Развитие игровой деятельности у ребенка в разных возрастных группах

Развитие игровой деятельности у ребенка в разных возрастных группах thumbnail

Елена Силина
Развитие игровой деятельности дошкольника.

«В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста,

выше своего обычного повседневного поведения,

он в игре как бы выше на голову самого себя. Игра содержит в себе все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над

уровнем своего обычного поведения»

Л. С. Выготский

1) Общая характеристика игры дошкольника.

Игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в основном характеризующийся воспроизводством в специфической форме действий и отношений взрослых.

Игра имеет социальную природу. Она не только впитывает в детей знания об окружающей социальной действительности, но поднимает их на более высокий уровень, придает более сознательный характер.

Ролевая игра – форма моделирования детьми отношений взрослых, т. е. воссоздания их в новой материальной форме, их выделения. В этой форме игру можно назвать арифметикой социальных отношений. Ролевая игра является важнейшим источником социального сознания ребенка. Как сказал Л. С. Выготский: «В игре становиться человек». В игре определяются психологические компоненты игры.

Мотив – побуждение к действию, созданное с удовлетворением определенных потребностей. Это может быть в раннем возрасте попавшаяся на глаза ребенку игрушка, вызвавшая желание играть, в более старшем возрасте это может быть впечатление от услышанного рассказа или увиденного чего-то нового.

Цель – объект, на который направленно действие, представление результата действия. Для малыша как таковой цели игры не существует. Для детей более старшего возраста это может быть результат какого-то действия (постройка, рисунок и т. д.).

Способы – достижения ребенком в игре желаемых результатов, действия с предметами, изображая или воображая себе что-то, воспроизводя действия изображаемого героя в игре.

Основные виды игр.

Подражательно-процессуальные – свойственны детям младшего возраста. Представляют собой изображение действия с предметом (чашка-пить, коляска – возить куклу, подражание действиям взрослого (папа-чинит, мама – кормит).

Сюжетно- ролевые игры – ребенок в такой игре берет роль, соответствующую сюжету игры (свойственны детям всех возрастов, кроме раннего возраста) с различными преобладаниями в разном возрасте тех или иных компонентов (роли, сюжета, правилами).

Дидактические игры – эти игры предлагает воспитатель и играет ребенок вместе со взрослым.

Подвижные игры – спортивные игры, упражнения. Для малышей простой сюжет («У медведя во бору», «Волк и заяц») у старших детей – игры с более выраженными правилами.

2)Особенности игровой деятельности детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Формы игровой деятельности усваиваются ребенком под руководством взрослого. Игрой дошкольника, тем более младшего, нужно руководить. А еще раньше малыша нужно научить играть, иначе, окруженный лишь уходом со стороны взрослых и игрушками, при дефиците общения со взрослым у ребенка не развивается игровая деятельность а, следовательно, это влияет на психическое развитие. В раннем возрасте требуется, чтобы дети играли под непосредственным воздействием взрослого. Их надо научить игре с предметами, давать новые варианты игры, заменять варианты игр, заменять предмет, когда игра с ним исчерпывается, развивать игру в присутствии ребенка, словом, организовывать индивидуальное поведение детей. Роль взрослого меняется, когда в детской сфере возникает зачатки самодеятельной жизни, у детей появляется потребность во взаимодействии. Дети сами группируются, составляя организованную часть детского общества, они организовывают других детей.

В них появляются сначала игры с развернутой игровой ситуацией и скрытыми в ней правилом, а потом игры со свернутой игровой ситуацией и с открытым правилом. Это более старший возраст. Здесь задача педагога в том, чтобы не задержать детей на уже пройденных стадиях, а содействовать.

Обратимся к статье Ф. Н. Фрадкиной «Развитие сюжета в игре ребенка раннего детства». Малышу необходимо помочь развивать сюжет игры – самостоятельное развитие сюжета. В начале развития игры это может быть элементарное действие с одним предметом, повторяющееся много раз. Меняется объект действия, но действие остается тем же. Следующая ступень – ряд элементарных действий, не связанных между собой, которые, когда-либо раньше производились. Те же предметы, с которыми прочно связано действие, вытекающие из их общественной функции, наталкивают ребенка каждый раз при своем появлении на повторное воспроизведение именно этого действия в игре. Предмет однозначно определяет использование его в игре. Увидя игрушку-посуду малыш играет «в еду», а не в наливание пищи и не в мытье посуды; увидя ванночку – в купание куклы, а не в наливание воды и вытирание.

