Развитие игровой деятельности у ребенка в младшей группе

КАРТОТЕКА

На тему : «Игровая деятельность детей младшего

 дошкольного возраста»

Сюжетно-ролевые игры для детей 3-4 лет.

Собираемся на прогулку

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду по сезону, учить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщённые понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: куклы, одежда для всех периодов года (лета, зимы, весны и осени), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

Ход игры: 

В гости к детям приходит новая кукла. Она знакомится с ними и хочет поиграть. Но ребятам пора собираться на прогулку, и они предлагают кукле пойти с ними. Кукла говорит, что она не умеет одеваться, и тогда ребята предлагают ей свою помощь. Дети достают из шкафчика кукольную одежду, называют ее, выбирают то, что нужно надеть по погоде. С помощью воспитателя в правильной последовательности они одевают куклу. Затем дети одеваются сами и выходят вместе с куклой на прогулку. По возвращении с прогулки дети раздеваются сами и раздевают куклу в нужной последовательности, комментируя свои действия.

Магазин

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей, продолжать знакомить с правилами взаимовежливости.

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, сумки, деньги.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте магазин (овощной, продуктовый, хозяйственный), куда будут ходить покупатели. Помочь детям в распределении ролей: кто будет продавцом, кто – покупателем. Покупатели  приходят в магазин за покупками, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. 

Игрушки у врача

Цель: учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура».

Оборудование:куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает поиграть, выбирается доктор, остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием к врачу. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, у клоуна шишка на лбу, кукла Катя прищемила дверью пальчик и т. д. Доктор осматривает больного: слушает, смотрит горлышко, измеряет температуру, прописывает лекарства, делает уколы, поит микстурой, таблетками.  Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой, напоминает о том, чтобы выздоровевшие игрушки не забывали благодарить врача за оказанную помощь.

День рождения куклы Кати

Цель:расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, закрепить знания о столовых предметах, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас: ввести понятия «праздничный обед», «именины», «сервировка», «посуда».

Оборудование:игрушки, которые могут прийти в гости к кукле Кате, столовые предметы – тарелки, вилки, ложки, ножи, чашки, блюдца, салфетки, скатерть, столик, стульчики.

Ход игры: 

Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения, предлагает пойти к ней в гости и поздравить её. Дети берут игрушки, идут в гости к кукле и поздравляют её. Кукла Катя предлагает всем чай с тортом и просит помочь ей накрыть стол. Дети активно участвуют в этом, с помощью воспитателя сервируют стол. Необходимо обращать внимание на взаимоотношения между детьми в процессе игры. Далее все приглашаются к столу, начинается праздничное чаепитие.

Строим дом

Цель:познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширять знания детей об особенностях труда строителей, расширять словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «строитель», «строительный материал».

Оборудование: крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – строители, они строят дом; другие – водители, они подвозят строительный материал на стройку. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

Дед Мазай и зайцы

Цель: объединить детей, познакомить детей со сказками, стихами, загадками о зайцах, воспитывать любовь к животным.

Оборудование: два весла из бумаги, шапочки-ушки из бумаги.

Ход игры: 

Предварительно воспитатель знакомит детей со стихотворением А. Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»: рассказывает о содержании стихотворения, зачитывает отрывки из него или читает полностью. После этого предлагает детям поиграть, представить, что внезапно началось наводнение, а дети – это зайчики, попавшие в беду.

Читайте также:  Семья как фактор социального развития ребенка

В игровом зале расставляются стульчики – это островки среди воды, дети-Зайчики на них садятся. Дед Мазай (педагог) плывет на лодке по залу, Зайчики пищат, дрожат, просят о помощи. Мазай собирает по одному испуганных зайчат, сажает их в лодку: дети тесно сбиваются в кучку, идут за воспитателем. После того как все зайчики спасены, педагог рассказывает детям стишки, загадывает загадки, поет песенки про зайчиков.

В игре можно использовать следующий материал:

Зайка (М. Сорокина)

По тропинке зайчик скачет,

Отчего-то горько плачет.

