Развитие игровой деятельности ребенка в 2 3 года

Светлана Чернова
Организация игровой деятельности с детьми 2–3 лет

Игра – ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. С этим связано и возникновение замысла в игре.

Как говорила Н. К.Крупская:

«Для ребят дошкольного возраста

Игры имеют исключительное значение:

Игра для них учеба,

Игра для них – труд,

Игра для них серьёзная форма воспитания»

В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.

1. 1 этап – Ознакомительная игра (2-3 мес. – 6 мес.). Ребенок играет.

Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.

2. 2 этап – Отобразительная игра (6 мес. – 1,2 года). В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий,наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно-отобразительной.

3. 3 этап – Сюжетно – отобразительная игра (2-3 года). Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

4. Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры – Сюжетно-ролевой игры (3-5 лет). Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.

5. Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (5-7 лет). Ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.

Более подробно разберу Сюжетно – отобразительную игру.

Сюжетно – отобразительная игра начинает зарождаться в возрасте 2-3 лет. В этом возрасте ведущая деятельность предметная, основным содержанием которой является знакомство с назначением предметов, их свойствами, и их использованием.

1. Особенности сюжетно – отобразительной игры заключаются в знакомстве с предметом. Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические и динамические свойства, пространственные отношения, разделение целого на части и составление целого из частей. Дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни. Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия, а затем из нескольких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие действий.

2.Цель Сюжетно – отобразительной игры: организация практического опыта осуществления игровых действий, а так же обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

3.Задачи Сюжетно – отобразительной игры:

– освоение и назначение свойства предметов;

организация практического опыта осуществления игровых действий;

– обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.

Содержанием Сюжетно – отобразительной игры являются действия ребенка имитирующие в условной форме использование предмета по назначению. Обычно это ежедневно повторяемые режимные моменты, такие как причесывание куклы, купание кукол, глажение одежды для куклы, катание Мишки на машине, убаюкивание куклы, стираем кукле платье.

Игровые задачи, которые ставят дети в этом возрасте, довольно простые по содержанию – кормление куклы, укладывание ее спать и другие.

Наиболее эффективны в этом возрасте специально организуемые обучающие игры, например, «Поможем кукле Кате одеться, после сна», «Зайка заболел» и т. д.

Совместную игру организуем так, что инициатива сначала принадлежит нам, воспитателям, мы подсказываем, советуем. Постепенно инициатива переходит к ребенку, но мы не оставляем без внимания детей, поощряем, одобряем их, вселяем им уверенность.

Поскольку в сюжетно – отобразительной игре малыши знакомятся с различными предметами, их свойствами и назначением, то при ознакомлении с окружающим миром обращаем внимание, для чего они нужны в быту, как используют взрослые, свойства предметов, просим назвать цвет, сравнить с другими предметами. Наиболее эффективной формой являются наблюдения.Например:

Игровая ситуация «Подберем кастрюлю для супа». Цель – познакомить с кастрюлей, ее назначением и свойствами. 1. Перед обедом мы обращаем внимание детей на то, что Ирина Витальевна (помощник воспитателя) принесет нам вкусный суп. Задаем вопрос детям, в чем она принесет нам суп? Дети отвечают, в кастрюле. Подводим детей к столу. На столе стоят две кастрюли, большая и маленькая. Задаем вопрос, какую из них ей надо взять, чтобы принести нам суп? (большую). Почему надо взять большую, а не маленькую? Дети предлагают разные ответы, а мы их обобщаем. Да, необходима большая кастрюля. Нас много, всех надо накормить. Дальше предлагаем детям рассмотреть кастрюлю со всех сторон, заглянуть внутрь. Замечаем что у нее две ручки, крышка. Выясняем у детей, как они думают, зачем кастрюли ручки (чтобы удобно было ее нести, крышка (чтоб суп не остыл, не пролился). 2. Затем предлагаем детям принести кастрюли из игрового уголка. Сравниваем их с настоящей кастрюлей. 3. И переходим вместе с детьми в игровую зону для того чтобы сварить суп для кукол.

