Развитие игровой деятельности ребенка 3 5 лет

Марина Новикова
Игровая деятельность детей от 3 до 4 лет

С. Л. Рубинштейн писал, что дошкольное детство является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, формируется характер. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.

В игре ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер, проявляя интерес к миру взрослых. Эта деятельность является социальной по своему происхождению и содержанию, она возникает в ходе усложнения опыта человечества, его производственных и культурных взаимоотношений и отражает изменения в обществе. Сюжет и роли в игре дети заимствуют в обществе. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра,в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость, и т. д. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности. Игра отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка,много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и машинка – только игрушки, но любит их как живых.

Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили; смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Во всех детских садах ребята возят грузовики, путешествуют в поездах, на кораблях, летают на самолетах. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями. А также помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Для того чтобы получилась интересная игра, недостаточно, чтобы дети только видели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и др. Если ограничиться только этим, ребята будут подражать только действиям взрослых, не осознавая значения их труда.

Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр. Многие игры возникают под влиянием специальных детских передач. Маленькие дети обычно начинают играть, не задумываясь над целью игры и над ее содержанием. Однако опыт подсказывает, что уже на четвертом году жизни дошкольники способны выбирать тему игры и ставить определенную цель.Перед началом игры воспитатель спрашивает: «Во что будете играть? Что построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?» Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.

В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, даже если его поведение в игре не вызывает ни какой тревоги педагога. Особого же внимания требуют дети робкие, неуверенные в себе, которые из-за этого кажутся неинициативными. Мнимая пассивность ребенка большей частью объясняется тем, что ему трудно сразу войти в жизнь коллектива, а взрослые не помогают ему в этом, не понимают его интересов. Многие факты показывают, как преображается такой ребенок, если находит поддержку воспитателя, как расцветают его творческие способности, организаторские умения.

Немало трудностей у педагога и с детьми излишне бойкими, смелыми, самолюбивыми. Они большей частью бывают заводилами игр, и ребята им охотно подчиняются. Поддерживая и развивая организаторские способности этих детей, необходимо воспитывать у них скромность, чувство ответственности, уважение к товарищам, привычку считаться с мнением других людей.

Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослыми по принципу решение игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства.

Мы в нашей работе с детьми используем разные сюжеты к сюжетно ролевым играм: игры с куклами, игры с машинками и другим транспортом, игры со строительным материалом, игры в парикмахерскую, игры в почту и т. д. Организуем игры в режиме детского сада в утренние, дневные и вечерние часы.

Источник

Особенности развития игровой деятельности у детей младшего дошкольного возраста (3 -4 года).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями, ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Продолжительность игры небольшая, а игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы и  уже могут использовать цвет. 

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка, под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в этом возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу, развивается перцептивная деятельность. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности, но скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Для развития игровой деятельности детей необходимо:

– формировать игровые умения,

– развить культурные формы игры,

– развить у детей интерес к различным видам игр.

В сюжетно-ролевых играх необходимо:

–  Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, сказок, стихов); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

– Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер – пассажир, мама – дочка, врач – больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

В подвижных играх необходимо:

–  Развивать активность детей в двигательной деятельности. Организовывать игры со всеми детьми группы, игры с каталками, автомобилями, тележками, велосипедами, игры в которых развиваются навыки лазания, ползанья, игры с мячами, шарами, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

В театрализованных играх необходимо:

– Пробуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет), передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением). Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол. Учить сопровождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления.

В дидактических играх необходимо:

– Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие шарики 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.). [5]

Литература и интернет источники:

1. Гогоберидзе А.Г., О.В. Солнцева.- Дошкольная педагогика с основами воспитания и обучения: учебник для вузов –«Питер», 2013

2. Козлова С. А.- Дошкольная педагогика: учебник для студ. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.  