Что у зайки за беда,

Кто обидел и когда?

«Рыжехвостая лисица

Утащила рукавицы.

Лапки мерзнут у зайчишки,

Помогите мне, детишки!»

Мы возьмем клубок и спицы,

Зайке свяжем рукавицы.

Как теплее лапкам станет,

Зайка плакать перестанет.

Зайка (А. Барто)

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Русская народная песенка

Заиньки перебегают

То лужок, то лесок.

Землянику собирают,

Скок да скок! Скок да скок!

Здесь полянка мягче шёлка,

Оглянись, оглянись!

Берегись лихого волка,

Берегись, берегись!

Заиньки уснули сладко,

Лес шумит, лес поет!

– Убегайте без оглядки:

Волк идет! Волк идет!

Ожившие игрушки

Цель: научить детей вживаться в образ.

Оборудование: мешочек с игрушками.

Ход игры: 

Воспитатель говорит: «Ребята, как вы думаете, игрушкам грустно оттого, что они не могут разговаривать? Давайте представим, что они ожили и рассказывают, откуда они появились, кто в них играл, не обижали ли вы их, в какие игры они хотели бы еще сыграть». Дети по очереди подходят к воспитателю, вытаскивают на ощупь игрушку из мешка и рассказывают короткую историю этой игрушки от первого лица.

Не прозевай!

Цель: развить в детях умение действовать по сигналу и играть в коллективе, проверить внимательность детей.

Оборудование: маски-шапочки из бумаги с изображением котят.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает поиграть в следующую игру: он будет читать стихотворение, а дети при слове «котенок» («киса», «кошка» и т. д.) должны сказать хором «мяу» и сделать вид, что умываются ладошкой, как кошка. Для игры можно использовать стихотворение С. Михалкова «Котята», а также следующие стихотворения:

Русская народная потешка

Котя, котенька, коток,

Котя – серенький хвосток,

Приходи, котя, спать,

Нашу Машеньку качать.

Про кошку (Е. Стеквашова)

Мою pучки, мою ножки,

Мою спинку нашей кошке.

Кошка очень pассеpдилась:

«Я сама уже умылась».

Рыбалка (Е. Стеквашова)

Ловим pыбу вместе с кошкой,

Мы с утpаpыбачим с ней.

Кошке – мелкую pыбешку,

Мне, конечно, покpупней.

Hемудpеная наука —

Наблюдать за поплавком.

Может быть, поймаю щуку,

Может, попадется сом.

Hо везет пока лишь кошке:

Щука не клюет на крошки.

Клубок (В. Степанов)

За клубком котенок

Прыгнул, как тигренок,

Лапками катает,

Зубками кусает.

Шляпа (В. Степанов)

Не спеша, на мягких лапах

По квартире ходит шляпа —

Это кот, усатый кот

В шляпе папиной идет.

Мурочка (В. Степанов)

Мурка шерстку прилизала,

Новый бантик повязала.

А еще нашлись у кошки

Рукавички и сапожки.

Улыбнулась Мурочка:

– Я теперь – снегурочка.

Обновки (П. Воронько)

Я купила кошке

К празднику сапожки,

Причесала ей усы,

Сшила новые трусы.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать!

Ромашки на лугу

Цель: развитие внимательности, воображения у детей.

Оборудование: аудиозаписи небольших отрывков грустной и веселой мелодий.

Ход игры: 

Воспитатель предлагает детям поиграть. «Представьте, что игровой зал – это большой луг. Все дети – это ромашки на лугу. Звучит веселая музыка – значит, наступило утро, все ромашки радуются, раскачиваются на месте, поднимая вверх руки. Когда звучит грустная музыка, идет сильный дождь, ромашки закрывают глаза, обнимают себя за плечи, им холодно и страшно. Если наступает тишина, наступила ночь, ромашки присаживаются на корточки, подкладывают ладошки под щеку и спокойно спят».

Педагог ходит среди детей, поощряет их актерские способности.

Поливаем огород

Цель: научить детей внимательно вслушиваться в обращенные к ним слова, пополнить запас знаний о растениях.

