Развитие игры у умственно отсталого ребенка
Олеся Жузлова
Игровые упражнения для детей с умственной отсталостью
Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра. Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно. Практически не сформированная произвольность поведения, неустойчивость и низкий уровень концентрации внимания не способствуют усвоению детьми игровых правил, принятию на себя определённой роли в игре. Крайне низкий уровень наблюдательности и отсутствие тенденции к общению и познанию окружающего затрудняют выполнение детьми действий в игре.
Возможности формирования и развития у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, овладения детьми способов усвоения общественного опыта, заключенные в игре как форме обучения, заставляют педагогов уделять данному разделу специальное внимание. В данный подбор вошли как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную, коммуникативную стимуляцию.
Упражнение «Твердый – мягкий»
Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате,жесткой щетке и сопровождая действия словами: “Твердая щетка. Мягкая ватка” Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.
Упражнение «Кисточки»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую – для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик,комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.
Упражнение «Веревочки»
Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий
Упражнение «Поиграем с тестом»
Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку.Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком.
Упражнение «Сухие материалы»
Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.
Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.
Упражнение «Веселый массаж»
Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки.Все движения сопровождаются словами:
С горки – бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку – ух! (движение от кончика пальцев до локтя).
По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.
Упражнение «Зайка»
Взрослый читает стихотворный текст:
Зайке холодно сидеть, (дует на руки ребенка,
надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой,
Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха,
На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).
Упражнение «Мокрое – сухое»
Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй – вода).Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).
Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка»
(после 4 лет)
Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке.Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровыедействия сопровождаются стихотворным текстом: Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.
Девочка (мальчик) бабочку Поймать не успела.
Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»
Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки.Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи».
Упражнение «Таблички»
Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:- меховая – мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги – неровная, шершавая; шелковистая – гладкая, ровная. Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Предлагает найти парные (одинаковые) таблицы. Работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц.
Варианты:набор таблиц можно расширить: – неровной – наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.
Упражнение «Угадай-ка».
Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.
Развитие слухового восприятия и памяти.
Упражнение «Найди такую же»
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки *) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом
Упражнение «Найди лишнюю»
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать “лишнюю”.
Упражнение «Найди пару»
Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.
Упражнение «Кто там»
Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.
Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных.Вопросы к малышу: “Кто это? Как кричит?” Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» – кошка, «му» — корова, «ква» – лягушка и др.
Упражнение «Кто молчал»
В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака – «ав-ав», потом кошка – «мяу-мяу», а лягушка молчит. Взрослый фиксирует внимание ребенка на этом, просит ребенка назвать животное, чей голос он не услышал (игра проводится с использованием картинок).
Упражнение «Кто пришел»
(является продолжением упражнения «Кто сначала – кто потом).
В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.
Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)
Предложите ребенку стать “зеркалом” (обезьянкой) и повторять позы,ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!
Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Стоя перед ребенком,меняйте положение рук: “руки в стороны”; “руки наверху”, “одна рука вперед, другая – на голову и т. п.
Развитие схемы тела и лица.
Упражнение «Делаем вместе»
Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком): Вова хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!
Вова топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
Топ – топ, топ – топ!
Ручками захлопали:
Хлоп – хлоп – хлоп!
Ножками затопали:
ТОП — ТОП — ТОП.
При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортномдля него темпе.
Упражнение «Поставь по порядку»
Взрослый учит различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов. Взрослый выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова “сначала”, “потом”, демонстрирует их звучание. Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).
Упражнение «Водичка, водичка»
Рассказывайте сокращенный вариант потешки:
Водичка, водичка! Умой мое личико,
Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,
Умой ушки!
(совершайте воображаемые действия руками по лицу)
При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.
Источник
Как форма организации жизни и деятельности детей игра должна иметь свое определенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра- манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность.
Подвижная игра.
Особая ценность подвижных игр для детей с умственной отсталость заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Игры вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с умственной отсталостью развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.
при подготовке к проведению подвижных игр педагог должен учитывать следующие моменты:
• содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
• содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия- коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
• в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
Дидактическая игра.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. В то же время игра – основной вид деятельности детей.
Дидактическая игра имеет цели: обучающую (которую преследует взрослый), коррекционную (способствует развитию ребенка), игровую (ради которой действует ребёнок).
В работе с детьми с умеренной умственной отсталостью важно, чтобы эти цели дополняли друг друга. В дидактических играх создаются условия, когда каждый ребёнок может действовать совместно со взрослым, приобретая собственный опыт. Это важно для умственно отсталых детей, у которых опыт действий с предметами обеднён, не зафиксирован и не обобщён.
Целью использования дидактических игр является обучение игровой деятельности для усвоения программного материала, развитие психических процессов.