Аналогично можно организовать ознакомления детей с другими предметами.

Роль воспитателя в организации сюжетно – отобразительной игры заключается в правильном построении игры, так чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, для этого необходимо грамотно её организовать. Для этого воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

В теории сложились разные подходы к руководству играми детей.Один из них включает следующие компоненты:

1.-обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

2.-обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

3.-своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

4.-умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Таким образом, на этапе сюжетно – отобразительной игры ведущим направление работы становится организация практического опыта осуществления игровых действий, их цепочек, а также обеспечение общения ребенка и взрослого в игре. Все это способствует развитию творческого воображения, образованию игровых умений, а следовательно, создает возможность для перехода к сюжетно – ролевой игре.

Источник

Варвара Пиманова
Игровая деятельность 2–3 лет

Игровая деятельность 2-3 лет.

СЛАЙД 1

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. С раннего возраста у ребёнка есть потребность в игре. И наша задача эту потребность удовлетворить, потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

СЛАЙД 2

«Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом… Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющей» Макаренко Антона Семёновича.

СЛАЙД 3

В работе с детьми 2-3 лет, мы используем следующие виды игр.

• Обучающие игры

• Театрализованные игры

• Двигательные игры

• Игры с водой и песком

СЛАЙД 4

Мы поставили перед собой следующие задачи развития и вовлечения детей в игровую деятельность.

• Удовлетворить потребность детей в разнообразном общении со взрослым.

• Выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетом.

• Побуждать детей выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой.

• Вводить детей в предметный мир, раскрывая способы употребления предметов и их назначение.

• Подводить детей к пониманию роли в игре, формировать начальные навыки ролевого поведения

СЛАЙД 5

Сейчас я хочу рассмотреть обучающие игры, в которых игровой опыт передаётся ребёнку в процессе естественного общения со взрослым.

Мы для себя обучающие игры разделили на несколько видов игр.

• Игры с дидактическими игрушками

• Игры с предметами

• Настольные игры

• Игры-забавы

• Сюжетно-ролевые игры

СЛАЙД 6

• Игры с дидактическими игрушками

Нашим детям очень нравятся дидактические игрушки – это пирамидки, вкладыши, коробочки типа «матрёшка», матрёшка, лабиринты и др. Ребёнок, действуя с предметами, экспериментируя с ними, познаёт мир. Наша задача – разнообразить предметный мир ребёнка, а также поддержать интерес к новому. Здесь также хорошо подойдут динамические игрушки, которые начинают двигаться с помощью усилий ребёнка – это юла, мяч, неваляшка и т. д. Игры с дидактическими игрушками формируют познавательную активность.

СЛАЙД 7

• Игры с предметами

Такие игры проводятся с целью развития осязательного восприятия учить выделять признаки предметов по структуре поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. Достоинством таких игр у детей является то, что для их проведения не требуется какие-то специальные игрушки, пособия. В играх используются подручные материалы,которые есть в любом доме: пуговицы, крупа и т. д.Например: игра с крупой, игры с пуговицами «Разноцветная гусеница», игры с решеткой «Мальчик-пальчик зашагал», игры с платком «Медведь в берлоге».

СЛАЙД 8

• Настольные игры

Малышам нужны игры с доступным содержанием. На карточках лото, парных картинках, книжках-ширмах изображаются игрушки, предметы обихода, простейшие виды транспорта, овощи, фрукты. Подбор картинокпарами, соответствующих картинок к основной карте, название изображённого предмета, того или иного качества содействует развитию словаря, краткой поясняющей речи (яблоко красное, травка зелёная, солнышко жёлтое). Например игры «четвёртый лишний», «Собери картинку», «Мамы и детки», «Чей хвост» и т. д.

• Игры-забавы

На таких играх дети могут потанцевать, помузицировать на шумовых музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры. Игры-забавы развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровые движения, умения выполнять движения в соответствии с текстом песен и потешек.