3. Лобанова Е.А. – Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие   (https://pedlib.ru/Books/1/0481/index.shtml?from_page=1)

4.Миеляеева Н.В. – Дошкольная педагогика.- «Москва-Юрайт», 2012

5. https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно – речевому развитию детей № 52 «Веселый дельфин»

Рекомендации по организации игровой деятельности дошкольников

(3-4 года)

Задачи по развитию игровой деятельности дошкольников во второй младшей группе ДОУ (3-4 года)

  1. Стимулировать у детей условные игровые действия с сюжетными игрушками, предметами – заместителями и воображаемыми предметами.
  2. Выделять для детей игровую роль через цепочку специфических предметных игровых действий. Выделять для ребенка называние для себя именем игрового персонажа.
  3. Формировать ролевое взаимодействие: ориентировать ролевое поведение на партнере взрослого, а затем на партнера-сверстника.
  4. Стимулировать детей к «оживлению» партнеров игрушек, развертыванию ролевой речи за себя и за игрушку.
  5. Стимулировать необходимость в совместной игре обозначать в речи игровую роль; стимулировать игровой диалог между детьми.
  6. Развивать у ребенка умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу парную дополнительную роль, совместно развертывать 1-2 сюжетные ситуации.

                Роль педагога:

– при сговоре на игру – главное действующее лицо – стимулирует, направляет игровое общение детей. Предлагая малышу игрушку, спрашивает у  ребенка, с кем бы ему хотелось поиграть, располагает детей к общению. Помогает распределить роли, подобрать нужные атрибуты.

– включается в игру во второстепенной роли.

Вторая младшая группа

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» – это игрушки, имитирующие реальные предметы, – орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

«Игрушки – персонажи» – это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

С трёх лет дети становятся более требовательными к «похожести» игрушек на реальные вещи.

Материалы для сюжетной игры

Игрушки-предметы оперирования начинают обрастать большим числом деталей (увеличивается также их тематическое разнообразие). Вместе с тем, в соответствии с усложнением игры ребёнка, условность игрушек по параметрам размера и готовности, напротив, должна усиливаться (это могут быть уже игрушки меньших размеров, соразмерные не самому ребёнку, а небольшой кукле, по отношению к которой осуществляется орудийное действие – её кормят, катают в машине и т.д.)

Игрушки-маркеры условного пространства для детей 3-4 лет сохраняют свои характеристики, являясь примерно такими же, как и в первой младшей группе. Их состав может быть обогащён прототипической ширмой-«прилавком» (имеющей многофункциональное значение – магазина, аптеки и пр.)

Игрушки-персонажи (куклы и антропоморфные мягкие животные) для детей 3-4 лет приобретают больше реалистических черт и уменьшаются в размерах (до среднего). Также для этого возраста полезны игрушки-персонажи из известных народных и авторских сказок, мультфильмов, детских телепередач (среднего размера – до 10-15 см), с которыми ребёнок может разыгрывать соответствующие сюжетные события. Для такой игры необходим набор персонажей (по крайней мере, два персонажа) из одного смыслового контекста (например, Филя и Степашка из телепередачи «Спокойной ночи, малыши»; крокодил Гена и Чебурашка и т.д.) Полезны будут эти персонажи, как в виде обычных кукол, так и в виде наручных кукол би-ба-бо, плоскостных фигур на подставках (все среднего размера)

Полуфункциональные материалы практически те же, что и в первой младшей группе. Всё большее значение приобретают крупные строительные наборы, элементы которых используются как маркеры игрового пространства (для обозначения домов для кукол, зверей, для гаражей, зоопарков и пр., в связи с расширяющейся тематикой детской игры)

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Используется тот же принцип, что и в предыдущей возрастной группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т.е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки

Приблизительная тематика сюжетно-ролевых игр

 дошкольников

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

    «Семья»

    «Семья»

    «Семья»

    «Семья»

      игры с машинами

      игры с машинами

      игры с машинами

      игры с машинами

        игры со строительным материалом

        игры со строительным материалом

        игры со строительным материалом

        игры со строительным материалом

          «Магазин»