Задачи:
1. Обучение умению действовать в дидактической игре по заданному правилу, т.е. учить понимать и выполнять задание.
2. Закрепление (обобщение) усвоенного материала.
3. Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие, речь).
4. Развитие моторики.
Особенности игровой деятельности детей с умственной отсталостью:
1. Не сформированные игровые навыки.
2. Отсутствие интереса к игровой деятельности.
3. Ведущая роль всегда принадлежит взрослому.
4. Непонимание инструкций, заданий, правил игры.
5. Неумение действовать по определенному требованию (правилу).
6. Возможно неадекватное поведение во время игры (крики, слезы, смех)
7. Неадекватное отношение к атрибутам игр (ребенок может рвать карточки, раскидывать дидактический материал и др).
8. Неумение пользоваться речью, оречевлять свою деятельность, отвечать на вопросы. Для разъяснения требований или правил игры приходится применять специальные методы и приемы: развернутое объяснение с показом действия, многократное повторение правил и требований, совместная деятельность взрослого и ребенка, совместное проговаривание.
Виды дидактических игр, направленных на развитие психических процессов у детей с умственной отсталостью:
· Игры, направленные на формирование сотрудничества ребёнка со взрослым (формирование эмоционального общения со взрослыми, выполнение инструкций; развитие подражания, усвоение действий по образцу.
· игры на развитие ручной моторики тесно связаны с физиологическим и психическим развитием ребёнка
· Игры по сенсорному воспитанию на развитие зрительного восприятия, восприятия формы, величины, цвета, пространства и ориентировки в пространстве, слухового восприятия, явлениях окружающего мира:
· Игры на развитие мышления.
У детей с умственной отсталостью формируется наглядно-действенная форма мышления. Высшие мыслительные операции для них недоступны. Поэтому игры на развитие мыслительной деятельности должны быть направлены на развитие наглядно-действенного мышления.
· Игры по развитию речи делятся на 2 группы:
1- расширение и обобщение пассивного словаря (формирование знаний об окружающей действительности, по лексическим темам)
«Поручение»
2- расширение и активизация активного словаря (развитие активной речи)
«Опиши предмет»,
При выборе дидактических игр на развитие речи следует учитывать уровень речевой активности детей, умение каждого ребенка говорить. Общие требования для развития речи могут дифференцироваться. На пример: дети должны повторять названия предметов. Один ребенок может проговорить слово или даже фразу целиком, другой – только слоги, третий – только отдельные изолированные звуки. Поэтому педагогу нужно учитывать уровень развития речи каждого ребенка и предъявлять соответствующие требования.
· Игры на развитие внимания.
Внимание обеспечивает успешное усвоение ребёнком доступного объёма знаний, умения и навыков. Если внимание отсутствует, ребёнка сложно привлечь к деятельности. Поэтому игры на развитие внимания должны начинаться с различных игровых ситуаций, которые привлекают внимание ребенка и постепенно увеличиваться во времени.
Сюжетно ролевая игра
Сюжетно-ролевые игры для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремится передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить. Способы усвоения общественного опыта весьма разнообразны, сюда можно отнести: совместные действия взрослого и ребенка, употребление выразительных жестов, особенно указательного («жестовая инструкция»), подражание действиям взрослого, действия по образцу.
Умственно отсталым детям свойственна инертность, отсутствие интереса к окружающему, и поэтому эмоциональный контакт со взрослым, потребность в общении с ним у ребенка в раннем возрасте часто совсем не возникает. В результате дети, поступающие в специальный детский сад, как правило, не владеют способами усвоения общественного опыта. Они не умеют действовать ни по словесной инструкции, ни по подражанию и образцу.
В связи с этим первой задачей в коррекционной работе с умственно отсталым ребенком является формирование эмоционального контакта со взрослыми, направленности его на сотрудничество с ними, обучение ребенка способам усвоения общественного опыта.
Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к каждому малышу, погладить его, взять за руку и т. п.
Нормально развивающийся ребенок очень рано совершает действия по словесной инструкции, но первые инструкции даются в привычной для малыша ситуации и чаще всего сопровождаются соответствующими действиями или жестами взрослого. У умственно отсталых детей ситуативное понимание речи сохраняется долго, иногда без специальной коррекционной работы – до конца дошкольного возраста.
Формирование эмоционального контакта со взрослым
Речь должна состоять из одного слова, обозначающего действие, которое побуждает ребенка к выполнению задания. Важно понять, что цель действия – предмет, с которым манипулирует ребенок; свойства и перемещения этого предмета в пространстве на данном этапе не определяются словом, а раскрываются с помощью жестов, действий взрослого с предметами и т. д.
Источник