Развитие игры у слепоглухого ребенка

Развитие игры у слепоглухого ребенка thumbnail

«Дети познают мир через игры»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 59 «Умка» г.подольск Консультация для родителей «Дети познают мир через игры» Подготовила: воспитатель Семина И. С. Консультация для родителей

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается

Подробнее

«Психологическая готовность к школе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Родничок» с. Быков Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе» Выполнила: Педагог-психолог Т.А. Тканова Психологическая

Подробнее

р.п. Башмаково 2015 год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад «Ручеёк» Развитие речи детей с использованием сюжетных картинок. (технология ТРИЗ.) Форма проведения: (из

Подробнее

многообразию народов, населяющих

Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; Развитие творческих способностей

Подробнее

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Краткая презентация Программы 1. Возрастные и иные категории детей, на которые ориентирована Программа, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная

Подробнее

Цель обучения детей дошкольного возраста

Цель обучения детей дошкольного возраста Обучение профессиональная деятельность педагога, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков. Главной целью обучения является передача знаний, умений

Подробнее

Информационная справка

Информационная справка О достижении воспитанниками воспитателя Лущенко М.С. положительной динамики результатов освоения образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых ДОУ «Родничок» Образовательная

Подробнее

Игры и занятия с особым ребенком

Игры и занятия с особым ребенком Ребенок по природе своей творец. У него есть внутренние стимулы, помогающие двигаться вперед. Обычные дети от природы «запрограммированы» на обучение и развитие. Во время

Подробнее

ФГОС ДО, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ФГОС ДО, ЕГО СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ФГОС Единство образовательного пространства Зона ближайшего развития Индивидуализация образования Образовательная область Педагогическая диагностика

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Дошкольная педагогика ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Игнатович Инна Игоревна канд. пед. наук, доцент ФГБОУ ВО «Мурманский государственный гуманитарный университет» г. Мурманск, Мурманская область Хоняк Марина Николаевна

Подробнее

РУБРИКА: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Сафронова Ю.Н. Дидактическая игра как средство развития перцептивных действий у детей старшего дошкольного возраста // Академия педагогических идей «Новация». Серия: Студенческий научный вестник. 2015.

Подробнее

1.1. Пояснительная записка

1.1. Пояснительная записка Цель – реализация содержания образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования Задачи -создание благоприятных условий

Подробнее

Дети и лечебная педагогика

1 Дети и лечебная педагогика Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» создана более двадцати лет назад группой специалистов и родителей для оказания помощи детям

Подробнее

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Тимошенко Татьяна Викторовна Васильева Светлана Юрьевна Алифанова Наталья Александровна МБДОУ Д/С 29 «Рябинушка» г. Старый Оскол, Белгородская область РОЛЬ ПАМЯТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Подробнее

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правильное воспитание ребенка раннего возраста с глубокими нарушеними зрения и слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям его активности, при умении всячески поддержать эту активность и развить ее с целью стимулировать любые контакты со взрослым и с предметами окружающего мира. Постоянство расположения окружающих ребенка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его правильной ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создают предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухого ребенка создает условия для его психического развития. При сохранных познавательных возможностях и правильном отношении родителей к слепоглухому ребенку он способен к определенному спонтанному развитию. Показателем такого успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.

В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения – жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.п.). Предмет или жест, изображающий действие с предметом, могут стать сигналом каждой такой значимой для ребенка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребенком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определенного отдельного предмета и действия с ним. Все это подготавливает замену естественного жеста условным знаком, дает возможность в дальнейшем заменить жест дактильным словом, а затем и письменной фразой (написанной большими буквами или рельефно-точечным шрифтом Брайля)[16].

Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеет для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.