          «Магазин»

          «Магазин»

          «Магазин»

            «Парикмахерская

            «Парикмахерская

            «Парикмахерская

            «Парикмахерская»

              «Пароход»

              «Пароход»

              «Пароход»

              «Пароход»

                «Детский сад»

                «Детский сад»

                «Детский сад»

                «Детский сад»

                  «Автобус»

                  «Автобус»

                  «Автобус»

                  «Самолет»

                  «Автобус»

                  «Самолет»

                    «Доктор»

                    «Поликлиника»

                    «Поликлиника»

                    Салон красоты

                    «Поликлиника»

                    Салон красоты

                      «Аптека»

                      «Аптека»

                      «Аптека»

                        «Больница»

                        «Больница»

                          «Оптика»

                          «Оптика»

                            «Скорая помощь

                            «Скорая помощь»

                              «Столовая»

                              «Столовая»

                              «Столовая»

                                театр (кукольный)

                                театр (кукольный)

                                театр (кукольный)

                                  «Зоопарк»

                                  «Зоопарк»

                                    «Почта»

                                    «Почта»

                                      Правила уличного движения»

                                      «Правила уличного движения»

                                        «Библиотека»

                                        «Библиотека»

                                          Военизированные игры

                                          Военизированные игры

                                            Космические полеты

                                            Космические полеты

                                              «Школа»

                                                «Ателье»

                                                Примерный набор игровых материалов для сюжетной игры

                                                второй младшей группы

                                                Тип материала

                                                Наименование

                                                Количество на группу

                                                Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты

                                                Куклы крупные (35-50 см.)

                                                3 разные

                                                Куклы средние (20-30 см.)

                                                7 разные

                                                Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см)

                                                10 разные

                                                Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 10-15 см)

                                                15-20 разные

                                                Набор наручных кукол би-ба-бо: семья

                                                1

                                                Наборы наручных кукол би-ба-бо: сказочные персонажи

                                                2

                                                Набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи

                                                2-3

                                                Наборы солдатиков (среднего размера)

                                                1

                                                Фигурки-человечки (объёмные 10-15 см)

                                                10 разные

                                                Белая шапочка

                                                3

                                                Плащ-накидка

                                                3

                                                Фуражка / бескозырка

                                                3

                                                Каска

                                                2

                                                Набор масок сказочных животных

                                                1

                                                Игрушки-предметы оперирования

                                                Набор чайной посуды (крупной и средней)

                                                3

                                                Набор кухонной посуды (крупной и средней)

                                                3

                                                Миски (тазики)

                                                2

                                                Молоток пластмассовый

                                                1

                                                Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи)

                                                1

                                                Комплект постельных принадлежностей для кукол

                                                3

                                                Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

                                                3 разные

                                                Тележка-ящик (крупная)

                                                1

                                                Автомобили с открытым верхом (средние)

                                                5 разные

                                                Автомобили с открытым верхом (крупные)

                                                2 разные

                                                Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)

                                                3

                                                Телефон

                                                3

                                                Ведёрки

                                                5

                                                Пожарная машина средних размеров

                                                1

                                                Машина «скорой помощи», средних размеров

                                                1

                                                Паровоз и вагончики с открытым верхом, средних размеров

                                                1

                                                Лодка средних размеров

                                                2

                                                Самолёт средних размеров

                                                2

                                                Конь на палочке

                                                3

                                                Набор медицинских принадлежностей (фонендоскоп, градусник, шпатель)

                                                3

                                                Полосатый жезл

                                                1

                                                Бинокль (подзорная труба)

                                                1

                                                Руль

                                                2

                                                Весы

                                                1

                                                Сумки, корзины, рюкзачки

                                                7 разные

                                                Маркеры игрового пространства

                                                Кукольный стол (крупный)

                                                1

                                                Кукольный стул (крупный)

                                                4

                                                Кукольная кровать

                                                2

                                                Кукольный диванчик

                                                1

                                                Шкафчик для кукольного белья

                                                1

                                                Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку)