СЛАЙД 9

• Сюжетно-ролевые игры

Эти игры мы разделили на следующие подвиды:

Игры с дидактической куклой

Игры с сюжетными игрушками

Ролевой диалог

Игры со строительным материалом

СЛАЙД 10

Кукла –любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Мы считаем, что это и надо использовать, чтобы постепенно формировать у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причёсанной… Сформированные положительные моральные качества постепенно переносятся на взаимоотношения самих детей. Наши дети любят играть куклами. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание малыша», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, мы используем в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращаем внимание использование этих игр с воспитательной целью.

СЛАЙД 11

Приемы педагогического руководства игр с куклой и сюжетными игрушками.

Показ

Словесная инструкция, которая не раскрывает способ действия

Прямые указания к действию

Игры – инсценировки

СЛАЙД 12

Приемы педагогического руководства развитием сюжетной игры детей –ролевые диалоги.

Развитие сюжета игры, в котором игровые действия педагога направлены на игрушку (педагог доктор – игрушка больной)

Развитие сюжета игры, в котором игровые действия педагога направлены на детей (педагог доктор – ребёнок больной)

Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на воспитателя (педагог больной – ребёнок доктор)

Развитие сюжета, в котором игровые действия детей направлены на игрушки (ребёнок доктор – игрушка больной)

СЛАЙД 13

Театральная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, звуки. Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереживать персонажам.

СЛАЙД 14

Мы перед собой поставили следующие задачи развития игровых навыков в театрализованных играх.

• Побуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажем.

• Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с предметами-игрушками.

•Побуждать детей отзываться на игры-действия: со звуками, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащие слово.

СЛАЙД 15

Игровые приёмы

• Игра-имитация отдельных действий «Выглянуло солнышко» – дети улыбнулись…

• Игра-имитация образов хорошо знакомых персонажей «Медведь идёт, Петушок шагает»

• Игра-имитация с передачей настроения «Весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать»

• Игра-импровизация под музыку «Зайки – попрыгайки»

• Бесславная игра-импровизация «Зайка»

• Игра-импровизация по текстам

• А. Барто «Грузовик»

• Инсценирование

• Сказка «Колобок»

СЛАЙД 16

Двигательные игры – это увлекательная эмоционально насыщенная деятельность для детей раннего возраста. Эти игры хорошо развлекают ребенка, а заодно развивают мелкую моторику и речь.

СЛАЙД 17

Мы для себя двигательные игры разделили на несколько видов игр.

• Подвижные игры

• Хороводы

Эти игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом или со всей группой. Так же они входят в состав организованной деятельности по физическому развитию.

• Движения пальцами

• Логоритмические игры

СЛАЙД 18

Мы перед собой поставили образовательно-воспитательные задачи

двигательных игр.

• Развивать и совершенствовать движения детей.

• Развить слуховое внимание и двигательную память.

• Приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры.

• Развивать мелкую моторику рук.

Много всего интересного и неизведанного для малыша можно найти вокруг. Мы используем свою фантазию и познавательный интерес ребенка, чтобы увидеть сюрприз в простом. Вода буквально притягивает к себе самых маленьких ребятишек. Стоит наполнить мисочку или ведерко водой, как детские ручки словно сами собой погружаются в нее, а вскоре уже во все стороны летят брызги. Песок — еще один любимый материал детворы. Игры с водой, песком, снегом, создание мыльных пузырей и многое другое вносят в жизнь малыша радость открытия и познания. Важным достижением ребенка раннего возраста является представление о себе и своих возможностях. Ребенок обретает свое Я, ощущает свою значимость, самостоятельность и степень влияния на окружающий мир. Гиперактивным детям такие игры с водой и песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение. Важно, чтобы мы признали те достижения, с которыми ребенок вступает в дошкольное детство.