Оборудование: красные фишки, лейка.

Ход игры: 

Воспитатель проводит с детьми беседу об огороде, задает вопросы: что такое огород, что на нем растет, для чего люди сажают огород, что нужно для того, чтобы растения на огороде хорошо росли? Дети отвечают, педагог помогает, затем предлагает поиграть, говорит: «Мы с вами вспомнили столько вкусных овощей, фруктов, ягод. Узнали, что растения не могут жить без воды. А давайте теперь представим, что у нас тоже есть огород, и будем его поливать. Только поливать нужно внимательно». Дети встают в круг, один из них берет в руки леечку и становится в центр круга – он будет поливать огород. Дети идут по кругу, хором говорят:

Дождик долго не идет,

Поливаем огород.

В лейку воду набираем

И на грядке поливаем…

Дети останавливаются и по очереди называют любые фрукты и овощи, а также вещи, которые полива не требуют: например редис, морковь, сапог, ромашка, лопата, телефон. Игрок с леечкой должен ответить «поливаю» или «не поливаю». 

Читайте также:  Психическое развитие слепого ребенка в дошкольном возрасте

После игры воспитатель предлагает детям отгадать загадки на «огородную» тему.

В игре можно использовать следующие загадки:

В землю голову он спрятал,

Остры стрелы обнажил,

Если был бы он послаще,

Я бы с ним тогда дружил.

(Лук)

Зеленый, полосатенький,

В середине сладенький.

(Арбуз)

Золотое решето

Черных домиков полно.

(Подсолнух)

Магазин «Детский мир»

Цель игры: познакомить детей с работой продавца, привить элементы навыков социального общения.

Оборудование: различные игрушки, фантики от конфет.

Ход игры: 

Воспитатель говорит: «Все дети любят играть в игрушки. У вас дома много игрушек?» Дети отвечают – да, много. Воспитатель спрашивает, откуда они появились? Дети отвечают – подарили, купили. Воспитатель спрашивает, были ли дети в магазине детских игрушек, предлагает детям рассказать, как это произошло, с кем они ходили в магазин, какую игрушку купили. После этого воспитатель предлагает поиграть в магазин игрушек. Дети рассаживают игрушки на «витрине» (стеллаже, столе, шкафу) и делятся на продавцов и покупателей. Так как магазин создан детьми, в роли денег выступают фантики от конфет. Покупатель приходит в магазин, выбирает понравившуюся игрушку. Продавец показывает игрушку, рассказывает, как в нее надо играть, сколько она стоит. Покупатель расплачивается фантиками и уходит. Играет следующая пара продавец – покупатель. Далее дети меняются ролями.

В ходе игры педагог корректирует поведение игроков, если это необходимо, напоминает, в какие моменты нужно сказать слова «спасибо» и «пожалуйста».

Уложим кукол спать

Цель:закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине и высоте приемом приложения друг к другу, воспитывать доброжелательность.

Оборудование: 2 куклы, разные по росту, 2 кроватки разной длины, 2 стула разной высоты, 2 простыни разной длины, 2 одеяла разной ширины.

Ход игры: 

В гости к детям приходят две куклы. Дети знакомятся с ними, играют, угощают их вкусным печеньем, чаем. Дети и не заметили, как пришла пора отдохнуть куклам. Их надо уложить в кроватку. Так как эти куклы разные по росту, им надо правильно подобрать кроватку и постель. Дети с помощью воспитателя выполняют это задание. Из коробочки они достают простыни, одеяло, сравнивают их и застилают постель, правильно укладывают кукол спать. Воспитатель следит за речью детей, акцентируя внимание на то, чтобы они правильно употребляли слова результата сравнения: «выше – ниже»; «шире – уже»; «длиннее – короче».

Источник

Игровая деятельность занимает особое место в жизни ребенка, помогая общаться, устанавливать контакты, учит думать, соблюдать правила, приучает к порядку, постепенно подготавливая к вхождению во взрослую жизнь.  Младший дошкольный возраст (3-4 года) является ответственным и принципиально новым периодом в развитии игровой деятельности в связи с переходом от сюжетно-отобразительной (т.е. предметной, основным содержанием которой является знакомство с назначением предметов, их свойствами, и их использованием) к сюжетно-ролевой игре.