                                                1

                                                Кухонная плита (соразмерная ребёнку)

                                                1

                                                Ширма-остов домика

                                                1

                                                Ширма-прилавок

                                                1

                                                Набор мебели для кукол среднего размера

                                                1

                                                Бензоколонка (крупная)

                                                1

                                                Полифункциональные материалы

                                                Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)

                                                6

                                                Ящик с мелкими предметами-заместителями

                                                1

                                                Крупный строительный набор

                                                1

                                                Куски такни (полотняной, разного цвета,1×1м)

                                                3

                                                Технологическая карта № 1

                                                СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

                                                № п/п

                                                Предварительная работа

                                                Сюжетная линия

                                                Цели и задачи

                                                Атрибуты

                                                1.

                                                • Рассматривание иллюстраций на тему «В магазине».
                                                • Рассматривание  муляжей овощей и фруктов
                                                • Экскурсия в магазин.
                                                • Наблюдение за работой продавца.
                                                • Беседа на тему «покупки».
                                                • Беседа об атрибутах необходимых для работы в магазине.

                                                Чтение художественной литературы:

                                                Ч. Янгарским «В магазине игрушек», Олеся Емельянова» Магазин игрушек»

                                                Дидактические игры: 

                                                «Какие продукты продаются в магазине»

                                                «Овощи»,  «Кому что?»

                                                 «Какие бывают магазины»

                                                 «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда»

                                                Мотивация для детей(водитель привез груз).

                                                2.Разбирая товар, привлечь детей к игре.

                                                3«Кассир отпускает товар»

                                                4. «Продавец взвешивает продукты» (в молочном отделе, в овощном отделе, гастроном).

                                                5. вместе с детьми распределить роли(продавец ,покупатель).

                                                6.В магазине одежды

                                                Рассортировать одежду на летнюю и зимнюю.

                                                7.Магазин одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.

                                                8.Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.

                                                9.Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее.

                                                10.Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.

                                                1.Выяснить представления детей о работе магазина, профессии продавца.

                                                2.Знакомить детей с понятиями: прилавок, витрина, товар, покупатели.

                                                 3.Знакомить со спецификой работы продавца.

                                                4.Учить детей соблюдать правила игры;

                                                5.Учить детей классифицировать предметы по общим признакам, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

                                                6.Учить различать и называть летнюю и зимнюю одежду.

                                                 7. Расширять знания о специализированных магазинах.

                                                8. Воспитывать чувство взаимопомощи,

                                                9.Воспитывать вежливость и тактичность в общении между продавцом и покупателем;

                                                10.Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

                                                11.Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

                                                Овощи , фрукты, сумки, кошельки, весы, костюм продавца, прилавок, предметы-заместители,

                                                Технологическая карта № 2

                                                СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «БОЛЬНИЦА»

                                                № п/п

                                                Предварительная работа

                                                Сюжетная линия

                                                Цели и задачи

                                                Атрибуты

                                                1.

                                                • Рассматривание сюжетных картинок на тему «В больнице».
                                                • Экскурсия в кабинет медсестры
                                                • Просмотр мультфильма  «Про бегемота, который боялся прививок»

                                                 Чтение художественной  литературы: 

                                                А, Крылов «Заболел Петух ангиной»

                                                К.Чуковский «Айболит»,

                                                «Бармалей»,

                                                В.Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок».

                                                Музыкальная деятельность:

                                                Прослушивание песни «Кукла заболела» (муз. А.Филиппенко, сл.Т.Волгиной).

                                                Дидактические  игры:

                                                «Профессии»

                                                «Подбери инструменты»

                                                «Кому что надо»

                                                Продуктивная деятельность:

                                                Создание книги-самоделки «Полезные и вредные продукты питания»

                                                1. Мама приводит ребенка в больницу.