Однако слепоглухой ребенок с дополнительными нарушениями часто ограничен или даже лишен возможности самостоятельно наблюдать и подражать действиям взрослого. Его обучение идет через организацию совместных со взрослым действий (взрослый действует руками ребенка или руки ребенка «следят» за действиями взрослого), которые постепенно превращаются сначала в разделенные со взрослым (взрослый начинает действие, а ребенок заканчивает его) и, наконец, в полностью самостоятельные действия. Но, научив ребенка действовать самостоятельно, необходимо попытаться организовать его самостоятельные наблюдения за занятиями окружающих его людей. Для этого слепоглухого ребенка учат спокойно наблюдать руками за тем, как его близкие едят, пьют, одеваются и т.д. Благодаря этим наблюдениям ребенок получает первые представления о действиях других людей, формируются условия для подражания, что очень важно для полноценного социального развития человека. Расширяется и обобщается значение жестов и слов, обозначающих не только конкретную чашку для питья самого ребенка, но и других чашек, из которых пьют мама и папа, гости и т.д. Организуя наблюдение ребенка за повседневными действиями окружающих, мы расширяем его собственный опыт и представления о занятиях других людей. Например, прежде чем приступить к обучению слепоглухого ребенка чтению и письму, у него нужно формировать «установку на чтение» – его учат, не мешая действиям других людей, наблюдать их; прежде чем обучать ребенка действиям с сюжетными игрушками – куклами, надо научить его «видеть» реальные действия других людей.

Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала выступают у них как реальные предметы. Слепоглухой или слепой ребенок пытается сам улечься в кукольную кроватку или попить из маленькой чашечки, после того как действия с этими игрушками были продемонстрированы взрослым с помощью куклы. Настоящая же сюжетно-ролевая игра развивается у таких детей значительно позднее, в школьном возрасте.

Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка.

Большое значение для развития психики слепоглухо­немых имеет общественно значимый труд, направленный не только на самообслуживание самого воспитанника, но нужный также и его товарищам. В этом труде вырабатывается первое понимание общности труда при разделенности операции: я обслуживаю не только себя, но и других, а другие обслуживают и меня. Этот труд часто осуществляется коллективно, и в нем вырабатывается уме­ние сочетать свою деятельность с обшей задачей. И индивидуальный труд оценивается с точки зрения его значимости для общего труда. Тут уже возникают зачатки осознания себя как члена какого-то коллектива. Слепоглухонемые воспитанники привлекаются и к участию в различного рода коллективном труде. Они убирают двор, зимой чистят снег, скалывают лед на участке, весной копают огород, поливают грядки, ухаживают за животными, которые находятся в особом домике во дворе. Виды работ, которые делают ученики, разные: одни — легкие, другие — потруднее. Одни работы воспитанники выполняют охотно, другие — с меньшей охотой, а что-то им делать и вовсе не приятно.

При достижении шестнадцатилетнего возраста слепоглухонемые воспитанники при условии их физической и психической готовности начинают обучаться профессиональному труду. В условиях детского дома профессиональный труд так же, как предшествующие ему виды труда (по самообслуживанию, по групповому самообслуживанию, ручной труд, учебный труд в мастерских), служит воспитательным задачам. Обычно, анализируя труд в специальной школе, отмечают его значение для совершенствования речи, развития движений, восприятия, памяти, воображения, мышления. Все это правильно, но недостаточно. Можно даже сказать, что в такой характеристике значения труда упускается его главная функция в развитии учащегося. Обучение труду и практическое участие в труде являются единственно правильным путем формирования полноценной личности. Именно в труде формируется осознание своего положения в системе межчеловеческих отношений, через труд усваивается оценка себя через отношение других. В труде происходит формирование важнейших сущностных человеческих черт. Если в историческом аспекте человек, создавая формы труда, создавал себя, делал себя человеком, то в известном смысле можно сказать, что и в процессе онтогенетического развития, осваивая формы трудовой деятельности, человек каждый раз ,как бы создает себя заново. Также важно и то, что через труд, через личное уча­стие в нем формируется правильное отражение общественных отношений и уже через призму этих отношений более глубоко и адекватно познается мир очеловеченных трудом вещей[17].