Дальнейшее развитие происходит, когда взрослый включает постепенно в игру несколько предметов: ребенок уложил куклу спать, взрослый подает ему посуду: «Буди куклу, пои ее чаем». Потом подает кукольную одежду: «Кукле пора идти гулять» и т. д.

К самому концу раннего детства можно наблюдать цепочку действий, отражающие жизнь. Кукла – главный «заместитель» человека в игре; стоит в центре всех действий производимых ребенком. Сюжет теперь определяется логикой жизни человека.

Игра в раннем детстве, в центре которой стоит овладение предметом и способами действий с ним, сменяется игрой дошкольника, в центре которой – человек и его отношение к предметам. Для правильного руководства игрой дошкольника важно знать и продолжительность игр в разном возрасте. Так, в раннем возрасте игры продолжаются 3-6 минут, это связанно с неустойчивостью внимания в этом возрасте. В младшем возрасте игры продолжаются 10-15 минут. В среднем дошкольном возрасте продолжительность игр составляет уже 30-35 минут, а старшие дошкольники могут играть часами, даже иногда переносить игру на следующий день. Со временем меняется и тематика игр. В младшем возрасте тема игры соотноситься предметом, который ребенок играет. Это в основном постройки, в сюжетных играх преобладает бытовой сюжет. В этих играх почти нет правил, идет изображение конкретного взрослого. В среднем возрасте появляется много сюжетов на бытовые и производственные темы. Действия с предметом развернуты (девочки могут не кормить кукол обедом, который долго готовиться, т. к главное –действие). Дети начинают играть вместе, а не рядом. От внешних действий переходят к воспроизведению отношений. В играх появляются правила. В старшем дошкольном возрасте игра носит коллективный характер. Игровые действия сведены до минимума или условлены, большее значение имеет речь и взаимоотношения. Основным является выполнение правил игры.

3) Значение игровой деятельности для психического развития детей.

Раскрытие психологической природы игры детской дошкольной заключается в том, что бы понять и выяснить в игре то, что определяет собой психическое развитие личности ребенка и его сознания, симптомом которого является развитие отдельных психических процессов – мышление, воображение, восприятие, память, воля. Игра является наиболее свободной деятельностью ребенка.

Д. Б. Эльконин поделил игры (по развитию) на 4 группы:

1) подражательно процессуальные

2) драматические (по определенному сюжету)

3) игры по сюжету с несложными правилами

4) игры с правилами без сюжета и элементарные спортивные игры

Значение игры.

З. М. Истомина, исследуя процесс возникновения произвольной памяти в процессе игры, показали, что в ходе игры создаются благоприятные условия для запоминания и припоминания самостоятельно чего-либо, т. е. возникают предпосылки для развития процессов произвольного запоминания.

Для примера возьмем игру «Чье это место?»

Здесь ребенок должен запомнить места расположения предметов, соотнести их с изображением на магнитной доске. Или сориентироваться по плану в реальном пространстве комнаты. Пример произвольного запоминания и развития логического мышления.

Существует связь между уровнем развития личности ребенка и уровнем развития игры. Каждому возрастному периоду соответствует определенный вид ведущей деятельности и определенные психологические новообразования – смена этих видов деятельности и новообразований характеризует общую направленность психологического развития ребенка.

Игра имеет значение не только для тех психологических процессов, которые в нее непосредственно вложены (воображение, мышление, но и те, что могут быть связанны с ней косвенно (память). Игра затрагивает наиболее существенные стороны психологического развития сознания. Воля воспитывается у детей через подчинение правилам игры. Подчинение правилам проводиться через сюжет или роль. Внутри роли заключается правило поведения. Свобода ребенка в игре есть свобода лишь в пределах взятой на себя роли. Ограничение своих непосредственных побуждений, подчинение взятым на себя обязанностям способствует развитию воли.