                                                2.Заполняем карточку пациента»

                                                3.  Врач выслушивает жалобы больного

                                                4. Прослушивает легкие, смотрит горло, уши, измеряет температуру

                                                5.Медсестра делает прививки, пишет

                                                6. Врач выписывает рецепт

                                                7. Пожелать  больному здоровья.

                                                – обучать детей умению принимать на себя роль доктора, больного.

                                                 – выполнять соответствующие игровые действия.

                                                – расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства»,

                                                «температура», «стационар»

                                                 – познакомить с особенностями поведения пациентов, деятельности медперсонала в больнице.

                                                -учить детей играть вместе, дружно, не сорясь

                                                – приучать вежливо разговаривать с больными

                                                – воспитывать в детях внимательность, чуткость

                                                Белый халат, игрушечные градусники, фонендоскоп, медицинская карта, телефон, сбор коробочек из-под лекарств, предметы заместители

                                                Технологическая карта № 3

                                                СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «СОБИРАЕМСЯ НА ПРОГУЛКУ»

                                                № п/п

                                                Предварительная работа

                                                Сюжетная линия

                                                Цели и задачи

                                                Атрибуты

                                                1.

                                                • Рассматривание сюжетных картинок на тему «Дети на прогулке»

                                                Дидактические  игры:

                                                «Одень куклу»

                                                «Бумажные куклы»

                                                «Чья одежда» (мальчики, девочки)

                                                Чтение художественной  литературы:

                                                Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения»

                                                .

                                                1. Мотивация для детей (в гости пришла кукла Маша).
                                                2. Кукла Маша хочет гулять, нужно правильно ее одеть.
                                                3. Дети достают из шкафчика кукольную одежду и выбирают подходящую.
                                                4. Дети берут куклу с собой на прогулку.
                                                5. Придя с прогулки, они в правильной последовательности раздеваются и раздевают  куклу.
                                                6. Комментируют свои действия.

                                                – Развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона.

                                                – Научить правильно, называть элементы одежды.

                                                – Закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь».

                                                – воспитывать заботливое отношение к окружающим, одежеде.

                                                Кукла, одежда для всех периодов года (для лета, осени, зимы, весны), маленький шкафчик для одежды и стульчик.

                                                Технологическая карта №4

                                                СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПАРИКМАХЕРСКАЯ»

                                                № п/п

                                                Предварительная работа

                                                Сюжетная линия

                                                Цели и задачи

                                                Атрибуты

                                                1.

                                                • Рассматривание картинок на тему «Парикмахерская», какими инструментами пользуются парикмахеры.
                                                • Экскурсия в парикмахерскую.
                                                • Просмотр мультфильма К.Чуковского «Мойдодыр»
                                                • Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру».
                                                • Праздник для кукол «Приведем кукол в порядок»

                                                Дидактические  игры:

                                                «Кому, что надо для работы»

                                                «Кому нужна расческа»

                                                «Что лишнее»

                                                Продуктивная деятельность:

                                                Изготовление журнала «Прически мальчиков и девочек»

                                                Рисование «Расческа для Пушистика»

                                                Чтение художественной литературы: 

                                                Потешка «Расти коса до пояса»

                                                К.Чуковский  «Мойдодыр»

                                                1. Открытие парикмахерской

                                                 (оформление помещения, выбор журналов, фотографий)

                                                1. Утилизация отходов. Пластиковые баночки выбрасываются в одни контейнеры, стеклянные в другие.

                                                3.Усадить клиента на стульчик, надеть пелеринку, завязать фартучек.

                                                4.Вымыть голову (можно использовать флакон из-под шампуня, кубик вместо мыла)

                                                5.Высушить волосы феном (можно водить над головой кубиком и жужжать).

                                                6.Причесать клиента (расческой, палочкой).

                                                7.Приколоть заколку, бантик.  

                                                8.Побрызгать волосы лаком

                                                9.Посмотреться в зеркальце (можно в крышку от банки)

                                                10.В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчесывает волосы, красит волосы, стрижет.

                                                1.Познакомить с профессией парикмахер.