При обучении слепоглухонемого все более и более «взрослым» видам труда появляется и нарастает противоречие между характером деятельности и отношением ее к потребностям. Если сначала доступная для ребенка трудовая деятельность в период формирования у него навыков самообслуживания прямо и непосредственно свя­зана с удовлетворением простейших его потребностей, то уже при переходе к коллективному самообслуживанию эта связь не столь очевидна. А по мере овладения формами разделенного труда непосредственная связь кон­кретной деятельности с потребностями организма утрачивается. Эта связь становится все более и более опосредствованной и, в конце концов, осуществляется посредством такой меры труда, как деньги. Понимание денег как меры труда и осознание связи своего труда с возможностью удовлетворять свои потребности, используя деньги, является необходимым условием практического познания существующих общественных отношений.

Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3226; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

ирина чернышенко
Особенности игры у детей с нарушением слуха

Данные общепедагогических исследований (Г. Л. Выготской, А. А. Катаевой, Т. И. Обуховой, С. Н. Феклистовой) подчеркивают необходимость и важность игры как одной из форм организации жизни детей с нарушенным слухом, эффективным средством их общего и речевого развития, а также воспитания положительных качеств личности. Еще, организатор первого в России и Европе детского сада для детей с нарушенным слухом Н. А.Рау писала: «Своей конкретностью, действенностью, эмоциональной насыщенностью игра представляет лучшие предпосылки для глубокого воспитательного воздействия на маленького глухонемого, живущего в большей мере, чем слышащий, реальной жизнью, зрительными, осязательными, вибрационными впечатлениями». Впервые изучение особенностей игры глухих детей было осуществлено Г. Л. Выготской. Основное содержание исследования было направлено на выявление особенностей формирования сюжетно-ролевой игры детей дошкольников с нарушенным слухом. На основании полученных результатов ею были разработаны методические рекомендации, включающие несколько направлений формирования умения детей разыгрывать ролевые сюжеты.

Проблема игровой деятельности младших школьников с нарушением слуха в сурдопедагогике в должной мере не изучена. Однако нельзя отрицать важности и необходимости проведения игры у младших школьников с нарушением слуха. Они, как никакие другие дети, требует к себе особого внимания. Специальными задачами, стоящими перед педагогом, являются развитие и обогащение игровой деятельности детей; расширение круга знакомых им игр; использование игры как коррекционного средства в общем и речевом развитии.

Игра решает следующие коррекционно-развивающие,коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

Развитие познавательной деятельности ребёнка ;

Развитие эмоционально- волевой сферы;

Обогащение представлений об окружающем мире;

Формирование коммуникативных навыков;

Формирование культурного поведения;

Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Какие же своеобразия имеет игра детей с нарушением слуха, отличающие ее от игры слышащих детей. Следует отметить, что дети с нарушенным слухом играют, не менее охотно, чем слышащие. Дети неизменно получают большое удовлетворение от игр. Игры эмоционально обогащают их. Сама же сюжетно-ролевая игра формирует у детей с недостатками слуха воображение, служит средством овладения нормами и правилами социального поведения.

Со стороны содержания игры младших школьников с нарушенным слухом обнаруживают известное сходство с играми слышащих детей. Если в дошкольном возрасте у детей с нарушением слуха преобладают игры сюжетно-отобразительные, то в младшем школьном- непосредственно сюжетно-ролевая игра. Содержание игр детей со слуховой депривацией, как и слышащих, является окружающая детей действительность: в играх отражается деятельность людей и их взаимоотношения. Дети с нарушенным слухом играют, используя круг впечатлений, получаемых ими из окружающей жизни. Но поскольку восприятие мира ими осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи, нельзя ожидать полного сходства в содержании игр детей с нарушенным слухом и слышащих детей. Сюжеты игр слышащих детей значительно многообразнее, в них шире отражается не только непосредственный, но и опосредованный опыт детей (то, что они узнают из общения с окружающими, из рассказов, сказок, бесед и т. п.). Игры младших школьников с нарушенным слухом дольше, чем у слышащих, задерживаются на уровне предметно- процессуальных, а их сюжетные игры однообразнее и проще, чем у слышащих сверстников.