В то же время дети младшего дошкольного возраста часто не умеют правильно использовать предметы и изображающие их игрушки, выстраивать игровую цепочку действий, придерживаться игрового сюжета, принимать роль и следовать ей, доводить игру до конца. Ребенок, который не умеет и обучен играть, в дальнейшем будет испытывать сложности в выстраивании межличностных отношений со сверстниками, его могут не принимать в игру, игнорировать, что приведет к агрессивности, тревожности, замкнутости. В связи с этим значимым является исследование игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, поэтому подбор диагностических методов и методик позволит не только выявить особенности игровой деятельности, но и положительно повлиять на ее развитие, мотивировать детей к инициативным игровым действиям с игрушками, сверстниками, взрослым. Следовательно, проблема исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста является актуальной в современной дошкольной психологии и педагогике.

Позвольте мне перейти к основным положениям курсового исследования, методологический аппарат которого представлен на слайдах (проблема, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи).

Мы предположили, что (это гипотеза исследования, ее нужно прочитать) игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста характеризуется переходом от сюжетно-отобразительной к сюжетно-ролевой игре, что проявляется в способности детей использовать предметы-заместители, усложнении цепочки игровых действий, сравнении своих действий с действиями взрослого и появлении потребности действовать «как взрослый» и самостоятельно; возникающие сложности в игровой деятельности детей обусловлены сведению игры к манипулированию игрушкой, неумении выстраивать игровую цепочку действовать, принимать роль, придерживаясь игрового сюжета, следовать ей, доводить игру до конца; для исследования игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать комплекс диагностических методов и методик, которые не будут вызывать затруднений у педагога-психолога и будут доступны дошкольникам.

На современном этапе развития дошкольной педагогики и психологии теоретические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста представлены в работах Людмилы Николаевны Галигузовой, Натальи Федоровны Губановой, Нинель Яковлевны Михайленко, Даниила Борисовича Эльконина.

В результате анализа психолого-педагогических исследований мы рассмотрели определение понятия «игра» и пришли к заключению, что это понятие очень многогранное и может рассматриваться как деятельность, развлечение (забава), отдых,  соревнование, занятие, упражнение, организуемые  для развлечения, развития воспитания, обучения. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, удовлетворяет множественные и разнообразные потребности ребенка, способствуя его психическому и интеллектуальному развитию.

Читайте также:  Точки воздействия для развития речи у ребенка

Младший дошкольный возраст (3-4 года) характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность. Наиболее значимые новообразования связаны с изменением психологической составляющей содержания  игры, постепенным формированием базы для совместных игровых действий со сверстниками. Дети начинают интересоваться не только назначениями предметов, но и  способностью выполнения определенных функций окружающими людьми, взаимодействиями и отношениями.

Потребность в игре у детей невысока, определяется настроением ребенка, местом игры в режиме дня, особенностями взаимодействия со сверстниками. У большинства дошкольников в ходе игры отмечается частая смена эмоциональных состояний, сюжеты игр неразвернутые, однообразные, либо отсутствуют совсем; речевая активность невысокая, дети сопровождают игровые действия отдельными речевыми высказываниями или звуками; они самостоятельно используют предметы-заместители в играх, тогда как воображаемые предметы используют, в основном, с помощью взрослого.

Пока говоришь то, что выше, на слайд можно вынести особенности игры детей 3 и 4 лет. Или не говори, не выноси, но просто знай.

Игра младших дошкольников 3 лет носит предметно-манипулятивный и конструкторский характер. Такую игру называют сюжетно-отобразительной. В ней  воспроизводятся действия взрослых, за которыми наблюдает ребенок. Сюжеты игр не слишком разнообразны, основаны на многократном повторении же игровых действий,  которые полностью имитируют реальные. Игры непродолжительны (3-6 минут), но при условии правильного педагогического руководства становятся более длительными (8-10 минут). Отдельные игровые действия (например, кормление куклы, укладывание спать) объединяются в единую сюжетную линию (кормить – укладывать спать).