Когда на пороге раннего или младшего дошкольного возраста возникают простейшие формы сюжетно ролевой игры; дети способны осуществить эту игру лишь в плане внешней деятельности с реальными предметами. Овладевая постепенно обобщенными способами игровых замещений и усвоения формы моделирования окружающей действительности, ребенок приобретает общую способность осуществлять воссоздание и преображение этой действительности в воображаемом плане, оперируя уже не реальными предметами и их заместителями, а наглядными образцами, представлениями о соответствующих предметах и действиях, которые с ним производиться.

Развитие игровой деятельности дошкольника.

Список использованной литературы:

1) Журнал «Дошкольное воспитание» №3

2) Заморожца А. «Психология и педагогика игры дошкольника»

3) Мухина В. С. «Психология дошкольника»

4) Шуаре М. «Возрастная и педагогическая психология»

Источник

Лазарева Елена
Особенности игры на разных возрастных этапах

Тема: Особенности игры на разных возрастных этапах.

Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающего мира. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре развиваются психические процессы, и появляются важные психические новообразования, такие как: воображение, ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

В играх у детей формируется внимание, активизируется память, развивается мышление, накапливается опыт, совершенствуются движения, создается межличностное взаимодействие. В игре впервые возникает потребность в самооценке, которая представляет собой оценку своих способностей по сравнению со способностями других участников.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др., но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Переход от предметных действий до ролевых игр связан с тем, что ребенок переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно – образному и логическому, то есть действия переходят от практических в умственные.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает.

Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий.

Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры.

Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли.

Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть.

Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.

Родители должны знать, что ребенок нуждается в игре, это ведущий вид его деятельности, а, следовательно, нужно создавать условия для игровой деятельности детей и развития самой игры. Главное – выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли развивающее значение.

С 1 года до 3 лет. Раннему детскому возрасту свойственна предметно-манипуляционная деятельность. Малыш учится общаться и пользоваться окружающими предметами с помощью общепринятых правил. Освоение предметов происходит с поддержкой взрослых, которые показывают принцип работы с этим предметом.

Малышом постигается смысл предмета и что этим предметом нужно делать.

В этот момент психологического развития и деятельности ребенка появляется первый кризис — «Я сам» (я личность).

Речь обогащается словарным запасом и выстраивается в предложения.

С 3 до 5 лет. Сюжетно-ролевая (игровая) деятельность является основой этого временного периода. В игре малыш осознает многообразие социальных взаимоотношений и функций в различных ситуациях. Проигрываемые сюжеты из жизни взрослых для ребенка приобретают особые свойства. Он учится замещать предметы, представляя себе функции настоящего объекта. Также малыш активно принимает роль в своем инсценированном сценарии.

Параллельно развиваются наглядно-действенное (наглядно-образное) мышление, произвольность, принятие правил нравственности, чувства и переживания.

Родители, занимайтесь с малышом пересказыванием различных жанров литературы.

Речь — становится более сложной в структуре предложений.

С 5 до 7 лет. Этот возраст играет важную роль в подготовке к школе.

Появляется Игра с правилами. На этом этапе детей интересует не просто роль как таковая, но и то, насколько реалистично она выполняется. Мотив игры сдвигается с процесса на результат («играть в больницу», «играть в парикмахерскую»).

Развитие игры идет от ее индивидуальных форм к совместным : с возрастом растет состав участников игры и длительность существования игрового объединения.

Младшие дошкольники чаще играют в одиночку, но уже у 3-летних детей фиксируются объединения группами в 2—3 ребенка. Продолжительность такого объединения коротка (всего 3-5 минут, после чего дети одной группы могут присоединиться к другим группам. За 30-40 минут наблюдения за игрой малышей можно зафиксировать до 25 таких перегруппировок.

К 4—5 годам группы охватывают от 2 до 5 детей, а продолжительность совместной игры здесь доходит до 40-50 минут (чаще около 15 минут). Обычно игра начинается одним ребенком, а затем к нему присоединяются другие. Дети уже могут согласовывать свои действия, распределять роли и обязанности.