Вне специального обучения, без специальной работы, направленной на расширение опыта детей с нарушенным слухом, у них задерживается общественно-мотивационный план игры, преобладают бытовые игры с ограниченным кругом отношений и очень редко наблюдается выход в более широкий план общественных отношений. Кроме того, наблюдается задержка развития игровой деятельности детей с нарушенным слухом в сравнении с играми слышащих школьников.

Многие исследователи называют игру воображением в действии. Общеизвестно, что воображение развивается лишь с развитием речи, в единстве с ней. В случаях недоразвития речи задерживается и развитие воображения, необходимое для развития игровой деятельности детей. Если в дальнейшем сама игровая деятельность становится прекрасной школой для развития воображения, то для возникновения этой деятельности необходим известный уровень развития воображения. Задержка в развитии воображения не может не сказаться на игровой деятельности детей, обедняя и упрощая ее. Наглядное мышление детей с нарушенным слухом тоже отстает в своем развитии. Несмотря на неоднократно отмечавшуюся в литературе их наблюдательность, специально проведенные исследования обнаружили неполноценность их наглядного мышления по сравнению со слышащими детьми. Стало быть, наглядное мышление тоже не может быть полноценной базой и опорой для развития игровой деятельности.

Одна из причин, вызывающих задержку развития игровой деятельности, заключается в трудности руководства этим видом деятельности. И действительно, слышащий ребенок к приходу в школу уже имеет в своем «репертуаре» целый ряд игр. Основная линия руководства играми в этом случае направлена на их обогащение и развитие; основная формула руководства – слово педагога.

У детей с нарушенным слухом дело обстоит по-иному. Сложность обучения и руководства игрой состоит в том, что возможность обогащения её с помощью речи ограничена. Все обучение этому виду деятельности осуществляется на основе показа и совместного с ребенком действия, и только потом уже слова.

Слышащий ребенок совершает первые шаги в социализации через общение со взрослыми с детьми, через восприятие информации с помощью радио, телевизора, компьютера, посещение кино, театра и т. д. Выдающийся представители отечественной психологии отмечают, что при общении ребенка к духовной и материальной культуре создаваемой обществам происходит не пассивно, а активно, в процессе деятельности. Самостоятельно постичь суть окружающего мира – задача, непосильная и для слышащего ребенка, тем более для ребенка с нарушением слуха. У глухого ребенка отсутствует слуховое восприятие нет речи, нет общения. Первые шаги его социализации совершаются при помощи взрослого, а вторые шаги при помощи общения со сверстниками. Именно так глухой ребенок сможет воспринимать и усваивать социальный опыт. Где? И как? Это может происходить?

Это может происходить во время временной интеграции, когда дети с нарушением слуха интегрируется в группы детей общего развития они вместе проводят спортивные и музыкальные развлечения, занятия, прогулки, совместные праздники. И во время встречной интеграции, когда в группу детей с нарушением слуха приходят слышащие дети и они вместе играют в сюжетно ролевые игры.

Удовлетворяя желание быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Глухие дети играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют глухим детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях. Но игры других детей несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения, при минимальной познавательной роли речи. Игры глухих дошкольников однообразнее и проще, чем у их слышащих сверстников.

Используя апробированные виды интеграции в работе с детьми с нарушением слуха мы преодолеваем не только негативное отношение к детям с ООП,но и развиваем разговорную речь, организуем слухо-речевую среду, развиваем творческий потенциал детей с ООП, передаем социальный опыт.

Игра – это воспроизведение детьми при помощи взятой на себя роль и использования различных игровых предметов деятельности взрослых людей и их взаимоотношение. В ходе игр «какие – либо реальные действия, которые совершаются взрослыми в одних условиях, воспроизводится ребенком в других, игровых обстоятельств».

Удовлетворяя желание быть похожим на взрослых, дети в играх реализуют свое стремление к активности, самостоятельности, проявляют инициативу, действуют творчески. Игры наполняют жизнь детей радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают бодрое настроение.

Источник