                                                2. Пополнить словарь детей словами: парикмахер, мастер, фен, фартук, пелеринка, женский салон, мужской салон.

                                                2. Обратить внимание на проблему мусора ( как их утилизируют).

                                                3.Обратить внимание, на действия парикмахера.

                                                4. Учить детей, в каких случаях нужно обращаться к парикмахеру.

                                                5. Повторить правила поведения в общественных местах;

                                                6. Напомнить о том, что надо здороваться при встрече с работниками парикмахерской, магазина;

                                                7.учить поблагодарить за хорошую причёску

                                                Зеркало, стол, стул, журналы, фотографии. Расчески, баночки, флаконы, игрушечный фен и ножницы.

                                                Технологическая карта № 5

                                                СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ»

                                                 («ПАРОХОД» «АВТОБУС» «Я ШОФЁР»)

                                                № п/п

                                                Предварительная работа

                                                Сюжетная линия

                                                Цели и задачи

                                                Атрибуты

                                                1.

                                                • Рассматривание иллюстраций на тему: «Транспорт» «Море» 
                                                • Просмотр мультфильма «В порту» о пароходах и работе речного транспорта.
                                                • Беседа о труде моряков, о работе водного транспорта.
                                                • Целевая прогулка по ближайшей улице города.
                                                • Беседа на тему «На чем люди ездят»
                                                • Рассматривание альбома «Транспорт моего города»

                                                Чтение художественной литературы: 

                                                Разучивание стихотворений        

                                                А. Барто «Грузовик»

                                                Б. Заходер «Шофер»

                                                Чтение стихотворения 

                                                К.Чолиева  

                                                Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»

                                                А.Барто «Игрушки»

                                                Чтение  рассказов о моряках, о  водном транспорте.

                                                А. Пушкин «Ветер по морю гуляет

                                                А. Барто «Кораблик»

                                                 Загадки о транспорте

                                                Музыкальная деятельность:

                                                Пение песен: «Машина»

                                                Пение Е Железнова «Я еду, еду, еду»

                                                Слушание «Шум моря»

                                                Продуктивная деятельность:

                                                Аппликация «Пароход на реке», «Автобус»

                                                Рисование «Колеса для автомобиля

                                                Ручной труд: изготовление бинокля, рупора, цветных флажков

                                                Постройка автобуса из строительного материала.

                                                Изготовление с детьми билетиков для игры.

                                                Постройка гаража из строительного материала

                                                Пальчиковая гимнастика:

                                                 «Кто приехал?»

                                                Исследовательская деятельность:

                                                Игры детей с водой и бумажными корабликами, изготовление бумажных корабликов

                                                Дидактические игры:

                                                «Чей предмет»

                                                «Собери машину» (разрезные картинки, мягкий конструктор)

                                                «На суше, на небе, на воде»

                                                 игра-лото «Транспорт»

                                                «Угадай по звуку»

                                                Подвижные игры:

                                                « Поезд»

                                                «Воробушки и автомобиль»

                                                «Море волнуется», «Через ручеек», «Не замочи ног», «Удочка»

                                                Пароход строят  из кубиков, блоков, кирпичиков, веревки, стульчиков.

                                                Пассажиры отправляются в путешествие по реке.

                                                Капитан отдает команды, смотрит в бинокль.

                                                Штурвальный ведет пароход, крутит руль. На остановках все выходят на берег, гуляют, ходят на экскурсии. Моряки на пароходе убирают трап, моют палубу, выполняют команды капитана.  

                                                Повар-кок готовит обед для команды.

                                                Капитан-пассажир;

                                                Капитан – матросы.

                                                1. Формировать представления о людях разных профессий (шофер, моряк, капитан)

                                                2. Обогащать словарь, развивать речь детей: шофер, моряк, капитан, руль, якорь, пассажир,

                                                3. Учить понимать обобщающие слово «профессии».

                                                4. Развивать диалогическую речь, внимание, умение и желание сотрудничать в общем деле.