многие отечественные ученые (А.С. Белкин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.) пришли к выводы, что каждый из дошкольников проходит огромный путь в своём индивидуальном развитии именно в период дошкольного детства. Этот период является временем, когда происходит первоначальное становление личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребёнка [3].
Сюжетно-ролевая игры имеет большое значение для воспитания и развития личности детей. В игру вовлечены все стороны личности: ребёнок двигается, воспринимает, говорит, думает; работают все психические процессы: мышление, память, воображение, усиливаются эмоциональные и волевые проявления [3].
Игра является формой деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся обыденные действия и формы взаимодействия людей. Двуплановость – характерная особенность игры:
- игрок выполняет реальную деятельность, которая связана с решением вполне конкретных, чаще всего нестандартных задач,
- многие моменты деятельности носят условно-символический характер, который позволяет отвлечься от реальной ситуации с её ответственностью и многочисленными обстоятельствами [4].
Для ребёнка игра – это, в первую очередь, форма реализации его активности, форма жизнедеятельности. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребёнок не копирует жизнь, а подражает тому, что видит, в следствии чего комбинирует собственные представления, при этом передавая своё личное отношение к изображаемому, свои мысли, свои чувства. Это делает игру схожей с искусством, но ребёнок не является актёром. Дошкольник играет для самого себя, а не для зрителей. Дошкольник не разучивает роль, а создаёт её в процессе игры. Входя в образ, у ребёнка активно работает мысль, углубляются чувства, ребёнок искренне переживает изображаемые события. Побудитель игры – потребность в активности, а источник игры – подражание и опыт. Через игру, через роли, которые ребёнок на себя принимает, происходит формирование и развитие его личности, его самого [4].
Игра тесным образом связана с развитием личности. Именно в период дошкольного детства, то есть в период ее особенного интенсивного развития, игра приобретает особое значение.
Игра – вид деятельности, формирующий личность дошкольника. Игра является первой деятельностью, которой отведена особенно важная роль в развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания, морально – волевых качеств.
При процессе развития чаще всего личную значимость и привлекательность приобретают действия и проявления личности, ещё не ставшие повседневными, но ставшие доступными. Именно такие действия и проявления в большинстве своём входят в игры. Они совершенствуются в играх, тем самым закрепляются, и игра для детей начинает представлять собой своеобразную школу жизни.
Тем самым в процессе игр ребёнок развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Игра является практикой развития.
В игре происходит формирование всех сторон личности ребёнка, игра влияет на значительные изменения в его психике, которые подготавливают к переходу на новый, более высокий уровень развития [2].
Различные формы деятельности взрослых – это образцы, воспроизводящиеся в детской игровой деятельности. Игры имеют органическую связь со всей культурой народа, черпая своё содержание из труда и быта окружающих.
Игра способствует:
- формированию воображения,
- выявлению переживаний,
- формированию чувств.
Подражая любимым положительным героям, дошкольник передаёт собственное восхищение ими, мечту стать таким же. При этом возникают новые чувства:
- ответственность за порученное дело,
- радость,
- гордость, когда порученное дело успешно выполнено.
Радость и чувство удовлетворения от положительного поступка, который был совершён в процессе игры, вызывают желание пережить эту радость в жизни [4].
В процессе сюжетно–ролевых игр развивается интеллект дошкольников. Развитие замысла в сюжетно–ролевых играх связано с общим умственным развитием ребёнка, с формированием его интересов. В сюжетно–ролевых играх развивается воображение и творчество. Подчиняясь правилам, от детей требуется проявление воли, выдержки, организованности, умения управлять собственными чувствами и движениями [1].
Но игра имеет значение не только для умственного развития детей, но и для развития их личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Огромное влияние оказывается игрой и на развитие у дошкольников способностей взаимодействовать с другими людьми:
1)во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок может освоить правила этого взаимодействия,
2)во-вторых, в совместной игре с ровесниками ребёнком приобретается опыт взаимопонимания, дошкольник учится пояснять собственные действия и намерения, согласовывать их с другими детьми.
У детей всё больше начинает проявляться организованность, умение оценивать собственные действия и действия других, умение оказать помощь друг другу, умение радоваться успехам друзей [2].
Дети, которые отличаются бойкостью, смелостью, сразу обнаруживают свою индивидуальность:
- выбирают по своему желанию игру,
- требуют привлекательную роль,
- не стесняются в выражении собственных чувств.
Эти дети могут нарушить правила поведения, даже могут обидеть кого-нибудь, но обычно поддаются воздействию педагогов.
Очень важно добиться того, чтобы дети умели заботиться о других, умели помогать им не по принуждению, а добровольно, чтобы ими руководили не эгоистические мотивы [1].
Таким образом, игровая деятельность детей-дошкольников проходит своё развитие под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретённых знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребёнка. В играх с особенной силой проявляются индивидуальные особенности дошкольников, которые также влияют на его развитие.
Игровая деятельность ценна тем, что она имеет большие возможности для формирования детского общества. Игра – ведущий вид деятельности, в котором активно формируются или перестраиваются психические процессы.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре происходит развитие способности ребёнка к созданию системы обобщённых типичных образов и явлений, развитие способности мысленно преобразовывать их.
Список литературы:
- Абдульханова-Славская К.А. Психология формирования и развития личности / К.А. Абдульханова-Славская. – М.: Просвещение, 2005.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2008.
- Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.
- Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2012.
Опубликовано: 27.04.2018
Источник