СЛАЙД 19

Формированию интереса к игре во многом способствует игровая среда, поэтому регулярное внесение в группу разнообразных игрушек вызывает у детей интерес к игровой деятельности.

В нашей группе мы стараемся создать все условия для полноценного физического и психологического развития ребенка, продумываем размещение игр, пособий, игрушек в игровой комнате.

В кукольном уголке поставили мебель. Кукольная кроватка с комплектом постельного белья, а также детская кухня, оснащенная плитой, различной детская посудой, как чайной, так и столовой. В группе есть ванночки для купания кукол, наборы для стирки и глажения белья, игрушечный телефон и будильник. Кукол одеваем, так же как и детей, в платьицах- девочки, в штанишках и рубашках- мальчики.

Мы учили, что игровыеуголки имеют свою специфику: в одни проходят шумные игры, в других спокойные. Поэтому расположили уголки так, чтобы дети, играя, не мешали друг другу. Строительный и моторный –двигательный уголки находятся рядом, так как при строительстве дома нужен «транспорт». Книжный уголок занял спокойную часть комнаты, где ребенку не будут мешать «шофер» или «строитель». Игры для развития сенсорики и мелкой моторики находятся рядом. Имеются игрушки для разыгрывания различных сюжетов – предметы-заместители. Мы считаем, что правильная организация предметной среды является одним из важных условий возникновения и развития игровой деятельности.

В своей группе раннего возраста мы стремимся создать теплую домашнюю обстановку, организовать щадящий режим для нуждающихся в этом малышей.

СЛАЙД 20

Спасибо за внимание!

Источник

Игровая деятельность детей 2 -3 лет.

Дети этого возраста с большим удовольствием откликаются на всё новое, интересное. Главная задача взрослого донести до ребёнка, показать личным примером, как интересно убаюкивать куклу, а как здорово крутится волчок и т. д. Показать, как и чем можно играть.

В раннем возрасте дети активно овладевают собственным телом, имеют достижения в психическом и физическом развитии, которые сопровождаются чувством удовлетворенности собой, своими достижениями.

Раннее детство – период бурного речевого развития. Интенсивно развиваются активный и пассивный словари. К двум годам дети понимают почти все слова, которые произносят взрослые, называя предметы своего окружающего мира. К двум годам количество слов у детей достигает – до 200-300, а к трём – до 1500 сл

Игровая деятельность для детей 2-3 лет имеет существенное значение для развития, определяя их продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии. В сюжетно-ролевой игре дети 2-3 лет копируют многообразные виды обращения людей с предметами в различных социальных ситуациях, усваивают предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Дети с помощью сюжетно-ролевых игр подготавливаются к участию в общественной жизни.

В развитии психических функций детей 2-3 лет доминирует восприятие. Дети этого возраста максимально связаны с наличной ситуацией, всё их поведение импульсивно. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое.

На третьем году жизни ребёнок становится самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связанно с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

Окружающая ребенка среда должна быть простроена таким образом, чтобы поощрять стремление ребенка к самовыражению, игровой деятельности. С этой целью необходимы различные материалы для игр:– строительные блоками, кубики, мозаики, вкладыши и другое оборудованием для развития мелкой и крупной моторики, пространственного видения, но родители должны помнить. Если по какой- то причине они не могут отдать малыша в детский сад, а денег на развивающие игрушки нет. Это не страшно! Всегда под рукой найдётся обычная палочка, взрослый может показать: «Как палочка падает в отверстие, или выложить из палочек солнышко, домик и т. д. Полезно переливать воду из кружки в кружку, перекладывать мелкие предметы из одной ёмкости в другую, пересыпать крупу из одной посуды в другую, сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).                                                                                                                                                                                                                                                                                                     «Помните, как в Золушке». Использовать различные липучки, втыкалочки, молнии, кнопки и др. На самом деле практически любая деятельность, в которой задействованы руки и мелкие предметы, способствует развитию мелкой моторики.

 • Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

• Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

• Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова. • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

• Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

• Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Источник