У детей 6—7 лет уже есть предварительное планирование игры, распределение ролей до ее начала и коллективный подбор игрушек. Группы в игре становятся многочисленными и долговременными (иногда дети способны играть одну игру в течение нескольких дней, сохраняя игрушки и игровое пространство). Игровые отношения всё больше соотносятся с образцом отношений людей («Маму надо слушаться»). В ходе игры может принимать другую роль (если не хватает играющих, затем возвратиться к своей.

Игровые действия свертываются: иногда дети долго обсуждают, но не приступают к игре. К концу возраста игра порождает потребность в настоящей общественно значимой деятельности – это предпосылка для перехода к учению.

Источник

Консультация для родителей. Становление и развитие игровой деятельности в разных возрастных группах.

Цель: расширение знаний родителей об особенностях развития игровой деятельности детей в разных возрастных группах, повышение педагогической культуры

    Игровая деятельность появляется в жизни ребенка в самом раннем возрасте. Но, если отдельно говорить о сюжетной игре, то возникает вопрос: когда и в какой последовательности появляются сюжеты детских игр.

    Игра не появляется у ребенка сама собой, а целенаправленно или стихийно формируется. Поэтому нельзя говорить о жестких соответствиях игры и возраста. Многое зависит от условий жизни ребенка, а также от условий его воспитания. Организует ли взрослый познавательную и практическую деятельность, обогащает ли игровой опыт и так далее. На протяжении дошкольного детства ребенок постепенно овладевает усложняющимися способами построения игры. Эта последовательность такова:

– предметно-действенный способ построения игры;

– ролевой способ построения игры;

– сюжетосложение.

    При благоприятных внешних условиях жизни большинство детей к трем годам овладевает предметно-игровым действием. Усвоение более сложных способов в дальнейшем происходит в разное время и не всегда в полной мере. Часто можно наблюдать у детей 6 – 7 лет простую ролевую имитацию, не все овладевают сложными формами ролевого поведения. Почему такое случается? Часто это является результатом неправильного педагогического подхода со стороны взрослых – требования разыгрывания готовых, заданных самими взрослыми, сюжетов, что, в свою очередь, мешает самостоятельному творческому построению ребенком сюжета игры.

 Содержание игры, по мнению Д.Б. Эльконина – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

    По содержанию такие игры также отличаются в зависимости от возраста. Игры детей младшего дошкольного возраста А.П. Усова назвала играми-действиями (ребенок подносит ложку ко рту куклы – «кормит»). В таких играх интерес к действиям преобладает над целью игры. Но на границе 3 и 4 года жизни у детей значительно расширяются представления об окружающем мире и игры, соответственно, становятся более содержательными (варит для куклы кашу, потом кормит, вытирает ей рот…). Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая эпизоды из собственной жизни.

    В играх детей 4-5 лет наблюдается целостность сюжета, взаимосвязанность изображаемых событий.

Старшие дошкольники более обдуманно подходят к выбору содержания, обсуждают его, планируют (Ты будешь папа, я – мама. Ты сейчас пойдешь на работу, а я буду стирать.

    Данная характеристика становления игровой деятельности касается и других видов творческих игр. Какова же ситуация, связанная с играми дидактическими?

    Дидактические (обучающие) игры существуют много веков. И все это время народная педагогика использовала их как средство воспитания и обучения детей с раннего возраста. Это игры с предметами и словесные («Сорока-Белобока» и многие другие), позднее появились и настольно-печатные игры. Необходимо лишь отметить, что детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает в основном только сам процесс игры, а результат их пока не интересует, следовательно, игровые действия здесь просты и однотипны. Средние и старшие дошкольники играют в игры с более сложным игровым действием, состоящим из нескольких игровых элементов.

    Соответственно, можно сделать вывод:

– Игра сопровождает ребенка все дошкольное детство, видоизменяясь и развиваясь на каждом этапе развития малыша. Но также необходимо отметить, что взаимное развитие личности ребенка в зависимости от обогащения игрового опыта и игры в зависимости от всестороннего развития ребенка невозможно без грамотного участия взрослых в этом процессе.

Источник