На четвертом году жизни начинает развиваться сюжетно-ролевая игра. Педагог создает игровую ситуацию, воплощая ее в контексте какого-либо сюжета или образа, что способствует ее целостному восприятию. В сценариях для таких игр расширен диапазон ролей, которые могут брать на себя дети. Наиболее востребованными остаются игры с куклами, однако наиболее ценным в этом возрасте становится становление общения  с партнером по игре — сверстником.

Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия, необходимо иметь представление о развивающем значении игры, хорошо знать ее специфику, закономерности ее становления. Организация диагностики игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста вызывает у педагогов-психологов затруднения, связанные именно с возрастными особенностями воспитанников.  Непроизвольное внимание у детей еще не сформировано,  поэтому им нельзя предложить выполнить какое-либо задание, руководствуясь инструкцией.  Сложность диагностики игровой деятельности осложняется еще тем, что дети еще не воспринимают сверстника как полноценного партнера по игре, поэтому дошкольники предпочитают играть самостоятельно. Необходимо принимать во внимание настроение ребенка, его физическое состояние, а также индивидуальные особенности развития детей.  Поэтому основными методами диагностики игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста выступают наблюдение и игровые проблемные ситуации.

В изученных нами психолого-педагогических исследованиях и практических пособиях по диагностике общепринятой является схема наблюдения за игровой деятельности детей дошкольного возраста, разработанная Даниилом Борисовичем Элькониным и включающая в себя следующие критерии: потребность в игре, содержание игры, способы решения игровых задач, взаимодействие детей в игре.

Эту таблицу на слайд вынести

Таблица 1– Критерии и показатели игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (по Д.Б. Эльконину)

Названия критерия

Показатели игровой деятельности

Потребность в игре

  • инициативность;
  • длительность игры;
  • эмоциональное состояние в ходе игры.

Содержание игры

  • замысел и его разнообразие;
  • игровые задачи и их разнообразие;
  • самостоятельность при постановке игровых задач.

Способы решения игровых задач

  • разнообразие игровых действий с игрушками;
  • степень обобщенности игровых действий с игрушками; игровые действия с предметами-заместителями;
  • принятие роли;
  • разнообразие ролевых действий;
  • ролевые высказывания (их разнообразие, выразительность, самостоятельность);
  • ролевая беседа и ее содержательность.

Взаимодействие детей в игре

  • взаимодействие с взрослыми;
  • взаимодействие со сверстниками;
  • постановка игровых задач и их принятие.

В ходе наблюдения за игровой деятельностью младших дошкольников выявляется количество времени, затрачиваемое детьми на каждую игру, разнообразие игр младших дошкольников. Рассмотренные группы показателей дают разностороннее представление о развитии игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. О разнообразии замыслов судят на основании длительных наблюдений за играми одного ребенка. Дополнительную информацию может дать игровая проблемная ситуация, например, «Корзинка с игрушками». Педагог-психолог, стараясь заинтересовать детей, говорит, что у него есть корзинка с разными игрушками. Они грустят, потому что с ними давно никто не играл. Помоги мне их развеселить, поиграй с ними. Фиксируется, какие и сколько игрушек ребенок взял, насколько был активен, играл самостоятельно или с детьми, игровой замысел возникал самостоятельно или с помощью взрослого, было и словесное сопровождение игровых действий, сколько игровых цепочек было, сколько игровых задач поставлено.

Задача по исследованию игровой деятельности возлагается на педагога-психолога и воспитателя, реализуется с опорой на наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей, с учетом их реакции на инициативные игровые действия взрослого. Систематическая диагностика позволит обеспечить научно-обоснованный контроль за своевременностью развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста; повысить качество руководства ею с учетом уровня развития у детей качеств и достижений в овладении игровыми умениями и навыками.

Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена, цель достигнута, поставленные задачи решены в полном объеме. Спасибо за внимание. Сказать и на слайд вынести «спасибо за внимание».

Источник